Египетская мау - кошка фараона. Божественные кошки в древнем египте. Значение богини Бастет в религиозном культе

Многое, что связано с историей Древнего Египта, до сих находится под покровом тайны: загадочные пирамиды, могущественные фараоны, сокровища гробниц, сфинксы, пески времени… Не менее загадочна и порода кошек фараонов «египетская мау», или, как ее еще называют некоторые источники - египетский мау. Изображениями кошек именно этой породы (а «мау» и переводится как «кошка») украшены стены древних пирамид Египта. Вообще в Египте кошки были священными животными.

Кошки в Древнем Египте

Первые письменные упоминания о кошках Египетский Мау относятся к пятому веку до нашей эры, а автором этих упоминаний является древнегреческий историк Геродот (он вообще много о чем поведал миру). Геродот сообщает, что еще за три тысячи лет до нашей эры каждый египтянин держал в своем доме кошку. Правда, какими они были, Геродот не рассказывает.

Сам факт многочисленности домашних кошек в Древнем Египте не удивителен. Ведь известно, что кошек там ценили и уважали. К этим священным животным египтяне относились с божественным почитанием. В храмах стояли многочисленные статуи богини Баст и кошки Бастет. А верховный бог Ра часто изображался в виде Великого Кота. До наших дней сохранились изображения рыжего кота (бога-Солнце), ножом отрезающего голову змея. Да и первоначальный облик Солнца в Египетской мифологии – гепард (тоже кошка).

Даже смерть обычных домашних кошек сопровождалась священным ритуалом. Когда кошка умирала, ее мумифицировали. Мумии кошек заключали в золотые и серебряные саркофаги, инкрустированные драгоценными камнями. Во время археологических раскопок в городе Бени-Хасана было обнаружено целое кладбище кошек с захоронениями ста восьмидесяти тысяч(!) мумий кошек. Известно также, что хозяева в знак скорби по умершей кошке сбривали брови и носили многодневный траур.

История породы

Свою долгую родословную экзотическая кошка египетская мау ведет от кошек великих фараонов. Это очень древняя порода, формировавшаяся в результате естественного отбора. Внешность кошек мау практически не претерпела заметных изменений больше чем за три тысячи лет. Очень и очень длительное время эта древняя порода сохранялась только на своей родине. А современная история породы кошек фараонов началась сто лет назад.

Воссоздать породу египетских мау задумали европейские заводчики кошек. Но первые результаты воссоздания породы были «сведены на нет» во время второй мировой войны. Вторая попытка, завершившаяся успехом, была предпринята в пятидесятые годы русской княгиней Наталией Трубецкой, проживавшей в Италии. Княгиня была владелицей двух кошек мау (Гепа и Лудоль), привезенных из Египта. Трубецкая зарегистрировала их в ассоциации FIFe, а после иммиграции в США основала питомник «Фатима». В результате долгой и кропотливой работы американских фелинологов египетская мау была признана CFA официальной породой в 1977 году.

В Европу этих кошек привезли в 1988 году, а в Россию они впервые попали лишь летом 2010 года. Их приобрела Полина Горелкина, владелец питомника «EgyptSila» (Египетская сила).

Особенности внешности кошки фараонов

Египетская мау – леопард в мниатюре. Ее, кстати так и называют: леопард для гостиной. Но темные пятнышки – не единственные отметины на шубке. Отличительная черта этих кошек – браслеты и ожерелья. Ожерелья – контрастные полосы вокруг шеи, а браслеты – полукольца на верхней части передних лап. Кроме того, настоящая кошка фараона отмечена знаком скарабея. Это темный рисунок в виде буквы W, расположенной на уровне ушей, соединенной с «буквой» М над глазами.

А глаза… Глаза у египетских кошек исключительно зеленые, крупные и миндалевидные. Как у истинных египтянок Древнего Египта, у кошек фараона есть «макияж богини»: две длинные стрелки, которые подчеркивают глаза и проходят по скулам на виски.

Еще одна необычная особенность внешности кошек породы египетский мау - небольшие складки-мешочки перед задними ногами. Принято считать, что эти складки, свисающие под животом, нужны для размаха задних лап при быстром беге и высоких прыжках.

Стандарт породы

Египетский мау - тип кошек, который напоминает абиссинский. Стандарт CFA предъявляет следующие требования к породе.

  1. Сложение крепкое и мускулистое, с хорошо развитым костяком
  2. Уши высоко и широко поставленные, среднего или большого размера, острые на концах, иногда с кисточками.
  3. Глаза миндалевидные, большие, цвета зеленого крыжовника расположены чуть наискось по направлению к ушам.
  4. Шерсть короткая или средней длины, блестящая, густая и шелковистая.
  5. Окрас трех типов: серебристый, бронзовый, дымчатый.
  6. Отметины: темные пятна, знак скарабея, «восточный макияж».

Дисквалифицирующие признаки породы египетская мау: отсутствие характерных отметин, желтый цвет глаз.

Характер кошки фараонов

Египетская мау особенная не только своей родословной и броской внешностью. Ей свойственны также и отличительные (порой противоречивые) качества характера. Так, например, кошки этой породы одновременно независимы и преданы своим хозяевам, уравновешены и страстны.
Кошки мау очень энергичны. Они любят прогулки и даже согласны для этой цели носить ошейник или шлейку. Они подвижны и гибки, игривы и общительны, не выносят одиночества. Обладают мелодичным и выразительным голосом, по которому всегда можно распознать эмоции и настроение животного.

Как и все кошки мау не лишены желания сладко поспать после обеда или понежиться на коленях у хозяина. При этом они ненавязчивы и всегда чувствуют, расположен человек к такому общению или нет. При избытке радостных эмоций кошки прыгают на передних (!) лапках, виляя хвостом так быстро, что его просто нельзя разглядеть.

Уход за кошкой

Как и все домашние животные кошки египетская мау требуют внимания и ухода со стороны хозяина. И прежде всего в уходе нуждается её чудесная шерсть. Этих кошек полезно даже просто поглаживать, не говоря уж о том, что им необходимо постоянное вычесывание шерсти: и то и другое помогает удалить мертвую шерсть. Для ежедневного расчесывания нужна специальная расческа с частыми зубьями, а для периодического более интенсивного вычесывания – резиновая щетка. Кроме того полезно также полировать шерсть мягкой замшей, нейлоновым или шелковым платком.

Гигиенические процедуры заключаются в удалении избыточного ушного секрета, подрезании когтей и купании животного по мере необходимости. Следует также следить за состоянием зубов, да и за здоровьем кошки в целом.

Любопытные факты

  1. Во время течки кошки могут издавать такие громкие звуки, что невозможно услышать собеседника.
  2. Согласно правилам племенной работы и стандартам породы, мау нельзя скрещивать с кошками других пород.
  3. Мау самые скоростные из всех кошек: они способные развивать скорость почти до 60 км/час.
  4. Мау вынашивают детенышей гораздо дольше, чем другие кошки: беременность длится до семидесяти трех дней.
  5. Склонны к перееданию и могут страдать ожирением.

Египетская мау - порода кошек пока еще весьма малочисленная, а потому все еще редкая и дорогостоящая. В основном представители этой породы проживают с Соединенных Штатах, но также есть питомник мау и в Европе (Германии, Италии, Голландии, Франции). В России пока существует только один единственный питомник египетских мау, который находится в Московской области и называется «Египетская сила». Поэтому приобрести эту редкую кошку достаточно сложно, но, как утверждают истинные ценители породы, такая кошка стоит потраченных на нее средств.

Кошка фараонов

Трудно представить себе существо, так мало походящее на все знакомые породы кошек. Кем только не называют сфинкса. Однако, это действительно кошка. И прозаическое «мяу» никак не вяжется с ее сверхэкзотическим обликом. Практически все, кто впервые увидел кошку этой породы, испытывают легкий шок. Но каким бы ни было Ваше отношение к животному, Вы никогда не сможете забыть сфинкса или просто остаться к нему равнодушным.

Безволосая порода, кошек была известна, еще во времена, фараонов Египта. Легенда гласит, что белый голубоглазый сфинкс охранял египетские храмы. Считается, что безволосые кошки были у ацтеков и в древней Мексике. Но их облик отличался от облика современных сфинксов.

Сейчас существуют три пород голых кошек-сфинксов: канадский сфинкс и две - выведенные в России - донской сфинкс и петербургский сфинкс. Правда мировое признание получили пока только канадские сфинксы (на донских сфинксов есть пока, только предварительный стандарт). О канадских сфинксах и пойдет сегодня речь.

Начало современного разведения сфинксов пришлось на 1966 год. Тогда у домашней кошки в Онтарио (Канада) родился бесшерстный котенок. Он и стал родоначальником новой породы экзотических кошек, которая впоследствии получила название канадский сфинкс.

Сегодня чистокровных канадских сфинксов очень мало. Из-за крайне ограниченного числа животных, в программе разведения использовались другие породы. Наиболее часто в формировании канадских сфинксов использовались курчавые кошки девон-рексов. Дело в том, что потомки уже первого поколения не имеют шерсти. Но эти породы различны по экстерьеру. Если девон-рекс нарядная грациозная кошка, легкого типа, то сфинкс - «бульдог среди кошек». И это емкое сравнение как нельзя лучше отражает суть породы.

Главная отличительная черта сфинкса - отсутствие шерсти, хотя было бы неправильно утверждать, что на сфинксе нет ни единого волоска. На ощупь кожа напоминает замшу хорошей выделки. Иногда, особенно в холодное время года, у сфинксов появляется легкий пух, который впоследствии они почти полностью теряют. Котята сфинксов покрыты складочками кожи и выглядят очень забавно. У взрослого животного морщины остаются в основном между ушами, на шее, за скулами. И чем больше морщинок сохранится у взрослой кошки, тем лучше.

Сфинксы многих современных линий больше похожи на изысканные фарфоровые статуэтки, чем на чудных морщинистых гномов, какими были в самом начале разведения. Эти кошки обладают удивительной мягкостью очертаний. В их фигурках нет ни одной прямой линии, все они округлены, все формы выпуклы, и вместе с тем, плавны. Может быть поэтому второе, менее известное название канадского сфинкса - «лунная кошка».

Характер у сфинксов совсем не кошачий. Похоже, что кошками они себя совсем не считают: добродушны, миролюбивы, привязчивы к человеку, хорошо относятся к собакам и другим животным.

Новые естественные мутации бесшерстности и сейчас встречаются среди кошек. Таких животных очень ценят и стараются максимально использовать их потенциал в племенной работе. «Новые лысые» обычно становятся гордостью питомников.

Для полного комфорта сфинксу нужна та же температура, что и человеку. Они не требуют специальной диеты, но достаточно прожорливы и едят больше, чем другие кошки. Это объясняется тем, что им нужно гораздо больше энергии для обогрева тела. Ведь собственная температура тела сфинксов приближается к 42 ° С. Может быть поэтому древние индейцы использовали голых кошек в качестве живых грелок.

Сфинксы живут так же долго и обладают таким же здоровьем, как и другие кошки. Разведение не представляет особых сложностей. И поэтому в последнее время популярность этой породы растет во всем мире. В Америке любители сфинксов даже выпускают собственную газету «Naked Truth» - «Голая правда».

Человека сфинксы воспринимают как своих собратьев и относятся к нему «на равных», совсем «по-человечески». Общаться с такой кошкой всегда очень приятно. Возможно, что из-за отсутствия шерсти создается ощущение контакта уже не с животным, но с существом, стоящим на ступень ближе к человеку - и, как знать, только ли внешне?..

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов. Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ кошки в древнем Египте появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

КУЛЬТ БАСТЕТ

Немногим позднее, после объединения верхнего нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Именно Баст считалась защитницей детей фараона, силой, посылающей царям пищу, а всем женщинам - детей. Она чтилась как покровительница беременных и рожающих. Учёные считают, что на эту мысль жрецов натолкнуло наблюдение за кошками, которые часто и легко котятся, а затем становятся заботливыми матерями. Египтяне верили, что богиня оберегает детей от болезней и укусов скорпионов, поэтому малыши носили амулеты с изображением Бастет или даже соответствующие татуировки. Кошек настолько почитали, что во время пожара египтянин сначала спасал из горящего здания мурлыку, а уже потом начинал тушить огонь.

Баст изображалась в камне, бронзе и в золоте: она бывала запечатлена в виде либо кошки, либо девушки с кошачьей головой и с систром (музыкальным инструментом), а у её ног находились четыре котёнка.

Существует миф о том, как бог Ра, желая помочь людям, послал на землю свою дочь. Она приняла облик львицы Сехмед и, обезумев от крови, принялась истреблять человеческий род. Тогда бог Онурис пошёл на хитрость: он налил на землю подкрашенное в красный цвет пиво. Львица подумала, что это кровь, и принялась лакать. Она опьянела и уснула. Тогда Онурис превратил кровожадную львицу в пушистую мурлыку. Так что, кроме кошачьей сущности, Баст обладала львиной, преображаясь в жестокую Сехмед. Таким образом, вероятно, египтяне хотели выразить двойственность кошачьей натуры: ласковой мурлыки и коварной хищницы.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир. Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Культ Баст продержался до IV века нашей эры. Историки связывают возвышение этого божества и, соответственно, принижение роли Исиды с политическими переменами на территории Египта. В этот период центральная власть переместилась из Верхнего Египта в Нижний, в новую столицу Пер-Баст (дом Баст). В этом городе был построен роскошный храм богини, куда стекались паломники со всей страны.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

КУЛЬТ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Культ кошки Бастет имеет и экономические предпосылки. Ведь Египет - аграрная страна. Египтяне сильно зависели от урожая и его сохранности, а он нередко истреблялся полчищами грызунов. А ведь, по подсчётам специалистов, одна кошка, охотящаяся на мышей, спасает от них в год до десяти тонн зерна. Кошки-защитницы урожая были необходимы для выживания нации.

А еще они уничтожали гадюк, которых в Древнем Египте было очень много. Там распространены рогатые гадюки – ядовитые змеи, имеющие пару клыков, с помощью которых они способны при укусе впрыскивать в жертву яд. Яд гадюк может быть весьма опасен для людей и даже смертелен.

Удивительно, но факт: египтяне использовали кошек в качестве охотничьих животных, как сейчас нередко используют собак. Кошки сопровождали хозяев на охоту на птиц или на рыбную ловлю.

Египтяне очень чтили кошек. Например, при каждом храме, где жили кошки, был человек, исполняющий почётную должность - «страж кошек». Эта должность была наследственной.

СМЕРТЬ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей.

За убийство кошки, даже непреднамеренное, человек мог поплатится жизнью. Так, например, греческий историк Диодор Сицилийский описал случай, как один римлянин случайно переехал кошку на колеснице и был за это немедленно убит разъяренными египтянами.

Поклонение кошке однажды подвело Египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна. (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и затем римлянам.

Если в доме умирала кошка то ее похороны проходили с большими почестями, вся семья погружалась в траур, который длился 70 дней.Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы мола возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

До нас дошло много кошачьих мумий, поэтому мы знаем, как выглядели древнеегипетские кошки. Они были среднего размера, рыжеватого однотонного окраса, очень худощавые, похожие на современных представительниц абиссинской породы.

В древнеегипетской Книге мёртвых изображён Великий Мату – светлый кот, спасающий людей от змея Апопа. Вероятно, кошки почитались в двояком обличии: как богиня-кошка Бастет (женская ипостась), и как кот-свет (мужская).

КАК КОШКИ ПОПАЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЕГИПТА

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Египтяне препятствовали распространению кошек за пределы страны. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Поэтому вывести кошку из страны означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением заслуживающим смертной казни. Когда Египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова. Значительно раньше мурки появились в Индии, Таиланде и Китае. Но широкое распространение эти животные получили не раньше второго тысячелетия нашей эры.

  • Древнеегипетская надпись на обелиске в Небре гласит: "О, чудесная кошка, дарованная навеки". Культ этого маленького хищника начался еще во времена Древнего Царства и длился на протяжении многих столетий. Никогда, ни в одном государстве мира это грациозное животное не почиталось так, как в стране пирамид. Кошки в Древнем Египте не просто были полноправными членами египетских семей и любимыми питомцами фараонов, люди присваивали им божественный статус и возводили в их честь храмы и даже целые города. Это был золотой век в кошачьей истории.

    Роль кошки в Древнем Египте: почему этих животных обожествляли?

    Древние статуэтки египетских кошек

    Прошлое Древнего Египта и история одомашнивания диких кошек неразрывно связаны между собой, поскольку именно в стране пирамид предки современных котов впервые стали обитать рядом с человеком. Об этом говорит множество источников, датированных III тысячелетием до нашей эры.

    Уже тогда на росписях в гробницах знатных граждан и даже самого фараона пушистые зверьки запечатлелись живущими в доме в качестве почетных членов семьи и носящими специальные ошейники. Египетские художники старались рисовать священного зверька в любых видах и позах на погребальных плитах или папирусах. Скульпторы ваяли их из золота, бронзы, камня или дерева, лепили из глины, вырезали из слоновых бивней. Юные египтянки всегда держали при себе амулеты с кошачьими образами, которые назывались «утчат» и являлись символом деторождения.

    Благодаря фрескам и другим предметам искусства, украшенным грациозными кошачьими фигурками, также стало известно, что египтяне называли своих питомцев «миу» или «миут». Существует предположение, что такое прозвище кошки получили из-за издаваемых ими мяукающих звуков. Это имя давали и девочкам, чтобы подчеркнуть их красоту, грацию и мягкость.

    Жители страны пирамид очень чтили пушистых животных. Они восхищались их чистоплотностью и изяществом. Особую тайну для человека представлял тайный сумеречный образ жизни кошки, ее светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, независимый нрав. Эти необычные и необъяснимые качества вызывали трепет у древних людей и вселяли в их сердца безграничное уважение к свободолюбивому зверю. Помимо этого, кошке приписывались и мистические способности - по мнению египтян, она могла посещать потусторонний мир.

    Поэтому кошки и были желанными гостями во многих храмовых комплексах Древнего Египта. Там их кормили свежей рыбой, которую специально разводили в прудах. Уход за храмовыми животными осуществлялся жрецами - «стражами кошек» и являлся одной из самых почетных служб в государстве. Причем эта уважаемая профессия с гордостью передавалась по наследству от отца к детям. Суеверные египтяне считали, что храмовые зверьки способны предсказывать будущее. Потому жрецы внимательно следили за каждым их жестом, а потом истолковывали знаки, считая, что так с ними общаются сами боги.

    Практическая сторона вопроса

    Почитание кошки в Древнем Египте имело и экономические предпосылки, помимо мистических. В те далекие времена государство занималось исключительно аграрной деятельностью и славилось на весь мир своим богатым урожаем зерновых культур. Фактически жизнь страны пирамид напрямую зависела от количества выращенной пшеницы и ее сохранности.

    Но урожай нередко подчистую уничтожался несметными полчищами грызунов. Именно тогда древние египтяне и обратили внимание на пушистых зверьков, каждому из которых было под силу спасти до десяти тонн зерна в год. Таким образом, кошки являлись жизненно необходимыми животными для выживания целой нации.

    А еще маленькие хищники ловко уничтожали ядовитых рогатых гадюк, которых в тех землях водилось великое множество. Кошек брали и на охоту в качестве охотничьих животных, они добывали птиц и рыбу.

    Благодаря дошедшим до наших дней кошачьим мумиям, археологам и ученым удалось выяснить, как выглядели эти зверьки в те далекие времена. Они были небольшого размера, худощавые, грациозные и в основном однотонного красноватого окраса.

    Значение богини Бастет в религиозном культе


    Археологи предполагают, что в древнеегипетском пантеоне значились имена нескольких сотен богов. Но одним из самых популярных божеств, входящих в «священную девятку» (девять верховных божеств), считалась молодая и прекрасная девушка с головой кошки - богиня Бастет (Баст).

    Ее статуи высекались из камня, изготавливались из золота или бронзы. В руках она держала систр (музыкальный инструмент), а у ног богини резвились четыре котенка. На основаниях этих статуй и обелисках высекались священные молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца».

    Кошки Египта почитались и в двояком обличии: самого бога Солнца часто запечатлевали в образе рыжего кота (мужская ипостась Бастет). А в древнеегипетской Книге мертвых изображен Великий Мату – кот белого цвета, который спас человечество от змея Апопа.

    Иногда богиню изображали и со львиной головой, чтобы подчеркнуть двойственность натуры. Это связано с одной интересной легендой о дочери верховного бога Ра, которая могла принимать облик львицы, - Сехмед (или Муут). Она была владычицей пустыни, грозной и беспощадной богиней войны и палящего солнца. В качестве оружия у нее были знойные ветры самума и стрелы, поражающие врагов в самое сердце.

    Несмотря на вздорный характер, Сехмед считалась хранительницей мира и защитницей людского рода. К ней возносили молитвы тысячи верующих в минуты опасности и просили защиты от недоброжелателей.


    Если доверять мифу, Ра отправил Муут на землю, чтобы наказать непокорных людей. Но попав однажды к простым смертным, жестокая богиня вкусила людской крови, обезумела и перешла все дозволенные границы. Она начала беспощадно истреблять человечество. Тогда бог Онурис решил обмануть львицу и облил землю пивом, подкрашенным в красный цвет (по другой версии красным вином).

    Перепутав напиток с кровью, она принялась лакать его и вскоре опьянела. Именно тогда боги и обратили кровожадное дикое животное в пушистую миниатюрную кошку. Поэтому кроме утонченной кошачьей сущности, Баст имела и вторую темную натуру жестокой хищницы Сехмед. Со временем этот миф забылся, и после 2000 года до нашей эры изображения Бастет значительно изменились – ее стали изображать исключительно в образе грациозной кошки.

    В стране пирамид Баст олицетворяла саму жизнь, плодородие женщины и земли, являлась покровительницей домашнего очага и защитницей фараона и его семьи. Кроме того, царственную богиню связывали с солнечным и лунным светом. Ей была дана власть открывать зарю нового утра.

    Также богиня-кошка чтилась как покровительница беременных и рожающих девушек, поскольку именно эти животные легко котятся. Древние египтяне верили, что Баст оберегает детей от укусов ядовитых змей и скорпионов, а также тяжелых недугов. Поэтому для новорожденных изготавливались амулеты с изображением кошки, а детям постарше наносились соответствующие татуировки.

    Храмы, построенные в честь женщины с кошачьей головой

    В религии Древнего Египта божественная кошка имела огромное значение и влияние. В ее честь недалеко от дельты Нила был построен религиозный центр поклонения - город Бубастис, в котором находился прекраснейший храм, посвященный кошачьей богине, если верить описанию древнегреческого историка Геродота. Именно здесь проходили ежегодные религиозные торжества, связанные с кошачьим культом, куда стекалось множество паломников со всей страны. Археологи даже нашли в древнем городе крупнейшее захоронение мумифицированных пушистых зверьков (около трехсот тысяч мумий).

    Также известно, что в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в честь кошки египтяне воздвигли большое святилище. В его центре возвышалась статуя Бастет гигантских размеров, изготовленная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время религиозных торжеств изваяние выносили из храма, погружали в ладью и провозили вдоль речных берегов.

    Историки связывают подобное возвышение богини с кошачьей головой с серьезными политическими изменениями в стране пирамид, когда центральная власть перешла из Верхнего Царства в Нижнее, а у государства появилась новая столица - Пер-Баст (дом Баст). Культ Бастет продержался на египетской земле вплоть до IV века нашей эры.

    Малоизвестные факты

    Потомками священных нубийских кошек являются современные египетские мау, которые прославились на весь мир благодаря своему природному леопардовому окрасу. Существует также версия о том, что первые кошки страны пирамид были потомками камышовых и степных котов. Особую роль при дворе фараона играли и бесшерстные животные - сфинксы, которые со временем исчезли с территории Египта и возродились к жизни в Канаде только в 70-х годах XX века.

    Интересные факты о древнеегипетских кошках, которые лишь подчеркивают их значимость для жителей страны пирамид:

    • Почти у всех простых египтян была своя пушистая любимица. Для нее оставляли в качестве угощения свежую рыбу, ухаживали, как за самым почетным членом семьи, и верили, что за это она будет защищать всех жильцов дома. Если внезапно начинался пожар, питомицу выносили из пылающего здания первой и только потом детей.
    • Египтяне оберегали священную кошку и препятствовали ее вывозу за пределы страны, поскольку зверек являлся собственностью самого фараона. Нарушение этого правила каралось смертной казнью, а животные, покинувшие государство, возвращались обратно домой с помощью выкупа или похищения.
    • Даже за неумышленное убийство маленького крысолова преступник расплачивался собственной жизнью. Греческий историк Диодор Сицилийский засвидетельствовал случай, как один из римлян случайно проехал по зверьку на колеснице и был за это растерзан разгневанными египтянами.
    • Если пушистая любимица погибала, ее похороны проходили с большими почестями и погребальными песнями, а хозяева сбривали брови и волосы на голове в дань уважения и погружались в длительный 70-дневный траур.

    Умерших животных мумифицировали, оборачивая в льняную ткань с орнаментами и священными молитвами и умащивая тело благовониями и маслами. Считалось, что душа питомца благодаря этому обряду обретет способность возрождаться в новом теле. Богатые граждане надевали на мумию золотую маску, помещали ее в деревянный, бронзовый или золотой саркофаг и оставляли в гробнице любимые игрушки и забальзамированные тушки мышей.

    Фото мумии кошки, выставленной в Лувре

    Но поклонение пушистой любимице некогда сыграло с египтянами злую шутку. Если верить записям историка Птолемея, в 525 г. до н.э. кошки отрицательно повлияли на результаты осады персидскими войсками пограничного города Пелузия. Обстоятельства вынудили персов встать под стенами, поскольку они не отличались умением штурмовать хорошо защищенные города.

    Тогда царь Камбиз II приказал поймать множество кошек и привязать их к доспехам и щитам воинов, шагающих впереди всего войска. Увидев это, египтяне не осмелились применить копья и стрелы, чтобы не покалечить ни одно священное животное. В результате битва была проиграна. Но несмотря ни на что кошки продолжали обожествляться в Египте вплоть до завоевания страны греками, а чуть позднее римскими легионами.

    Древние египтяне свято верили в то, что каждое животное наделено величайшей силой, поэтому их отношение к ним было наполнено уважением и священным трепетом - как к бережно хранимым реликвиям. Однако самым почитаемым животным считалась египетская кошка-богиня.

    Возникновение культа кошек

    Сейчас сложно объяснить всю глубину поклонения кошке, которую описывает египетская . Если свести к простейшему, то можно говорить о том, что люди, жившие в те времена, ассоциировали ее со своим жилищем, любовью, браком и, конечно же, своего рода защитой от дьявола.

    Первые иероглифы, означающие слова «кот» и «кошка», расшифровываются как «минт» и «миу» соответственно. В русском языке транскрипция этих слов схожа с привычным для нашего слуха «мяукать».

    Статуэток и рисунков кошек сохранилось немало. На многих из них можно увидеть, как на груди священного животного размещен жук скарабей. Это еще один почитаемый в Египте символ, с которым связывали понятие жизни.

    Как рассказывается в документальном фильме «Кошки Египта: от божества до убожества», эти животные были привезены из Нубии. Прежде чем стать обычными одомашненными животными, которых люди обожают за доброту, мягкость и грацию, кошки были защитницами. Они охотились на мелких грызунов и тем самым спасали провизию, хранящуюся в амбарах. Кошки - переносчиков заразы, например, чумы, и этим предотвращали эпидемии.

    Когда Египет превратился в могущественное государство, основу его благополучия составляли зернохранилища. Доверху наполненные пшеницей, они служили гарантом благополучия. Целых четыре месяца, когда Нил разливался, можно было не бояться голода. Для обеспечения сохранности зерна и требовались коты, безжалостно истребляющие крыс и мышей.

    Так началось обожествление этих животных как существ, воплощающих в своих образах конкретных богов. Не по этой ли причине верховный бог солнца Ра именовался «великим котом»? Кот-бог Ра победил змея тьмы - Апопа, и часто верховного бога изображали в образе животного, одной лапой держащего нож, второй - придавливающего голову змея.

    Увеличивающиеся под воздействием света кошачьи зрачки египтяне ассоциировали с движением бога кошек Ра на колеснице по небесным рекам, а горящие в темноте глаза животного - со знамением огненной колесницы. Когда солнце всходит - глаза кошки становятся меньше, когда клонится к закату - увеличиваются.

    Орган зрения этого уникального животного египтяне сравнивали с двумя уменьшенными солнцами. Для людей они были мистическими окнами в другой мир, доступа в который простые смертные не имели.

    Во времена Древнего Египта кошки считались пришельцами из загробного мира, поэтому жилище, в котором обитало это животное, никогда не потревожит темная сущность. Почему? Потому что кошки чувствуют их и видят даже в темноте, они никогда не впустят никого в тот дом, который они охраняют от дьявола.

    Обратите внимание, как египетский сфинкс будто замирает и устремляет взгляд в одну точку, возможно, в эту минуту он контактирует с тем, кто пришел из незримого для человека мира.

    Богиня Бастет и ее священные черные кошки

    Самым значимым в Древнем Египте был культ богини-кошки Бастет, который длился вплоть до 1 года до н. э.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.