Поэт михаил исаковский биография. Апрель в Смоленске. Крутится, вертится шар голубой


Исаковский Михаил Васильевич
Родился: 7 (19) января 1900 года.
Умер: 20 июля 1973 года.

Биография

Михаил Васильевич Исаковский (1900 - 1973) - русский советский поэт. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1949). Герой Социалистического Труда (1970). Член РКП(б) с 1918 года.

Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 год в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне Угранского района Смоленской области) в бедной крестьянской семье.

Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил свое обучение в гимназии. Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду. Одно из ученических стихотворений - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 1921-1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву.

Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера ), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Под звёздами балканскими» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина».

В 1926 году М. В. Исаковский , будучи редактором газеты, помогает своему молодому талантливому земляку А. Т. Твардовскому.

В 1927 году выходит первый сборник стихов поэта «Провода в соломе», которые понравились Максиму Горькому. В результате сотрудничества с В. Г. Захаровым песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Наиболее известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». По словам Александры Пермяковой, современного руководителя хора им. Пятницкого, эти песни сделали хор знаменитым. Поэма «Сказка о правде», написанная в 1945-1946, напечатана только в 1987 году.

Еще в тридцатых годах всюду зазвучали его удиви­тельные песни, в которых так уместно и уютно почувст­вовало себя наше время, со всеми его новшествами и пред­чувствиями завтрашнего дня… А самая знаменитая, «Катюша», воевала на фронте, ею назвали наши бойцы самое грозное оружие - реактивные гвардейские минометы. И наконец, его вершина, где уже полная воля дана боли, по своему трагизму, редко досягаемому даже самы­ми сильными поэтами,- это «Враги сожгли родную ха­ту».
- Дмитрий Ковалёв

Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Отдал много времени переложению и обработке старинных песен и сказок, известен переводами с украинского, белорусского и других языков.Перевёл в частности произведения Тараса Шевченко "Порченая", "Катерина", "Гоголю"и др. Белорусских поэтов: Янки Купалы "А кто там идёт?", "Извечная песня", "Никому", "Над рекою Аресой", "Мальчик и лётчик" (последнее стихотворение любил Юрий Гагарин), Якуба Коласа "Сымон-музыкант", Аркадия Кулешова "Знамя бригады"(с перевода Исаковского на сербско- хорватский язык поэму Кулешова перевёл черногорский поэт Родован Зогович и она стала популярной среди югославских партизан), Адама Русака "Будьте здоровы"; сербские народные песни. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969).

Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.

Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7). Любопытные факты Песня "Будьте здоровы " одно время считалась народной.Автором музыки значился композитор Исак Лобан, русского перевода - М. Исаковский. Авторство Адама Русака было установлено на специальном заседании Союза белорусских писателей в 1937 г. Михаил Васильевич прислал Русаку в 1941 г. письмо с извинениями.

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1943) - за тексты общеизвестных песен «И кто его знает…», «Шёл со службы пограничник…», «Катюша», «Провожанье» и другие
Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник «Стихи и песни»
Герой Социалистического Труда (1970)
четыре ордена Ленина (1950, 1960, 1970)
два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1945)
орден «Знак Почёта»
медали

Память

В 1979 году его именем названа улица в московском районе Строгино. Имя Исаковского носит Институт искусств и улица в Смоленске. Также в честь поэта назван переулок в Донецке (Украина).
В 2000 году в Иркутске было широко отмечено столетие со дня рождения поэта М. В. Исаковского: проведены памятные вечера и выпущен сборник стихов «Одинокая бродит гармонь… Стихи, ставшие песнями», идея празднования столетнего юбилея, выпуск и составление поэтического сборника, принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.

Одно из лучших стихотворений, «В лесу прифронтовом», Исаковский посвятил своей жене Лидии.
Стихотворение «Огонёк» (На позиции девушка / Провожала бойца...) на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная»[источник не указан 182 дня].
Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.
Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.
Летом 1971 года одновременно в больнице находятся Исаковский и Твардовский, оба они в тяжелом состоянии и встретиться не могут.
Увлекался языком эсперанто. Из воспоминаний: "После того как в гимназии закончился мой первый учебный год, я приехал в Глотовку... Я читал книги, если они были, писал что-то, с увлечением изучал язык эсперанто. Язык этот мне давался чрезвычайно легко: уже недели через две я хорошо знал грамматику эсперанто и множество слов, что давало возможность читать текст, почти не прибегая к словарю...Я выписал себе ежемесячный журнал "La Ondo de Esperanto" ("Волна Эсперанто"). Меня особенно интересовали печатавшиеся в нем стихи, написанные по-эсперантски. Чаще других печатались стихи ныне покойного поэта-эсперантиста Георгия Дешкина. Они мне чрезвычайно нравились, и некоторые из них я помнил наизусть..."

Сочинения

Собрание сочинений в пяти томах. М., Художественная литература, 1981-1982
Собрание сочинений в 4-х томах. М., Художественная литература, 1968-1969
По ступеням времени. Смоленск, 1921
Взлеты. Смоленск, 1921
«Провода в соломе». М.-Л., ГИЗ, 1927;
«Провинция». Смоленск, 1930;
«Мастера земли». М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931;
«Избранники земли» (1931);
Война с тараканами. Смоленск, 1932
Избранные стихи. Л.-М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931
Избранные стихи. - М., ГИХЛ, 1933;
Вдоль да по дороге... - Смоленск, 1934
Стихи. - Смоленск, 1935
Избранные стихи. - М., Гослитиздат, 1936
Избранные стихи и песни. - М., Гослитиздат, 1940
Здравствуй, Смоленск! - Смоленск, 1944
Стихи и песни. М., 1944
Песни о Родине. М., 1945
Избранные стихотворения. - М.: Советский писатель, 1947;
Избранные стихи и песни. - М., Московский рабочий, 1947
Избранные стихотворения. - М., Гослитиздат, 1947
Стихи и песни. Курск, 1947
Стихи, песни, поэмы. - Смоленск, 1947
Избранные песни и переводы. Смоленск, 1948
Стихи и песни. М., 1948
«Стихи и песни». М., 1949 ;
Избранное. М., Гослитиздат, 1950
«На родных просторах». Сборник песен. - М.: Молодая гвардия, 1951;
Сочинения в 2-х томах. М., Гослитиздат, 1951
«О поэтическом мастерстве». Сборник статей и писем. - М.: Советский писатель (1952, 1953, 1960, 1962);
Стихи и песни. М., 1952
Стихи и песни. М., 1953
Избранные стихи. М., Советский писатель, 1955
Сочинения. Т. 1-2. М., Гослитиздат, 1956;
Стихи и песни. М., 1957
Летят перелетные птицы. М., Детгиз, 1958
Песня молодости. М., 1958
Сочинения. Т. 1-2. М., 1959;
Сочинения. Т. 1-2. М., 1961;
«Ты по стране идешь…». М., Советский писатель, 1964;
«Стихотворения». М.-Л., Советский писатель, 1965 - БПБС;
Стихи и песни. М., 1966
О поэтах, о стихах, о песнях. М., 1968
На Ельнинской земле. М., Детская литература, 1971
Под небом России. М., 1971
«О поэтах, о стихах, о песнях» (1968, 2-е изд. - 1972);
«На Ельнинской земле». Автобиографические страницы (1973);
Из переписки двух поэтов. А. Т. Твардовский - М. В. Исаковский // «Дружба народов», 1976, № 7-9;
«Два года в Чистополе». Письма // «Вопросы литературы», 1982, № 5;
«Сказка о правде» // «Знамя», 1987, № 10;

Известный русский поэт, автор слов к целому ряду популярных в народе песен ("Катюша", "Летят перелетные птицы", "Ой, цветет калина" и др.) ... Многие знакомы с этими и другими произведениями, которые создал Михаил Исаковский. Краткая биография поэта, представленная в этой статье, познакомит вас с основными вехами его жизни и творчества. Михаил Васильевич считал, что писать следует ясным, чистым, народным языком. Именно поэтому его творения многими воспринимаются как фольклор.

Происхождение, детство

19 января 1900 г. появился на свет Михаил Исаковский. Краткая биография поэта будет особенно интересна его землякам. Родина Исаковского - Смоленская область, деревня Глотовка (Всходский район). Поэт был выходцем из бедной крестьянской семьи. Тем не менее он некоторое время учился в гимназии. Из-за тяжелого материального положения будущий поэт бросил обучение в 6 классе, чтобы пойти работать.

Работа и общественная деятельность

Дальнейшие годы жизни Михаила Васильевича отмечены тем, что он был учителем, а также принимал участие в деятельности Совета крестьянских депутатов. вступил в РКП(б) в 1918 г. В период Октябрьской революции он активно участвовал в общественной жизни. Будущий поэт был секретарем волостного Совета, а затем, с 1919 г., занял должность редактора газеты г. Ельня. В период с 1921 по 1930 г. Михаил Васильевич проживал в Смоленске, где работал в газете "Рабочий путь". Будучи уже достаточно известным поэтом, в 1931 году Исаковский переехал в столицу. Здесь некоторое время он был редактором журнала "Колхозник".

Первые произведения

Исаковский, биография и творчество которого заслуживают внимательного изучения, начал писать стихи еще в детстве. Первое его произведение было напечатано, когда ему было 14 лет ("Просьба солдата" в газете "Новь"). Однако сам Исаковский считал, что начало его литературной деятельности относится к более позднему периоду, когда десятью годами позже были напечатаны такие стихотворения, как "Родное", "Подпаски" и др. В Москве в 1927 г. была издана книга "Провода в соломе" (автор - Исаковский). Краткая биография поэта с этого времени отмечена созданием множества известных произведений. Нужно сказать о том, что книгу "Провода в соломе" высоко оценил сам М. Горький.

Стихи московского периода

К периоду жизни в Москве относятся следующие сборники стихов Михаила Васильевича: "Провинция" (издан в 1930 году), "Мастера земли" (в 1931 году) и "Четыре желания" (опубликован в 1936 году). В эти сборники помещены стихотворения, посвященные в основном советской деревне. Именно она вдохновляла в то время такого поэта, как Исаковский. Краткая биография Михаила Васильевича, однако, свидетельствует и о его интересе к военной тематике. Неудивительно, ведь 1941-45 гг. - важная страница в истории нашей страны. Поэтому в это время значительное место в творчестве Исаковского заняли произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Годы войны провел в эвакуации в г. Чистополе Исаковский Михаил Васильевич. Биография, кратко изложенная в этой статье, предполагает знакомство с творческим наследием поэта. О нем мы сейчас и поговорим.

Творческое наследие Исаковского

Михаил Исаковский за полвека творческой активности создал порядка 250 стихотворений. Поэзия этого автора продолжает фольклорную традицию, а также линию Некрасова, Кольцова, Орешина, Никитина. Михаил Исаковский в письмах, адресованных молодым литераторам, призывал их писать ясным, чистым, народным языком. Нужно сказать, что сам поэт создавал стихи и песни не только на родном русском языке. Также занимался переводами с белорусского, украинского, сербского, венгерского, латышского, польского, татарского, осетинского и итальянского Исаковский Михаил Васильевич. Биография (кратко изложенная) не предполагает подробного знакомства с его переводческой деятельностью, хотя нужно сказать о том, что она является частью его творческого наследия.

Михаил Исаковский - это один из самых известных и почитаемых времени. "Слово к товарищу Сталину" - произведение этого автора, которое читали и учили наизусть многие советские школьники. Стихотворение Михаила Исаковского "Вишня" также знали все советские дети.

Тем не менее М. Исаковский, биография которого и в наше время интересует многих, вошел в историю советской литературы прежде всего как талантливый поэт-песенник. Его стихи впервые положил на музыку который был одним из руководителей хора им. Пятницкого. Кроме него, с текстами Михаила Исаковского работали такие композиторы, как Матвей Блантер, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Борис Мокроусов и другие.

Вкратце расскажем о некоторых песнях, автор стихов к которым - Исаковский. Биография поэта отмечена созданием множества известных текстов. Однако об одной песне непременно стоит сказать отдельно.

"Катюша"


"Катюша" - это, конечно, самая известная песня интересующего нас автора. Именно за нее Исаковский получил Государственную премию СССР. В настоящее время "Катюша" стала поистине народной песней. Существует более 100 ее фольклорных переделок и продолжений. Героиня в них является и бойцом, и подругой солдата, которая ждет его возвращения домой, и фронтовой медсестрой.

Матвей Блантер написал музыку к этой песне. Он также является автором музыки на следующие стихи интересующего нас автора: "Пшеница золотая", "Лучше нету того свету", "В лесу прифронтовом", "До свиданья, города и хаты".

Считается, что в честь "Катюши" были названы боевые машины серии "БМ". Как и девушка, которая "песню заводила", эти машины выходили на боевые позиции и тоже запевали свои "песни".

Премьера "Катюши" состоялась в ноябре 1938 г. в Доме Союзов. Валентина Батищева стала первой исполнительницей этой песни. Вскоре "Катюша" стала очень популярной. Ее начали петь и другие исполнители - Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Вера Красовицкая, а также самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы. "Катюша" была включена в репертуар множества армейских ансамблей. Эту песню распевали в городах и селах, на народных гуляниях и демонстрациях, а также за праздничным столом, в домашнем кругу.

"Прасковья"

Еще одним плодом совместного творчества Матвея Блантера и Михаила Исаковского стала песня "Прасковья", которая известна также как "Враги сожгли родную хату". В ней говорится о возвращении русского солдата с войны в родную деревню. Песня "Прасковья" была написана в 1945 г. Нужно отметить, что сначала она была подвергнута жесткой критике со стороны партии за трагическое звучание. "Прасковья" была фактически под запретом на протяжении 15 лет. Первым, кто осмелился включить эту песню в свой репертуар, стал Это произошло в 1960 году. "Прасковья" сразу же получила признание советского народа. Она стала, пожалуй, одной из наиболее трагических песен, посвященных Отечественной войне.

Другие песни Исаковского

Множество стихотворений создал поэт Исаковский. Биография его интересна тем, что целый ряд его произведений стали текстами к песням. Многие из них вам, вероятно, хорошо знакомы. Кроме уже упомянутых, огромную известность получили следующие песни на стихи Михаила Васильевича: "Провожание", "Прощание", "Ой, туманы мои…", "В прифронтовом лесу", "Огонек", "Одинокая гармонь" и многие другие. Большой популярностью пользовались композиции из фильма "Кубанские казаки", вышедшего в 1949 году. Среди них особенную известность приобрела "Ой, цветет калина". Еще одна очень популярная песня из этой ленты - "Каким ты был, таким остался" (М. В. Исаковский). Краткая биография поэта отмечена сотрудничеством с несколькими композиторами. К примеру, Исаак Дунаевский положил музыку на стихи из этого фильма. Сразу же стали народными эти песни, автор текстов к которым - М. Исаковский. Биография поэта отмечена всенародной славой уже при жизни. И по сей день песни Исаковского исполняются на торжественных мероприятиях и застольях.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Михаила Исаковского отмечены его общественной деятельностью в качестве депутата Верховного Совета РСФСР (4 созывов). В конце 1950-х - начале 1960-х годов Михаил Васильевич несколько раз бывал за границей. Он дважды посетил Италию, бывал во Франции и Чехословакии, видел Варшаву и Вену. Одним словом, Исаковский вел активный, деловой образ жизни.


Болезнь Михаила Васильевича обострилась в 1964 году (воспаление легких, инфаркт). 1970 год поэт был вынужден встретить в санатории имени Герцена, расположенном под Москвой. Центральное телевидение в январе готовило программу, посвященную семидесятилетию поэта. В съемках участвовал сам Исаковский. Биография его завершается 20 июля 1973 г. Именно тогда поэт скончался в Москве.

(1900 - 1973)

Исаковский Михаил Васильевич (1900 - 1973), поэт. Родился 7 января (19 н.с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Учился в гимназии, но тяжелое материальное положение заставило его уйти из 6-го класса и начать работать.
Во время Октябрьской революции Исаковский ведет активную общественную деятельность. Работает секретарем волостного Совета, с 1919 становится редактором газеты в городе Ельня.
В 1921 - 30 живет в Смоленске и работает в редакции областной газеты "Рабочий путь". С 1931 живет в Москве.
Исаковский рано начал писать, в Смоленске вышли три книжки его стихов, но началом своей литературной деятельности Исаковский считал 1924, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др.
В 1927 в Москве вышла книга "Провода в соломе", замеченная и высоко оцененная М.Горьким. Затем увидели свет сборники "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Четыре желания" (1936). Стихи эти были посвящены преимущественно советской деревне.
В 1930-е Исаковский написал много текстов песен, ставших очень популярными: ("Прощание", "Провожание", "И кто его знает", "Катюша", "На горе - белым-бела" и многие другие).
Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война: стихи "Русской женщине", "Слово о России", песни "До свиданья, города и хаты", "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои...", "Огонек", "Лучше нету того цвету" и др.
В послевоенные годы продолжает создавать слова песен, любимых всей страной: "Услышь меня, хорошая", "Снова замерло все...", "Летят перелетные птицы" и другие.
По своей форме и языку поэзия Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью.
Исаковскому принадлежит много переводов с украинского, белорусского и других языков. Интересна и его книга "О поэтическом мастерстве". М.Исаковский умер в 1973.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Исаковский Михаил Васильевич

Поэт
Лауреат Государственной премии (1943, 1949)
Герой Социалистического Труда (1970)
Кавалер 4 орденов Ленина

С той поры, как воздали тебе
Мы последние скорбные почести,
Я остался на этой земле
В безысходном своем одиночестве.
И все горше мне день ото дня -
Неприютно, тревожно, неслаженно...
Только клен и встречает меня,
Клен, твоими руками посаженный.
Только он, что стоит у ворот
И в лучах предзакатных купается.
Только клен. Только клен. Но и тот,
Между прочим, уже осыпается...

Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда.

«В деревнях и селах этого района издавна жили люди, наделенные богатыми голосовыми данными, - писал Твардовский в статье, посвященной своему старшему другу. - Достаточно сказать, что известный Хор имени Пятницкого включает в себя до десяти человек выходцев из деревни Глотовка Всходского района. А участники Бабыковского колхозного хора, как говорят, - потомки крепостного хора крестьян. Песенное мастерство передавалось из поколения в поколение. Здесь, в одном из глухих и отдаленных углов нашей области, эти поколения сохранили и пронесли через десятилетия слова и мелодии старинных народных песен...».

Родители Исаковского были бедняками. Из тринадцати их детей выжило только пятеро и Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью. Воспоминания Исаковского о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же в детстве у Исаковского была обнаружена неизлечимая болезнь глаз.

Были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни. Большую роль в становлении Михаила сыграл его отец Василий Назарович – предприимчивый и хозяйственный человек. Чтобы прокормить большую семью, он осенью, после окончания сельскохозяйственных работ, отправлялся на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну – Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Со временем ему удалось устроиться работать почтальоном в соседней деревне Оселье. Василий Назарович думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром.

Было еще одно важное следствие таких поездок. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые «литературные произведения» десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно и, главное, «жалостливо». Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.

Благодаря письмам впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыслям крестьян, узнавал у кого какая была судьба, у кого были особые жизненные обстоятельства. С другой стороны, он учился выражать человеческие чувства. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» занял впоследствии большое место в поэзии Исаковского. Поэт не только позже вел рассказ в своих произведениях от другого лица, но и прямо придавал форму письма ряду своих стихотворений: «Письмо из деревни», «Письмо», «Письмо сельскому Совету», «Первое письмо», «Письмо землякам» и другим произведениям.

Осенью 1910 года в волостном селе Осенье, в полукилометре от Глотовки, открылась начальная земская школа. Михаил Исаковский, упустивший годы, но уже умевший читать и писать, был принят сразу во второй класс. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминал он впоследствии. Лапти, правда, я умел плести сам, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, не печке». К тому же была еще одна причина: мальчик с детства страдает болезнью глаз, плохо видел даже с первой парты, боялся обидных кличек. Ему на помощь пришла учительница Екатерина Сергеевна Геранская. Она прислала мальчику полный комплект учебников за второй класс, и тот стал заниматься дома. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив «5» по всем предметам.

Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них – «Святой» и «М.В.Ломоносов», были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене. Михаил очень волновался перед выступлением: читать пришлось в присутствии незнакомых учителей, а также священника и земского начальства, входивших в экзаменационную комиссию. Успех был полный. Босоногий, плохо одетый мальчик, которого раньше никто не замечал, стал предметом внимания.

В 1914 году, когда Исаковский с помощью учителей Е.С.Горанской и В.В.Свистунова упорно готовился к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии (предстояло за несколько месяцев освоить трехгодичный курс), одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это было стихоттворение «Просьба солдата», напечатанное в московской газете «Новь», куда оно было послано без ведома автора одним из учителей.

Осенью 1915 года Исаковский поступил в четвертый класс частной гимназии Воронина в Смоленске. Двери среднего учебного заведения открылись для бедного крестьянского сына по счастливой случайности. В земскую четырехклассную школу в селе Осенье во время выпускных экзаменов 1913 года приехал член Ельнинской земской управы, ведавший народным образованием в уезде, Михаил Иванович Погодин, внук известного историка. Он обратил внимание на высокого худощавого мальчика в очках, блестяще ответившего на экзамене и прочитавшего свои стихи. Погодин принял горячее участие в судьбе одаренного подростка. На собственные средства он отвез его к глазным врачам в Смоленск, а затем устроил его в гимназию, выхлопотав в Ельнинкой земской управе стипендию – 20 рублей в месяц. Кроме того, мальчику материально помогали учителя А.М.Васильева, А.В.Тарбаева и В.В.Свистунова. Поэт навсегда сохранил благодарную память об этих чутких, участливых людях, сыгравших важную роль в его жизни. В сущности, они определили его судьбу. Особенно много для него сделала Е.С.Горанская. Екатерину Сергеевну все ребята очень любили за глубокие знания, за доброту, за требовательность и справедливость. Юный Исаковский благоговел пред нею, пред той, кто учил его ценить и понимать литературу, истинную доброту и красоту: «Мы все так искренне любили ее, - говорил впоследствии поэт, - что нам было очень стыдно, если не удалось выполнить ее требований».

Именно Горанская первой почувствовала неладное с глазами у своего ученика и сама наняла извозчика, чтобы отвезти его к врачам в Ельню. Она тщательно подбирала для него книги и индивидуально занималась с ним, когда он был не в состоянии ходить в школу. Она привила ему любовь к поэзии и литературе; первой заметила его дарование и всячески направляла его. Александра Васильевна Тарбаева вела в сельской школе первый класс, когда Миша Исаковский был принят экстерном во второй. Она разделяла с Е.С.Горанской все хлопоты и заботы о его судьбе.

Огромную роль в судьбе будущего выдающегося поэта сыграл М.И.Погодин. Когда Исаковскому за неуплату взноса за обучение грозило исключение их гимназии, Погодин пришел на помощь. Не будь помощи этих людей, Исаковский, возможно, не стал бы тем, кем он стал в поэзии.

Исаковский жил очень бедно. По его собственным словам, он «занимал маленькую комнатушку, питался как попало и чем попало». К материальным трудностям прибавилось еще одиночество, отсутствие друзей. Со всеми одноклассниками он «сходился туго». Он учился вместе с детьми состоятельных родителей. В их кругу мальчик из бедной трудовой семьи, «мужик», чувствовал себя отчужденно.

В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но новые учителя его уже не поддержали. Поэт вспоминал, как «попытался однажды сделать намек на свою «причастность к литературе»: гимназистам было задано сочинение на тему: «Описание Кавказа по произведениям А.С.Пушкина». Неравнодушный к Пушкину еще в школе, мальчик решил выразить свои мысли в стихотворной форме:

«Так вот ты каков, мой священный Кавказ,
Я всею душою стремился
Тебя посмотреть еще в детстве хоть раз,
К тебе я мечтой уносился».

Учитель словесности не поставил никакой отметки и красными чернилами написал под сочинением: «прошу точно выполнить заданную работу, не допуская неуместных вольностей». Но Исаковский не перестал сочинять. Из написанного в гимназии, его лучшим стихотворением было произведение «Путник» в 1916 году, вошедшее в один из ранних юношеских сборников «По ступеням времени».

Во время февральской буржуазно-демократической революции Исаковский учился в шестом классе смоленской гимназии. В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью 1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию – поближе к дому. Однако, учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду и надо было браться за работу. Он оставил гимназию, уйдя из шестого класса. На этом его образование прервалось навсегда. Впоследствии он всю жизнь занимался самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за болезни глаз.

Великую Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаковский принял радостно, а в автобиографии, подобно Маяковскому, воскликнувшему «Моя революция!», писал: «Я не могу представить свое существование отдельно от жизни народа, от Октябрьской революции».

Трудовая деятельность Исаковскогопосле октябрьской революции, он стал учителем начальной школы, пользовался большим доверием у тружеников – сельчан, был избиран в сельский волостной Совет помощником секретаря.

Весной 1918 года в биографии Исаковского произошел драматический эпизод, едва не стоивший ему жизни. Бедствующее крестьянство Смоленщины не раз посылало гонцов за хлебом в плодородные южные края России. Желая помочь голодающим сельчанам, Исаковский в марте 1918 года вместе с товарищем Филимоном Титовым отправился в подобную поездку, чтобы пригнать вагон хлеба для деревни. Они побывали в Курске, а затем добрались до Ростова-на-Дону, где им сказали, что по Дону идет баржа с пшеницей и весь этот хлеб предполагается отправить специальным поездом в Смоленскую губернию. Но шла гражданская война, на Ростов наступали бело-казачьи войска. Баржа так и не пришла, поезд не ходил. Исаковский с товарищем отправились домой пешком, но под Новочеркасском были задержаны бело-казачьим патрулем, посажены в тюрьму и, как потом выяснилось из документов, оказались приговоренными к расстрелу. Лишь вступление в город Красной армии избавило их от смерти. Но ужас пережитого не ослабил волю юного Исаковского.

Осенью 1918 года он вступил в ВКП(б). Начался длительный период журналистской газетной работы Исаковского, одновременно шло его становление как поэта. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев. В начале 1919 года Исаковский был послан в Ельню, где работал редактором уездной газеты. В сущности, газеты еще не было, – ее надо было заново создавать. Проработал он там два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки. Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского прогрессировала болезнь глаз.

В 1921 году Исаковского был переведен на работу в смоленскую губернскую газету «Рабочий путь». На различных должностях (выпускающий, секретарь, зав. отделом и др.) он работал там в течение десяти лет (не считая нескольких длительных перерывов, связанных с болезнью глаз). В том же 1921 году в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского: «По ступеням времени», «Взлеты» - агитационная поэма «Четыреста миллионов» и книга лозунгов «Борьба с голодом», «Боевые лозунги дня», созданная по заданию губкома партии. Кроме того, он опубликовал ряд стихотворений в совместном сборнике: «М.Исаковский. На новом пути». Были коллективные сборники: «Тройка», «Паяльник», «Лихолетье», «Мизинец».

В 1921 году Исаковский переехал в Смоленск, работал там редактором отдела областной газеты «Рабочий путь». «Доберусь в Смоленск, - записывал в дневнике в октябре 1927 года Твардовский. - Вот приеду... Редакция «Рабочего пути»... Низкие и темные комнаты ее мне как-то нравятся. Там висит особый «редакторский» запах, запах чернил, бумаги, трескотня печатных машинок. И самое главное, добрые, улыбающиеся сквозь очки глаза Исаковского. Он наклоняется над столиком (так как он очень длинен, то мне кажется, он, сидя на одной стороне стола, может, перегнувшись, достать рукой пол на другой стороне), пишет, замарывает листки, печатанные на машинке...».

Самому Исаковскому работа в редакции вовсе не казалась столь романтичной. «Недоволен я новым редактором, - писал он своему другу С.Памфилову. - По отношению ко мне он уже успел дважды применить «экономическую репрессию». Последнюю на днях. Я, как член правления РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), был на пленуме почти неделю, и редактор отдал приказ, чтобы с меня за эту неделю удержали жалованье, так как я якобы ездил по своему желанию и вообще редакция к этому РАППу непричастна. Я человек мирный и скандалить не люблю, но я с большим удовольствием уйду из редакции, если Литфонд удовлетворит мое заявление... Такие же репрессии и по отношению к литстранице. Она изгнана, хотя формально редактор за литстраницу, но фактически бракует лучшие произведения наших авторов, в том числе и мои... В общем, атмосфера работы нездоровая и нехорошая...».

В 1926-1927 годах, когда на базе литературной группы при смоленской комсомольской газете «Юный товарищ» возникло смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Исаковский был избран секретарем правления этой организации. Все чаще в смоленских газетах печатались его стихи.

В 1927 году вышла в Москве книга стихов Исаковского «Провода в соломе». Книгу подверг разгрому критик А.Лежнев, однако за молодого поэта вступился Максим Горький. «Михаил Исаковский, - написал он, - не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня - две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу...».

В 1930 году был издан сборник стихов «Провинция», в 1931 году - «Мастера земли». Получившего известность поэта перевели в Москву на должность редактора журнала «Колхозник». Исаковский гордился этой своей приобщенностью к литературной жизни. Сборник «Вдоль да по дороге, вдоль да по Казанке», вышедший в Смоленске в 1934 году, поэт даже сопроводил специальным пояснением «Эта книга сложилась в результате повседневного участия в работе газеты политотдела Московско-Казанской железной дороги «Железнодорожный пролетарий», на страницах которой и печатались собранные здесь стихи...».

Московская жизнь на первых порах была не легкой и мало чем радовала поэта. «Собрал я посылку (продуктовую), - писал он дочери, - и понес на почту. И вот не хватило мне трех копеек, чтобы отослать посылку. Пошел я назад на Извозную улицу, где жил в то время. Занял у соседки десять копеек. И что бы мне занять хотя бы рубль, чтобы хватило на трамвай. А то опять тащился пешком, а почта была далеко...» .

Настоящая известность, а с нею относительное материальное благополучие пришли к поэту, когда по всей стране запели его песни «Дан приказ ему - на запад, ей - в другую сторону», «Провожание», «И кто его знает», а также знаменитую «Катюшу». «К сожалению, - вспоминал друг поэта А.Рыжиков, - о причинах, побудивших написать стихотворение «Катюша», Михаил Васильевич ничего не рассказал при жизни. Но он довольно подробно рассказал о том, как создавал его.

Первые две строчки «Катюши» были написаны в самом начале 1938 года. Но дальше работа застопорилась. Поэт не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую он заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. И отложил стихи. Весной в редакции газета «Правда» поэт впервые встретился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Композитор сразу же стал выспрашивать у Исаковского, нет ли у него каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Михаил Васильевич вспомнил про начатую «Катюшу» и передал ее Блантеру. Скоро он забыл об этом, не веря, что из его незаконченных стихов может что-либо получиться. По-другому отнесся к незаконченным стихам композитор, и летом, встретившись с Михаилом Васильевичем, сказал, что музыку «Катюши» он написал, что песня вроде бы получилась, но необходимо дописать слова. Вскоре текст «Катюши» был закончен Исаковским, и песня начала свое шествие.

Годы Отечественной войны Исаковский провел в эвакуации в Чистополе. В этом небольшом городке он написал знаменитые песни «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету», которые в 1943 году были удостоены Сталинской премии.


«Вообще поэтом-песенником, как меня теперь называют, я сделался случайно, - рассказывал позже поэт студентам Литературного института. - Дело было так. Кажется, в 1935 году я пошел в кино в Москве. Киножурнал был посвящен художественной самодеятельности колхозов. Вышел хор, и я услышал, что поют на знакомые мне слова. Я узнал свое стихотворение «Вдоль деревни». Оказалось, что Хор имени Пятницкого взял это стихотворение из школьной хрестоматии и положил на музыку. Затем песня пришла в деревню, где ее запели. Позже я встретился с руководителем хора. Он меня попросил дать ему еще что-нибудь. Я предложил ему стихотворение, которое стало потом песней, - «Дайте в руки мне гармонь, золотые планки». А вскоре появилась моя песня «И кто его знает». Так началась, если можно так выразиться, моя песенная карьера...».

«С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист, старинный вальс «Осений сон» играет гармонист... Вздыхают, жалуясь, басы, и, словно в забытьи, сидят и слушают бойцы - товарищи мои...».

Песни Исаковского пели все. «Знаешь, Лена, - писал он дочери в марте 1947 года, - мне иногда бывает так трудно, что и выразить нельзя. Многие почему-то считают, что я все могу, что для меня все открыто. Поэтому и родственники и не родственники, и знакомые и незнакомые считают своим долгом обратиться ко мне. Все просят той или иной помощи. И я даже понимаю это - потому что время сейчас трудное, но все же никому не приходит в голову, что, может быть, мне и самому трудно. Это никого не интересует, и это бывает обидно. А у меня действительно много огорчений и забот. Я дошел до такого состояния, что работать уже не могу, работаю очень мало. Всю зиму тяжело больна Лидия Ивановна (жена). Пришел из армии мой старший брат Нил, которому некуда деваться (дом его разрушен немцами, жена убита). А мне его тоже девать некуда. В то же время и махнуть на него рукой нельзя. Надо что-то предпринимать. Таких и им подобных вещей очень много, чересчур уж много. Я пишу тебе об этом потому, что, как говорится, очень уж наболело и хочется высказаться. Но ты ни в коем случае не принимай это на свой счет. Ты - это совсем особое дело, ты моя дочка...».

«Исаковский писал очень немного - всего лишь несколько песенных стихотворений в год, - вспоминал Евгений Долматовский. - Он не изводил кипы бумаги, не сжигал черновики, не заламывал руки (так любят изображать творческий процесс на экране). Сложная болезнь глаз отягощала часы, проводимые им за письменным столом. Может быть, поэтому он обтачивал каждую строчку и все стихотворение устно, а точнее - в уме, решал сначала стихотворение, как сложную задачу. Известно, что решенную задачу записать совсем нетрудно, важно решить. Вынашивая стихи, Исаковский никогда не заставлял себя и не понукал, не ставил себе сроков и не любил, когда его ограничивали во времени.

Известно, например, что специально для фильма он писал стихи лишь однажды - когда с Иваном Пырьевым и с Исааком Дунаевским работал над «Кубанскими казаками». К нему пришла редкая удача - две песни из фильма стали всенародно известными и любимыми. Последующая критика, осуждение и забвение картины не коснулось песен. Еще и ныне в связи с песнями «Ой, цветет калина...» и «Каким ты был, таким остался...» вспоминают картину «Кубанские казаки» добрым словом и ради песен готовы все простить сценаристу и режиссеру.

В послевоенные годы Исаковский занялся переводом стихотворений с белорусского, украинского языков. «Жизнь его не была безоблачной, несмотря на большое общественное признание, Сталинские премии и все прочее, - писал его давний друг А.Македонов. - Не говоря уже о растущей болезни, о пережитой тяжелой личной утрате, и в литературных делах все не так уж было хорошо. В 1948 году нашлась группа людей, которая выдвигала необоснованные обвинения по поводу стихотворения «Летят перелетные птицы», и только решительное заступничество Фадеева прекратило эти обвинения.

«Он только несколько минут говорил о своем здоровье, - писал далее Македонов. - Но все же сказал, с деловой простотой и краткостью, что писать ему стало очень трудно. Трудно в смысле самой техники процесса писания, ибо всю жизнь он привык писать от руки первоначальный текст стихотворения и затем его пересматривать, доделывать. Сейчас же болезнь глаз настолько усилилась, что он уже не видит написанного им самим, а как-нибудь иначе работать над стихотворением ему, в его возрасте, привыкать уже очень тяжело. Позже он сам, или его жена, уже не помню, рассказал мне через несколько лет, что в конце концов он стал писать фломастером, крупными буквами, и так в какой-то мере приспособился...».

Композитор Новиков привез из ГДР специально изготовленные для Исаковского большие, тяжелые очки, больше напоминавшие бинокль. Пользоваться ими было нелегко (во всех смыслах), но Исаковский только разводил руками «А что еще придумаешь, если у меня такие глаза».

«Свои стихи, - писал Исаковский, - особенно те, которые нравятся мне самому (а таких не столь уж много), я условно разделяю на три категории - по способу их написания. Первая категория - это стихи, которые написаны сразу. Ну, не буквально сразу, а в более или менее короткое время. Скажем, захотелось написать стихи на такую-то тему, выразить в них такую-то мысль. Я начинаю писать, и замысел, возникший в голове, как бы сам собой начинает обрастать нужными словами, образами, метафорами, сравнениями и всем, что включает в себя всякое хорошее стихотворение. И хотя в подобных случаях приходится неоднократно переделывать «зазвучавшие» в голове строки, заменять одни слова другими и тому подобное, работа идет все же быстро, поскольку все элементы стихотворения уже есть, надо лишь умело разместить их, поставив каждый из них на свое место. А где это «свое место» - поэт должен чувствовать присущим ему внутренним чутьем... Вторая категория - это когда в моем сознании возник лишь сюжет (или, может быть, вернее - костяк) будущего стихотворения; иногда этот сюжет (костяк) чем-то очень меня привлекает и тогда я почти ощущаю, какими словами следует заполнить «территорию» будущего стихотворения, хотя прямо назвать эти слова еще не могу; я чувствую, какими они должны быть по своему характеру, но конкретно их еще не знаю. Такие слова мне предстоит найти, выбрав самые лучшие из тех, что кажутся подходящими. В этом и заключается писание стихотворения, и писание это может занять относительно долгое время - во всяком случае, не день и не два, а значительно больше... Третья категория - это стихи, «выросшие» из одной или нескольких строк, которые вдруг, как бы ни с того ни с сего, пришли в голову. Это тоже обычно бывают такие строчки, которые чем-то очень нравятся. Их непременно хочется видеть в стихотворении, хотя само стихотворение не только еще не написано, но и не начато, и еще неизвестно, где будут стоять эти внезапно «зазвеневшие» строки - в начале стихотворения, в конце его или в середине. И ощущение бывает такое, что они - эти строки - будут играть в стихотворении значительную роль, а часто ими определяется и весь характер стихотворения его поэтический смысл, его тон, его словарь, его композиция...».

«Михаил Васильевич был человеком высокоорганизованным и дисциплинированным, - вспоминала жена поэта. - Его рабочий день был расписан по часам. В девять часов утра он начинал с беглого просмотра газет и утренней почты, с тем, чтобы вечером заняться этим не спеша. Вечером я читала ему журналы, книги. Старая наша квартира была темной и шумной. Днем и вечером Михаил Васильевич работал с электрическим светом. Стол освещала настольная стосвечовая лампа под голубовато-зеленым абажуром, с потолка светила люстра в триста ватт. От напряженной работы его мучили головные боли, уставали глаза. Зрение у него было слабым с детства, но он никогда не щурился. Глаза - карие, чистые, ясные, взгляд всегда внимательный, веселый. С четырнадцати лет он носил очки. Первые его очки были в двенадцать диоптрий. У него была прогрессирующая близорукость. Были неоднократные кровоизлияния в сетчатку глаз, но живыми островками сетчатки он видел, много читал, работал, вел огромную переписку с читателями, с начинающими поэтами, которые присылали ему свои объемистые сочинения. Вел также большую депутатскую переписку. Кому-то надо было выхлопотать пенсию, кого-то определить в дом для престарелых, просить Верховный Суд о пересмотре судимости, помочь в розыске отца, скрывающегося от алиментов. Да мало ли с какими просьбами обращались к нему как к депутату и просто как к известному писателю! Бывали письма и такие прислали слезное письмо достать «спасительное» лекарство. Я объехала все столичные аптеки, аптекоуправление, достала нужное лекарство. Михаил Васильевич сам его упаковал, сам отнес на почту и попросил как можно скорее доставить лекарство в Красноярск, а через некоторое время получил письмо - лекарство не нужно, пришлите песен, тех, что сейчас поют в Москве. Обязательность и отзывчивость иногда кончалась огорчениями... Михаил Васильевич был депутатом Верховного Совета РСФСР четырех созывов. Он часто выезжал по депутатским делам на родную Смоленщину. Родина высоко оценила писательский труд Исаковского. За литературную работу он был награжден четырьмя орденами Ленина и Золотой медалью «Серп и молот» Героя Социалистического Труда, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», а так же был лауреатом двух Государственных премий первой степени...».


Часть денег от полученной в 1943 году Государственной премии он направил на строительство клуба в родных местах.

Ограниченный в своей творческой активности давней и тяжелой болезнью глаз и вообще не отличающийся крепким здоровьем, поэт в последние годы редко выступал с новыми стихами, но делу поэзии он продолжал служить с большой пользой и своими статьями, письмами по вопросам поэтического мастерства. Была издана книга, в которой многолетний опыт мастера реализовался в добрых советах и критике молодых поэтов. Он выступал как вдумчивый и взыскательный наставник по праву не только возраста, но и творческого авторитета. Тогда, в 1956 году, Исаковский далеко не все одобрял в потоке современной ему поэзии, но он с интересом и даже с сочувствием относился к некоторым молодым поэтам, которых большинство тогдашних критиков оценивало весьма неодобрительно. В этой связи он высказывался о Евтушенко в письме в 1958 году: «На меня стихотворение Евтушенко «Россия» производит какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, оно действительно как будто хорошее, содержательное, с другой же стороны, мне кажется, что в нем есть чужие интонации, что в значительной мере написано оно с чужого голоса».

В последние годы Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов он неоднократно бывал за границей. Дважды был в Италии, много раз в Чехословакии, один раз во Франции. Видел Вену и Варшаву. Много ездил по в Латвию, Украину и Белоруссию, вел деловой, активный образ жизни. Но в 1964 году началось обострение болезни Исаковского, у него случился инфаркт, было тяжелое воспаление легких.

Новый 1970 год Исаковский встретил в санатории имени Герцена под Москвой. В январе Центральное телевидение готовило программу к 70-летию Исаковского. Михаил Васильевич принимал участие в съемках этой программы.

Летом 1971 года в больнице одновременно оказались Исаковский и Твардовский. Оба они были в тяжелом состоянии. В декабре 1971 года умер Твардовский, что тяжело переживал Михаил Васильевич.

В это время Исаковский продолжал писать книгу «На Ельнинской земле», над которой начал работать в 1967 году. Круг его личных интересов был обширным и разнообразным. В последние дни его жизни беспокоило самое главное дело его жизни - творчество.

Михаил Исаковский 20 июля 1973 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

О Михаиле Исаковском был снят документальный фильм «Гениальный примитив. Загадка Исаковского».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.litra.ru
Материалы сайта «Википедия»
Материалы сайта www.tonnel.ru
Материалы сайта www.er3ed.qrz.ru
Текст статьи «Михаил Васильевич Исаковский», автор А.Дементьев
Текст статьи «Поэт, вернувший песню», автор П.Белицкий

19 января 1900 года – 20 июля 1973 года

Выберите страну:

Выбрать другого поэта... Алигер Маргарита Анненский Иннокентий Антокольский Павел Анчаров Михаил Апухтин Алексей Асадов Эдуард Асеев Николай Ахмадулина Белла Ахматова Анна Багрицкий Всеволод Багрицкий Эдуард Балтрушайтис Юргис Бальмонт Константин Баратынский Евгений Барто Агния Батюшков Константин Бедный Демьян Белый Андрей Бенедиктов Владимир Берггольц Ольга Бестужев Александр Блок Александр Боков Виктор Бродский Иосиф Брюсов Валерий Бунин Иван Бурлюк Давид Ваншенкин Константин Васильев Павел Введенский Александр Веневитинов Дмитрий Винокуров Евгений Вознесенский Андрей Волошин Максимилиан Высоцкий Владимир Вяземский Петр Габриак Черубина де Галина Галина Гамзатов Расул Герасимов Михаил Гиппиус Зинаида Глазков Николай Глинка Федор Гнедич Николай Гончаров Виктор Городецкий Сергей Горький Максим Грибоедов Александр Григорьев Аполлон Гудзенко Семен Гумилев Николай Давыдов Денис Дельвиг Антон Дементьев Андрей Державин Гаврила Долматовский Евгений Друнина Юлия Дудин Михаил Евтушенко Евгений Есенин Сергей Жемчужников Алексей Жигулин Анатолий Жуковский Василий Заболоцкий Николай Зенкевич Михаил Иванов Вячеслав Иванов Георгий Ивнев Рюрик Инбер Вера Исаковский Михаил Казакова Римма Казин Василий Капнист Василий Карамзин Николай Кедрин Дмитрий Кирсанов Семен Клычков Сергей Клюев Николай Коган Павел Козлов Иван Кольцов Алексей Коржавин Наум Кочетков Александр Крапивин Владислав Кривин Феликс Крученых Алексей Крылов Иван Кузмин Михаил Кульчицкий Михаил Курочкин Василий Кушнер Александр Кюхельбекер Вильгельм Лебедев-Кумач Василий Левитанский Юрий Лермонтов Михаил Ломоносов Михаил Лохвицкая Мирра Луговской Владимир Майков Аполлон Мандельштам Осип Мартынов Леонид Маршак Самуил Матвеева Новелла Маяковский Владимир Межиров Александр Мей Лев Мережковский Дмитрий Михалков Сергей Мориц Юнна Мятлев Иван Набоков Владимир Надсон Семен Наровчатов Сергей Некрасов Николай Никитин Иван Обрадович Сергей Огарев Николай Одоевский Александр Одоевцева Ирина Озеров Лев Окуджава Булат Олейников Николай Орлов Сергей Отрада Николай Ошанин Лев Павлова Каролина Парнок София Пастернак Борис Петровых Мария Плещеев Алексей Поделков Сергей Полежаев Александр Полонский Яков Поплавский Борис Прутков Козьма Пушкин Александр Р. К. Радищев Александр Раевский Владимир Ржевский Алексей Рождественский Всеволод Рождественский Роберт Ростопчина Евдокия Рубцов Николай Рылеев Кондратий Самойлов Давид Светлов Михаил Северянин Игорь Сельвинский Илья Симонов Константин Слуцкий Борис Случевский Константин Смеляков Ярослав Смоленский Борис Соловьев Владимир Сологуб Федор Солоухин Владимир Сумароков Александр Сурков Алексей Сухарев Дмитрий Тарковский Арсений Твардовский Александр Тихонов Николай Толстой Алексей Тредиаковский Василий Тургенев Иван Тушнова Вероника Тэффи Тютчев Федор Уткин Иосиф Федоров Василий Фет Афанасий Фофанов Константин Хармс Даниил Хлебников Велимир Ходасевич Владислав Цветаева Марина Черный Саша Чичибабин Борис Чуковский Корней Шаламов Варлам Шершеневич Вадим Шефнер Вадим Шпаликов Геннадий Щипачев Степан Эренбург Илья Языков Николай Яшин Александр

Выбрать другой стих... 1943-й год (В землянках...) 25 октября 1917 года Апрель в Смоленске Большая деревня В дни осени В заштатном городе В позабытой стороне В поле В прифронтовом лесу Вдоль деревни Весенняя песня Весна Вишня Враги сожгли родную хату Все исчезло, скрылось за сосновым бором... Где ж вы, где ж вы, очи карие?.. Где ты, лето знойное Двенадцать трав До свиданья, города и хаты... Дума о Ленине Здесь похоронен красноармеец Зелеными просторами И кто его знает... Каким ты был, таким остался... Катюша Колхозники Колыбельная Крутится, вертится шар голубой... Летят перелетные птицы Лучше нету того цвету... Мастера Земли Мы с тобою не дружили... Мы шли... На горе - белым-бела... На реке На улице Огонек Ой, туманы мои... Ой, цветет калина Опять печалится над лугом... Освободителям Ельни Партизанка Песня о Родине Песня трудовых резервов По росистой луговой... Попрощаться с теплым летом... Поэма ухода Припомним, друзья и подруги Провожанье Прощальная (Далекий мой!..) Прощание Рассказ о кольцевой почте Русской женщине Слово о России Слушайте, товарищи... Снова замерло все до рассвета Старик Нечай Стоит ветла унылая... У Ванюши не пахана пашенка... У мавзолея Ленина Уезжает девушка Украина моя, Украина! Услышь меня, хорошая Утро Хорошо весною бродится... Шел со службы пограничник... Я в жизни всем тебе обязан... Я вырос в захолустной стороне

Исаковский Михаил Васильевич – биография

Михаи́л Васи́льевич Исако́вский (1900 - 1973) - русский советский поэт. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1949). Герой Социалистического Труда (1970). Член РКП(б) с 1918 года.

Биография

Исаковский Михаил Васильевич родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Угранского района Смоленской области в бедной крестьянской семье. Но были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни, не позволяющие угаснуть загорающемуся огоньку поэтического дарования. Большую роль тут сыграл отец Василий Назарович – истовый труженик и пахарь, и печник, и плотник, предприимчивый, хозяйственный человек.

Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, отправлялся “в поход”, то есть на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам Михаила Васильевича, исходил чуть ли не всю страну – Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Он владел задатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне Оселье, где находилось волостное правление. Василий Назарович много думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Его работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром. Для подростка Исаковского было радостным событием увидеть на станции Павлиново поезд и телеграф. Было еще одно важное следствие таких поездок. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Опять-таки, помог отец овладеть грамотой. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые “литературные произведения” десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, “хорошо, складно и, главное, “жалостливо”. Особенно, как вспоминал впоследствии сам Михаил Васильевич, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины. Письма эти имели немаловажное значение для нравственно-эстетического развития будущего поэта.

Осенью 1910 года в волостном селе Осенье, что в полукилометре от Глотовки, открылась начальная земская школа. Михаил Исаковский, упустивший годы, но уже умеющий читать и писать, был принят сразу во второй класс. Но ходить в школу, особенно зимой, Мимше было не в чем и всю зиму он просидел дома. К тому же была еще одна причина: мальчик с детства страдает болезнью глаз, плохо видел даже с первой парты, боялся обидных кличек. На помощь пришла учительница – Екатерина Сергеевна Геранская. Она прислала мальчику полный комплект учебников за второй класс, и тот стал посильно заниматься дома. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив “5” по всем предметам.

Уже в школе у него стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них – “Святой” и “М.В. Ломоносов”, были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене. Михаил очень волновался перед выступлением: читать пришлось в присутствии незнакомых учителей, а также священника и земского начальства, входивших в экзаменационную комиссию. Успех был полный. Босоногий, плохо одетый мальчик, которого раньше никто не замечал, стал предметом внимания.

В 1914 году, когда Исаковский с помощью учителей – Е.С. Горанской и В.В. Свистунова, упорно готовился к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии (предстояло за несколько месяцев освоить трехгодичный курс), одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это было “Просьба солдата”, напечатанное в московской газете “Новь”, куда было послано без ведома автора одним из учителей.

Осенью 1915 года Михаил Васильевич поступил в четвертый класс частной гимназии Воронина в Смоленске. Огромную роль в судьбе будущего выдающегося поэта сыграл М.И. Погодин – обаятельный российский интеллигент. Когда будущему поэту за неуплату взноса за обучение грозило исключение их гимназии, Погодин быстро пришел на помощь. Не будь помощи этих прекрасных людей, Михаил Васильевич, возможно, не стал бы тем, кем он стал в культуре и поэзии.

Несмотря на все заботы добрых людей, он жил очень бедно, занимал маленькую комнатушку, очень плохо питался. К материальным трудностям прибавилось еще одиночество, отсутствие друзей. Со всеми одноклассниками он сходился трудно, ведь учился вместе с детьми состоятельных родителей – холеными дворянскими и купеческими сынками. В их кругу мальчик из бедной трудовой семьи, “мужик”, чувствовал себя отчужденно. Вкусы, интересы, желания, возможности были у них совершенно иные. В таких условиях в характере крестьянского подростка формировалось чувство собственного достоинства и независимости.

В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но теперешние учителя его уже не поддержали. И все-таки, Исаковский не перестал сочинять. Из написанного в гимназии, лучшим является стихотворение Путник (1916 год), вошедшее в один из ранних юношеских сборников “По ступеням времени”.

Во время февральской буржуазно-демократической революции Исаковский учился в шестом классе Смоленской гимназии. Революционные события коснулись значительной части учеников, вовлекли их в свою орбиту. Пятого марта 1917 года, в день свержения самодержавия, состоялось общее собрание учащихся старших классов средних учебных заведений Смоленска, которое избрало Исполнительный комитет своей молодежной организации. Комитет установил связь с организациями рабочих и солдат, стал оказывать помощь временным городским властям в поддержке порядка в городе; организовал сбор средств в помощь освобожденным из тюрем революционерам. Был создан молодежный клуб и собственный журнал “Наша заря”. Революционно настроенный гимназист Исаковский, принял самое деятельное участие во всей этой работе. Во второй половине марта вышел первый номер журнала, на пятой странице которого было опубликовно стихотворение Михаила Васильевича “Товарищи”.

В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью 1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию – поближе к дому. Однако, учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду и надо было браться за работу. Он оставляет гимназию, уйдя из шестого класса. На этом прервалось навсегда его образование. Впоследствии он всю жизнь занимался самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за болезни глаз.

Революцию Михаил Васильевич встретил радостно. В год Великого Октября началась трудовая деятельность Исаковского: он становится учителем начальной школы, пользуюсь большим доверием у тружеников – сельчан. Его избирают в сельский волостной Совет – помощником секретаря. Весной 1918 года в биографии Михаила Васильевича произошла история, едва не стоившая ему жизни. В марте 1918 года он вместе с товарищем Филимоном Титовым отправился в командировку, чтобы пригнать вагон хлеба для голодающей деревни. Побывав в Курске, они добрались до Ростова на Дону, где узнали, что по Дону идет баржа с пшеницей и весь этот хлеб предполагается отправить специальным поездом в Смоленскую губернию. Но шла гражданская война, на Ростов наступали бело-казачьи войска. Баржа так и не пришла, поезд не ходил. Михаил Васильевич с товарищем отправились домой пешком, но под Новочеркасском были задержаны бело-казачьим патрулем, посажены в тюрьму и, как потом выяснилось из документов, оказались приговоренными к расстрелу. Лишь вступление в город Красной армии избавило их от смерти.

Осенью 1918 года Михаил Васильевич вступает в ВКП(б). Начинается длительный период журналистской газетной работы, одновременно происходит его становление как поэта. В начале 1919 года партия посылает Исаковского в Ельню, редактором уездной газеты. В сущности, газеты еще не было, – ее надо было заново создавать. Проработал он здесь два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки. Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского стала прогрессировать болезнь глаз.

В 1921 году Михаил Васильевич переведен в Смоленск и стал работать в областной газете «Рабочий путь». Был его корреспондентом, секретарем, затем заведующим отдела. В 1921 году выпустил сразу три небольших книжки стихов «По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов».

В 1926 – 1927 годах, когда на базе литературной группы при смоленской комсомольской газете “Юный товарищ” возникло смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Михаил Васильевич был избран секретарем правления этой организации. Все чаще в смоленских газетах печатались его стихи.

Первая книга поэта “Провода в соломе”, замеченная и высоко оцененная М. Горьким, вышла в 1927 в Москве. После этого появилисьт новые книги Михаила Васильевича – “Провинция” (1930 год), “Мастера земли” (1930 год), “Избранники земли” (1931 год), вбирающие в себя произведения конца 20-х годов. Поэт продолжает и совершенствует уже определившуюся линию своего творчества, лирическое раскрытие дел и чувств людей новой советской деревни.

В 1931 году Михаил Васильевич приезжает в Москву и назначается редактором журнала “Колхозник”, издававшегося “Крестьянской газетой”. Но работал он в нем около года, так как вскоре журнал был закрыт. Через несколько лет был создан новый “толстый” журнал с тем же названием, во главе которого стал Максим Горький.

В середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране. “Прощание”, знаменитая “Катюша”, “И кто его знает”, “Шел со службы пограничник”, “На горе белым-бела рано вишня расцвела…”, “Где ж вы, где ж вы, очи карие…”, “Лучше нету того цвету”, “Мы с тобою не дружили” и другие.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Васильевич находился в эвакуации в городе Чистополь. Здесь он создал стихи и песни, получившие всеобщее признание: “Провожанье”,”В лесу прифронтовом”, “Огонек”, “Ой,туманы мои…”, “До свиданья, города и хаты…” и другие. За цикл этих песен в 1943 году поэт удостоен Государственной премии.

Сразу после войны Михаил Васильевич написал песню “Враги сожгли родную хату”, которая долгое время из-за трагического звучания находилась фактически под запретом. Кроме того его перу принадлежат всем известные и любимые послевоенные песни “Летят перелетные птицы”, “Услышь меня, хорошая”, “Одинокая гармонь” (“Снова замерло все до рассвета”)…

Михаил Васильевич пишет не только стихи, но и прозу. Александр Трифонович Твардовский подтолкнул Исаковского к работе над автобиографическими записками, читал самый первый вариант этих записок, говорил, что он “ закупил на корню этот безусловно ценный материал для журнала” (“Новый мир”).

С годами Исаковский все чаще пользуется фольклорными мотивами. Он много уделял внимания переложению и обработке старинных песен и сказок (русских, украинских и белорусских). Примером такой работы является сказка “Царь, поп и мельник”. Сказка никакой особой нагрузки не несет – в ней автор любуется отвагой и остроумием простого человека в противопоставлении этих качеств похвальбе и трусости “служителя культа” и высокомерной претензии на глубокомыслие самого земного владыки.

Ограниченный в своей творческой активности давней и тяжелой болезнью глаз и вообще не отличающийся крепким здоровьем, поэт в последние годы редко выступает с новыми стихами, но делу поэзии он продолжает служить с большой пользой и своими статьями, письмами по вопросам поэтического мастерства. Была издана книга, в которой многолетний опыт мастера реализуется в добрых советах и критике молодых поэтов. Он выступает как вдумчивый и взыскательный наставник по праву не только возраста, но и творческого авторитета. Тогда, в 1956 году, Михаил Васильевич далеко не все одобрял в потоке современной ему поэзии, но он с интересом и даже с сочувствием относился к некоторым молодым поэтам, которых большинство тогдашних критиков оценивало весьма неодобрительно. В этой связи он высказывался о Е.Евтушенко в письме (1958 год): “На меня стихотворение Евтушенко “Россия” производит какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, оно действительно как будто хорошее, содержательное, с другой же стороны, мне кажется, что в нем есть чужие интонации, что в значительной мере написано оно с чужого голоса”.

В конце 50-х – начале 60-х годов он неоднократно бывал за границей. Дважды был в Италии, много раз в Чехословакии, один раз во Франции. Видел Вену и Варшаву. Много ездил по нашей стране (Латвия, Украина, Белоруссия). Одним словом, вел деловой, активный образ жизни.

В 1964 году началось обострение болезни Михаила Васильевича – инфаркт, тяжелое воспаление легких. Сам поэт так определял свое состояние: “Я уже давно болен. Причем болезни мои (их несколько) носят такую форму, что работать мне невозможно и даже думать о чем-либо трудно”.

В последние годы Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью – он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.

Новый 1970 год Исаковский встретил в санатории имени Герцена под Москвой. В январе Центральное телевидение готовило программу к 70-летию Исаковского. Михаил Васильевич принимал участие в съемках этой программы.

Летом 1971 года одновременно в больнице близко друг от друга находятся Исаковский и Твардовский. Оба они в тяжелом состоянии и встретиться не могут. В декабре 1971 года умирает Твардовский, что тяжело переживает Михаил Васильевич.

В это время Исаковский продолжает писать книгу “На Ельнинской земле”, над которой начал работать в 1967 году. Круг его личных интересов был обширным и разнообразным. В последние дни его жизни беспокоило самое главное дело его жизни – творчество. Он знал, что близится развязка. Надо было успеть закончить книгу. И он за 3 дня до своей кончины по просьбе редакторов издательства “Молодая гвардия”, где готовилась к выпуску книга “На Ельнинской земле”, написал 3 странички врезки под заголовком “После февральского переворота”. Гранки этой книги он читал и правил сам. Последнюю корректуру держал в руках. Вот только выхода книги в свет он не дождался…

Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1943) - за тексты общеизвестных песен «И кто его знает…», «Шёл со службы пограничник…», «Катюша», «Провожанье» и другие
Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник «Стихи и песни»
Герой Социалистического Труда (1970)
четыре ордена Ленина (1950, 1960, 1970)
два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1945)
орден «Знак Почёта»
медали

Память

Памятник Исаковскому в Смоленске.

Аннотационная доска на улице Исаковского в Смоленске.

Мемориальная доска на Смоленском Доме Книги.

Мемориальная доска на здании районной газеты «Знамя» в Ельне, где Исаковский был первым редактором

Почтовый конверт России, 2000 год

В 1979 году его именем названа улица в московском районе Строгино. Имя Исаковского носит Институт искусств и улица в Смоленске. Также в честь поэта назван переулок в Донецке (Украина).
В 2000 году в Иркутске было широко отмечено столетие со дня рождения поэта М. В. Исаковского: проведены памятные вечера и выпущен сборник стихов «Одинокая бродит гармонь… Стихи, ставшие песнями», идея празднования столетнего юбилея, выпуск и составление поэтического сборника, принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.

Одно из лучших стихотворений, «В лесу прифронтовом», Исаковский посвятил своей жене Лидии.
Стихотворение «Огонёк» (На позиции девушка / Провожала бойца…) на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная»[источник не указан 40 дней].
Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.
Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.
Летом 1971 года одновременно в больнице находятся Исаковский и Твардовский, оба они в тяжелом состоянии и встретиться не могут.
Увлекался языком эсперанто. Из воспоминаний: “После того как в гимназии закончился мой первый учебный год, я приехал в Глотовку… Я читал книги, если они были, писал что-то, с увлечением изучал язык эсперанто. Язык этот мне давался чрезвычайно легко: уже недели через две я хорошо знал грамматику эсперанто и множество слов, что давало возможность читать текст, почти не прибегая к словарю…Я выписал себе ежемесячный журнал “La Ondo de Esperanto” (“Волна Эсперанто”). Меня особенно интересовали печатавшиеся в нем стихи, написанные по-эсперантски. Чаще других печатались стихи ныне покойного поэта-эсперантиста Георгия Дешкина. Они мне чрезвычайно нравились, и некоторые из них я помнил наизусть…”

Сочинения

«Провода в соломе» (1927);
«Провинция» (1930);
«Мастера земли» (1930);
«Избранники земли» (1931);
Избранные стихи. – М., ГИХЛ, 1933;
Избранные стихотворения. - М.: Советский писатель, 1947;
«Стихи и песни» (1949, 1966);
«На родных просторах». Сборник песен. - М.: Молодая гвардия, 1951;
«О поэтическом мастерстве». Сборник статей и писем. - М.: Советский писатель (1952, 1953, 1960, 1962);
Собрание сочинений. Т. 1-2. М., 1956;
Собрание сочинений. Т. 1-2. М., 1959;
Собрание сочинений. Т. 1-2. М., 1961;
«Ты по стране идешь…». М., 1964;
«Стихотворения» (1965);
«О поэтическом мастерстве»., М. «Экспресс», 1970;
«О поэтах, о стихах, о песнях» (1968, 2-е изд. - 1972);
«На Ельнинской земле». Автобиографические страницы (1973);
Из переписки двух поэтов. А. Т. Твардовский - М. В. Исаковский // «Дружба народов», 1976, № 7-9;
«Два года в Чистополе». Письма // «Вопросы литературы», 1982, № 5;
«Сказка о правде» // «Знамя», 1987, № 10;

Фильм

«Встреча с Михаилом Исаковским». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 1980. 20 минут.

Избранное

Исаковский Михаил Васильевич – биография || Исаковский Михаил - Биография


Количество слов: 2675

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.