Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты. Гавриил Державин. Биография

Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки. Религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", 1774 — 94; "Бог", 1784; "Водопад", 1791 — 94); лирические стихи.

Биография

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 — 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды".

В 1782 написал "Оду к Фелице", обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II — назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 — 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог "ладить" с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 — 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 — 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 "избрал совсем другой путь". Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода "На смерть кн. Мещерского" (1799), ода "Бог" (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: "Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог"; "Осень во время осады Очакова" (1788), "Водопад" (1791 — 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения "К лире", "Похвала сельской жизни". Эстетические воззрения Державина выражены в трактате "Рассуждение о лирической поэзии или об оде" (1811 — 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: "Добрыня", "Пожарский", "Ирод и Мариамна" и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество "Беседа любителей русского слова", в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и "заметил" юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

  • Гавриил Романович Державин родился 3 (14) июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии.
  • Отец, Роман Николаевич, был армейским офицером, в связи с чем семья постоянно переезжала из города в город.
  • Мать, Фекла Андреевна, происходила из семьи небогатых дворян.
  • Родители Гаврилы Романовича не имели никакого образования, но старались дать своим детям лучшее воспитание. В 1750 году, когда Державины жили в Оренбурге, Гаврила был отдан в немецкий пансион. Науки там преподавали не лучшим образом, зато за четыре года Державин выучился немецкому языку.
  • 1754 год – умирает отец Державина. Семья оказывается на грани нищеты, все заботы о детях целиком ложатся на плечи Феклы Андреевны. Она принимает решение переехать в Казань.
  • 1759 год – Гаврила Державин и его брат отданы в только что открывшуюся Казанскую гимназию. Будущий поэт в числе первых учеников, но особенно хорошо ему даются предметы, предполагающие творческую работу.
  • 1762 год – Державин заканчивает гимназию и записывается в солдаты. Служит в Петербурге, прикреплен к гвардейскому Преображенскому полку. Полк участвует в дворцовом перевороте, в результате которого на троне оказалась императрица Екатерина II .
  • Период службы был не лучшим в жизни Державина. Из-за своего происхождения Гавриле Романовичу было сложно надеяться на стремительную карьеру. Он пристрастился к картам, начал проигрывать присылаемые матерью деньги. Когда играть было не на что, поэт, по его собственному выражению, «марал стихи». Однако, несмотря ни на что, Державин не бросил науки и по ночам читал немецкие и русские книги. В этот же период он начинает переводить в стихах «Телемаха» и «Мессиаду».
  • 1772 год – Державин произведен в прапорщики.
  • 1773 год – на подавление Пугачевского бунта императрица отправляет генерала А.И. Бибикова. Понимая, что другого шанса продвинуться по службе может и не случиться, Державин просится с генералом в Казань. Его просьба удовлетворена. В Казани Гаврила Романович пишет речь – ответ казанского дворянства на рескрипт императрицы. Державин с секретными поручениями посещает Самару, Симбирск, Саратов… Заслуги поэта пропадают даром из-за его вспыльчивости; он предан суду. Кроме того, с него требуют чужой карточный долг – Державин имел неосторожность выступить поручителем у приятеля. Суд был, в конце концов, прекращен, но в отставку уйти пришлось.
  • Отставка. Наград неуживчивому офицеру не положено, и Державин вынужден бороться. Помимо обиды, им движет врожденное чувство справедливости: во время Пугачевского бунта было разорено оренбургское имение Державиных. Материальное положение удалось поправить только благодаря слепой удаче – в 1775 году Гавриле Романовичу удалось выиграть в карты 40000 рублей. Что касается наград, то только в начале 1777 года Державину было пожаловано 300 душ в Белоруссии и награда «по неспособности к военной службе». Поэт обижен.
  • Тот же 1773 год – в журнале «Старина и Новизна» появляется первое произведение Державина (опубликовано без подписи) «Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну». Это был переведенный с немецкого отрывок из «Метаморфоз» Овидия.
  • После отставки Державин получил должность в Сенате. Но служба продлилась недолго: Гаврила Романович снова борется с чиновниками за правду и проигрывает. («Нельзя там ему ужиться, где не любят правды».)
  • 1776 год – Державин издает «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».
  • 1778 год – Державин женится на дочери камердинера Петра III Екатерине Яковлевне Бастидон, которой в ту пору было всего 16 лет. Брак с Екатериной – самое счастливое время в жизни Державина, молодая красавица стала музой поэта.
  • 1779 год – Державин отходит в своем творчестве от традиций Ломоносова и создает собственный стиль, признанный впоследствии эталоном философской лирики. Лучшим образцом подобной лирики считается ода «Бог» (1784).
  • 1782 год – Державин пишет «Оду к Фелице», обращенную к императрице. Екатерина II растрогана до слез и награждает автора золотой табакеркой, усыпанной брильянтами и с пятьюстами червонцами внутри.
  • 1784 год – После Сената Державин назначен Олонецким губернатором, но, едва приехав на место новой службы, ссорится с наместником края Тутолминым.
  • 1785 – 1788 годы – Державина переводят в Тамбов, снова на губернаторскую должность. Здесь в точности повторилась олонецкая история. В столицу полетели жалобы на нового губернатора, и под влиянием Сената, вставшего на сторону наместника, императрица повелела удалить Державина из Тамбова. За неполных три года губернаторства Державину, несмотря ни на что, удавалось вести работу по улучшению положения в Тамбовском крае, в частности, бороться с бюрократией. За период своего губернаторства (1784 – 1788 гг.) Державин почти не писал.
  • 1790 год – написана ода «На взятие Измаила».
  • 1790-е годы – Державин, помимо прочих, пишет лирические произведения «К лире» и «Похвала сельской жизни».
  • 1791 – 1793 годы – Державин служит кабинет-секретарем у Екатерины II. Его задача – выявлять нарушения закона в сенатских документах, но Державин снова отстаивает справедливость и борется с «канцелярской крючкотворной дружиной». Императрица жаловалась, что неугомонный кабинет-секретарь «лезет со всяким вздором». В итоге Екатерина удаляет Державина со службы, наградив орденом Владимира II степени и присвоив чин тайного советника. Гаврила Романович снова назначен сенатором, но Сенат при императрице играл малую роль и отправка туда была равносильна императорской немилости. В 1792 году Державин пишет оду «На умеренность», в которой намеками описывает свою службу.
  • 1793 год – умирает Екатерина Яковлевна, жена Державина.
  • 1794 год – закончена ода «Водопад», начатая в год смерти Потемкина. В этом произведении Державин описывает дела князя, достойные жить в памяти потомков. Это происходит в то время, когда имя Потемкина втаптывается светом в грязь.
  • 1795 год – Державин женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. По его собственному признанию, второй брак был заключен не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным».
  • 1796 – 1801 годы – эпоха царствования Павла I. Сначала Гавриил Романович заслужил немилость, учинив новому императору на какой-то вопрос «непристойный ответ». Но поэту удалось быстро реабилитироваться, написав великолепную оду на восшествие Павла на престол. При Павле Державин стал кавалером Мальтийского ордена, занимал должности правителя канцелярии Сената и государственного казначея.
  • 1802 – 1803 годы - император Александр I назначает поэта министром юстиции. Державин, как всегда, служит честно. Показателен случай в Калуге: Державин был отправлен туда проверять деятельность губернатора Лопухина, подозреваемого в многочисленных нарушениях и злоупотреблениях. «Дело», составленное Гавриилом Романовичем, занимало 200 страниц...
  • 1803 год – шестидесятилетний Державин уходит в отставку. Начиная с этого года и до самой смерти он живет в основном в деревне Званке Новгородской губернии. В творчестве обращается к драме. Также работает над собранием собственных сочинений, приводя их в порядок и готовя к публикации.
  • 1808 год – изданы четыре тома сочинений Г.Р. Державина.
  • 1809 – 1810 годы – Державин пишет «Объяснения к стихотворениям».
  • 1811 – 1813 годы – Державин составляет «Записки», посвященные его многолетней службе государству. В это же время пишет трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде».
  • 1811 год – Державин создает литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее петербургских литераторов.
  • 1815 год – на экзамене в Царскосельском лицее Державин «замечает» юного Александра Пушкина («Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»).
  • 8 (20) июля 1816 года – Гавриил Романович Державин умирает в Званках. Похоронен в Петербурге.

Об авторе

Державин Гавриил (Гаврила) Романович , русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759-1762). С 1762 г. Державин служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Произведенный спустя 10 лет в офицеры, участвовал в подавлении пугачевского восстания. Некоторое время служил в Сенате. После сочинения «Оды... к Фелице» (1782), обращенной к императрице, был награжден Екатериной II, через некоторое время назначен губернатором олонецким (с 1784 г.) и тамбовским (1785-1788). После отставки с должности кабинет-секретаря Екатерины II (1791-1793) назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 гг. министр юстиции. С 1803 г. в отставке.

Впервые выступил в печати в 1773 г. Державин стал подлинным преобразователем стилистики русского стиха. Его оригинальный поэтический стиль нашел яркое выражение в одах конца 1770-х - начала 1790-х годов: «На смерть князя Мещерского» , «Фелица» , «Бог» , «Видение Мурзы» , «Водопад» и др. Наряду с прославлением монарха, полководцев одическая поэзия Державина включала изображение недостойных вельмож, нравов придворного общества, а также интимно-лирические мотивы. Соединяя элементы оды и сатиры в пределах одного произведения, Державин одновременно разрушает иерархию ломоносовских «штилей», демократизируя лексику своих од, внося в них слова, заимствованные из «среднего» и «низкого» штилей. Словарь Державина наряду с высокими книжными речениями изобилует живыми «простонародными» словами и оборотами. Предельной резкости и силы голос Державина достигает в особом, тематически примыкающем непосредственно к сатирическим одам жанре религиозно-обличительных од, представляющих по большей части переложения библейских псалмов. В 1790-е и в начале 1800-х годв в творчестве Державина преобладает анакреонтическая лирика. Декларируя отказ от торжественной оды и обращаясь к интимной лирике, Державин тем самым полемизирует с эстетическими принципами высокой придворной поэзии, провозглашенными Ломоносовым . Эстетические воззрения Державина выражены им в трактате «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде» (1811-1815).

С 1780-х годов вокруг Державина собрался литературный кружок, в который входили его друзья

Дата рождения: 14 июля 1743 года
Дата смерти: 20 июля 1816 года
Место рождения: село Сокуры, Казанская губерния

Державин Гавриил Романович – выдающийся российский поэт и политический деятель, Державин Г.Р. – родился третьего июля 1743 г. Его творчество олицетворяет пик российского классицизма. При жизни он успел побывать губернатором Тамбовской губернии, правителем Олонецкого наместничества, личным секретарем при Екатерине II, министром юстиции, президентом Коммерц-коллегии и почетным членом Российской академии (с ее основания).

Родился Гавриил в небольшом поселке Казанской губернии. Его отец, Роман, был не слишком богатым дворянином и имел почетное звание майора. Согласно семейным преданиям, род Державиных тянулся от татарского мурза Багрима. Он покинул Золотую Орду в XV веке и перешел на службу к князю (в княжение Василия Тёмного). У князя мурза был крещен и наречен Ильей. Одного из сыновей Ильи звали Дмитрий, а у того, в свою очередь, сын Держава. Так и произошел род Державиных. Гавриил лишился своего отца в раннем возрасте. Его воспитывала мать, Фёкла.

Державин изначально учился чтению и письму дома. Обучали его церковники. В возрасте семи лет, проживая в Оренбурге, отец отдает сына в пансион немца Розе, что не слыл особо хорошим образованием или культурой. Тем не менее, после четырех лет, проведенных там, Державин стал удовлетворительно разговаривать на немецком. Чуть позже Гавриил учится в гимназии Казани (в 1759-1762 гг.). Далее отправляется служить.

С 1762-го познает всю тягость военной службы. Начинал Державин с Преображенского полка. Ему повезло с точки зрения участия в наиболее важных исторических событиях, но не повезло как молодому вояке. С самого начала службы приходится участвовать в важнейшем событии – государственном перевороте. Результатом стал восход на престол Екатерины II. Спустя десять лет его возводят в звание офицера, и снова приходится сразу же принимать активное участие в усмирении Пугачёвского восстания.

Свои первые стихи Гавриил печатает в 1773 году (на тот момент ему уже тридцать лет). В своих произведениям пытается наследовать Сумаркова и Ломоносова, однако с 1779 понимает, что стоит вырабатывать свой собственный путь написания. Он становится основателем нового, оригинального поэтического стиля, который с годами превращается в образец российской философской лирики. В 1778-ом году берет в жены Е. Я. Бастидон, которую дома называет Пленирой.

В душе Державина жило чрезмерное тщеславие, отчего он постоянно был уверен, что императрица недооценивает его как военного. Именно по этой причине Гавриил покидает военную должность и полностью отдается службе гражданской.

Начало службы было в Сенате, в котором он не сумел устроиться из-за повышенного стремления к правде.

В 1782-ом году он пишет ставшую известной «Оду к Фелице», в которой под легкой вуалью наблюдалось обращение непосредственно к императрице. В свою очередь, Екатерине II пришлось по душе его произведение, и она назначает Державина Олонецким губернатором, а спустя некоторое время – губернатором Тамбовским.

Необходимо отметить, что Державин всячески боролся с бюрократией, отстаивал интересы местного народа, а также приложил все усилия, дабы превратить эти земли в одни из наиболее просвещенных на территории России.

К сожалению, энергичность, прямота и чувство повышенной справедливости политического деятеля часто играли с ним злую шутку. Его недолюбливали вышестоящие вельможи, и часто места в сфере государственной службы менялись.

В 1791-1793 гг. – становится личным кабинет-секретарем при самой императрице Екатерине II, однако и здесь не смог ужиться с ее политикой, из-за чего был незамедлительно отстранен. Летом 1794 умерла его жена, а уже через год он берет в жены Д. А. Дьякову, которую предпочитает называть в домашнем кругу Миленой.

В 1802-1803 гг. – министр юстиции, но в возрасте шестидесяти лет (1803 г.) решает уйти в отставку.

Когда Державин отошел от дел государственных, то полностью предался творчеству. Также он был гостеприимен в отношении различных литераторов Петербурга. Чуть позже он решил поселиться в Санкт-Петербурге, но при этом навещает имение Званка, что в губернии Новгородской. В 1811 году становится почетным членом литературного сообщества «Беседа любителей русского слова». Один из наиболее активных поэтов в здешней среде.

Умер Державин в июле 1816-го года в селе Званки. Его похоронили рядом со второй супругой Дарьей в Спасо-Преображенском соборе (монастырь Варлаамо-Хутынский), располагавшемся неподалеку от Великого Новгорода.

В период Великой Отечественной этот монастырь был подвержен серьезному артиллерийскому обстрелу. В 1959 принято решение о перезахоронении Державина и его супруги в Новгородском Детинце. Когда в 1993-ом реставрация собора была окончена, то на юбилей (250-летие Державина) их останки снова были возвращены.

Достижения Гавриила Державина:

Творчество Гавриила Державина стало замечательным базисом для поэзии Пушкина, Батюшкова и поэтов-декабристов.
Является основателем российского классицизма.

Даты из биографии Гавриила Державина:

1743 г. – рождение.
1759-1762 гг. – Казанская гимназия.
1762 г. – служит в Преображенском полку.
1772 г. – получает офицерское звание.
1778 г. – берет в жены Екатерину Бастидон.
1782 г. – «Ода к Фелице», посвященная Екатерине II.
1784 г. – выходит ода философского уклона «Бог».
1784-1785 гг. – олонецкий губернатор.
1786-1788 гг. – губернатор Тамбовской губернии.
1788 г. – пишет «Осень во время осады Очакова».
1791 г. – неофициальный гимн России выходит из-под пера Державина: «Гром победы, раздавайся!».
1791-1793 гг. – кабинет-секретарь при Екатерине II.
1791-1794 гг. – пишет «Водопад»
1794 г. – возглавил Коммерц-коллегию. Смерть первой жены. Стихи «Вельможа».
1795 г. – вторая жена, Дарья Дьякова.
1799 г. – очередная философская ода «На смерть князя Мещерского».
1800 г. – стихотворение «Снегирь», которое было написано в память погибшего Суворова.
1802-1803 гг. – министр юстиции.
1803 г. – уходит в отставку.
1811 г. – вступает в лит. общество «Беседа любителей русского слова».
181101815 гг. – работает над «Рассуждением о лирической поэзии или об оде» (трактат).
1816 г. – смерть.

Интересные факты Гавриила Державина:

Державин был ценителем эротики. Любил писать эротическую прозу. Примером может послужить «Аристиппова баня». Он придавал ей особую мягкость, исключая, по возможности, твердую букву «р». Ему было приятно, когда подобные произведения зачитывались при дамах в его присутствии.
Образ Державина увековечен в многочисленных памятниках: Санкт-Петербург, Казань, Тамбов, Петрозаводск. В Тамбове располагается Державинская улица, местный государственный университет также носит его имя, и даже кратер на планете Меркурий был назван в его честь.
За свою жизнь Державин успел познать и нужду, и богатство. История повествует, что однажды, оставшись с последними 50-ю рублями в кармане, Гавриил решил сыграть в карты, хотя раньше никогда и не играл. В конце вечера Державин уходит с суммой в 8 000 руб. В дальнейшем он даже выигрывал в короткие сроки 40 000, которые тратил на неотложные долги. Однако, как любой мудрый человек, он вовремя остановился.
В 1815 г. Царскосельский Лицей в полном составе ожидал приезда знаменитого Державина. Все были ошарашены, когда первым делом важный гость поинтересовался, где у них располагается нужник.


Державин Гаврила Романович (1743-1816), русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля 1743 в деревне Кармачи Казанской губернии. Державин рано потерял отца, и матери приходилось идти на тяжкие унижения ради того, чтобы вырастить двоих сыновей и обеспечить им более или менее пристойное образование. В те годы по настоящему квалифицированных учителей за пределами Санкт-Петербурга и Москвы найти было нелегко. Однако, настойчивость и исключительные способности Державина помогли ему многое узнать, несмотря на тяжелые обстоятельства, слабое здоровье, полуграмотных и странных преподавателей.

В 1759-1762, учился в Казанской гимназии. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению. Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не обязательно следуя закостеневшим правилам.

Писать стихи Державин начал еще в гимназии, но его обучение было неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской ошибки молодой человек был в 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. В том же 1762 в составе полка участвовал в дворцовом перевороте приведшем к воцарению Екатерины II. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме. Времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, писал письма по просьбе солдаток, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредиаковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Читал Державин и немецких поэтов, пробуя переводить их стихи и пытаясь следовать им в собственных сочинениях. Впрочем, карьера стихотворца не казалась ему в тот момент главным делом жизни. После долгожданного производства в офицеры Державин пытался, продвинуться по службе, надеясь таким образом поправить свои финансовые дела и послужить верой и правдой отечеству.

Уже офицером, в 1773-1774 Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. Именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар. В 1774, находясь во время восстания Пугачева со своими людьми неподалеку от Саратова, у горы Чаталагай, Державин прочитал оды прусского короля Фридриха II и перевел четыре из них. Опубликованные в 1776 Чаталагайские оды привлекли внимание читателей, хотя произведения, созданные в 70-е годы, еще не были по-настоящему самостоятельными. Независимо от того, переводил Деражавин или сочинял собственные оды, его творчество находилось еще под сильным влиянием Ломоносова и Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо это делать.

Несмотря на проявленную во время восстания Пугачева активность Державин, все из-за того же неуживчивого и вспыльчивого нрава, не получил долгожданного повышения. Он был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и в течение нескольких лет был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой - не всегда честной.

Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце 70-х годов. Он недолго служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья - Н.А. Львов, В.А. Капнист, И.И. Хемницер были высоко образованными и тонко чувстующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, - жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности.

В этом-то и заключалась самая главная перемена. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88).

С этого момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода - торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н. Тынянов писал о «революции Державина».

Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как «Ода на смерть князя Мещерского», «Ода к Фелице», «Бог», «Водопад» были написаны непривычным для того времени языком.

Державинский язык удивительно звучен. Так, Ода на смерть кн. Мещерского с первых же строк поражает гулкими и звенящими строками, как будто воспроизводящими звон маятника, отмеряющего безвозвратно уходящее время: «Глагол времен! Металла звон!.. Твой страшный глас меня смущает...»

Создаваемые поэтом образы непривычно страстны и эмоциональны для спокойной и рациональоной эпохи классицизма, например: «Уже зубами смерть скрежещет... И дни мои, как злак, сечет.»

Не менее неожиданна и концовка оды. Традиционная классицистская система ценностей всегда ставила общественные, государственные интересы выше личных. Сам жанр торжественной оды, казалось бы, не предполагал никаких интимных откровений. Державин, однако, заканчивает свои возвышенные размышления о бренности земной жизни, удивительно личными, идущими из глубины души строками:

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою,

И с чистою твоей душою

Благославляй судеб удар.

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи - времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными - растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества - простоту, милосердие, просвещенность, скромность - а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта - ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода - первое художественное воплощение русского быта, что она - зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных,

И цепь существ связал всех мной.

Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «...И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места - карельского водопада Кивач.

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми,

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит...

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII - начале XIX вв. - дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика - жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:

О домовитая Ласточка!

О милосизая птичка!

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «...Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:

Шекснинска стерлядь золотая,

Каймак и борщ уже стоят;

В крафинах вина, пунш, блистая

То льдом, то искрами, манят;

Иногда - радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:

Плясок, ликов, звуков славы

Не услышу больше я:

Стану ж жизнью наслаждаться,

Чаще с милой целоваться,

Слушать песни соловья.

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

Возможно ли сравнять что с вольностью златой,

С уединением и тишиной на Званке?

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

Где с скотен, пчельников и с птичников, прудов.

То в масле, то в сотах зрю злато под ветвями,

То пурпур в ягодах, то бархат-пух грибов,

Сребро, трепещуще лещами.

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже - литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения - величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века - оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.


28-10-2012 Поставь оценку :
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.