Новогодняя ёлка. Какую елку купить на Новый год. Виды новогодних деревьев. Как выбрать искусственную новогоднюю елку

Чудесный праздник встречи Нового года неразрывно связан с зеленой красавицей елью. В алфавите друидов и кельтов первая буква «А» обозначала и Новый год, и серебряную ель.

Обычай встречать Новый год с нарядно украшенной елкой уходит в древнее языческое время. Он связан с культом зелени. В Греции и Риме дома накануне наступления Нового года украшали зелеными ветками, считая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году.

В Европе зимой, когда холодно, темно и мрачно, особое значение придавалось предметам, которые символизировали новое возрождение природы; поэтому такую большую роль в ритуале празднования Рождества играют ветви вечнозеленых или распускающихся зимой растений. Им приписывалась особая жизненная сила, которую люди пытались перенять, поставив растение в доме.

Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Елку впервые стали украшать в XVI веке в Эльзасе. Поначалу елку украшали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, шары (они заменили яблоки, первоначально украшавшие елку), а на макушке — изображение солнца, вырезанного из плотной бумаги или сделанного из соломы, что связывало это украшение с солнечным циклом. Одно время было регламентировано и количество свечей. Их должно было быть 12 — столько, сколько месяцев в году.

На протяжении веков елка и ее украшения менялись. Так, в Скандинавии придумали вешать на елку украшения из соломы в виде снежных звезд и фигурок. В XVIII веке праздничная елка в том виде, в котором мы ее знаем, из Эльзаса распространилась по всей Европе и к XX веку завоевала весь мир.

С 1737 года в германских княжествах елку начали одевать в мишуру, а спустя 38 лет на елках появились позолоченные и посеребренные картофелины, тогда еще бывшие редкостью в Европе.

Начиная с 1815 года елки начали освещать свечами, а в 1850 году на новогоднем дереве «поселились» стеклянные игрушки.

В России судьба новогодней елки складывалась непросто. Как любое западное новшество, елка приживалась с большим трудом. Первые новогодние торжества в Москве состоялись в 1700 году.

Постепенно елка завоевала свое «новогоднее» место. В 30-е годы XIX столетия она еще считалась принадлежностью уютных домов петербургских немцев, а публичная елка была устроена в столице только в 1852 году. К концу века елка становится главным украшением не только городских, но и деревенских домов. И, наконец, в XX веке она уже неотделима от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству она была запрещена на целых 17 лет, до 1936 года, а праздничным нерабочим днем 1-е января было объявлено только в 1947 году.

Как выбрать новогоднюю ёлку

Вы решили поставить на праздник традиционную елку — не искусственную, а самую что ни на есть настоящую, и хотели бы, чтобы она постояла до старого Нового года, то есть не меньше двух недель. Как этого добиться? В первую очередь елку надо правильно выбрать.

Не гонитесь за самой высокой елкой. Размеры должны соответствовать размерам комнаты, где она будет стоять. Маленькая пушистая елочка часто выглядит наряднее большой, разлапистой — все зависит от того, где она стоит и как украшена. При покупке (особенно с рук) проверьте, свежее ли дерево. У сухого веточки сразу обламываются с характерным треском, оно уже через два-три дня начнет осыпаться. У свежей елки ветки эластичны, обломить их нелегко. Покупку несите домой вершиной вниз, иначе концы нижних ветвей сломаются (лучше всего их обернуть мешковиной и обвязать веревкой).

Как сохранить новогоднюю ёлку

Если елка приобретена заранее, ее следует держать на холоде. За пару дней до установки желательно опустить конец ствола в сосуде водой, в которую добавлены 2—3 столовые ложки глицерина. Вместо глицерина можно взять на ведро воды половину чайной ложки мочевины (огородного удобрения).

Хорошо, если в доме есть специальная подставка с резервуаром для воды (они бывают в продаже), если же нет — подойдет ведро или бак. Главное — прочно укрепить дерево, придать ему устойчивость с помощью растяжек, деревянных палок, обыкновенной веревки. Чтобы хвоя дольше не осыпалась, комель елки очищают от коры и погружают в воду или мокрый песок (уровень воды или песка должен быть выше зачищенного места). Обязательно декорируйте сосуд, в котором установлена елка, гофрированной бумагой, старой белой тканью, слоем ваты, украсив блестками. мишурой, звездочками из золоченой или цветной яркой бумаги, — ведь здесь будут лежать подарки. Но ткань и вату придется специально обработать огнезащитным составом (его можно достать в местных отделениях пожарных обществ или в бытовых комбинатах), а в домашних условиях — раствором поваренной соли.

Рецепты продления жизни Новогодней ёлки

1. Из расчета на 1 л воды: 25—40 г сладкого сиропа и по 1 чайной ложке микроэлемента железа и отбеливателя для хлопчатобумажных тканей.

2. На такое же количество жидкости берут 3 столовых ложки препарата для мытья оконных стекол «Нитхинол »(можно заменить 2 столовыми ложками тройного одеколона) и 1 столовую ложку глицерина. Срок действия раствора — десять дней. Потом его заменяют свежим, а спустя еще десять дней — чистой водой.

3. На 3 литра воды взять 5 г лимонной кислоты, 6 г желатина и 16 г толченого мела.

4. В ведро с водой, в которую вы поставили елку, добавьте щепотку соли, ложку сахара и одну таблетку аспирина. В этом физиологическом растворе аспирин играет роль антисептика, не дающего развиваться гнилостным бактериям, соль и сахар — питание.

В любом из приведенных выше рецептов надо следить за тем, чтобы уровень воды не уменьшался, по мере испарения ее подливают. И прежде чем ставить елку в любой из питательных растворов, обновите срез ствола.

Как уберечь Новогоднюю ёлку

Тема не очень приятная, но необходимая. Не ставьте елку возле батарей отопления, печей, свечей, электрообогревателей. Этот совет относится и к синтетическим елкам: мало того, что они горят — еще и выделяют при этом токсичные вещества, опасные для здоровья. Не увлекайтесь бенгальскими огнями, самодельными электрогирляндами, вращающими елку устройствами с электромоторчиками, хлопушками с огневыми эффектами. Не обкладывайте ветки ватой, посыпанной бертолетовой солью, — подобная «красота» таит в себе «страшную» силу разрушения, риск огромен! Не вешайте на елку игрушки из целлулоида...

Если у вас в доме искусственная елка и она запылилась при хранении, то пыль лучше удалять с помощью пылесоса. При мытье металлические стержни — основания веток и ствола — разрушаются коррозией.

Владельцы кошек и собак!

Помните, что блестящие шарики и мишура на елке — непреодолимый соблазн для ваших любимцев.

Попавшие в кишечник мишура и «дождь» — а животные любят жевать и глотать их — могут привести к гибели четвероногих; поэтому лучше всего поставить елку в безопасное, недосягаемое для вашего любимца место, или вовсе отказаться от таких украшений, чтобы не омрачать себе праздник.

Как украсить Новогоднюю ёлку

Несколько общих правил. Начинают украшение елки обычно с электрогирлянды (она обязательно должна быть исправной). Бусы и мишуру располагают не по вертикали, а вокруг елки. Если елка стоит посередине комнаты, украшения должны располагаться равномерно со всех ее сторон. Подвешивать игрушки желательно на достаточно длинных нитях. Если эти нити сделать разноцветными (или, наоборот, одного цвета), они тоже будут украшением.

Когда-то во многих семьях существовала традиция готовить для елки самодельные игрушки. Сейчас такие семьи — редкость. А может быть, стоит, пока еще есть возможность, расспросить старших членов семьи, как это делалось раньше, и в один прекрасный новогодний вечер ошеломить гостей необыкновенной елкой — с рыбками из яичной скорлупы, золотыми цыплятами, звездами из фольги и соломки, пряничными домиками и избушками на курьих ножках...

Ёлочные игрушки своими руками

Многоликая скорлупа. Аккуратно удаляем содержимое сырого яйца: проколов иголкой с двух сторон, выдуваем белок и желток в чашку, чтобы использовать по назначению. Пустая скорлупа—универсальная голова, которая может принадлежать любому персонажу. Немного фантазии — и готова яркая игрушка: клоун в колпачке, пират с черной повязкой на глазу, матрешка в платочке (все эти элементы можно просто нарисовать на скорлупе, а можно приклеить, вырезав из цветной бумаги или пестрых лоскутков).

Если же скорлупу посчитать не головой, а туловищем, —можно сделать целый зоопарк. Приклеиваем нужные детали, слегка подкрашиваем и получаем свинку, черепаху или сороку. Не забудьте приклеить петельки, чтобы повесить игрушку на елку.

Из грецких орехов. Если орех покрасить золотой или серебряной краской, он превратится в елочную игрушку. Можно аккуратно расколоть орех пополам, и из половинок скорлупы сделать сразу две игрушки. Одну половинку наклеиваем на кленовый или дубовый листок, вырезанный из бархатной бумаги, раскрашиваем скорлупу масляными красками — готова божья коровка, напоминание о теплых летних днях. Из другой половинки скорлупы можно сделать сказочный кораблик с мачтой из спички, белым (или алым) парусом, яркими флажками из бумаги.

С егодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. Вскоре украшение елок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

Старая рождественская открытка

Сергей Коровин. Рождество

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Генрих Манизер. Елочный торг

Алексей Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е. Фотохроника ТАСС

Новогодняя елка в Кремлевском Дворце съездов. Фотография: Н. Акимов, Л. Портер / Фотохроника ТАСС

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.Малыши в новогодних колпаках около елки. Фотография: Т. Гладских / фотобанк «Лори»

С новогодней елкой праздник войдет в ваш дом. Дайте волю своей фантазии, украсьте елку в своем вкусе, используя подсказки нашего сайта. Здесь представлены многообразные идеи украшения новогодней елки – найдите свой!

Новогодняя елка с синими и серебристыми украшениями, оформленная в зимнем стиле, идеально подходит для квартиры с современным дизайном.

Замените традиционный изумрудно-зеленый цвет лимонным. Это позволит вам использовать необычные новогодние украшения.

Взглянув на эту елку, вы поймете, что слишком много сосулек не бывает. Согласитесь: классические елочные игрушки всегда великолепны и эффектны!

Самодельные флажки придадут элегантной новогодней елке милый, хитрый вид. Если сделать все флажки кремового цвета, взгляд будет легко скользить по ней, и общее впечатление от елки усилится.

Бумажные медальоны и классические украшения красного цвета создают праздничное настроение. Такая елка выглядит просто и по-домашнему тепло.

Если классическая рождественская елка не в вашем вкусе или вы хотите установить в своем доме еще одну, менее традиционную елку, есть отличная идея. Поставьте шикарную елку во французском стиле – из мишуры.

Нам нравится веселое и необычное цветовое сочетание украшений на этой елке. Попробуйте использовать комбинацию розового цвета жевательной резинки и ультрамарина, декорируя елку и всю комнату.

Искусные украшения бумаги и самодельные гирлянды из шариков сделают эту маленькую елку единственной в своем роде. Сделайте свои собственные елочные украшения!

Нам нравится золотистая новогодняя елка. Симпатичные металлические украшения и лента из золотистой в крапинку мешковины хорошо сочетается с теплыми тонами комнаты.

Если елка стоит в украшенной по-новогоднему комнате, вспомните: все хорошо в меру. Всего лишь несколько украшений на этой елке могут производить очень хорошее впечатление.

Белые огоньки и украшение из белых бус придадут новогодней елке непринужденную элегантность.

Оттенки небесно-голубого цвета выделяются на темно-зеленой новогодней ели. Это идеальное сочетание цветов для тех, кто предпочитает нетрадиционный стиль украшений.

Украсьте елку старинными, но никогда не устаревающими и красочными елочными игрушками.

Тоненькая ель выглядит лучше, если украсить ее нежными бумажными украшениями.

Благодаря большим красным украшениям маленькая новогодняя елка производит большое впечатление.

Натуральная новогодняя елка, покрытая морозными снежинками, выглядит естественной в гостиной в стиле охотничьего домика.


Украшения цитрусовых оттенков делают белую новогоднюю елку игривой и придают ей свежесть.

Все украшения на этой мерцающей настольной новогодней елки сделаны из книжных страниц.

Рождественское чудо превратится в реальность, когда вы украсите свою елку множеством украшений в стиле Санта-Клаус.

Добавьте воспоминание о море к новогодней елке с помощью нежных белых морских звезд и лимонного цвета гортензий.

Если ваш дом наполнен традициями, уловите дух новогодней елки и постарайтесь изо всех сил украсить ее по-американски.

Вам нравится то, что вы видите на этой елке? Украсьте свою елку так же, обрамив домашние фото в рамочки.

Нам нравится, как минималистские, но красочные украшения на этой елке гармонируют с ретро-стилем гостиной, напоминая нам о прошлом.

Украсьте нейтральную комнату радугой металлических украшений на новогодней елке. Эта великолепная картина доказывает, что стоит повозиться с украшением большой ели.

Классические красные и зеленые украшения на этой елке висят вперемежку с озорными сказочными эльфами.

Перед вами высокая и величественная ель, украшенная традиционно.

Эта елка прекрасно освещена желтыми огоньками.

Коньки и варежки на этой елке распространяют по комнате уют и обещают зимние забавы.

Декабрь – пора приятных и долгожданных предновогодних хлопот. Сейчас самое время задуматься о составлении праздничного меню, покупке подарков для родных и близких, украшении жилья и, конечно же, выборе елки.

Преимущества живой ели

Пушистая елочка – неотъемлемый атрибут новогоднего торжества. Украшенная яркими игрушками, разноцветной мишурой и мерцающими гирляндами, она наполняет дом удивительной праздничной атмосферой. В последнее время многие в качестве альтернативы традиционной живой елке выбирают искусственное хвойное дерево, изготовленное из поливинилхлорида. Безусловно, такой аналог практичнее и долговечнее, однако назвать эту замену удачной крайне сложно. Рассмотрим главные преимущества натуральной новогодней елки:

  1. Каждая живая елочка – уникальна и неповторима в своем роде. Двух идентичных хвойных деревьев в природе не существует априори.
  2. В отличии от пластикового «сородича» настоящее лесное деревце источает непередаваемый душистый аромат, богатый полезными для организма человека хвойными фитонцидами.
  3. Из обрезанных при установке елочных ветвей можно сформировать оригинальную настольную композицию или нарядный дверной венок.
  4. По окончании праздников хвойные иголки можно использовать для приготовления целебного отвара или концентрата для ванны.

Размеры новогодней елки

Перед непосредственной покупкой важно определиться с желаемыми размерами «лесной гостьи». В идеале, праздничное дерево должно соответствовать габаритам помещения:

  • В просторной комнате елку чаще всего устанавливают на пол – в этом случае высота хвойной красавицы ограничивается исключительно личными предпочтениями и высотой потолка.
  • Для украшения небольшой комнаты целесообразно приобрести компактную елочку – тогда ее можно установить на стол или декоративную подставку.

Как выбрать живую елку

Выбирать натуральную ель лучше всего в дневное время суток – так вы сможете полноценно оценить состояние приглянувшегося деревца. Определить «свежесть» хвойного растения можно следующим путем:

  1. Внимательно осмотрите ствол елки – в идеале он должен быть шершавым, но без видимых механических повреждений и плесневых поражений. Учитывайте, что обхват комля (нижней части ствола) здоровой и крепкой хвойной особи колеблется в пределах 6-8 см.
  2. Обратите внимание на состояние и окраску стволового среза. Светлый спил, покрытый тонким слоем маслянистой живицы, свидетельствует о недолгом пребывании дерева на елочном базаре.
  3. Гибкие, пластичные и устремленные кверху ветви – еще один признак недавно срубленной елки. Если же веточки кажутся хрупкими и ломкими – вероятнее всего, в комнатных условиях новогоднее деревце простоит недолго.
  4. Отдельного внимания заслуживает хвойный покров ели. Отлично, если иголки гладкие, однотонные, источающие характерный пряный запах.

На заметку! Чтобы в процессе транспортировки не повредить выбранную елку, обвяжите ее по окружности прочной бечевкой и оберните плотной тканью либо эластичной пленкой.

Установка живой елки в домашних условиях

Установка натуральной ели в доме требует взвешенного подхода. Важно, чтобы новогоднее дерево не мешало полноценному передвижению в помещении и занимало минимум его полезной площади. Идеальное место для монтажа лесной красавицы – под стеной или у окна, но вдали от комнатных радиаторов и бытовых отопительных приборов.

  • До момента монтажа приобретенное хвойное дерево рекомендуется выдержать в течении 24-48 часов в неотапливаемом помещении – например, в гараже, межэтажной кладовой либо на балконе.
  • Перед непосредственной установкой необходимо обновить стволовый спил и аккуратно зачистить комель от коры при помощи острого ножа. Место среза желательно присыпать толченым активированным углем либо древесной золой, а нижнюю часть ствола – обернуть влажной мешковиной.
  • Устанавливать натуральную елочку можно как в устойчивую подставку-крестовину, так и в ведерко или кадку с песком. Предпочтителен, конечно же, второй вариант, так как он позволяет подольше сохранить дерево ярким и свежим за счет возможности внесения локальных подкормок.

Уход за живой елкой

Срубленные хвойные деревья достаточно капризны и привередливы в плане содержания в домашних условиях – это факт. Оказавшись в неестественной среде, они постепенно ослабевают, меняют изумрудный окрас на буровато-желтый и сбрасывают иголки. Чтобы душистая елочка как можно дольше радовала своей первозданной красотой, после установки за ней необходимо правильно ухаживать:

  1. Регулярно орошайте лесное деревце чистой водой. Для опрыскивания используйте бытовой или садовый пульверизатор с мелкодисперсным распылителем.
  2. При возможности периодически вращайте елочку вокруг своей оси, чтобы каждая часть растения получала достаточное количество света.
  3. Для полива натуральной елки, установленной в емкость с песчаным наполнителем, используйте специальные питательные растворы:
  • на 1 л воды – 2 таблетки аспирина + 1 ч.л. сахара + 1/2 ч.л. соли;
  • на 1 л воды – 1/2 ч.л. лимонной кислоты + 1 ч.л. гранулированного желатина;
  • на 1 л воды – 1 ст.л. глицерина + 2 ст.л. толченого мела или древесного угля.

Много тысячелетий назад год наступал осенью или весной. Например, если взять Древнюю Русь, то здесь начало года припадало на март месяц, и больше это празднование походило на дань весне, теплу, солнцу и будущему хорошему урожаю.

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер. Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну не увядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане. Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку. XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы.

Петр Первый и первая Ёлка

В России обычай новогодней елки ведет начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени, отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: «Украсить московские дома еловыми и сосновыми ветвями и шишками, и все должны были отмечать этот день празднованием с поздравлением всех родных и близких, танцами и стрельбой, пуском ракет в ночное небо».

А сам король в ночь с 31 декабря на 1 января вышел на Красную площадь, держа факел в руках, и после боя курантов запустил первую ракету в звездные небеса. И это был первый салют в честь праздника Нового Года. Что же касается ели, то примерно 300 лет назад считалось что елочка, украшенная под Новый Год, превращает отрицательные силы в положительные. Сегодня уже все забыли о таких силах, но прекрасная и любимая всеми традиция украшать хвойное дерево перед праздником осталась и по сегодняшний день.

Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.

После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.

Рождественская Ёлка в первой половине XIX века

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничков дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской елки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большом столовом дворце.

Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Установить точное время, когда елка впервые появилась в русском доме, пока не представляется возможным. Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.

И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально охвачен «елочным ажиотажем». Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. Торговля елками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Но если бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку, то богатая столичная знать стала устраивать соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.

К середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. Само дерево, ранее известное в России лишь под немецким названием «Weihnachtsbaum», стало называться сначала «рождественским деревом» (что является калькой с немецкого), а позже получило имя “елка”, которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку». В. И. Даль заметил по этому поводу: «Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную елку, мы зовем так иногда и самый день елки, Сочельник».

Русская Ёлка во второй половине XIX века

Освоение в России рождественской елки поражает своей стремительностью. Уже в середине века елка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов. Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь провинциального города понятна: отказавшись от старинного народного обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум. Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки. Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. Здесь, как свидетельствуют мемуаристы, Святки еще в течение многих лет продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев.

И все же мало-помалу петербургская мода начинала проникать и в усадьбу. Если до середины XIX века в воспоминаниях, посвященных Святкам в помещичьей усадьбе, устройство елки не упоминается, то уже через десять лет положение меняется. О рождественских праздниках 1863 года свояченица Льва Толстого Т. А. Кузминская, жившая подолгу в Ясной Поляне и считавшая ее своим «вторым родительским домом», вспоминает: «Ежедневно устраивались у нас какие-нибудь развлечения: театр, вечера, елка и даже катание на тройках». Два года спустя, 14 декабря 1865 года, в письме к Софье Андреевне Толстой она сообщает: «Здесь готовим мы на первый праздник большую елку и рисуем фонарики разные и вспоминали, как ты эти вещи умеешь сделать». И далее: «Была великолепная елка с подарками и дворовыми детьми. В лунную ночь — катанье на тройке».

На первых порах нахождение в доме рождественского дерева ограничивалось одним вечером. Накануне Рождества еловое дерево тайно от детей проносили в лучшее помещение дома, в залу или в гостиную, и устанавливали на столе, покрытом белой скатертью. Взрослые, как вспоминает А. И. Цветаева, «прятали от нас (елку) ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть». К ветвям дерева прикрепляли свечи, на елке развешивали лакомства, украшения, под ней раскладывали подарки, которые, как и саму елку, готовили в строгом секрете. И наконец, перед самым впуском детей в залу на дереве зажигали свечи. Входить в помещение, где устанавливалась елка, до специального разрешения строжайшим образом запрещалось. Чаще всего на это время детей уводили в какую-либо другую комнату. Поэтому они не могли видеть то, что делалось в доме, но по разным знакам стремились угадать, что происходит: прислушивались, подглядывали в замочную скважину или в дверную щель.

Когда же наконец все приготовления заканчивались, подавался условный сигнал («раздавался волшебный звонок») либо за детьми приходил кто-то из взрослых или слуг. Двери в залу открывали. Этот момент раскрывания, распахивания дверей присутствует во множестве мемуаров, рассказов и стихотворений о празднике елки: он был для детей долгожданным и страстно желанным мигом вступления в «елочное пространство», их соединением с волшебным деревом. Первой реакцией было оцепенение, почти остолбенение. Представ перед детьми во всей своей красе, разукрашенная «на самый блистательный лад» елка неизменно вызывала изумление, восхищение, восторг. После того как проходило первое потрясение, начинались крики, ахи, визг, прыганье, хлопанье в ладоши. В конце праздника доведенные до крайне восторженного состояния дети получали елку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево (что породило выражения «грабить елку», «щипать елку», «рушить елку»). Отсюда произошло и название самого праздника: праздник «ощипывания елки». Разрушение елки имело для них психотерапевтическое значение разрядки после пережитого ими долгого периода напряжения.

В конце праздника опустошенное и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор. Обычай устанавливать елку на рождественские праздники неизбежно претерпевал изменения. В тех домах, где позволяли средства и было достаточно места, уже в 1840-е годы вместо традиционно небольшой елочки начали ставить большое дерево: особенно ценились высокие, до потолка, елки, широкие и густые, с крепкой и свежей хвоей. Вполне естественно, что высокие деревья нельзя было держать на столе, поэтому их стали крепить к крестовине (к «кружкам» или «ножкам») и устанавливать на полу в центре залы или самой большой комнаты в доме. Переместившись со стола на пол, из угла в середину, елка превратилась в центр праздничного торжества, предоставив возможность детям веселиться вокруг нее, водить хороводы. Стоящее в центре помещения дерево позволяло осматривать его со всех сторон, выискивать на нем как новые, так и старые, знакомые по прежним годам, игрушки. Можно было играть под елкой, прятаться за ней или под ней. Не исключено, что этот елочный хоровод был заимствован из ритуала Троицына дня, участники которого, взявшись за руки, ходили вокруг березки с пением обрядовых песен. Происшедшие перемены изменили суть праздника: постепенно он начал превращаться в праздник елки для детей знакомых и родственников.

На таких праздниках, получивших название детских елок, помимо младшего поколения всегда присутствовали и взрослые: родители или сопровождавшие детей старшие. Приглашали также детей гувернанток, учителей, прислуги. Со временем начали устраиваться праздники елки и для взрослых, на которые родители уезжали одни, без детей. Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, возведенном в 1823 году в Екатерингофском загородном саду. Установленная в зале вокзала огромная ель «одной стороной прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». Вслед за нею публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. Москва не отставала от невской столицы: с начала 1850-х годов праздники елки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.

Ёлка в России на рубеже XIX—XX ВЕКОВ

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Ёлки предлагались на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны, которые гордо высились во всей своей естественной красе, и никогда не видавшие леса искусственные ёлки-крошки, неестественно яркая зелень которых сразу же бросалась в глаза. Торговали ёлками и многие лавки — зеленные, молочные и даже мясные, где деревья выставляли у входа, часто уже поставленные на крестовины.

В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок. Дети с удовольствием гуляли в «лесах» ёлочных базаров; наблюдали за тем, как ёлку вносили в дом; видели, как она, ещё не оттаявшая, лежала в сенях («только после всенощной ее впустят») или в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; чувствовали, как она начинала излучать хвойный и смоляной запах.

Со всего города, а иногда и из других городов на домашние ёлки съезжались родные и близкие, двоюродные сёстры и братья. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали «ёлочное веселье», играли на фортепьяно, дети танцевали. Старшие готовились к праздникам сами, сочиняя и ставя пьесы «под Гофмана и Андерсена» из жизни ёлочных игрушек. Широчайшее распространение в это время получает устройство благотворительных «ёлок для бедных» в народных домах, детских приютах. Организовывали их как разного рода общества, так и отдельные благотворители. Превратившись в главный компонент зимних праздников, ёлка, таким образом, вошла в праздничную жизнь как одна из необходимых её составляющих. Л. Н. Гумилёв, с горечью говоря о том, что детство у него было не таким, каким оно должно быть, заметил: «Мне хотелось простого: чтобы был отец, чтобы в мире были ёлка, Колумб, охотничьи собаки, Рублёв, Лермонтов». Ёлка стала восприниматься как один из необходимых элементов нормального детства.

Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. После захвата власти большевики на ёлку не посягали. В 1918 году М. Горький и А. Н. Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» роскошную подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную замечательными художниками. В неё были включены произведения М. Горького, К. И. Чуковского, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова, С. Чёрного и др. На обложке книги помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверьё. На верхушке дерева ярко сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.

В первые годы после революции никаких специальных мер, направленных на запрет ёлки, действительно не предпринималось, а если она и стала в это время чрезвычайной редкостью, то причиной тому были внешние обстоятельства, которые всё «сбили и спутали». В первые годы после Гражданской войны в городах, как и прежде, всё ещё продавалось много ёлок, но население бедствовало, и мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце. Мужики из пригородных деревень, привозившие в город ёлки, теряли предрождественский заработок. 25 декабря 1924 года Корней Чуковский записывает: «Третьего дня шёл я с Муркой к Коле — часов в 11 утра и был поражен: сколько ёлок! На каждом углу самых безлюдных улиц стоит воз, доверху набитый всевозможными ёлками, — и возле воза унылый мужик, безнадёжно взирающий на редких прохожих. Я разговорился с одним. Говорит: "Хоть бы на соль заработать, уж о керосине не мечтаем! Ни у кого ни гроша; масла не видали с того Рождества..." Единственная добывающая промышленность — ёлки. Засыпали ёлками весь Ленинград, сбили цену до 15 копеек. И я заметил, что покупают ёлки главным образом маленькие, пролетарские — чтобы поставить на стол». Но понемногу быт налаживался и ёлка, казалось, вновь завоёвывала свои права. Однако всё обстояло не так просто.

Первый тревожный звоночек прозвучал уже 16 ноября, через три недели после октябрьского переворота, когда на обсуждение советского правительства был поставлен вопрос о календарной реформе. Вплоть до Октябрьской революции Россия всё ещё продолжала жить по юлианскому календарю, в то время как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый папой Григорием XIII в 1582 году. Необходимость проведения календарной реформы, перехода на новый стиль ощущалась с XVIII века. Уже при Петре I в международных отношениях и в научной переписке Россия была вынуждена пользоваться григорианским календарём, в то время как внутри страны жизнь ещё в течение двух столетий протекала по старому стилю. Это обстоятельство порождало многие неудобства. Особенно остро потребность введения единого с Европой исчисления времени ощущалась в дипломатической и коммерческой практике. Однако предпринятые в XIX веке попытки провести календарную реформу терпели неудачу: этому противодействовали как правительство, так и православная церковь, всякий раз считавшие введение нового календаря «несвоевременным». После революции вопрос о «несвоевременности» реформы отпал сам собой, и 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Подписанный Лениным декрет был опубликован на следующий день.

Поскольку разница между старым и новым стилем составляла к этому времени 13 суток, то в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е. И хотя ни в декрете, ни в других исходящих от советского правительства документах этого времени об отмене праздника Рождества не говорилось ни слова, тем не менее нарушение календаря воспринималось как ломка жизни с её традиционно связанными с определёнными датами православными праздниками. Что будет с Рождеством и ёлкой после вхождения календарной реформы в жизнь, пока было непонятно.

А в 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Участники ёлочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросёнка. Проводились шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон). Однако столь благосклонное отношение советской власти к ёлке продолжалось недолго. Новые перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда «Красная газета» с удовлетворением сообщила: «...в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей». Постепенно завершил своё существование и праздник «комсомольского рождества». Он был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.

В эти критические в судьбе ёлки годы казалось, что ей пришёл конец. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни ёлок. В школах в порядке борьбы с Рождеством и ёлкой на Новый год стали проводить «Антирождественские вечера», на которых инсценировали высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде: «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём». Перестали устраивать ёлки и в детских садах. И всё же полностью искоренить полюбившийся обычай так и не удалось: ёлка «ушла в подполье». Как вспоминает писательница И. Токмакова, в семьях, верных дореволюционным традициям, ее продолжали устраивать. Делали это с большой осторожностью. Ёлкой обычно обеспечивал дворник, который перед Рождеством выезжал за город в лес с огромным мешком, срубал дерево, перерубал его пополам и запихивал в мешок. Дома он накладывал на шершавый ствол лубки, и ёлка «делалась опять целенькой и стройной».

В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Теперь еловое дерево — необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще. Организовывала праздник «ёлочная комиссия», в которую обычно входили профсоюзные активисты: они разрабатывали программу, доставляли ёлку, обеспечивали Дедом Морозом, готовили подарки. Самым трудным был выбор подарков и принятие решения, «какой подарок сделать кому из ребят так, чтобы не выйти из лимита и в то же время все были довольны». Для каждого ребенка готовился особый подарок, что впоследствии вышло из практики советских ёлок, на которых предполагалось равенство всех детей.

Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке «Рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях. Стремление идеализировать возрождённый праздник становится с каждым днём всё откровеннее. На сверкающей в лучах прожекторов красавице ёлке, установленной в Доме союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской коммунистической символикой.

Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало «красным днём календаря», то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус «главная ёлка страны». В 1954 году новогодняя ёлка получила «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца — обслуживала она по две тысячи детей в год. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Для молодых передовиков производства, студентов столичных вузов, слушателей военных учебных заведений, учащихся десятых классов, комсомольских работников в том же Георгиевском зале устраивались новогодние балы-маскарады.

После «оттепели» с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на «главные ёлки». И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям. Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке православная церковь. Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. «И, как всегда в это время, — писала в конце декабря 1993 года газета «Невское время», — горят на главной улице Петербурга ёлки — не просто новогодние, уже рождественские, без красных звёзд». На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё функции, и даже насильственная идеализация не мешала ей в неформальной домашней обстановке оставаться всеми любимой и ежегодно желанной, страстно и задолго до Нового года ожидаемой Ёлкой. Такой помним её мы. Такой запомнят её наши дети. Будем надеяться, и внуки будут ходить вокруг разукрашенного, сияющего дерева и петь немудрёную песенку, сочинённую почти сто лет назад.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором. На сайте Mamsy стартует акция с самыми красивыми . Сегодня мы подготовили для вас настоящий сюрприз и немного волшебства из сказки. Останется украсить елку любимыми украшениями. Праздничное настроение вам обеспечено! Создайте в доме уют и волшебное настроение!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.