Кто вытащил меч из камня. Экскалибур - меч короля Артура: история и легенды

Меч в камне

Извлечение меча из камня – один из самых важных эпизодов в артуровском эпосе. Это, на первый взгляд, простое действие открыло королевскую принадлежность юного Артура. В повествовании Мэлори «Смерть Артура» волшебник Мерлин придумал испытание, способное выявить законного короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были являться все бароны и рыцари королевства. Сэр Эктор взял с собой на состязание приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура. Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской». Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч дал ему Артур. Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью вонзил клинок в камень. Кей попытался выдернуть его из каменной глыбы, но это ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.

Эпизод с извлечением меча из камня навел некоторых исследователей на мысль, что эта процедура проистекает из техники изготовления клинков в бронзовом веке, когда расплавленный металл заливался в каменную или глиняную форму. После того как бронза застывала, форму вскрывали, и меч в буквальном смысле слова выдергивали из камня. С гипотезой о том, что легенды о короле Артуре восходят к бронзовому и железному векам, выступил археолог Франсис Прайор, и программа Четвертого канала «Тайм тим» продемонстрировала процесс изготовления мечей в бронзовом веке.

В более ранней версии легенды меч извлекается не из камня, а из-под наковальни. Считается, что легенду о мече в камне сочинил французский поэт двенадцатого столетия Робер де Борон. Его изначальный вариант сюжета вкратце сводится к следующему. После смерти Утера Пендрагона волшебник Мерлин предложил избрать нового короля на Рождество. На церковном дворе собора в Лондоне был найден загадочный камень, на котором лежала наковальня с воткнутым мечом, пронзившим и камень под наковальней. Архиепископ окропил камень святой водой и прочитал надпись, гласившую, что меч сможет извлечь только истинный король, избранный Иисусом Христом. Многие рыцари попытали свое счастье, но не преуспели. Во время турнира Кей решил поучаствовать в m?l?e, то есть игровом или потешном состязании. Он послал Артура за мечом, но тот не сумел его найти. Артур прискакал на церковный двор и выдернул меч из наковальни. Антор, приемный отец Артура, согласно версии Робера де Борона, рассказал ему все, что знал о происхождении юноши, и обещал поддержать его в борьбе за трон. В присутствии баронов и рыцарей Артур снова выдернул меч, и архиепископ провозгласил его королем. Меч символизировал справедливость, камень – Иисуса Христа.

Наковальня также может означать, что история о мече в камне имеет корни в технике изготовления клинков. Кузнечное мастерство держалось в секрете и считалось магическим. Кузнецы делали мечи в камне, с помощью огня и воды превращали руду в расплавленный металл, а металл – в сияющие клинки. Мечи воспринимались как чудодейственное оружие. В железном веке их бросали в реки и озера в качестве ритуальных пожертвований. Средневековые рыцари обычно высекали кресты на лезвиях клинков. Предполагается, что меч Артура Экскалибур был выкован на таинственном острове Авалон. В легендах мечи обычно ковались эльфами и троллями.

Высказывалось предположение, будто история о мече в камне появилась в результате ошибки переписчика, спутавшего латинское слово saxum, означающее «камень», с Saxon, саксом. Якобы Артур, убив сакса, завладел его мечом, и меч сакса стал мечом из камня. По мнению других артуроведов, легенды о мече в камне уходят своими корнями в верования аланов, сарматских кочевников. В пятом веке они во время обрядов вонзали мечи по самую рукоять в землю, поклоняясь своему богу войны.

Обычно особое магическое значение придается мечу, но, очевидно, и в камне заложен определенный символический смысл. Именно камень высвобождает меч, показывая, что Артур является истинным королем. Можно сказать, камень, а не меч, играет центральную роль. Потому, видимо, этот меч, извлеченный из камня, и не участвует более в мифологическом действе, и его место занимает Экскалибур.

По всему миру распространены предания, связанные со священными камнями. В Нигерии бытуют легенды о магических королевских камнях, которые «поют», если на них сядет законная королева. В ирландской «Lebor Gabаla Йrenn» («Книге захватов Ирландии») говорится о священном камне Лиа Фал, одном из сокровищ туата-де-дананн, племен богини Дану. Он «издает крик», если на него наступит король, который должен править Ирландией. Лиа Фал и сейчас находится на холме Тара в графстве Мит.

Камнем судьбы называют Скунский камень. Согласно легенде, его «положил себе изголовьем» библейский Иаков, и на нем стоял ковчег Завета. «Изголовье» Иакова побывало в Египте, Испании, Ирландии и, наконец, оказалось в Шотландии. Предполагают, что король Англии Эдуард I забрал Скунский камень из Шотландии в 1296 году. Его привезли в Вестминстерское аббатство и положили под Коронационное кресло, в котором в течение многих столетий короновались короли и королевы Англии, а потом Британии. Его стали называть Коронационным камнем, но в 1996 году камень вернулся в Шотландию. Сейчас он выставлен в Эдинбургском замке. Однако многие шотландцы убеждены, что Эдуард I взял не тот камень, а настоящий Камень судьбы спрятан где-то в Шотландии.

Нашли ли отражение в артуровских романах древние легенды о магических камнях, символизировавших королевскую власть? По мнению некоторых исследователей, священные камни олицетворяли природное могущество земли. Когда человек становился королем, он как бы сочетался браком с землей, богиней верховной власти. Меч в камне можно представить символическим фаллосом, совокупляющимся с богиней земли.

Однако существует настоящий меч в камне. Он находится в итальянской Тоскане. Мы имеем в виду меч святого Гальгано, хранящийся в круглой часовне двенадцатого века, расположенной в лесу неподалеку от деревни Кьюздино. Гальгано Гвидотти был надменным и агрессивным рыцарем. Он вел бурный и полный утех образ жизни, пока к нему не явился архангел Михаил, убедивший его стать отшельником и посвятить себя Богу. Гвидотти привиделась круглая церковь на вершине холма возле своей деревни, а ангельский голос сказал, чтобы он покончил с рыцарскими приключениями. Гальгано вынул меч из ножен, с силой вонзил его в камень по самую рукоять и с того момента стал божьим человеком. Гальгано Гвидотти умер в 1181 году в возрасте тридцати трех лет. Его история – прямая противоположность судьбе Артура. Король бриттов взял в руки меч, чтобы повести своих рыцарей на поле брани, Гальгано отказался от оружия в пользу мирного затворничества.

Цистерцианцы построили вокруг меча в камне круглую часовню Капелла ди Монте-Сьепи. В последние годы были проведены обследования и меча, и камня, и часовни. Они показали, что под часовней находится углубление, похожее на погребальную нишу. Отдельные части церквушки датируются 985 годом. Многие историки выражали сомнение в подлинности меча. Однако во время бурения выяснилось, что лезвие уходит глубоко в камень, и меч с достаточной степенью надежности был датирован концом двенадцатого века.

Образ меча в камне напоминает расположение креста на алтаре. Алтарный камень всегда являлся самой священной частью церкви или собора, олицетворяя Иисуса Христа. На некоторых средневековых алтарях высечены пять крестов, символизирующие пять ран Иисуса. Вероятно, меч в камне на церковном дворе в Лондоне служил знаком того, что Артур должен был стать королем Англии по воле Христа.

История меча в камне, на первый взгляд, служит волшебнику Мерлину способом провозглашения Артура законным королем. Но, похоже, в ней заключено гораздо большее. Как представляется, она уходит корнями в древние легенды о земле, возрождении и еще дальше – несет в себе идею священного камня, дарующего мудрость и царствование. Иными словами, истоки легенды могут таиться в Древнем Египте и даже в более глубокой древности.

См. также: Артур, король бриттов; Мерлин; Экскалибур.

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Зачатие на камне Как это ни странно, но именно отсюда происходит знаменитая фабула о бравых эсэсовцах, имевших гиммлеровское задание зачинать детей прямо на кладбищах. Иногда эта сказка формулируется даже так, будто Гиммлер, как человек (что верно - то верно) очень

автора Будур Наталия Валентиновна

Об орловом камне По-латыни тот камень зовут аквилелапис, а по-арабски гогар алгамак, а по-гречески… сиречь легкое рождение творит женам, и скотам и птицам, а находят его в индийских и персидских странах; цветом тот камень бел и звук из себя издает, кабы в нем иной камень

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

О ластовичном камне Камень есть найден в животе молодых ластовиц, а находится двух цветов, бывает черен и черлен.Черленый камень кто при себе носит, помогает тем, кои страждут лунным страданием и иступившим ума.Также кто его при себе носит, чинит его речистым, и любят его

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

О куричьем камне 1. Тот камень бывает найден в желудке валеного петуха, коли петух трех лет вален бывает, а после валения только бы жил семь лет, а чем бывает стар, тем будет лучше, а знать потому, как уже в петухе тот камень будет, тогда уже петух ничего не станет пить, а

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Из книги Штурм Брестской крепости автора Алиев Ростислав Владимирович

Глава 2 Коса на камне 4.20. На КП XII А.К. прибыл Гюнтер фон Клюге, выслушивает доклад об обстановке. Создается впечатление, что враг исчез. Результаты дальней разведки еще не поступили.4.25. Командир инженерно-саперного парка получает команду, и железнодорожный мост сразу

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Легенда о Вороньем камне» На Псковщине сохранилось предание, что Александр Невский построил свои рати на Чудском озере неподалеку от Вороньего камня – огромного валуна, лежащего на Вороньем острове. Сам же князь во время сражения стоял на вершине Вороньего камня и

Из книги Мегалиты Русской равнины автора Платов Антон Валерьевич

Чашки в камне Камни-чашечники, т. е. камни с небольшими (как правило, в несколько сантиметров диаметром) чашеобразными углубления, достаточно хорошо изучены и описаны на территориях Прибалтики, Беларуси, Русского Севера, в ряде западноевропейских стран{59}. Как геометрия

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Отпечатки на камне Еще одним доказательством пребывания на нашей с вами планете гигантов служат следы их ног, отпечатавшиеся в камне во многих местах.Известны подобные отпечатки в Танзании, в американском штате Невада и еще в ряде мест. Ступни оставивших нам «автограф»

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

Надпись на камне

Из книги Друиды Русского Севера автора Лазарев Евгений Сергеевич

СВЕТЛИЦА НА ГОРЮЧЕМ КАМНЕ Естественно, возникает вопрос: есть ли в Российской Лапландии другие аналогичные памятники? Или, может быть, они несколько отличаются по своему облику и планировке, но родственны вышеописанному дольмену и квадратной выкладке над лабиринтом в

Из книги Доказательства существования богов [Более 200 сенсационных фотографий артефактов] автора Дэникен Эрих фон

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В КАМНЕ Математическую закономерность в этих изображениях обнаружил Гвенк’хлан Ле Скуезек, бретонец, несомненный математический гений, хотя он скромно полагает, что послание, зашифрованное тысячелетия назад, понятно каждому1.Счет начинается,

Из книги Великие загадки истории автора Пернатьев Юрий

Легенда о камне Ежегодно 21 июня в день летнего солнцестояния тысячи туристов со всего света собираются на этом гористом плато с единственной целью - увидеть восход небесного светила. И когда первый сол­нечный луч точно по центру прорезает узкий просвет между дву­мя

Из книги Узники Тауэра автора Цветков Сергей Эдуардович

История в камне Тауэр – самое древнее и поэтическое здание в Лондоне. Английские летописцы и средневековые писатели отодвигали время его возникновения в ту седую эпоху, когда по Британии маршировали легионеры Цезаря, и эту народную легенду старательно поддерживали

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

В камне и металле В память о 20 тысячах советских солдат, погибших при штурме Берлина, в городе построены три памятника-мемориала. Центральным мемориалом считается памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке (Treptower-park), который одновременно символизирует

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Рассказ о "красном камне" На одном из давних банкетов рядом с виноделом Александром Александровичем Егоровым сидел поэт. Начинающий поэт, мальчишка. Впрочем, рядом с Александром Александровичем все выглядели и чувствовали себя мальчишками. Он был патриарх, глава, мэтр. А

Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

Мифы и легенды, дошедшие до нас с давних времен, имеют в своей основе некоторые реальные события. Многие чудеса и реликвии, описываемые в древних преданиях, по сей день будоражат умы не только ученых, но и обычных людей. Меч в камне, сохранившийся до наших дней, — прямое тому доказательство. Реликвия эта упоминается в легендах о славном короле Артуре и сказаниях о рыцаре Гальгано.
Средние века
Представьте себе: средневековая Англия, мрачный Лондон, с его темными улочками, мутными водами Темзы, покосившимися домиками и промозглой погодой. Жители города вздрагивают от каждого шороха и живут в ожидании очередного нападения римлян. Совсем недавно закончились жестокие гонения на христиан, и сравнительно молодая религия понемногу укрепляет свои позиции в душах людей.
Любое событие, происходившее в ту эпоху, вызывало у народа неподдельный интерес и повышенное внимание. Что уж говорить о смерти монарха! Практически национальная трагедия. Дворянство точит мечи и готовит доспехи, чтобы под лязг оружия в кровопролитной битве посадить на освободившийся престол своего ставленника. Простые люди затаились у себя в домах и молятся, чтобы сильные мира сего поскорее определились с выбором и в страну снова вернулся порядок, на время уступивший место хаосу.
Тайна за семью печатями
С молитвой на устах отошел в мир иной славный правитель Англии Утер Пендрагон. После себя он оставил единственного наследника — сына Артура, у которого и в мыслях не было, что его отец не барон Эктор, а сам король бриттов. У королевской четы, как у всякой уважающей себя семьи, была своя тайна. Много лет назад жил в Корнуолле герцог Тинтагильский со своей прекрасной и мудрой женой Игрейной. Как-то раз король, узнав про красоту герцогини, пригласил герцога в гости и велел привезти с собой жену. Увидев молодую женщину, Утер Пендрагон потерял голову. Теперь все его мысли занимала прекрасная Игрейна. Но красавица наотрез отказалась изменить мужу, и тогда придворный волшебник Мерлин прибегнул к магии: несколько заклинаний, и король принял облик герцога. Ничего не подозревающая женщина впустила законного, как она полагала, супруга в спальню. Итогом проведенной вместе ночи стал ребенок, которого, по настоянию Мерлина, отдали на воспитание в семью уважаемого барона Эктора. Так, вдали от людских глаз и рос наследник престола. Но настоящий отец не спешил открывать тайну происхождения Артура и уж тем более возлагать на него королевские обязанности. Но перед смертью, предвидя разлад в стране и борьбу за корону, он успел дать наставления Мерлину по поводу своего сына: «Даю ему Божье благословение и мое, пусть молится за упокой моей души и пусть по чести и по праву требует себе мою корону, иначе же нет ему моего благословения».
Законный наследник
После смерти короля архиепископ Кентерберийский, опять же по совету Мерлина, отправил всем рыцарям и баронам Англии послание, чтобы те прибыли в Лондон к Рождеству и решили дальнейшую судьбу страны — без кровопролития, с помощью молитвы. По этому случаю многие собравшиеся получили отпущение грехов, чтобы молитвы, произнесенные ими, были угодны Господу. И произошло чудо. Пока собравшиеся молились, во дворе храма «узрели люди большой камень о четырех углах, подобный мраморному надгробью, посередине на нем — будто стальная наковальня в фут вышиной, а в нее воткнут чудный меч и вокруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землей английской»». Многие присутствующие пытались вытащить меч, но безуспешно. Тогда решили, что любой желающий может испытать судьбу и попробовать этим весьма необычным способом занять английский престол. Над камнем возвели шатер и стали ожидать наследника.
Некоторое время спустя ничего не подозревающий Артур вместе со своим братом Кэем отправился в Лондон на турнир, посвященный празднованию Нового года. На беду или на счастье. Артур забыл меч брата и, чтобы не опозорить Кэя, прибыв на место, бросился на поиски достойной замены. Далее произошло вот что. Юноша наткнулся на шатер, который никем не охранялся, зашел, увидел меч. Легко вытащил его и помчался на турнир доставить брату трофей. Каково же было удивление собравшихся там рыцарей, когда на поединок вышел молодой человек, крепко сжимающий в руках оружие, дающее ему полное право называться королем Англии. После расспросов выяснилось, что это Артур вытащил знаменитый меч. Так, с великого чуда началась в Англии эпоха правления легендарного короля Артура. Считается, что этот меч, увы, не сохранился, доблестный Артур просто сломал его во время очередного сражения.
Аббатство Сан-Гальгано
Руины некогда богатейшего аббатства Сан-Гальгано величественно возвышаются в живописном уголке итальянского города Тоскана. Еще в XVII веке аббатство прекратило свое существование, но до сих пор разрушенное здание привлекает туристов со всего мира. Причиной тому — меч, воткнутый с какой-то нечеловеческой силой в обломок скалы. Итальянцы очень любят рассказывать впечатлительным туристам, что именно этот меч принадлежал когда-то королю Артуру, а легенда о великом правителе и его рыцарях зародилась в Италии, а не в Англии. Спорить с эмоциональными итальянцами бесполезно, их даже не смущает тот факт, что, по легенде, Артур сломал свое оружие, а меч из аббатства цел и невредим.
Легенда о злодее-праведнике
Аббатство было основано в 1218 году на месте захоронения останков святого Гальгано Гвидотти (1148-1181). В молодости он был рыцарем, который своими поступками наводил ужас на жителей окрестных деревень. Его жизнь сложно было назвать праведной: беспутство, пьянство и невообразимая жестокость. Продолжалось это ровно до тех пор, пока к погрязшему в грехах Гальгано не явился во сне архангел Михаил и не попытался наставить кровожадного рыцаря на путь истинный. Сон впечатлил Гальгано настолько, что желание дебоширить у рыцаря совершенно пропало. Он поселился в пещере и стал строго соблюдать пост. Пораженные родственники, узнав о такой перемене, попытались было отговорить неразумного, по их мнению, Гальгано, но безуспешно. Через некоторое время ему опять было видение: красивый храм, а на ступенях стоят Иисус Христос, Дева Мария и двенадцать апостолов. И голос с неба велит рыцарю отказаться от мирской жизни, стать отшельником и посвятить себя служению Господу. Гальгано возразил, что это так же трудно сделать, как воткнуть стальной меч в камень, и попробовал доказать невозможность выполнения задачи. Рыцарь взмахнул мечом и попытался ударить по скале, в полной уверенности, что меч сломается или отскочит от нее, но стальное оружие вошло в камень, как в подтаявшее масло. Из скалы осталась торчать лишь небольшая часть меча вместе с рукояткой. Со стороны эта композиция очень напоминала крест, стоящий на камне. Не смея более перечить высшим силам, рыцарь поселился в уединении и в дальнейшем сотворил много чудес.
Меч Гальгано до сих пор воткнут в камень, но пока не нашлось смельчака, чтобы, подобно Артуру, вытащить из камня оружие доблестного рыцаря. По преданию, у того, кто прикоснется к реликвии, отсохнут руки.
Необъяснимо, но факт
Изучением загадочного меча занимаются многие исследователи из разных стран. В 2001 году ученым удалось установить дату изготовления оружия. Каково же было их удивление, когда результаты исследований показали — меч изготовлен… в XII веке. Теперь, несмотря на все попытки объявить реликвию фальшивкой, сфабрикованной по новым технологиям, скептикам придется признать, что возраст меча в камне — девять веков.

Есть одна «легенда», относящаяся к англо-саксонской культуре. Она дошла до наших дней и наверняка вы ее слышали - про «меч в камне». Легенду отождествляют с мечом Короля Артура – Экскалибуром. И говорит она о том, что некоторое время назад камни были или могли быть некое время в аморфном состоянии. Именно тогда из них и строили невообразимые сейчас здания и конструкции. Кто-то вот меч в камень вонзил - он так стоял несколько столетий, восхищая умы и будоража воображение.

Есть еще одна вещь. Не задумывались о смысле названия «орден вольных каменщиков»? Почему каменщиков? В этом начало разгадки всех загадок. Они точно знают (знали) почти все по теме «литье каменных блоков».

Есть место (не смог найти конкретно), где существует такой меч:

Возможно, это лишь подделка под Экскалибур для привлечения туристов.

Следующее символичное место, где установлен «меч в камне»:

Памятник располагается в каньоне Кардаваган в Северной Осетии. В Куртатинском ущелье стилизована Тропа Чудес, на ней находится камень, расколотый на две части. В камень вогнан меч кровников. Согласно легенде по узкой дороге шел охотник и увидел путника, который попал в беду. Путник был его кровным врагом, охотнику полагалось убить его из мести. Но после спасения охотник и путник помирились и в честь дружбы воткнули меч кровников в камень.

И еще одно место:

Это Дюранда́ль (фр. Durandal) - меч Роланда, персонажа многочисленных французских средневековых легенд и литературных произведений, включая «Песнь о Роланде». Фрагмент Дюрандаля, по легенде находится в скале, возле святилищ Рокамадура.

Меч выкован кузнецом Галаном (или по другим сказаниям - кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, Мунификаном). Вручён Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги. Выкован из того же железа, что и меч короля Жуаёз.

Не исключено, что это тоже дань легенде: сам меч, а может и подделку, вбили в расщелину скалы.

Но легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, что в Тоскане.

История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.

Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира и войны Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.

На фотографии ниже видно, что меч вставлен в небольшую оправу из другого металла. Как это объяснить? Возможно, металл окислился у основания и для его фиксации, что бы рукоять не обломилась - это место усилили неким хомутом.

Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой в течение многих лет, недавние исследования доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х годов. Это действительно металлический меч, по всей видимости, выкованный как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.

В ходе исследования тосканского меча в камне выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Варианты для объяснения этих легенд:

  1. Все эти легенды о мече в камне говорят, что в прошлом многие каменные породы были пластичны. Возможно, имели окаменевшую корку и пластичную внутреннюю структуру (в процессе окаменения). Либо «пудостские камни», как породы, из которой лепили блоки для многих строений Питера – имелись во многих уголках мира.
  2. Массы, в которые были воткнуты мечи имели искусственное, строительное происхождение, наподобие камня «Виктория», из которого построено много чего в Европе.

О химии и физике процесса.
Есть оказывается технологии, называемые СТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТОВ с помощью известняковой муки и цемента. С их помощью в результате химических реакций некогда глинистое основание превращается в аналог бетона. Т.е. происходит превращение глины в бетон, или по-русски - в аналог камня.

Вспомним массу рецептов, наших предков по созданию искусственных гранитов, мрамора и прочих камней (изделия из которых существуют и по сегодняшний день), можно сделать вывод, что рецепты свои наши предки брали из окружающей их действительности, когда сами наблюдали процессы превращения подвижных субстанций в твердые.

А сейчас проведите аналогию с этой современной строительной технологией с и приведённой далее информацией. Помните упоминание в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: «…молочные реки, кисельные берега»? Показать бывшие в прошлом «кисельные берега»?

Река Катунь, Горный Алтай. Эти изъеденные водой породы в прошлом были, вероятно, жидкой глиной, или «киселем», который быстро окаменел во время ухода большой воды.

Несколько лет назад мне присылали фотографии с реки Катунь, с фантастически «изъеденными» валунами, берегами. Вода могла сделать такое только в пластичных массах, поскольку твердый камень она обтачивает по всей поверхности.

Не похоже, что вода это промывала сотнями тысяч лет.

Молочная река – это потоки бурлящей воды во множестве порогов, выступов.

При большом количестве порогов река имеет белый цвет по всей своей поверхности.

Этот пример приведен для аналогии, что в природе после катаклизма существовали процессы превращения глиняных масс в камень. И легенды о мечах в камне говорят, что это происходило в историческое время.


И говорит о том, что некоторое время назад камни были или могли быть некое время в аморфном состоянии. Именно тогда из них и строили невообразимые сейчас здания и конструкции.
Кто-то вот меч в камень вонзил и он так стоял несколько столетий восхищая умы и будоража воображение. Есть еще одна вещь.
Не задумывались о самом смысле названия "орден вольных каменщиков". Почему каменщиков?
В этом начало разгадки всех загадок. Они точно знают (знали) почти все по теме «литье каменных блоков».

Есть место (не смог найти конкретно), где существует такой меч:


Возможно, это подделка под Экскалибур для привлечения туристов

Следующее символичное место, где установлен «меч в камне»:

Памятник располагается в каньоне Кардаваган в Северной Осетии. В Куртатинском ущелье стилизована Тропа Чудес, на ней находится камень, расколотый на две части. В камень вогнан меч кровников.
Согласно легенде по узкой дороге шел охотник и увидел путника, который попал в беду. Путник был его кровным врагом, охотнику полагалось убить его из мести. Но после спасения охотник и путник помирились и в честь дружбы воткнули меч кровников в камень.

И еще одно место:


Дюранда́ль (фр. Durandal) - меч Роланда, персонажа многочисленных французских средневековых легенд и литературных произведений, включая «Песнь о Роланде». Фрагмент Дюрандаля, по легенде находится в скале возле святилищ Рокамадура.

Выкован кузнецом Галаном (или по другим сказаниям - кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, Мунификаном). Вручён Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги. Выкован из того же железа, что и меч короля Жуаёз.

Не исключено, что это тоже дань легенде: сам меч, а может и подделку вбили в расщелину скалы.

Но легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.

Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.

Здесь видно, что меч вставлен в небольшую оправу из другого металла. Как это объяснить? Возможно, металл окислился у основания и для его фиксации, что бы рукоять не обломилась - это место усилили неким хомутом.

Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.

В ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Источники:
https://masterok.livejournal.com/1144508.html
https://p-i-f.livejournal.com/13549701.html

***

Варианты для объяснения этих легенд.
1. Все эти легенды о мече в камне говорят, что в прошлом многие каменные породы были пластичны. Возможно, имели окаменевшую корку и пластичную внутреннюю структуру (в процессе окаменения). Либо , как породы, из которой лепили блоки для многих строений Питера – имелись во многих уголках мира.

2. Массы, в которые были воткнуты мечи имели искусственное, строительное происхождение, наподобие камня «Виктория», из которого построено много чего в Европе.

О химии и физике процесса.
yuri_shap2015 : По работе приходится часто общаться со строителями дорог, то недавно обсуждали одну технологию: в южном ФО РФ, проблема разрушения дорог, из-за того, что основание глиняные, и повышенной кислотности.
Так вот, есть оказывается технологии, называемые СТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТОВ с помощью известняковой муки и цемента.... например этот .

В результате химических реакций некогда глинистое основание превращается в аналог бетона. Т.е. происходит превращение глины в бетон или по-русски: в аналог камня.
Вспомним массу рецептов, наших предков по созданию искусственных гранитов, мрамора и прочих камней (изделия из которых существуют и по сегодняшний день), можно сделать вывод, что рецепты свои наши предки брали из окружающей их действительности, когда сами наблюдали процессы превращения подвижных субстанций в твердые.
***

А сейчас проведите аналогию с этой современной строительной технологией с информацией ниже:

Помните упоминание в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: «…молочные реки, кисельные берега»? Показать бывшие в прошлом «кисельные берега»?

р. Катунь, Горный Алтай. Эти изъеденные водой породы в прошлом были вероятно жидкой глиной, «киселем», который быстро окаменел во время ухода большой воды.


Несколько лет назад мне присылали фотографии с р.Катунь с фантастически «изъеденными» валунами, берегами. Это вода могла сделать только в пластичных массах. Твердый камень она обтачивает по всей поверхности.

Не похоже, что вода это промывала сотнями тысяч лет.

Молочная река – это потоки бурлящей воды во множестве порогов, выступов

При большом количестве порогов река имеет белый цвет по всей своей поверхности.

Этот пример я привел для аналогии, что в природе после катаклизма существовали процессы превращения глиняных масс в камень. И легенды о мечах в камне говорят, что это происходило в историческое время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.