Курсы закаливания детей. Закаливание ребенка. Простые секреты здоровья

Закаливание детей – это важная составляющая здорового образа жизни. Укрепляющие процедуры рекомендуется начинать делать еще с раннего детства, поэтому системы закаливания разрабатывают как в дошкольных, так и школьных учебных учреждениях. Ниже мы расскажем о том, какими методами необходимо закалять школьников и каких результатов можно достичь.

Задачи

При разработке комплекса укрепляющих процедур, руководящий этим процессом должен четко понимать цели и задачи, которые необходимо ставить. Прежде всего, закаливание позволяет укрепить здоровье детей и приучить их к здоровому образу жизни. В процессе упражнений дети младшего школьного возраста формируют особые навыки и умения, касательно закаливания, воспитываются физически и духовно.

Процедуры способствуют увеличению внутренних резервов ребенка, воспитанию силы воли и упорства. На занятиях дети учатся добиваться цели и самоорганизовываться. В процессе коллективного закаливания, школьники вырабатывают стойкий интерес и осмысленный подход к данному виду оздоровления.

Видео «Часто болеющие дети, закаливание детей»

Общая методика

Независимо от того, какие схемы выбирают тренера и воспитатели, существуют общие правила, которые необходимо строго выполнять. Прежде всего, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – возраст, вес, наличие сопутствующих заболеваний, образ жизни семьи. Без учета таких факторов закаливание может навредить ученику.

Следующее – это систематичность. Курс закаливания должен тщательно разрабатываться наперед и ему нужно следовать беспрекословно. Пропуски занятий, непредусмотренные изменения и послабление режима дают обратное действие. Пожалуй, самое главное в закаливании – последовательность. Неподготовленного ребенка ни в коем случае нельзя выводить босым на снег, обливать ведром ледяной воды и обтирать холодным мокрым полотенцем.

Именно в постепенности и заложен главный принцип закаливания в школе. Интенсивность воздействия раздражающих факторов необходимо увеличивать поэтапно. При этом ослаблять влияние не нужно. Послабление возможно только в одном случае, если дети плохо реагируют на процедуру. У них может отмечаться ухудшение сна и учебных показателей, раздражительность.

Кроме этого, важно помнить, что в закаливании детей большее значение имеет интенсивность, чем продолжительность занятий. Если интенсивность воздействия увеличивается (температура воды становится ниже), значит длительность сеанса должна сокращаться.

Примерная схема закаливания

Детей школьного возраста закаливают водой, воздушными и солнечными ваннами.

Мы рассмотрим схему закаливания, которую предложил Лаптев А. П., специалист спорта и гигиены физической культуры в своей работе «Закаливайтесь на здоровье».

Воздушные ванны необходимо принимать круглый год. В летнее время продолжительность занятия должна быть больше 30 минут, а в осенне-зимнее – от 10 до 40 минут. Предпочтительная температура воздуха – весной-летом +16-+22 °С, а осенью-зимой +14-+20 °С. Солнечные ванны проводятся только летом. В один сеанс можно пребывать на улице от 5 до 40 минут (зависит от погоды, активности детей и возраста).

Все остальные процедуры проводятся при температуре воздуха +18-+20 °С. Обтирание относится к круглогодичным процедурам. Для этого полотенце смачивается в воде температурой +14-+32° - зимой и +16-+32 °С - летом. Сеанс длится от 1 до 1,5 минуты. Начинать закаливание нужно с больших температур воды.

Обливание в душе также занимает по 1-1,5 минуте. Температура воды практически одинакова для зимы и лета - +16-+34 °С. Купание в открытом водоеме (бассейн, озеро, пруд) допускается только в теплый сезон. Температура воды не должна быть ниже +18°С. Время купания постепенно увеличивают с 3 до 15 минут. Прогулки на свежем воздухе можно проводить без ограничений в летний период и по 2-3,5 часов – зимой. Обеденный сон с доступом свежего воздуха разрешается по 1 часу в холодный период и без ограничений летом.

Видео «Как укрепить иммунитет дома»

В этом ролике полезные советы от мамы и настоящего специалиста в области укрепления иммунитета детей разных возрастов.

Приветствую вас на страницах блога, дорогие читатели. Чем вы помогаете детям, чтобы они могли достойно пережить осенне-зимний период и не провалялись половину учебного года с простудой в постели?

Недавно на сайте была опубликована статья , в которой мы пробежались по разным богатым на витамины продуктам, способным поддержать детский организм. А как вы относитесь к такому способу повышения сопротивляемости болезням как закаливание детей школьного возраста? Может ли тренировка чередованием температурных режимов организма помочь в таком деле как здоровье?

План урока:

Закаляйся, если хочешь…

Обычно задумываются о закаливании как способе поддержать детский организм уставшие от бесконечных ОРЗ родители либо те, которые сами ведут активный здоровый образ жизни и не прочь опрокинуть на себя ведро холодной воды.

Для многих процесс закаливания сводится исключительно к водным процедурам с понижением температурного режима. Однако незнание того, что, оказывается, способов тренировки детского организма значительно больше, приводит зачастую к многочисленным спорам о пользе такого метода.

Основные принципы действия закаливания сводятся к тому, что системы организма тренируются посредством выработки и отдачи тепла. Врачи вам утвердительно скажут, что при использовании такого способа повышения иммунитета, увеличивается стойкость детского организма против естественных факторов природы.

Как убеждают медики, закалённая детвора редко пьёт лекарства, меньше реагирует на колебания температуры воздуха и показатели влажности. Это, конечно, не является показателем того, что закаляющиеся дети не болеют вовсе, но переносят они респираторные заболевания проще и встают на ноги быстрее.

Это интересно! Древнегреческий медик Гиппократ, клятву которого дают все без исключения врачи, считал «холодовые процедуры» имеющими особую целительную силу помощниками, а про тех, кто держит своё тело в тепле, говорил, что мышцы у них изнежены, нервы слабые, поэтому часты обмороки и кровотечения.

Каким бывает закаливание?

Способов закаливания детей младшего школьного возраста существует много, однако на слуху обычно самый популярный метод тренировки организма – водные процедуры с понижением температуры. По своему воздействию водное закаливание выстраивается в определённый порядок. Начинают процесс с влажного обтирания, затем переходят на обливание и душ, потом прибегают к ножным ваннам и купанию. Предлагаю пробежаться по всем водным видам.


Среди других способов, про которые родители либо забывают, либо никак не ассоциируют с тренировкой организма, выделяют хождение босиком в летний период по свежей траве, а также посещение бани.

Конечно, можно и босыми ногами по снегу и в прорубь в крещенские праздники, но! Рекомендации врачей ясно говорят, что моржевание и обтирание снегом- не самые лучшие методы для закаливания детей. Не стоит экспериментировать и создавать слишком большой стресс для детского организма. Подождите, пока ребёнок вырастет и окрепнет.

Закаливание может происходить и просто при нахождении в помещении, без принятия дополнительных мер. Для этого достаточно лишь довести температуру воздуха в комнате до показателя не выше 20 градусов днём, снизив шкалу на ночное время на 2-4 деления. Нет необходимости кутать при этом ребёнка в тёплые вещи либо доставать ватное одеяло — смысл всех предпринятых мер пропадает напрочь.

Что нужно знать родителям о закаливании?

Решили закалять своего ребёнка? Тогда нужно помнить, что этот процесс не любит расхлябанности и скоростного марафона.

Закаливание лишь тогда приводит к желаемым результатам, когда оно осуществляется систематически и постепенно. В противном случае вместо здорового можно получить свалившегося с переохлаждением и температурой ребёнка, а паузы в тренировке организма сведут все старания «на нет».

Есть у процедуры закаливания и своё правило интенсивности: чем холоднее вы делаете воду, тем меньше времени под её воздействием должен находиться ребёнок.

Часто родители задают вопрос: можно ли закалять ослабленных детей после тяжёлых заболеваний? Медики – сторонники процедур закаливания всегда положительно отвечают на этот вопрос, настаивая на том, что выращивать «тепличные растения» — не самый подходящий вариант для здорового образа жизни.

Однако они предупреждают: делать это нужно аккуратно, без фанатизма, начиная с обтирания только рук, плавно переходя на другие участки тела, а впоследствии и на другие способы тренировки организма.

Ослабленные и больные дети – не исключение из правил, им часто назначают в виде профилактики как раз некоторые водные процедуры, но понижают при этом температуру медленно и только после улучшения общего состояния используют методы, подходящие для здоровых детей. Полностью прекращают закаливание в случаях повышения температуры, это не время дополнительного стресса для организма.

Предполагаю логичный вопрос тех родителей, которые готовы стартовать: когда начать? Врачи говорят, что делать это можно в любое время года, но всё-таки лучше летом, когда организм ребёнка наполнен теплотой солнышка и летними витаминами, иммунитет в это время силён, чтобы «на отлично» справиться с дополнительной нагрузкой.

А так – хоть осенью, хоть зимой, хоть весной, самое главное, чтобы ребёнок на момент принятия вами решения и перехода к действию был здоров.

Для тех, кто хочет стать героем

«Свою судьбу вершим мы сами»… У каждого из нас свои методы воспитания. Поэтому если вы склоняетесь к тому, чтобы ваш ребёнок вместе с вами окунулся в леденящую воду, вы имеете на это право, безусловно. Вот что говорят медики, чтобы сделать процесс моржевания безопасным.

  • Ныряют в прорубь исключительно подготовленные дети, поэтому врачи первоначально советуют пройти все круги от обтирания до купания в холодной воде в домашних условиях и лишь после этого «выходить в свет».
  • Демонстрировать подготовленность детского организма к экстремальным условиям следует не более минуты.
  • Если вы тренируете свой и детский организм путём погружения в прорубь, обследуйте ребёнка чаще обычного, сдавая общий анализ мочи, чтобы вовремя остановить последствия переохлаждения, влияющие обычно на почки.

Что же касается прогулок босиком по снегу, то врачи всё-таки склонны к тому, чтобы зимой дети на улице пользовались обувью. Если вы не готовы разделить эту точку зрения, то совет медиков – делайте это постепенно, а не так: «Пойдём, выйдем!» сразу на полчаса.

Ну а на видео какое-то экстремальное закаливание маленьких детишек. Я после просмотра была в шоке! А как вам?

Ну как, готовы под холодный душ или сразу в прорубь? Как вы относитесь к закаливанию, расскажите нам! Говорят, что после купания в крещение никто не болеет, мол, Бог всех бережёт. А может, и вправду начать? До новых встреч. Закаляйтесь, если хотите быть здоровы!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Многих родителей довольно часто не устраивает состояние здоровья их малыша, уж слишком часто он болеет. Вроде бы и условия проживания практически идеальные: хорошее питание, своя детская комната, большое количество игрушек, в помещении отсутствуют сквозняки. Но стоит только выпить холодной воды, съесть мороженое или промочить ноги, и сразу приходится вызывать участкового врача или отправляться в ближайшую аптеку за лекарствами. Что делать? И как с этим бороться? Ответ у всех на слуху и он вполне очевиден – закаливание.

В первую очередь необходимо разобраться, почему заболевания возникают только из-за того, что подул ветер или промокли ноги. Чтобы ответить на все эти вопросы нужно вернуться в самое ранее детство. Новорожденный младенец имеет врожденную способность адаптации к окружающей среде. Но заботливые и любящие родители делают все, чтобы создать стабильные условия, к примеру: стерильная еда, теплая вода, высокая температура воздуха в детской. Все это приводит к тому, что природные механизмы акклиматизации исчезают за ненадобностью. В последствие получается, что источником опасности может быть температура в помещении + 17 °C или прогулка босиком.

С чего начинается процедура закаливания?

Помните закаливание – это не просто процедуры, а правильный образ жизни, когда ребенок не боится холодного воздуха, съесть мороженое и пройтись босиком. При этом родители должны понимать, что одноразовое выполнение закаливающих мероприятий никогда не дадут желаемого результата. Поэтом нецелесообразно раз в год на крещенские морозы окунать малыша в прорубь. Так как в последствие ребенок может серьезно заболеть.

Правильное закаливание состоит из выполнения трех основных правил:

  • Двигательная активность – вместо того, чтобы проехать к школе или садику одну остановку на автобусе, лучше пройти это расстояние пешком. Очень важно в выходные дни всей семьей отравиться на природу, это гораздо полезней, чем проводить время за монитором компьютера или экраном телевизора.
  • Одежда – прежде всего ее количество должно быть абсолютно умеренным, ведь потливость чаще вызывает простудные заболевания, чем промерзание. Кроме того одежда должна быть удобной, чтобы не стеснять двигательные функции малыша.
  • Питание – очень важно, чтобы прием пищи был сопоставим с энергетическими затратами.

Закаливание – это, прежде всего правильный образ жизни!

Родители должны понимать, что закаливание — это не просто обтирание холодной водой по 20 секунд в день. Начинать такое мероприятие необходимо с прогулок на свежем воздухе при любой погоде, подключая умеренное и правильное питание. Также очень важно привести в порядок детскую комнату, необходимо убрать все накопители пыли, каждый день осуществлять влажную уборку и обязательно проветривать помещение. Конечно, выполнение всех этих рекомендаций требуют от родителей, не просто желания, но и дополнительного времени, поэтому многие отдают предпочтение бегу на месте в закрытом помещении и обтиранию водой.

При выполнении закаливающих процедур родители должны соблюдать три неукоснительных правила: постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребенка (возраст, сопутствующие заболевания и общее состояние здоровья малыша). Более того все закаливающие процедуры малыш должен выполнять с удовольствием, поэтому важно учитывать его возраст и интересы.

Благодаря закаливанию можно предотвратить множество заболеваний, конечно кроме, таких как респираторная вирусная инфекция. Важно также учитывать тот факт, что закаленные люди переносят болезни намного легче, так как у них отлично работают сердце и сосуды.

Закаляйтесь и будьте здоровы!

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста?

С появлением на свет детей мы связываем множество надежд: хотим, чтобы они выросли красивыми и умными, а еще - здоровыми и крепкими. И потому основной задачей и родителей и врачей является профилактика возможных заболеваний с первых дней жизни ребенка.

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано, прежде всего, с расширением контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.

Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Курс обучения предназначен для работы с детьми. Особое внимание квалифицированные преподаватели, имеющие большой опыт практической работы, уделяют вниманию, как правильно закаливать ребёнка (с чего начать, с какого возраста и зачем нужно это делать).

Методы обучения основаны на активном вовлечении слушателей в учебный процесс. Занятия проходят в непринуждённой творческой атмосфере в удобное время.

Обучение будет полезно как для будущих мам, для детских массажистов, так и для любого человека, неравнодушного к здоровью детей.

Ко всем слушателям применяется индивидуальный подход в зависимости от начального уровня подготовки.

Школы закаливания работают при спортивных сооружениях, плавательных бассейнах, парках отдыха, домоуправлениях; организуют физкультурно-оздоровительную работу, укрепляющую здоровье, направленную на сохранение творческого долголетия и работоспособности людей.

Основа работы - комплексная общефизическая подготовка, включающая в себя физические упражнения, ходьбу, бег, подвижные игры, плавание, закаливание. Занятия дополняются туризмом, лыжной подготовкой.

Все поступающие в школу представляют две медицинские справки — краткую выписку из амбулаторной карты, а женщины и справку от . На каждого зачисленного в школу заполняется врачебно-контрольная карта физкультурника. Одновременно определяются антропометрические данные: масса тела, пульс, артериальное давление, спирометрия, динамометрия ручная н становая, гибкость позвоночника; проводятся функциональные пробы. Распределение по учебным группам производится с учётом возраста, пола, здоровья, физической подготовленности.

Занятия проводятся круглый год, в любую погоду, только на воздухе и в открытом плавательном бассейне или естественном водоёме. Школы закаливания общедоступны, все желающие могут в них заниматься: как люди с различными отклонениями в здоровье, так и здоровые, сильные, вчерашние спортсмены, которым школы помогают поддерживать себя в форме. Ни полнота, ни худоба, ни нарушение осанки, ни возраст не являются препятствием для занятий. На каждом занятии тренер контролирует пульс занимающихся до занятия, в пик нагрузки и в конце занятия. Эти данные позволяют ему постоянно следить за состоянием их здоровья. Систематические занятия в школах возвращают людям радость бега, плавания, лыжных и пеших походов, общения в движении, совместной борьбе за здоровье, дают ощущение полноценного здорового отдыха.

В школах предусмотрена работа отделений закаливания, зимнего плавания. оздоровительного бега, подготовки общественных тренеров. Набор проводится раз в год с середины августа по 1-е октября. Предприятия могут частично или полностью оплачивать стоимость абонемента. Основная масса занимающихся - люди от 25 до 50 лет.

Каждое занятие состоит из 2 последовательно проводимых уроков на суше и на воде по 45 минут каждый. Общефизическая подготовка на суше: подготовительная часть (10 мин). Цель - организация внимания занимающихся и подготовка костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем к восприятию физических нагрузок. После снятия показаний пульса, выяснения преподавателем самочувствия занимающихся (5 мин) в разминку (5 мин) включаются дыхательные упражнения, упражнения для разных групп мышц, выполняемые на месте и в движении: непродолжительный бег и танцевальные шаги. Основная часть урока (25 мин) направлена на повышение физической подготовленности: укрепление и совершенствование мышечной системы, двигательных навыков, улучшение координации движений, развитие гиб кости, свободного, непринуждённого дыхания. Упражнения подбираются с постепенным увеличением нагрузки. Для избирательного воздействия практикуются упражнения повышенной трудности. Пружинящие, маховые и круговые движения выполняются по большим дугам и амплитудам. Широко используются упражнения парные, групповые, цепочкой, хороводом, в движении, танцевальные шаги; шуточные соревнования сменяются бегом, силовыми упражнениями, подвижными играми и эстафетами. При этом особое внимание обращается на полное, глубокое дыхание. Максимальные нагрузки даются во второй половине урока. Контрольная проба пульса, взятая в это время, не должна превышать по отношению к пульсу в состоянии покоя для молодёжи -200 %, для среднего возраста -180 %, для пожилых и имеющих отклонения в области сердечно-сосудистой деятельности - 150-170 %. Заключительная часть (5 мин) должна содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов и сопровождаться снижением нагрузки в целях снятия утомления. Применяются наиболее простые упражнения для рук, ног, туловища, дыхательные, на координацию движений, внимание, расслабление.

Урок плавания: подготовительная часть (10 мин). Служит для подготовки к занятиям на воде. Включает тёплый душ (с мытьём мочалкой и мылом), прохладный душ. переход к водоёму. Перед погружением в воду выполняются несколько упражнений на координацию движений, имитация работы рук и ног при плавании различными способами. Основная часть (25 мин). Наряду с повышением физической подготовленности предполагает закаливание организма и обучение плаванию приёмам спасания утопающих. Для усиления закаливающего воздействия практикуются выход из воды для приёма воздушных, солнечных ванн, хождение по росе, снегу, обтирание тела снегом, а затем снова купание в тёплой воде. Сочетание тепла, холода, плавных движений успокаивает, закаливает организм, способствует профилактике и лечению заболеваний. В течение занятий осуществляется строгая индивидуальная дозировка холодового воздействия. Широко практикуются игры на воде. При занятиях с старшими лицами и имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы практикуется свободное плавание с ограничением нагрузок. В заключительной части (10 мин) выполняются упражнения на расслабление, тонизирующий самомассаж, принимается контрастный душ.

Приведённая структура уроков на суше н на воде сохраняется круглый год. Однако содержание частей урока по общефизической подготовке, подбор упражнений, их дозировка и интенсивность должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и климатическим условиям. В начале занятий применяются простые упражнения обучающего характера с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности в течение двух трёх месяцев. В основную часть включаются парные, групповые упражнения, упражнения с рези новыми лентами, разновидности ходьбы и бега слабой и средней интенсивности на дистанцию от 500-800 м до 2 км. Контрольные упражнения этого периода кросс но нормативу и 12 минутный бег (по Куперу).

В зимний период все упражнения выполняются в движении. Основное внимание уделяется бегу и лыжной подготовке.

В весенний период общая физическая нагрузка для всех групп в основной части занятия несколько снижается. Включается больше упражнений общего воздействия. Широко практикуются упражнения на скамейках, с гимнастическими палками, гантелями, набивными мячами, разные виды ходьбы и бега слабой и средней интенсивности. Осуществляется подготовка, сдача норматива по кроссу.

В летний период и первый месяц осени в основную часть включаются подвижные игры — волейбол, баскетбол, а также подготовка, сдача нормативов по лёгкой атлетике. Дополнительно в школе предусмотрены пешие и лыжные походы, соревнования и спортивные праздники.

Наблюдения за здоровьем занимающихся подтверждают, что у большинства лиц, страдающих гипертонией, артериальное давление нормализуется. При этом повышенное артериальное давление снижается на 20 мм рт. ст., а пониженное - повышается. У отдельных занимающихся, особенно у пожилых, давление снижается на 30 мм рт. ст. Одновременно отмечается уменьшение пульса на 3-6 уд/мин. За 4-6 месяцев занятий у большинства занимающихся масса уменьшается на 3-5 кг, у некоторых - на 10 кг. У лиц с астенической конституцией его масса возрастает на 3-4 кг. Показателями повышения тонуса можно считать улучшение данных динамометрии обеих кистей иа 5-10 кг. Улучшается также дыхательная функция лёгких, показатели спирометрии возрастают на 250-400 см3. У всех занимающихся увеличивается гибкость позвоночника, подвижность суставов, резко возрастает выносливость, улучшается общее самочувствие и осанка. Занятия в школе закаливания позволяют приобрести и совершенствовать навыки, необходимые для самостоятельных занятий закаливанием и физкультурой и для передачи знаний в семье и трудовом коллективе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.