Сколько лет елене образцовой. О любви и жизни.

Советская и российская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976), лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР, Герой Социалистического Труда. С июня 2007 года по октябрь 2008 года занимала должность художественного руководителя оперы Михайловского театра (бывшего Театра оперы и балета имени Мусоргского в Санкт-Петербурге).


Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в Устюжну. В 1948-1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров им. Жданова. В 1954-1957, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчетном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки.



В 1963 году, будучи студенткой консерватории, Е. Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

В 1964 году закончила Ленинградскую консерваторию по классу профессора А. А. Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). С того же года солистка Большого театра.

Позже в 1964 году Елена Образцова в составе труппы Большого театра выступила на сцене Ла Скала в роли Марфы в опере «Хованщина» и в роли Мари в опере «Война и мир». Выступления Образцовой в Италии прошли с большим успехом.

В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.

Через несколько месяцев Елена Образцова выступила в «Трубадуре» - спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд . В 1976 году Образцова - уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» - вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы - Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».

Семья

Вячеслав Петрович Макаров (1938 г. рожд.), физик-теоретик

Альгис Марцелович Жюрайтис (1928-1998) - дирижёр Большого театра, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

Дети и внуки

Дочь - Елена Вячеславовна Макарова (1966 г. рожд.), певица

Внук - Александр Макаров (1988 г. рожд.).

Звания и награды

1962 - 1-я премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки

1970 - 1-я премия на Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне

1970 - 1-я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве

1971, 1980 - Орден Трудового Красного Знамени

1973 - лауреат Государственной премии РСФСР

1976 - лауреат Ленинской премии

1976 - Народная артистка СССР

1990 - Герой Социалистического Труда (27 декабря 1990 года) - за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства

1990 - Орден Ленина (27 декабря 1990 года)

1999 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 июня 1999 года) - за большой вклад в развитие музыкального искусства

2002 - лауреат российской оперной премии «Casta diva»

2009 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 июня 2009 года) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность

2009 - Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009 год) - во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис познакомились на сцене и не расставались 20 лет. Об их любви в Большом театре ходили легенды. Неизмеримый талант и страсть - вот то, чем наградила Елену и Альгиса судьба.

Ни о какой любви Леночка Образцова даже не мечтала. Разве что о любви к музыке. Худенькая девушка, дитя войны, на тонких длинных ногах, в которых самым толстым местом были колени, уверенной походкой, вопреки воле отца пришла поступать в консерваторию. Ее взяли без экзаменов: редкий случай - приемная комиссия мгновенно разглядела в ней будущую оперную звезду.

Ноты, пюпитры, репетиции до поздней ночи - Леночка не бегала на танцы, как ее сверстницы, учила и учила. «Ленка, останешься в старых девах!» - подначивали однокурсницы. Между собой ее даже прозвали монашкой.

Елена Образцова - Семья и музыка

Леночке исполнилось двадцать шесть, и слова подруг могли стать пророческими в личной жизни Образцовой, не встреть она в гостях у друзей импозантного и серьезного мужчину, физика Славу Макарова. «Вот мой будущий муж», - пронеслось в голове Образцовой. Так и случилось. Вячеслав -Петрович был старше, умнее, лучше разбирался в жизни.

В их отношениях он сразу взял на себя роль наставника. Леночке нравилось, что он одержим служением науке так же, как она - музыке. Они поженились и прожили счастливо семнадцать лет. Пока не грянул гром...

Альгис Жюрайтис - биография, личная жизнь

В их доме бывали коллеги Елены Образцовой по Большому театру, в том числе Альгис Жюрайтис, известный литовский дирижер. Елена старалась каждый раз приготовить особенный ужин - Альгис был очень худым и не ел мяса. Но это была не единственная его странность. В Большом театре над Жюрайтисом часто подтрунивали - вегетарианец, йог, аскет. Он был необыкновенным человеком, гениальным дирижером.

Никогда не использовал дирижерскую палочку, управлял оркестром с помощью рук. Когда в Японии поклонники спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис со свойственным ему остроумием ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую». Он сочетал в себе несочетаемое: литовское хладнокровие уживалось со взрывным итальянским темпераментом, тяга к романтизму соседствовала с крайней необщительностью, а интеллект и огромный багаж знаний об искусстве и мире - с детской непосредственностью в выражении эмоций.

Будучи всю жизнь близок к буддистским идеям, уже в зрелом возрасте Жюрайтис крестился в православие с именем Александр. Всю свою необычайную энергию этот человек выплескивал на сцене, у него были сотни тысяч поклонниц во всем мире. А вот с личным - не везло. Альгис трижды был женат, у него были дочь и сын, которым он признался однажды, что не создан для семейного счастья. «Для этого тоже нужен талант, а я больше талантлив в музыке», - сокрушался он.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис: личная жизнь: За кулисами Большого

Нельзя сказать, что Жюрайтис не обращал внимания на приму Большого, красавицу певицу Елену Образцову. Ведь она тоже была незаурядной личностью. Вот она выходит исполнять свою коронную арию в «Кармен». Публика ахнула: неслыханное дело - оперная дива стоит на сцене босиком! Нигде, ни в одном оперном театре мира такого еще не было.

«Ну, скажите мне, откуда у бедной безработной цыганки деньги купить бархатные туфли с серебряными пряжками?!» - объясняла Елена свой смелый поступок. Она вообще всегда была смелой, почти хулиганкой. Кто еще в зрелом возрасте рискнет попробовать себя в драматическом искусстве и сыграет в спектакле Виктюка, похудев для этого на 28 кг за два месяца?

А в 74 года на «Новой волне» в Юрмале Елена Образцова решила похулиганить и спеть вместе с рэпером Тимати, чем потрясла публику до глубины души... Нет, если Альгис и говорил, что не замечал эту Необыкновенную женщину, то конечно, лукавил.

Однажды в темных коридорах Большого театра Альгис подошел к Елене и предложил спеть оперетту. Она была занята - собиралась на гастроли в Италию, поэтому отмахнулась: «Замечательно, я вернусь, и мы споем». А когда вернулась, Жюрайтис вдруг объявил: концерт оперетты даем через три дня. Как через три дня?! Она же не репетировала ни минуты! А там тексты на немецком, которого она не знала. Елена накинулась было на Альгиса, но встретила его растерянный взгляд - беспомощный, как у ребенка. Он не подумал...

И тогда Елена совершила для него этот подвиг: поставила ноты и читала с листа, но концерт спела. Когда занавес опустился, Альгис пришел в гримерку к Елене. Ему не нужно было ничего говорить - она все поняла. Между ними как будто искра пробежала. Случилась любовь, которая разрушила всю предыдущую, налаженную личную жизнь.

Этому не предшествовало никаких ухаживаний, цветов, свиданий. Но они оба поняли, что должны быть вместе. «Все, что я делаю на сцене, - это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Любовь - Божий дар, от которого нельзя отказываться», - говорила в интервью Образцова.

В театре ничего не скроешь, об их романе быстро узнали, у людей был шок. Все привыкли, что Образцова очень скрытная и строгая и на легкомысленные поступки не способна. Ей говорили: «Ты с ума сошла! Зачем тебе Жюрайтис?»

Они катались вдвоем на машине, по вечерам бродили по улицам, взявшись за руки, словно подростки. А ведь Елене было 43, а Альгису - 54. Скрывать вспыхнувшие чувства было нелегко, особенно Образцовой. Но она переживала за реакцию дочери, которая в это время заканчивала школу. Решили дождаться, когда Леночка сдаст экзамены и поступит в университет. Но однажды Лена сказала матери: «По-моему, Альгис тебя любит». Образцова попыталась обернуть все в шутку, но дочь уже все поняла. И рассказала отцу...

«Слава, ну что ты молчишь?! Разве ты не хочешь меня удержать? Сделай что-нибудь!» - в отчаянии заламывала руки Елена. На что муж лаконично ответил: «Это любовь. Что тут сделаешь?» Она знала, что он прав. Ей было больно уходить из семьи, но без Альгиса жить, есть, дышать она уже не могла. Тогда состоялся концерт - самый ужасный в ее жизни. В зале сидели оба: Альгис и Вячеслав. Они ждали, когда она сделает свой выбор. А выбора у нее уже не было...

Уход к любимому обошелся Елене очень дорого: дочь Леночка осталась с папой и два года общалась с матерью только по телефону, называя ее Еленой Васильевной. Материнское сердце разрывалось на части. Такого удара она не ждала. Но Образцова решила бороться за своего ребенка. И пусть пришлось выслушивать много гадостей, страдать, но потом с Леночкой они стали лучшими подругами, жить друг без друга не могли. Елена знала, что рано или поздно дочь ее поймет. Так и случилось - когда та выросла, вышла замуж, а потом развелась с третьим своим мужем, родила сына...

Елена и Альгис прожили вместе двадцать лет, как один день. Не было ссор, размолвок, упреков. Их объединяла общее дело - музыка, они оба принадлежали искусству. Много ездили вместе и по заграницам, и по России, вместе ставили спектакли. Елена впервые почувствовала себя абсолютно счастливой: рядом с ней был не только любимый мужчина, но и единомышленник. Ей больше не нужно было выбирать между семьей и работой.

Не нужно доказывать свое право на служение искусству. Не нужно ничего объяснять - Жюрайтис понимал все по ее глазам. Цена, которую Образцова заплатила за свою любовь, себя оправдала. Альгис очень любил ее руки, не было дня, чтобы он не сделал супруге массаж и не перецеловал их. Когда они ссорились, Елена сердилась: «Не трогай меня!» А он говорил: «Но они же не виноваты!» - и показывал на ее руки. И она все прощала.

Елена вспоминала: «Он был все время разный. Засыпая вечером, я никогда не знала, с каким человеком проснусь утром. Разговорить его было непросто - очень замкнутый был человек, но когда он начинал говорить, я просто заслушивалась. Вообще-то он молчун был и любил одиночество. Сначала я никак не могла этого понять: в нашем женском представлении, если любишь человека, хочется быть с ним как можно больше. Альгис очень меня любил, но ему хотелось одиночества: уходил на лыжах в лес или уезжал куда-то далеко на велосипеде... Потом я поняла его, и жизнь у нас наладилась».

Однажды во время гастролей Елена сидела в номере, ждала его звонка. И так рванулась к телефону, что сломала палец на ноге. В четыре часа ночи ее увезли в больницу, наложили гипс, и все концерты она пела в инвалидной коляске. Альгис в этой коляске ее возил по городу.

Он всегда дарил ей цветы. А иногда приходил домой и сообщал: «Сегодня я "Жизель" играл для тебя». И все адажио в «Лебедином» были для нее, она это знала. В антракте Альгис обязательно шел ей звонить, и это тоже был подарок. А она, когда могла, старалась заглянуть в антракте к нему в дирижерскую комнату. "Он лежал на диване в черных брюках и белоснежной рубашке, лицо у него было одухотворенное, и я его в эти минуты очень любила..." -признавалась Елена Образцова.

Все оборвалось в одно мгновение. У Альгиса обнаружили рак, сделали операцию. Врач сказал Елене, что ему осталось три месяца. Он прожил полтора года... Все это время Елена была рядом с мужем, поддерживала его, строила планы. Уверяла, что он поправится, а у самой кошки скребли на душе. Наступила черная полоса: Елена упала на сцене и сломала руку, потом ограбили их квартиру и в завершение мук - умер Альгис.

Жить без него Образцова не хотела. Она оставила сцену, на два года сделалась отшельницей, пока друзья не втянули ее в работу. «Я очень любила моего мужа. Я и сейчас очень его люблю...» -постоянно говорила Елена.

Елена Васильевна Образцова ушла из жизни 15 января 2015 года, пережив мужа Альгиса Жюрайтиса на шестнадцать лет. В память об этой гениальной паре остались записи концертов, интервью, телепередачи. Но главное, чему они научили нас своим примером, это то, что настоящая любовь есть, и она преодолеет все, если ее не предать.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Образцовой Елены Васильевны

Появилась на свет Елена Васильевна Образцова в СССР. Это событие произошло в городе Ленинград 07.07.1939. Девочка родилась в простом советском семействе Василия и Натальи Образцовых, работавших инженерами-конструкторами.

Детство и юность

Целых два года Лена с родителями провела в блокадном Ленинграде, однако в 1943 году она вместе со всем своим семейством покинула осаждённый город на Неве и была эвакуирована, как и другие беженцы, в Вологодскую область, в город Устюжна.

Вернувшись после окончания ВОВ в родной Ленинград, Елена пела в период 1948-1954 годов в детском хоре под руководством Марии Фёдоровны Заринской (урождённой Крюгер) в Ленинградском Дворце пионеров, носившем имя Андрея Александровича Жданова. После того, как отца перевели на службу в Таганрог, Елена училась там в период 1954-1957 годов у Анны Тимофеевны Куликовой в музыкальной школе им. . Во время одного из отчётных концертов в музыкалке талантливую девушку услышала М.А. Маньковская, работавшая в то время директором Ростовского музучилища, и в 1957 году Лену зачислили сразу на второй курс по её рекомендации. А в августе 1958 года, всего через год после успешно пройденного прослушивания, Образцова поступила для продолжения музыкального образования на подготовительное отделение Ленинградской госконсерватории, носившей имя .

Ещё находясь в стенах консерватории, Елена завоевала свою первую премию в 1962-м на Всесоюзном конкурсе вокалистов, а в 1963-м она дебютировала, исполнив партию прекрасной полячки Марины Мнишек в «Годунове», опере , на сцене Большого театра.

Окончила Елена Образцова Ленинградскую государственную консерваторию в 1965 году, пройдя обучение в оперном классе Киреева у педагога Григорьевой.

Карьера в опере

Уже с 1964 года Елена Образцова стала одной из солисток Большого театра. Выступив в Миланском театре La Scala, когда Большой театр впервые гастролировал в Италии, Образцова исполнила партию гувернантки в «Пиковой Даме», опере . Даже такая скромная роль привлекла внимание итальянской прессы и публики. В дальнейшем Елена Васильевна выступила на сцене Teatro alla Scala только в главных партиях.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Во время гастролей в 1975-м Большого театра в США Образцову, певшую партию Марины Мнишек в «Годунове», восторженные зрители пять раз подряд вызвали на сцену, так что спектакль даже пришлось остановить. Именно триумф в США утвердил окончательно Елену Васильевну Образцову в статусе знаменитой на весь мир оперной певицы.

С тех пор она пела вместе с Джоан Сазерленд, Лучано Паваротти и другими звёздами мировой оперы.

Другая деятельность

Образцова в период 1973-1994 годов была преподавателем в Государственной консерватории им.

Имя: Елена Образцова (Elena Obraztsova)

Дата рождения: 7 июля 1939 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 12 января 2015 г.

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Деятельность: певица, режиссёр, актриса, педагог

Семейное положение: вдова

Елена Образцова: биография

Елена Образцова (1939-2015) – знаменитая оперная певица, выступавшая как на советской, а позже и российской театральной сцене, так и за границей. Вокальный диапазон голоса характеризуют термином "меццо-сопрано". Также творила в роли режиссера-постановщика и актрисы как оперной, так и драматической направленности, запомнилась как преподавательница и профессор, работающая в Московской консерватории.



Творческая женщина преподавала музыку в Мусасино, в Токийской музыкальной академии. Елена Образцова внесла лепту в дело музыкальной благотворительности, по собственной инициативе основала именной фонд, который и сегодня продолжает занимается развитием образования музыкантов и стимулированием русского искусства.



Оперная жизнь музыкантки не осталась незамеченной официалами и принесла значимые титулы. Образцова заслужила титул Народной артистки СССР, женщину отметили званием Героя Социалистического труда с прилагающимися орденом и грамотой. Помимо этих титулов вокалистка получила Ленинскую премию и Государственную премию РСФСР имени .

Детство и юность

Елена Образцова родилась в Северной столице. День рождения девочки выпал на 7 июля 1939 года. Девочка попала под . В 1943 году Елена с родителями переехала во время эвакуации в Волгоградскую область, в город Устюжна. По окончанию войны семейство возвращается в родной город. С 1948 по 1954 годы юная Лена развивала талант в детском хоре, организованном на базе Ленинградского Дворца пионеров имени . Обучалась девочка под руководством преподавателя Заринской.



В 1954 году семейство снова переехало. Папа будущей артистки, Образцов Василий Алексеевич, получил работу в должности главного конструктора. Эту работу мужчине предлагал «Красный котельщик», завод, расположенный в Таганроге. Администрация также выделила родне нового главного конструктора жилплощадь в пределах города. Девочку определили в ближайшую к новому дому школу СОШ №10. Отучившись в двух классах, девочка завершила учебу в общеобразовательном заведении, пошла в Музыкальную школу имени . Девушка обучалась на курсе, набранном Куликовой Анной Тимофеевной.



Отчетное выступление девушки, данное по окончанию учебы, понравилось Маньковской, работавшей в дирекции Ростовского музыкального училища. Женщина дала вокалистке необходимый отзыв для поступления в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова . Елену взяли на второй курс, позволив перепрыгнуть предыдущий. Вокалистка попала в группу Григорьевой, также девушка занималась вокалом оперного направления у преподавателя Киреева.

Музыка и театр

Сценическая биография Елены стартовала с громких побед. В 1962 девушка получила признание на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки, стала звездой Всемирного фестивале молодежи и студентов в Хельсинки.



В 1963 вокалистка впервые спела на сцене в Большом театре. Таким образом прошел оперный дебют. Девушка выступила в опере авторства Мусоргского « ». Елена спела в роли жены Лжедмитрия, "русской царицы" Марины Мнишек.

В 1964 году Елена закончила учебу. Певица начала выступать в роли солирующей дивы Большого театра. Также в 1964 девушка поехала в рядах труппы Большого театра, чтобы дать оперные выступления в Европе, где завоевала признание ценителей, выйдя на сцену знаменитого "Ла Скала" в Милане.



Артистка вышла с второстепенной ролью Гувернантки, сыграв в опере «Пиковая дама» авторства Чайковского. Но девушка смогла привлечь внимание и одобрение итальянских зрителей и стать объектом интереса местных газет. Впоследствии Образцова еще одаряла присутствием "Ла Скала", но пела арии ключевых протагонисток и антагонисток опер.

В 1970 девушка одержала победу в двух вокальных соревнованиях, конкурсе, организованном в честь Чайковского в Москве, и в конкурсе имени Виньяса, прошедшем в Барселоне.

В 1975 Большой театр с солирующей Образцовой провел концерты в городах Америки, где та подтвердила титул звезды мирового масштаба. После арии вокалистки в «Борисе Годунове» публика вызывала Елену на бис подряд пять раз, из-за чего прервался спектакль. Елена приехала и в Сан-Франциско, где выступила с и Джоан Сазерленд.

С 1976 начались постановки в «Метрополитене», где певица появлялась как приглашенная звезда в главных ролях. В 1978 женщину пригласили спеть на фестивале, прошедшем в Зальцбурге, в 1979 - на Международном фестивале в Оранже.



Через год Елена презентовала исполнение «Десяти песен на стихи ». Музыку написал композитор Георгий Свиридов специально для голоса Образцовой. Еще через два года певица сыграла Сантуцци в кинокартине «Сельская честь» авторства Дзеффирелли.

В 1983 снова исполнила песни с музыкой . Елена презентовала композицию на стихотворение «Отчалившая Русь», написанное в переложении, подходящем для меццо-сопрано.

В 1986 Елена Васильевна Образцова успешно дебютировала в роли театрального режиссера. Певица руководила постановкой оперы Массне под названием «Вертер» в родном Большом театре, также взяла в спектакле главную партию.

Певица оказалась востребована как киноактриса. Елена Образцова сыграла в картинах «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Тоска». Елена Образцова продолжила исполнять арии главных персонажей в классическом русском и зарубежном репертуаре, особенно в операх композиторов XX века.



Репертуар артистки насчитывал сотню композиторов, писавших на протяжении 18-го, 19-го и 20-го веков. Оперы, в которых играла Елена, и песни, исполненные музыканткой, отличались стилями и жанрами: среди композиций встречалась оперная и камерная музыка, духовные творения и кантатно-ораториальные композиции, фольклорные напевы и песни, партии оперетт, классические и современные исполнительнице романсы, зонги, эстрадные песни, джазовые композиции.

В новом тысячелетии Елена Образцова предстала перед зрителями как актриса драматического жанра. Елена вышла к зрителям как главная героиня в постановке «Антонио фон Эльба» сценической адаптации пьесы Мейнарда. Дебют прошел в театре .



В 2003 начался цикл концертов певицы с джазовыми композициями. Елена Васильевна выступала вместе с оркестром, которым руководил Бергер, и с квартетом Бутмана.

В 2007 певица выступила в роли руководителя коллектива. Музыкантка возглавила оперный коллектив, выступающий в Михайловском театре.

Преподавание

1973 год стал началом педагогической карьеры Елена Образцовой. Певица начала обучать студентов Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 1984 году артистка была удостоена звания профессора.

Одно время Елена Васильевна учила музыке за границей, в Токийской музыкальной академии, расположенной в Мусасино.



В мае 2006 Образцова занялась благотворительностью и организовала Культурный центр, получивший название в честь создательницы.

В декабре 2011 Елена Образцова продолжила эти начинания и создала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, который также стал именным и получил известность под названием «Фонд Елены Образцовой».

Как утверждает официальный сайт организации, главные цели фондовой благотворительности – образовательные и культурные проекты, которые станут способствовать сохранению традиций параллельно с поиском новых подходов в русском музыкальном образовании и культуре и сохранности музыкального культурного наследия страны. Кроме того, Фонд организовывает международные проекты, встречи и сотрудничество: творческое, образовательное и гуманитарное.



Фонд выдвинул идею и воплотил проект открытия Международной академии музыки, также курировал программу «Сто музыкальных школ России». Программа проводит строительство музыкальных школ и патронирует уже имеющиеся. В список интересов Фонда входит как поиск, обучение, продвижение способной молодежи, так и организованная помощь пенсионерам-ветеранам театральной работы и оперной сцены

Сегодня и культурный центр, и фонд продолжают функционировать. На базе организаций устраиваются выступления, ставятся спектакли и проходят концерты, семинары, творческие школы, ежегодно проводятся международные музыкальные, вокальные и педагогические конкурсы, для юных талантов организованы прослушивания в детские театры и юношеские вокальные курсы.

Личная жизнь

Мужем певицы стал Вячеслав Петрович Макаров, по образованию физик-теоретик. Макаров занимал должность доцента в МГТУ имени Баумана. Научная карьера не помешала мужчине вести хозяйство. В браке родилась дочь Анна. С девочкой занимался муж. Мужчина следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. Брак музыкантки и физика продлился 17 лет и закончился разводом.



В 1988 году у Анны родился сын Александр, и Елена Образцова стала бабушкой. Затем у певицы появилась и внучка Элия.



Со вторым мужем Елена познакомилась на сцене. Супругом артистки стал дирижер Большого театра с литовскими корнями Альгис Марцелович Жюрайтис. Но в 1998 году Альгис скончался от смертельной болезни. Артистка впала в депрессию, располнела, приостановила карьеру. К нормальной жизни Образцову вернули дочь, друзья, коллеги.

Смерть

2014 год принес трагедию, заболела сама артистка. Елене Образцовой поставили диагноз лейкемия. Болезнь же через пару месяцев стала причиной смерти музыкантки. В ноябре Образцова уехала в Европу и лечилась в клинике Лейпцига. Женщине нашли донора, пересадили костный мозг. Операция, тем не менее, не помогла певице, ослабленное тело уже 75-летней женщины отказалось бороться с болезнью, даже с помощью донорского костного мозга.



Из-за болезни Елена отменила долгожданный декабрьский концерт, который должен был пройти в Государственном Кремлевском дворце. Образцова уже не вернулась в Россию. Болезнь усиливалась, в конце декабря к певице приехали верные друзья и , а 12 января 2015 года она скончалась в Лейпциге.

Через два дня в Большом театре прошло массовое прощание, а 15 января - отпевание в Храме . Эта же дата стала днем, когда артистку похоронили. Могила Елены Образцовой расположена на Новодевичьем кладбище в Москве.



Судьба талантливой женщины получила отражение в литературе. О творчестве, жизни и памяти артистки написано в биографических книгах «Елена Образцова. Записки в пути» авторства Рены Шейко и «Елена Образцова: Голос и судьба» авторства Алексея Парины.

Дискография

  • «Десять песен на стихи Александра Блока»
  • «Отчалившая Русь»

Партии

  • Графини («Пиковая дама»)
  • Любаши («Царская невеста»)
  • Кончаковны («Князь Игорь»)
  • Марфы («Хованщина»)
  • Элен Безуховой («Война и мир»)
  • Амнерис («Аида»)
  • Фроси Котко («Семен Котко»)
  • Азучены («Трубадур»)
  • Эболи («Дон Карлос»)
  • Кармен («Кармен»)
  • Ульрики («Бал-маскарад»)

Российская певица (меццо-сопрано), педагог и актриса, народная артистка СССР Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).

Во время блокады Ленинграда весной 1942 года Елена с матерью и бабушкой были эвакуированы по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они жили до лета 1945 года.

В 1948-1954 годах она занималась в детском хоре Ленинградского дворца пионеров, затем на вокальных курсах в Музыкальной школе имени П.И. Чайковского в Таганроге, куда на два года перевели отца.

В 1957 году Елена была принята сразу на второй курс Ростовского музыкального училища.

В августе 1958 года поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории.

В 1964 году окончила Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (педагог Антонина Григорьева).

Будучи студенткой консерватории в 1962 году Образцова завоевала золотые медали на двух конкурсах — на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки в Москве — и получила приглашение в Большой театр. На сцене Большого дебютировала в 1963 году в партии Марины Мнишек в опере "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.

За первый год работы в Большом театре Образцова исполнила восемь партий, среди которых Амнерис в "Аиде" Джузеппе Верди.

В ее репертуар также вошли партии Полины, Гувернантки, Графини в "Пиковой даме" Петра Чайковского, Княжна Марья и Элен Безухова в "Войне и мире" Сергея Прокофьева, Любаши в "Царской невесте" и Любавы в опере "Садко" Николая Римского-Корсакова, Кончаковны в "Князе Игоре" Александра Бородина, Марфы в "Хованщине" Модеста Мусоргского, а также Фроси в "Семене Котко" Прокофьева и Жени Комельковой в опере "Зори здесь тихие" Кирилла Молчанова.

Елена Образцова исполнила партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе, Азучены в "Трубадуре", Эболи в "Дон Карлосе" и Ульрики в "Бале-маскараде" Джузеппе Верди, Сантуццы в "Сельской чести" Пьетро Масканьи, Шарлотты в опере "Вертер" Жюля Массне.

Певица стала первой исполнительницей в России партий Оберона ("Сон в летнюю ночь" Бенджамина Бриттена) и Юдит ("Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока).

В репертуаре Образцовой партии Принцессы Буйонской ("Адриенна Лекуврер" Франческо Чилеа), Адальжизы ("Норма" Винченцо Беллини), Джованны Сеймур ("Анна Болейн" Гаэтано Доницетти), Орфея ("Орфей и Эвридика" Кристофа Глюка), Нерис ("Медея" Луиджи Керубини), Далилы ("Самсон и Далила" Камиля Сен-Санса) и др.

В 1986 году Елена Образцова выступила в качестве режиссера, поставив в Большом театре оперу Жюля Массне "Вертер".

В обширном концертном репертуаре певицы были произведения более 100 композиторов XVIII-XX веков в их стилевом и жанровом многообразии: оперная, камерная, кантатно-ораториальная, духовная музыка, русские песни, старинные романсы, классическая оперетта, зонги и джазовые стандарты. Особенно часто она исполняет сочинения Георгия Свиридова, посвятившего ей вокальный цикл "Десять песен на стихи Александра Блока" и создавшего специально для нее новую редакцию своей поэмы на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь", изначально написанную для баритона.

Елена Образцова выступала в ведущих оперных театрах мира — Марсельской опере, Барселонском театре Лисео, Венской государственной опере, Опере Сан-Франциско, Миланском театре Ла Скала, Метрополитен-опера, Вашингтонской национальной опере, Лондонском театре Ковент Гарден, театре Колон в Буэнос-Айресе.

Пела на многих известных музыкальных фестивалях, среди которых Зальцбургский фестиваль (1978) и Международный фестиваль в Оранже (1979).

Среди ее партнеров были меццо-сопрано Джоан Сазерленд, сопрано Монтсеррат Кабалье, Рената Скотто, Мирелла Френи, лирико-драматический тенор Пласидо Доминго, лирический тенор Лучано Паваротти, тенор Хосе Каррерас.

В 1999 году состоялся дебют Образцовой на драматической сцене в спектакле Романа Виктюка "Антонио фон Эльба" по пьесе Ренато Майнарди.

С 2012 года певица играла в спектакле "Реквием по Радамесу" Альдо Николаи, поставленном Виктюком в Московском академическом театре Сатиры.

В 2007-2008 годах Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра.

Певица . В 1973-1994 годах она преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, с 1984 года занимая должность профессора. Она была профессором кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена в Санкт-Петербурге, профессором Токийской музыкальной академии "Мусашино".

Елена Образцова давала мастер-классы в Европе, Японии, в Санкт-Петербурге и Москве, была председателем жюри ряда европейских международных конкурсов вокалистов. В 2011 году она возглавляла жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

С 1996 года в Санкт-Петербурге действует созданный Образцовой Культурный центр.

С 1999 года регулярно проводится Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. С 2006 года ко "взрослому" конкурсу добавился конкурс для детей и юношества.

В декабре 2011 года певицей учрежден Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства — Фонд Елены Образцовой, основными целями которого являются образовательные проекты, а также создание Международной академии музыки, проект "Сто музыкальных школ России", поиск и продвижение талантливой молодежи, помощь ветеранам оперной сцены.

Несмотря на большую общественную и педагогическую нагрузку Елена Образцова продолжала активную концертную деятельность. В 2009-2013 годах она выступила сольно и приняла участие более чем в 80 концертах в регионах России и за рубежом.

В декабре 2013 года Образцова отметила 50-летие творческой деятельности концертом "Браво, Елена!" на исторической сцене Большого театра.

В честь Елены Образцовой в Большом театре состоялся гала-концерт "Оперный бал", в котором приняли участие звезды оперной сцены Анна Нетребко, Мария Гулегина, Дмитрий Хворостовский.

Елена Образцова скончалась в Германии.

Была почетным членом Пушкинской академии, почетным членом Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, действительным членом Академии российского искусства, членом Союза театральных деятелей РФ и Международного общества друзей Русского музея.

Творческая и просветительская деятельность певицы были отмечены многими наградами. В 1976 году ей было присвоено звание народной артистки СССР, в 1999 году — народной артистки Республики Северная Осетия-Алания. Певица является лауреатом Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1973), Ленинской премии (1976). В 1990 году Образцова была удостоена звания Героя Социалистического Труда. Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1980), орденом Ленина (1990), а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999) и II степени (2009).

Певица удостоена наград Русской православной церкви — ордена "За преумножение добра на земле" (2003), ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2009).

7 июля 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметив вклад Образцовой в благотворительность, социальное служение и заботу о ближних, наградил певицу орденом святой равноапостольной Ольги I степени.

Среди ее иностранных наград — украинский орден Святого Николая Чудотворца (1998), испанская медаль Э. Гранадоса (1970), венгерская медаль Белы Бартока (1982). Имеет ордена и награды зарубежных и российских общественных организаций.

Елена Образцова была обладательницей золотых медалей конкурса вокалистов VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1962), II Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (1962), IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1970), VIII Международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса (1970).

В 1981 году именем Образцовой названа малая планета 4623.

Елена Образцова была дважды замужем. Ее первым супругом был физик-теоретик, доцент кафедры МГТУ имени Н.Э. Баумана Вячеслав Макаров, вторым — дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис (1928-1998). От первого брака у певицы осталась дочь — певица Елена Макарова (1966 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.