Ребенок стал готом или эмо - что делать? Дети — эмо в современной школе

Они создали свою субкультуру. Они противостоят материальному и меркантильному миру. Они отстаивают своё право на любовь – чистую, искреннюю, безусловную. Но способны ли они сами на таковую?..


Окрасив собственный мир в черно-розовые краски, спустив челки на глаза и надев тёмные очки, они свято верят в то, что этим смогут изменить мир и людей, живущих в нём. Эмо-кид - это дети и подростки с большими, полными страхов глазами, которые способны повергнуть в ужас своих родителей. Вот кто такие Эмо.

Кто такие Эмо: Эмо-кид о себе

«Самое важное, для нас – Эмо, это быть собой»
«Мы не боимся показывать своих эмоций. Для нас это не признак слабости».
«Эмо – это, прежде всего эмоции».


Вот, что говорят дети Эмо о себе. Они эмоциональны, ранимы. У них свой стиль одежды, своя музыка, свои аксессуары и даже собственный герб – разбитое сердце. Они открыто выражают свои эмоции, не прячут радость и страдания, причем второе всегда в приоритете. Но вопрос: кто такие Эмо, не перестаёт мучить родителей этих детей и подростков.



Их ники и аватарки всегда яркие, их сложно не заметить, а заметив – забыть. Их статусы в социальных сетях пугают, или, по крайней мере, вводят в замешательство:
«Я уйду, и никто не заметит, вспомнят лишь умирающий взгляд»
«На надгробье моём пусть напишут: её никто не любил»


И если к преобладающему черному цвету в одежде, или необычным аксессуарам Эмо, родители этих детей относятся более или менее терпимо, то другие проявления этой субкультуры не могут остаться незамеченными…

Кто такие Эмо – мнение психологов

«Эмо – это дети, не получившие достаточного тепла и внимания со стороны родителей. Дети, которым их родители предпочитают деньги, власть, карьеру. В эту субкультуру приходят подростки, которым не уделяют достаточно внимания, не говорят о своей к ним любви. Они чувствуют себя «недолюбленными», обделёнными вниманием. Они страдают от отсутствия родительского тепла и непонимания. Всё, что необходимо такому ребёнку – это почувствовать себя нужным, важным.
В нашем мире, где всем управляют деньги, такие дети плохо адаптируются. О человеке судят не по тому, кто он есть на самом деле, а по тому, что есть у него. И если у него нет последней версии Ipad, или Ferrari, он ничто в этой жизни»


Проще говоря, если ребёнок стал Эмо, значит, ему надо просто уделять больше внимания, купить ему Ipad последней модели, и Ferrari. Вот только реальность говорит о другом.


Далеко не каждый ребёнок, чьи родители не могут позволить себе столь дорогие подарки, становится тем, кого называют Эмо. Жизненные примеры нам показывают, что дети из бедных семей не реже «богачей» преуспевают в этой жизни, и думать не думают о том, кто такие Эмо или как перерезать себе вены, наглотаться таблетками. В то же время дети из семей известных бизнесменов могут стать, как у них говорят «тру эмо», или же напротив, увлеченно заняться продолжением дела своих родителей. И, пока ещё ни одному психологу не удалось уловить ту грань, переступив через которую, подростки начинают грезить о смерти.


Кто такие Эмо на самом деле?

Они действительно отличаются от многих других: своей огромной эмоциональной амплитудой, желанием и способностью испытывать колоссальные эмоции – от любви до грусти. Да, у них есть ценности, куда выше материальных – они ценят любовь. Всё это задано в них, но не обеспечено…


Такие свойства, как: любовь, сострадание, сопереживание – у них есть, но реализуют ли они их? А если и делают это, то правильно ли?


Те, кто становится Эмо, дети со зрительным вектором, рождены для больших задач, востребованных современным обществом. Чтобы нарабатывать способности к сопереживанию и любви, снижать уровень неприязни в обществе. Для этого им нужно самим своевременно развиться интеллектуально и чувственно. Но неправильное развитие их потенциала с самого раннего возраста превращает их в страдающих детей, истерично требующих любви и внимания к себе.


Все их эмоции, которые они так старательно показывают, направлены только на себя. Любовь, о которой они так любят говорить – это то, что они требуют к себе, но не способны отдавать от себя.


В результате, вместо того, чтобы снижать неприязнь в обществе, они её увеличивают.

Чего боятся родители и психологи?

Так кто же такие Эмо и чем они так пугают родителей подростков?
Статусы, посты, аватарки и фотографии на страницах в социальных сетях этих детей, романтизируют самое страшное - смерть. Говоря о надписях на надгробьях, рисуя жуткие картины и публикуя фотографии людей с перерезанными венами, они вселяют страх и ужас в сердца своих родителей и социальных работников.


"Субкультура Эмо пропагандирует суицид!" - делают вывод «специалисты». Вот только не замечают они одного – в сообщество Эмо вступают дети, изначально обладающие особым отношением к смерти.


Страх смерти – это врождённый страх человека со зрительным вектором. И именно дети со зрительным вектором встают в ряды Эмо. Но делают они это вовсе не для того чтобы покончить с собой, а для того, чтобы обратить на себя внимание, стать более заметными.



Внимание – этого действительно не хватает детям со зрительным вектором, но только тем из них, в ком этот вектор не развит. Пытаясь выделиться на общем фоне, они преследуют единственную цель – обратить на себя внимание. В этом есть глубокий смысл. Обращая на себя внимание, такие дети подсознательно начинают ощущать свою безопасность: «меня видят, значит, в случае опасности, меня успеют спасти». Дети со зрительным вектором в страхе – вот кто такие Эмо!


Неправильная реализация зрительного вектора всё глубже погружает ребёнка в страхи. Со временем ему становится недостаточно внимания со стороны родителей, и всех окружающих людей. Их внешний вид перестаёт шокировать их знакомых, и тогда они идут дальше, принимают другие, уже радикальные меры.


Выпить тюбик снотворного, перерезать себе вены, встать на окно девятого этажа - вот следующий этап, часто становящийся последним…


Их суицид - это лишь очередная попытка привлечь к себе внимание. И предпринимают они эту попытку с расчетом, что их успеют спасти. Так, тюбик таблеток выпивается за 5 минут до прихода родителей, а вены вскрываются тогда, когда кто-то непременно есть рядом.


Психологический шантаж – вот что есть суицид Эмо, но никак не желание уйти из жизни.

Чем опасна субкультура Эмо на самом деле?

Неверно будет сказано, что субкультура Эмо несёт в себе какую-то опасность, опасность исходит от тех детей, которые идут туда. Но делают они это изначально оттого, что не были научены состраданию и любви, как она есть – направленной наружу, а не вовнутрь себя.


И даже если такого ребёнка минует участь тех единиц, которые-таки покончили с собой, и то лишь потому, что их не успели спасти, то всю оставшуюся жизнь его будут преследовать страхи. Боязнь темноты, навязчивая мысль о черной руке, вот-вот намеревающейся высунуться из-под кровати, глубокие фобии, от которых неспособен излечить несистемный психолог - вот, что ожидает такого ребёнка. Но глобальность проблемы заключается даже не в этом, а в том, что все эти люди - те, кто сейчас является Эмо, не смогут работать на благо общества , снижать накопившуюся неприязнь и развивать культуру в самом высоком смысле этого слова. Они никогда не смогут правильно адаптироваться в социуме и получать то, к чему стремятся – любви, настоящей, а не той, что направлена вовнутрь себя.


Как выдернуть ребёнка из сообщества Эмо

Ни дорогие подарки, ни безусловная любовь и внимание к ребёнку не способны отгородить его от сообщества Эмо. Только научившись высвобождать свои эмоции, направлять их не на себя, а на окружающих людей, узнав, что такое сострадание и любовь наружу, тот, кто является Эмо, сможет разбавить свою палитру красок.


В подростковом возрасте, а именно подростки становятся Эмо, понять, кто такие Эмо, и направить развитие своего ребёнка в правильное русло ещё возможно. И если в возрасте до 7-8 лет ещё может помочь литература, вызывающая сострадание, то в пубертате нужны другие, более сильные методы – посещение домов инвалидов, реабилитационных центров и домов престарелых - вот, что поможет подростку со зрительным вектором научиться выталкивать свои страхи наружу. Сострадая другим людям – немощным старикам, инвалидам, детям с дефектами развития, ребёнок со зрительным вектором перестаёт испытывать страх за себя, его чувство страха за собственную жизнь переходит в страх за жизнь другого человека – в этом и есть суть сострадания и выталкивания страха наружу.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ориентиры для понимания, кто такие Эмо, и в каком направлении стоит развивать своего ребёнка таким образом, чтобы он умел правильно адаптироваться в обществе и получать от жизни максимальное удовольствие.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Другие публикации:




Мне понравилось – поставить «сердечко»:

Психолог, заведующий отделом клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН, доцент кафедры нейро- и пато-психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

«Поведение эмо характерно для подростков: это и резкие перепады настроения, и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей или пупка. Подросткам вообще свойственно выражать недовольство своим телом (и пирсинг – важный показатель такого отношения). Но эмо очень активно это декларируют и охотно делятся опытом: «А ты сколько раз резал вены?» Конечно, большинство подростков включаются в это движение просто так, за компанию, чтобы не выпасть из коллектива. Однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать. Такая эмоциональная распущенность тормозит процесс взросления, ведь расти – это значит учиться сдерживать себя, контролировать свои чувства. Постарайтесь говорить с ребенком о его увлечении спокойно, без долгих нотаций и не осуждая его. Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния подростка. Будьте внимательны к его поведению. Порезы на руках, частые истерики, потеря интереса к прежним занятиям – все это повод обратиться к психологу. Если же такой возможности нет, попробуйте увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен».

Об этом

Владимир Козлов, «Эмо», Амфора, 2008.

Писатель Владимир Козлов убежден, что эмо представляют не большую опасность, чем существовавшие до них панки или готы, а в чем-то эта субкультура может быть даже полезна своим приверженцам: «Субкультура – это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем – хотя бы получишь иллюзию того, что не одинок. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи»…

Ваш сын отрастил длинную челку, а дочь перекрасила волосы в черный цвет? В их одежде преобладают черный и розовый цвета, они носят узкие джинсы и кеды с разноцветными шнурками, а сумки и рюкзаки увешаны значками и мягкими игрушками? Значит ваш ребенок – ЭМО. Но не стоит сразу же закатывать истерику или тащить непослушное чадо к психиатру. Разобравшись, что значит ЭМО, вы поймете, что все не так уж страшно.

ЭМО (от английского emotional – эмоциональный) - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, появившийся в США и Великобритании в конце 1970-х годов. Именно поклонники этого стиля создали одноименную субкультуру. Как правило, приверженцами этого стиля становятся подростки. Это и не удивительно, ведь именно в этом возрасте хочется выразить себя, проявить свою индивидуальность, быть непохожим на других. Вспомните, в семидесятых молодежь ругали за брюки клеш, в восьмидесятых – за кожаные куртки с металлическими заклепками. Неформалы были всегда, просто каждое поколение создает свой стиль. Сейчас на смену панкам, рокерам и металлистам пришли готы и эмо. В большинстве случаев подростки перенимают только внешнюю атрибутику и очень немногие из них проникаются идеологией самой субкультуры.

Мы часто встречаем в парках и на улицах эти небольшие группки странно одетых мальчиков и девочек. Они встречаются друг с другом и о чем-то красноречиво молчат. Они очень эмоциональные, чувствительные и ранимые. Любовь и дружба – главные приоритеты в их жизни. Они ведут себя тихо и спокойно, никому не мешая. Многие даже перестают обращать внимание на этих необычных детей. Но если эта необычность вдруг появляется у собственного ребенка, начинаются непонимание, ссоры, запреты и прочие прелести извечной проблемы «отцов и детей».

И в этом главная ошибка родителей! Вашему ребенку и так трудно, он ищет пути самовыражения и свои идеалы в жизни. В этой ситуации родители наоборот должны быть рядом с ребенком, относиться к нему с пониманием и любовью. Крики и запреты принесут только новые проблемы, ведь всем известно, что запретный плод сладок. Очень часто родители сами виноваты в том, что дети выбирают себе не тех кумиров, замыкаются в себе, попадают в плохие компании. Значит, в какой-то момент вы что-то упустили, недодали, недолюбили. Нужно поговорить со своим ребенком, постараться понять, что именно привлекает его в данной субкультуре, постараться проникнуть в его внутренний мир. Нужно интересоваться его жизнью, его друзьями. Возможно, что с первого раза разговора и не получится. Может не получиться и со второго. Но не отчаивайтесь, если вы будете терпеливы и деликатны, то рано или поздно отношения с ребенком обязательно наладятся. Чтобы говорить с сыном или дочерью на одном языке, сами побольше узнайте об этой субкультуре, благо статей на эту тему в интернете полно. Если ребенок давно просил вас завести домашнее животное - сделайте это сейчас. Он будет испытывать ответственность за живое существо, почувствует себя нужным. Это будет отвлекать его от мрачных мыслей, а совместная забота о питомце будет способствовать вашему сближению.

Не нужно запрещать ребенку категорически ВСЕ. Ваш ребенок такой же человек, как и вы! Наоборот нужно создать у него иллюзию свободы – разрешайте ему все, что не принесет вреда его здоровью и психике, даже если это не соответствует вашим эстетическим вкусам. Хочет носить узкие джинсы? А почему бы и нет! Нравятся розовые кеды? А чем собственно розовый цвет хуже любого другого! Естественно просмотры депрессивных фильмов нужно тактично, но решительно пресекать. И самое главное - нужно доверять своему ребенку, чувствовать смену его настроения и всегда быть уверенной в том, что ЭТО пройдет.

Несколько лет назад я тоже столкнулась с этой проблемой. В двенадцатилетнем возрасте мой сын вдруг сказал, что он теперь ЭМО – накупил себе кучу значков и тетрадей в черно-розовую клетку, в которых рисовал сердечки, пронзенные стрелой. Отрастил себе длинную челку, которая меня очень раздражала, главным образом потому, что она постоянно падала на глаза, когда он делал уроки. Но врага нужно знать в лицо, поэтому я прочла в интернете все, что касалось эмо, и решила, что ничего особенно страшного в этом нет. Но, боже мой, как переполошились учителя! Меня вызывали в школу, этой теме было посвящено целое родительское собрание. Наш классный руководитель, по сути, неплохая женщина, но считающая интернет безусловным злом, битый час рассказывала нам о тех ужасах, которые обязательно произойдут с детьми, если они вдруг станут ЭМО. В ее интерпретации эмо-культуры вариантов не было – все обязательно закончится суицидом. Стоит ли говорить, что я чувствовала, слушая все это и замечая на себе сочувственные, а иногда и неприязненные взгляды родителей. Но это все в прошлом! И как хорошо, что я не послушалась тогда советов опытного педагога – контролировать, запрещать, идти к психиатру. Я стала просто внимательнее следить за своим сыном, за его настроением. Ненавязчиво следила за тем, какие статьи он читает, иногда слушала с ним его музыку. И главное – разговаривала! Разговаривала обо всем, что ему было интересно. Иногда разговоры происходили и на повышенных тонах, но я была уверена, что просто запрещать КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ, он замкнется, уйдет в себя и от этого будет только хуже.

Сейчас моему сыну 16 лет. И если я, шутя, напоминаю ему о том, как он был ЭМО, он только снисходительно улыбается. А два десятка значков с атрибутикой ЭМО до сих пор лежат у нас в шкафчике, и надо сказать, что среди них попадаются довольно симпатичные.

Текст: Алиса ОРЛОВА
Фото: Вячеслав ЛАГУТКИН


В криминальной хронике мелькает тревожная информация: «школьницы-эмо совершили групповое самоубийство», «обезврежена банда готов-сатанистов». В школах им запрещают «появляться в черной одежде», милиция ставит на учет, а государственные чиновники сочиняют законы, призывающие ограничить влияние вредоносной идеологии: готов и эмо обвиняют в том, что они пропагандируют пессимизм, упадничество и смерть. Правда, в результате черного пиара их популярность только растет, а сами неформалы почувствовали себя чуть ли не диссидентами и уже организовали пару митингов по борьбе за свои права. Так кто же они такие -- эти эмо и готы? И нужно ли с ними бороться?
Эмо (от «эмоции») -- субкультура возникла вокруг эмо-музыки, основанной на перепаде сильных эмоций. В одежде эмо-киды (от англ. kid -- ребенок) предпочитают черный (грусть и одиночество) и розовый (радость) цвера, носят «рваные» челки до глаз, кеды или матерчатые тапочки, любят полоску и клетку, галстуки и жилетки, «почтальонские» сумки, увешанные значками с детско-пиратской символикой -- череп, кости и плюшевый медведь. Эмо-киды не стесняются cвоих эмоций, культивируют бурное проявление и горя, и радости. Девочек среди них значительно больше, чем мальчиков.
Готы носят черную одежду, некоторые одеваются «под старину» -- жабо, кружева, длинные юбки у девушек. Красят в черный цвет волосы, девушки используют в макияже черную губную помаду и такой же лак для ногтей, любят депрессивную, мрачную музыку, много читают, часто сами пишут стихи, интересуются мистикой, декадансом, любят смотреть ужастики. Готы часто гуляют по кладбищам, причем чем древнее кладбище, тем больше там готов. Нынешние готы не имеют ничего общего с древним народом, а похожи на гламурных панков. Именно из них и вышли первые готы.

Одинаково разные «Субкультура -- не имидж, а мировоззрение», -- это в разных вариациях можно прочитать на любом форуме нынешних неформалов. Но внутри тусовки ребята -- очень разные, «типичных готов» или «среднестатистических эмо» в природе не существует. Классификация не срабатывает даже по внешним признакам, внешняя атрибутика вторична. К тем, для кого она -- главное, в тусовке относятся снисходительно: «Они в субкультуру играют, а мы этим живем». Никто, кстати, от разговора не уклонялся, наоборот, очень радовались, что кто-то пытается их понять.
-- У меня была попытка суицида, я таблетки съела, -- призналась Кира. И спохватилась: -- Только маме не говорите.
-- Училка по литре меня с урока выгнала. Потому что я «Погиб поэт, невольник чести» прочитал как рэп. Ничего она не понимает, Печорин был типичным готом. Да и Ленский тоже, -- рассуждает Илья.
-- Не слушайте тех, кто вам скажет: «Я -- эмо» или «Я -- гот». Это пОзеры говорят. Настоящий гот умом выделяется, а не ярлыки на себя вешает, -- учит меня Олеся и добавляет: -- хождение в церковь -- тоже позерство, Бог в душе должен быть.
-- Маша, отчего вы всегда ходите в черном?
-- Это траур по моей жизни. Я несчастна.
А вот это уже не из разговоров с готами, а из пьесы Чехова «Чайка». Помнят ли в таком контексте школьную программу сами учителя?

«На мой вопрос, зачем они так одеваются, девочки-эмо ответили: все вокруг такие серые, а мы -- яркие», -- рассказывает преподаватель истории Лидия Федотова. Педагог считает, что именно желание выделиться заставляет детей надевать на себя странную одежду и даже резать вены. «К счастью, вены они режут понарошку, чуть-чуть, лишь бы остались тонкие линии шрамиков. И делают это единицы. В нашей школе таких детей нет, мои ученики знают о них понаслышке и называют пОзерами, -- продолжает Лидия. -- По характеру, воспитанию, интеллекту все неформалы очень разные. И семьи у них очень разные. У меня в классе есть девочка-панк из неблагополучной семьи, она -- очень агрессивная. А, например, весной у нас с отличием закончила школу девочка, которая написала реферат о психологии эмо. В нем она защищала эту субкультуру, писала, что на эмо незаслуженно навешивают ярлык самоубийц. Единственно, что тревожит: все ребята признаются, что со своими проблемами они пойдут в тусовку, а не к родителям».

Самоубийство рассчитано на родителей
Аня недавно поступила в колледж, подрабатывает в магазине косметики, на тусовки ходит редко. Любит «книги, музыку и одиночество», пишет стихи. В одежде предпочитает черный цвет. Считает себя христианкой, но с Богом предпочитает общаться «без посредников», правда, у нее накопилось много вопросов к священнику. И только в конце разговора выяснилось, что черные рубашки с длинным рукавом хорошо скрывают порезы на запястьях: «Нет, я жизнь люблю, просто иногда тоска нападает. Мама и не догадывается. Не хочу ее огорчать». С Аней мы познакомились на одном из готических форумов, там ее звали Анабель.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас Россия по количеству самоубийств занимает второе место в мире. Ежедневно приговор себе выносят около 100 человек. В 2007 году покончили с собой около 3 тысяч детей и подростков в возрасте до 20 лет. И хотя в прессе то и дело мелькают заголовки типа «13-летняя школьница повесилась из-за музыки эмо», специалисты уклончиво говорят, что точной статистики по самоубийствам среди различных молодежных групп у них нет, и привязать случай суицида к конкретной субкультуре сложно.

«В нашем отделении суицидентов около 30 процентов, среди них есть и подростки, -- рассказал заведующий кризисным отделением ГКБ № 20 кандидат медицинских наук Вадим Моисеевич Гилод . -- Готы и эмо тоже встречаются, но бывает, что попадают к нам и дети священников».

По мнению врача, тяга подростков к смерти обусловлена тем, что у них еще нет понятия ценности собственной жизни. «Она появляется с возрастом и связана с тем, сколько душевных и физических сил ты потратил, чего добился, как тебя оценивают окружающие, -- говорит Вадим Гилод. -- А подросток еще ничего не сделал. У него ценность жизни складывается из отношений с родителями. Они самые близкие и значимые люди. И подростковое самоубийство почти всегда рассчитано на них: он пытается напугать их или разжалобить, чего-то от них добиться. Например, чтобы не ругали за двойку или за то, что стащил деньги из дома. Существует два вида суицида. Монологический -- когда человек уже все решил и молчит. Это у подростков редкость. И диалогический -- когда человек вначале подает сигналы: говорит о бессмысленности своей жизни, о боли, которую он не может перенести. Период “предсуицида” может длиться день, два, месяц, год. В этот момент надо человека слышать, отвести его к специалисту. Общение со священником тоже может помочь, разумный священник атрибутики не испугается.

А вообще дети, которые стремятся выделиться с помощью атрибутики и эпатажа, всегда проблемные. У них всегда есть эмоциональные конфликты в семье. И они ищут взаимопонимания среди таких же обиженных. Своим вызывающим видом они призывают нас обратить на себя внимание. Если ребенок не находит дома внимания -- он идет на улицу или в интернет. Неполные семьи тоже серьезный фактор риска. У девочки отец ушел в другую семью, там у него ребенок. А дочь, для которой папа был авторитетом, чувствует себя лишней. Злится на мать -- ведь та “упустила” отца. И уходит в группу подростков, которая имеет такие же проблемы, там пробует наркотики, переживает кризис… А может быть, и думает о самоубийстве».

Потребители эмоций

Михаил Хасьминский, психолог православного кризисного центра при храме Воскресения Христова на Семеновской , считает, что современные подростки не имеют никакого представления о том, как реально выглядит смерть. Они ее романтизируют, видят что-то вроде спектакля -- гроб в цветах, все рыдают. Хасьминский вместе с судмедэкспертом Петром Розумным написали ряд статей на эту тему. Одна из них -- «Суицид без розовых очков», посвященная тому, как выгладит самоубийство на самом деле, -- пользуется у подростков большой популярностью и широко обсуждается в сети.

«С молодыми людьми, которые хотят покончить с собой, мы общаемся на форуме сайта “Победишь.ru” , с которым я сотрудничаю, -- говорит Хасьминский. -- Этот форум в некоторой степени сейчас стал заменой телефонам доверия. Часто первое, что делает современный подросток, когда собирается покончить с собой, -- идет в интернет. Подростки не догадываются, что на одно “удачное” самоубийство приходится от десяти до тридцати неудачных, после которых человек тяжело и мучительно умирает в больнице или становится инвалидом. Человек режет вены или вешается, его спасают, но от недостатка кислорода погибли важные клетки мозга. “Вышел” из окна десятого этажа, выжил, но остался на всю жизнь прикованным к кровати. Съел горсть разных таблеток, вообще результат непредсказуемый -- от язвы желудка до мучительной и долгой смерти. Выпил уксусную эссенцию -- после нескольких месяцев страшных мучений вышел из больницы с искусственным пищеводом, вшитым под кожу.

Самоповреждения у представителей субкультур -- что-то вроде обряда инициации у древних народов – “я настоящий эмо или гот, я даже вены резал”. Демонстрация суицидальных намерений и невыносимых страданий. Но разбитый череп выглядит неэстетично, а вены -- романтика! Такое вот искаженное представление о красоте. Руки у них действительно ужасные бывают».

Неформальные группы образуются вроде бы стихийно, но, по мнению Михаила Хасьминского, хорошо вписываются в систему общества потребления. «Их направляют взрослые, которые делают немалые деньги на молодежной моде -- книгах, фильмах, одежде, атрибутике, -- продолжает он. -- А бизнес заинтересован в потребителе. Эмо, в свою очередь потребители эмоций, от психотравмирующей реальности они уходят в искаженный собственный мир остро и некритично переживаемых эмоций. Но, добровольно ”отключив” логику, отказавшись от контроля над эмоциями, они уподобляются алкоголикам, у которых переход от любви к ненависти происходит моментально».

Умойся и приходи?

Почему неформалы не ищут ответы на свои неразрешимые вопросы о смысле жизни в вере? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: кто же их пустит в храм с пирсингом и крашеными волосами, в лучшем случае скажут: «Умойся, переоденься и приходи».

Но среди православных пастырей и психологов по этому вопросу нет единодушия. Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище Москвы, бывший хиппи, ведущий проповедь среди рокеров, субкультур не боится: «Люди, которые туда идут, чего-то ищут. Это гораздо лучше, чем если парень “ни холоден, ни горяч” и безропотно принимает ценности современного общества: заработать денег и побольше всего накупить, строить карьеру, продать себя подороже. А представители любой субкультуры в некотором роде романтики и идеалисты. В конечном итоге они ищут Бога».

А вот Михаил Хасьминский уверен, что говорить готам о Боге -- только раздражать их. «У них искаженное восприятие, они все видят криво и при этом уже “все о мире знают”, а если чего-то не знают сами, это знает кто-то из их тусовки, -- говорит он. -- Пока подросток уверен, что он -- центр вселенной, а его тусовка круче всех, он в храм не пойдет. Прийти в храм можно, лишь осознав себя частичкой мироздания. И поняв, что ты должен жить по определенному закону, трудиться, работать над собой. А это для многих неприемлемо. Эти люди придут к вере не скоро. Им нужен какой-то “лифт, чтобы “перепрыгнуть” в своем развитии несколько ступенек. Таким “лифтом” часто бывает серьезный кризис, тогда человек понимает, что в субкультуре нет ответа на вопросы, которые задает жизнь этим кризисом. И тогда он начинает искать и иногда даже находит».
Недавно на сайте Иркутской епархии была опубликована статья о готах, а потом, по ссылке, на форум пришли сами готы и начали дискуссию. В результате готы научились правильно обращаться к священнику, а православные узнали христианские имена готов. Одна православная участница форума написала: «Простите, если чье-то слово осудило вас... Мои друзья хотели просто помочь вам разобраться в ваших ошибках (наверное, все-таки забывая о сотворенных когда-то своих), но от чистого сердца. Если хотя бы один человек задумается над тем, что прочитал на этом форуме и, переступив порог храма, останется там, то мы говорили не зря... Не забывайте, что пройдет время и вырастете вы из своих увлечений и заблуждений, как из старой одежды… и тогда мы будем вас ждать».

Отец Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах, психолог: «Подростковый возраст -- это возраст естественного сумасшествия. С одной стороны, человек ищет независимости и индивидуальности, с другой -- он страшно хочет с кем-нибудь объединиться. И это противоречие заставляет его одновременно идти в обе стороны. Ему, конечно, очень нужно внимание родителей, а вместе с тем ему хочется их послать подальше и делать все по-своему. С одной стороны, ему нужна идея, с другой – он, как нигилист, отрицает все. Это кризис, колебанья на краю родительского гнезда -- и лететь уже пора, но еще страшно».

«Только поймешь, в чем фишка, научишься как-то обходить подводные камни жизни и вдруг замечаешь, что подросло племя молодое и совершенно незнакомое», -- жаловалась я подруге. Из дверей метро вывалилась компания подростков. Судя по одежде, были среди них и эмо, и готы. Эти «эмоготы» явно пытались шокировать прохожих, горланя песню. А вот песня была знакомая, старая -- «Группа крови» Виктора Цоя.

Как быть, если ваш ребенок эмо?


Вадим Гилод
: «Родители должны стать не только поставщиками материальных благ, но быть ребенку семьей! Той ячейкой общества, в которой он чувствует себя защищенным и любимым. Бороться с внешней атрибутикой бесполезно. Мы не имеем права не пустить в школу ребенка, пусть он хоть весь в зелень выкрашен. Знаете, почему запретили выгонять детей с уроков? Потому что он выйдет за школьную ограду, а там его встретят и скажут: “Ты классный парень! В школе все -- идиоты, а мы тебя поймем”. И потом его из этой группы вытащить очень тяжело. Наша задача -- поддержка, понимание, воспитание, создание среды».

Михаил Хасьминский : «Чтобы вывести ребенка “из темного леса”, надо понять эту субкультуру, разобраться, в чем ее деструктивность. Разговаривать с человеком о том, что он делает не так, можно, только четко ориентируясь в его “культуре”. О своей идеологии подростки охотно говорят. Надо выяснить, что подросток думает по тому или иному поводу, и пытаться поменять его ложные ценности. Но спокойно, доброжелательно, с любовью. Без ругани и угроз».

Толпа людей, спешащих в час пик по улице твоего города,
совершенно не удивляет тебя. Все одинаково озабочены своими проблемами, все
приблизительно одинаково одеты… Словно черно-белое кино проходит перед твоими
глазами. И вдруг… взгляд буквально невозможно оторвать от этого подростка.
Черная одежда, длинная косая челка, шахматная арафатка, розовые кеды, белое
лицо, изображающее полное равнодушие. Почему он так выглядит? Как его
«вытащить» из неформальной организации?

Если Вы
впервые столкнулись с этой проблемой – эта статья на страницах для
Вас.

Неформальные организации существуют во всех странах мира.
Они различаются атрибутикой, мировоззрением, взаимоотношениями ее
представителей. Прежде,
чем вступать в конфликт со своим ребенком
, выясните:

· в
какой именно организации состоит Ваш ребенок

· как
он туда попал

· как
давно он является представителем субкультуры

· какие
деяния подросток считает самыми важными для представителя данного движения

Расспрашивайте ребенка ненавязчиво, без агрессии. Если в
результате опроса окажется, что он попал в эту организацию не по своей воле и
пребывание там не приносит ничего хорошего, но подросток не может
самостоятельно справиться с ситуацией – примите все меры (вплоть до обращения в
милицию) для того, чтобы «вырвать» его из этой среды.

Если оказалось, что ребенку все там
нравится, но Вы
узнали о неправомерных

точки зрения закона или нравственности) свершениях срочно :

· попробуйте
спокойно убедить подростка в недопустимости таких поступков

· обратитесь
к психологу: он Вам поможет построить беседу так, чтобы Ваши старания не
пропали даром

· поговорите
с родителями других неформалов – возможно, сплотившись, Вы добьетесь хорошего
результата

· смените
обстановку: например, устройте совместное путешествие, которое сможет отвлечь
подростка от его увлечения

· привлеките
грамотного работника милиции – он сможет привести массу примеров губительного
влияния неформальных организаций

Помните : главное – добиться того, чтобы ребенок переключил свое внимание на
что-то другое (занятия спортом, музыкой, туризмом, в конце концов – любовь).

Однако нужно учитывать, что настоящих «ревностных»
представителей субкультур очень мало. Большинство ребят идут в неформалы из
любопытства, их привлекает образ, который как бы протестует против всего
общества. Но через некоторое время им надоедает однообразие поступков или
постоянное мрачное настроение, или пугает агрессивность «коллег», и они
самостоятельно покидают эти организации. Если Вы поняли, что ваше чадо просто
«играет» в неформалов, не напирайте сильно, после откровенного разговора,
скорее всего, ребенок сам сделает правильный вывод.

Как определить к какой неформальной организации
относится Ваш ребенок?

Готы.

Готическая
субкультура, пожалуй, самая загадочная из всех известных в настоящее время.
Свое начало берет из глубокого средневековья. Готам свойственно мрачное
отношение к жизни, они знают, что настоящая жизнь – после смерти. Представители
этой организации, как правило, высокоинтеллектуальные люди, увлекающиеся мистикой.
В начале 20 века разделяли их взгляды (но не были представителями) такие
великие поэты как Федор Сологуб, Константин Бальмонт. Для гота смерть – это
освобождение от пошлости окружающего мира.

Я умереть хочу весной

С возвратом радостного мая,

Когда весь мир передо мной

Воскреснет вновь, благоухая.

На все, что в жизни я люблю,

Взглянув тогда с улыбкой ясной, -

Я смерть свою благословлю –

И назову ее прекрасной.

М. Лохвицкая.

Определить
принадлежность ребенка к отряду готов можно по внешнему виду: бледное, а часто
преднамеренно забеленное лицо, длинные черные волосы, кожаные брюки или длинные
юбки. Блузки и плащи в стиле средневековья. Чулки, гольфы, высокие ботфорты,
безусловно, черного цвета.

Эмо.

Их
достаточно часто путают с готами, однако, это совершенно самостоятельная
субкультура. Эмо весьма ранимы и впечатлительны. Они часто грустят и видят
много несправедливости в этом мире. Часто пишут стихи и песни. Подвержены
нападениям со стороны нацистов и других агрессивно настроенных группировок,
поэтому часто ходят группами.

Внешний
вид их – сочетание черного и розового. Волосы, выкрашенные в черный цвет,
длинная косая челка, контрастная прядь розового цвета. Девочки часто носят
бантики или ободки. Арафатка часто украшает шею мальчиков. В одежде придерживаются
черного, но любят розовые аксессуары, значки, сумки через плечо, ремни с
большими пряжками. Девочки часто носят поверх джинсов или коротких штанишек
пышные («балетные») юбки. Окружающие отмечают, что девочкам данный имидж очень
к лицу, а вот мальчики в таком виде выглядят более субтильными, болезненными.

Хиппи.

Эта
субкультура сейчас достаточно малочисленна. Когда-то самыми яркими
представителями хиппи были «Биттлз». Однако «дети цветов» - второе название данной неформальной организации – и сегодня встречаются среди нас. Любят свободу передвижений, песни под
гитару и жизнь на природе. Второе рождение получили после того, как все больше
людей стали тяготиться городской жизнью. Выезд на постоянное жилье в деревню
(без всяких условий проживания), ведение натурального хозяйства – новые веяния
в среде хиппи.

Внешне это
молодые люди в широких штанах и длинных юбках цвета хаки, рубашках в народном
стиле. На голове – длинные волосы, иногда дреды. Девушки часто носят открытые
босоножки или туфли на высокой платформе, парни же ходят босиком. Любят яркие
автомобили с открытым верхом – символы свободы и скорости.

Кроме
перечисленных неформальных организаций, существует еще масса других. Однако
сразу обо всем не расскажешь. Поэтому в следующих статьях данного цикла на читайте
подробнее о том,
как определить, к какой субкультуре относится Ваш ребенок
.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.