Йоль - зимнее солнцестояние. Праздник Йоль — языческое Рождество в день зимнего солнцестояния

21-ого декабря в 13:44 по Московскому времени Солнце максимально опустится в южное полушарие неба, то есть двигаясь по эклиптике, достигнет ее наименьшего склонения – 23 градуса 26,457 минут (в созвездии Стрельца) и наступит астрономическая зима.

Йоль это праздник зимнего солнцестояния. Дата его празднования – или 13 дней (и ночей) с кануна зимнего солнцестояния (Г. Бедненко “Праздники и ритуалы”, “Йоль”), или все эти 13 ночей со дня зимнего солнцестояния (21- 22 декабря). Есть еще мнение, что Йоль празднуется 3 дня до даты солнцестояния и три дня после. Раньше этот день праздновался 6 – 9 января как праздник середины северной зимы. Получается, что празднование Йоля более-менее совпадает и с Рождеством и со святочной неделей в христианстве. Впрочем, общеизвестно, что христианский календарь праздников в значительной части совмещается с языческими празднованиями. Более того, время рождения многих мифических героев и богов, таких как Эдип, Тезей, Геркулес, Персей, Язон, Аполлон, Митра (персидский бог солнца, которому поклонялись и в Риме), Осирис, совпадают по времени, в середине – конце декабря в Риме проходили Сатурналии – праздники Непобедимого Солнца (Sol Invictus). Рождение Короля Артура приходится примерно на то же время. В северном полушарии и в частности, в скандинавских странах, (в скандинавской традиции Йоль посвящен Фрейру и Фрее) Йоль также праздновали задолго до прихода христианства. О праздновании Йоля, например, упоминания имеются (например, в истории Хакона Харекксона, саге об Эгиле, саге о Греттире), но не особо много сказано о том, как именно он праздновался. Упоминаются обильные возлияния и подарки (ничего не напоминает?). Говорится, что это один из крупнейших праздников. Если говорить о славянских праздниках – сразу вспоминаются святки, которые также праздновались с конца декабря до начала января с гаданиями, застольями, колядками и прочими не совсем христианскими атрибутами. Во многих языческих культурах считалось, что зимнее солнцестояние с самой длинной ночью и самым коротким днем году это день рождения молодого бога. (Вообще, что интересно – рожать женщины зачастую начинают как раз ночью – около полуночи, или в час – два ночи, а рождается ребенок уже утром или днем).

Само название Йоля (Yule) происходит от скандинавского “iul” и “hjol”, кельтского “hweol” и означает, кажется, “колесо”, праздник Йоля отмечает очередной поворот колеса года, возвращение силы. Есть и другие версии названия, связывающие праздник и с Одином и одним из его имен – Йольмир, и даже с Юлием Цезарем.

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, – брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» – это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь – ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) – то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).
Следующий день считался «днем судьбы» – все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова – те, что сказаны в эту ночь.

Йоль – праздник Долгой Ночи, это время самой длинной ночи в году и самого короткого дня (в наших широтах день длится меньше семи часов), но начиная с Йоля продолжительность дня увеличивается, и свет понемногу начинает преобладать над тьмой. Он относится к праздникам равновесия, это одна из четырех основных астрономически вычисляемых точек годового колеса. Праздник Йоль – преимущественно германо-скандинавский, по крайней мере именно там он праздновался регулярно и с большим размахом. В некоторых областях Норвегии во время этих празднеств солнце действительно переставало подниматься над горизонтом, и вновь появлялось примерно через 12 дней – период «подземного солнца» носил название Йольтайд, и завершался двенадцатой, йольской ночью. Поэтому и название Йоль как правило возводят к старонорвежскому hjul, «колесо», что, видимо, связано с тем, что в своем движении колесо пришло в нижнюю, самую темную точку года, но скоро оно в очередной раз повернется и снова начнется движение к свету. Впрочем, есть и второй вариант происхождения названия праздника: его возводят к староанглийскому слову Gūol, этимологически тесно связанному с современным английским yellow, «желтый» и английскому же gold, «золотой», и, одновременно, с индо-европейским корнем ghel – сиять. Позволю себе небольшое лирическое отступление и напомню финальную часть циклического мифа о боге и богине: на Самайн бог умирает и, открывая дверь между мирами, уходит в залы Арианрод, в чертоги мертвых. Богиня в дни Самайна делится на две ипостаси – молодая, плодородная ее часть идет за мужем в потусторонний мир, а на земле остается Мать Холодов – богиня-старуха, воплощение смерти и разрушения. В залах Арианрод «живая» часть богини соединяется со своим мужем, Королем Остролиста, и зачинает нового бога, будущего Короля Дуба. Это период безвременья, ожидания, это время перехода между закончившимся уже, по сути, старым солнечным годом и еще не начавшимся новым.
На Йоль приходит пора родов, – ночь, предшествующая дню солнцестояния называется Модранехт, – материнская ночь, ночь матерей или даже Мать Всех Ночей, – и богиня-старуха, Владычица Холодов, рождает молодого солнечного бога-младенца, олицетворяя принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса. В ту же ночь новорожденный Бог светлой части года начинает битву со старым королем, своим отцом, за право остаться в мире живых, и через дюжину дней и ночей побеждает его, а с его победой начинается светлая половина года.

По этим самым двенадцати дням и ночам после Йоля, пока идет битва между двумя королями, гадали о будущем (на двенадцать грядущих месяцев) – это как славянская, так и западно-европейская традиция. День, наступающий за Материнской ночью, считался «днем судьбы»: все, что было сделано и сказано в этот день до захода солнца, определяло события всего грядущего года. Двенадцатая ночь (собственно, тринадцатая, если учитывать Модранехт) считалась своеобразной кульминацией «гадательных дней» – и не было более верных снов, предсказаний, знамений, чем явленных в эту ночь. Двенадцатая ночь – время слов, и каждое слово, произнесенное в этот день, имеет особое значение. Считается, что произнесенные в двенадцатую ночь обет или клятва – нерушимы, а слова заклинаний и заговоров действуют как никогда эффективно.

В ритуалах этого дня (преимущественно в Западной Европе) особое место отводится вечнозеленым растениям (падуб-остролист, ель, пихта, сосна, можжевельник, омела, плющ), как символам вечной жизни и как частице лета в сердце зимы – их ветви приносят в дома, развешивают по стенам, сплетают в венки, чтобы сила растений, так сопротивляющихся зимнему умиранию, помогла пережить холода и вывела людей из безвременья двенадцати йольских дней.

На территории современной России почти не было обрядов, связанных с вечнозелеными растениями. Кое-где использовалась омела, но, к примеру, в других областях ее хоть и считали волшебным растением, но относились с большой опаской и в обрядности не использовали.

Зато обряды с ряжеными присутствуют фактически в любой традиции празднования зимнего солнцестояния, Великой Ночи. У скандинавов и русских Йоль частично принимал на себя функции, свойственные кельтскому Самайну – считалось, что пока рождается новое солнце, грань между мирами очень тонка, и в мир могут приходить самые разнообразные существа, в том числе и покойники, – как своего рода, так и чужие (о том, как ряжение связано с миром мертвых – см. статью Самайн). В частности с этим связана общеевропейская традиция не отказывать в эти дни в пище и приюте никому из стучащихся в дверь: мало ли, кто может зайти, пока длятся страшные вечера.

В Йоль часто проводятся аграрные обряды возвращения сбереженного людьми плодородия фруктовым деревьям – на ветви деревьев плодовых садов развешиваются пироги с начинкой из собранных с них же по осени плодов и совершается ритуальное возлияние вином (сидром). «Возвращение плодородия» полям проводится значительно позже. Кстати, украшение йольского деревца несет примерно то же значение: ветки живого и зеленого дерева украшаются выпечкой, ритуальными фигурками и шарами, символизирующими будущие плоды.

Часть обрядов связана с успешной обработкой овечьей шерсти: к началу йольских праздников шерсть должна быть сострижена (между Мабоном и Самайном), промыта положенное количество раз, вычесана и, как минимум, перепрядена. В Исландии есть поверье (довольно старое, но записанное только в XIX веке) про Йольского Кота, который ночами Йольтайда ходит по домам и проверяет, у всех ли есть шерстяные обновки – нерадивого хозяина, поленившегося обработать шерсть, Кот мог, в лучшем случае, лишить праздничного ужина, а в худшем – определить лодыря главным блюдом на свою праздничную трапезу. Примерно те же функции носил Йольский Козел финнов и норвежцев – тот тоже ходил по домам и проверял, все ли работы по дому сделаны, чисто ли в доме, приготовлены ли положенные кушанья. Для Йольского Козла даже оставляли специальные кушанья, чтоб добрей был: шанежки и варенье из морошки.
У славян во время Коляд ряженые женщины (или женщинами) тоже заходили в дома, и смотрели, допрядена ли кудель у хозяйки и сколько мотовил пряжи уже готово, в южно-русских областях эта функция отводилась ряженому Колядой.

На Йоль вообще хорошо идут обряды и магические действия, связанные с нитями: плетение, завязывание, обвязывание, наузничанье, ткачество, обряды, основанные на собственноручно сделанной вышивке, а кроме того – расплетание старого, развязывание ситуаций и им подобные.

Кроме того, на Йоль зажигается ритуальный костер (позднейшая традиция – сожжение Йольского полена, хотя неясно, использовалось ли йольское полено в ритуальных кострах, или просто заменило их), как символ исчезновения темной половины года в огне новорожденного солнца. Костры, теоретически, должны жечь весь Йольтайд – кстати, в Италии до сих пор сохранилась традиция поддерживать огонь от Сочельника до Крещения, это как раз 13 ночей. Золу от этих костров часто подмешивали в корм домашним животным, чтобы они оставались здоровы и плодовиты. Если горящее рождественское полено рассыпает искры, это считалось предсказанием богатого приплода скота в наступающем году, поэтому полено частенько били палкой, чтобы искр было побольше, и приговаривали: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!»

Огни носили и другое значение, не только очистительное – они помогали молодому солнцу окрепнуть после рождения, «кормили» его, добавляли ему сил.

В славянских странах тоже бытовала традиция йольского полена – оно называлось бадняк. Впрочем, бадняк мог быть не только поленом, но и корягой, пнем – хотя суть от этого не изменялась. Во времена христианизации на нем стали вырезать крест, что условно оправдывало языческий ритуал в христианский период, либо обливали полено маслом (вином, медом), подразумевая, что это кровь Христова. В принципе, в традиции йольского полена присутствует момент посланника-жертвы: тот же бадняк иногда считали одушевленным, его поили, кормили, украшали лентами, осыпали зернами из отложенной на сев части урожая, и сжигали в рождественском пламени – огне нового солнца – чтобы солнце дало свою силу и полям, и скоту, и людям, чтобы урожай был богат, животные здоровы, а люди – сильны. Помните детские стихи? «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится…» или «Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба». Но это преимущественно у восточных славян. К примеру у сербов бадняк – персонификация старого, прошлогоднего солнца, которое сжигают, чтобы ему на смену пришел Божич – молодой солнечный бог.

Есть несколько основных традиций выбора йольского полена, в зависимости от народности: либо оно должно быть найдено в самый день праздника (как правило выбирается сухое дерево, но не поваленное, стоячее – т.е. ни живое, ни мертвое), либо его заготавливают загодя и хранят в течение полугода-года до солнцеворота. Где-то берут поленья дикорастущих деревьев, где-то плодовых. Еще одно примечание – во всех традициях полено должно быть с неснятой корой.
На Руси на Зимний Солнцеворот жгли и спускали с горок «солнечные колеса» (тележные колеса, обмазанные смолой и подожженные), напутствуя их привести весну, лепили снежную бабу и разрушали ее снежками, устраивали кулачные бои и многие другие игры.

Брали в дом вишневые веточки из сада, и ставили в воду – по тому, как быстро появятся листочки, гадали об урожае вишен.

Кормили кур гречихой из правого рукава, чтобы раньше начинали нестись.

Йоль вообще празднуется весело и шумно, чем сильнее общее веселье, чем ярче и выше огонь ритуального костра, чем больше гомона – тем больше вероятность, что празднующие люди помогут отогнать все зло, которое может помешать рождению молодого Бога. Очень важно в эту ночь дождаться рассвета (уж особенно, если ночь была звездной, а утро – ясным) и поприветствовать новорожденное Солнце.
В то время, когда рождается новое, в Модранехт, все узлы должны быть развязаны, все путы сняты. Помните об этом, отмечая Йоль – те, кто празднует, должны быть легки и свободны от привязок и фиксаций, копившихся целый год. Для того, чтобы избавиться от них – есть время между Самайном и Йолем, а божественная Старуха поможет своим серпом.

Это один из самых продолжительных праздников в мировой истории длился 13 ночей, которые назывались "Ночи духов".

В древности верили, что в это время на землю сходят духи и божества, чтобы пообщаться с простыми смертными.

Это время священного праздника и общего пира, в которое все члены рода (клана) к вечеру Начальной Ночи на две недели собирались вместе, чтобы вновь встретить солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир.

© AFP / TT NEWS AGENCY / MATS ASTRAND

Языческий праздник проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. В настоящее время эта традиция почти утрачена.

История

Происхождение слова Йоль идет из глубины веков — существуют различные версии названия праздника. Одни уверяют, что название "Йоль" (Yule) происходит от скандинавского "iul" и "hjol", кельтского "hweol" и означает "колесо" — круговорот в природе, смену времен года.

Другие связывают праздник с одним из имен скандинавского бога Одина — Йольмир и с именем древнеримского Юлия Цезаря.

В северных краях праздник зимнего солнцестояния отмечается уже на протяжении тысячелетий. Древние скандинавы в этот период устраивали большие и веселые пиры, а, если верить древним сказаниям, то это было и время жертвоприношений.

В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года) и длился 13 ночей, которые называли "Ночи духов", что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten.

В течение этих ночей нет привычного течения времени, нет привычных границ, это время, когда вращается веретено богини Судьбы и вершится жребий богов.

Считалось, что в ночи праздника Йоль все миры сходятся в Мидгарде, на землю нисходят все боги и богини, с людьми беседуют тролли и эльфы, а мертвые выходят из Нижних Миров. Люди, которые общаются с Миром Иным, покидают свои тела и на время присоединяются к всадникам Дикой Охоты или становятся вервольфами или другими духами.

Самой главной ночью праздника считается самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали "костер Йоля" и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания.

Существовало поверье, согласно которому, в эту ночь нельзя оставаться одному, потому что одинокий человек окажется наедине с духами Иного Мира и мертвецами.

Заканчивается "Йоль" на "двенадцатую ночь" (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался "днем судьбы" — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года. То есть как у нас говорят: "Как новый год встретить, так его и проведешь".

Помимо общения, гуляний и пиров, в это время совершалось множество языческих религиозных обрядов, способствовавших сплочению рода, осознанию его как единого целого, обеспечению успешного будущего всему роду и каждому родичу.

С празднованием Йоля связано множество символов.

Символы

Одним из самых известных символов праздничных ночей, безусловно, является йольское дерево. Сейчас оно приходит в каждый дом как рождественская или новогодняя ель. В давние времена йольское дерево называли еще древом желаний. В дом приносилась срубленная елочка или сосна, иногда их просто выкапывали в лесу и сажали в своем дворе. Дерево украшали яркими фигурками.

Следует отметить, что праздничный наряд йольского дерева дошел до наших дней. Так, стеклянные шары символизируют желания человека, а фигурки рождественских ангелов заменили фей, которые, согласно преданиям, любили отдыхать на ветвях деревьев.

Сегодня, чтобы порадовать близких, многие кладут под елку подарки, даже не зная, что этот обычай пришел из глубокой древности. Кельты и германцы тоже оставляли небольшие подношения под йольским деревом, чтобы порадовать эльфов, а также принести своеобразную жертву предкам, покинувшим этот мир.

По окончании праздника с йольского дерева снимались украшения. Но само дерево никогда не выкидывали. Кусочек древа желания хранили целый год, чтобы сжечь его в общем очаге на следующую ночь зимнего солнцестояния, а ствол использовали как майский шест во время празднования Белтейна (1 мая).

Йольский венок — в ритуалах Йоля особое место отводится вечнозеленым растениям (падуб-остролист, ель, пихта, сосна, можжевельник, омела, плющ), как символам вечной жизни, и как частице лета в сердце зимы. Остролист и зимой украшен красными ягодами, а омела — белыми.

Их ветви приносят в дома, развешивают по стенам, сплетают в венки, чтобы сила растений, так сопротивляющихся зимнему умиранию, помогла пережить холода и вывела людей из безвременья йольских дней.

Еловый венок Йоля не случайно имеет форму круга — "колеса времени", символизирующего слияние конца года и его начала, смерть и обновление, цикличность времени, круговорот в природе.

На венок ставят четыре свечки, которые означают четыре поры года, четыре стороны света, четыре элемента, четыре недели лунного цикла перед празднованием зимнего солнцестояния. Венок устанавливают в том месте дома, который можно назвать его сердцем, возможно, это камин или еще что-то.

Свечи горят сначала по убыванию, зажигают сразу четыре, а потом по одной гасят в знак того, что солнце теряет свою силу. Затем, в ночь зимнего солнцестояния, вновь зажигают все четыре свечи.

Йольское полено — подготавливали заранее. Принесенное в дом полено перевивается алыми и зелеными лентами. Алые ленты символизируют женское жизненное начало. Зеленый цвет лент — символ торжества жизни. Из лесов в зеленом венке пожалует на празднество Король Дубовых Листьев.

Полено окропляют вином и маслом, кладут в камин, после чего мать семейства либо самая юная из девушек поджигает его лучиной, которая осталась от прошлогоднего йольского полена. Его тепло и свет защитят семью от несчастий и злых духов на протяжении всего следующего года.

Полено горело всю ночь, затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось.

Традиции

Начиная с этого дня в доме нельзя ничего делать, подметать и убирать, готовить и шить. К вечеру 20-го числа хозяйки обязаны закончить приготовления к празднику, убрать и украсить дом, а также наготовить множество блюд. Вся семья обязательно ходит в баню мыться, чтобы очистить свои тела перед таким важным событием.

За соблюдением традиций есть у Йоля и свои "надзиратели" — в Исландии таковым является Йольский кот, а в Финляндии и Норвегии — Йольский козел.

И хотя функции их несколько различаются, смысл остается все тем же: проследить, насколько тщательно и старательно хозяева готовятся к празднику, успели ли вовремя закончить все необходимые работы, не заленились ли.

Ночь накануне праздника, которая называлась "материнской", всегда начинается пышными и веселыми застольями. Это не случайно, считалось очень важным накрыть богатый и сытный стол, а также полакомиться досыта разными вкусностями.

Это было гарантией того, что весь год будет таким же сытным, богатым и прибыльным. Даже домашним животным давали пищи больше, чем тем требовалось или чем, давали обычно.

В целом же "Ночь матери" была началом очень противоречивого периода, когда духи из другого мира могли оказывать влияние на людей. Многие даже не покидали в течение 12 дней пределы дома, чтобы не оказаться под влиянием нечистой силы. По истечении 12 дней праздновали наступивший Новый год. А это значит, что начинался новый круг жизни и можно было опять заниматься повседневными делами и не думать о мире потустороннем.

По традиции в Йоль веселится стар и млад, особенно молодые парни и девушки.

В наши дни ответ самой длинной ночи — это зажигательная музыка, красочное шоу, безумные танцы и пляски и, конечно же, море пива.

В различных странах, в том числе и в России проводят музыкальные фестивали с участием фолк/рок музыкальных групп.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Накануне Нового года в календаре на декабрь появится еще один важный праздник, связанный со старинными традициями и поверьями. Зная, когда и как правильно отмечать Йоль, вы привлечете благополучие и счастье в свой дом.

Традиция празднования Йоля пришла к нам из почти забытых языческих времен. Этот праздник зародился в древних германских племенах, а сегодня его справляют приверженцы неоязычества. На Йоле Колесо Года завершает свой оборот, и начинается новый жизненный цикл.

Йоль считался праздником середины зимы и он, как и многие другие старые народные праздники, был привязан к временам года и к солнечному календарю. Люди верили, что когда наступали самые долгие ночи, Солнце умирало, чтобы возродиться вновь. Вместе с набирающим силы днем все слабее становилась зима, и поэтому Йоль справляли широко и торжественно.

Когда отмечать Йоль в 2018 году

Йоль приурочен ко , поэтому год от года дата празднования меняется. Так как в 2018 году самая длинная ночь будет с 21 на 22 декабря, первый день Йоля придется на 21 число. Затем его справляют еще 12 дней. В это время было принято соблюдать множество традиций и обрядов, призванных защитить дом от злых сил, начать новый виток жизненного цикла и поскорее привлечь весну.

Традиции Йоля: как правильно праздновать

В первую, самую важную ночь важно приманить в свой дом добрых духов и защититься от злых сил. Это делали с помощью главного символа праздника — йольского полена. Его приносили в дом на Йоль, украшали лентами, ветвями, гвоздикой и мукой и держали в камине все последующие 12 дней. Считалось, что истинной силой оно обладает, если получить его в подарок или добыть самому, но не купить.

Конечно, далеко не у всех сегодня в доме есть камин и возможность искать полено в свободное от работы время. Поэтому, справляя Йоль в наши дни, вы можете сделать декоративную композицию вроде той, что представлена на этом фото:

На Йоль принято зажигать йольские светильники (по форме напоминают башенку). Можно использовать и обычные свечи. Есть и другие : угощаться яблоками, украшать дом ветвями вечнозеленых деревьев (рождественский венок на католическое Рождество восходит именно к этим йольским поверьям), пить сидр в честь праздника и начинать день, зажигая свечу в каждой комнате.

Во время Йоля важно держать дом чистым и опрятным, быть щедрым и гостеприимным хозяином, накрывать вкусный и изобильный стол, носить опрятную и чистую одежду. По поверьям, призрак йольского кота, не боящийся ни огня, ни собак, мог прийти в любой дом и умять все угощение, если ему что-то не понравится. Кстати, после праздничного стола в меню следующим пунктом шли сами хозяева, так что шутить с этим существом не следовало.

На тринадцатую, последнюю ночь праздника, исполняются все клятвы и сбываются все слова. Можно принести судьбоносное обещание, а можно случайно наслать на человека проклятие. Недаром эта ночь называется ночью Судьбы.

Йоль — это время, когда между миром живых и миром духов становятся прозрачными границы, и потому это время таинственных обрядов и преображения мира. В наши дни Йоль — это, скорее, светлый праздник. Тому, кто правильно встретит и проведет Йоль, откроются многие двери, удастся . Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.12.2018 03:21

7 декабря отмечают православный праздник, посвященный святой Екатерине. В этот день соблюдают традиции, которые помогают...

Магический праздник «Йоль»

Йоль (в разных языках Yule, Joel или Yuil) - средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря. Изначально языческий, праздник стал традиционным, и проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. В настоящее время традиция почти утрачена.

Из всех празднеств «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также «Йоль» - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.

Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский «Йоль» отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии «Двенадцатая Ночь» («Кнутов день») приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать «Йоль» с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

Традиции

Йоль - Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.

Символика

Символика Йоля - йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень - традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.

Йоль - средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря.

Йоль корнями уходит в древнее язычество, в течение многовековой истории появилось множество дополнительных названий. Этот день, кроме как праздник Йоль, называют также празднеством Костров. На специальных площадках за городом и на его окраинах жители жгут огромные костры, в которых уничтожают вместе со старыми ненужными предметами, мусором все свои беды и несчастья. В новый год они входят по традиции обновленные. В празднике этом еще много интересного, ознакомимся подробнее.

Йоль - праздник зимнего солнцестояния

Слово "йоль" в ходу было у викингов, германцев, обозначает оно «колесо». зимнего солнцестояния очень схож своими традициями с нашими Святками и Рождеством. Многие интересуются вопросом о том, Йоль (праздник) какого числа в Исландии. Праздник отмечают в течение 13 дней. Дата его приходится с кануна зимнего солнцестояния 22 декабря. Захватывает он и христианское Рождество. Два этих праздника давно уже переплелись между собой, тем богаче традиции и ритуалы празднования. В Исландии Йолем называют праздник Рождества, которое отмечается на западе 25 декабря. Раньше Йоль был середины северной зимы, на второй план он отошел после крещения северных народов. Ритуалы и традиции перекочевали из одного праздника в другой, и в этом легко убедиться в Исландии. Люди ходят на церковные службы, поклоняются библейским персонажам, однако полностью верят в существование древних троллей и мистической силы, которая пробуждается в самую длинную ночь в праздник Йоль.

Исландия

Исландия - страна удивительная. Именно здесь рядом уживаются пламень вулканов и вечные ледники. Нормального лета в нашем понятии здесь не бывает, зато зима для этих широт очень теплая. В горячих источниках круглый год не прекращается купальный сезон. У жителей этой местности нет фамилий, в стране нет железных дорог. Зато именно в этих краях есть большая вероятность полюбоваться летом китами, а зимой - северным полярным сиянием.

А еще в этой стране, как нигде больше, сохраняются древнейшие традиции, которые более тысячи лет назад привезли сюда викинги. За чистоту борется все население, ведь он так схож с древнескандинавским. И это дает возможность даже читать без перевода средневековые саги. Такая вот удивительная страна. А с тех самых древних времен и несет свою историю Йоль - праздник в Исландии.

Фольклор

В традициях празднования обязательно присутствует елка, которая наряжается, как и у нас, различными украшениями, символизирующими достаток в доме. С «йолкой» все понятно, а вот другие фольклорные традиции весьма любопытны. Йоль - праздник середины зимы, и именно в это время людей поджидают самые разные опасности. Об этом рассказывают самые загадочные истории. Исходят опасности от мистических сил и троллей, главная из них - людоедка Грила. Великанша в эти дни спускается с ледяных гор, взяв с собой большой мешок. В него она собирает свое любимое лакомство - непослушных и ленивых деток. Церковь Исландии неодобрительно относилась к таким «страшилкам» в период Светлого Рождества и даже издавала запрещающие указы на этот счет. Но это не помешало дожить Гриле и ее троллям до наших дней. Домочадцы у Грилы очень любопытные, проживает она со своим третьим мужем-лентяем, которого зовут Леппалуди (что стало с первыми двумя, история умалчивает). Для людей Леппалуди не представляет опасности, он очень неповоротлив и ленив.

Йольские парни

Малосимпатичная супружеская пара имеет тринадцать сыновей, которых называют Йольскими парнями, или братцами. У викингов они считались страшными чудовищами, но со временем превратились в безобидных мелких воришек и проказников. Теперь же (прогресс налицо!) они соперничают с самим Санта-Клаусом. Последний так до сих пор и не стал популярным в Исландии. Идея добряка Санты, дарящего всем пришлась Йольским парням по душе, они подобрели. По образцу Санты они теперь носят белые бороды, могут надеть красные шубы, но чаще появляются в крестьянских костюмах. В каждом доме атрибутом исландского Рождества являются фигурки этих парней. По традиции у братцев сохранились смешные имена Колбасный Воришка, Горшколиз, Попрошайка и другие.

Йоль - праздник, дата которого приходится как раз на Рождество, празднуется тринадцать дней. В каждый из этих дней парни спускаются с гор. Исландские дети получают не один подарок, как другие от Санта-Клауса, а целых тринадцать - от каждого из Йольских парней. Можно только позавидовать. Конечно же, речь только о послушных детках, озорники могут обнаружить в своем сапожке гнилую свеклу или кусок угля.

Йольский кот

Самым колоритным персонажем праздника считается, конечно же, Йольский кот. Живет он в семействе Грилы в горах в ледяной пещере. Кот совсем не похож на наших домашних любимцев. Это огромное страшное чудовище с клыками и когтями отлавливает тех, кто остался без шерстяной обновки к празднику. Доверяя сказаниям, в лучшем случае человек лишится рождественского обеда, ну а в худшем кот утащит его детей, да и самого к себе в пещеру. Легенда эта возникла очень давно, когда осенью стригли овец и к зиме вся шерсть должна была быть обработана. Праздник Йоль приходится как раз на середину зимы. Хорошие труженики в это время уже имели новую шерстяную одежду, ну а лентяи попадали в лапы Йольского кота. Традиция дошла до наших дней. На Рождество, Йольские праздники обязательно принято дарить подарки из шерсти, будь то носки или просто варежки. Идея прекрасная, таким подаркам все рады в этой северной стране.

Ритуальные костры

Йоль - праздник, ритуалы которого жители Исландии чтут и в наши дни. К одному из них относится Йольский костер. Когда-то считалось, что костры отгоняют от жилища злых духов в темные ночи. Позже в огне стали сжигать все отслужившие вещи, символизируя прощание со старым и переход к новому. Теперь разведение костров - хороший повод повеселиться на берегу с песнями, танцами в хорошей компании друзей. Каждый может принести мелкий мусор и сжечь его, соблюдая старый ритуал, это значит, что в доме чисто, все готово к празднику.

В наше время популярнее стали фейерверки, которые тоже символизируют очищение от нечистой силы. Смотрятся они на фоне исландских пейзажей особенно красиво. Яркие огни костров и удивительных фейерверков делают северную ночь светлее. Можно в эти моменты не бояться злых троллей и прочих исландских чудовищ.

Приметы в день зимнего солнцестояния

Если верить приметам, то заключенные в праздник Йоль различные контракты, договоры будут самыми верными. В конце декабря, а именно в 20-х числах, в Исландии хорошая примета - устроиться на работу, хотя, казалось бы, дата не совсем удобная. Все предложения, которые преподносят в этот период, нужно принимать без сомнения, результаты оправдают ожидания. Любовные объяснения приведут к счастливому браку.

День, следующий за солнцестоянием, особо важен, он определяет, каким будет весь год. Нужно прислушиваться ко всему сказанному и происходящему вокруг. Знаете, такое есть гадание: задан вопрос, а потом ищите ответ в окружении - что говорится по телевизору или в толпе незнакомых вам людей. Например, выиграли вы лотерею в этот день, не задумываясь нужно нести выигрыш на биржу, повезет снова. Но это, конечно, из области чудес. А вот если вы задумались о своих отношениях со второй половинкой и вдруг в трамвае увидели милую пару старичков. Как думаете, на что в этом случае намекают кельтские духи?

Гадания на праздник Йоль

Чтобы испытать судьбу, многие гадают В ночь эту с древности плели косички из разнообразных цветных нитей и перед сном клали свое творение под подушку. Сон должен прийти вещий и магический.

У кого была неразрешимая, трудная проблема, брал спутанную пряжу и разматывал ее. Ловкость пальцев играла большую роль, от нее зависело, как скоро распутается клубок проблем.

Девушки к этой ночи подготавливали два разных полена: одно ровное, другое кривое с сучками. Бросали их в костер. Если первым загоралось сучковатое, то будущее не предвещало ничего хорошего, не стоило выходить в этом году замуж. Если ровное полено загоралось ярко, то предстояло девушке встретить хорошего парня, который и станет заботливым мужем.

Большое значение люди предавали снам в эти тринадцать ночей, каждый из них мог предвещать события жизни.

Действующий заговор

Заговор и гадание на праздник Йоль имеют огромную мистическую силу, поэтому многие прибегают к ним и в нашем современном мире. До сих пор многие делают амулет и произносят заговор, чтобы привлечь деньги. Для его изготовления требуется девять монет, шесть зеленых свечей, медный поднос (или любой блестящий), кусок зеленого шелка и сухой базилик. На подносе нужно создать из свечей круг, на его середину выложить монетки, зажечь свечи и произнести заговор: «С этим днем у меня прибывает, проливается золотым дождем на мои деньги. Придет солнечный свет и придет ко мне богатство!». Свечи нужно сдвинуть между собой так близко, чтобы воск стекал на монетки. Пусть свечи сгорят до конца. После того как воск затвердеет, вырежьте его с подноса вместе с монетами и посыпьте все это сухим базиликом. Амулет нужно оставить в таком месте, чтобы на него днем падал свет. Пролежать он там должен день и ночь. После этого заверните все в шелковый лоскуток и спрячьте в тайник, где храните документы. Многие верят этому ритуалу, и, пожалуй, такой шелковый лоскутик найдется во многих тайниках исландцев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.