Праздничные наряды женщин русского севера

Является одним из самых популярных в России. Его появление тесно связано с борьбой женщин за равные права. Вплоть до недавнего времени женщины получали более низкую заработную плату и трудились в худших условиях. Их не принимали на ряд работ и лишали права голоса на выборах. В конце 19 века женщины устраивали ряд митингов, посвященных борьбе за равные права. Особенно в этом усердствовали члены социал-демократической партии. 8 1908 года было отмечено митингом женского социал-демократического отделения Нью-Йорка в главе с Кларой Цеткин и Розой Люксемург. Митинг отличался масштабностью и дерзкими для того времени лозунгами. Позже эта дата стала женским праздником не только среди социалистов, но и у широких народных масс. Со временем историческое забылось.

Хотя 8 марта является международным праздником, он широко отмечается только на территории России и стран бывшего СНГ.

День Матери

В России этот праздник популярен не так, как в США и Канаде. Он отмечается в последнее воскресенье ноября. Впервые в СНГ такой праздник был проведен в одной из школ Баку, а его учредителем стала учительница русского языка и литературы Эльмира Гусейнова. Это событие случилось в 1988 году. Новость о необычном празднике и сценарий его проведения были опубликованы в нескольких газетах. Многие школы по всему СССР также провели такие мероприятия. В 1998 году президент России Б. Ельцин подписал официальный указ об установлении Дня матери. В этот праздник поздравляют не только уже состоявшихся матерей, но и беременных женщин.
Празднование дня, посвященного матери, уходит корнями в период матриархата. В те времена устраивались религиозные мистерии, посвященные главной богине.

Международный день медицинской сестры

Незаменимые помощницы врачей имеют свой собственный праздник, который отмечается 12 мая. Этот день совпадает с датой рождения Флоренс Найнтингейл, основательнице службы сестер милосердия. Первоначально сестры милосердия были только представительницами особой монашеской общины, проповедовавшей помощь ближнему. Но Найнтингейл превратила эту миссию в нечто другое, создав подобие современных медсестер. Сестры милосердия стали уделять больше внимания медицинским знаниям, а вскоре превратились в полноценных врачебных помощников. Сама Флоренс оказала очень большое влияние на больничную службу армии. Современный День медсестры отмечается традиционными конгрессами и лекциями в области сестринской деятельности.

Жизнь женщины, стремящейся быть в центре культурных и светских событий, обязывает её регулярно посещать торжественные приёмы.

Это могут быть: театры, выставки, вернисажи, светские рауты, дорогие рестораны и даже балы. Поэтому в её гардеробе должны быть соответствующие туалеты.

Существует регламент, предписывающий определённый стиль одежды для каждого вида праздничных мероприятий. Врядли вы наденете на светский прием. Об этом и пойдет речь в данной статье.

1001 вариант на страже вашей неотразимости

Платья, предназначенные для торжественных выходов в свет, могут быть :

  • бальными;
  • вечерними;
  • коктейльными.

Бальные – предназначенные для изысканной роскоши бальных залов , они шьются из дорогих материй и украшаются массой декоративных элементов. Чаще всего бальные туалеты совмещают тяжёлую массивную юбку и элегантный верх, оставляющий открытыми плечи или спину облачённой в них женщины.

Увидеть и узнать все о самых актуальных фасонах бальных платьев на выпускной можно .

Роскошные бальные платья требуют соответствующих украшений: изделия из золота и платины с драгоценными камнями и бриллиантами органично дополнят праздничный образ.

Фото бального платья с богатым переливом органзы и оригинальной отделкой лифа

Вечерние – данный тип платьев будет уместен на официальных приёмах или полуофициальных мероприятиях, назначенных на вечернее время (после 19:00). Ткань вечерних платьев должна быть дорогой, а крой – строгим и классическим. К выбору следует подойти особенно серьезно.

Силуэты вечерних платьев могут быть А-образными, приталенными и полуприталенными. Весьма элегантны греческие платья и туалеты в стиле ампир. Длина вечерних туалетов чаще всего бывает в пол, хотя в последнее время нередко встречаются и экстравагантно-короткие наряды. Этого же типа могут быть и .

С ними вполне совместима качественная бижутерия от солидных производителей. Чтобы подчеркнуть красоту украшений, вечерние туалеты чаще всего шьются без рукавов и снабжаются глубокими вырезами.

Вечерние платья часто декорируются роскошной ручной вышивкой. В случае использования очень дорогой ткани отделка может отсутствовать.

Графитовый цвет отличная альтернатива банальному черному варианту

Именно он ввел этот термин в обиход в сороковых годах прошлого столетия. Отличительной особенностью коктейльного платья является отсутствие воротничка и рукавов. (немного выше колен или достигающая их середины) позволяет женщине танцевать и чувствовать себя вполне комфортно.

В то же самое время изысканность кроя, богатство декора и дороговизна используемой материи (шифона, бархата, атласа, натурального шёлка) делают коктейльные наряды уместными на светских раутах и вечеринках самого высокого уровня. Подобный фасон вполне можно использовать в качестве или .

Будучи менее официальными, нежели вечерние платья, коктейльный вариант подойдет для романтического свидания в обстановке дорогого ресторана.

Время коктейля дарит возможность продемонстрировать стройные ножки

Как сделать правильный выбор

Современные правила, определяющие выбор наряда для торжественного вечера, не отличаются особой строгостью. Исключением являются лишь наиболее статусные светские церемонии, в пригласительных билетах на которые обязательно прописывается требуемый дресс-код.

Эталоном элегантности всегда считались туалеты длиной в пол.

Торжественные платья на свадьбу

Главный принцип, регламентирующий выбор , гласит: гостья ни в чём не должна затмевать невесту, поскольку не она является центральной фигурой праздника. Именно поэтому не рекомендуется облачаться в туалет белого цвета.

Вечерняя сумочка, часто дублирующая цвет платья и туфель, непременно должна быть маленькой и выполненной либо из шёлка, либо из тех же материалов, что и туфельки. Уместными будут дорогие, но не чересчур крупные украшения с драгоценными камнями и строгие причёски из красиво уложенных волос.

Наряд в пол с баской

Готовимся к открытию театрального сезона

По традиции публика, пришедшая на концерт или спектакль, одевается достаточно сдержанно и строго. Экстравагантные, кричаще окрашенные модели платьев здесь совершенно неуместны. В большей степени это касается посещения оперных спектаклей и вечеров классической музыки.

Поход в оперетту или на концерт современной эстрады не требует от зрителей столь строгого дресс-кода, однако и здесь недопустимы пёстрые туалеты из дешёвых тканей. Одежда для театра чаще всего выполняется из шерсти, чёрного бархата или плотного тёмного шёлка.

Наиболее подходящим и востребованным фасоном театрального убора является платье с жакетом или нарядный комплект из двух частей.

Поскольку открытие театрального сезона (так же как и премьера спектакля) является очень важным событием в жизни каждого театра, то и вечерние туалеты зрителей должны быть более торжественными и нарядными.

По этому поводу можно облачиться в достаточно открытое вечернее платье из светлого плотного шёлка с гладкой фактурой. Набивные ткани в театре неуместны. Допустим выбор в пол без отделки под золото.

Роскошная красная модель

Сложность выбора вечернего туалета для посещения престижного ресторана состоит в отсутствии чётких критериев, относящих тот или иной наряд к категории вечерних.

Чаще всего дамы останавливают свой выбор на проверенной классике – маленьком чёрном платье либо элегантном вечернем туалете. Это же может стать решением при выборе .

Степень роскоши наряда должна зависеть от статуса самого мероприятия и класса выбранного ресторана. Если предполагается вечеринка в кругу близких друзей, можно надеть коктейльное платьице с оригинальной бижутерией.

Столь же уместен этот выбор для посещения модного кафе с экстравагантной кухней и массой посетителей.

Если же речь идёт о действительно дорогом и статусном заведении, то классическое вечернее платье в пол в сочетании с изысканными бриллиантовыми подвесками будет как нельзя кстати. Его цвет должен быть не кричащим, а сдержанным.

Отличный вариант для посещения театра

Открытие выставки

Светская жизнь немыслима без посещения художественных выставок, знакомящих публику с творчеством как общепризнанных, так и молодых художников, скульпторов или фотографов.

На открытие этих выставок следует облачиться в достаточно скромный и закрытый костюм тёмной расцветки или закрытое платье-футляр. Можно выбрать . Юбка такого наряда должна быть или узкой, или слегка расклешённой.

Посетительницы вернисажа могут присутствовать на нём в элегантной шляпке и тонких перчатках. Разумеется, эти аксессуары должны гармонировать с нарядом. Их наличие призвано подчеркнуть кратковременность присутствия дамы на этом мероприятии.

Если открытие выставки происходит в дневное время, вполне допустимо присутствие на нём в изысканном коктейльном платье, которое более демократично и не так официально, как вечерний наряд.

Отличный выбор на открытие выставки, которое намечено на время до 19:00

Не забываем про самое главное

Чтобы правильно подобрать фасон торжественного платья и выглядеть по-королевски на любом светском приёме, необходимо знать свой тип фигуры и цветотип внешности.

Учёт особенностей телосложения поможет скрыть их недостатки и выгодно подчеркнуть достоинства, а знание своего цветотипа позволит избежать ошибок при выборе подходящего цвета одежды.

Тип фигуры

  1. Женщины, чьи фигуры напоминают прямоугольник , отличаются пропорциональностью плеч и бёдер, но нечётко выраженной талией. Для коррекции такой фигуры необходимо выбирать платья на основе корсета, а также наряды с геометрическими принтами, как бы дорисовывающими талию и визуально делающими её более тонкой.
  2. Счастливым обладательницам фигур, напоминающих песочные часы и имеющих чётко выраженную талию и примерно одинаковые пропорции груди и бедер, подойдут любые фасоны торжественных туалетов. Единственной рекомендацией является необходимость делать акцент на тонкой талии.
  3. Женщинам, обладающим фигурой типа «яблоко» следует выбирать многослойные туалеты, платья прямого кроя и модели с расклешённой юбкой. Отлично скроют все недостатки фигуры платья-футляры и модели на корсете. Вырезы на их одежде должны быть V-образными.
  4. Спортивным дамам , отличающейся широкими плечами и узкими бедрами, следует выбирать модели с облегающим верхом и пышным низом (юбкой в складку, плиссе или тюльпан). Придать дополнительный объём бёдрам могут рюши, банты, оборки и драпировки в нижней части платья.
  5. Леди, имеющим телосложение, напоминающее грушу “показаны” туалеты либо прямого кроя, либо чуть расклешённых книзу. Недостающий объём в области груди можно сгладить активным использованием драпировок, страз, вышивок и кружев в декорировании лифа.

Универсальна модель для светских мероприятий разного уровня

Цветотип

  • Женщинам, относящимся к цветотипу зима , подходят оттенки ярких, холодных и свежих тонов.
  • “Лето” хорошо совместимо со светлыми пастельными оттенками в мягких сочетаниях.
  • Туалеты весеннего цветотипа должны быть выдержаны в тёплой цветовой гамме.
  • Расцветка нарядов “осени” должна быть густой и насыщенной.

Видео

Данное видео расскажет Вам как выбрать шикарное вечернее платье на торжество.


Торжественный вечер – важное мероприятие, требующее серьёзного подхода к выбору подходящего туалета, поскольку именно с его помощью женщина может подчеркнуть свою индивидуальность и будет чувствовать себя уверенно на церемонии любого ранга.

Коллекция народной одежды в Государственном Русском музее - одна из крупнейших в России. Она включает более пяти тысяч произведений и представляет женский народный костюм как явление крестьянской жизни, яркий пласт городской и посадской культуры, уникальный феномен отечественной художественной культуры. В народном костюме важную роль играют также местные художественные и ремесленные традиции, которые формируют неповторимый облик одежды каждой местности.

Представленные костюмы принадлежали жительницам Европейской России - от Крайнего Севера до Курска и Воронежа, от Смоленска до Пермского края. В большинстве своем это одежда женская и девичья. Костюмы зажиточных горожанок или купчих - сарафаны, душегреи, шугаи - сшиты из дорогих тканей - парчи, штофа, шелка, и украшены золотным кружевом и широким позументом, а также филигранными пуговицами.

Крестьянские костюмы ХIХ - начала ХХ в. выполнены преимущественно из тканей домашнего изготовления, однако и в этой среде получили распространение фабричные ткани. Именно в крестьянской среде сохранился наиболее древний пласт славянского костюма - распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха и т.д.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата. Крой сарафана: три прямых полотнища, соединенных на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья - по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.
Слева: женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок. Справа: сарафан, конец XVIII века. Сарафан - от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».
Фата. XVIII век.
Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Слева: венец, поднизь, душегрея, сарафан. Справа: рубаха, сарафан, повязка, фата.
Cлева: женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата. Канаватное покрывало или канаватная фата - по названию сирийского города Канават, где производился шелк - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канаватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь. Справа: женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокошник.
Женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек.
Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века Шугай, юбка, кокошник, платок.
Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века Сарафан, шугай, платок. У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Слева: повязка, рубаха, душегрея, ожерелье. Справа: повязка, сарафан.
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок. Шугай - верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи. Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей - шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния.
Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния Сарафан, платок, лестовка. Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом - «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.
В старообрядческом селе Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством и обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников. Слева: девичий старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, передник-запон, пояс, «борода», головной убор - «ленка» (лента), вязаные сапоги. Справа: женский старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение «витейка».
«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».
«Мышка» (оплечье рубахи)
На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура. Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния. «Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки.
Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль. Праздничная одежда жительниц Севера - шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII - первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок. В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.
Слева: свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор - повязка, свадебный убор «венец», ширинка - платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан. Справа: костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы - два шелковых платка, повязка, шаль.
Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор - сборник.
Слева: девичий костюм. ХIХ век. Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. Справа: женский праздничный костюм. 1924. Деревня Павловичи. Брянский уезд, Орловская губерния.
Слева: рубаха - «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния. Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом называлась подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу. Справа: рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния. На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом - «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.
Слева: рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния. Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий - «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так, чтобы были видны узоры на рубахе. Справа: рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния.
В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы». Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.
В Торжке обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.
В Торжке в 1848 г. вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц.
Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России.
В Казанской губернии женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна - мягкой, тонко выделанной кожи.
В Казанской губернии приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.
Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. Бархатные, шитые золотом туфли носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Ещё
Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Русский музей представляет...

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской моде. Ещё , в т.ч.


Но однажды, во время Отечественной войны, Голицына, которая «пиковая дама», в знак протеста явилась на бал наряженной в русское народное платье. Говорят, это произвело фурор. К сожалению, никто точно не описал, во что конкретно была наряжена «усатая графиня». Сарафан, душегрея, шугай? Из парчи, штофа или шелка? На голове кокошник или, может быть, сорока? Весной этого года в корпусе Бенуа проходила выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» . Представлено было около 400 предметов одежды и украшений, составляющих 50 костюмов зажиточных горожанок и купчих. Таким образом можно было увидеть костюмы, вдохновившие Наталью Петровну на создание её бального платья.

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан

Сарафан. Конец XVIII века

Сарафан – от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка, фата.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата

Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.


5.


6.


Фата. XVIII век

Фата. XVIII век

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата

Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города Канават, где производился шелк, - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек

Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.


11.


12.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай, юбка, кокошник, платок


13.


14.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:


15.


16.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.

В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, сарафан, душегрея

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка

Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.


36.


37.


В старообрядческом селе Чернуха Аразамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством м обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Замечу также, что все православные карелки тоже носили головной убор «сорока».

«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».

«Мышка» (оплечье рубахи)

Девичий старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, пердник-запон, пояс, «борода», головной убор – «ленка» (лента), вязаные сапоги.

Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы» . Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.

Бархатные, шитые золотом туфли и вязаные из цветной шерсти сапожки и полуботинки на кожаной или войлочной подошве носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки

На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.


46.


47.


Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль

Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.


48.


49.


Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.


50.


51.


Костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы – два шелковых платка, повязка, шаль

«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на «метище» - гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На «метище» выбирали невесту, приглядывали жениха… «Украшением этих праздников были девушки-«повязочницы» - так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться, роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались «аловицы».

Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор – повязка, свадебный убор «венец», ширинка – платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан

Один из торжественных моментов пинежской свадьбы – обряд «смотренья», когда невесту, «разубранную и сияющую, как жар птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин – свадебниц – поддерживала это великолепное сооружение.

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение


54.


55.


Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник


56.


57.


Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния

Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния

Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе.

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния

На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом – «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.

Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния

Так уж сложилось, что некоторые выходные дни в нашей стране принято делить не только на государственные или религиозные, но и на мужские и женские праздники.

Как относиться к данному факту - выбор каждого, тем не менее, несмотря ни на что, он имеет место быть. Согласитесь, мы не можем не поздравлять наших дорогих дедушек, мужей, сыновей и внуков 23 февраля, а вот 8 марта - женский праздник, когда подарки и цветы преподносятся уже прекрасной половине человечества.

Хотите поразить окружающих дам своей эрудицией или удивить оригинальностью подарка в день, в целом считающийся самым обычным в нашей стране? Тогда ознакомьтесь с материалами данной статьи.

Мы хотим, чтобы читатель узнал, что Международный женский праздник можно отмечать далеко не один раз в год. Почему? Все дело в том, что при желании стоит сделать сюрприз дочери в японский День девочек, поздравить бабушку вместе с британцами или подарить скромный букетик женщине у прилавка по определенному, на сей раз гвинейскому, календарю торжественных событий. Ну, как говорится, был бы повод.

Раздел 1. Женские праздники планеты. Общая информация

На сегодняшний день известно, что почти во всех странах мира есть хотя бы один специальный день в году, посвященный только женщинам, т.е. нашим обожаемым бабушкам, мамам, тетям, сестричкам и доченькам. Этот факт не может не радовать. Хотя, конечно же, каждый из этих дней имеет собственные традиции и отмечается независимо от других ему подобных.

В нашей стране главный женский праздник - это, конечно же, 8 марта. Хотя, к сожалению, далеко не всем известно о том, что отмечается он не только в нашем государстве, да и историю его возникновения теперь вспомнит разве что самый начитанный россиянин.

Раздел 2. Восьмое марта - неизменный женский праздник

Углубившись в историю, узнаем, что изначально эта праздничная дата была учреждена для утверждения некого равенства между женщинами и мужчинами. Однако с течением времени менялись люди, устои и традиции, а значит, и неудивительно, что и женский приобрел новые окраски и значения. Сейчас в самом начале весны мы отмечаем не только приход самого прекрасного времени года, но и праздник внимания и нежности к женщине, ее красоте и душевной мудрости.

А исторически дело было так. На 2-й Международной конференции женщин, работающих в разных отраслях как промышленности, так и науки, в 1910 г. Клара Цеткин, один из лидеров германских социал-демократов, предложила отмечать во всех странах один и тот же повод, а именно женский день, праздник 8 марта.

Существует мнение, что предпосылкой стал некий "Марш пустых кастрюль", устроенный нью-йоркскими текстильщицами в 1857 г. именно в этот день.

ООН же официально установила праздник только в 1975 г.

С тех самых пор 8 марта (Международный Женский праздник) навсегда стало датой всех представительниц прекрасной половины человечества, олицетворяющей собой десятилетия борьбы женщин за равенство, развитие, справедливость и мир.

Раздел 3. Праздник девочек в Японии

В Стране восходящего солнца женский день - праздник, который припадает на третье число третьего месяца.

И этот выбор далеко не случаен, ведь именно тогда отмечается начало цветения персиков или, как он еще называется, настоящий праздник девочек.

С ним связано множество традиций. Юные девушки в этот день надевают очень красивые и нарядные кимоно, украшения и ходят в гости на чай, тем самым обучаясь этикету, ведению беседы, понятиям женственности и ухоженности.

Раздел 4. Американский день матери

Несколько десятилетий тому назад в США общественная активистка по имени Дж. Уорд предложила отмечать в пятом День материнского единения в борьбе за мир. Правда, как раз ее инициатива и не получила необходимой поддержки, а вот более позднее предложение учительницы А. Джарвинс праздновать просто День матери общество одобрило и приняло с огромным удовольствием.

Праздник был официально учрежден и назначен на первую субботу мая каждого года.

Раздел 5. Гвинейский День рыночных мамаш

Как мы уже смогли убедиться, женские праздники весьма разнообразны и по своей природе, и по времени проведения, и по традициям.

И вот очередное этому подтверждение. Женский день в Гвинее празднуется практически в самом конце лета, а именно 27 августа.

Его основали в честь бунта продавщиц и назвали весьма неожиданно - Днем рыночных мамаш. Почему так? Все дело в том, что именно 27 августа 1977 года женщины-продавщицы взбунтовались и протестовали против повышения цен.

Раздел 6. День бабушек

Во Франции в марте каждого года отмечается весьма теплый и бесконечно добрый который со временем обрел статус национального.

Это День бабушки. Все представительницы прекрасной половины человечества, которые успели уже получить такой почетный статус, в этот день прихорашиваются, надевают свои лучшие платья и украшения и ждут к себе в гости родных. Торжественные мероприятия могут происходить как дома в тесном семейном кругу, так и в уютном кафе, соседнем баре или даже роскошном ресторане. Выбор всего за виновницами самого праздника.

Вечером же они предпочитают пить ликер в компании подружек, сплетничая, веселясь и слушая любимую музыку. Иногда такие мероприятия заканчиваются танцами и праздничными фейерверками, устраиваемыми заботливыми внучатами.

Кстати, нельзя не отметить, что во французских магазинах и турагентствах на женщинам, которым уже есть 55 лет и больше, предоставляются огромные скидки.

Раздел 7. Фестиваль Гинайкратия в Греции

8 марта - женский праздник, привычно отмечаемый в России, а вот очаровательные жительницы южного побережья Средиземного моря наслаждаются подобным мероприятием на два месяца раньше, а именно 8 января. В Греции это целый фестиваль под названием Гинайкратия.

Особый почет предоставляется наистарейшей присутствующей женщине. Фестиваль проводится в двух поселениях Неа Петра и Моноклисия, куда в это время со всей страны съезжаются наряженные красавицы.

Сильные мира сего, согласно традиции, в этот день убираются, кухарят и приглядывают за детьми, а все кафешки и бары заполнены только женщинами.

Кстати, отметим одну забавную особенность. Если подвыпившие женщины 8 января увидят мужчину на улице, его, как правило, обливают холодной водой, несмотря на то, что на дворе зима.

Раздел 8. Интересные и необычные факты

Женские праздники мира очень разнообразны, мы же попробуем рассказать о самых оригинальных. Например, один из них наступает в Германии. Он начинается одиннадцатого ноября в 11.11 часов. Женщины начинают штурмовать здания местных властей, тем самым как бы утверждая свою власть.

Прекрасная половина человечества делает все, что хочет, а излюбленным занятием женщин в этот день стало отрезание галстуков своему начальству. И это далеко не все. Дамы в этот день могут останавливать машины прямо на дороге, красить мужчинам губы и делать все, чтобы жизнь сильной половины стала намного труднее хотя бы на сутки. В ответ на эти шалости мужчины могут только смеяться.

В Японии родители должны дарить своим дочерям куклы. Эти игрушки впоследствии служат оберегом для девочек, якобы принимая на себя все болезни и неприятности, которые могут случиться с девочками. Кстати, этих кукол не разрешается держать на виду и нужно спрятать их сразу же после праздника. Японское поверье гласит, что если девочка долго не убирает свою куклу, значит она плохая хозяйка, и очень долго не выйдет замуж.

Во Франции власть женщин, причем незамужних, наступает 25 ноября. В этот день французы отмечают так называемый День всех незамужних. Раньше покровительницей девушек во Франции считалась Святая Екатерина, и леди должны были в этот день украшать ее статуи, надевая на них милые шляпки. Сейчас же разноцветные головные уборы надевают сами незамужние француженки, этим самым как бы подавая знак, что они еще свободны.

Страной, где празднуется наибольшее количество женских дней, является США. Там празднуют День равенства женщин, День американских леди, занятых бизнесом, День сестры и, конечно же, прижившийся уже у нас День матери.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.