Какие советские женщины делали себе татуировки. Тату знак качества ссср: что означает известный советский символ

Татуировка с изображением герба означает принадлежность человека к определенному кругу, превосходство, верность, почтение власти и государства, указание на свои цели, жизненные принципы или сильные качества характера, власть.

Значение татуировки герб

С давних пор любой народ, община или группа людей, связанная определенными интересами, имели собственный знак, который ранее выглядел в виде религиозного символа или тотема. Начиная с эпохи Средневековья в Англии стали появляться гербы, которые носили рыцари и передавали их наследникам. Немногим позже гербы стали служить обозначением городов и стран, при этом на них в основном изображались щиты, шлемы, мантия или надписи.

Тату с гербом выбирают для себя в основном мужчины, будь то символика спортивных клубов, государства, рода или какого-либо закрытого общества. Смыл такой татуировки в отличии от других изображений сугубо индивидуален и зависит от характера ее обладателя, его жизненных взглядов, интересов и опыта.

Если на теле человека имеется герб страны либо спортивной команды, он желает показать этим свою верность им. К слову, нанесение на тело герба государства, например, в Швеции запрещается всем, кроме членов королевской семьи или государственных служащих. А вот флаг Швеции вполне может выбрать для себя в качестве тату и обычный гражданин.

В нашем государстве тату с гербом России говорит о преданности своей стране. При этом хорошо известно, что символика страны часто менялась в зависимости от конкретного исторического периода. Сегодня это двуглавый орел на фоне геральдического щита красного цвета. Над головами птицы – три короны Петра I, олицетворяющие законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, в его лапах – скипетр и держава, а на туловище – всадник с копьем, убивающий змея, – Георгий Победоносец.

Самыми популярными составляющими герба принято считать корону и орла, которые несут разный смысл исходя из общей композиции изображения. Так, к примеру, с давних пор орел символизировал солнечное светило, могущественность, вечную жизнь, принадлежность к царскому роду. В Древнем Риме орел являлся знаменем победы, а в христианской культуре обозначал сильный дух и крепкую веру. Сегодня же орел воплощает собой свободу, смелость, мужество, власть и величественность. Рисунок орла на гербе характеризует сильную личность, не ограничивающую себя поиском простых решений, лидера с независимыми взглядами.

Корона также имеет множественность значений. Ее изображение в гербе может свидетельствовать о наличии королевских или аристократических кровей, материальное благополучие, авторитет. Корона нередко сочетается в татуировке с другими элементами, чем может подчеркиваться превосходство над ними.

В целом можно сделать вывод, что татуировка с изображением герба указывает на желание человека показать свою принадлежность к определенной группе людей или государству, рассказать о своих принципах и целях в жизни либо поведать о сильных сторонах характера.

Антисоветская татуировка злостного нарушителя режима в ОЛП «Джидастроя», дважды судимого за хищение государственной и общественной собственности, осужденного на 10 лет лишения свободы. Скопирована в г. Улан-Удэ в квартире С. П. Балдаева летом 1975 года.


Редкая татуировка уголовного авторитета по кличке Доцент, имеющего неоконченное высшее образование. Скопирована в ОЛП «Краслага». 60-е гг. Живот.


Русская мужская националистическая татуировка крупного уголовного авторитета, неоднократно судимого за кражи, грабежи и разбойные нападения на лиц нерусской национальности в городах Казахской ССР - Чимкенте, Джамбуле и Алма-Ате. По словам носителя татуировки, он происходит из казаков. Скопирована в тюрьме г. Алма-Аты в 1968 году.


Художественная татуировка вора-гастролера, склонного к побегу из мест заключения. Лица с подобными татуировками требуют особого надзора в местах лишения свободы. Скопирована в 60-х гг.


Художественная татуировка, выполненная на груди военного строителя в мастерской на Лиговском пр., д. 202. Сложный процесс нанесения татуировки проходил поэтапно и занял в общей сложности две недели. Ленинград. 80-е гг.


Художественная, «оскал» на власть КПСС. Скопирована в спецприемнике ГУВД на ул. Каляева, д. 6. Ленинград. 1979 г. Грудь.
Татуировка, встречающаяся в 60-70-х гг. у представителей «отрицаловки» - злостных антисоветчиков, нарушителей режима содержания в местах лишения свободы.


«Оскал» на власть, татуировка, нанесенная на левую ягодицу (на правой изображен орден Ленина) судимого за фарцовку - спекуляцию зарубежными товарами, приобретенными у моряков загранплавания. Скопирована в спецприемнике для временно задержанных ГУВД на ул. Каляева, 6. Ленинград. 1981 г.


Татуировка судимого по Указу ПВС от 04.06.1947 г. за кражу государственного имущества. Срок заключения - 25 лет. Сделана в г. Бугульме в 1950 году. Скопирована в «Краслаге» в 1952 году. Грудь.


Татуировка, имеющая среди зеков -ветеранов ГУЛАГа - ГУИТЛК названия «Экспериментальная зона Сатаны и Дьявола», «Зона марксистско-ленинского коммунизма», «Сталинский соцлагерь коммунизма», «Зоопарк КПСС», «Мировой погост». Скопирована в ОЛП по добыче угля в пос. Букачача Читинской обл. Забайкалье, Восточная Сибирь. 50-е гг. Спина.


Татуировка воровского авторитета по кличке Луба, бывшего узника ИТЛ Колымы, проведшего в местах заключения 21 год. Скопирована в пос. Ушаковка под Иркутском в 1967 году.


Татуировка судимого за спекуляцию (фарцовку), имеет название «Бабушка октября 1917 года». Скопирована в 1997 году после окончания срока заключения по второй судимости - за частнопредпринимательскую деятельность.


Редкая, художественная, карикатурная, исполненная на левом боку ранее судимого художником Владимиром Федоровым в художественной мастерской на Лиговском пр., д. 202. Ленинград, 70-е гг.


Один из вариантов карикатурной антикоммунистической молодежной татуировки, принадлежащей злостному нарушителю правил и режима содержания в местах лишения свободы. В некоторых зонах подобные татуировки по приказанию администрации уничтожались хирургическим путем. Скопирована в ИТК «Иркутлага», ст. Китой. 60-е гг.


Редкая татуировка ранее дважды судимого за хулиганство. ИТК Архангельской обл. Скопирована в больнице им. Кащенко в 1979 году. Живот.
Носитель татуировки, алкоголик по кличке Ванька-сатана, Дурак или Косач, пришел «сдаваться» в больницу им. Кащенко после длительного прогула, чтобы избежать крупных неприятностей.


Татуировка уголовного авторитета из г. Тамбова, находящегося в местах заключения более 42 лет. Имеет названия «Большой Людоед -организатор Большого Террора», или «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Скопирована в Межобластной больнице МВД в 1979 году.


Мужская художественная воровская татуировка рецидивиста по кличке Профессор. Скопирована в морге на Загородном, 47. Ленинград. 1960 г.


Антисоветская, художественная, военно-строительного рабочего в/ч 48868, ранее судимого за кражу. Бедро.


Художественная, мужская, воровская. Скопирована в ИТК-9. 1979 г. Живот.


Распространенная в 50-60-х гг. зоновская татуировка - подражание известному плакату времен Гражданской войны. Скопирована на спецотделении больницы им. 25 Октября в Ленинграде в 1956 году.


Художественная татуировка уголовного авторитета. Скопирована в ИТК-5. 70-е гг.


Антикоммунистическая, антиеврейская татуировка злостного нарушителя режима содержания в ИТК-9, дважды судимого за кражи. Скопирована в 1966 году. Живот.


Редкая, художественная. Аббревиатура ЖИРСПК - «Жиды из русских сделали подопытных кроликов,» Скопирована в больнице № 21 им. Коняшина в 1985 году. Ленинград. Левая лопатка.


Женская татуировка. Антикоммунистический «оскал». Редкая, сделана в ИТК Коми АССР. Скопирована в «бомжатнике» на ул. Бакунина, 10 в 1977 году.


Еще одна татуировка из женской зоны. Польская, «полупортачка»-«оскал», полячки по имени Броня, сосланной из г. Белостока в 1940 году в один лагерь с уголовницами. «Тайшетлаг». 1949 г. Правое бедро.
Со слов носительницы татуировки, Брони (Брониславы), она рано осиротела и с девяти лет воспитывалась в еврейской семье, которая содержала два магазина, где Броня работала продавщицей после окончания гимназии и торговых курсов. В возрасте двадцати лет Бронислава вместе со своими приемными родителями была этапирована на Урал по «спискам НКВД» как «чуждый буржуазный элемент». В г. Свердловске конвой НКВД отделил всех молодых полек от их родителей и старших родственников, после чего Броню вместе другими привезли в «Тайшетлаг». Здесь Броня организовала вокруг себя группу из польских и прибалтийских девушек, которые давали дружный отпор русским уголовницам, которых поддерживала администрация ОЛП. Бронислава была красивой, хорошо сложенной девушкой, чем-то напоминающей Софи Лорен.


Мужская, воровская, имеющая название «Безотцовщина». 50-60-е гг.


Художественная, воровская. 60-е гг.
Татуировка, довольно часто втречающаяся у авторитетов уголовного мира. Наносится на предплечье. Может принадлежать и авторитетным уголовницам, в этом случае называется «Паханша», «Воровская мама». Женщинам наносится на живот, бедро, плечо.


Воровская, имеющая название «Крылатое капризное счастье». Скопирована в спецприемнике для административно-задержанных за мелкое хулиганство, ул. Каляева, 6. Ленинград. 1981 г.
Татуировка вора, мечтающего совершить очень крупную, дерзкую кражу и на этом «завязать».


Художественная татуировка одесского грека. Скопирована в г. Одессе в 1960 году.


Подобная наколка встречается у «сексуально озабоченных», т. е. насильников. Бедро, живот.


Художественная, выполненная с использованием реальной фотографии. Надпись: «Судьба, рок» (лат.). Ленинград. 60-е гг. Живот.


Варианты татуировок пассивных педерастов.


Татуировка «врожденного» активно-пассивного педераста. Осужден по статьям 120 (развратные действия в отношении несовершеннолетних) и ст. 121 мужеложство с несовершеннолетними) Срок 8 лет. Скопирована в СИЗО № 1 в начале 60-х гг..


Художественная татуировка гомосексуалиста по кличке Повар, осужденного за изнасилование по Указу ПВС от 4 января 1949 г. Скопирована в ОЛП пос. Китой Иркутской обл. 50-е гг. Спина.


Распространенная «классическая» татуировка гомосексуалистов, выполненная на спине осужденного по ст. 120 УК РСФСР за развратные действия в отношении несовершеннолетних и по ст. 121 за мужеложство в отношении мальчиков. Скопирована в ОЛП «Ангарлага» в 50-е гг.


Татуировка имеет название «Любовь за один чирик (10 рублей)» Бедро, голень.


Татуировка воровского авторитета по кличке Луба (от фамилии Лубов). Скопирована в Иркутске в 1967 году. Нанесена под грудной костью в области желудка.


Татуировка судимого по ст. 59-3 УК РСФСР 1926 года за участие в банде, занимающейся грабежами, и осужденного на 10 лет. Скопирована в 1972 году в Ленинграде. Живот.


Татуировка зека, отбывшего срок на «Стройке 501», на строительстве «Мертвой дороги» - железной дороги от Пабытнанг до порта Игарка на Енисее, протяженностью 1300 километров, стоившей жизни сотням тысяч зеков и впоследствии «провалившейся» в болота и тундру. Скопирована в Межобластной больнице МВД в 1951 году.


Татуировка вора в законе по кличке Фартовый. Фартовый тихо скончался во сне от инфаркта в возрасте 84 лет в больнице им. Коняшина в 1985 году. Всего же, по его словам, он провел в местах заключения 42 года. Грудь, правая сторона.


Татуировка старого блатного, авторитетного уголовника, отбывавшего заключение на Соловках и Беломорско-Балтийском канале. Скопирована в морге Обуховской больницы в Ленинграде. У трупа отсутствовала правая нога. 1960 г.


Татуировка авторитетного вора-рецидивиста, отбывавшего наказание в СЛОНе, впоследствии отправленного этапом на строительство Беломоро-Балтийского канала. Скопирована в пересыльной тюрьме Ленинграда в 1947 году.


Распространенная в 70-80-х гг. художественная, «оскал» на власть; имеет название «Главный начальник зверинца». Скопирована в Воронежских банях на Литовском проспекте, Ленинград. 1978 г.


Карикатурная, художественная. Скопирована в 1963 году. Бедро.

Настоящий советский человек должен был быть с наколкой на руке и с несколькими золотыми зубами во рту. Это не обязательное условие, но желательное. Это означало с большой долей вероятности правильное пролетарское происхождение, определённый жизненный опыт в виде случайного срока "по молодости" или как минимум службу в армии, отсутствие интеллигентской червоточинки, и наконец как венец - золотые зубы, которые говорят о том, что человек стал на путь исправления, работает...

Конечно, я несколько утрирую. Тем не менее, очевидный факт - в послевоенном Союзе царил культ тюрьмы. Это, главным образом было связано с одной стороны с огромным количеством прошедших через зону граждан, как сидящих так и охраняющих, с последующей после войны амнистией, с отношением государства в 20-30 годы к уголовникам как к социально близким, ну и наконец, с массовой послевоенной безотцовщиной. Послевоенное поколение мальчишек воспитывала улица со своими понятиями о чести, со своими авторитетами и кумирами. И даже "домашние" мальчики, мечтающие о небе, готовящие себя к поступлению в военные училища, так или иначе играли по правилам улицы.

Конечно, большинство из них повзрослев стали добропорядочными отцами семейств, дедушками. И только собственное имя на пальцах руки или женское личико на предплечье, напоминало о бурной юности.

Тут важно отметить, что речь не идёт о воровских, тюремных татуировках, имеющих особый смысл, сакральное значение. Речь идёт об обычных мужиках, работягах. Мне всегда было интересно, зачем накалывать на пальцах собственное имя или год рождения? Что бы не забыть?)
Помните милиционера Мишу в "Бриллиантовой руке"?)

Ещё забавнее в моих глазах выглядит изображение женского профиля с именем избранница. Например, "Света"... Интересно, что должна чувствовать Наташа или Клава, ложась в постель с таким любителем Светы? Очень опрометчивый шаг, ведь этак и телёс может не хватить, ежели каждая зазноба будет таким образом отмечена))

Мощным источником вдохновения являлась армия. Тут рисовались и эмблемы родов войск, и корабли, и парашюты.
Таким образом, наколка идентифицировала человека как бывалого, прошедшего огонь и воду.

Человека с наколкой можно было встретить в компании космонавтов

Подражание старшим, опытным, заставляла подростков копировать внешнюю атрибутику, проникаться романтикой блатной жизни. Многие мои школьные товарищи делали наколки уже в 7-8 классе. Часто это были кресты на пальцах, точки квадратом с одной посередине, короткие надписи типа "ЛОН", что означало "Люблю Одну на Век". Без расшифровки имени объекта, это было вполне дальновидно и мудро)

Естественно, основным источником, дающим почву для подражания, была уголовная среда. О воровских татуировках написано много статей, есть специальные книги, исследования, я не буду повторять то что там написано.
Отмечу лишь, что сам помню какое огромное количество татуированых дядек с профилем Ленина на груди я наблюдал ещё лет 30-35 назад. Обычно это были уже не молодые или совсем пожилые мужики.

Существовало поверье, что чекисты или менты не посмеют стрелять в Ленина. Или как минимум не будут бить в грудину.
Наивно) Однако, есть ещё фига в кармане в виде расшифровки "Вождь Октябрьской Революции", т.е. ВОР...

Для усиления эффекта сюда же добавляли и других классиков)

Хотя, конечно, чаще встречались совсем другие сюжеты. В основном на религиозную тему - кресты, купола, лики святых. Всё это имеет определённую расшифровку, естественно, но мы не будем разбирать смысловую часть, а ограничимся созерцанием...

В его коллекции масса фотографий и рисунков сделанных в лагерях, тюремных больничках и моргах.

Ну, а некоторые их арестантов с удовольствием позировали перед камерой. Впрочем, с удовольствием, всё же не все... Судите сами)

Часть из этих фото вполне современны, но все эти традиции воровских наколок родом из того самого советского прошлого...

Старший эксперт-криминалист в Министерстве внутренних дел СССР по имени Аркадий Бронников за 30 лет своей службы собрал огромную коллекцию фотографий тюремных татуировок. Далее вы увидите расшифровку и описание тюремной символики, которую заключенные набивают на кожу в виде тату.

На фото: обвивающая шею змея – знак того, что обладатель татуировки употребляет наркотики. Большинство заключенных – или алкоголики, или наркозависимые. Многие преступления они совершали в состоянии интоксикации. Звезды на ключицах и эполеты на плечах говорят о том, что перед нами авторитет. Штаны на заключенном – часть формы колонии особого режима, самого строгого режима заключения в Советском Союзе. Заключенные таких колоний называются особо опасными рецидивистами, на их счету могут быть такие тяжкие преступления, как педофилия. Они приговорены к более строгому содержанию под стражей, чем другие заключенные, и не могут быть освобождены условно-досрочно.

Звезды на плечах говорят о том, что этот заключенный – криминальный «авторитет». Медали – дореволюционные награды, поэтому их изображение становится знаком неповиновения советскому режиму. Глаза на животе указывают на гомосексуальность их обладателя (пенис становится «носом» на изображенном лице).

Изображения монастырей, церквей, соборов, Девы Марии, святых и ангелов, обычно на груди и спине, означают принадлежность к воровскому миру и его «понятиям». Татуировки в виде черепов, в некоторых местах сопровождаемые изображением улетающего ангела, говорят о том, что заключенный был осужден за убийство. Гроб – еще один знак убийства, в нем хоронят убитого.

Форма эполетов, вытатуированных на плечах, заимствована или из дореволюционной формы, или из существующей советской, оба варианта говорят о негативном отношении их обладателя к системе. Эти татуировки встречаются у криминальных авторитетов, носящих такие клички, как «майор» или «полковник». Эполеты с тремя маленькими звездами или черепами можно расшифровать так: «Я не раб лагерей, никто не в силах заставить меня работать», «Я узник, но рожденный свободным», «Я полковник в зоне – не буду пачкать руки о тачку», «Сильные побеждают – слабые умирают», «От работы лошади дохнут».

На руке написано «Помни меня, не забывай» и «15 лет я ждал тебя».
Этот человек – мусульманин. На животе слева – культовое здание с полумесяцем, черты его лица также указывают на то, что он не русский. Он не авторитет воровского мира, но пытался притвориться им с помощью татуировок, которые должны были повысить его положение в тюремной иерархии. Маяк на правой руке обозначает стремление к свободе. Наручники на каждом запястье говорят о том, что он приговорен больше, чем к пяти годам заключения.

Мадонна с младенцем – талисман воров, защищающий от несчастий и бед. Он также указывает на то, что обладатель был вором с раннего возраста: «Тюрьма – мой дом», «Дитя тюрьмы».

Восьмиконечные звезды – эмблемы вора-авторитета, живущего по «воровским понятиям». Существует много вариантов «воровских» звезд. Линии внутри концов звезды означают, что обладатель татуировки нес военную службу, но бросил ее и ушел в криминал, буквально татуировки таких заключенных означают «Я презираю армию».

Этот заключенный – жертва сифилиса, болезнь оставила его лице, глазах и рту глубокие шрамы. В тюрьмах и колониях заключенные, и мужчины, и женщины, страдающие от венерических заболеваний (таких, как сифилис) называются «букетниками». Их также награждают армейскими чинами в зависимости от того, насколько тяжело состояние болезни. Например, «Колька таскался по бабам и не парился, вчера мне врач сказал, что он уже "лейтенант"» (заключенного, страдающего от сифилиса второй стадии, называют «полковником», третьей – «генералом»). Были случаи, когда люди заражались сифилисом, СПИДом и столбняком, когда им делали татуировки в антисанитарных тюремных условиях. Нанесение татуировок запрещено в тюрьмах и лагерях. Статус этой процедуры рос по мере того, как она становилась все более тайной из-за запретов и суровых наказаний со стороны администрации.

«Демоны» на плечах этого заключенного символизируют ненависть к авторитетам и тюремной иерархии. Этот тип татуировки известен как «оскал» – ее обладатель «показывает зубы» системе. Иногда «оскалы» сопровождают антисоветские подписи.

На руках написано: «Спасибо, дорогая Родина, за юность загубленную нашу».
Изображение кинжала на горле говорит о том, что заключенный совершил убийство в тюрьме, и его можно нанять для того, чтобы он совершил еще одно. Капли крови могут означать количество убитых им людей.
Многими криминалами Ленин воспринимается как «пахан» (главарь) Компартии. Буквы ВОР, которые иногда можно увидеть под его изображением, несут двойной смысл. Это акроним для фразы «Вождь октябрьской революции», но также и просто русское слово «вор».

Надпись на груди: «Кто не со мной, тот против меня».
Свастика и нацистские символы могут означать, что их обладатель симпатизирует фашизму, хотя чаще их делают для того, чтобы показать враждебное отношение заключенного к тюремной или лагерной администрации. В советский период администрация часто удаляла такие татуировки насильно – или хирургическим путем, или с помощью чернил. Изображение русалки может означать приговор за изнасилование ребенка или растление малолетнего. В тюремном жаргоне для обозначения совершившего такое преступление есть слова «амурик», «лохматый» и «универсал». Они становятся «опущенными» в тюремной иерархии после того, как их насилуют другие заключенные, иногда группами.

Надпись над крестом: «О Боже! Спаси и сохрани раба своего... Виктора», под крестом – «Боже, суди меня не по делам моим, а по милосердию своему». Надпись над талией «*** нужду и горе...» [Равнодушен к нужде и горю].
Череп и кости указывают на то, что заключенный отбывает пожизненное наказание. Одна восьмиконечная звезда означает, что он полуавторитет среди воров. Девочка, цепляющая платье удочкой, на левом предплечье, – татуировка хулиганов и насильников. Змея, свернувшаяся вокруг человеческих останков (на сгибе каждой руки) – вариант старой воровской татуировки. Змея – символ искушения, здесь же голову змеи заменила женская голова искусительницы. На правой стороне живота – версия «Юдифи» Джорджоне 1504 года: символ лукавой обольстительницы, предающей благородного человека.

Долларовые купюры, небоскребы и автомат с аббревиатурой US говорят о люби заключенного к образу жизни американской мафии. Глаза означают «Я слежу за тобой» (за другими заключенными в тюрьме или лагере).

На руке под изображением черепа написана фраза на латыни Memento Mori, что означает «Помни, что ты прах».
Двуглавый орел – символ русской государственности, уходящий корнями в XV век и использовавшийся Петром Великим. После падения коммунизма в 1993 году он заменил серп и молот на гербе Российской Федерации. Фотография сделана в советский период, тогда татуировка в виде этой эмблемы была знаком ненависти к СССР. Его также можно трактовать как «Россия для русских» или «За Россию без жидов, хачей и марксистов-ленинистов». Статуя Свободы указывает тоску по свободе, а темный персонаж с ружьем говорит о том, что этот заключенный готов к насилию и убийствам. Глаза на груди означают «Я вижу все» и «Я слежу», это знаменитая татуировка заключенного, принадлежащего к касте «смотрящего». Восьмиконечная звезда на плечах означает, что ее обладатель – вор-авторитет.

Надпись на правой руке: «Любовь береги и свободу». На правой руке: «Грешник». Надпись на груди: «Каждому – свое». Надпись под черепами: «Бог против всех, все против бога». На запястье написано Mein Gott, «Мой Бог» по-немецки.
Ковбой с ружьем указывает на то, что этот вор готов рисковать и не упустит ни одного вызова. Голубка, несущая ветвь (на левом плече) – символ хороших вестей и избавления от страданий.

Звезды на плечах отмечают вора-авторитета. Роза на груди означает, что свое восемнадцатилетие он встретил в тюрьме. Для аббревиатуры SOS на правом предплечье есть несколько вариантов расшифровки: «Спасите от суда», «Спасаюсь от сук», «Спасаюсь от сифилиса», «Спаси, отец, сына», «Суки отняли свободу».

Надпись на груди: «Спаси и сохрани». С каждой стороны креста написано «ХВ» («Христос воскрес»).
Восьмиконечная звезда на ключице указывает на высокое положение в воровской иерархии. Галстук-бабочка на шее часто встречается в колониях строгого режима. Изначально это изображение было позорящей татуировкой. Такие татуировки насильно делали ворам-карманникам, нарушившим «воровские понятия» и начавшим работать на администрацию, их помещали под изображениями кошек на ключицах. Однако впоследствии связь этого символа с позорными метками исчезла. Знак доллара на бабочке показывает, что его обладатель – или «медвежатник», или занимался отмыванием денег, или был осужден за кражу государственного имущества.

Татуировку советского времени зачастую отождествляют с тюремными наколками - что не далеко от истины, если мы начнём говорить о процентном соотношении. При этом не следует забывать, что советская татуировка - это не только татуировка тюремная - хотя по большому счёту любая татуировка воспринималась в то время через эту призму - такой сильной была её связь с криминальным миром, и оттого порицалась). Сильно татуированных людей могли и сослать из центральных районов города, свежую татуировку в некоторых военных частях могли заставить свести не самыми приятными для описания способами. Это, впрочем, не останавливало делать татуировки не только криминальных персонажей - в различное время их делали моряки, военные, футбольные фанаты, музыканты, да и просто романтичные подростки.

У советской татуировки было множество жанров - но при этом у всех этих жанров были схожие стилистические особенности. Советская татуировка стала консервативным продолжением общеевропейской традиции олдскула, который в начале 20 века еще не успел сделать прорыва в художественности. Здесь же следует отметить и примитивную технику советских работ, которые были вызваны отсутствием минимального оборудования. Татуировщикам приходилось собирать машинки и разводить краску приходилось из подручных средств - канцелярской туши или жженого каблука и мочи, в результате чего татуировки имели как максимум три оттенка. Советская татуировка большую часть своего времени (до 80-х гг) развивалась как во внутренней, так и во внешней изоляции - образцов удачной западной татуировки и советской татуировки видели очень мало.

В последние годы дореволюционной России татуировка переживала ренессанс - и тому было сразу несколько причин. Следует заметить, что ту же тенденцию можно проследить во всем мире - и, пожалуй, только сейчас татуировка стала столь же популярна, как в начале прошлого века. На популярность татуировки в России в те годы повлияли интенсивные отношения с Японией - оттуда драконов на себе привезла вся высшая аристократия, включая даже Николая II и великого князя Михаила Александровича. Как своеобразный итог, в 1905 году появляется первый письменный запрос на открытие тату-студии.

Татуировками увлекаются не только верхние чины аристократии - с конца 19 века начинает формироваться так называемое «воровское сообщество» с собственным языком рисунков на теле. После революции обе категории основных потребителей татуировки подвергаются гонениям - однако никаких документальных подтверждений дискриминации татуировки того времени не сохранилось. При том, что татуировки осуждаются и связываются с криминальным сообществом, в период Великой Отечественной Войны и после, они приобретают все большую популярность: их начинают делать все больше и больше людей.

С конца XIX века начинает формироваться так называемое воровское сообщество с собственным языком рисунков на теле.

«Мне было 13 лет, я был в селе у дяди. Меня завели ребята, что я городской, трус. И тогда, чтобы доказать им и себе, что это не так, я в течение дня произвел себе татуировки. Это довольно сложно: три иголки обжигаются, макаются в тушь, и колется рисунок. На пальце я сделал колечко, в другом месте инициалы моих двух самых близких друзей, в третьем - свои инициалы. А на правом плече написал: „Не забуду мать родную“. После этого я три дня пролежал с температурой 40».

ИОСИФ КОБЗОН

В хрущевское время татуировки начинают мелькать в кино - появляется культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа». Татуировка становится популярна в дворово-деревенских слоях, но эта популярность не идет ей на пользу - она по-прежнему сильно связана с криминальным миром. Ситуация практически не меняется до 80-х, и татуировка продолжает оставаться уделом преимущественно заключенных, военных и моряков.

Татуировка придет в субкультуру только в 80-х - хотя первые рокеры, битники и футбольные болельщики начинают себе что-то колоть еще в 70-е годы. В 80-е субкультура начинает стремительно развиваться - появляются первые татуировщики из музыкальной среды, начинаются первые эксперименты в этой области. Татуировка захватывает все более широкую аудиторию - появляются первые цветные татуировки, всё больше людей рок-подполья делают себе татуировки.

К началу 90-х татуировка бурно развивается, открываются первые домашние студии, а весной 1995 года в московском клубе «Эрмитаж» проводится первая тату-конвенция, одному из участников которой татуировщик Филипп Лью дорисовывает лицо Максима Чирика так, что последний попадает в мировой календарь «Heavy tattooed man of the world». У мастеров появляются первые машинки и чернила - хотя эксперименты в этой области будут продолжаться еще довольно долго.


Макс Чирик и Face-Tattooed Club Bibirevo

Армейская татуировка

Расцвет армейской или военной военной татуировки случился во время Второй Мировой, а позднее такая татуировка стала одной из самых распространенных в СССР. Тем не менее нельзя сказать, что эта татуировка была хоть в какой-то мере легализована. Татуировка на службе приравнивалась к «членовредительствам», и прапорщики должны были отслеживать подобные случаи, а в идеале не допускать их. При этом общее правило было таково - чем сложнее были условия прохождения службы, тем проще там относились к татуировкам: в опасных условиях прохождения службы были другие, более важные поводы для беспокойства.

Традиционные рисунки в армейской татуировке выглядят довольно просто и должны нести прежде всего функциональную роль: рассказывать о владельце где, когда и как он служил. На татуировках можно было увидеть группу крови (особенно популярно стало это во время войны в Афганистане), изображение рода войск, годов службы, части - или символики, эмблемы войск или принадлежности к военной специальности - корабль, парашют, самолет, флаг. В каждой части существует своя традиция татуировок, хотя, традиции не запрещали небольших отступлений вроде обнаженных женщин.

Чем сложнее были условия
прохождения службы,
тем проще там относились
к татуировкам.


Татуировки моряков

У моряков в СССР было исключительное и негласное право на татуировку. Прежде всего это были, конечно же, простые и символичные рисунки - якори, чайки и остальная морская атрибутика. Именно моряки привозили на себе татуировки со всего мира - или татуировки, хотя бы напоминающие иностранные. Классическим примером морских татуировок станет тот самый фильм «Сережа», где капитан на пляже снимает китель, а на нем множество кривых рисунков - морское чудовище, русалка, фехтующие морячки, и птички с короной и надписью «Нюра».


Тюремная

Подробно о тюремных татуировках и их значениях . Количество таких татуировок просто поражает. По воспоминаниям ветерана Отечественной войны и ветерана МВД России Аркадия Бронникова, в СССР было примерно 25–30 миллионов татуированных заключённых начиная с 1960-х и до 1990-х годов.

У советской тюремной татуировки есть свои символы для того, чтобы отмечать сроки заключения, характер преступления, даже какие-то личные черты. Но из-за массового характера она многократно усложняется и становится удивительно подробным языком с огромным количеством знаков. После развала Советского Союза свет увидело множество тюремных архивов офицеров-криминалистов - Бронникова, Болдаева, Дубягина, изучавших татуировки заключённых многие годы. Самый знаменитый архив - Данцига Болдаева, насчитывающий 3000 татуировок, - опубликовало издание Fuel в виде трёхтомника Russian Criminal Tattoo.

«Россия долгое время жила в изоляции, и в результате всё в ней от политики до искусства пошло своеобразным путем, начало развиваться по своему, - рассказывает издатель книги Russian Criminal Tattoo Дэймон Мюррей. - Татуировки российского преступного мира в этом смысле - очень характерный пример».


«Россия - страна, где примерно каждый третий прошёл через лагерь в советское время. „Отцы“ в Кремле знали цену бесплатной рабочей силы. Так что неудивительно, что наша семья прошла через советскую тюремную систему. Неудивительно также и то, сколько тюремных татуировок мы видели на пляже. Я очень хорошо помню, как рассматривал их ребёнком - изображения икон, церквей, чёртов и кошек. Я был поражен, мне, должно быть было семь или восемь, и я даже не знал, что это были тюремные татуировки - и я даже как-то позабыл о них, пока не вышла книга Russian Criminal Tattoo. По-русски они назывались просто - наколки».

Роман Беленки

татуировщик и дизайнер

Дворовая татуировка

Для тех, кто хотел татуировку, но не принадлежал ни к военным, ни к преступникам, оставалось несколько вариантов - попробовать научиться набивать самому или найти кого-нибудь, кто это делает неподалеку. Дворовую татуировка еще долго будут делать романтичные персонажи и бунтующие подростки. Как вспоминает Михаил Бастер, «еще в начале 80-х во дворе какие-то умельцы за стакан вермута кололи парусник одному знакомцу, отчаянному фанату Iron Maiden и Motӧrhead, - точно не из-за увлечения уголовной романтикой».


«Летом сорок первого года я в Тбилиси бегал плавать на купальню. Тогда, как и сейчас, в моде были татуировки. И я сам себе выколол на руке маленький якорь. Потом такой же якорь выколол своему другу, Шурику Муратову. Потом другому мальчику из 6 „Б“ - сердце, пронзенное стрелой. И стал модным татуистом - выкалывал якоря, сердца, кинжалы... А Гамлету (сыну милиционера) я выколол на груди орла, несущего голову женщины. Орел смахивал на курицу, но всем нравилось.

А потом ко мне пришёл Жора. Жора учился в ФЗУ и был признанным хулиганом. Он велел мне выколоть ему на плече могильный холмик с крестом и надпись: „Нет в жизни счастья“. Полдня я старался, двумя иголками накалывал Жоре на плечо тушью картинку и надпись и за это получил две папиросы „Север“ (тогда я уже курил). А вечером, когда мы играли в футбол, явился разъярённый Жора: оказывается, в слове „счастья“ я пропустил вторую „С“, и над „могилой“ красовалась надпись „Нет в жизни счатья“. Жора хотел меня отлупить, но я предложил вариант: он меня не лупит, а я вместо надписи на его плече сделаю аккуратную широкую черту, а сверху напишу тот же текст без ошибок. Будет очень красиво. И еще в виде компенсации за моральный ущерб на другом плече вытатуирую кинжал, обвитый змеей с чешуей. (Чешуя особенно ценилась, колоть её было долго и муторно.) Жора на черту и на кинжал согласился, но писать что-либо на его теле категорически запретил»

В Тбилиси я ездил часто. Летом, в конце пятидесятых, я стоял там на площади Ленина на трамвайной остановке. Подошёл третий номер, а мне нужен был пятый. И вдруг из окошка высунулся вожатый трамвая и радостно закричал:

  • Привет, художник!

Пригляделся - Жора! Подошёл, поздоровался.

  • Залезай! По блату без билета довезу!

Я сказал, что мне нужен пятый номер. Жора закричал, что трамвай сломался и пусть пассажиры немедленно вылезают! Пассажиры вышли, и Жора без остановок довез меня в пустом трамвае до улицы Николадзе. Прощаясь, я написал свой телефон и адрес и дал Жоре: „Будешь в Москве, заходи“.

Жора взглянул и вернул мне листок:

  • С другой стороны нарисуй кинжал со змеей.
  • Зачем?
  • Традиция, - и Жора показал пальцем.»

Георгий Данелия

режиссёр фильма «Серёжа»

Субкультуры

В 1980-х в советском союзе складываются субкультуры с выдержанным стилем - байкеры, панки и рокеры, в меньшей степени сюда же относятся и футбольные болельщики. Татуировка становится важным маркером принадлежности к субкультурной среде - у каждой группы появляется свой татуировщик, а у каждой из субкультур постепенно вырабатывается свой стиль. Для субкультурных татуировок оказываются важными два момента: во-первых, они противостоят - и часто даже вступают в открытый конфликт с тюремными татуировками. Во-вторых, субкультурная татуировка изобретает цвет - и тем самым еще сильнее противопоставляет себя татуировке тюремной.


«Постепенно у татуировщиков вырабатывался почерк, у субкультур - стили татуировок. Метало-рокеры, изначально предпочитавшие наносить изображения конфедератских флагов, постепенно съезжали в черепно-мозговую тему и сюжеты, как в песне „Коррозии металла“ „Смерть с косой идёт за колбасой“. Процесс в субкультурной среде развивался стремительно - перемещающиеся между городами подростки обменивались информацией, переезжали и сами оседали в других городах.

Наша история рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, конечно, имеет свою специфику, потому что она разворачивалась с задержкой на два десятилетия. Как человек, плотно соприкоснувшийся с этими чудачествами во второй половине 1980-х, могу сказать, что мы многое получили с Запада в готовом виде, хотя информация просачивалась по крупицам - через иностранные журналы и кадры с видеокассет.

Сейчас уже можно не кривить душой и признать, что не то что с татуировками, а даже с одеждой у многих музыкантов 1980-х были проблемы. Впрочем, личности, на которых присутствовали какие-то „клейма“ небольшого размера или надписи на иностранных языках, были. Помню татуировки у Ника Рок-н-Ролла , у покойного Гриши Сологуба («Странные игры»), у ребят из питерской хеви-металлической группы „Фронт“. В Питере татуировок было больше: там существовала группа лиц, лавировавшая между панк- и рокабилльной эстетиками, практически вся ныне покойная, - Вилли, Слава Книзель, Юра Скандалист. В Москве тоже были отчаянные персонажи, окунувшиеся в тату-эстетику с головой, - например, бас-гитарист ВИА тяжелого звучания „Мафия“ Максим Чирик, который ещё в 1984 году сделал себе надпись на лбу „HMR“, что означало „Heavy Metal Rock“. По тем временам это была серьёзная заявка на асоциальность - иностранные надписи раздражали милиционеров, начитавшихся методичек и невесть что навыдумывавших по поводу молодёжных субкультур.

А времена были непростые - середина 1980-х, тотальный дефицит многих товаров народного потребления. На московских полках в какой-то момент не оказалось не только красок, но и туши - ленинградской, завода „Колибри“, которой делали татуировки цветом - чёрным, синим, красным и слегка зелёным. Цвет - это было крайне важно, поскольку татуировки новой культуры должны были отличаться от татуировок ранее существовавшей - криминальной. Уголовники работали „жженкой“ - краской, полученной из жженой резины и мочи, которая использовалась как антисептик».

Михаил Бастер


«Поначалу, когда я был приверженцем панковского стиля, тусовка вся ограничивалась алкоголем и музыкой. А татуировка началась с журнала „Метал-Хаммер“. С фотографий группы „Роуз Тату“. В журнале этом была фотка маленькая, пять на три сантиметра, на ней эти парни, все в татуировках цветных. Я тогда в первый раз такое увидел. Информации тогда вообще не было, и журнал этот каким-то чудом попал к нам в руки. Причем впоследствии он был где-то утерян, но когда речь заходила о татуировках, мы его постоянно поминали как аргумент в дискуссиях о татуировках. Мы спорили, что круто, а что не круто, говорили, что видели на фотке цветные татуировки, но нам мало кто верил.

По возвращении в Севастополь я начал рисовать свои первые татуировочные эскизы. Тогда же пришло осознание того, что надо модернизировать татуировочную машину. Первая была сделана из бритвы, гитарной струны и пуговицы, всё это крепилось на пластилине. Я чувствовал, что это просто несерьёзная конструкция. Я выстругал из деревяшки по типу приклада этакую фигню, обмотал изолентой моторчик, купленный в „Детском мире“… Панкам наносились информационные дизайны, то есть элементы стиля плюс лозунги. При этом рисовал и срисовывал всё подряд».

Сергей Бардадим

«Цвет и новые мотивы татуировок иногда приводили к конфликтам и выяснениям отношений с криминальными элементами, считавшими себя исключительными носителями „правильных“ татуировок. Не помню, чтобы такие разборки заканчивались трагически, но на зонах татуировка вполне могла стать поводом для серьёзных претензий. Такие легенды ходили по тусовкам - в частности, про панка с позывным Пёс, у которого была татуировка „Убей коммуниста ради мамы“. В одной разборке из-за татуировок мне довелось принять участие самому. В 1989 году во время проведения фестиваля „Монстры рока“ в „Лужниках“ мы с товарищем, уже в то время носившие цветные „несоветские“ татуировки, будучи сильно подшофе, случайно натолкнулись в парковой зоне на группу отдыхающих. Один из них был с ног до головы разукрашен голыми бабами, одна из которых (в районе паха) держала в руках телефонную трубку с проводом, уходящим в трусы, и надписью „Алло, мы ищем таланты“. На веках у отдыхающего была надпись „Не буди“. После непродолжительного выяснения отношений в стиле „ответь за всё“ благодаря бодрым ответам и аргументации, что нас тут 65 тысяч человек - „утопчем и не заметим“, с этой компанией установился более дружелюбный контакт. Этот персонаж, которого окрестили Вася Не Буди, был впоследствии подтянут к субкультурному татуировочному процессу в надежде на обмен опытом, хотя на самом деле нам был нужнее тот, кто на нём всю эту красоту расписал. Эта наивность отозвалась серией кривых и поплывших рисунков на телах генералитета метало-рокерской тусовки, но это мало кого расстраивало».

Алексей Китаец


«Ну, где-то в году 1982-м, мне тогда 14 лет было. И был я таким нормальным советским пареньком, которому друзья-подонки взяли и спящему набили на лице автографов… А потом, как в фильме о мальчике Серёже, начали ставить точки-крестики. Потом, собственно, надписи культовые, типа „ХэМэРэ“ пошли, которые писались подростками повсеместно на остановках. Сначала полоски какие-то рисовали, а потом решили, что дабль-ю круче. Но всё-таки первая осмысленная татуха была про хеви-метал.

К середине 1980-х и позднее, когда начался видеобум, до подростковой среды докатились видеофильмы „Улицы в огне“, „Таксист“, „Мэд Макс“, „Разборки в Малом Токио“, когда появилась ориентированность на татуировки как субкультурную атрибутику. Вскоре в крупных городах уже имелось достаточное количество молодёжи, о чьих татуировках уголовники пренебрежительно отзывались как о бессмысленных портачках. Но их становилось всё больше и больше. И в какой-то момент появились первые цветные изображения, что окончательно определило иное развитие этого направления социального маркирования».

Макс Чирик

«Я тогда не делал больших тем и придерживался московской традиции: мелкие дизайны с особым значением. Черепами всякими. А вообще большинство тем приносили сами люди, часть из которых действительно знали, что именно им нужно. Поэтому всё происходило быстро. Бритвой я колол несколько месяцев, а потом сделал из пилки „Ремингтон“ более эстетскую модель. Поскольку я сразу стал рисовать флеши, как-то отошёл от того, что люди заказывали нечто свое, правда, я рисовал их очень долго. Потом, собственно, начал работать в родительской мастерской, и пошли личные крупные темы.

Изначально настроенный скептически, а иногда откровенно агрессивно выражавший отрицательное отношение к нарастающему движению неформалов и новаций именно в сфере татуировки, криминальный мир нередко пытался выяснять отношения с творческими маргиналами. Но уже к концу 1980-х новаторы татуировочных тенденций, упорядочив собственные позиции, путем выяснения отношений нашли общность в асоциальных позициях по отношению к официозу, и дальнейший прогресс художественного аспекта татуирования особых протестов не вызывал.

При этом стоит отметить, что обмен опытом, а также привлечение кольщиков с лагерным опытом в неформальную среду оставался как в 1980-е, так и поныне, за счёт чего постоянно происходило обновление технического подхода и модернизация не ранговой татуировки».

Андрей Литва

Оценивать итоги советского времени непросто - с одной стороны, татуировка прошла долгий путь, с другой - кажется, что она топталась на месте. В советском союзе возник уникальный язык тюремных татуировок, который вызывает восхищение у лучших мировых мастеров - но при этом трудно воспринимать тюремную татуировку, как хоть сколько-нибудь искусство.

Татуировка в советское время в принципе лишена права относиться к искусству - «портаки», «наколки» и т д несут в себе множество разных целей и смыслов кроме одного, первичного для татуировки - украшать тело. И корни у этого феномена, наверное, глубже, чем просто гонения и запреты - татуировка всю свою историю развивается как подпольное искусство, и в одной из наших статей мы перечислили только несколько из этих запретов.

Тот факт, что татуировка в советское время не приобретает своей декоративности и эстетики, связан скорее с общей системой советских ценностей, в которой бытует пренебрежение мещанством и осуждение излишней заботы о внешнем виде - той системы ценнностей, результаты которой мы до сих пор пытаемся преодолеть. Смена этой парадигмы случается в самом конце советского времени - и именно в эту эпоху и появляются первые мастера с собственным почерком, которые будут определять татуировку в раннее постсоветское время.

Татуировка в советское время пребывает в тотальной изоляции и удивительным образом существует полностью без инструментария и контекста, развиваясь как своеобразная вещь в себе. Каждый, кто занимается татуировкой, вынужден изобретать собственную америку - смешивать красящую смесь, собирать машинки разных моделей. Советская татуировка проходит под грифом экспериментальной - но такой она будет оставаться еще долгие перестроечные годы. Об этом мы собираемся рассказать в следующей статье.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.