1 ноября день всех святых чей праздник. Традиции Дня всех святых. День всех святых в Германии

В средние века на 1 ноября был назначен “День Всех Святых” – в этот день чествовались все святые, не имевшие своих специальных дней в течение года. Церковь не случайно выбрала для этого праздника 1 ноября – таким образом она надеялась покончить с языческими ритуалами и традициями, которые пришли из древности. Этот праздник назывался “All Saints’ Day ” или “All Hallows’ Day”.

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших — День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим.

День этот имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим — сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника — Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.

Такое совпадение дат поощрряло сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) — таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» — это не больше чем «Канун Оллхолуиса». При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин стал любимым среди ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).

Христианский праздник День всех святых имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самайн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим - сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа) приходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность «побывать» в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника.


День всех святых у православных

Упоминание о празднике всех святых относится к концу IV – началу V веков, в проповеди Иоанна Златоуста. Вспоминается этот праздник и в песнопениях преподобного Ефрема Сирина.

"Поэтому, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Днем Ангела, молитвенно желаю, чтобы Христос Спаситель мира и нас удостоил, по молитвам всех святых быть наследниками Царства Небесного", – обратился к читателям "Вестей" настоятель лавры.

Собор всех святых является последним днем перед Петровым (апостольским) постом, который начитается 12 июня. А через неделю после общего Дня всех святых Русская православная церковь отмечает еще один праздник: Собор всех святых, в земле русской просиявших.

Традиции празднования в католических верующих

Практически каждый житель нашей страны прекрасно осведомлён, что в середине осени католики отмечают праздник под названием Хэллоуин, который предвещает наступление другого интересного события – Дня всех святых. Смысл праздника у католиков такой же, как и у православных христиан: почитание всех тех, кто посвятил свою жизнь служению христианству и каким-то образом пострадал из-за своей веры. Однако католики немного иначе относятся к данному событию. В этот день принято переодеваться в страшные костюмы, шуметь, петь и всячески веселиться. А причиной такому поведению стали языческие корни праздника. Ранее считалось, что на Хэллоуин вся нечисть вылезает из своих укрытий и ищет жертву для своих тёмных планов. Потому простое население пыталось как можно правдоподобнее перевопВ ночь с 31 октября на 1 ноября в англоязычных странах отмечается Хэллоуин, известный также как канун Дня всех святых. По традиции он ассоциируется с ведьмами и колдунами, которые, по поверью, свободно расхаживают в эту ночь среди людей. В этот день организуется карнавал, символом которого считается ведьма на метле и выдолбленная тыква, внутри которой зажжена свеча.

Напомним, Хэллоуин - аналог знаменитого кельтского праздника Самхейн, также отмечавшегося в ночь под 1 ноября. У племен кельтов, проживавших на территории Англии, Ирландии и Северной Франции, и деливших год на зиму и лето, день 31 октября считался последним днем уходящего года. С этого дня, по традиции кельтов, начиналась зима.

Прɑɜднuĸ oĸyтɑн рɑɜлuчнымu прeдoтeeжeнuямu u прuмeтɑмu, ʙeдь Дeнь ʙсex сʙятыx тɑĸ нɑɜʙɑн ʙ чeсть сʙoбoды нeчuстoй сuлы. Пoгoʙɑрuʙɑют, чтo eслu ʙɜять тыĸʙy u гoрящuй фɑĸeл u oбoйтu свoй дoм 3 рɑɜɑ, тo этo oгрɑдuт u ɜɑщuтuт жuльe нɑ слeдyющuй гoд.

Coглɑснo прuмeтɑм, нɑ Xэллoyuн нeльɜя дoмɑ дeржɑть чeрнoгo ĸoтɑ, ɑ нɑ ĸрышe сoʙy. Жuʙoтнoe прuнeсeт ʙ дoм нeсчɑтьe, ɑ птuцɑ нɑĸлuчeт смeрть. Крoмe тoгo, сyeʙeрuя глɑсят, чтo нyжнo быть oстoрoжнымu пɑyĸɑмu. Еслu нoчью ʙ дoмe пoяʙuлся пɑyĸ, тo yбuʙɑть eгo нe слeдyeт. Tɑĸuм oбрɑɜoм, пoĸoйный пытɑeтся oтʙeстu oт нeпрuятнoтeй. В нoчь прɑɜднuĸɑ людu мoгyт ʙuдeть ʙeщue сны.

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших - День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим.

Праздники имеют глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим - сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире.
Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника - Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.
Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) - таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» - это не более чем «Канун Оллхолуиса». При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).

Корни праздника Хэллоуин уходят в глубь веков. Но современное свое название он приобрел в VII веке, когда Папа Бонифаций утвердил 1 ноября как День Всех Святых. Католический День Всех Святых - All Hallows Eve позже стали называть Halloween, и в конце концов - Halloween.

Хеллоуин - праздник вампиров, ведьм, привидений и прочей нечисти, который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Английское название Halloween. Этот праздник традиционно отмечается в англоязычных странах, хотя в последние годы праздник стал модным и популярным и в неанглоязычных странах Запада, Японии, Австралии, СНГ и др.

Хэллоуин - это еще и попытка понять связь между нашим и потусторонним мирами. Ночь Хеллоуина - это переход, ворота из одного мира в другой. Ворота в зиму, в холодный мир, где все живое умирает, но одновременно готовится к возрождению, освобождаясь от всего лишнего, как деревья от листвы.
Распространение хэллоуина во многом связано с популярностью праздничной символики: светильник Джека (тыква в виде головы со свечой или фонариком внутри), маскарадные и карнавальные костюмы, свечи.
По старому календарю друидов новый год в Англии наступает 1 ноября, и накануне, 31 октября, нужно прогнать всех злых духов, которые в эту ночь выходят на белый свет. Для этого и готовится специальный фонарик. Обычно его делают из тыквы, но можно сделать и из репы или большой дыни.

Есть и еще одна легенда, согласно которой истинным источником происхождения данной традиции является пьяница по имени Джек, заключивший сделку с дьяволом.
Ночные вечеринки, посвященные Хэллоуину, обычно проводятся под своеобразную символическую кладбищенскую музыку, зловещие звуки ночных животных, вой.

По одной из версий этот праздник изначально появился у кельтов и для них он означал начало Нового года. Хеллоуин - это как канун Нового года и назывался Самхэйн, а 1 ноября не имел ничего общего с Днем всех святых. Это был мистический праздник, когда так называемые сиды, а проще говоря злые духи спускались на землю. Ничего хорошего они в дома не несли и от них всячески старались защититься.

А вот День всех святых изначально был установлен на 13 мая папой Бонифацием Четвертым и посвящен он был всем великомученикам, которые пострадали за Христа. Но также есть версия, что этот праздник ввел Римский папа Григорий Четвертый в 835 году. Еще несколько столетий День всех святых отмечался весной, но уже в 11 веке его переносят на 1 ноября и до сегодняшнего дня все католики празднуют его именно поздней осенью. Таким образом католики хотели искоренить язычество и заменить все праздники на христианские. С течением времени и значение праздника изменилось. Теперь это день всех святых и великомучеников, в честь которых не установлен праздник в течение года.

Задушки или день поминовения усопших

Это другое название Дня поминовения усопших и отмечается на следующий день после Дня всех святых, то есть 2 ноября. Его установил Одилон Клюнийский. Изначально он был предназначен тем верующим, которые после смерти нуждаются в молитвах и находятся в чистилище.

В этот день у католиков также принято посещать кладбища и зажигать свечи об усопших. Примечательно, что у католиков в этот день нужно не просто прийти на кладбище и зажечь свечу, а по пути необходимо остановиться четыре раза и произнести молитву. Пятый раз нужно остановиться уже по возвращении из кладбища и также помолиться за усопших.

Как католики отмечают День всех святых

Как и любой религиозный праздник, День всех святых обычно начинается в храмах, поэтому 1 ноября все католики торопятся в костелы и исполняют так называемую Литанию, то есть молятся всем святым. Стоит обратить внимание на то, что Литания является самой древней молитвой у католиков.

А после костела, все торопятся на кладбище, почтить память умерших. По своему характеру, этот праздник еще можно сравнить с нашей Пасхой . Ведь его отмечают не только верующие, но и люди, которые не посещают храмы. День всех святых стал уже более народным праздником. Если же прийти на могилы родственников не удалось первого числа, то 2 ноября это также можно сделать, не зря ведь это день поминовения усопших.

Довольно часто можно услышать, что в православии почти все праздники имеют языческие корни. Что ж, католики также далеко не ушли, и этому свидетельствует праздник День всех святых. Ведь примерно в этот период, у римлян существовал другой праздник - день Фералии и на с следующий день праздник Помоны, который бы установлен для почтения усопших. Поэтому издревле в День всех святых закрепилась традиция вспоминать умерших. Стоит отметить, что Помона в древности считалась богиней древесных плодов. Возможно поэтому начало ноября еще и ассоциировался с окончанием сбора урожая и началом подготовкой к зиме.

Как День всех святых отмечают в разных странах

В мире больше известен канун Дня всех святых - Хэллоуин . Однако, стоит отметить, что во многих странах 1 ноября считается праздничным и выходным днем и отмечается с особым трепетом, с исполнением всех традиций. К таким странам относятся: Польша, Италия, Финляндия, Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Франция, Греция, Люксембург и Португалия. И в каждой стране его отмечают по своему. Мы поговорим об обычаях праздника в некоторых из них.

День всех святых в Польше

В этот день в Польше принято раздавать монеты нищим, подкармливать бедняков. Многие хозяйки за день или два до праздника выпекают обвалки и кормят ими нищих. Считается, что таким образом люди отдают почтение и уважение своим усопшим родственникам. Кстати хлебцы выпекали по количеству умерших, о которых вспоминают. А когда их вручают беднякам, то просят, чтобы те, замолвили об их родственниках словечко в своей молитве.

Кстати, в Польше 1 ноября считается плохой приметой зажигать камин или печь в доме. Поляки верят, что души родных в эти дни поселяются в печках или каминах - дурной знак зажечь его, ведь защиту на весь грядущий год такой семье не получить.

Уже вечером в этот день в Польше вся семья собирается за праздничной трапезой и вначале молятся. После чего приступают к ужину. При этом стоит отметить, что скатерть обязательно должна быть белой, а среди угощений на столе должны быть также хлебцы, которые с утра 2 ноября будут раздавать нищим.

День всех святых в Италии

В Италии на кухне обычно оставляют еду для усопших. В разных частях страны она разная, это и вода с хлебом, может быть просто вода, а вот в некоторых регионах умершим оставляют обязательно воду и пирог «ossi da morti».

Обязательно в этот день накрывают богатый стол, на котором традиционными уже являются блюда из орехов и каштанов, а также пирог "голень мертвеца". А дети 1 и 2 ноября стараются вести себя особенно хорошо, так как уверенны, что за прилежное поведение взрослые преподнесут им подарок.

За окнами в эту ночь то и дело слышны взрывы фейерверков, а за столом каждый старается рассказать историю как можно страшнее и навести жути на своих родных. Здесь праздник больше похож на Новый год , ведь за день итальянцы стараются обойти всех своих близких и подарить им что-то. Тем более, что это выходной день и можно полностью окунуться в атмосферу праздника.

День всех святых в Германии

В некоторых землях Германии 1 ноября - государственный праздник. Для немцев в Баварии, Баден-Вюртемберге, Северной Рейн-Вестфалии, Рейнланд-Пфальце и Сааре День Всех святых - выходной.

Также как и во всех странах, в Германии в этот праздник вся семья собирается за столом. Готовят вкусный и богатый ужин. Однако перед трапезой обязательно посещают кладбище. Здесь бытует традиция подготовки могил к зиме. Их убирают, перекрашивают и даже украшают. В качестве декора обычно выступают вечнозеленые и морозостойкие растения.

Приметы на День всех святых

  • если в этот день выпал снег, то долго он не пролежит и быстро растает;
  • а вот Бабье лето стоит ожидать в том случае, если 1 ноября будет солнечно;
  • в Рождество и к Новому году будет холодно и все окоченеет, если ко Дню всех святых появился иней.

1 ноября –Грязнухи. День пророка Иоиля, преподобного Иоанна. Время завершения всего начатого. В это время не следует начинать никаких дел. На западе время Halloween , a (31 октября) – праздник перед Днём Всех Святых, который празднуется на западе 1 ноября. Несмотря на то, что в 1736 году смертный приговор за колдовство был отменён, гонения, устраиваемые мужами-церковниками на женщин-язычниц продолжались ещё долгое время. Если в этот день будет полная осенняя грязь, то до настоящей зимы осталось четыре недели. В это время прилетают птицы, зимуюшие в средней полосе. «Снегири, поползни, свиристели с севера кочуют, к избам прилетели». На Руси ноябрь называли груднем, потому что смерзшаяся земля грудами лежит под ногами. Издавна на Руси первый день ноября считался проводами осени, встречей зимы и отмечался повсюду. Ноябрь, «новембер» (от латинского числительного новем – девять) – девятый месяц, позже он стал одиннадцатым, но имени своего не изменил. Это последний месяц живой воды, оттого-то прозвали ноябрь зазимье, предзимье, - первые морозцы и легкий снежок, хоть и бедовый, но грустный месяц! Народ прозвал ноябрь также курятник – режут кур. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.

Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского , которому молятся при болезнях слуха и нарушениях речи, в частности заикания. Именины у Ивана, Иоиля, Клеопатры.

2 ноября – день святых Артемия и Садка. Садока мо­лят об избавлении от случайной смерти. Если снег ляжет на сырую землю и не растает, весной рано и дружно зацветут подснежники. С этого дня солят капусту.

День памяти святого великомученика Артемия Антиохийского, исцеляющего болезни желудка и грыжу. Был родом из Египта и служил префектом при императоре Константине. Пострадал за обличение императора Юлиана в жестоком истязании христиан. Казнён в 363 году. Святому Артемию принято молиться об избавлении от грыжи. Храм Богоявления в Гончарах, где хранится икона Великомученика Артемия: Московская обл., г. Коломна, ул. Гончарная. Д.8. Именинник Артем, Илларион, Яков.

3 ноября – день святыхИллариона, Якова. Преподобный Илларион Великий родился в 291 году в Палестине. Услышав об ангельской жизни прп. Антония Великого, Илларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вернувшись домой, раздал всё имущество и поселился в пустыне. Господь дал прп. Иллариону власть изгонять нечистых духов. С благословения Иллариона в Палестине начали возникать монастыри. Именинники Илларион, Яков.

4 ноября - зимняя (осенняя) Казанская . Зима сменяет осень. «До Казанской не зима, а с Казанской не осень». Первые заморозки. «Казанские морозы железо не рвут, птицу на лету не бьют, а за нос бабу хватают, мужика за уши пощипывают». «Что Казанская покажет, то и зима скажет». В этот день всегда идет дождь. «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет». На Казанскую ясный день - к похолоданиям. На Казанскую далеко не ездят: выедешь на колесах, а приехать впору на полозьях. «Кто на Казанской женится, счастлив будет ». Был на этот день у девушек, которые думали о себе, что неказисты, лицом не уродились, обычай : Рано поутру прибежать к берёзке, сорвать листик, подёрнутый инеем, и посмотреться в него, словно в зеркальце. Глянешь в такое зеркальце – и всю неказистость как рукой снимет. Веры и уверенности в себя это придавало.

К Казанской возвращались в свои деревни мужики-кормильцы с отхожих промыслов. А так как Казанская – гулянская , то резали животину – мясо варили, тушили, жарили, готовили к этому дню брагу, пекли пироги.

Ц.Праздник –Казанской иконы Божией Матери, помогающей вылечить заболевания глаз, в особенности слепоту. Ч удотворная икона Казанской Божией Матери – всенародная святыня, одна из самых почитаемых русским народом икон. Она является не только защитницей от бед и болезней, но и покровительницей земли Русской. Празднование чудотворной иконы совершается два раза: в день её явления в1579 году 21 июля, а так же в день связаный с важнейшим историческим событием в русской истории – освобождением Москвы от поляков ополченцами под предводительством Минина и Пожарского в 1612 году 4 ноября. За Владимирской иконой стояли века правления Рюриковичей, а с Казанской - на русский престол воссели Романовы. Кафедральный собор Богоявления в Елохове с крестильным храмом Василия Блаженного, где находится чудотворная икона Казанской Божией Матери: г. Москва, ул. Елоховская, д.15. День празднования Андрониковской иконы Божией Матери. (14 мая, 4 ноября). Икона была написана в Греции и принадлежала святыням императора Андроника III Палеолога.

Именин­ники - Александра, Ираклий, Анна, Ели­завета, Максимилиан, Андрей, Даниил, Дмитрий, Иосиф, Денис, Константин, Феодосья.

5 ноября – день святого апостола Иакова, брата Господня. Существовал обычай «кормить» поле кусками вчерашнего (казанского) пирога. Верили, что если хорошо угостить землю, она все отдаст сторицей – на следующий год родит добрый урожай, а птицы, слетевшиеся на крошки, успокоят землю своими голосами. «Если на Якова пойдет мелкий град (крупа), то с Матрены зима станет на ноги». Именины у Игнатия, Якова, Елисея, Владимира.

6 ноября – День святого Афанасия. Арефа. На Арефу девицы начинали прясть. Говорили: «Коли ноябрь ясен и сух, на следующий год хорошего урожая не жди». Близится время поминовения умерших родителей. Одним из основных кушаний на столе был кисель. Кисель – кислое, пресное мучнистое блюдо, по своему составу напоминающее студень. Студень, кисель – основа зарождения жизни. Хлебная закваска – тот же кисель или студень. Ведь именно благодаря кислороду происходят процессы окисления в нашем мире и появляется прочность и стабильность, так как после окисления вещества становятся устойчивыми. И недаром кисель подавался на поминальной трапезе , так как связывал тем самым два мира, показывал непрерывность процессов жизни и смерти. Кисель может быть приготовлен из овсяных хлопьев, пшеницы, ягод, свеклы. Отличает кисель от обычных блюд то, что кисель относится к группе постных кушаний. В поминальной обрядности постный кисель запивают сладкой водой. Сладкая вода и пресный кисель указывают на разницу понятий жизнь-смерть. В традиционной культуре миру мёртвых присуще отсутствие вкусовых качеств, а горечь, сладость, солёность – вкусовые качества, принадлежащие миру живых людей. Ничего другого кислого, кроме киселя, на похоронных обрядовых трапезах не было.

Ц.Праздник –иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», облегчающей течение любых болезней и избавляющей от них. Эта икона – одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Перед иконой молятся в отчаянии, скорби, в поиске утешения и защиты. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (чудотворная) находится в Преображенском храме на Ордынке в Москве. Именины у Лаврентия, Афанасия, Алексея, Арефы, Ивана.

7 ноября - день Мартирия диакона и Мартирия затворника. Наступило время плачей, поминовения умерших родителей. И даже дождик в этот день плачет. Необходимо было в этот день выплакаться, слёзы выпустить. C ейчас принято горести свои подушке поверять, а раньше женщина этого никогда бы не сделала. Ведь перо слёзы пьёт. И если в подушку поплакать да потом опять на неё голову приложить, то какой сон будет? Тягостный, не умиротворённый. Смерть да жена Богом суждена. На смерть, что на солнце – во все глаза не взглянешь. Бога прогневишь – и смерти не даст. В семье и смерть красна. Дом строй, а домовину ладь (т.е. помни о смерти).

День празднования Любятовской иконы Божией Матери. Это одна из древнейших и почитаемых чудотворных икон Пскова. В 1570 году царь Иван Грозный помолившись иконе, приказал войнам: «Иступить мечи о камень, и да перестанут убийства», отменил казнь псковичей. Так святыня спасла город от разгрома.

8 ноября – Дмитриев день - зима лезет на плетень. Дмитровская неделя – родительская, дедова. «Если на Дмитрия потеплеет, и всей матушке- зиме быть с теплинами». «Дмитрий на снегу – весна поздняя». Если 8 ноября холод и снег, то весна будет поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые. Примечали: «Коли Дмитрий со снегом – то и Пасха со снегом, а Дмитриев день по голу (без снега) – и Святая по тому». Шутили: «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит». В предпоследнюю субботу перед памятью святого, покровителя великого князя Димитрия Донского, Димитрия Солунского повсеместно по Руси справляли поминки по усопшим – приблизительно на 40-ой день после Куликовской битвы – родительская суббота. Готовили поминальную кутью. Первый блин хозяйка-большуха маслила со славами: «Помяни, Господи, честных родителей». В течение недели шли поминальные службы, особенно почиталась Дмитровская суббота. В субботу перед днём святого Дмитрия совершается поминовение обо всех усопших, хотя в народном календаре сам день 8 ноября называется Дмитровской субботой. После этого дня в деревне уже редко бывают свадьбы, жди зимнего мясоеда.

День памяти великомученика Димитрия Солунского . Великомученик Дмитрий был родом из Солуни. При императоре Максимилиане был казнён за веру в Христа в 306 году. К святому обращаются при глазных болезнях и с просьбой избавить от внезапной смерти. Именинник Дмитрий, Афанасий.

9 ноября – день святых Нестора, Капитолины, Марка, прп. Нестора Летописца. Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века и подвизался в Киево-Печерском монастыре. К 1112 году прп. Нестер составил главный книжный труд своей жизни – «Повести временных лет». Он рассказывал о происхождении славян от сына Ноя – Иафета, где они поселились, как из них выделилась Русская земля. Излагая историю Русской Церкви, инок-патриотговорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках, о создании свв. Кириллом и Мефодием славянской грамоты, о «испытании вер» при св. кн. Владимире, Крещении Руси. Скончался преподобный ок. 1114 года.

10 ноября – день святых Параскевы и Неониллы. Ненила-(Параскева) -Льняница. Девушки молились о хороших женихах: «Матушка Параскева! Пошли женишка поскорее». Девка красна до замужества, а скрасит девку венец да молодец, но: невестка не лошадка, не выведешь на площадку, хотя: девка на поре, а женихи во дворе. Храмы во имя св. Параскевы исстари назывались Пятницами. Так же именовались небольшие придорожные часовни. Здесь девушки и молились о женихах. В этот день отмечалась льняница. Щедр лён, он даёт ткани и бумагу, веретённое масло и олифу, краски, лаки, мыло и др. Чесали коноплю, распутывая и выравнивая длинные волокна, получали куделю. В этот день начинают мять и трепать лен, готовить для пряжи. Женщины устраивали “льняные смотрины”, выносили на показ вытрепанный лен.

День памяти великомученицы Параскевы Пятницы, исцеляющей тяжелые недуги. Жила в III веке в Иконии. Родители девочки – приверженцы христианства – особенно почитали пятницу – день, когда был распят Иисус Христос. Именно в честь этого дня и назвали дочку Параскевою (в переводе с греческого языка – «Пятница»). С детства девочка была очень благочестива. За веру в Исуса Христа была казнена. Храм Великомученицы Параскевы Пятницы, где хранится её икона: г. Москва, ул. Старокачаловская, д.8, к. 1. Храмы во имя св. Параскевы исстари назывались Пятницами. Так же именовались небольшие придорожные часовни. Здесь девушки и молились о женихах. Именинники: Параскева, Арсений, Михаил, Дмитрий, Терентий, Иван, Иов, Степан.

11 ноября – Анастасия Овечница, Овчарница и Авраам Овчар, Настасья Стригальница, Аврамий Овчар. Анастасия – заступница овец. Преподобномученица Анастасия Римляныня рано лишилась родителей и воспитывалась в женском монастыре под покровительством настоятельницы Софии. Начались гонения на христиан, Анастасия была подвергнута пыткам, но от господа не отказалась и её казнили. Тело было брошено на съедение зверям, но, извещенная Господом, София предала его земле. Анастасия считается заступницей овец, а Авраам – покровителем овчаров, которые справляют в этот день праздник. Угощали пастухов медом и пирогами в благодарность за то, что сберегли стадо. Начинали стричь овец (последний раз в году). Теплу конец – пора стричь овец. Вот и настало время валенки катать из овечьей шерсти. К этому времени и рукавички шить настала пора. В этот день угощали домашним сыром и творогом. Именины у Анастасии, Клавдии, Анны, Марии, Виктора, Филиппа, Агафьи, Наума, Павла, Андрея, Евгения.

12 ноября – Зиновий Синичник. Синичкин праздник. Свистит синица – на ясный день. Синицы утром пищат – на ночной мороз, если прилетает к дому, садится на окно - к скорой зиме. В этот день развешивали кормушки для птиц. Прилетают птицы – зимники. «Подкорми птиц зимой – послужат тебе весной». Праздник охотников, выезжающих в этот день на первую порошу.

День празднования иконы Божией Матери Озерянской (12 ноября и в Фомино воскресенье). Исцеляющей от различных заболеваний. Икона считается покровительницей Харькова. Явилась в конце 16-го столетия. На протяжении столетий является почитаемой небесной покровительницей и святой заступницей охотников и рыболовов. Именины у Зиновия, Марка, Анастасии, Артема, Елены, Степана, Зиновии.

13 ноября – день святых Мавры, Никодима, Спиридона. Праздник рыбаков и охот­ников . Юровая. «Воды не нива – не пашешь, не сеешь, а сыт на диво!». А бабы справляли «куриные именины» - кур переселяли в зимние курятники или забирали в избы. Именинники Спиридон, Никодим, Всеволод, Анатолий, Алексей, Иван.

14 ноября - Кузьма и Демьян. Осенние Кузьминки - встреча зимы, первый зимний праздник, курячий праздник. «Кузьма и Демьян из осеннего перепутья путь правят: Кузьма морозом закует, а Михайло (21 ноября – Михайловские оттепели) раскует». Рукоремесленники. Курятники, покровители кузнечного искусства и женского рукоделия. Кузьма и Демьян проводы осени, встреча зимы.

День памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских , исцеляющих язвенные заболевания . Два брата, они получили от Бога дар исцеления и врачевали всякие болезни без платы и награды, во исполнение заповеди Христовой: «Даром получили, даром давайте». Однажды Косма и Дамиан исцелили одну женщину. Та в знак благодарности просила принять подарок – три яйца, братья отказались. Тогда женщина тайно пришла к Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял эти яйца во Имя Святой Троицы. Ради этой великой клятвы Дамиан принял дар. Косма, услышав об этом, сильно опечалился и завещал не погребать его вместе с братом. После их кончины погребавшие были в затруднении, но внезапно пришёл верблюд и проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как один из них взял три яйца ради Имени Божия.

Молодёжь устраивала весёлые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка, устраивали посиделки. В качестве почётного угощения подаётся куриная лапша, а лучшим подарком на красное (хорошее) житьё считается курица. Таких кур кормили овсом и ячменём и никогда не убивали. Во время обеда старались не ломать куриных костей, чтобы на следующий год не родились уродливые цыплята. Троецыплятница – курица, выседевшая три семьи цыплят. Такую курицу нужно непременно зарезать, а есть её могут только честные вдовы. На обед с троецыплятницей допускается всего один мужчина, да и тому повязывают голову по-бабьи. До принятия христианства праздник Козьмы и Дамиана был посвящён богу Сварогу – творцу вселенной, богу неба и огня – и его сыну, научившему людей пользоваться огнём, кузнецу Сварожичу. Сварог дал предкам завет в виде четырёх золотых предметов: плуг и ярмо, чтобы землю родную возделывали и от неё питались, чашу жизни, чтобы была она постоянно полна, и секиру, чтобы защититься от гостей непрошенных, враждебных. Белый петух – символ Сварога, является проводником и глашатаем солнца, потому-то он так же бдителен и всевидящ. Он стоит на защите от сил тьмы. Он – носитель жизненной силы и символ воскрешения из мёртвых. Поэтому белому петуху отрубают голову, чтобы он возродился весной с новой силой во всей своей красе и мощи. Лапки на счастье закидывают на крышу, а петуха ритуально съедают на пиру-ссыпчине. Устанавливается первый непрочный зимний путь. Если на этот день снег – весной большой разлив. Если развезет – морозов не жди до начала декабря. Если до сей поры лист с деревьев облетел не чисто, то предстоит суровая зима и знойное лето. Называли ноябрь полузимником – любит он и колесо тележное, и санный полоз. Санный путь был еще совсем не прочным. «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье». Именинники Демьян, Иван, Кузьма, Яков, Ульяна, Сергей, Александр.

15 ноября – день святых Акиндина и Пигасия. «Акиндин разжи­гает овин, а Пигасий солнце гасит». Сушили хлеб в овинах, приступали к молотьбе. Начинаются пасмурные, темные дни.

День празднования иконы Божией Матери «Одигитрия» Шуйской (Смоленской), помогающей при различных заболеваниях. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где хранится икона Богоматери Шуйской: г. Москва, М. Предтеченский пер., д.2. Именинники Афоний, Леопольд, Акиндин, Домна.

16 ноября – день святых Георгия, Иосифа, Агапия. Агапий-кросник – кросницам кресник. В этот день смотрели: в состоянии ли девушка без помощи матери поставить ткацкий стан. Если выходило, что могла, то, значит, хорошая она работница. Льняное золото растит девку царевной. Неумехам да нерадивицам добрая судьба не выткется.

17 ноября – Еремей. Еремин день. День святого Никандра. Обычно в этот день стоит непогода. «В этот день ветер да вьюга крутят, мутят да беспутят». «Ерема – сиди дома!».

День памяти блаженного Симона Юрьевецкого , к которому обращаются при различных заболеваниях, а также в случае, если предстоит оперативное вмешательство. Именинники Аникей, Никандр, Еремей, Илья, Александр.

Кудельница – праздник, который мог быть приурочен к празднованию и октябрьской и ноябрьской Параскевы. Этот праздник длился около недели, начинался тканьём обыденной пелены, т.е. вытканной в один день. Такие обыденные вещи, «новины», белые некрашенные холсты, изготовлялись женщинами селения в один день или одну ночь как средство защиты во время различных стихийных бедствий. В назначенный день до восхода солнца, девушки со всего села собирались в одну избу, захватив с собой по горстке льна. Они пряли, сновали и ткали, сохраняя глубокое молчание. Когда холст был изготовлен, девушки несли его над головой, обойдя так всё село. Выходили все жители селения, разжигали костёр из щепок, принесённых из каждого дома. Все проходили под холстом через огонь, перенося детей и больных, затем холст тут же сжигали.

18 ноября – день святых Галактиона, Григория. Богиня Макошь. Девицы молят­ся о женихах. Девушки привечали женихов. Макошь – древнейшая славянская богиня земли, а точнее, плодоносного слоя почвы. Её эпитет Мать – сыра земля в дальнейшем приобрёл самостоятельное значение и отчётливо указывает на плодородящую функцию самой Макоши. Как богиня плодородия и плодовитости она обеспечивала связь между небом и землёй. В христианское время функции Макоши во многом перешли к Параскеве Пятнице. Именины у Григория, Галактиона, Гавриила, Ионы.

19 ноября - Павел и Варлаам. Ледо­став. Клавдия-хромоножка. «Встретились два друга – звон-мороз да бела вьюга». Если день богат снегом, то зима бу­дет снежная, благоприятная для озимых. «Если лед на реке становится грудами, то и хлеба будет груды, а гладко - так и хлеба будет гладко».

Преставление преподобного Варлаама Хутынского . Родился в XII веке, был сыном знатного новгородца. С юных лет посвятил себя Господу и за свою святую жизнь удостоился дара чудотворения. Скончался в 1192 году, похоронен в Хатынском монастыре. К святому обращаются с просьбой дать терпение в болезни. Именинники - Павел, Варлаам, Герман, Александра, Клавдия, Матвей, Никита.

Вся одежда, которую носили в старину, готовилась руками женщин – от сбора урожая льна до готового изделия. Можно только представить, какой силой и теплом были наделены вещи, приготовленные собственными руками. Создавая полотно, женщина выступает в роли творца. Ткачество, как и испечение хлебов, требует от женщины выполнения некоторых запретов-предписаний, например, не ткать во время месячных. Обязательно дождаться момента, когда они закончатся, и обрядиться во всё чистое. Во время тканья какой-либо вещи, женщина уподоблялась богу, который соткал вселенную. Разорванное полотенце становилось символом разорванной судьбы. В день смерти, как знак, что в доме появился покойный, вывешивали у окна полотенце или кусок полотна, по которому умерший уходил в мир иной. Полотенце запрещалось резать в момент нахождения покойного в доме. Нарушение этого правила могло повлечь за собой смерть одного из членов семьи. Надо учитывать, что в процессе творения полотна, а в последующем полотенца, женщина передавала этой вещи свою силу. Таким образом, вещь становилась «продолжением» самой женщины в её же доме.

20 ноября – Федот Ледостав. «Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы скует». «Придет Федот, лед приведет, реки с ручьями встать заставит, зиме прочный путь справит». «Муче­ник Федот лед ведет». На Федота гололед. Снежный день обещает будущей весной большой разлив.

День празднования иконы Божией Матери «Взыграние». Была обретена 7 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. Иконе молятся за детей. Именины у Федота, Кирилла, Валерия, Афанасия, Богдана, Евгения, Лазаря, Антона.

Ц.Праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Ангелы – это служебные духи, сотворенные Богом прежде сотворения человека. Они наделены разумом, свободной волей и большим могуществом. Часть Ангелов, во главе с Денницей, одним из самых старших Ангелов, возгордилась перед Богом. Тогда их светлая природа исказилась, и они, превратившись в богопротивников – сатану и подчиненных ему демонов, духов злобы, - были свергнуты с неба. Большинство Ангелов выбрали послушание Богу и пребывание в Небесном Царствии. Учение святых отцов говорит о наличии в ангельской иерархии 9 чинов, из которых самые старшие – Серафимы и Херувимы, окружающие Престол Божий. Святой Архистратиг Михаил является вождем Небесных Сил – ангелов. Он поставлен над всеми ангельскими чинами, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу (сатану) с другими падшими духами. Кроме Архистратига Михаила и Архангела Гавриила, благовестника Божия, по Священному Писанию и Преданию известны ещё следующие Архангелы: Рафаил – целитель недугов, Уриил – просветитель душ, Селафиил – молитвенник пред Богом, Иегудиил – славитель Господа, Варахиил – податель бдагословений Божиих, Иеремиил – внушитель благих помыслов, возносящих душу к Богу. Все ангелы считаются хранителями людей, и мы обращаемся к ним с молитвой: «Оградите нас кровом крил невещетственныя вашея славы…». Ангелы помогают людям в их жизни, молятся за них Богу, содействуют их спасению. Каждому христианину дается при крещении Ангел-Хранитель.

Веселый и сытный праздник: и по деревням пиры, и в избах везде гости. Михайловы оттепели и грязи. Если на Михайлов день иней - ожидай больших снегов, а если день заканчивается туманом – быть оттепели. «Если Михайло Демьянов (14 ноября) путь порушит, не жди его до Николы(19 декабря). В этот день скот загоняли на зимний корм. Именинники Гавриил, Михаил.

Приметы о свинках: - если свиней скликать глядя в окно, то они в огород не полезут. – если свиньи и мыши сено едят, то будет плохой покос. – если загонять свиней в хлев и есть, то они поедят своих поросят. – не пинай свиней, а то зуд появится. – свиньи расхрюкались – значит, ненастье будет. – если свинья попадётся навстречу – к счастью, удаче. – свинья чешется - к теплу, а визжит – к ненастью.

22 ноября - Матрена Зимняя. Иней к морозам, туман к оттепелям. «Коли облака – май будет ненастным, дождь - к урожаю пшеницы». Зима встает на ноги - налетают морозы. Замерзают водоёмы, появляется снежный покров, но приметили: «Если на Матрёну гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». Ездит зима на пегой кобыле, то запотеет, то, спохватившись, обморозит. Жизнь в поле замирает, оно становится пустынным и сиротливым. Всякая живность замирает, всё останавливается в росте. Земля погружается в сон до весны, до Благовещенья. Лось теряет рога.

День празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница», исцеляющей эпилепсию, психические расстройства и глазные заболевания. Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Хотынском поле: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, д. 8, к. 2. Име­нинники: Матрена, Александр, Иван, Порфирий, Антоний, Илья, Константин.

23 ноября – день святых апостолов Ераста, Родиона, Олимпа. «С Ераста жди ледяного наста». Устанавливается надежный санный путь. «С Ераста жди крепкого наста». «Ераст на все горазд - на стужу, метель, холод и голод, и на бездорожную метелицу». Если день начинается большим туманом - ждут оттепели. Если в этот день идет дождь - быть зиме грязной и малоснежной до Митрофана . «Придет Родион – возьмет зима мужика в полон». В этот день старые и ненужные вещи, но обязательно чистые и починенные, отдавали донашивать нуждающимся. И отдавали сердечно, имея желание помочь, произносили при этом: «Примите от нас, и с этим да по Божьей милости – тепла да добра!». Подходит к концу время свадеб , грядёт пост, предвещающий Солнцеворот, который в дохристианскую эпоху соблюдали под призором волхвов. Рождественский пост – не строгий. С поста не мрут, а от обжорства дохнут. Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь. Добро не лихо, ходит тихо. Доброе словечко в жемчуге. Именинники: Роди­он. Георгий, Эраст, Борис, Прокопий.

24 ноября – Феодор Студит. «Федор Студит землю студит». С Федора Студеного начинает студить и морозить. «Со Студита стужа, что ни день, то хуже». Прилетают зимние ветры, от которых бывает студёно на дворе и морозно на земле. Федоровы ветры волками воют. С Федора-студита зима сердита. Если этот день теплый, то и зима будет теплая, если же холодный, то зима холодная. «Федор не Федора (9 июня) – знобит без разбора». Да ещё время поста грядёт, совсем холодно становится.

День памяти преподобного Феодора Студита , исцеляющего болезни желудочно-кишечного тракта. Храм преподобного Феодора Студита, где хранится его икона: г. Москва. Ул. Б.Никитская, д. 29. День памяти преподобного Мартирия Зеленецкого , помогающего при тяжелых заболеваниях, особенно нервной системы или опорно-двигательного аппарата. Еще при жизни прославился тем, что мог излечить практически любую болезнь. Но самое удивительное – святой воскрешал мертвых. Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь, где покоятся мощи преподобного Мартирия Зеленецкого: Ленинградская обл., Волховский р-он, Усадищенская вол., ст. Зеленец. 14 марта был отпразднован четырехсотлетний юбилей со дня основания. Именины у Виктора, Максима, Федора, Степаниды, Викентия.

25 ноября – день святого Иоанна Милостивого. «На Ивана – снега». Если на Ивана дождь или снег - быть оттепелям до Введения (4 декабря).

День празднования иконы Божией Матери «Милостивая». Именины у Ивана, Нила, Семена, Федора, Юлиана.

Время обработки льна начиналось осенью и продолжалось в течение всей зимы и ранней весны, на это же время выпадает и время свадеб, т. е. время зачатия будущего потомства, к этому же времени приурочены поминальные дни. Это время творения и создания образа своей жизни в будущем году.

26 ноября – день святого Иоанна Злотоустого. Родился в Антиохии ок. 347 года. За редкий дар Богодухновенного слова свт. Иоанн получил наименование «Златоуст». Много трудов положил святитель на устроение Богослужения: составил чин литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал толкования на многие книги Библии. В 397 году Иоанна Златоуста избирают константинопольским архиепископом. За обличение распущенности нравов императорского двора был сослан в ссылку, где и скончался в 407 году в г. Команы.

«На Златоуста все поле пусто». В это время вся зябь озябает. «Созывает зима свою свиту: вьюги да метели, дает Иван холодам наказ – оттепели унять». «На Ивана – снега, зима до Введенья (4 декабря) c места не сдвинется, а коли дождь, то до Введенья будет то ж». Холодная зима и снежная – благодать на хлеба. Именинники Герман, Иван, Никифор.

27 ноября - Филипповки. День апостола Филиппа – праздновался широко, щедро. На Филиппово заговенье было принято оставлять после ужина немного еды в тарелках - угощать домового . Женщины принимаются за пряжу, а потому вся неделя называется кудельницей: «Прялка не Бог, а одежду дает. Иней на Филиппа-урожай на овес, дождь - на пшеницу. Вороны карка­ют - к оттепели. Облачное небо или снег – к ненастному маю. Заговенье (мясоед) на Рождественский пост - конец свадебным неделям, на подходе - рож­дественский (Филипповский) пост . [До 7.01.] Пост посвящен празднику Рождества Христова и длится 40 дней. Сорок дней постился Господь в пустыне. Сорок дней – это пять с половиной недель. Как пять с половиной тысяч лет ждало человечество пришествия Христа Спасителя (согласно традиционному счету, Рождество Христово произошло в 5508 году от сотворения мира), так и мы готовимся к встрече родившегося Богомладенца Христа пять с половиной недель. Пост не очень строгий – на трапезе разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы , пища с добавлением растительного масла. В субботу и воскресенье разрешается рыба. Кроме того, рыба разрешается в праздники, которые отмечаются в этот период (если не совпадают со средой и пятницей): Введение во храм Пресвятой Богородицы, свт. Николая, свв. Апостолов Матфея и Андрея Первозванного и др. Последние пять дней перед Рождеством – строгие, в эти дни рыба не дозволяется. Филипповки - последний срок свадьбы справлять – конец свадебным неделям , в посты свадеб не играли. Куделица – первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дёргали, сучили, наматывали пряжу: - у ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Не ленись прясть – хорошо оденешься. Вороньё чёрное каркает – к оттепели. На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот. Именины у Филиппа, Григория, Михаила, Дмитрия, Алексея.

28 ноября – Гурий. Гурьев день. Святых мучеников и исповедников – Гурия, Самона и Авива. Были казнены за христианскую веру при императоре Диоклетиане в городе Едесса. Эти святые известны среди христиан как покровители супружества. Начало Рождественского поста (по 6 января).

Грязь да снег. «Гурий приходит на пегой кобыле [грязь, снег], да всю нечисть разгонит». «Если снег добрый, то лежать ему до половодья».

День празднования Купятицкой иконы Божией Матери. Явилась в 1182 году около села Купятицкого Пинского уезда Минской губернии в лесу, на дереве. Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест, на одной стороне которого изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой – Распятие. День празднования иконы Божией Матери, именуемой «Благоуханный Цвет». Находится в Воронежском Покровском кафедральном соборе, где известна под именем чудотворной Одигитрии. Этой иконе молятся при различных жизненных невзгодах, телесных и душевных. Именины у Гурия, Дмитрия.

29 ноября – Матвеев день. Апостола и евангелиста Матфея . Имя «Матфей» в переводе с еврейского означает - «Дар Божий». Он был одним из двенадцати учеников Христа. Еще при жизни Иисуса Матфей записывал некоторые из Его изречений, а после Его воскресения написал Евангелие. «На святого Матвея зима потеет (оттепели)». Если буйные вет­ры - быть вьюгам до Николы Зимнего. (19 декабря). Если с утра сильный туман, жди оттепели. Именины у Матвея, Федора, Николая, Виктора.

30 ноября – день святых Григория – еп. Неокесарийского, Лазаря - иконописца, Никона Радонежского. Родился в г. Юрьеве-Подольском. С некоторого времени имел возможность пребывать в одной келии с прп. Сергием Радонежским. Стал игуменом Троицкой обители. Для росписи каменного храма во Имя Пресвятой Троицы пригласил иноков Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Тогда прп. Андрей и написал икону Живоначальной Троицы. Скончался прп. Никон 27 ноября 1426 года. Хорошая пого­да - к хорошей зиме, плохая - к плохой зиме. День памяти святителя Григория чудотворца , епископа Неокесарийского , избавляющего от тяжелых заболеваний, особенно психических. Однажды во время молитвы к Григорию Чудотворцу явилась Пречистая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом. Богородица, указывая рукой на святителя, велела Иоанну Богослову научить Григория как следует поклоняться Святой Троице. Со слов Иоанна Богослова Григорий написал «Символ веры», на котором было основано учение о Святой Троице в православном богословии. По благословению Григория были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за веру. Храм Святого Григория Неокесарийского в Дербицах, где находится престол и ковчег с частицами мощей святителя Григория Чудотворца: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 29 а. Именины у Григория, Лазаря, Михаила, Никона.

— один из десяти великих (обязательных) праздников. Это праздник в честь всех святых, официально канонизированных католической церковью, а также всех верующих, достигших небесной славы.

Он подчеркивает богословскую истину о том, что каждый человек призван к святости.

День памяти всех святых был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам.

Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь . Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В римской церкви праздник отмечали 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме в 609 году (по другим данным в 610 году) в честь Девы Марии и мучеников. К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание об этом событии и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых.

Принятый в латинском обряде обычай отмечать День всех святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке , как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день Хэллоуин ("день духов", "день мертвых").

При Папе Григории IV праздник стал общепринятым. По примеру Англии и Ирландии время празднования было перенесено с весны на осень.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал Ульрих Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.