Потешки для малышей на все случаи!!! Короткие потешки и пестушки для малышей

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Щечки?
    Мыли.
    Носик?
    Мыли?
    А глазки?
    Забыли.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
    – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
    (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - я,
    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик - в лес пошёл,
    Этот пальчик - гриб нашёл,
    Этот пальчик - занял место,
    Этот пальчик - ляжет тесно,
    Этот пальчик - много ел,
    Оттого и растолстел.

    Паучок, паучок,
    Аню хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Аню хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Аню хвать за колени.
    Песик, песик,
    Аню хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Аню хвать за живот.
    Оса, оса,
    Аню хвать за волоса.
    Кузнечики, кузнечики,
    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке – хлюп-хлюп?
    В ванну быстро – прыг, прыг,
    В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,
    Куплю калач.
    Не хныч, не ной,
    Куплю другой.
    Слезы утри,
    Дам тебе три.

    У киски болит,
    У собачки болит,
    А у моего малыша
    Заживи-заживи-заживи.

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
    Пришла лисичка,(гладим спинку)
    Хвостиком помахала
    Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
    Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
    Стул,(стул - щепотью)
    Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
    Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Прочитал,
    Помял, разгладил,
    Сложил,
    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живёт?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котёнок.
    Улыбается ребёнок.

  • Это - ложка,
    Это - чашка.
    В чашке - гречневая кашка.
    Ложка в чашке побывала -
    Кашки гречневой не стало!

    Идет коза рогатая
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп,
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет -
    Забодает,
    Забодает,
    Забодает!

    Утка утенка,
    Кошка котенка,
    Мышка мышонка
    Зовет на обед.
    Утки поели,
    Кошки поели,
    Мышки поели.
    А ты еще нет?
    Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.(загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшка
    В духовке сидела,
    На нас глядела,
    В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Нередко слова «потешка» и «пестушка» употребляются как синонимы. На самом деле это совершенно разные стишки и песенки, и каждая выполняет свою особую функцию.

Что такое пестушки для детей?..

С давних времен пестушками для малышей называли всевозможные приговорки, которыми мамы сопровождали уход за грудничком. Название «пестушка» происходит от старинного слова «пестовать», что значит «нянчить», «ласкать», «растить». Утром мама нежно поглаживает тельце крохи, помогая ему проснуться и потянуться, и при этом приговаривает или напевает особую пестушку – «потягушечку». И точно так же для каждого крошечного события в жизни малыша отыщутся в народной поэзии подходящие пестушки. С ними можно делать массаж, поглаживая ручки, ножки и животик малыша, одевать кроху, купать, носить на руках, баюкать, ухаживать за волосами, целовать, кормить… Такие игры-потешки для детей доставят и малышу, и маме множество приятных минут. Подобным способом мама выражает малышу свою любовь, а кроха чувствует: мама рядом, значит, все хорошо.

…И чем отличаются потешки?

Из названия понятно: потешка для детей должна «потешать» – веселить и развлекать. Кстати, в качестве потешки можно использовать и авторские детские стихи, подходящие по теме. Это часть несложных, но очень полезных малышовых игр. Вместе с потешками для малышей кроха будет осваивать простые движения, знакомиться с первыми словами и понятиями, изучать окружающий мир и себя самого. Играйте с ним почаще в веселые игры-потешки для детей, а он сам почерпнет для себя все самое важное и необходимое. Попробуем?

Пестушки для детей: потягушки-потягушечки…

Запомнив несколько простых игр-потешек для самых маленьких – «поднималочек» и «потягушек», мама сможет с самого утра настроиться на добрый лад и поднять настроение малышу. Подобные игры могут стать настоящим утренним ритуалом, таким нежным и трогательным! Пестушки для детей пригодятся и после дневного сна.

Итак, малыш проснулся и лежит в кроватке. Улыбнемся ему, мягко возьмем за плечики, проведем руками вдоль тела, поглаживая и как бы слегка потягивая. Повторим утренний массаж несколько раз, приговаривая при этом:

Потягушки, потягушечки!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем…

Малыш заулыбался, услышав мамин голос? Тогда сыграйте с ним еще в одну игру. В ней мы будем называть малыша по имени. Это очень важно! Так крохе легче почувствовать, что мама разговаривает именно с ним. Если малыш не против, возьмите его за ручки, поднимите их вверх и чуть-чуть потяните:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший,
Димочка пригожий!

А если у вас доченька, подойдет такая пестушка:

Сонечка проснулась,
Вот как потянулась!
Доченьку все любят,
Все ее голубят.

И конечно, как не вспомнить с утра потешку про петушка, который «голосисто поет»? Не про вашего ли малыша этот стишок? Не он ли просыпается раньше всех, не давая маме поспать? Но мы ведь не станем из-за этого огорчаться, верно?

Потешки для детей: повседневные дела

Потешками можно сопровождать любые действия по уходу за малышом. Так вы превратите не слишком любимые крохой процедуры, вроде одевания и умывания, в игру. Забавный стишок отвлечет малыша. А еще будет развивать его.

Вот, например, замечательная игра-потешка для самых маленьких, помогающая маме умывать ребенка «Где ты, носик?» Умывая или купая малыша, рассказывайте или напевайте потешку и при этом касайтесь называемых частей лица крохи. Можно дотрагиваться до щечки и носика своим пальцем или взять ручку малыша и подносить ее то к носику, то к ротику…

Если у вас не дочка, а сыночек, замените последнюю строчку. Например, можно сказать: «Вот умыли мы сыночка!» А через какое-то время кроха будет с удовольствием сам показывать вам, где у него щечка, а где носик и ротик.

Водичка-водичка… Вот еще одна потешка для умывания. С ее помощью тоже можно запоминать части лица.

Одевалочки . При помощи потешек для малышей легко отвлечь ребенка, который никак не хочет просовывать ручку в рукав кофточки. Или совершенно не желает надевать штанишки, а вместо этого так и норовит перевернуться на животик или схватить стоящую поблизости коробку с влажными салфетками… Попробуйте перед тем, как начать одевать кроху, громко и ритмично рассказать потешку, хлопая в ладоши. А уже потом приступайте к одеванию. И, конечно, тоже с потешками.

Потешки для массажа: ножки, ножки, где вы были?

Когда у малыша хорошее настроение, поиграйте с ним в забавные игры-массажи с потешками. Они полезны и для физического, и для умственного развития крохи. Достаточно будет всего пару раз рассказать ребенку потешку, поглаживая ручки или животик, и кроха запомнит стишок, станет оживляться всякий раз, когда услышит знакомые строчки. А если в конце игры предполагается какая-нибудь смешинка, вроде щекотания или всяческих «кусь» и «хвать», то малыш будет заливаться смехом уже заранее, даже когда мама еще не добралась до самой веселой части игры.

Кипяток-щекоток! Сначала поиграем с ручками крохи. Погладьте одну ручку, потом вторую, приговаривая:

Здесь вода холодная, (гладим ладошку)
Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя)
Здесь вода горячая, (гладим от локтя до плеча)
А здесь – кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток! (легонько щекочем подмышки и шейку малыша)

Куда ходили ножки? А теперь помассируем ножки малыша: сначала ножку погладим, потом слегка пощипаем, а в конце потешки схватим малыша за пальчики на ноге – хвать!

– Ваня, Ванечка!
Куда ходил?
– В лесочек!
– Что видал?
– Пенечек!
– Под пенечком что?
– Грибок!
Хвать – да в кузовок!..

Когда малыш будет уже хорошо знать эту игру, попробуйте делать паузу перед последней строчкой. Понаблюдайте за реакцией крохи.

Гимнастика с потешками для детей

Пока малыш еще не умеет делать зарядку самостоятельно, ему помогает мама. А чтобы упражняться было веселей, позовем на помощь потешки для детей.

С боку на бок. Будем перекатывать лежащего на спинке малыша с боку на бок, приговаривая:

Вправо-влево, вправо-влево,
Перекатываем тело.
Руки в стороны, вперед,
Ох, веселый мы народ!

Произнося две последние строчки, разводите ручки малыша в стороны, а затем скрещивайте на груди.

Топотушки. Согните ножки лежащего малыша в коленях, стопы упираются в стол. Попеременно переставляйте ноги малыша, как будто он топает по столу. А затем топаем в обратную сторону. Потешку рассказываем четко, в такт шагов.

Уходи с дороги, кот!
Наша Настенька идет,
Наша Настенька идет,
Ни за что не упадет!

Развиваемся с потешками

Даже если на первый взгляд игра с потешкой кажется совсем простой, она все равно очень полезна. Тут вам и развитие, и учение, и развлечение одновременно!

Дарики-дарики. Эта простая и веселая игра поможет малышу запоминать части тела. Возьмите кроху на руки и приговаривайте:

Дарики-дарики,
(возьмите ладошки малыша в свои и хлопайте ими)

Летели комарики,
З-з-з! (сложите пальцы в щепоть, как будто это комарик летает возле малыша)
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились! Кусь! («комарик» дотрагивается до носика малыша – кусь!)

Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку, в шейку и т.д. Перед тем как сделать «кусь», просите малыша: «Скорее прячь ушко, чтобы комарик не укусил!» Через некоторое время кроха не только запомнит названия частей тела, но и будет с радостным визгом прятать от «комариков» носик или ушко, едва только вы их назовете.

Курочка. Возьмите пальчик малыша и постучите им по ладошке, как будто курочка клюет зернышки. При этом приговаривайте:

Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

В конце игры спросите малыша: «Как курочка клюет?» И снова «поклюйте» пальчиком. Через некоторое время, услышав знакомую потешку, малыш будет сам раскрывать ладошку и стучать по ней пальчиком.

И строго, и ласково. Рассказывайте потешки с разными интонациями. Первую – строго, вторую – мягко, ласково. Благодаря этому малыш будет учиться различать разные оттенки настроения и по-разному на них реагировать. А еще такие игры помогают развивать эмоции крохи.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

И пусть кроха пока еще не знает многих слов. Но он прекрасно чувствует мамину любовь и нежность, с которой она произносит эти простые и добрые строки. Пусть игры с потешками займут достойное место в арсенале ваших с малышом домашних игр.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…
Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете.

Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Так вот, если вы потчуете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” - не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от ов).

Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Ладушки

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, “запрятанный” в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. “Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается”. Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.

Пили простоквашку! - еще раз.

Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

Игра строится на “легочном меридиане” - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.

Здесь вода горячая…

А тут кипяток! - пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие весьма кстати: и разв , и профилактика от гриппа.

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Любовь Павлова

Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, кандидат психологических наук

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан», у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка - «рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Щелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота

День-деньской занята:

Ей - травы нащипать,

Ей - на речку бежать,

Ей - козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Небылицы

Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Была репа важная,

Дивилась бабушка каждая:

Одним днем

Не обойдешь кругом.

Всей деревней ели

Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.