Почему женщине нельзя ходить в церковь в брюках. Почему церковь признала брюки женской одеждой

Многих православных периодически занимает вопрос: можно ли в церковь в брюках женщине? Ответ на него пытаются найти в различных цитатах из Библии. При этом одни видят в них однозначный запрет ходить женщине в церковь в брюках, а другие трактуют их несколько по-другому.

Запрещено ли в церкви носить брюки?

Если проанализировать высказывания, которые содержатся в Ветхом Завете, то в них говорится о запрете носить одежду противоположного пола. Там сказано, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчинах – женской.

Однако, прежде чем делать какие-либо выводы, следует проанализировать, как именно выглядела одежда в те времена? Самое удивительное, что в тот период, и даже намного позже, в Средние века, брюк не существовало ни как женского, ни как мужского элемента гардероба. Их появление произошло только лишь в 19 веке.

Если углубиться в Православное писание, то можно найти такую расшифровку, что же именно имеется под одеждой, свойственной для противоположного пола: «…ни носити личин комических…». Таким образом, имеется в виду не обычная одежда, а предназначенная для так называемых ряженых. Так была проведена аналогия с языческими обычаями, которые проникают в христианскую среду.

Также в христианских канонах озвучивается, что женщина облачится в одежду для мужчин ради мнимого подвижничества. Здесь имеется в виду отклонение женщины от той сути, в соответствии с которой ее создал Бог.

Таким образом, в Библейские цитаты скорее вложен смысл о духовных качествах женщины, а не о том, почему нельзя ходить в церковь в брюках.

Следует сказать, что брюки появились как элемент женского гардероба, лишь в 20 веке. Окончательно за ними закрепился статус одежды для женщин в 60–х годах благодаря Иву .

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Библии не содержится запрета для женщин ходить в церковь в брюках. В последнее время распространена практика одевать поверх брюк большой платок.

По общепринятым традициям поход в храм предполагает обязательного наличие головного убора для представительниц прекрасного пола и исключает длину мини для юбки, нужно, чтобы она прикрывала колени.

Наверное, нет другой такой детали гардероба, вокруг которой было бы сломано столько копий, как обычная юбка, в которой по традиции должна посещать храм верующая женщина.

Все священники и верующая общественность делятся по вопросу юбок на две группы: одни считают, что в храм Божий женщина может приходить и в брюках, лишь бы это были женские брюки, вторые доказывают, что это противно воле Господа и готовы закутать слабую половину человечества в покрывало с головы до ног, подобно апостолу Павлу.

Женская одежда

Действительно, во Второзаконии, где Моисей дает израильтянам законы, по которым им следует жить дальше, написано: «На женщине не дoлжнo быть мужскoй oдежды, и мужчина не дoлжен oдеваться в женскoе платье, ибo мерзoк пред Гoспoдoм Бoгoм твoим всякий делающий сие» (Втoр. 22:5).

Известный толкователь ветхозаветных текстов, богослов и писатель Александр Лопухин указывает: целью Моисея и Бога, который глаголет его устами, является сохранение иудейского народа от противоестественного растления, то есть от гомосексуализма, который был в ходу у многих языческих народов мира. Библия указывает на недопустимость этого: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит. 18:22). Есть версия, что переодевание было связано и с различными языческими обрядами, когда при восхвалении демонов жрецы переодевались в одежду другого пола.

С другой стороны, ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового Завета о брюках, а тем более, о женских брюках не знали: оба пола носили хламиды различной длины. Женские хламиды, скорее всего, были более длинными и делались из мягких и тонких материй.

С Ветхим Заветом вполне согласно решение Шестого Вселенского Собора, который созывали в Царьграде (Константинополе) в VII веке. На нём экзархи церкви определили, что: «никакoму мужу не oдеватися в женскую oдежду, ни жене в oдежду, мужу свoйственную… …ни нoсити личин кoмических… ...не вoзглашати гнуснoгo имени Диoниса…». Tут тoже речь идет, прежде всего, об однополых отношениях и обрядах поклонения языческим богам.

Про брюки ни слова

Вообще, штаны, как элемент мужской одежды, стали известны на Ближнем Востоке только во времена Крестовых походов, когда местные народы увидели средневековых рыцарей, а в самой Европе штаны стали в ходу после нашествий на Рим германских варварских племен.

Поэтому никаких особых высказываний по поводу брюк мы не найдем ни у ранних христианских святых, ни у христианских святых отцов средних веков, которые считали указания Ветхого Завета и Собора достаточными для женщин.

Наши дни

Настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин Островский, говорит, что ошибаются те, кто хочет нарядить всех женщин в длинные юбки, считая, что это - главное, но ошибаются и те, кто считает длинные юбки чем-то недостойным, некрасивым и смотрят на «юбочниц» с презрением, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

Протоиерей Игорь Фомин считает, что лучше зайти в храм в джинсах и с непокрытой головой, чем пройти мимо, но подчеркивает, что гораздо более естественно и красиво, когда девушка, женщина приходят в храм в традиционной одежде.

Недавно канонизированный святой Грузинской Православной Церкви, наш современник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) указывал, что одежда человека «изобличает состояние его души». Получается, что джинсы на девушке в храме в этом контексте выступают символом бунтарства, феминизма, не угодного Богу, в то время, как традиционная одежда становится признаком смирения души, покорности её воле Божьей и устремления к совершенству.

Удивительно, но за две тысячи лет, в христианстве не сложилось общей традиции: как именно должна одеваться женщина, идущая в храм. В одних церквях голову покрывают даже младенцам-девочкам (РПЦ), в других - платок носят только замужние, на Востоке христианки остаются простоволосыми, чтобы отличаться так от мусульманок, а в Греции спокойно ходят в храмы и без платков и в брюках.

Традиция

Традиция РПЦ зиждется на том, что любой верующий должен выглядеть скромно, не привлекать взглядов прихожан, не нарушать чужой молитвы и не возбуждать похоть. Поэтому в храм лучше ходить в женской одежде ниже колен, с платком или палантином на голове.

Удивительно, но многие вчерашние любительницы джинсов или брюк уверяют, что частое посещение храма меняет предпочтения женщин – они становятся более консервативными. Один из игуменов города Казани сказал очень верные слова: «Женщина сама должна испытать потребность ходить в юбке, а заставлять её делать это нет никакой необходимости».

С пор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5 ). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15 ).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей...» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «...определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную...», и тут же продолжение: «...ни носити личин комических... при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса...» и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19 ), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34–35 ). И еще: «...а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем...» (1 Тим. 2:12 ). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26 )

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е - 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, ... За это отвечать придется перед Господом... И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию - и немногие живыми вернутся... И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «...не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18 ). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6 ). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион призвал служителей терпимо относиться к одежде прихожан.

Владыка с сожалением указал на случаи, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань». Он назвал такое отношение «болезнью, с которой надо бороться». Об этом сообщает сайт Отдела внешних церковных связей РПЦ.

— Наши приходы и епархии в Западной Европе вообще не знают таких запретов в отношении женской одежды, — сказал Иларион. — Уже более 80-ти лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя… Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье, — выразил уверенность архипастырь.

После этого заявления почему-то вспоминается конец 80-х, когда перестройка распахнула границы полчищам западных проповедников всех мастей. На их фоне православные батюшки выглядели, прямо скажем, бледновато, поскольку руководство РПЦ тогда строго придерживалась своих канонов. Не поощрялось церковным начальством и даже каралось участие служителей культа даже в спортивных мероприятиях, не говоря уже о светских вечеринках и т. п.

Но, похоже, ситуация изменилась. Батюшки теперь вовсю проповедуют в рок-клубах, гоняют с байкерами на мотоциклах, прыгают с парашютом и обучают детишек в спортзалах основам каратэ…

Корреспондент «СП» попытался выяснить, какой отклик нашел призыв архиепископа Волоколамского Илариона у служителей православной Церкви

Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного Собора.

«СП»: — Помимо платка и брюк, какие еще церковные каноны можно не соблюдать?

— Например, устарел, на мой взгляд, запрет на употребление лекарств, изготовленных иудеями. Фармацевтика Израиля сегодня — одна из передовых в мире. Или вот — запрет делить трапезу с инаковерующими. В этом случае, вообще можно умереть с голоду и забыть о посещении столовых, кафе и ресторанов. Кроме того, есть канон, согласно которому, человек, пропустивший три церковные службы без уважительной причины, отлучается от церкви. Он явно устарел.

«СП»: — То есть любые «железные» правила могут рано или поздно меняться, но не вредит ли это вере?

— Жизнь не стоит на месте, и любые каноны в зависимости от времени и обстоятельств могут меняться. Например, в Иерусалиме верующие несут в церковь пальмовые ветви, а у нас — ветви вербы. Это пример адаптации канонов без изменения сути веры. Решает такие вопросы в первую очередь сама Церковь. И вообще за две тысячи лет с рождества Христова в Церкви произошло очень много изменений — и в культовой практике, и в облачениях, и во многом другом. Например, нет ничего общего в облачении архиерея пятого века и 21-го… Но при этом Церковь, стараясь приблизить каноны к современной жизни, не отменяет никаких вероучительных правил.

о.Сергий (Рыбко), священник:

— В писании сказано, женщина да не приемлет на себя образа мужеского, а мужчина — женского. Здесь, однако, речь идет далеко не о брюках или иных вещах гардероба. Все гораздо глубже. В прежние времена на Востоке все ходили в туниках, а на Руси все это истолковали так, что нельзя в Храм заходить в брюках. Глупость, конечно. К тому же, существует деление — женские брюки, мужские. А, например, за Полярным кругом без брюк вообще не походишь.

«СП»: — Илларион, как можно понять, призывает служителей Церкви терпимо относиться к одежде прихожан. Но чаще приходится сталкиваться с тем, что замечание молодым девушкам, приходящим в церковь в брюках и без платков, делают сами прихожане?

— Подобные конфликты из-за платков и платьев случались и у нас в храме. Особенно отличались две бабушки. Пришлось их предупредить, и даже погрозить удалить из храма. Они, в конце концов, успокоились. Но надо заметить, что бабушки — это все же особая категория.

«СП»: — В каком смысле?

— Несмотря на свою седину и старость, многие из них сами не так давно пришли в Церковь, и у них еще не сформировалось понимание того, как надо себя вести в храме. К тому же многие из них воспитаны были все же еще комсомолом, который заставлял всех ходить строем. Отсюда и попытки построить других людей. Думаю, в этом основная причина такого поведения. Согласен, они хотят, как лучше, но получается — как всегда.

«СП»: — После такого заявления Илариона остается в силе пословица: со своим уставом в чужой монастырь не ходи?

— Один покойный батюшка так рассказывал мне о своей прихожанке. Вначале она заявила, что на службу будет приходить, но вот целовать руку священнику отказалась. «Ну, хорошо, не целуй», — ответил он ей. «И на колени вставать не буду». «Не вставай». Но прошло короткое время, и прихожанка и на колени стала вставать, и руку целовать… Просто человек не сразу все понимает и осознает. В священном писании сказано, что некоторых надо вначале молочком кормить, а когда окрепнут — давать твердую пищу. Но повторяю, не самое главное — в брюках ты пришла или без платка. Есть вещи более важные.

«СП»: — В каких приходах нарушения канонов распространены чаще — в городских или сельских?

— Мне кажется, больше проблем возникает в деревнях, где храм посещают в основном старушки. А когда заходит туда помолиться какая-нибудь дачница, ее начинают учить уму разуму. В Москве же к одежде уже давно относятся спокойнее. Хотя, конечно, есть и священники, которые думают так же, как старушки. Вообще Церковь должна всегда искать индивидуальный подход к каждому человеку и обстоятельствам его жизни. Например, во время поста необходимо снисхождение к путникам и болящим, а если сейчас начать соблюдать пост по уставу, то для многих он окажется, вообще неисполним. В то же время, у греков вообще нет такого, чтобы целый день не есть, и это — только русский «прибамбас». Но есть вещи, к которым не может быть никакого снисхождения.

«СП»: — Какие?

— Измены Церковь не приемлет.

Кстати

Василий Великий в 91-м правиле своего творения о Св. Духе, говорит:

«Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания — по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо, если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания…»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.