1 ноября день святых. День всех святых в Польше. Праздник почитания Святых

Или «Духов день» уходит своими корнями в языческие дохристианские верования западной Европы. Две тысячи лет назад племена кельтов в это же время отмечали наступление Нового года, в канун которого отмечали особый праздник Самайн (Samhain). Это время – время перехода обожествляемой кельтами природы к зиме - считалось волшебным и мистическим. По мифам и легендам, именно в это время граница между миром нашим и миром волшебным почти исчезала и различные волшебные существа - сиды проходили в мир людей, которым могли вредить или наоборот, помогать, а люди могли легко попасть в потусторонний мир. В этот же день души умерших возвращались в свои дома и требовали у живых жертвенной пищи.

У древних римлян в конце октября отмечали сразу два праздника - Фералии, которые были посвящены памяти усопших, и дни Помоны - богини древесных плодов. Это совпадение праздничных дат, скорее всего, и было причиной того, что традиция поминовения умерших в конце октября сохранилась и во время Римской Империи.

С принятием христианства языческий праздник слился с праздником церковным, так появился День всех святых, ежегодно отмечаемый католической церковью 1 ноября. Примечательно, что другой праздник - «Канун Дня всех святых» или «Хэллоуин» обязан своим названием староанглийскому варианту названия Дня всех святых - All hallow ees (Месса всех святых). Таким образом, «Хэллоуин» - это «Канун Оллхолуиса».

Изначально День всех святых отмечали 13 мая: в этот день в 609 году (или в 910 году в других источниках) папа Бонифаций IV освятил римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века празднование было перенесено на 1 ноября папой Григорием ІІІ. Посвящался праздник тем святым, как официально канонизированным, так и безвестным, у которых не было своего праздника в течение года.

Со временем языческие предания о сидах превратились в средневековые представления о нечистой силе, которая в этот день обретает силу и пугает добропорядочных обывателей. Именно с эпохи Средневековья Хэллоуин в народном сознании связан с ведьмами, шабашами, колдовством и прочей нечистой силой.

Однако, с этим праздником связано множество других поверий и легенд. Например, считалось, что тот, кто ночью проползет под опустившимися до земли ветками куста черной смородины, увидит тень своей суженой. Согласно другому поверью, игрок, который спрячется под отростками смородинового куста и призовет Князя Тьмы, всегда будет иметь удачу в картах.

Сегодня и следующий сразу за ним День поминовения усопших единый праздник – День святых и усопших - последний крупный праздник римско – католической литургии и официальный праздник во многих государствах. В это время прихожане посещают службу, поминают всех усопших, ставят для них подарки и еду, зажженные свечи.


В традициях разных народов формы поминовения усопших различны. Например, в Австрии для утопленников в этот день повсеместно опускаются на воду венки. Во многих провинциях существует обычай одаривать хлебом. В Тироле в ночь и день поминовения усопших ставят еду для «бедных душ» и зажигают свечи.

В Бельгии в День всех святых по традиции следует посетить могилы умерших родственников, возложить букеты цветов и зажечь свечи.

День всех святых незаметно переходит в день всех усопших, отмечаемый второго ноября. В этот день с самого утра приходят на кладбище, часто процессией, с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы и ставят горящие свечи. Большое количество зажженных поминальных свечей - символ этого праздника.

— один из десяти великих (обязательных) праздников. Это праздник в честь всех святых, официально канонизированных католической церковью, а также всех верующих, достигших небесной славы.

Он подчеркивает богословскую истину о том, что каждый человек призван к святости.

День памяти всех святых был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам.

Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь . Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В римской церкви праздник отмечали 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме в 609 году (по другим данным в 610 году) в честь Девы Марии и мучеников. К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание об этом событии и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых.

Принятый в латинском обряде обычай отмечать День всех святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке , как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день Хэллоуин ("день духов", "день мертвых").

При Папе Григории IV праздник стал общепринятым. По примеру Англии и Ирландии время празднования было перенесено с весны на осень.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал Ульрих Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

В средние века на 1 ноября был назначен “День Всех Святых” – в этот день чествовались все святые, не имевшие своих специальных дней в течение года. Церковь не случайно выбрала для этого праздника 1 ноября – таким образом она надеялась покончить с языческими ритуалами и традициями, которые пришли из древности. Этот праздник назывался “All Saints’ Day ” или “All Hallows’ Day”.

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших — День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим.

День этот имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим — сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника — Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.

Такое совпадение дат поощрряло сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) — таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» — это не больше чем «Канун Оллхолуиса». При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин стал любимым среди ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).

Христианский праздник День всех святых имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самайн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим - сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа) приходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность «побывать» в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника.


День всех святых у православных

Упоминание о празднике всех святых относится к концу IV – началу V веков, в проповеди Иоанна Златоуста. Вспоминается этот праздник и в песнопениях преподобного Ефрема Сирина.

"Поэтому, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Днем Ангела, молитвенно желаю, чтобы Христос Спаситель мира и нас удостоил, по молитвам всех святых быть наследниками Царства Небесного", – обратился к читателям "Вестей" настоятель лавры.

Собор всех святых является последним днем перед Петровым (апостольским) постом, который начитается 12 июня. А через неделю после общего Дня всех святых Русская православная церковь отмечает еще один праздник: Собор всех святых, в земле русской просиявших.

Традиции празднования в католических верующих

Практически каждый житель нашей страны прекрасно осведомлён, что в середине осени католики отмечают праздник под названием Хэллоуин, который предвещает наступление другого интересного события – Дня всех святых. Смысл праздника у католиков такой же, как и у православных христиан: почитание всех тех, кто посвятил свою жизнь служению христианству и каким-то образом пострадал из-за своей веры. Однако католики немного иначе относятся к данному событию. В этот день принято переодеваться в страшные костюмы, шуметь, петь и всячески веселиться. А причиной такому поведению стали языческие корни праздника. Ранее считалось, что на Хэллоуин вся нечисть вылезает из своих укрытий и ищет жертву для своих тёмных планов. Потому простое население пыталось как можно правдоподобнее перевопВ ночь с 31 октября на 1 ноября в англоязычных странах отмечается Хэллоуин, известный также как канун Дня всех святых. По традиции он ассоциируется с ведьмами и колдунами, которые, по поверью, свободно расхаживают в эту ночь среди людей. В этот день организуется карнавал, символом которого считается ведьма на метле и выдолбленная тыква, внутри которой зажжена свеча.

Напомним, Хэллоуин - аналог знаменитого кельтского праздника Самхейн, также отмечавшегося в ночь под 1 ноября. У племен кельтов, проживавших на территории Англии, Ирландии и Северной Франции, и деливших год на зиму и лето, день 31 октября считался последним днем уходящего года. С этого дня, по традиции кельтов, начиналась зима.

Прɑɜднuĸ oĸyтɑн рɑɜлuчнымu прeдoтeeжeнuямu u прuмeтɑмu, ʙeдь Дeнь ʙсex сʙятыx тɑĸ нɑɜʙɑн ʙ чeсть сʙoбoды нeчuстoй сuлы. Пoгoʙɑрuʙɑют, чтo eслu ʙɜять тыĸʙy u гoрящuй фɑĸeл u oбoйтu свoй дoм 3 рɑɜɑ, тo этo oгрɑдuт u ɜɑщuтuт жuльe нɑ слeдyющuй гoд.

Coглɑснo прuмeтɑм, нɑ Xэллoyuн нeльɜя дoмɑ дeржɑть чeрнoгo ĸoтɑ, ɑ нɑ ĸрышe сoʙy. Жuʙoтнoe прuнeсeт ʙ дoм нeсчɑтьe, ɑ птuцɑ нɑĸлuчeт смeрть. Крoмe тoгo, сyeʙeрuя глɑсят, чтo нyжнo быть oстoрoжнымu пɑyĸɑмu. Еслu нoчью ʙ дoмe пoяʙuлся пɑyĸ, тo yбuʙɑть eгo нe слeдyeт. Tɑĸuм oбрɑɜoм, пoĸoйный пытɑeтся oтʙeстu oт нeпрuятнoтeй. В нoчь прɑɜднuĸɑ людu мoгyт ʙuдeть ʙeщue сны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.