Вербное воскресенье: не освящением вербы единым. Вербное воскресенье: праздник и его история

Приветствую, друзья!

Я тут снова решила пробежаться по различным праздникам, а так как самый ближний и достаточно значимый будет в этом году 9-го апреля, то есть, уже совсем скоро, остановлюсь на нем. Все верно, речь пойдет о Вербном воскресении (он же - Пальмовое воскресенье). Но смотреть на этот день я буду не под привычным нам углом, мне хочется вспомнить далекие времена и почти забытые нами традиции и поверья.

Но об этом чуть нижу, а пока немного вводной информации (для общей картины, так сказать).

Вербное Воскресенье в христианстве

Еще одно название этого праздника - Вход Господень в Иерусалим. Отмечать его верующие начали еще в IV веке, но к нам он пришел лишь в Х, и именно тут был назван - Вербное Воскресенье.



В этот день Иисус Христос верхом на осле (осел в данном контексте, является символом мира, в противоположность лошадям) въехал в Иерусалим. Встречен он был шумной и радостной толпой: люди кидали под ноги ослу, на котором ехал Спаситель, пальмовые ветви (в наших краях пальм отродясь не было, поэтому ветви пальмы мы заменили на вербу, так как вечнозеленые еловые ветви ассоциировались с похоронными обрядами, а кроме вербы еще ни одно дерево не распустило свои почки), некоторые даже свою одежду расстилали, дабы воздать почести Христу. Ведь слухи о чудесах, сотворенных Иисусом быстро долетали до стен Иерусалима, и вот сейчас люди ждали новых чудес: они надеялись, что Христос положит конец римской оккупации и отомстит за детей Израилевых.

Однако, их ожидания не оправдались, и все мы прекрасно помним, чем все закончилось. Отсюда и привкус трагедии в этом дне.

В канун этого праздника весь православный мир ходит в церковь святить веточки вербы, которые потом приносят домой, хранят весь год, украшают ими иконы, развешивают по углам комнат и так далее, но об этом чуть ниже.

Забытый смысл и обряд «Вербохлест»

Но все же, не стоит забывать, что в дохристианскую эпоху верба уже имела свой сакральный смысл и уже связывалась с языческим обрядом, имеющим весьма говорящее название - «Вербохлест». Церковь просто взяла и кое-что слегка переделала. Но вернемся в языческие времена.

Напомню, что для наших с вами предков очень важно было продолжение рода: ведь от количества детей в семье зависело количество хозяйских рук (чем больше, тем лучше), ну, и ряды доблестных воинов пополнялись. Следовательно, вероятность погибнуть от происков врагов или голода уменьшалась. А верба, как раз таки, у славян была символом плодородия и быстрого роста: так как это самое первое растение, которое пробуждается после зимнего сна, оживает, распускает почки. Верба пробуждается сама полная сил, и может еще передать свое здоровье и красоту людям и животным.

В этот день парни легонько хлестали девушек веточками вербы по ногам - символизируя тем самым оплодотворение (отсюда и название такое - Вербохлест).


С Вербным Воскресеньем и вербой связано немало традиций и обрядов. Конечно часть из них уже потерялась во времени, однако, некоторые живы до сих пор. Итак:

  1. Собирать вербу ходили в Лазареву субботу (накануне праздника) и обязательно до восхода солнца;
  2. И святить ее надо было в этот же день вечером (или в воскресенье с утра);
  3. Веточки вербы украшали лентами и бумажными цветочками (иногда это делалось после освящения в церкви);
  4. Также, вербовые ветви клали к иконам и оставляли там либо на весь год, либо до Егорьева дня. В некоторых регионах России для этих целей сооружался специальный «теремок» из соломы, который украшался и подвешивался перед иконами;
  5. После Егорьева дня веточки вербы хранили в хлеву , втыкая их под крышу, считалось, что это поможет уберечь скот от пропажи. Так как выбрасывать их было грехом, иногда вербовые ветки сжигали, а иногда бросали в воду;
  6. Домашнему скоту давали съесть веточку или почки вербы. Считалось, что это придаст здоровья;
  7. В некоторых областях страны, почки вербы запекали в хлеб и кормили им животных , наши предки полагали, что это увеличит поголовье скота;
  8. С этой же целью в некоторых регионах выпекали печенье в форме почек вербы (причем выпекали по количеству скота и птицы, а иногда и домочадцев), потом святили в церкви;

    В Костромской губернии оно (печенье) называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

  9. Так же, в Егорьев день веточкой вербы было принято ударять скотину , а потом скармливать ей эту веточку. Такой обряд способствовал приросту скота;
  10. В праздник Ивана Купалы деревце (а иногда и просто ветки) вербы использовали в праздничном ритуале: девушки украшали ее и водили вокруг хороводы, пели, а потом в круг хоровода забегали парни и разрывали деревце. Считалось, что такой обряд поможет увеличить урожаи;
  11. Напомню, что верба - растение, которое отожествляется с плодородием. Поэтому, бесплодные женщины иногда съедали почку вербы (это должно было помочь им зачать ребенка);
  12. В некоторых губерниях нашей страны существовал обряд с интересным названием - «окликание молодух». Смысл его заключался в том, что накануне праздника Вербного воскресенья (в полночь) молодежь ходила по домам молодоженов. Стоя у ворот, они кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и запускала всю эту веселую толпу в дом, где пение продолжалось: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». При всем при этом, всех домочадцев легонько стегали вербовыми прутиками, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым» или «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она провожала поющих;
  13. Если веточки вербы разломать и рассыпать по полю, а почки раскрошить в зерно перед посевом - это должно увеличить урожай;
  14. Для этого же, вербовые ветки втыкали по углам полей (а иногда и просто высаживали в поле деревце). Это не только способствовало хорошему урожаю, но и уберегало посевы;
  15. Вербой лечили детей: для этого нужно было сходить на реку и нарвать веток вербы (идти надо было до восхода, а рвать три раза по девять веток, чтобы получилось три пучка, в каждом из которых девять веточек). После прихода домой, один пучок ставили в горячую воду и купали в ней ребенка (купать надо было перед окном, из которого виден восход солнца). В полдень такие же действия производили со вторым пучком вербы (только окно выбиралась то, перед котором находилось солнце). Ну, и соответственно, третий пучок шел в ход на закате: те же самые действия, но уже на западном окне, из которого был виден закат. Считалось, что после всех этих манипуляций болезнь отступала;
  16. Вербу жгли и этим дымом окуривали скот;
  17. Веточки и почки растирали и использовали в качестве примочек от ушибов и опухолей. Иногда посыпали этим порошком раны у скота;
  18. Наши предки приписывали вербе и защитные свойства : славяне считали, что верба может защитить от гроз, бурь, каких-то иных стихийных бедствий (а иногда даже и от нечистой силы);
  19. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Приметы на Вербное воскресение

В основном, все приметы этого дня связаны с погодой, урожаем, здоровьем и продолжением рода (в той или иной степени):

  • Ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето;
  • Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год;
  • Если погода ясная и теплая - урожай фруктов будет хорошим;
  • На Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут;
  • Съешь почку вербы – решится важное дело;
  • На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Вот это особо интересно, молодые девушки, часто пользовались этим суеверием. Считалось, что если парень не обращает на тебя внимания, но очень нравится, то весь день нужно усиленно о нем думать, и к вечеру он придет и позовет гулять;
  • Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым;
  • Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Эта примета вытекает из поверья о том что за неделю до Пасхи ведьмы начинали рьяно вредить людям. Конечно, сила их в эти дни была не велика, но перестраховаться все же следовало.

Ну, вот на этом, наверное, и все. Конечно, я собрала далеко не все приметы и обычаи, их столько, что материал нужно разбивать на несколько отдельных статей (а этого, честно говоря, не хотелось). Ну, а что-то я могла просто и упустить из виду, так что вы можете смело дополнять меня в комментариях.

До новых встреч, друзья!

N. B. В написании статьи я опиралась на несколько сайтов:

  • sotok.net (огромная и познавательная статья);
  • nexplorer.ru;
  • svarogday.com;
  • mk.ru;
  • wikipedia.org;
  • Ну, и добавила то, что знала сама об этом дне.




Рассказывая про Вербное Воскресенье, дата – первое, что необходимо прояснить. Этот праздник зависит от Пасхи и отмечается ровно за неделю до неё. И Вербное Воскресенье 2017 не стало исключением.

Если вы не знаете Вербное Воскресенье в 2017 году, какого числа будет праздноваться, спешим вам сообщить – 9 апреля. А это значит, что осталось, не так уж много времени на подготовку. Но перед тем как перебирать книги рецептов и обзванивать будущих гостей, нужно разобраться, чем же знаменито Вербное Воскресенье: история праздника, его традиции и обычаи.

«Официальное» церковное название этого праздника – Вход Господень в Иерусалим, в память о событиях, открывающих Страстную неделю. Христос въехал в Иерусалим верхом на ослице в сопровождении Апостолов. А жители города приветствовали Его, бросая пальмовые ветви.




С тех пор каждый год христиане отмечают этот день, как один из самых важных праздников. Любили его и на Руси. Но в отсутствие пальм использовали более доступную и распространенную вербу и её ближайших родственников: ракиту, ветлу или иву. К Вербному Воскресенью на них как раз распускались красивые почки-котики.

Раньше, до 1697 года праздник отмечался очень пышно. Патриарх проводил утреннюю службу, затем садился на коня, закамуфлированного под ослика, и по главным улицам Москвы ехал в другой храм. А вел эту процессию, держа фальшивого осла под уздцы, сам государь. Но Петр Первый решил, что такой обычай не соответствует новому имиджу европейской державы, и отменил его. Но даже он не мог запретить людям отмечать Вербное Воскресенье, традиции соблюдать и обряды так, как они привыкли.

Вспоминая Вербное Воскресенья, обряды – это первое, о чем необходимо вспомнить. И большинство из них, так или иначе связаны с вербой. К примеру, с самого утра стоит пойти в церковь на службу и освятить веточки этого растения. Получившийся букетик обязательно нужно было сохранять целый год в красном углу за образами.




Если верба собрана и освящена в Вербное Воскресенье, приметы приписывают ей необыкновенные свойства. Она способна защитить от головной и зубной боли, проблем с желудком и многих других заболеваний. В воде, настоянной на ней, купали слабых и больных детей. Считается, что если женщина, у которой не получается забеременеть, проглотит 3 почки с освященной вербы, то это поможет ей зачать ребенка. И это – только часть волшебных свойств, которыми наделяли это растение.

Особое внимание уделялось праздничному обеду. В этот день можно было немного ослабить пост и готовить блюда из рыбы, добавлять в них красное вино и постное масло. Также обязательно пеклись сладости, которые могли сильно отличаться в разных местностях. Чаще всего делали печенья в виде орешков или набухших почек вербы. Иногда пекли сладкие пастилки или хлебцы с почками этого растения.

Можете это сделать и вы: сходить с утра в церковь, освятить пучок веточек, а затем собрать в своем доме самых близких и дорогих людей и отметить с ними этот праздник, когда в этом году Вербное Воскресенье вы уже знаете. О том, как

Если спросить себя, с каким праздником ассоциируется весна, наверняка одним из самых распространенных ответов будет Пасха. А Пасха – это не только яйца и куличи, но еще и веточки вербы. Их стремятся приобрести ровно за неделю до торжества. Ведь последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. Известно, что в этот день Иисус Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим, и все радостные люди постилали ветви пальмы прямо на его пути. Но почему тогда речь идет о вербах?

И вообще что означает праздник Вербное воскресенье, в чем его суть, с чем он связан? Об этом расскажем прямо сейчас.

Христос воскрес: причем тут верба

Вы можете подумать: «В южных странах есть возможность достать пальмовые ветви, а в наших северных широтах их заменяют вербами». И будете абсолютно правы, но не до конца. Интересно, что это растение на Руси с незапамятных времен символизировало весеннее возрождение, новую жизнь, благоприятные перемены к лучшему. Изначально это был чисто народный символ, но с какого-то момента (сейчас уже трудно сказать, с какого) верба приобрела и религиозное значение.

Но и это еще не все. Известно ли вам, какое дерево дает почки первым в наших широтах? Да, именно верба – то самое деревце из семейства ивовых.

Тут интересно одно обстоятельство: скоро ли наступит весна, долго ли, выпадет ли празднование Пасхи на апрель или май (ведь бывает по-разному), а верба все равно дает свои пушистые почки. Это уже много веков позже наука докажет, что деревья реагируют не столько на потепление, сколько на увеличение светового дня. Но народ не мог знать и не знал таких особенностей, что не помешало ему признать символом весеннего обновления именно это деревце.

Что произошло 2000 лет назад: значение праздника

Мы уже давно привыкли к тому, что каждый праздник имеет одно общепринятое название, например, Новый год или 8 марта. Однако в случае с Вербным воскресеньем ситуация другая. Его также называют Пальмовое воскресенье, а еще Неделя Цветоносная (реже – Неделя ваий).

Что же произошло 2 тысячи лет назад, откуда пошел праздник и традиции, с ними связанные? Если кратко — Спаситель под восторженное ликование народа въезжает в Иерусалим на ослике, но что стоит за этим на самом деле? В древние времена люди уделяли большое внимание определенным символам. Справедливости ради надо сказать, что мы и сегодня неравнодушны к мелочам. Согласитесь, что цвет галстука, модные аксессуары и даже марка авто — все это можно назвать языком нового времени.

А теперь давайте представим на секунду психологию людей, которые жили две тысячи лет тому назад. Иисуса ведь воспринимали как Спасителя, того самого Мессию, который должен был прийти и защитить израильский народ от гнета римских оккупантов, захвативших его историческую землю в те времена. Более того – очень многие уверовали, что он и есть Сын Бога живого. А ведь Бог – это Царь, и место царю – непременно в столице.

И вот Христос совершает свое служение, исцеляет больных и даже воскрешает из мертвых. К слову сказать, Лазарева суббота празднуется ровно за день до Вербного воскресенья (накануне Иисус по преданию воскресил умершего Лазаря). После этого Мессия въезжает в священный город и столицу еврейского народа Иерусалим. Этой истории предшествует целая череда интересных, действительно знаковых событий.


Но вот что удивительно. Спаситель вошел не на коне, а на осле. И это событие придает особое значение празднику Вербное воскресенье. Ослик – символ мира, в то время как если бы Христос въехал на коне, это означало бы его воинственные планы – взять город силой, принуждением. И совсем необязательно даже верить в Бога, чтобы понять, в чем истинный смысл события. Да, мы практически всегда можем добиться желаемого понуждением, приказом. Другое дело – насколько долго ситуация будет оставаться такой, как мы «приказали»?

Напротив, добрая воля, мирный диалог – путь более сложный. Но и результаты его впечатляющие, из категории тех, про которые говорят «всерьез и надолго». Вот почему эта удивительный рассказ означает нечто большее, чем въезд Господа в город Иерусалим. На деле Вербное воскресенье – символ победы мира над войной, доброй воли над понуждением, власти ума над властью руки и оружия. И все служение Христа было призвано служить в том числе этой идее.

Что происходит сегодня: значение и символы Вербного воскресенья

Разумеется, гении и великие люди опережают свое время на несколько веков. А в случае со Христом – пожалуй, на 2 тысячелетия. Что, впрочем, мы и наблюдаем в наши дни: идея свободы и неприкосновенности личности, ценности каждого человека начала охватывать сознание человечества лишь в веке 21. Но ведь не бывает всё и сразу, не так ли?

А как сегодня отмечается праздник Вербное воскресенье в разных конфессиях и в среде обычных людей?

  1. Православные христиане стараются как можно быстрее приобрести вербочки и спешат на богослужение в Церковь. Посещение храма – это вообще приятная обязанность, тем более, что освящение вербы возможно именно в церкви. Верующие стоят с веточками и зажженными свечами в радостном безмолвии. Они как бы встречают Спасителя, предвкушая приближение Пасхи. Но одновременно это и тревожное ожидание. Ведь начинается Великая седмица: ровно через неделю Спаситель будет казнен, а затем он воскреснет из мертвых.
  2. Католики и лютеране называют воскресенье Пальмовым, что нисколько не меняет значение и символы праздника. В южных странах (например, в Италии, Франции) верующие как раз идут с пальмовыми ветвями – природа ведь позволяет! А в остальном традиция празднования примерно такая же, как у православных. У финнов и некоторых других народов до сих пор жива традиция составлять букеты из верб и дарить друг другу с пожеланиями добрых перемен.
  3. Протестанты тоже спешат приобрести ветви вербы и отправиться на богослужение. Однако чаще всего представители этой конфессии не используют свечи, что, впрочем, не омрачает их настроения и не нарушает атмосферу праздника. Верующие особенно много внимания уделяют молитве и радостным песнопениям.

Ну а у обычных людей тоже принято украшать дом вербами – их ставят в вазу, чтобы ветви порадовали домашних и гостей. Кстати говоря, можно легонько ударить веточкой по близкому человеку – это как минимум поднимет настроение. А самое главное, это довольно древняя традиция: считается, что такой обряд укрепляет здоровье. Можете даже искренне пожелать: «Будь здоров, как верба». Лучше продержать ветви в доме как можно дольше – как минимум до того дня, когда все радостно говорят «Христос воскрес!»

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В 2018 году отметим Вербное воскресенье 1 апреля, а в 2019 будем праздновать 21 апреля.

В старину существовало множество традиций, которые имеют и православные, и языческие корни. Например, ветви вербы после засыхания скармливали скоту, чтобы он дал хорошее потомство. А женщины, которые не могли забеременеть, съедали почки вербы. В наше время мы можем просто освятить ветви в церкви, а можем и просто поставить их в красивую вазу на видное место, смотреть и любоваться. Глядя на них, можно настроиться на позитивную волну добрых перемен.

Не секрет, что предмет сам по себе не дает ничего, если только человек не поверит в него. А точнее – в самого себя. Вера в свои внутренние резервы, физические и душевные силы как минимум поднимает настроение и гарантирует прилив настоящего вдохновения. И здесь не имеет большого значения, чей праздник мы отмечаем, какое значение вкладываем в него. Объяснить это можно только действием каких-то внутренних сил, которые пока неизвестны науке. Но интуитивно каждый понимает, что они живут в нем.

Просто настроиться на общую волну доброго и светлого гораздо проще, когда многие люди вокруг нас улыбаются и радостно разбирают вербочки. Идут с ними в церковь, к себе домой или в гости. Это как новогодняя суета – едва ли вы пройдете мимо елочного базара, когда радостно разбираются эти деревца, и покупаются новогодние подарки.

Вербное воскресенье было и остается одним из главных церковных и народных праздников, оно символизирует ожидание Пасхи и вообще самых светлых событий, маленьких и больших чудес в нашей жизни. Значение праздника тесно связано и с наступлением весны, которая уже сама по себе выступает символом позитивных перемен.


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Почему-то распространилось мнение о том, что Вербное воскресенье и Прощёное – это одно и то же. На самом деле день, когда принято просить прощения у всех своих близких и знакомых, отмечается ровно за 7 недель до наступления Пасхи. Хотя, конечно, ничто не мешает нам избавиться от ненужного груза эмоциональных проблем и наладить контакты со всеми, кто дорог сердцу именно в такой светлый день, как Вербное воскресенье.

Вот почему праздник обозначает добрые перемены, символизирует весну.

А оттепель, прежде чем случиться вокруг, должна произойти внутри нас. Правильный настрой, небольшие усилия над собой – это и есть залог доброго успеха. Значит, не нужно все и сразу – достаточно сделать даже маленький шаг, который, в свою очередь, приведет к новому, а он – к еще более важному последствию. Как было бы здорово сделать этот шаг именно в день Вербного воскресенья!

Вербное воскресенье отмечается православными христианами за неделю перед Светлой Пасхой. Это крайне важный праздник, наполненный глубоким смыслом.

Суть праздника Вербное воскресенье

Праздник имеет и второе название — Вход Господень в Иерусалим. Это значимое для всего православного мира событие означало приход Мессии и Спасителя всего рода человеческого. В священный город Иисус прибыл на осле, который выступал символом мира. Верующие ликовали, встречая Сына Божьего, и знали о том, что он чудесным образом воскресил праведного Лазаря. Под ноги ему бросали пальмовые ветви в знак почтения и уважения, однако эта ликующая толпа буквально через 5 дней готова была растерзать Мессию. Он не оправдал людских надежд на свержение власти и не стал творить бесчинства.

Как праздновать Вербное воскресенье в 2017 году

В 2017 году православные будут отмечать Вербное воскресенье 9 апреля. Вербным оно стало на Руси потому, что пальмы в суровом климате не растут, а верба является первым весенним деревом, символом жизни и возрождения. Символическое дерево с древних времен пользовалось популярностью у наших предков: существует даже традиция хлестать друг друга его ветвями, чтобы изгнать из тела негатив, болезни и печали.

Иисус завещал православным жить, любить ближнего своего и не покушаться на чужое. Праведная жизнь тех, кто пошел вслед за Сыном Божьим, увенчана славой в веках, и их великие подвиги отмечены в Новом Завете. Чтобы очистить душу перед Светлым Христовым Воскресением, очень важно раскаяться в своих вольных и невольных грехах .

В Вербное воскресенье православные идут на службу в церкви и храмы, несут с собой букетики из вербных веток, чтобы священники окропили их святой водой. Эти ветви относят домой, чтобы они служили защитой от любых невзгод. Также в этот день несколько вербных букетов относят на кладбище.

9 апреля запрещена работа, поэтому день лучше всего посвятить встречам с близкими родственниками за скромным праздничным столом. Следует уделить время молитвам: любые слова, произнесенные с чистой душой и исходящие от самого сердца, будут услышаны. Говорят, что именно в это воскресенье Небеса полностью открыты и внемлют каждому произнесенному слову.

Молитвы способны изменить судьбу и исцелить любую душу, помочь человеку начать духовный рост. Время, проведенное в размышлениях над собственной жизнью, помогает исключить из нее грешные поступки и неверные суждения. Желаем вам светлого праздника, счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

19 МАРТА. ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ГВОЗДЕЙ В ИЕРУСАЛИМЕ ЦАРИЦЕЙ ЕЛЕНОЙ. ЖИТИЯ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА И ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование «равноапостольный», а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа. Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной. Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода. Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры. После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.