Запреты и традиции в день аграфены купальницы

В пятницу, 6 июля 2018 года, в народе отмечают день Аграфены Купальницы. По преданию, именно в этот праздник начинался купальный сезон. Более того, с этим днём связано много занимательных традиций и обрядов.

Аграфена на Руси – это святая мученица, которая жила в Риме в III веке и носила там имя Агриппина. Молодая девушка отказалась от замужней жизни, людских радостей и соблазнов, и посвятила себя вере в Иисуса Христа.

Во времена гонений, при правлении Валериана II, христианка Агриппина оказалась в руках язычников. Они заточили девушку в тюрьме и жестоко пытали, поломали кости и приковали её обнажённую за несломленную веру в истинного Христа. Перед тем, как Агриппину подвергли казни, к ней явился Ангел Господень и унёс её душу с собой.

Растерзанные останки мёртвой христианки добрые люди тайком забрали из города и после долгих раздумий решили захоронить в Сицилии. Тысячи страждущих, которые молились и просили о помощи возле гробницы Аграфены, получали чудесное исцеление. Поэтому её почитают по всему миру.

Люди назвали Аграфену Купальницей, потому что этот день предшествовал великому празднику – Ивана Купала, и весь народ выходил вечером купаться в озёрах, реках, банях, обливались холодной колодезной водой. Считалось, что в этот праздник вода заряжала людей целительной энергией, живительной силой. Все топили бани, гадали и купались нагими.

Традиции и обряды на праздник Аграфены Купальницы

В день Аграфены Купальницы юные девушки одевали свои лучшие наряды и красовались в них перед родственниками. А те презентовали им всевозможные подарки, украшения, начиная от конфет и пряников, заканчивая бусами.

Вечером того же дня наряженные барышни шли в гости к подружкам и готовили толчёный ячмень. А утром варили кашу, от которой женская красота и здоровье становились ещё лучше.

Готовили девушки также и кашу, которая называлась «обетной». Жители села сдавали деньги на обед, на улицы выставляли столы и угощали всех, кто проходил мимо: и обычных прохожих, и странников, и голодных нищих.

В день Аграфены Купальницы сеяли репу, приговаривая, чтобы она уродилась большой и крепкой. Ведь репку употреблял в пищу весь простой народ.

На Аграфену обязательно купались в водоёмах, пели песни, парились в бане заранее заготовленными вениками из целебных трав. По всей бане принято было разложить свежескошенную траву.

В праздник Аграфены Купальницы вязали веники на год вперёд. Женская половина населения собиралась в лесу и начинала делать веники из берёзы, ивы, ольхи, рябины, смородины, калины, липы.

Ночью на Аграфену Купальницу было принято собирать цветы Иван-да-Марья и раскладывать по углам избы для того, чтобы в дом не пробрался вор. Также по избе рассыпали чертополох и крапиву от нечистой силы.

Дети, родившиеся 6 июля, считались счастливыми и удачливыми. Всех детей в этот день приводили умываться родниковой водой, чтобы здоровье было крепким.

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.

Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря отныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...

У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен "выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый.

Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не на Аграфену, а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.

Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!"

Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".

Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.

К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.

Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."

Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.

Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили... Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...

Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня . Уже из самого названия можно понять, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали в этот день начало купального сезона. Общее купание сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

На Аграфену Купальницу заготавливались банные веники на целый год вперёд. Веников тогда и сейчас существует большое разнообразие - из берёзы, ольхи, рябины, ивы и даже, если можно так сказать, мультивеники, которые состоят из различных пород деревьев и растений. К тому же, веники использовались не только для бани, но и для различных ритуалов — их бросали через голову или на крышу бани, чтобы узнать будущее. Банными вениками наряжали отелившихся коров и т.д. В этот день украшали дома цветами и травами.

Как уже говорилось выше, так как праздник Аграфена Купальница связан с водой, то в этот день нужно обязательно помыться в бане, ну, или, по крайней мере, в современной ванной. В Древней Руси, во время мытья в бане использовали различные лечебные травы, чтобы в этот день с подачи Аграфены, исцелить свои болезни. По аналогии с праздником Ивана Травника (), славяне снимали с себя рубахи и в полночь искали в лесу целебные коренья и растения (купальницу).

Одно время в Вологодской губернии в этот день собирали нищих и неимущих, и для них ставились столы с обетными кашами. Все нищие, что собирались, а иногда их доходило до нескольких сотен, ели на Аграфену за счёт деревни. В окрестностях города Кириллова был также довольно интересный обычай, когда девушки ходили по домам и просили - Умойте. Умойте могло означать - подайте что-нибудь из

Мало кто знает, но большое количество восточнославянских праздников представляют собой некий симбиоз христианских и языческих праздников. Именно поэтому многие славянские праздники практически не имеют аналогов в мире. Дело в том, что огромное количество праздников появилось на Руси еще задолго до прихода на наши земли христианской веры.

Когда Христианская Церковь начала распространять свое влияние на территории Руси, она попыталась бороться со всеми языческими праздниками, которые тогда существовали. Стоит отметить, что ей действительно удалось избавиться от многих языческих традиций и обычаев. Но, несмотря на все запреты церкви, люди продолжали отмечать немалое количество особенно полюбившихся в народе праздников. Представители церкви поняли, что не смогут бороться с этими праздники, поэтому они решили подстроиться под них. Именно поэтому многие восточнославянские праздники являются смесью христианства и язычества. И как бы церковь не пыталась избавиться от языческих корней тех или иных славянских праздников, им не удается сделать это и по сей день.

Одним из наиболее популярных восточнославянских праздников является Аграфена Купальница. От этого праздника христианской церкви также не удалось избавиться. Именно поэтому этот народный праздник был объединен с днем памяти о святой Агриппине.

Агриппина причислена Христианской Церковью к лику святых мучениц. Дело в том, что она с раннего детства воспитывалась в христианстве. Агриппина добровольно призналась в своей вере, за что была подвергнута страшным мученьям. Ее избили палками и закидали камнями так сильно, что переломали все кости. После этого ее раздели и заковали в кандалы. Однако девушка не умерла от этого, так как явился ангел и придал ей смерти. После этого ее мучения прекратились. Впоследствии она была приговорена к смерти. Согласно приданию ее разрубили и захоронили в Риме. Произошло это в середине третьего века. Спустя несколько веков ее мощи перенесли Минео. Именно поэтому принято считать, что она является покровительницей этого сицилийского городка.

День памяти этой святой мученицы проходит в православных церквях 6 июля. В этот же день славяне отмечают и праздник Аграфены Купальницы, который являет собой некую подготовку к купальской ночи.

История праздника

Особенность большинства восточнославянских праздников заключается в том, что крайне сложно определить, когда именно они появились. Это же касается и народного праздника Аграфены Купальницы. Точная дата появления традиции отмечать этот праздник неизвестна. Доподлинно известно лишь то, что свою историю Аграфена Купальница начала еще задолго до прихода христианства на Русь. То есть, этому празднику больше тысячи лет, ведь он появился до 988 года.

Несмотря на то, что этот праздник появился еще задолго до христианства, Церковь решила объединить его с днем памяти святой Агриппины. При этом христианская церковь не привнесла в этот праздник ни одной из собственных традиций и обычаев. Именно поэтому Аграфена Купальница и по сей день отмечается так, как это делали восточные славяне тысячу лет назад.

Стоит отметить, что сейчас этот праздник не так распространен, как былые времена. Дело в том, что в условиях города его не так просто праздновать. Хотя в некоторых деревнях люди по-прежнему соблюдают восточнославянские традиции и отмечают этот праздник так, как это делали раньше.

Как отмечать и праздновать праздник Аграфены Купальницы

Так как этот день является некой подготовкой к купальской ночи, то совсем неудивительно, что практически все обычаи, которые принято соблюдать в этот день, связаны с мытьем в бане, купанием в водоемах, сбор трав и цветов, гаданием, плетением венков и народными гуляньями. То есть, праздник этот очень похож на Ивана Купала.

В некоторых населенных пунктах существовала традиция, согласно которой купаться в реках, озерах и других водоемах начинали только на Аграфену Купальницу. Более того, в этот день проходили общие купания, в которых принимали участие не только взрослые, но и дети. Стоит отметить, что особой популярностью такие купания пользовались именно среди детей, так как это действительно веселое занятие.

Практически все обычаи, которые принято соблюдать на Аграфену Купальницу, связаны с водой или травой. Одним из наиболее популярных обрядов было обливание каждого встреченного человека на улице. Что примечательно, людей обливали не только чистой, но и грязной водой. Согласно найденным летописям, в некоторых местах молодые парни надевали на себя самую грязную одежду и шли к водоему. Там они набирали в ведра наиболее мутную и грязную воду. С этой водой они ходили по деревне и обливали всех подряд. Исключение они делали лишь для маленьких детей и стариков. При этом больше всего доставалось девушкам. Можно смело предположить, что таким образом парни флиртовали с молодыми красавицами. Иногда доходило до того, что парни врывались с ведрами в дома, в которых жили молодые девушки, дабы облить их там. Заканчивались подобные обряды тем, что перепачканная молодежь шла на водоемы для совместного купания.

Как отмечают некоторые историки, несмотря на весь интимные подтекст подобных обрядов, в водоемах парни и девушки купались в одежде. Однако они предпочитали скрываться от взрослых, дабы те их не увидели. То есть, подобные традиции, которые принято было соблюдать на Аграфену Купальницу, имеют под собой некий интимный подтекст.

Что касается девушек, то в этот день они в обязательном плане гадали на своих суженых. Делали это они с помощью подорожников и других трав. Кроме того, в некоторых деревнях девушки собирались в ночь на Аграфену Купальницу, дабы побеседовать. Во время этой беседы они толкли в ступке ячмень. Продолжалось подобное занятие всю ночь. Наутро из толченого ячменя варили кашу и угощали ею нищих

В этот же день девушки надевали свои наиболее красивые наряды и ходили по домам. Во время таких похождений дамы просили у хозяев всевозможные девичьи украшения. Щедрые хозяева давали им серьги, кольца, ленты, бусы, ожерелья и прочие украшения.

Восточные славяне считали, что если на Аграфену Купальницу умыться вечерней росой, то весь год болезни будут обходить стороной. Поэтому многие на Руси собирали в этот день вечернюю росу и умывались ею. Кроме того, они также собирали всевозможные травы, делали из них веники и вешали в своих домах. Славяне полагали, что в этот день травы заряжены особой силой.

Помимо того, что в этот день делали веники и венки для украшения дома, на Аграфену Купальницу славяне также заготавливали веники, чтобы применять их в бане. Более того, они старались заготовить этих веников столько, чтобы их количества было достаточно на целый год. Делали их в основном из березовых веток. Но иногда также использовали ветки и других лиственных растений. Что примечательно, ветки для веников собирали исключительно лишь девушки и женщины.

С одним из сделанных в этот день веников люди парились в этот же день. Другие веники использовали для того, чтобы окропить с их помощью дом, скот и огород.

Ну а главной традицией, которую соблюдали на Аграфену Купальницу, являлось мытье в бане. Этим занимались практически все.

Русский народный праздник отмечается 6 июля. День святой мученицы Агриппины, которую на Руси назвали Аграфеной. Жившая в Риме юная девушка отказалась от брака, от привычной жизни девушек своего круга ради того, чтобы посвятить себя Богу.

В годы гонений на христиан Агриппина оказалась пред судом язычником, которые за упорство в вере бросили ее в заточение и подвергали пыткам. Согласно легенде, Ангел Божий посетил Агриппину, ее раны исцелились, но от продолжавшихся пыток она все-таки умерла. Женщины-христианки Аграфоника, Васса и Павла переправили останки Агриппины на Сицилию и спустя какое-то время у ее гробницы стали случаться многие чудеса.

Народное прозвание святой пошло от того, что с вечера этого дня наступало время купаний. На Русь с ночи приходил праздник великий - Иван Купала. Все три праздничных дня - Иван Купала, Аграфена Купальница и Петры-Павлы - естественным образом стали для народа единым праздником, сочетающим в себе традиции христианства и наследие язычества.

Он сопровождался множеством сложившихся обрядов, разнообразных гаданий и примет, сложено о нем немало легенд и сказок. Праздновали все. Непременно топили баньки, устраивали купания во всех водоемах.

А еще это были дни сбора трав, которые, как верили, набирались в ночь на Ивана Купалу магических сил, но особенно - папоротник. Ему было отведено для цветения только считанные мгновения той ночью, его охраняла нечистая сила, но тот, кто смог бы в одиночку добыть его, не знал бы бедности до скончания дней, видел невидимое, находил клады, был силен и здоров.

В этот день девицы наряжались и так красовались перед родными, чтобы одарили подарками - от пряников до лент и бус. Вечерком же шли к одной из подруг, чтобы приготовить толченого ячменя, для каши на завтрашний день, разумеется, не простой, но от которой женское здоровье станет крепче, а красота - краше.

Готовили в Аграфенин день «обетную кашу», которая была на самом деле не каша, но целый постный обед, на который скидывались все селяне и столы для него следовало выставить на улицу, не отпуская голодными ни путников, ни нищих.

Сеяли репу, сопровождая таким приговором: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа - до великого поста». Этот овощ был одним из самых употребляемых продуктов в рационе простого народа, и о репе есть такая шутка: «Мимо девки да мимо репки просто так не пройдешь».

Народные поговорки и приметы:

Муравьи днем спрятались в муравейник - к непогоде.

До Аграфены старым людям нельзя ходить купаться.

Если на порог в эту ночь положить веточку крапивы - нечисть не сможет пробраться в дом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.