Ребенок 10 лет отказывается есть твердую пищу. С какого возраста можно давать твердую пищу и как научить ребенка ее жевать

Как добавить рецепт

Делиться своими рецептами в «Кулинарном клубе Valio» очень просто – нужно только заполнить короткую форму. Перед заполнением ознакомьтесь с простыми правилами оформления рецептов.

Название рецепта

Название вашего рецепта должно быть уникальным. Заранее проверьте в поиске сайта, использовалось ли уже ваше название. Если вы находите 100% сходство – проявите фантазию и переформулируйте свое название. Например, вместо названия «Борщ» напишите «Русский борщ» или «Борщ с грибами». Ориентируетесь в своем названии на тип блюда и его ингредиенты. Название должно быть понятным и по возможности коротким.

Краткий анонс

В этой графе вы можете рассказать другим пользователям почему публикуете именно этот рецепт или в чем его особенность/исключительность.

Время приготовления

Укажите общее время приготовления блюда (без учета ожидания).

На конкурс

Если в настоящий момент мы проводим конкурс рецептов и вы хотите, чтобы ваш рецепт участвовал в нем, поставьте галочку. Ингредиенты Valio

Если в своих рецептах вы используете продукты Valio, уточните какие и в какой пропорции. Наш каталог поможет вам быстро найти нужный ингредиент. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Если вы использовали молочные продукты других производителей, попробуйте найти альтернативные продукты в линейке продукции Valio и укажите их.

Другие ингредиенты

Введите в этом поле все оставшиеся ингредиенты из вашего рецепта по очереди, от самого важного продукта к второстепенному. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Не забудьте указать необходимую дозировку. Не отчаивайтесь, если не смогли найти нужный продукт в нашем кулинарном каталоге. Вы можете сами «добавить свой продукт» в наш каталог, нажав на соответствующий линк. Убедитесь, пожалуйста, заранее, что необходимый продукт отсутствует. Вспомните о различиях в названиях, например, «помидор» и «томат».

Как готовить

Это поле предназначено для самого рецепта. Постарайтесь описать рецепт пошагово, отделяя каждый шаг клавишей «Enter». Наш кулинарный клуб приветствует уникальность в текстах. Рецепты, скопированные с других источников, не пройдут модерацию. Когда подавать?

Чтобы пользователи узнали о вас чуть больше, заполните о себе краткую анкету, если вы не заполнили её ранее.

Перед публикацией рецепта воспользуйтесь клавишей «Предпросмотр», чтобы убедиться, что все поля заполнены и нет ошибок.

«Кулинарный клуб Valio» оставляет за собой право модерации рецептов перед загрузкой их на сайт. Заполнив форму, вы соглашаетесь с тем, что ваш рецепт будет рассмотрен модератором и только после его проверки на соответствия правилам заполнения отобразится на сайте. Модератор также имеет право вносить свои коррективы в рецепты в том случае, если они написаны с грамматическими или стилистическими ошибками, а также в случае необходимости любого смыслового корректирования текста или изображений. Рецепты, скопированные с других сайтов, модерацию не проходят.

Спасибо за ваш рецепт!

Первый способ приема пищи младенцем – сосание, с его помощью начинается подготовка мышечного аппарата челюстей. Проблема, как научить ребенка жевать, обычно возникает к двум годам, когда уже пора есть твердую пищу с общего стола, а малыш упрямится и соглашается питаться только пюрированными продуктами. Причина отказа жевать еду — пропущенные этапы в формировании жевательного рефлекса, который в норме должен следовать за . В идеале, первые тренировки стоит начинать одновременно с . Тогда уже к году малыш научится измельчать пищу и сможет расширить свой рацион.

Жевательный рефлекс ребенка — что это такое

Жевательный рефлекс представляет собой процесс откусывания, дробления, перетирания пищи в полости рта. Зубы и верхняя челюсть играют в этом деле пассивную роль. Чтобы жевать еду, мы пользуемся мускулатурой нижней челюсти. Эти мышцы очень сильные. Например, у мужчин давление коренных зубов — от 30 до 90 кг.

Сокращение жевательных мышц обеспечивается рефлекторным путем. После попадания еды в рот вкусовые, температурные, тактильные рецепторы раздражаются и посылают импульсы в мозг. Регулировка движения челюстей, силы сдавления осуществляется центральной нервной системой. Считается, что рефлекс, благодаря которому мы может жевать, обеспечивается в рефлекторном центре продолговатого мозга, а высший центр жевания находится в коре.

Чтобы качественно измельчать твердую пищу, мы совершаем множество скоординированных между собой движений, часть которых регулируется условными рефлексами. Как известно, эти рефлексы не появляются при отсутствии потребности в них. То есть, если всегда кормить ребенка перетертой едой, потребности начать жевать у него не возникнет.

Если регулярно давать здоровому малышу кусочки еды, он обязательно рано или поздно научится ее жевать. Даже самые упрямые дети максимум к 5 годам переходят на взрослый рацион. Для чего же тогда приучать ребенка к твердой пище уже на первом году жизни? Почему по нормам малыш в 1,5-2 года должен жевать и глотать так же, как и взрослый человек? Дело в том, что процесс жевания напрямую связан с развитием челюсти и системы пищеварения.

Если годами давать ребенку только измельченную еду, его развитие нарушается:

  1. Когда ребенок начинает жевать еду, кровоснабжение его десен увеличивается, а значит, растущие зубы получают больше питания, становятся более крепкими и здоровыми. Ограничение нагрузки на челюсть ухудшает состояние зубов, препятствует формированию правильного прикуса и может привести малыша в кабинет стоматолога.
  2. С ростом ребенка развиваются и его органы пищеварения. Для переваривания твердой пищи нужно больше слюны и ферментов. Есть риск, что позднее начало жевания приведет к сбоям процессов пищеварения во взрослой жизни.
  3. При помощи мышц челюсти мы может не только жевать еду, но и разговаривать. Измельчение пищи зубами, передвижение ее кусочков по рту при помощи языка готовит малыша к четкому произнесению звуков. Как правило, дети, которые отказываются жевать еду, имеют и логопедические проблемы.

Когда дети должны нормально жевать и глотать

Вводя прикорм, внимательно следя за питательной ценностью и безаллергенностью детского меню, многие родители забывают о необходимости обучить ребенка жевать еду, глотать маленькие кусочки. Вся пища как минимум до года измельчается блендером. Неподкрепленный практическими занятиями жевательный рефлекс в это время постепенно затухает.

Родителям, которые хотят не пропустить важный момент формирования новых навыков у ребенка и научить его жевать пищу, будет полезна информация от ВОЗ:

Возраст Развитие умения жевать еду Степень измельчения продуктов
5 месяцев Появляются первые рефлекторные жевательные движения. Тогда же рвотный рефлекс «отодвигается» глубже, к задней трети языка. В это время дети уже готовы физиологически держать мягкую пищу во рту и могут начинать учиться ее жевать и глотать.
7-12 месяцев Формирование навыков кусания и пережевывания. Язык учится совершать боковые движения, продвигать пищу к зубам. В 1 год здоровый ребенок физиологически способен есть не измельченные блендером каши, мелко нарезанные фрукты и овощи. .
до 2 лет Малыш умеет хорошо жевать еду. Разрешена пища с общего стола, естественно, с учетом ее состава. В два года ребенок умеет откусывать и жевать свежие фрукты и овощи. Единственный продукт, который еще может требовать измельчения – жесткое мясо.

Почему ребенок не жует пищу

По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.

Причины неумения жевать пищу:

  1. Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
  2. Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
  3. Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
  4. Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
  5. Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать или ниблер, навыки не сформируются.

По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.

Что делать маме

Пожалуй, самые рациональные рекомендации, как научить ребенка жевать, дает именно Комаровский: «Дети повторяют родителей. Невозможно обучить жевать, если малыша не пускают за семейный стол и не дают посмотреть, как едят взрослые. Очень хороший способ освоить жевание: сажаем ребенка рядом во время обеда, выразительно двигаем челюстями и акцентируем его внимание на этом процессе.

Научить упрямого ребенка жевать в 2 года, если он упорно отпихивает еду и даже давится ей, может только чувство голода. Когда малыш по-настоящему голоден, ему придется начать осваивать новое для него умение жевать еду. Естественно, обучение начинают с мягкой пищи, например, кусочков вареных овощей. Лучше выбрать продукты, которые ребенок с удовольствием ел раньше в виде пюре. Постепенно увеличивают количество и размер кусочков, добавляют более твердую пищу».

В дополнение к советам Комаровского приведем несколько рекомендаций логопедов, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы малыш старше года умел жевать и глотать твердую пищу:

  • отработка жевательных движений наиболее эффективна на ранее запрещенных мармеладе, зефире или пастиле. Выбирать нужно только натуральные продукты без красителей. Если ребенку поставить условие, что он получит сладость, если будет ее жевать, и показать, как это делать, он будет стараться с удвоенной силой;
  • можно рассказать, что блендер сломался или потерялся, и теперь еду будем измельчать вилкой. Возможно, малышу понадобятся сочувствие, уверение в собственных силах, обещание купить новый блендер (как-нибудь потом). Когда ребенок начал есть раздавленную пищу, степень ее измельчения понемногу уменьшаем;
  • активно общайтесь со сверстниками и детьми немного старше. Пусть малыш видит, что жевать твердую пищу умеют не только взрослые. Совместная еда — отличный стимул учиться.

Современная альтернатива мешочку из марли, в который раньше заворачивали фрукты или хлеб, — ниблер. Это пластиковая сеточка или силиконовый резервуар с дырочками, в которые кладут еду. Для удобства держания ниблер оснащен кольцом или ручкой. Это приспособление позволяет обучить малыша жевать пищу без риска подавиться. Отверстия бывают разного размера, поэтому можно подобрать подходящий ниблер ребенку с 5 месяцев до года.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.


Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.


Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.


Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.


Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой "взрослого" супа и кусочком хлеба

Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.


Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Февраль 18, 2013

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).

Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.

Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.

Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!

Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.

Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы «Мешают крошки и я боюсь глотать ».

Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», — спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.

Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…

Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои .

Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.

Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!

Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант и коуч по детско-родительским отношениям. Имеет публикации в журналах «9 Месяцев» и «Няня» в качестве медицинского психолога, вела рубрику «Вопрос психологу» в журнале «9 Месяцев». Публиковалась в "Российской Газете". Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.



С самого рождения малыш не только растет, но и развивается, с каждым днем осваивает все новые умения, учится переворачиваться, сидеть, ползать, стоять на ножках. Так же поэтапно малыш приучается к пище с общего стола. Чтобы у ребенка не было проблем с работой ЖКТ, чтоб он питался сбалансированно и правильно, процесс приучения должен проходить постепенно. Сначала малышу предлагают прикорм – примерно в 6 месяцев, ненавязчиво, иначе у ребенка не разовьется интерес к еде. В рацион ребенка вводятся молочные каши, овощные и фруктовые пюре. Вся пища должна быть однородной, чтобы кроха не подавился. Но рано или поздно мамы начинают задумываться о том, когда вводить в рацион ребенка твердые кусочки? Как это сделать безопасно, чтобы малыш не подавился? Что делать, если ребенок отказывается от твердой пищи и просто выплевывает ее? Ответы на все эти вопросы сможете найти в данной статье.

Когда нужно учить ребенка жевать твердую пищу?

Навык жевания – это не врожденный рефлекс, его приобретают с возрастом. Умение жевать твердые кусочки пищи очень важно для ребенка. Правильная работа челюстей и управление языком прекрасно развивает речевые способности. Когда малыш активно двигает челюстями, вырабатывается желудочный сок, пища лучше усваивается. А еще регулярная нагрузка на челюсти – это формирование правильного прикуса.

Научиться жевать кусочки твердой пищи сразу очень сложно, это долгий и поэтапный процесс, который требует терпения со стороны родителей. С самого начала прикорма малышу предлагают овощное пюре или кашу. Консистенция продукта однородная, но густая. Теперь ребенку нужно потрудиться и поработать языком, чтобы проглотить эту кашку. Далее мама должна постепенно оставлять в пище крохотные кусочки. То есть, в 8-9 месяцев вполне допустимо оставлять в пюре кусочки овощей или фруктов размером со спичечную головку, которые малыш должен пережевывать. Считается, что в год ребенок уже должен уметь пережевывать небольшие кусочки овощей, фруктов, хлеба и печенья размером с горох. Постепенно малыш переходит на общий стол, ему предлагают более крупные куски пищи — макароны, картошку и т.д. Что касается мяса, не стоит ждать, что малыш сможет разжевать цельный кусок отварной говядины. Ребенку будет гораздо легче, если это будет фарш, из которого мама готовит тефтели или котлеты. Считается, что к двум годам ребенок уже умеет полностью жевать, переходит на общий стол и не отличается в этом смысле от взрослых. Если к двум годам малыш не научился полноценно жевать пищу, стоит обратиться к врачам – гастроэнтерологу, ортопеду, возможно, дело в работе ЖКТ или проблемах развития челюстной системы.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Любого ребенка нужно учить, шаг за шагом, это главная обязанность родителей. И только от вас зависит, когда малыш освоит тот или иной навык. В борьбе за пережевывание пищи может возникнуть немало проблем, с которыми мы постараемся справиться вместе.

Уже после 8 месяцев ребенку можно предлагать знакомые овощи и фрукты в ниблере. Ниблер – это современное устройство, которое представляет собой сеточку из силикона или нейлоновой ткани. Внутрь сетки помещают крупный кусочек пищи (как правило, фрукт или овощ), после чего мешочек плотно закрывается и фиксируется на удобной ручке. Конструкция абсолютно безопасна – можно смело давать малышу. Ребенок сосет и жует мешочек, из которого в виде сока или мелких кусочков выходит фрукт, обычно малышам нравится такое времяпрепровождение. Но самое главное, это безопасный способ научить ребенка совершать жевательные движения и крепко сжимать десна.

После 8 месяцев можно приучать ребенка к твердой пище, а именно, давать ему печенье. Но не обычное, а специальное детское. Оно быстро размокает, не застревает в горле, очень мягкое и нежное. Как правило, малыши любят такое лакомство.

Мама должна каждый день следить за тем, что она готовит и как она это делает. То есть, с возрастом и каждым новым месяцем нужно увеличивать размер крупных частичек в пище малыша. Сначала измельчать еду можно с помощью блендера, потом использовать для этого вилку, оставляя все более крупные кусочки. Если вы не можете отследить это, просто воспользуйтесь готовыми баночными пюре. На каждой упаковке указан возраст, на который рассчитана данная порция пищи. Чем старше ребенок, чем более крупные кусочки овощей и фруктов остаются в пюре.

Еще один способ безопасно почувствовать на языке кусочки твердой пищи – это размачивание хлеба. То есть, нужно просто положить в суп кусочки хлеба, они не застрянут в горле, однако малышу придется потрудиться, чтобы пережевать эти комочки.

Удивительно, но дети, которые приучались к общему столу через педагогический прикорм, не страдают от проблемы неумения жевать. Принцип методики заключается в введении взрослой пищи кусочками. То есть, малыш сидит у мамы на коленях, и если его заинтересует, может взять с ее тарелки маленькие кусочки здоровой пищи – отварные овощи, крупы и т.д. Это совершенно иной метод прикорма, который тоже имеет право на существование.

Иногда дети не могут жевать, только лишь потому, что у них пока не выросли зубки. Помните, приучать малыша к твердой пище стоит только когда у ребенка будет 8-10 зубов.

В процессе освоения навыка важно знать самое главное правило – не торопитесь и НИКОГДА не оставляйте ребенка одного с едой. Кроха может подавиться, кусочек фрукта может попасть не в то горло, малыш очень быстро может задохнуться, это крайне опасно. Лучше делать все постепенно и не давать малышу в 7-8 месяцев кусок хлеба или яблоко.


Бывает так, что ребенок, которому больше года, никак не хочет жевать, буквально давится кусочками, они вызывают рвотный рефлекс. Как правило, это отсутствие постепенного приучения. Если малыш давится, скорее всего, он просто незнаком с твердой пищей и его постоянно кормили только пюре. На самом деле, такое случается очень часто – мама не хочет воевать с капризным ребенком, просто хочет, чтобы малыш, наконец, поел. Так происходит из раза в раз, ребенок растет, но к взрослой пище так и не приучается. В этом случае можно пойти на хитрость, ведь детки после года уже довольно многое понимают. Расскажите, что блендер сломался, а баночки с пюре кончились. Предложите малышу самому измельчить кусочки вареных овощей – дайте пластмассовую вилку. Конечно же, измельчить качественно ребенок не сможет. Но иногда голод в совокупности с интересом и любопытством приносит прекрасные плоды – ребенок с удовольствием насаживает на вилку мелкие кусочки и отправляет их в рот. И не беда, что половина содержимого тарелки окажется на полу – это совершенно другая проблема, с которой вы справитесь позже.

Некоторые дети буквально испытывают рвоту при кормлении кусочками. Причиной этого может быть просто неправильно подобранная ложка. Кормить малыша нужно небольшими порциями – не более 3 мл. Если мама располагает ложку слишком глубоко, может быть раздражена задняя часть языка, что естественно вызывает приступ рвоты. Нужно давать малышу пищу небольшими объемами, только на край языка. Брать еду с ложки, пережевывать ее и сглатывать – уже работа для ребенка. И еще, ни в коем случае не давайте малышу лекарство с ложки, которой вы обедаете. Маленькие дети прекрасно запоминают детали, горечь лекарства может ассоциироваться с приемом пищи, это неправильно. Если же рвота все равно сохраняется, нужно обязательно посетить детского гастроэнтеролога – это может быть признаком некоторых заболеваний. Если ребенок долго и упорно отказывается от еды, это может быть связано с нарушением чувствительности полости рта, гипотонусом лицевых мышц, аденоидитом (когда малыш дышит только ртом), врожденными дефектами полости рта.

Научить ребенка жевать твердую пищу несложно, но на это потребуется немало времени и терпения. Старайтесь обедать рядом с малышом — положили перед ним пищу и сели кушать рядом. Во-первых, это научит ребенка есть самостоятельно ложкой, во-вторых, малыш увидит, как вы прожевываете пищу. В-третьих, это добавит ему самостоятельности, он сам будет выбирать размер кусочков, которые он сможет прожевать и съесть. Как говорится, терпение и труд – все перетрут!

Видео: как научить ребенка жевать

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.