Какой смысл вербного воскресенья. Обряды и заговоры. Что нельзя делать в праздник




Рассказывая про Вербное Воскресенье, дата – первое, что необходимо прояснить. Этот праздник зависит от Пасхи и отмечается ровно за неделю до неё. И Вербное Воскресенье 2017 не стало исключением.

Если вы не знаете Вербное Воскресенье в 2017 году, какого числа будет праздноваться, спешим вам сообщить – 9 апреля. А это значит, что осталось, не так уж много времени на подготовку. Но перед тем как перебирать книги рецептов и обзванивать будущих гостей, нужно разобраться, чем же знаменито Вербное Воскресенье: история праздника, его традиции и обычаи.

«Официальное» церковное название этого праздника – Вход Господень в Иерусалим, в память о событиях, открывающих Страстную неделю. Христос въехал в Иерусалим верхом на ослице в сопровождении Апостолов. А жители города приветствовали Его, бросая пальмовые ветви.




С тех пор каждый год христиане отмечают этот день, как один из самых важных праздников. Любили его и на Руси. Но в отсутствие пальм использовали более доступную и распространенную вербу и её ближайших родственников: ракиту, ветлу или иву. К Вербному Воскресенью на них как раз распускались красивые почки-котики.

Раньше, до 1697 года праздник отмечался очень пышно. Патриарх проводил утреннюю службу, затем садился на коня, закамуфлированного под ослика, и по главным улицам Москвы ехал в другой храм. А вел эту процессию, держа фальшивого осла под уздцы, сам государь. Но Петр Первый решил, что такой обычай не соответствует новому имиджу европейской державы, и отменил его. Но даже он не мог запретить людям отмечать Вербное Воскресенье, традиции соблюдать и обряды так, как они привыкли.

Вспоминая Вербное Воскресенья, обряды – это первое, о чем необходимо вспомнить. И большинство из них, так или иначе связаны с вербой. К примеру, с самого утра стоит пойти в церковь на службу и освятить веточки этого растения. Получившийся букетик обязательно нужно было сохранять целый год в красном углу за образами.




Если верба собрана и освящена в Вербное Воскресенье, приметы приписывают ей необыкновенные свойства. Она способна защитить от головной и зубной боли, проблем с желудком и многих других заболеваний. В воде, настоянной на ней, купали слабых и больных детей. Считается, что если женщина, у которой не получается забеременеть, проглотит 3 почки с освященной вербы, то это поможет ей зачать ребенка. И это – только часть волшебных свойств, которыми наделяли это растение.

Особое внимание уделялось праздничному обеду. В этот день можно было немного ослабить пост и готовить блюда из рыбы, добавлять в них красное вино и постное масло. Также обязательно пеклись сладости, которые могли сильно отличаться в разных местностях. Чаще всего делали печенья в виде орешков или набухших почек вербы. Иногда пекли сладкие пастилки или хлебцы с почками этого растения.

Можете это сделать и вы: сходить с утра в церковь, освятить пучок веточек, а затем собрать в своем доме самых близких и дорогих людей и отметить с ними этот праздник, когда в этом году Вербное Воскресенье вы уже знаете. О том, как

За семь дней до Пасхи Церковь отмечает Вход Христа в Иерусалим. У нас его еще называют «Вербное воскресенье». Верующие освящают в храме вербные ветви. Но как появилась эта благочестивая традиция? Какое евангельское обоснование этого праздника? Попробуем ответить на эти вопросы.

Глазами евангелистов

О торжественном вхождении Христа в Иерусалим пишут все четыре евангелиста. Иисус просит своих учеников привести Ему из ближайшего селения осла, на котором он и въедет в город. Двое апостолов исполняют его прошение, стелют на животное одежду и отдают Учителю.

Христос на осле въезжает в Иерусалим, по дороге Его величественно встречают толпы людей, устилают ему путь одеждами и пальмовыми ветвями, так называемыми вайями. Отсюда и второе название праздника — Воскресенье ваий, и уже совсем «славянский» вариант — Вербное воскресенье.

Но вернемся к евангельскому тексту. Израильтяне радостно восклицают вслед Иисусу:

Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!


Осанна — это краткий молитвенный возглас. С древнееврейского он дословно переводится как «спаси же, помоги». В греческом тексте используется другое слово, означающее «слава».

Поэтому Христа встречали одновременно с величанием, славословием и определенными надеждами на Него как на царя земного, который может облегчить жизнь евреев в Римской империи. Ведь они почитали Иисуса не как Сына Божьего, а как выдающегося пророка.

Но даже известнейших еврейских праведников не встречали так торжественно. Чем же Христос заслужил такую честь? И почему Иисус въехал в город именно на осле, а не, например, на коне?

Лазарева суббота: воскрешение «четверодневного»

Земное служение Христа длилось уже несколько лет. Люди удивлялись Его учению, поведению, бросающему вызов обществу, и многочисленным чудесам.

Христос отпускал людям грехи, тем самым исцеляя бесноватых, слепых, хромых, расслабленных. Были даже три случая воскрешения мертвых. Первый раз он вернул к жизни сына наинской вдовицы, которого уже собирались похоронить, потом «пробудил от сна» двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира.

Третий случай принципиально отличался от всех предыдущих. Его мы и вспоминаем в субботу накануне Входа Господнего в Иерусалим. В этот день Иисус воскресил Лазаря, родного брата Марии и Марфы.

Ученики известили Иисуса о болезни Лазаря, которого Тот называл Своим другом, но Он специально не шел навестить и исцелить недугующего. Лишь через несколько дней, зная, что друг Его уже мертв, Христос с учениками приходит в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Две сестры в разное время, не сговариваясь, встречали Его одними и теми же словами:

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой

Как и апостолы, Марфа и Мария знали, что перед ними не просто пророк, а сам Сын Божий. Но у них и в голове не укладывалось, что Христос может оживить их брата, который уже четверо суток лежит в гробу, обвитый погребальными пеленами. Бездыханное тело уже начало разлагаться. Поэтому когда Иисус просит отвалить камень для входа в пещеру, Марфа предупреждает:

Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе

На что Сын Божий отвечает:

Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иисус зашел в пещеру и сотворил неслыханное доселе. Он произнес лишь три слова: «Лазарь! Иди вон».

И его друг, завернутый в погребальную ткань, четыре дня пробывший в аду, от которого несло трупным запахом, вышел навстречу сестрам и всем присутствующим. День памяти этого действительно чудесного события почитается Православной Церковью как Лазарева суббота.

Согласно Преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, служа епископом на острове Кипр. Церковь еще называет его «четверодневным» , ведь именно столько дней он был мертв, что в то время фактически отождествлялось с пребыванием в аду. Говорят, что Лазарь, переживший шок загробной жизни, за всю свою земную жизнь больше ни разу не улыбнулся.

Великое чудо — воскрешение Лазаря — происходило в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Поэтому на следующий день Христос и отправился в Иерусалим. Поскольку весть о брате Марфы и Марии быстро разнеслась по околицам, Христа так торжественно принимали в городе. Доселе никто из пророков не мог совершить ничего подобного.

Скромный вход Господень в Иерусалим

Почему Христос въезжал именно на осленке? Для этого есть несколько объяснений:

  1. На Востоке всадник на осле символизировал пришедшего с миром, а въезжавший на коне — прибывшего с войной.
  2. Согласно пророчеству Захарии, Мессия должен войти в город именно на осле: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной
  3. Если бы в город входил какой-то земной правитель, то он явно прибыл бы на белом коне, в дорогом убранстве, с гордо поднятой головой и в окружении почета. Но Христос ведет Себя как Царь, но не от мира сего. Поэтому вход Господень в Иерусалим выглядит так скромно: кроткий Спаситель въезжает на молодом осленке.

Пока ученики и свидетели чудес радостно встречают «сына Давидова», фарисеи и книжники замышляют Его убийство.

Христос знает, что ждет Его через несколько дней. Предательство, унижение, крест, распятие, смерть. Но разве Он, воскресивший «четверодневного» Лазаря, не победитель смерти? Обращаясь к Марфе, Иисус говорит: «Я есть воскресение и жизнь».

Вербное воскресенье: история праздника и освящение вербы

Праздник Входа Христа в Иерусалим возник в IV-V веках и очень быстро распространился среди христиан. Логично, что особо торжественно его отмечали именно в Иерусалимской Церкви.

Уже в VII веке появляются тексты богослужений, которыми пользуются и в наше время. Некоторые каноны на повечерии составил и преподобный Андрей Критский .

Но неотъемлемым атрибутом праздника для многих верующих на протяжении веков было и остается освящение ветвей пальмы или вербы. Отсюда и появились варианты названий праздника: «Воскресенье ваий», «Вербное воскресенье» и «Цветоносная неделя».

Как уже вспоминалось, пальмовыми ветвями устилали путь Иисусу жители Иерусалима. Кроме этого, в древности зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся домой с победой. Так и по сей день православные христиане приходят в храм с ветвями, чтобы встретить Царя Славы, победившего смерть. В знак победы над тлением священники облачаются в зеленые ризы, символизирующие возрождение жизни.

Торжественный смысл Вербного воскресенья передает и тропарь праздника :

Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы (то есть подобно тем детям, что держали знамение победы — пальмовые ветви), восклицаем Тебе, Победителю смерти: «осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне

К сожалению, многие верующие не знают истинного смысла праздника и приходят в храм только для того, чтобы освятить вербные ветви. Часто у дверей храма собираются толпы. Они не молятся в храме, а лишь ждут выхода священника, который окропит их букеты святой водой.

Важно помнить, что традиция освящать ветви — это лишь благочестивое дополнение к празднику. Но оно лишается смысла, когда люди заменяют веру и молитву лишь исполнением ритуала.

Поэтому надо в первую очередь прийти в храм и зелеными ветвями и зажженными свечами встретить Христа, как когда-то жители Иерусалима. А лишь тогда, с молитвой в сердце, нести освященные ветви домой, которые и сохранять, как подобает святыни, возле икон.

Как в Вербное воскресенье противостоять суевериям?

Не стоит впадать в магизм и поддаваться многочисленным суевериям :

  • бить всех прутьями — якобы до следующего года не будешь болеть;
  • когда идет град, бросать ветви из окна, чтобы остановить стихию;
  • класть кусочек освященного прута в гроб покойнику.

Никакое «избиение» прутьями вам не поможет, если, кроме вербы, у вас не будет веры и молитвы. Град или пожар не остановятся только потому, что вы бросили освященную ветвь. Наоборот, это может стать надругательством над святыней. В первую очередь важны молитва и надежда на Бога. Освященная ветвь в руке покойника не дает никаких гарантий на то, что он попадет в рай. Это скорее красивый символ воскрешения Лазаря и восстания всех людей для вечной жизни.

В Вербное воскресенье важно прийти в храм, помолиться, если есть возможность — поисповедоваться и причаститься, а лишь тогда освящать вербу. Нарушение этой последовательности приводит к потере смысла праздника.

О воскрешении Лазаря и входе Иисуса в Иерусалим рассказывается и в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Приветствую, друзья!

Я тут снова решила пробежаться по различным праздникам, а так как самый ближний и достаточно значимый будет в этом году 9-го апреля, то есть, уже совсем скоро, остановлюсь на нем. Все верно, речь пойдет о Вербном воскресении (он же - Пальмовое воскресенье). Но смотреть на этот день я буду не под привычным нам углом, мне хочется вспомнить далекие времена и почти забытые нами традиции и поверья.

Но об этом чуть нижу, а пока немного вводной информации (для общей картины, так сказать).

Вербное Воскресенье в христианстве

Еще одно название этого праздника - Вход Господень в Иерусалим. Отмечать его верующие начали еще в IV веке, но к нам он пришел лишь в Х, и именно тут был назван - Вербное Воскресенье.



В этот день Иисус Христос верхом на осле (осел в данном контексте, является символом мира, в противоположность лошадям) въехал в Иерусалим. Встречен он был шумной и радостной толпой: люди кидали под ноги ослу, на котором ехал Спаситель, пальмовые ветви (в наших краях пальм отродясь не было, поэтому ветви пальмы мы заменили на вербу, так как вечнозеленые еловые ветви ассоциировались с похоронными обрядами, а кроме вербы еще ни одно дерево не распустило свои почки), некоторые даже свою одежду расстилали, дабы воздать почести Христу. Ведь слухи о чудесах, сотворенных Иисусом быстро долетали до стен Иерусалима, и вот сейчас люди ждали новых чудес: они надеялись, что Христос положит конец римской оккупации и отомстит за детей Израилевых.

Однако, их ожидания не оправдались, и все мы прекрасно помним, чем все закончилось. Отсюда и привкус трагедии в этом дне.

В канун этого праздника весь православный мир ходит в церковь святить веточки вербы, которые потом приносят домой, хранят весь год, украшают ими иконы, развешивают по углам комнат и так далее, но об этом чуть ниже.

Забытый смысл и обряд «Вербохлест»

Но все же, не стоит забывать, что в дохристианскую эпоху верба уже имела свой сакральный смысл и уже связывалась с языческим обрядом, имеющим весьма говорящее название - «Вербохлест». Церковь просто взяла и кое-что слегка переделала. Но вернемся в языческие времена.

Напомню, что для наших с вами предков очень важно было продолжение рода: ведь от количества детей в семье зависело количество хозяйских рук (чем больше, тем лучше), ну, и ряды доблестных воинов пополнялись. Следовательно, вероятность погибнуть от происков врагов или голода уменьшалась. А верба, как раз таки, у славян была символом плодородия и быстрого роста: так как это самое первое растение, которое пробуждается после зимнего сна, оживает, распускает почки. Верба пробуждается сама полная сил, и может еще передать свое здоровье и красоту людям и животным.

В этот день парни легонько хлестали девушек веточками вербы по ногам - символизируя тем самым оплодотворение (отсюда и название такое - Вербохлест).


С Вербным Воскресеньем и вербой связано немало традиций и обрядов. Конечно часть из них уже потерялась во времени, однако, некоторые живы до сих пор. Итак:

  1. Собирать вербу ходили в Лазареву субботу (накануне праздника) и обязательно до восхода солнца;
  2. И святить ее надо было в этот же день вечером (или в воскресенье с утра);
  3. Веточки вербы украшали лентами и бумажными цветочками (иногда это делалось после освящения в церкви);
  4. Также, вербовые ветви клали к иконам и оставляли там либо на весь год, либо до Егорьева дня. В некоторых регионах России для этих целей сооружался специальный «теремок» из соломы, который украшался и подвешивался перед иконами;
  5. После Егорьева дня веточки вербы хранили в хлеву , втыкая их под крышу, считалось, что это поможет уберечь скот от пропажи. Так как выбрасывать их было грехом, иногда вербовые ветки сжигали, а иногда бросали в воду;
  6. Домашнему скоту давали съесть веточку или почки вербы. Считалось, что это придаст здоровья;
  7. В некоторых областях страны, почки вербы запекали в хлеб и кормили им животных , наши предки полагали, что это увеличит поголовье скота;
  8. С этой же целью в некоторых регионах выпекали печенье в форме почек вербы (причем выпекали по количеству скота и птицы, а иногда и домочадцев), потом святили в церкви;

    В Костромской губернии оно (печенье) называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

  9. Так же, в Егорьев день веточкой вербы было принято ударять скотину , а потом скармливать ей эту веточку. Такой обряд способствовал приросту скота;
  10. В праздник Ивана Купалы деревце (а иногда и просто ветки) вербы использовали в праздничном ритуале: девушки украшали ее и водили вокруг хороводы, пели, а потом в круг хоровода забегали парни и разрывали деревце. Считалось, что такой обряд поможет увеличить урожаи;
  11. Напомню, что верба - растение, которое отожествляется с плодородием. Поэтому, бесплодные женщины иногда съедали почку вербы (это должно было помочь им зачать ребенка);
  12. В некоторых губерниях нашей страны существовал обряд с интересным названием - «окликание молодух». Смысл его заключался в том, что накануне праздника Вербного воскресенья (в полночь) молодежь ходила по домам молодоженов. Стоя у ворот, они кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и запускала всю эту веселую толпу в дом, где пение продолжалось: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». При всем при этом, всех домочадцев легонько стегали вербовыми прутиками, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым» или «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она провожала поющих;
  13. Если веточки вербы разломать и рассыпать по полю, а почки раскрошить в зерно перед посевом - это должно увеличить урожай;
  14. Для этого же, вербовые ветки втыкали по углам полей (а иногда и просто высаживали в поле деревце). Это не только способствовало хорошему урожаю, но и уберегало посевы;
  15. Вербой лечили детей: для этого нужно было сходить на реку и нарвать веток вербы (идти надо было до восхода, а рвать три раза по девять веток, чтобы получилось три пучка, в каждом из которых девять веточек). После прихода домой, один пучок ставили в горячую воду и купали в ней ребенка (купать надо было перед окном, из которого виден восход солнца). В полдень такие же действия производили со вторым пучком вербы (только окно выбиралась то, перед котором находилось солнце). Ну, и соответственно, третий пучок шел в ход на закате: те же самые действия, но уже на западном окне, из которого был виден закат. Считалось, что после всех этих манипуляций болезнь отступала;
  16. Вербу жгли и этим дымом окуривали скот;
  17. Веточки и почки растирали и использовали в качестве примочек от ушибов и опухолей. Иногда посыпали этим порошком раны у скота;
  18. Наши предки приписывали вербе и защитные свойства : славяне считали, что верба может защитить от гроз, бурь, каких-то иных стихийных бедствий (а иногда даже и от нечистой силы);
  19. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Приметы на Вербное воскресение

В основном, все приметы этого дня связаны с погодой, урожаем, здоровьем и продолжением рода (в той или иной степени):

  • Ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето;
  • Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год;
  • Если погода ясная и теплая - урожай фруктов будет хорошим;
  • На Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут;
  • Съешь почку вербы – решится важное дело;
  • На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Вот это особо интересно, молодые девушки, часто пользовались этим суеверием. Считалось, что если парень не обращает на тебя внимания, но очень нравится, то весь день нужно усиленно о нем думать, и к вечеру он придет и позовет гулять;
  • Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым;
  • Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Эта примета вытекает из поверья о том что за неделю до Пасхи ведьмы начинали рьяно вредить людям. Конечно, сила их в эти дни была не велика, но перестраховаться все же следовало.

Ну, вот на этом, наверное, и все. Конечно, я собрала далеко не все приметы и обычаи, их столько, что материал нужно разбивать на несколько отдельных статей (а этого, честно говоря, не хотелось). Ну, а что-то я могла просто и упустить из виду, так что вы можете смело дополнять меня в комментариях.

До новых встреч, друзья!

N. B. В написании статьи я опиралась на несколько сайтов:

  • sotok.net (огромная и познавательная статья);
  • nexplorer.ru;
  • svarogday.com;
  • mk.ru;
  • wikipedia.org;
  • Ну, и добавила то, что знала сама об этом дне.

Вербное Воскресенье — значение праздника

Каждый год этот праздник отмечается христианами по всему миру. Известен праздник как Вербное Воскресенье, что это за праздник и когда святят вербу мы расскажем в нашей статье. Отмечают этот праздник за семь дней до Пасхи, 9 апреля.

Верба на Руси всегда олицетворяла праздник, весну, новую жизнь, грядущее обновление. Именно поэтому она стала еще и религиозным символом. В православии ветки вербы называют «ветвями добродетели»: они метафорично тянутся к небу. Кстати, в Ветхом Завете говорится о том, что в храм люди должны были приносить «начатки» живого… В Вербное Воскресенье соблюдающим пост наконец разрешаются рыба и вино.

В священной книге говорится, что незадолго до воскрешения Иисус ездил в Иерусалим. Население города встретило его, как Господа. Незадолго до этого он излечил умершего друга Лазаря. Это было настоящее чудо.

Дата характеризуется тем, что именно в это время Иисус прибыл в Иерусалим на осле, заранее осознавая, что его ждет гибель.

Этот день считается началом страданий Христа за человеческие грехи. Стоит отметить, что прибыл он в город на ослике. Ранее на животных въезжали только правители, а люди приветствовали их радостными возгласами, ветками пальм. Въехав на осле, он показал жителям кто является Сыном Господа. Было ровно семь дней до погибели.

В России пальмовую ветвь заменили на вербную ветвь, потому и назвали праздник Вербным Воскресеньем. Основным атрибутом этого дня является верба, символизирующая ветви пальмы. Верующие которые приходят в храм для освящения вербы, как бы тем самым приветствуют и встречают своего Спасителя как Царя.


Когда святят вербу

В нынешнем году, как и в другие прошедшие годы, верующие отмечают праздник по определенным правилам. С вечера субботы они отправляются в храм на освещение веточек вербы. После окропления веточки святой водой священнослужителем, считается, что праздник наступил.

Если прихожане не успели прийти с вечера субботы, то приходят в воскресенье утром в церковь. Священнослужители повторно проводят литургию. Праздник, как правило, проводится дома, с родными людьми.

Вербу ставят вблизи иконы или в вазу, где она простоит весь год. Существует традиция класть вербу в руки усопших, чтобы они смогли встретиться с Господом.

Глава семьи должен освященной вербой символически «побить» родных, домашних питомцев. Обряд может оградить от сглаза, болезней.

Малышей до года купают в вербном отваре, чтобы они росли здоровыми.

Несмотря на пост, в честь праздника можно побаловать себя рыбкой.


Приметы на Вербное Воскресенье

1. Если в праздничный день погода дождливая – ждать обильный урожай;

2. Жаркая погода –неурожай;

3.Пасмурная погода, но без дождя – скудный урожай.

Говорят, что верба может защищать жилище от природных явлений. Помещению, где имеется веточка вербы – молния не страшна.

Если во время пожара в огонь бросить веточку вербы – пожар начнет потухать. Огонь не заденет другие здания.

Верба, брошенная во время ледохода в воду, поможет избежать затопления.

Если в доме остались веточки, от них нужно избавлять особым образом. Надо сжечь, бросить в проточную воду. Следует отдавать предпочтение молодым веткам, которые растут у берегов рек. Категорически запрещается брать вербу с деревьев, растущих рядом с кладбищем, а также с деревьев, на которых есть гнезда и дупла.

В этот день постящимся наконец разрешаются рыба и вино

В последнее воскресенье перед Пасхой православные вспоминают вход Господа Иисуса в Иерусалим. Его встречала ликующая толпа, люди приветствовали Христа пальмовыми ветвями, которые в православной традиции заменили на вербу. Но через пять дней та же самая толпа будет кричать: «Распни его!»...

Верба на Руси всегда олицетворяла праздник, весну, новую жизнь, грядущее обновление. Именно поэтому она стала еще и религиозным символом. В православии ветки вербы называют «ветвями добродетели»: они метафорично тянутся к небу. Кстати, в Ветхом Завете говорится о том, что в храм люди должны были приносить «начатки» живого... В Вербное воскресенье соблюдающим пост наконец разрешаются рыба и вино.

Вербу освящают в субботу на Всенощном бдении. Дома ее ставят в воду, а потом веточки можно высадить в землю. Если же они простояли долго и засохли, их надо отнести в храм и сжечь в церковной печи...

С вербой связано еще одно поверье: говорят, что в ночь на 4 декабря, когда наступает праздник Введения Богородицы во Храм, незадолго до полуночи покрытые льдом вербные почки раскрываются, издавая потрескивание, из них даже появляются листики...

Иисус Христос въехал в Иерусалим верхом на осле: это животное было эмблемой мира, в отличие от «воинственного» коня. Встречали Его с восторгом: люди даже расстилали на дороге свои одежды, чтобы воздать честь Христу. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла до Иерусалима.

Но Вербное воскресенье считается одним из самых трагических церковных праздников. Ведь восторженные жители Иерусалима ожидали от Христа политических побед, того, что он завершит римскую оккупацию, отомстит врагам народа Израилева. И, когда Христос не оправдал этих приземленных надежд, гнев толпы обернулся против Него.

Митрополит Антоний Сурожский так комментирует эти события: «А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, - нет ничего!.. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: «Приди, Господи, и приди скоро!..»

А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь... Это - праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.