II. Проверка домашнего задания. Пестушки и потешки - тексты, примеры

Шабалина Татьяна
Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Дата : 17.10 2017.

Предмет : Литературное чтение

Тип урока : открытие новых знаний.

Учитель : Шабалина Татьяна Николаевна

МАОУ «СОШ №14» Класс : 2 «Б» .

Тема урока : Народные заклички , приговорки , потешки , перевёртыши .

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки , потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи :УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Планируемые результаты : дети научатся различать жанры устного народного творчества .

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент) .

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать .

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Ключевые слова :

1. Устное народное творчество

2. Заклички

3. Приговорки

4. Перевёртыши

5. Потешки .

Как вы понимаете слово устное?

Что значит слово творчество?

Как оно дошло до нас?

Кто может сформулировать тему урока ?

Дети отвечают на вопросы : (Творчество- это значит творить, создавать, придумывать Передавалось из поколения поколению

Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества , читать заклички , приговорки , перевёртыши , потешки )

3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания)

Учитель активизирует знания. Создает проблемную ситуацию.

Как вы думаете, зачем их создавали? (дети отвечают на вопрос : чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх )

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки . Затем появились потешки и перевёртыши

Попробуем исследовать эти жанры

4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Найдите в словаре толкование слов :

заклички ,

приговорки ,

перевёртыши ,

потешки

Учитель помешает на доску эти определения

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями

Приговорка - небольшое произведение устного народного творчества , которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным

Потешка - исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Перевёртыши- это небылицы , которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка

5. Первичное закрепление новых знаний. работа в парах :, чтение произведений друг другу

Прочитайте соседу по парте заклички , приговорки , перевёртыши ,

потешки в учебнике

6. Физминутка.

7. Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки. (Работа в группах) .

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание (из приложения 1)

1 группа заклички

2группа : выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку

3 группа : выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку

4 группа : выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку

8. Включение в систему знаний и повторение. Проверка работ по эталону. Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу

Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.

Каждая группа детей представляет и защищает свою работу

9. Рефлексия деятельности. Отвечают на вопросы. Оценивают работу.

Учитель организует рефлексию.

Чему научились на уроке ?

Можете ли вы полученные знания применить на практике?

10. Домашнее задание

Из дополнительной литературы найти заклички , приговорки , перевёртыши , потешки . Дополнить свою книжку-малышку

Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе :

Потешки :

1. Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – квас!

Раз, раз, еще раз,

Хлопаем в ладоши!

Раз, раз, еще раз,

Летний день хороший

2. Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку.

Побежали в огород

Там собрался весь народ .

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

3. Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки!

Маслом поливала,

Деткам давала :

Саше – два,

Даше – два,

Маше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два,

Хороши оладушки,

У нашей доброй бабушки

Приговорки :

1. Рву, рву ягодку,

Черную смородинку -

Маменьке в стаканчик,

Тятеньке в рукавчик.

А серому волку -

Корья на лопате.

2. Уж ты, бор-борок!

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

3. Улитка, улитка,

Выпусти рога!

Дам пирога,

Масленого,

Перемасленного

4. Кукушечка, кукушечка,

Серенька рябушечка,

Прокукуй в лесу : ку-ку -

Сколько лет я проживу!

Приговорки

1. Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

2. Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

3. Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет :

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь – укусит

4. Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки

Заклички :

1. Гром, гром,

Не бей в наш дом!

А бей в колоду,

В болотную воду -

Жабке напиться,

Блошке утопиться

2. Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

3. Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу

4. Солнышко, ядрышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну- красну кликают.

Заботливые мамочки стараются уделить достаточно времени и физическому развитию малыша, и интеллектуальному. Многие родители активно интересуются покупают пособия и другие материалы. Но также известно, что большую роль в развитии играет общение с крохой. Потому необходимо упомянуть о коротеньких стихотворениях, которые называют потешками. Эти забавные рифмованные строчки используются в воспитании детей с раннего возраста. С их помощью мама может успокоить кроху, отвлечь его, а также стишки используются для обучения. Обычно этот вид творчества любят родители самых маленьких, но некоторые потешки подойдут и для детей 7-8 лет. Ребенку такого возраста понравятся юморные стишки, которые к тому же позволят овладеть новой информацией.

Обучающие потешки для детей 7-8 лет

Вообще подобные стишки рассказываются мамой и сопровождаются определенным действием. Со временем ребенок уже сам может безошибочно повторить слова и выполнить необходимые движения. Совсем маленьких таким образом можно обучить бытовым навыкам, а для старших ребят надо подобрать другие стихи. Например, в такой ненавязчивой форме можно привлечь малыша к приготовлению пищи.

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку.

Побежали в огород

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки!

Маслом поливала,

Деткам давала:

Саше – два,

Даше – два,

Маше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два,

Хороши оладушки,

У нашей доброй бабушки.

Мамы с детства приучают ребят быть опрятными. Для длинноволосых девочек особенно актуально научиться поддерживать аккуратную прическу. Но иногда юным принцессам, в силу природной активности, трудно усидеть на месте, пока мама расчесывает и заплетает их волосы. В такой ситуации на помощь также могут прийти потешки. Они приучат девочку следить за собой, а также позволят маме отвлечь дочку и спокойно сделать ей прическу.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти коса,

Всему городу краса!»

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Авторские потешки для детей 6-7 лет

Много забавных стишков подарило нам народное творчество. Но родителям стоит обратить внимание на произведение современных авторов. Например, Кирилл Авдеев написал много стихов и потешек для детей с рождения и лет до 8. Среди его произведений можно найти именно те, которые подойдут конкретному ребенку. Его стишки помогут маме успокоить активного малыша. Другие же потешки позволят заинтересовать его бытовыми моментами. Потому родителям стоит помнить про творчество этого автора, ознакомиться с его произведениями.

В супермаркете горох

Раскричался «Ох-ох-ох!

Сколько деток здесь, ребят!

На конфеты всё глядят!

Тут я, детки, посмотрите!

Поскорей меня купите!

От конфет ведь пользы нет…

Я нужней, чем сто конфет!»

Ах, котлетки-котлетки,

Ах, как пахнут, хороши!

Их пожарим мы, пожарим,

Наедимся от души!

Все потешки способны поднять настроение, развеселить малыша. Эти простые рифмованные строчки вызывают лишь положительные эмоции. Они развивают чувство юмора и фантазию, а также

Потешки и прибаутки – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

У нашего народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его опыт, его фольклор. Веками бабушки, матушки, нянюшки складывали песенки, потешки и прибаутки.

Вспомните некоторые из них, и они помогут вам. И не беда, если вы не знаете мелодии. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте потешки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

***
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот? Он все съел,
Оттого и потолстел!

***
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает.

***
– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Чего ели кашку?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
– Чего на закуску?
– Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

***
– Гуси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!

***
Сорока- сорока! Где была?
– Далеко!
– Что делала?
– Кашу варила, деток кормила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
Ты дров не носил, ты печку не топил!

***
– Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

***
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
Пришел поезд запоздалый,
Из последнего вагона вдруг посыпался горох.
Пришли куры поклевали-поклевали,
Пришли гуси пощипали-пощипали,
Пришел слон потоптал,
Пришла слониха – потоптала,
Пришел маленький слоненок – потоптал
Пришел дворник – все подмел,
Поставил стул, стол,
Поставил печатную машинку и начал печатать:
«Дорогие мои дочки, дзын-точки(щекотать под мышками),
Присылаю вам чулочки, дзын-точки,
А чулочки не простые – в них застежки золотые».
Заклеил конверт, поставил печать и опустил в почтовый ящик.
Письмо шло-шло и, наконец, дошло.

***
После завтрака шнурок
Лёг погреться на песок,
Полежал совсем немного
И отправился в дорогу,
Погулял среди травинок
И приполз назад, в ботинок.

***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
В ножки ходунки,
В ручки хватунки,
В головку разумок,
А в роток говорок.

***
Раз, 2, 3, 4.
Посчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

***
Раз, 2, 3, 4, 5.
Кошка учится считать.
Потихоньку-понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.

***
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
И смотрели три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели Васьки на карниз,
Посмотрели вверх и вниз...
И сказали три кота:
«Красотаааа!»

***
– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Настенька с грибком,
С подосиновичком.

***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки и потешки - тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!

Когда ребёнок учится ходить:

Ножки, ножки,Куда вы бежите?
- В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
-Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
-Да бух!

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
-На головушки и сели.

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
-Шу-у-у - полетели,
На головушку сели.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели
-На головушку сели.

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре братаНавстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят,
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

На этом уроке вы познакомитесь с пестушками, потешками и прибаутками, узнаете, с какой целью они используются, и научитесь их правильно читать.

Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово:

Акшетоп

Прочитайте его справа налево:

Потешка

Потешка - это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Прочитайте некоторые из них:

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке (рис. 2).

Рис. 2. «Стучит, бренчит по улице» ()

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала (рис. 3).

Рис. 3. «А коток, коток, коток…» ()

Прочитайте несколько стишков:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался (рис. 4).

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам веди!

- Да он меня не пускает! (рис. 5)

Собака

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это - прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками .

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

Непоседа-малышок,

Светлая головушка,

Заливается, поёт,

Прямо как соловушка!

Не беда, что нет уменья,

Много радости от пенья (рис. 6).

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт,

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство - фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

Пестушки - это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

Слово пестушки происходит от слова пестовать - холить, лелеять, нянчить.

Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки,

подрастунюшки,

роток говорюнюшки,

руки хватунюшки,

Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт (рис. 8).

Рис. 8. «Собака на кухне…» ()

Так растёт малыш:

  • пестушки - качаем на руках, убаюкиваем;
  • потешки - играем ручками и ножками;
  • прибаутки - учим познавать окружающий мир.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Detyam-knigi.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Doc4web.ru ().

Домашнее задание

  1. Дать определение пестушкам.
  2. Объяснить различие между потешками и прибаутками.
  3. Выучить понравившуюся потешку наизусть.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.