Анчаров михаил леонидович.

Анчаров Михаил Леонидович

Писатель, поэт, бард

"...Когда однажды он очнулся и увидел, что выброшен на грязный заплеванный пол пустой комнаты своей бывшей квартиры - без дома, без семьи, без денег, без работы, без перспектив, без положения, без сил, без желания работать, - и только тогда стало ясно - сейчас или никогда. Надо писать. Созрело". Михаил Анчаров. Из повести "Этот синий апрель".

Михаил Анчаров родился 28 марта 1923 года в Москве.

Его отец Леонид Михайлович Анчаров был инженером-конструктором Московского электролампового завода, в начале двадцатых годов принимал участие в монтаже башни радиостанции имени Коминтерна (Шуховская башня на Шаболовке), и был участником гражданской войны. Мать Евгения Исаевна Анчарова была преподавателем немецкого языка, и училась в университете города Тарту на медицинском факультете. У Михаила был младший брат – Илья.

В 1930 году Михаил пошел в общеобразовательную школу № 425 на Большой Семеновской улице. Позже в этом здании разместился один из корпусов Московского автомеханического института - МАМИ. Михаил так же посещал музыкальную школу.

Миша очень любил стихи, очень много читал, но учился не очень хорошо, с трудом воспринимая математику с физикой. Он писал сочинения не больше, чем на один лист, и познакомился в четвертом классе с Натальей Суриковой. Миша занимал первую парту, она - последнюю. На уроках Михаил часто сидел, повернувшись спиной к учителям, чем их сильно раздражал, и неотрывно смотрел на на Наталью. Когда учитель делал ему замечание, он отворачивался на минуту, а потом опять садился в ту же позу. Многие учителя его не любили еще и за то, что он любил задавать вопросы и самостоятельно на них отвечать.


В девятых - десятых классах школы был организован драмкружок, который вел актер театра имени Ермоловой Иван Иванович Соловьев. Наташа с Мишей участвовали в спектаклях этого кружка, и вся школа говорила об их отношениях. Брат Михаила Илья писал в своем дневнике: "Музыка. С музыкой дело темное. Сначала учили Мишку, потом меня - так полагалось. В Мишкином случае произошла удача - он был очень музыкален, а у меня способностей было явно недостаточно. Но учиться, ходить вечерами в музыкальную школу, играть дома упражнения не хотели ни он, ни я. Один раз мы взбунтовались, и на этом все кончилось, но у Мишки осталась школа. ...Мать взяла нас с Мишкой в Кисловодск. У нее была курсовка на лечение, а жили мы на частной квартире и где-то в столовых ели. Вот уж лечение у нее было с нами! То я терялся, то Мишка. Его один раз нашли в газетном киоске: продавец его пустил внутрь почитать, и он читал, читал, забыв обо всем на свете. Читал он так много, что у него началось что-то вроде конъюнктивита (веки были очень воспалены). Да еще он стал часто моргать, за что во дворе девчонки звали его "моргушная кукла".

Анчаров так же посещал детскую изостудию при ВЦСПС. Его брат писал об этом: "Если говорить о нашей "духовной жизни" той поры, то она, безусловно, почти полностью формировалась старшим братом. Это и книги ("Деревянные актеры", "Дом веселых нищих", "Айвенго", "Три мушкетера", Ильф и Петров, Грин, Бабель, Хемингуэй, Маяковский), и рисование, а еще шире - живопись вообще: Третьяковка, Музей изящных искусств (ГМИИ им.А.С.Пушкина), Музей нового западного искусства на Кропоткинской. Рисование, живопись, краски, кисти, репродукции поселились у нас в доме с самого раннего моего детства. Когда Миша стал рисовать, -.не знаю, но его никто не приучал, это его толкало изнутри".

В 1937 году Михаил начал сочинять песни. Он написал песню "Не шуми, океан, не пугай..." на стихи Грина, позже - песни на стихи Б.Корнилова ("В Нижнем Новгороде с откоса..."), В.Инбер ("Цыганский романс", "Месяц потерял свой блеск в тумане..."). А в 1940 году после окончания школы он поступил в Московский архитектурный институт.

Из дневника Ильи Анчарова: "Миша, заканчивая школу, еще не знал, чем будет заниматься. Здесь, думаю, был не только страх не поступить в Репинку, но также и все его другие увлечения - стихи, литература вообще, музыка. Он уже начинал писать песни - сначала на чужие стихи, в том числе и на стихи А.Грина - "Нe шуми, океан, не пугай...". А потом приехала в Москву по делам литнаследства Нина Николаевна Грин. Клавдия Борисовна Сурикова, мать Наташи Суриковой [одноклассницы М.Анчарова], работающая в Литературном музее, познакомила с ней Мишу. Он пел песни у Суриковых дома, Нина Николаевна очень была растрогана и, вернувшись домой, прислала всем по томику А.Грина с дарственными надписями. Ребята всю зиму обсуждали, как летом они поедут отдыхать в Старый Крым - последнее пристанище Грина. А следующее лето было в 1941 году...".

В июле 1941 года Михаил ушел из института, и вместе с соучеником по изостудии Юрием Ракино подал заявление в райвоенкомат с просьбой зачислить его добровольцем на фронт. По направлению райвоенкомата он сдал экзамены и поступил в Военный институт иностранных языков Красной Армии.


Михаил рассказывал об этом: "Мы вместе с Ракино писали заявление на имя Ворошилова, мы были из разных военкоматов. Мы очень с ним дружили... еще по школе. Он на год позднее меня кончал, хотя был старше на год. Поэтому я год учился в архитектурном. А когда началась война, он попадал под призыв сразу, а я ушел из архитектурного. Мы написали письмо с просьбой объединить нас в одном военкомате. И мы проходили вместе комиссию. Летчиками хотели стать. Ну вот, он подошел, а я - нет. А когда я получил из своего военкомата повестку, а он из своего, то оказалось, что нас разнесло...".

Когда фашисты подступали к Москве, Михаил и Наталья поженились. В то время он был уже военным и отправил своего младшего брата Илью, свою маму, Наташу и ее маму в эвакуацию на Алтай. В конце октября 1942 года институт был перевезен в Узбекистан, в Фергану, где Михаил продолжил учиться на восточном факультете, изучал китайский и японский языки. В этот период им была написана "Песня о моем друге - художнике", посвященная Юрию Ракино. Это была первая песня на его собственные стихи.

Позже институт был переводен в Ставрополь-на-Волге бывшей Куйбышевской области (ныне Тольятти), где Анчаровым были написаны песни "Прощание с Москвой", "Пыхом клубит пар пароход-малец...", "Куранты", "Быстро-быстро донельзя..." (последняя, позже названная "Прощальная дальневосточная" - по стихам В.Инбер).

В 1944 году Анчаров продолжил свою учебу в Москве. В этот период им были написаны песни "Русалочка", "Паровозы гудят на далеких путях..." на стихи В.Туркина. По окончании института летом 1945 года он был направлен в Маньчжурию, где принимал участие в военных действиях, связанных с освобождением Китая от японских оккупантов. В этот период им написаны песни "Письмо", "Тоска", "Вторая песенка о моем друге", "Баллада о мечтах", "Сентиментальный вальс". После месячного отпуска в Москве в конце июля 1946 года он вернулся на Дальний Восток, а в декабре был вновь откомандирован в Москву. Михаил демобилизовался из армии в 1947 году, после чего жил на случайные заработки. В это же время у него родилась дочь Елена.


В интервью Анчаров рассказывал об этом периоде своей жизни: "Демобилизовался я осенью сорок седьмого года. Не отпускали, а я просто смертельно хотел учиться живописи. По ночам краски снились, стонал... Я там на работе портреты всех сослуживцев сделал, но, к сожалению, в институт их представить не мог, потому что физиономии сослуживцев были не для показа. Но именно эти работы всё решили, когда встал вопрос отпускать меня или нет. Я зашел к начальству в огромный кабинет и увидел, что эти работы лежат на полу, а через них "журавлями" ходит всякое военное и гражданское начальство и какие-то художники, очевидно местные. Я сапоги надраил, стою ни жив ни мертв. Главный мне говорит: "Ведь подохнешь с голоду на гражданке-то...". "Никак нет", - отвечаю. Ну, ладно, отпустили...".

В 1948 году Анчаров поступил по конкурсу на живописное отделение ВГИКа, и познакомился со студенткой МГХИ Т.И.Сельвинской. Это знакомство меняет его планы: после месяца учебы во ВГИКе Анчаров перешел в Московский государственный художественный институт имени Сурикова на факультет живописи, и через год после поступления в институт развелся с Натальей Суриковой.


В начале 1950-х годов он вступил в ряды КПСС, окончил институт, и написал пьесу о Леонардо да Винчи, позднее включенную в роман "Дорога через хаос". В 1953 году он женился на Джое Афиногеновой.


Тогда же, в 1950-х годах начался новый этап его песенного творчества. Анчаровым были написаны "Песенка про психа...", "Кап-кап", "Песня про низкорослого человека...". Одновременно он учился на курсах киносценаристов. Совместно с С.Вонсевером им был написан и опубликован в журнале "Искусство кино" сценарий "Баллада о счастливой любви". 8 октября 1956 он был принят на работу референтом-сценаристом в сценарную мастерскую при сценарной студии управления по производству фильмов министерства культуры СССР, в октябре 1957 года его пьеса "Соловьиная дорога" была представлена на Всероссийский конкурс пьес, а киносценарий "Солнечный круг" был рекомендован к постановке на студии "Арменфильм" в Ереване, но проект не состоялся, так как Анчаров отказался от переработки первоначального сценария, почти полностью измененного режиссером фильма.

В кругу друзей и знакомых он часто исполнял свои песни, и жил при этом на случайные заработки. В 1959 году умерла его мама, а в 1962 году Анчаров в соавторстве с Василием Аксеновым и Александром Зархи написал сценарий художественного кинофильма "Мой младший брат".

В начале 1960-х годов им были написаны "Песенка про цыгана-конокрада", "Одуванчики", "Песня про деда-игрушечника с Благуши", "Песня об истине", "Баллада об относительности возраста", "МАЗ" и другие песни. У него начались первые публичные выступления со своими песнями и появились первые любительские магнитофонные записи.

В соавторстве с Ю.Вышинским и Д.Афиногеновой им был создан сценарий телефильма "Апассионата". Дома у А.Аграновского в присутствии Александра Галича он исполнил несколько собственных песен. Магнитофонная запись этого вечера считается наиболее ранней из сохранившихся фонограмм Михаила Анчарова и Александра Галича.

В 1963 году Михаил развелся с Джоей Афиногеновой. Из воспоминаний Г.Аграновской: "Джоя с Мишей бывали у нас дома несколько раз, и мы у них в Лаврут минском один раз. (Зашли после Третьяковки, куда водили детей, наших сыновей.) Быт их был неустроен. Большая неухоженная квартира, украшением которой служили несколько хороших работ маслом и акварелей, в том числе чудесный портрет Джои. Оказалось - Мишины. На наши комплименты - реплика автора: "Да ладно вам. Видно, что в Третьяковке только в буфете и были". Угощали нас едой из "Кулинарии". Вышла к столу сестра Джои, неприветливая, Мише говорила колкости. Попрекала, что забыл купить лекарства бабушке. Миша отмалчивался, Джоя сестру не останавливала. Осталось впечатление, что Миша в доме не вполне свой. Мне было его жалко, о чем я и сказала дома Толе. "Джоя тоже не излучает счастье", - заметил мой муж. Отношения наши остановились на приятельских, в дружбу не перешли. Краем услышали, что Джоя ушла от Миши к их общему другу, а Миша ушел в запой. Самое ужасное, что он оставался жить в Лаврушинском, в одной квартире с молодоженами, - просто какое-то время ему деваться было некуда. Деньги, заработанные на "Апассионате", были прожиты (хотя, кажется, фильм и премию получил), снять квартиру было не на что. Этот кусок жизни Миши из нашей жизни выпал, мы не знали, как он и где. Кто-то говорил, что он вроде бы уехал с геологами на дальний Север".

В 1960-х годах Анчаровым были написаны песни "Она была во всем права", "Белый туман", "Аэлита", "Белый туман", "Цыганочка", "Баллада о парашютах", "Песня о Красоте". Так же он публикует прозу: журнал "Смена" печатаел рассказы "Барабан на лунной дороге" и "Венский вальс".

Совместно с А.Аграновским им был написан сценарий к кинофильму "Незаменимые". Из воспоминаний Г.Аграновской: "Звонок мужу со студии Горького. Просят написать сценарий по его очеркам о молодых ученых. "Незаменимые" - под таким названием вышла у Толи книжка, оформленная художником В.Сидуром. Толя сначала категорически отказался, у него уже был опыт - два неудачных, по его мнению, фильма. Студия настаивала... и на очередной звонок он, по его собственным словам, "дал слабину". В назначенный день я открыла дверь и увидела Анчарова с незнакомой дамой. Не успела я подумать, как он некстати, без звонка, да еще и не один, - а он представил свою спутницу, она и оказалось редактором студии, а он - тем самым сценаристом. Позже Миша рассказывал, что сам просил работу на студии, приносил наброски сценария и был отвергнут. Случайно услышал, что ведутся переговоры с Аграновским, настоял на своем участии, но поставил условие - не говорить Толе, что именно он претендует на соавторство. На вопрос, зачем темнил, сказал, что после "Апассионаты" (которая шла по телевидению) мы не позвонили, и он понял, что не понравилось. "Решился на инкогнито. Сам расскажу, что пропадаю от безденежья и уговорю хоть договор заключить, чтобы взять аванс, а там видно будет". Редакторша вскоре ушла, сославшись на занятость. Я занялась обедом, думая про себя, как плохо выглядит Миша, - худой, сутулый, бледный, одет неряшливо, сорочка не первой свежести, брюки мятые... И тут услышала из кабинета гитарный перебор и голос Миши".

В майском номере журнала "Москва" в 1965 году была опубликована повесть "Золотой дождь", а в августе - сентябре журнал "Юность" напечатал роман "Теория невероятности" с рисунками автора. В оба произведения, как и во многие последующие, Анчаров включал свои стихи и песни.

Из письма главного редактора "Юности" Б.Полевого: "Ну вот и кончили мы печатать Вашу повесть [в публикации - роман]. Должен Вам сказать, что уже в самом процессе ее выхода мы поняли: это несомненно Ваш успех. Действительно, очень романтическая, молодая и ясная получились вещь. Не предвещаю Вам больших похвал в критике. Критика сейчас гугнивая, простудная, высматривает, главным образом, за что бы автора тяпнуть побольнее. Но читательский успех, и в особенности у молодежи, как мне кажется, повесть уже имеет. Очень рад за Вас. Не забывайте нас и в дальнейшем. И, ей-богу, очень неплохи Ваши рисунки. Это редкий симбиоз, когда автор и художник - одно и то же лицо, - причем преуспевающее и дополняющее себя в обоих жанрах..."

У Михаила все чаще были выступления, на которых он исполнял свои песни под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Им была написана и опубликована в альманахе "Фантастика-65" фантастическая повесть "Сода-солнце".

В 1966 году газета "Неделя" опубликовала запись беседы "за круглым столом", в которой участвовали Анчаров, Галич, Визбор и Ким. Позже Анчаров написал сценарный вариант романа "Теория невероятности", по которому в Московском театре имени Ермоловой был поставлен спектакль. Одновременно он работал над повестью "Этот синий апрель".

27 декабря 1966 года Анчаров был принят в Союз писателей СССР, а в издательстве "Молодая гвардия" вышла его первая книга "Теория невероятности". Она включала в себя одноименный роман и повесть "Золотой дождь". А вскоре по сценарию Анчарова и Аграновского на студии "Беларусьфильм" был снят кинофильм "Иду искать".

В 1967 году в журнале "Москва" была опубликована повесть Анчарова "Этот синий апрель". Годом позже в издательстве "Молодая гвардия" была напечатана фантастическая трилогия "Сода-солнце", содержащая, кроме одноименной, повести "Голубая жилка Афродиты" и "Поводырь крокодила". "Золотой дождь" был переведен на чешский язык и напечатан в Праге, "Теория невероятности" по-румынски и по-болгарски печатаются в Бухаресте и Пловдиве. А в издательстве "Советская Россия" отдельной книгой вышла повесть Анчарова "Этот синий апрель" с оформлением и иллюстрациями автора.

Вскоре Михаил Анчаров познакомился с Мариной Пичугиной. Из воспоминаний Г.Аграновской: "Звонил Миша все реже и реже. Как-то попросился в гости: "Приду не один. Это смотрины. Требуется ваше мнение". И привел Марину. Очень она нам приглянулась. Молодая, высокая, тоненькая блондинка с правильными чертами лица. Видно было - Мишу обожает. Бывали мы у них в гостях несколько раз в новой квартире, на углу улицы Чехова и Садовой. Это уже был дом, семейный, ухоженный женской рукой. И на стене висел портрет Марины, Мишина работа, красивый и похожий на хозяйку. Невольно вспомнила я тот его давнишний семейный уклад в доме Джои. Ничто не совпадало, кроме портретов, писанных Мишей с этих, таких разных, женщин. И еда была домашняя, с пирогами и соленьями. Я еще тогда обратила внимание, в тот первый визит, на магазин "Кулинария" на первом этаже их дома и подумала - опять Мишу из "Кулинарии" кормят. И ошиблась".

Отношения с Мариной Пичугиной у Анчарова не сложились, и он женился на Н.Г.Поповой. В то же время его рассказы публиковались в периодических изданиях и сборниках. В их числе были рассказы "Лысый бугор" ("Неделя" №18) и "Город под водой". Написана "Песня о России".

В начале 1970-х годов совместно с Б.Равенских по произведениям Н.Островского Анчаров написал пьесу "Драматическая песня". Спектакль по ней был поставлен в Московском театре имени Пушкина. В соавторстве с А.Саранцевым Анчаровым была написана пьеса "Слово о полку" (постановка не была осуществлена), и шла работа над многосерийным телеспектаклем "День за днем", премьера которого состоялась 9 декабря 1971. Для этого спектакля Анчаровым были написаны песни "Стою на полустаночке...", "Я ночью шла по улице..." и другие произведения. Музыка к этим песням написана И.Катаевым.

Рассказы Анчарова публиковались в "Литературной газете" и "Неделе". На экран ЦТ вышла вторая часть телеспектакля "День за днем". Журнал "Смена" опубликовал рассказ "Корабль с крыльями из тополиного пуха", журнал "Памир" - рассказ "Грузовик". Анчаровым был написан сценарий и осуществлена постановка на ЦТ телефильма "В одном микрорайоне". Издательство "Прогресс" опубликовало фантастическую трилогию "Сода-солнце" на немецком языке. Были написаны стихи для вокального цикла "Комсомольцы" (композитор И.Катаев). Опубликован рассказ "Другая сторона шоссе". Совместно с В.Ганелиным и Г.Спектором создано либретто для оперы "Рыжая лгунья и солдат", поставленой на сцене Московского камерного музыкального театра в мае 1977 года. В журнале "Студенческий меридиан" была опубликована повесть "Страстной бульвар", и была закончена работа над сценарием телефильма "Москва. Чистые пруды".

Тогда же Анчаров вновь развелся, и женился на Ирине Биктеевой, от которой у него родился сын Артем.

В начале 1980-х годов в журнале "Студенческий меридиан" были опубликованы роман "Дорога через хаос" и повесть "Прыгай, старик, прыгай!", в "Новом мире" - роман "Самшитовый лес". Была напечатана повесть "Роль". Газета "Неделя" напечатала рассказ "Цель", а журнальный вариант романа «Как птица Гаруда» был напечатан в "Студенческом меридиане". Вышел в свет сборник романов и повестей "Приглашение на праздник". Отдельным изданием был опубликован роман "Записки странствующего энтузиаста". Впервые были напечатаны "Песня о моем другё-художнике", "Песня про хоккеистов", "Большая апрельская баллада", и "Баллада о танке Т-34...".

В периодических изданиях в 1988 году были напечатаны рассказы "Цель" и "Лошадь на морозе", повести "Роль", "Козу продам". Журналы "Собеседник" и "Студенческий меридиан", газеты "Комсомольская правда" и "Литературная газета" регулярно печатали статьи и интервью Анчарова. На основе магнитных записей из фонотеки М.Крыжановского фирма "Мелодия" выпустила в 1989 году первую авторскую грампластинку Анчарова "На краю городском... на холодном ветру". В журнале "Советская библиография" была помещена подборка материалов, включившая значительный библиографический указатель публикаций Михаила Анчарова.

Анчаров считается основателем жанра авторской песни, а Владимир Высоцкий называл Анчарова своим учителем.


Его не интересовали слава и известность, он никогда не хотел быть лучше кого-то. Единственным соперников Анчарова в искусстве был он сам. Критика его никогда не задевала, зато сам он был к себе максимально строг.

Скончался Михаил Анчаров 11 июля 1990 года.

Урна с прахом Михаила Анчарова была захоронена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.

О Михаиле Анчарове был снят документальный фильм "Четыре времени года".

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.ancharov.lib.ru

28 марта 1923 года – 11 июля 1990 года

Оригинал взят у vamoisej в Небольшие рассуждения о состоянии дел в стране. Михаил Хазин| Блог MishterGitter | КОНТ

http://cont.ws/post/126878?_utl_t=l j Михаил Хазин: Небольшие рассуждения о состоянии дел в стране | Блог MishterGitter | КОНТ

Михаил Леонидович поделился своим мнением, Как всегда интересно и против "приватизаторов".



В последние дни в интернете распространились слухи о новом «либеральном реванше». Поскольку я не конспиролог и даже не политолог, то комментировать эти слухи не буду, да и смысла в этом особого не вижу. Но описать некоторое состояние дел в стране считаю полезным - поскольку, как мне кажется, некие изменения нас ждут и даже, более того, они уже начались.

Первое, что нужно сказать - что все уже поняли, что жить «по старому» больше не получится. Экономического роста точно не будет, «компенсационный» рост (после резкого обвала, устроенного либералами в декабре прошлого года) закончился и экономика страны вышла на траекторию депрессионного спада. где-то так 3% в год. В этом году спад будет больше (порядка 10%, правительство, разумеется, соврет в сторону уменьшения), но это последствия декабря - а потом все будет тихо катиться по накатанной. Более того, не исключено, что к концу года будут некоторые локальные улучшения, поскольку цены на нефть могут вырасти (но могут и упасть).

Поскольку спад этот продолжается уже несколько лет, все резервы уже выбраны и необходимо как-то приспосабливаться к ситуации. В частности, несколько уменьшить масштаб коррупции. Не потому, что стыдно стало, а потому, что сокращается финансовый поток. Отмечу, что отказаться от коррупции нельзя никак: пока «костяк» российской элиты составляют организаторы и бенефициары приватизации, пока именно они определяют «правила игры», они не могут себе позволить отказаться от возможности пополнять убытки от своих активов из бюджета. А без убытков тоже не могут, поскольку они не бизнесмены и не предприниматели, они получили свои активы целиком и управлять ими не умеют, а учиться не хотят и не будут.


Отмечу, что часть сокращения потоков испытают на себе рядовые граждане: плата за ЖКХ растет, качество образования и медицины падает, пенсионный возраст будет расти. Тут я, кстати, не пониманию стыдливости нашей власти - почему бы сразу не поднять возраст выхода на пенсию до 120 лет и перестать строить из себя «целку валдайскую», индексируя пенсии, на которые и без того жить не очень возможно, всего на треть реальной инфляции.

Но и элите денег начинает не хватать. И вот тут есть два принципиальных варианта действий. Я имею в виду именно действий элиты, без потенциальных «майданов» и революций. А именно: либо нужно сокращать количество кланов у власти, либо - провести «красную черту», ниже которой воровать нельзя (как это происходит на Западе). Я склонен считать, что политическая власть выбрала именно второй вариант и отсюда массовая череда посадок довольно высокопоставленных чиновников. Но у этого варианта есть одна серьезная проблема.

Дело в том, что все, кто находится ниже этой черты (а судя по посадкам, она уж точно будет выше должности вице-гуернатора и заместителя министра, то есть, скорее всего, остановится на той позиции, которую можно назвать «номенклатура президента» или же, иначе, на тех должностях, назначение на которые требует указа Президента, или аналогичных им выборных) сегодня начнут воровать как можно больше - чтобы потом не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Но есть и еще одна тонкость.

В нашей стране уже давно, в период окончательного разрушения советской системы управления (то есть в конце 90-х - начале 2000-х годов) установилась система сбора денег по властной вертикали. Например, в министерстве здравоохранения ее создавал Зурабов, в МВД - Рушайло и так далее. И разрушение ее - дело как раз новых министров и губернаторов. Но если губернаторы еще худо-дело иногда меняются, то министры практически вечны.

Кроме того, в это же время появился обычай назначать на ключевые должности представителей олигархических кланов. И если. скажем, какой-нибудь Шувалов явно находится выше упомянутой «красной черты», то толпы замминистров, которые себя рассматривают не представителями государства, а работниками соответствующих олигархических «команд», точно будут сидеть ниже. И что с ними делать?

Кампания по борьбе с коррупцией в таких условиях неминуемо столкнется с попыткой очередной «либеральной революции», причем направленной не на защиту интересов граждан и малого и среднего бизнеса (кому они интересны?), а этих самых «обиженных» чиновников, которые вели себя «как принято у достойных и уважаемых людей», а их «наказали ни за что». Разумеется, такая ситуация вызовет нарастание напряженности, причем по линии «верхняя, политическая часть элиты - против олигархов и средней части бюрократии». Последняя частично входит в элиту, частично - представляет интересы бюрократических кланов.

Отметим, что все это не отрицает межклановую борьбу, однако она в такой ситуации отходит на второй план. При этом, в оличие от ситуации 90-х годов, это вторая «либеральная революция» не вызовет особого одобрения на Западе, поскольку те группы западной элиты, которые, теоретически, должны ее поддерживать, не горят желанием в достаточно сложной собственной ситуации заниматься защитой откровенных клептоманов и коррупционеров, не пользующихся электоральной поддержкой. Результаты выборов тому пример.

Кстати, пусть это и немножко смешно, но поскольку для Путина и его ближайшего окружения такая активность представляется опасной (пока не очень, но об это чуть ниже), именно оно должно «размывать» главный бюрократический инструмент такой «революции», «Единую Россию», то есть, стимулировать многопартийную ситуацию в стране.

Чем такая ситуация закончится - это большой вопрос. Поскольку те, кто провоцируют «либеральную революцию», вообще не думают о том, что делать дальше, для них главное - обеспечить свою безопасность в условиях антикоррупционной кампании, начатой Путиным. А окружение Путина (то есть политическая часть элиты) думает только о том, как бы снизить коррупционную нагрузку на экономику, что позволит, по их мнению, перейти от спада, хотя бы, к минимальному росту.

Это принципиальная ошибка - в рамках либерального экономического курса сегодня роста не будет, даже если цены на нефть поднимутся до 60-70 долларов за баррель. Кроме того, когда произойдет обвал на фондовых рынках США, эта граница потеряет свой смысл, сланцевые компании обанкротят и долги их спишут. Но понимания этого в политической верхушке пока нет, поскольку элита у нас одна, общая, приватизационная. И хотя экономического роста она хочет, но отказываться от главного приватизационного принципа: «приватизируем активы, национализируем убытки» она не хочет категорически.

По этой причине мне кажется, что пока ситуация будет продолжаться. Путин будет усиливать антикоррупционные аресты, причем не только тех, кто находится ниже «красной линии», но и тех, кто находясь выше поддерживает коррупционную вертикаль. Его противники - олигархи и чиновники, будут пытаться будировать либеральные идеи, без особого результата, поскольку ни народ (даже малый и средний бизнес), ни Запад, эти потуги воспринимать всерьез не будут. Но степень напряженности в обществе эта активность разогреет. И это будет продолжаться до тех пор, пока ситуация в экономике еще серьезно не ухудшится.

Это может быть и быстро (если после обвала рынков в США упадут цены на нефть), и более медленно (если экономика США продержится до 16 года), но это произойдет. И тогда ключевым моментом станет то, что кто-то должен будет предложить позитивную, а не защитную, программу действий. Отмечу, что базу (еще не программу, конечно) для такой работы уже предложил Сергей Глазьев, но у нее есть один серьезный недостаток: она носит чисто экономический характер и не очень понятно, как ее «вписывать» в современную элиту. Грубо говоря, кто ее будет дорабатывать, кто ее будет делать и как этих, которые будут делать, всунуть в плотные ряды нынешних чиновников. И я думаю, что ближайшие полгода как раз и определят тех, кто пополнит (к тому времени несколько поредевшие) ряды нашей элиты, за счет того, что предложат реальную позитивную программу действий. Выполнимую, а не декларативную.

Как и было обещано в дискуссии на Форуме, я напишу несколько слов о том, каково место российской элиты в современном мире. Разумеется, это только мое личное мнение, которое построено на моем личном опыте, поэтому критика будет неизбежной, но, поскольку «Лестницу в небо» написали, все-таки, мы, а не критики, я надеюсь, что это мнение будет интересно. В любом случае - это текст для обсуждения.

Как было отмечено в «Лестнице», взаимодействие верхушек элитных группировок построено по родо-племенному принципу. То есть - те, кто по крови или по браку входит эти верхушки, взаимодействуют друг с другом через решения старейшин. В норме эти решения направлены на минимизацию конфликта, в случае острой схватки могут заканчиваться тотальным вырезанием враждебной семьи. Классическим примером (и мы к нему еще вернемся) является ликвидация семьи Романовых в 1918 году по инициативе британского королевского дома (Виндзоров).

Представитель чужой властной группировки - априори не плохой и не хороший, он - чужой! И это значит, что его не защищает ни закон, ни какие-то общие правила (откуда они в родо-племенном обществе?), а только лишь его собственная сила и наши с ним договоренности, которые сохраняют силу только до тех пор, пока у альтернативной семьи эта самая сила имеется.

С этой позиции очень хорошо объясняется статус современной России. Элита СССР (которая, безусловно, была, хотя ее статус был достаточно сложным, об этом ниже) самоустранилась, а новая элита России сама себя рассматривала как явление, находящееся существенно ниже, чем элита «цивилизованных» стран. Достаточно сказать, что российские лидеры 90-х ставили себя даже ниже формальных руководителей Западных стран, при том, что последние, конечно, в своих элитах люди не последние, но далеко не первые (а в последние годы очень далеко). То есть мы сами себя поставили на уровень как минимум на два этажа ниже, чем западные элиты. В результате, они и к нам, и к нашей стране относились соответственно, как к «месту свободной охоты». И то, что нас не разрушили до конца, связано только с одним обстоятельством: что западные элиты очень боялись, что Китай получит слишком много.

При этом, разумеется, те, кто активно лизал задницы западному «белому человеку», на уровне элит вообще не воспринимались. Достаточно посмотреть на нынешний статус Горбачева или, скажем, бывшего министра иностранных дел России Козырева. Но в иерархию запада (не элитную, конечно) их включили, так что в соответствующие западные властные группировки они входят. На очень низком уровне, разумеется.

Кстати, это вызвало любопытный эффект. Дело в том, что те представители российских либералов, которые осознали свой статус члена какой-то западной элитной группы (например, Каспаров), приезжая сюда испытывают когнитивный диссонанс! Мы-то с точки зрения любого представителя Западных властных группировок (не народа, разумеется!) - дикие туземцы, статус которых сильно ниже, чем любого представителя «белого человека»! И поэтому любое его слово должны воспринимать как откровение и руководство к действию! Вот Каспаров и попытался себя вести в соответствии с этим пониманием! Чем и низвел свой политический и личный статус в России до абсолютного нуля! Кстати, Ходорковский этим же страдал, как и Гусинский.

А теперь вернемся немножко назад, в пресловутый 1918 год. Тогда главная элитная группа России, семья Романовых, потеряла не просто статус, их перестала защищать страна. И, соответственно, Британия (напомним, что Германия тогда еще воевала с Антантой, более того, если бы она после Брестского мира бросила бы все войска с восточного фронта на западный, она еще и выиграть могла!) решила просто вырезать всех представителей альтернативной части мировой элиты! Тем более, что в ее понимании на тот момент, не британских элит на мировом уровне практически не оставалось (Китай находился под оккупацией «великих» держав, США только поднимались, все остальные рухнули).

Как была дана команда, вопрос сложный, мне сегодня кажется, что это происходило по линии Вениамин Свердлов (который тогда был банкиром в США) - Яков Свердлов - его люди в Уральском Совете. Но не исключено, что был задействован и, скажем, Литвинов. В любом случае, задача была решена и все реальные представители мировой элиты (то есть руководители самых сильных и самостоятельных властных группировок) от России были ликвидированы. Члены семьи остались, но как раз те, кто в отношениях на мировом уровне ничего не понимал. В результате, был не только снят вопрос об активах России за ее пределами (а кто этот вопрос мог обсуждать? всякие премьеры и президенты разводили руками и объясняли, что «на их веку» ничего «такого» не было! А до тех, кто реально контролирует богатства доступа у наших представителей не было!), но Россия вообще потеряла место на, условном, «совете семей», на котором и пишутся на какое-то время «правила игры» на мировом уровне.

Сталин вернул величие стране и, теоретически, мог претендовать на возвращение представителей российской элиты в этот «совет». Но создать советскую элиту, в понятном для Запада родо-племенном формате он не успел, а вместо этого попытался институционализировать «совет семей» в виде ООН и других международных институтов. Что-то получилось, что-то не очень, но в любом случае, взаимодействие с западными элитами происходило у СССР в режиме «кровной мести». Если бы прошел проект «конвергенции», то были бы какие-то шансы на результат, но он не получился, а как только силы СССР стали ослабевать, Запад вновь перешел в наступление.

А что у нас сегодня? Путин поднял статус росийских элит на уровень высшего исполнительного звена элит западных. То есть — всего на один этаж ниже элиты. Именно это его главное достижение, которое и имеет смысл описать как «вставание с колен». Но я бы сказал, что пока мы только оторвали одно колено от земли, потому что все попытки вылезти на уровень реальных элит заканчиваются плачевно. Весь антипутинский пиар на Западе связан не столько с тем, что нарушаются права России, как государства, сколько с тем, что представители России лезут туда, куда им лезть категорически не положено, за барский стол.

Одно дело Сталин, который выиграл II Мировую войну. И совсем другое дело Путин, который с точки зрения родо-племенной системы мировых элит - вообще непонятно кто! Ну в самом деле, какое дело системам, которым сотни лет, до какого-то выскочки? Ну, если ты такой умный, давай поговорим через 50 лет! Ты сможешь создать систему, которая эти 50 лет проживет? Нет? Ну, тогда до свидания!

Вернуть своих представителей в мировую элиту для России будет очень сложно. При этом до тех пор, пока это не произойдет, мы не будем иметь возможность даже участвовать в обсуждении новых «правил игры», в лучем случае - пытаться как-то изменить инструкции, в рамках которых эти правила применяются. И такая ситуация неминуемо будет возрождать у нас проблему «5 колонны», то есть тех людей, которые будут встраиваться не в наши, а именно в западные властные группировки. Прост потому, что они круче!

Кстати, причина Февральской революции (либеральной по сути) состоит в том, что из-за сословного характера Российской империи те, кто ресурс финансовый уже получил, а в элиту влезть никак не мог (потому что не из того сословия!), начал встраиваться в элиты западные! То есть - в конце XIX века у нас в стране появился институт «5 колонны»! Сталин его ликвидировал (не создав при этом нормальный механизм взаимодействия с западными элитами), а в конце 80-х он возродился! Именно этом проблемы в российских элитах, если мы выйдем на мировой уровень они, во многом, исчезнут!

Насколько был объективен данный опрос – вопрос сложный. Надо разбираться в методиках, целях. Но итоги, ...далее

кМихаил Леонидович, с чем связано внимание вашего Фонда к криптовалютам? Для них пришло время? Их можно и нужно начинать воспринимать всерьез?

Хазин: Криптовалюты появились на свет Божий достаточно давно (как инструмент работы с крупными сетевыми играми) и на них до определенного времени мало обращали внимания. Ну да, кто-то спекулировал, кто-то экспериментировал и так далее, но широкого общественного интереса к ним не было. И вдруг — все как с цепи сорвались. Разумеется, есть разные мнения о причинах такого явления, я могу только высказать свою позицию.

Суть ее состоит в том, что вся экономическая деятельность в мире протекает в рамках Бреттон-Вудской финансовой модели. И процесс экономического стимулирования (кредитная накачка спроса), и система кредитования, и система расчетов, и система планирования, и система оценки деятельности (рейтинги) — это одна и та же, комплексная и системная конструкция, котороя более или менее ровно развивается с 1944 года и с 1991 года она захватила весь мир. С ней можно спорить (например, в 2008 году были серьезные претензии к рейтинговым агентствам), но что-то менять практически невозможно, поскольку все элементы системы настолько переплетены, настолько серьезные интересы затрагиваются, что при малейшей попытки что-то изменить реально, вся система начинает отчаянно сопротивляться.

Можно предложить только один пример (в дополнение к рейтинговым агентствам, которые ни на йоту не изменили свои правила после феерического провала в 2008 году), это попытка Китая ввести приоритет собственных рейтинговых агентств на своей территории. Несколько недель назад Китай признал свое поражение и можно привести массу аргументов почему, я приведу только один. Если китайский банк выдает кредит китайской же компании у которой китайский рейтинг высокий, а международный низкий, то международное рейтинговое агентство тут же снижает ему международный рейтинг. Что создает для банка массу проблем. Это, в некотором смысле, аналог ситуации со Сбербанком и мобильными телефонными операторами в Крыму. Китай, со всей его мощью, сдался … Что говорит не о слабости Китая, а о мощи системы.

Но эта системность, которая столько лет работала в плюс Бреттон-Вудской модели, сейчас постепенно становится минусом. Связано это с тем, что по крайней мере один элемент Б.-В. системы больше не работает (точнее, постепенно завершает свою работу), причем по причинам абсолютно объективным, с действиями конкретных лиц или организаций не связанными. Это система стимулирования частного спроса, которая была построена на эмиссии новых активов и прямой эмиссии доллара. Но поскольку все в Б.-В. системе взаимосвязано, то начинает разрушаться сама система, целиком. И даже если придумать альтернативную систему стимулирования (чего пока и близко нет), то еще совершенно не ясно, как ее можно внедрить в тело действующей модели. Банки, бенефициары эмиссионной прибыли, уж точно будут активно против (то, как они выступают против Трампа мы видим воочию). А значит, нас ждет саморазрушение системы, причем, в исторической перспективе, очень быстро. И мало никому не покажется, в том числе тем самым банкам, которые закрывают любые исследования (ну, точнее, закрывали до недавнего времени, сейчас соответствующее разрешение получено, н мал кто осмелился им воспользоваться) на опасные темы. Другое дело, что логика у них простая: лучше мы погибнем завтра, чем сегодня.

И интерес к криптовалютам проснулся как раз потому, что они могут стать заменой этой системы, по крайней мере в ее отдельных конструкциях. Никто еще пока не выстроил эти альтернативы, но люди чувствуют, что как инструмент, ну хотя бы расчетный и (относительно) сберегательный — криптовалюты будут использоваться. А это повысит их значимость в современной экономике даже не в разы, а на порядки. Пока осмысленного содержания «внедрения» криптовалюты в экономику не происходит (да и бенефициары долларовой системы не дремлют). Но, не исключено, что кто-то уже в этом направлении работает.Ну а все остальные должны понимать, что кто первый вскочит на этот паровоз — очень сильно выиграет. Ну прямо очень-очень.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.