Консультации для родителей доу капризы детей. Консультация для родителей. Капризный ребенок. Что делать? Консультация для родителей: “Как преодолеть детские капризы!”

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью;
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя;
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
  5. надо наказывать и вскоре прощать;
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно,

но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть,

тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство ребенка , как с ними справиться ?»

Наши дети рождены для счастливой жизни , и в основном зависит от взрослых , будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами . Как же помочь своему ребенку избавиться от этих неблагоприятных черт своего характера ? Необходимо выделить причины появления и особенности этих нарушений поведения ребенка .

Отшлепать или накричать на ребенка довольно легко . Важно понять истинные причины такого неадекватного поведения ? Как необходимо бороться с детскими капризами и упрямством , и нужно ли это делать вообще ? Постараемся это разобрать .

Капризы детей — это вид упорного детского непослушания взрослым , для которого нет никаких видимых на то мотивов («Я хочу и все»). Чаще капризы свойственны таким детям , которые не знают , как достичь своей поставленной цели не иначе , чем своим нытьем и плачем . Как правило , капризный ребенок всегда беспомощен и зависит от окружающих его взрослых .

Упрямство — определенный способ ребенка настоять на своем «Я», его одна из первых попыток самоутверждения . Он начинает проявлять упрямство в ответ на определенное поведение или некоторые требования родителей . Вершина упрямства приходится на 3 год жизни ребенка .

«Капризуля » плачет по любому поводу , добивается к себе большего внимания , а «упрямец » - настаивает на своем , не уступает .

Упрямство ребенка — результат требовательности самих родителей , а капризы , наоборот , проявляются вследствие чрезмерной уступчивости взрослых . У «упрямца » формируются очень неприятные качества : самоуважение , самоуверенность , чувство собственного достоинства , мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений .

Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства :

1. Особенности развития психики ребенка : в развитии ребенка наступают определенные периоды , связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым .

2. Смена окружающей обстановки . Когда появляется второй ребенок в семье , малыш начинает чувствовать , что перестал быть единственным , и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест , который выражается во вспышках злости и агрессии.Недостаток любви родителей считается главной причиной бесконечных и беспричинных капризов и непослушания .

3. Различие природных темпераментов детей и родителей . Когда родители предъявляют к своему ребенку требования , выполнение которых он не может обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики . Даже тихий флегматик начинает капризничать , если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником .

4. Ребенка что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.

5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения ребенка со взрослым, когда ему не хватает родительского общества и их любви. Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне.

6. Реакция ребенка на запрет родителей. Капризничая, малыш хочет добиться желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители запрещают что-то. В особенности это касается в запрете взрослых на свободу ребенка

7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против чрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать, что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его.

Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка:

Взрослым необходимо изменить свое поведение, постараться уйти от зависимости от детских капризов. Родители должны быть более твердыми в своей позиции. Малыш должен понять, что если нет - то это нет, если нельзя - то это нельзя;

Вместе с этим взрослые должны сформировать у малыша определенные способы поведения; научить его «желать» что-то определенно конкретное и приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке самостоятельность, ответственность, умение добиваться поставленной цели. Важно показать ребенку, что взрослый делает это с любовью к нему;

Необходимо разнообразить среду общения ребенка его сверстниками, друзьями, постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят, он забывает про капризы и упрямства. Вместе можно собирать кубики, строить из них дом;

Взрослым следует поощрять самостоятельность ребенка, нужно почаще предлагать ему самому сделать что-то: убрать все игрушки или построить «гараж» и поставить туда весь свой транспорт. Самое главное, взрослому вместе с ребенком необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в капризном ребенке убежденность, что ему очень везет, когда, допустим, ему разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-то еще. Чем насыщена жизнь ребенка и чем больше он делает все сам, тем меньше сил остается на капризы и упрямство;

Взрослым не следует кричать на ребенка в момент его капризов. Необходимо себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение;

Взрослым не нужно просто говорить ребенку «нет». Иногда бывает недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. Простой пример: ребенок просит какую-нибудь игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать или требовать, но получает от родителей раздраженный отказ. Это совсем не правильно. Родителям нужно объяснить почему они отказывают. Ребенок гораздо умнее, чем думают о нем его родители, и он вправе знать, почему ему не могут купить эту игрушку.

В целом же для того чтобы искоренить упрямство и капризы, взрослым необходимо осознанно изменить в корне свое, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Памятка родителям

1. Для того чтобы упокоить ребенка, вам необходимо отвлечь его внимание. Это сделать не очень просто, так как в порыве капризов ребенок не поддается никаким уговорам. И чтобы малыш не понял, что его стараются обмануть, чтобы успокоить, вам нужно попробовать «сыграть» в отвлечение. Необходимо сделайте вид, что вы чем-то заинтересованы, например монеткой в кармане. Возьмите на прогулку «неожиданные вещички-пустячки», шарик или колечко.

Вот пример: когда ребенок без видимой причины начинает проявлять свои капризы, вам нужно сделать вид, что вы внимательно рассматриваете монетку, которую достали из кармана. Заинтересованно рассуждайте сами с собой: «Какая интересная монетка», и ребенка это уже начинает привлекать и интересовать.

2. Используйте только положительные просьбы. Необходимо попросить ребенка подойти к вам поближе, а не требовать от него перестать кричать.

3. Дети не умеют управлять своими эмоциями, потому что они еще даже не знают, что это такое. Необходимо помочь им в этом. Выразите чувства ребенка словесно: «Наверное, тебе очень хотелось конфету, и сейчас ты расстроился, потому что тебе его не дали? ». После этого нужно объяснить малышу, что выражать свои эмоции допустимо в открытой форме не всегда: «Я тебя понимаю, но это не означает, что тебе можно визжать и топать ногами прилюдно». И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым чревато его плохое поведение. Можете сказать ему, что если он сию минуту не прекратит так себя вести, то вы его накажете. Необходимо подтвердить свои предупреждения на практике.

4. Один из эффективных способов остановить истерику — сделать пятиминутную паузу. Посадите ребенка на стул, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего, что может заинтересовать ребенка. Если он откажется сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, при этом нужно убедиться, что он не сможет причинить себе вреда. Наедине малыш с большей вероятностью справится со своей истерикой сам.

5. существует еще один из способов угомонить кричащего ребенка — присоединение к нему. Начните также плакать вместе с ним и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Вы получите определенный эффект от подобной ситуации, который основан на склонности детей подражать. Неосознанно изображая вас, малыш приобретет спокойствие.

6. Многие дети, для того чтобы родители выполняли все их прихоти, имеют очень плохую привычку - биться головой о стену или пол. Подобное поведение — притворство или провокация, а потому вам не стоит обращать на него внимания. У детей в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда.

7. Если ребенок капризничает и постоянно ноет, нежно сказать ему: «Когда ты хнычешь, я не понимаю ни одного твоего слова из того, что ты хочешь мне сказать. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». После того как ребенок успокоится, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Теперь мы сможем поговорить тихо и спокойно».

8. Отмечайте и хвалите все поступки ребенка, которые заслуживают вашего одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Вашребенок поймет, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы.

9. Когда ребенок начинает плакать или ныть по какому-либо поводу, выражать свое недовольство вам, не обращайте внимания, пытайтесь игнорировать. Если вы понимаете, что уже не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Поняв, что вы лишили его своего общества, ребенок успокоится.

10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не нужно стыдить его и не наказывать. Это жестокость в чистом виде. Особую обиду у ребенка вызывает не шлепок, а раздраженность родителей, которую он ощущает. Это для маленького человечка самое горькое и обидное.

11. В том числе, очень важно, чтобы все члены семьи боролись с детскими капризами одинаково. В ином случае ребенок очень быстро вас раскусит в том, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.

Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, — еще труднее теорию воспитания применить на практике, да еще к собственному ребенку. Успехов вам!

Кравченко

Мария Владимировна

ГБДОУ д/с №37

Невский р-н г.С-ПБ

Детский сад и детские капризы.

Ваш малыш уже посещает детский сад?!
Да, с радостью скажут многие родители. Мы с нетерпением ждали момента, когда он подрастет и впервые войдет в этот удивительный мир, мир серьезных взаимоотношений, мир познания себя и окружающих, где он приобретет важные навыки, необходимые для его дальнейшей жизни в обществе.
И вот малыш уже в детском саду! Детский сад похож на чудесную сказку: интересные игрушки; много детей, с которыми можно поиграть; воспитатель, каждое утро с нетерпением ждущий здесь вашего малыша.
И вдруг… Внезапно родители сталкиваются с тем, что у любимого чада случаются капризы, а порой даже и истерики - различные по своему происхождению и по особенностям протекания, в том числе, связанные с посещением детского сада. Они в полном недоумении: что же произошло и что им, родителям, теперь делать?
Но прежде, чем отвечать на эти вопросы, важно разобраться в том, что такое «капризы».
Капризы (англ. child caprices) - формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании. Такое значение этого понятие дается в большом психологическом словаре. Детские капризы и истерики довольно распространенное явление у большинства детей дошкольного возраста. Специалисты считают, что истерики часто очень трудно отличить от капризов. Но всё же, если капризы – это намеренное поведение ребёнка для получения желаемого, то истерики – внезапная непроизвольная эмоциональная реакция на определённую ситуацию, как правило, подкрепленная громким плачем, криками, иногда падением на пол, размахиванием руками и ногами, и даже ударами головой. При этом такие истерики, в которых дети пытаются причинить вред себе или другим (например: ударить или укусить), то есть переходят в агрессивное поведение, могут быть признаком более серьезных проблем.
Возможные причины детских капризов весьма разнообразны, и их условно можно разделить на три группы.
Первая группа причин носит психофизиологический характер: капризы могут быть обусловлены особенностями темперамента ребёнка, слабостью механизмов саморегуляции его эмоциональной сферы, остротой реагирования на любые раздражающие факторы. Таков, к примеру, меланхолик – ребёнок, обладающий слабой нервной системой и поэтому, слишком ранимый: даже на весьма слабые негативные раздражители он отвечает весьма сильной реакцией, чаще всего – плачем.
Вторая группа причин связана, в частности, с некоторыми ошибками в его воспитании и, в целом, со сложностями процесса социализации дошкольника, например: с недостатком внимания со стороны родителей, с противоречивостью выдвигаемых ими требований; со стремлением малыша подражать поведению и эмоциям окружающих, с отсутствием навыков эмоционального самоконтроля. Именно в младшем дошкольном возрасте у ребёнка начинается подсознательный процесс формирования его собственного отношения к миру в целом, к другим людям и к самому себе. Малыш как бы «пробует» социальный мир «на ощупь», выявляя для себя границы дозволенного, постепенно осваивает и применяет практически приемлемые для него самого и одобряемые окружающими стратегии эмоционального поведения. Таким образом, свойственные ребёнку, от его психофизиологической природы, реакции, преобразуясь в опыте его взаимодействия с обществом, могут приобретать ещё более выраженный характер или, наоборот, ослабевать. Например, ребенок может показывать капризы в ответ на негативную реакцию родителей на его нехорошее поведение, при этом копируя их эмоции, интонации, громкость речи и слова.
Третья группа причин связана с двумя предыдущими группами, но имеет чисто ситуативный характер: это может быть усталость, физическое недомогание, плохое настроение малыша, стрессовая ситуация. Сюда же можно отнести и те случаи, когда причиной детских капризов становится невозможность сиюминутного удовлетворения желаний малыша, ведь ребёнку пока ещё не всегда понятно, почему необходимо отсрочивать свои желания. Капризы могут быть вызваны и его неумением по другому выразить своё недовольство или несогласие, например, когда у него не получается застегнуть пуговицы на одежде, надеть обувь, или, когда ему не хочется, вопреки требованиям родителей, идти спать.
У некоторых детей капризы могут, проявляются в любое время и в разных ситуациях, и в детском саду в том числе.
К сожалению, капризы малыша в детском саду, и, в частности, именно утренние - явление довольно частое. Наблюдения за детьми показывают, что капризничать при расставании с мамой могут не только дети, впервые пришедшие в детский сад, но и те, которые уже вполне адаптировались и с желанием его посещают. Почему же так происходит?
Одна из основных причин – в их нежелании расставаться со своими родителями, и, конечно, в первую очередь, с любимыми мамами. Ведь именно в маминых объятиях ребенок чувствует себя спокойно и уверенно. Но когда он остаётся в детском саду, ему часто кажется, что он лишён безопасности и чувства защищенности со стороны родителей. Ведь дома всё привычно: есть уже давно устоявшийся жизненный порядок; можно сколь угодно долго заниматься любимыми делами; проводить много времени с мамой, купаясь в её заботе и ласке. А в детском саду жизнь подчинена четкому режиму, есть определенные правила, которые необходимо выполнять. Взаимодействуя со сверстниками, ребёнок вынужден делиться с ними игрушками, учиться договариваться, уметь уступать. То есть, ему нужно приобретать навыки общения со сверстниками, и при этом быть в постоянной боевой готовности к возможным конфликтам и стремиться находить выходы из них. Поэтому очень важно, чтобы родители настроили малыша на позитивное отношение к посещению детского сада. Например, они могут рассказать ему о предстоящем дне, о тех событиях, которые сегодня произойдут в детском саду; сообщить ему о том, в какие игры он сможет поиграть, предложить родному чаду взять с собой свою любимую игрушку. Ну а вечером, забирая малыша, маме с папой важно поинтересоваться тем, как у него прошел день, что на занятиях было интересного и увлекательного.
Утренние капризы так же могут быть связаны и с тем, что ребёнок боится остаться в группе в конце дня один или с его опасениями по поводу того, что родители могут и вовсе не забрать его вечером из детского сада. Поэтому, прощаясь с сыном или дочкой утром, обязательно скажите: « Вечером я за тобой, малыш, обязательно приду».
Родителям также необходимо обратить внимание на то, как ребенок реагирует на процесс расставания с ними в детском саду утром, с кем из них прощание проходит спокойно, а с кем болезненно. Если ребенок при расставании с вами показывает капризы, договоритесь с другими членами семьи, чтобы ребенка в детский сад отводил кто-нибудь из них. Ведь в этом случае капризы, возможно, будут возникать намного реже.
Для ребенка не менее важен и сам ритуал прощания с родителями. Если ребенок привык к установившемуся ритуалу, который включает в себя элементы капризов, как часть расставания, тогда каприз неизбежн. Скорее всего, ребенок добивается большего к себе внимания. Поэтому, прощаясь с ним, не исчезайте внезапно. Продумайте несколько сценариев вашего ухода, которые бы устроили малыша. При этом предоставьте ему свободу выбора наиболее интересного из возможных сценариев. А сами ведите себя с ним уверенно и ровно.
Другая, не менее серьёзная причина возникновения детских капризов - нерегулярность посещения малышами детского сада. Если по разным обстоятельствам (болезнь ребенка, отъезд и др.) он ходит в детский сад с большим перерывом, то процесс адаптации к новой для него жизни прерывается, и малышу необходимо заново принимать новые социальные условия, переживать процесс расставания с мамой как в первые дни.
Ещё одной причиной капризов, связанной с посещением ребёнком детского сада может стать стремление малыша к обладанию понравившимися ему вещами, например, детсадовскими игрушками или игрушками других воспитанников. Стремясь во что бы то ни стало получить полюбившуюся ему вещь, малыш может не только организовать каприз, а даже впасть в непреднамеренную истерику, и попытаться вполне сознательно манипулировать окружающими. С этой ситуацией вполне возможно справиться, если объяснить ребёнку, что чужое можно брать только на время и только с разрешения владельца. При этом серьёзной ошибкой со стороны родителей было бы обещать малышу купить точно такую же игрушку или ещё лучше. И даже если Вы в состоянии выполнить любое его желание, не стоит баловать любимое чадо, превращая его в капризное, не допускающее возражений существо. Ребенок должен знать цену деньгам! В то же время, учите малыша общаться со сверстниками в детском саду, например, предложите ему попросить у другого ребёнка вожделенную игрушку, или обменять её на свою; кроме того, стимулируйте его к тому, чтобы ребёнок сам делился с детьми любимыми игрушками и лакомствами.
Немаловажно отметить, что, зачастую, и мы – взрослые – и сами того не подозревая, провоцируем детские капризы. Частые родительские запреты, проявления нетерпимости к тому, что делает и говорит ребёнок, окрики, грубые слова могут способствовать проявлению негативных эмоциональных реакций у детей. Не менее опасен и встречающийся, порой, негативистский настрой родителей по отношению к содержанию жизни их любимого чада в детском саду, к формам и результатам его обучения и воспитания. Так, например, обсуждая с педагогами вопросы, связанные с посещением ребенком детского сада, делясь своими переживания и тревогами, высказывая им свои опасения, а, порой, и допуская отрицательные замечания в адрес детского сада, мы часто забываем о том, что наш малыш в это время находится с нами рядом. А между тем, дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей, на их отношение ко всему происходящему. Правильнее было бы позитивно отнестись к деятельности дошкольного учреждения, к усилиям педагогов по социализации вашего ребёнка. А ещё лучше - «подружиться» с воспитателями! И тогда, приобретя опытных союзников, вы, обсудив и выяснив в беседе с ними все настораживающие вас моменты и получив у них совет, сможете быстрее найти конструктивное решение любого вопроса. Да и сами, наблюдая за играми своего малыша, его настроением и высказываниями, вы сможете понять, что происходит с вашим ребенком в садике, как он себя чувствует в новой среде, и что его беспокоит.
Как же справиться с детскими капризами? Используя предложенные « волшебные приемы», часто можно добиться положительных результатов.
Определите причину детского каприза или гнева. Если ребенок требует чтобы ему срочно купили понравившеюся игрушку, - это каприз необоснованный. Если малыш самостоятельно надевает колготки, но мама его при этом торопит, а он начинает настаивать: «Я сам!», сопровождая требование криками и слезами- виной всему взрослые.
Отвлеките его внимание на чем-нибудь, переключите на другую деятельность, интересное занятие, когда каприз только начинается.
Успокойте ребенка ласковыми и нежными словами.
Оставьте его на какое-то время одного в покое, не обращать внимания.
Старайтесь не срываться в ответ на детские капризы.
Поговорите с малышом о случившемся, когда капризный ребенок утихнет. Важно показать ему, что вас огорчило его поведение, что вы расстроились. И в тоже время, дайте понять ребенку, что вы любите его и убеждены, что он больше не будет так поступать.
По мнению психологов, взрослым необходимо выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее постоянно в любых ситуациях.
Взаимодействуя с ребенком можно просто для себя фиксировать некоторые моменты: как часто ребенок капризничает, как долго это длится, как проявляется, в какое время это чаще происходит, где это случается. Научившись чувствовать состояние ребёнка, Вы, со временем, сможете управлять его настроением и, возможно, предотвращать капризы. Важно также обратить внимание и на то, как часто они возникают и какой характер носят. Если они проявляется постоянно, да еще и с приступами истерии, скорее всего, необходимо обратиться к специалистам.
Если же капризы носят эпизодический характер, а в течение дня в детском саду ваш ребенок чувствует себя хорошо, он активен и любознателен; дома с желанием рассказывает о садике, друзьях и играх - отнеситесь к таким негативным эмоциональным проявлениям спокойно, не теряйте самообладания, не раздражайтесь, проявите терпение и твердую реакцию на его вспышки, тогда он значительно реже будет использовать такой способ для решения своих проблем и удовлетворения своих желаний.
Подобрав ключик к пока еще хрупкому миру души вашего ребенка, вы сможете понять причины его капризов и истерик и определить пути дальнейшего взаимодействия с ним.

С статье раскрываются следующие вопросы:

1. Проявление упрямства и капризов.

2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.

3. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей.

4. Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Упрямство и капризы»

Седова Светлана Николаевна

МБДОУ №3 «Колобок»,

Г. Нижний Новгород

1. Проявление упрямства и капризов.

2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.

3. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей.

4. Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство.

5. Вопросы родителей.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.

Детским негативизмом, то есть непринятием чего-либо без определенных причин.

Своеволием.

Недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Понятия " капризы" и "упрямство" очень родственные и четкой границы между ними провести нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, так как вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

В недовольстве, раздражительности, плаче.

В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.

3. Упрямство в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. 3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

Достигнуто не своим трудом,

Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),

Из жалости или желания понравиться.

НАДО ХВАЛИТЬ:

За поступок, за свершившееся действие,

Начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения,

Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже,

Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

Когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;

Когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;

Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);

После физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);

Когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;

Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;

Когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

1. Наказание не дожно вредить здоровью.

2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3. За 1 проступок - 1 наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. Надо наказывать и вскоре прощать.

6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. Ребенок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


Консультация для родителей ДОУ. Капризный ребенок. Можно ли его исправить?

Описание : Предлагаю Вашему вниманию рекомендации для родителей, желающих избавиться от детских капризов. Данная работа может быть полезна воспитателям ДОУ, а также родителям.

Обычно капризы возникают без видимой причины и сопровождаются криком, плачем, топаньем ног, разбрасыванием вещей. Перерастая в истерики, они разрушают нервную систему ребенка.
Капризы – это всегда неприятно, особенно когда они проявляются часто.
Важно понимать, что чаще всего, причиной повтора детских капризов является неправильное поведение взрослых, окружающих малыша. Возможно, для достижения заветной цели родителям придется радикально менять свои привычки и способы общения с ребенком.

Возможные причины детских капризов.
1. Возраст ребенка 1,5 - 3 лет. Этап развития ребенка. Длительность его в основном зависит от выбора родителями методов воспитания.
2. Состояние здоровья. Ребенок не понимает, что с ним происходит, испуган, нуждается в повышенной опеке родителей.
3. Дефицит внимания. Ребенок понял, что каприз – лучший способ привлечь внимание родителей.
4. «Избалованность». Ребенок действует по испытанной схеме:
Запрет – истерика – победа!
5. Протест малыша против излишнего давления или чрезмерной опеки родителей.

Постарайтесь «погасить» капризы ещё до их начала:
Дайте ребёнку право выбора, или его иллюзию. К примеру, малыш часто отказывается от супа. Предложите ему на выбор две ложки с разными рисунками. Пусть он сам решит, какой будет кушать. Он будет думать, что сам сделал выбор, а вы будете довольны, потому, что без скандала накормили дитя полезной пищей.
Воспитывайте играя. Малыш отказывается чистить зубки? Попросите его напомнить, как это надо делать.
Постарайтесь переключить внимание ребенка на другое действие. «Ого, какая машина проехала!» Как правило, любопытство берет вверх.
Показывайте перспективы хорошего поведения. «Сейчас тебе необходимо собрать свои игрушки, а, после этого ты обязательно будешь смотреть свой любимый мультфильм». Всегда держите свое обещание, иначе ребенок перестанет Вам доверять.
Старайтесь избегать ситуаций, которые способствуют истерике. Например, если ребенок не может уйти из магазина, не скупив все что ему глянулось, какое-то время не берите его с собой за покупками.
Добейтесь единства требований в семье. Дети очень прекрасно понимают, что за конфетками следует идти к бабушке, а на крутую горку лучше попроситься у папы, мама вряд ли разрешит. Взрослым необходимо договориться что можно разрешить ребенку, а что нельзя. Действуйте сообща.

Если истерики избежать не удалось…
1. Спокойный тон общения, без раздражения – самое важное и самое трудное условие.
Не кричите и не реагируйте на детский крик. Сообщите ребёнку, что вы будете с ним разговаривать только тогда, когда он перестанет кричать и начнёт говорить нормальным голосом. Поясните ему, что теоретически он может получить желаемое, если сможет объяснить, зачем ему оно.
2. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", значит – нет!
3. Не сдавайтесь даже если приступ ребёнка протекает в общественном месте. При этом, постарайтесь избавиться от публики – уведите ребенка. Капризность требует зрителей. Как только «зрителей» не стало – пройдет и истерика.
4. Не стоит в это время что-либо внушать ребёнку – это бесполезно. Переговоры вести имеет смысл после того как вы вместе успокоитесь.

Будьте последовательными в своём воспитании. Установив для ребёнка дозволенные рамки, учите его сдерживать и контролировать свои эмоции. Если малышу что-то не нравится, или что-то хочется – недопустимо об этом кричать, нужно спокойно поговорить.
Ребенок должен знать о существовании слова «нельзя», которое не подлежит обсуждению. Касательно самого «нельзя» - это должны быть разумные ограничения. Их не должно быть очень много, они направлены чтобы оберегать ребёнка и окружающих от реальной опасности.
Общайтесь с ребенком на равных . Берите на руки, целуйте и обнимайте его чтобы ваш малыш чувствовал, что родители его любят, понимают и ценят. Капризы навсегда уйдут из Вашего дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.