Как улучшить память и внимание у ребенка 7 лет. Упражнения, развивающие память. Приемы и упражнения для развития детской памяти

Что самое важное в развитии дошкольника? В числе первых ответов на этот вопрос - научить его читать, считать и писать. А вот о том, что до поступления в школу важно развить память у ребенка, скажут немногие.

Но ведь ее совершенствование именно в этом возрасте - до 6 лет - очень важно для полноценного овладения всеми навыками. Однако это вовсе не означает, что детям-школьникам не нужно упражняться в запоминании: тренировать память нужно и в 8 лет, и в 10 лет, да и вообще в любом возрасте!

Развитие памяти у ребенка представляется очень важным процессом. Без способности к запоминанию все попытки научить человека чему-либо были бы тщетны, ведь каждый раз приходилось бы начинать сначала. Более того, именно хорошая память лежит в основе познания во всех областях жизни, включая социализацию.

Что составляет основу хорошей памяти ребенка?

За способность к запоминанию и у малыша, и у взрослого отвечает головной мозг. Соответственно, чтобы память ребенка работала безотказно, необходимо заботиться о том, чтоб мозговые клетки получали достаточное количество кислорода, а также постоянную интеллектуальную нагрузку (но не перегрузку, что особенно важно, если малыш уже учится в школе).

Кроме того, важно давать ребенку необходимый полноценный отдых. Обеспечить все это можно, придерживаясь здорового образа жизни:

  • необходимый объем кислорода обеспечат активные игры на свежем воздухе и занятия спортом;
  • отдохнуть мозгу даст возможность правильный режим дня, в котором обязательным пунктом является продолжительный сон;
  • не менее важно для работы мозга общее состояние детского организма, поэтому пристальное внимание следует уделять питанию, включая в рацион рыбу, листовые овощи, грецкие орехи, фасоль и бананы, дыню и абрикосы, зеленый чай. Не забывайте о питьевом режиме и при необходимости проведите малышу курс приема поливитаминов;
  • интеллектуальную нагрузку мозгу дадут маленькие «тренировки» - обсуждения, загадки, задачки, чтение (в том числе многократное), а также специальные игры и упражнения, о которых мы расскажем ниже.

Психологи утверждают, что на работу детской памяти заметно влияет климат в семье. Так, если взаимоотношения между членами семьи хорошие и родители не стесняются в выражении любви к своим чадам - обнимают, целуют, хвалят - у детей проявляются высокие способности к запоминанию информации.

Прекрасный эффект покажет совместное чтение родителей с малышом. Не бойтесь перечитывать сказки и стихи снова и снова, тем более если ребенок просит вас об этом сам. Повторение - еще один плюс в копилку памяти.

Положительно влияет на работу мозга и смех, активизируя определенные участки этого органа, отвечающие, в том числе, за обучаемость.

Игры для улучшения памяти и внимания у детей

Помимо здорового образа жизни, чтения и загадок, улучшить память ребенка позволяют интеллектуальные игры, а также упражнения на запоминание, ассоциации и развитие мышления.

Наиболее популярные из них:

  1. «Фотоаппарат». Эта игра имеет множество вариаций. Суть ее в том, чтобы предоставить ребенку определенное количество предметов (игрушек, картинок и так далее). Затем, когда малыш отвернется, поменять некоторые из них местами, после чего попросить игрока подумать и сказать, что же изменилось. В усложненном варианте перед малышом предметы выстраиваются не по одному в ряд, а попарно или даже в композиции.
  2. «Снежный ком». У этой игры также есть варианты. Традиционно подобная игра проводится при знакомствах в детских коллективах: первый игрок называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, и так далее. В уже сложившихся детских группах популярен вариант этой игры под названием «Продуктовый магазин»: первый игрок говорит «Я иду в продуктовый магазин и покупаю...», второй повторяет фразу первого и добавляет свою «покупку».
  3. «Мой день». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок описал заданную часть своего дня, включая такие мелочи, как цвета и запахи.
  4. «Ассоциации». Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает свои ассоциации с ним.

Не менее эффективно способствуют развитию памяти и обычные логические игры - шашки, шахматы. Причем в них обычно очень охотно включаются не только дошкольники, но и более старшие дети.

Стоит отметить, что подобные игровые занятия несут большую пользу не только для детской памяти и мышления. Они также помогают развить внимание у ребенка, что в дальнейшем облегчит ему и повседневную жизнь, и обучение в школе.

Приемы и упражнения для развития детской памяти

Если ребенку интересен материал, который требуется (или даже не требуется) запомнить, он крепко впечатается в его голову, - это известно всем родителям. Однако во время обучения в школе детям приходится запоминать массу информации, которая «интересностью» не отличается.

Тут на помощь могут прийти разнообразные приемы:

  1. Использование ритма и музыки. Этот способ хорошо подходит для запоминания номеров телефонов, различных правил и стихов.
  2. Визуализация. Любую информацию, которую необходимо запомнить, можно связать с каким-то знакомым ребенку образом, персонажем и т. д. Также ее можно зарисовать в виде схемы (особенно это хорошо помогает в средней школе).
  3. Словотворчество - придумывание рифмовок, считалочек, использование повторяющихся звукосочетаний и даже стихотворений (например, для ). Этот прием прекрасно подходит младшим школьникам, а запомнившиеся стишки остаются незабвенными всю жизнь.

Использовать все возможности для развития памяти ребенка - важная задача для родителей. Приятным результатом станет не только успешность малыша в обучении, но и улучшение собственной способности к запоминанию!

4 года назад

Развитие памяти – процесс, необходимый для дальнейшего обучения ребенка. Без развитой возможности запоминать у ребенка возникнут проблемы с усвоением информации и обучаемостью. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был умен и сообразителен. Вы, наверняка, желаете видеть, что учеба ребенку легко дается и вызывает интерес. А для этого, уже с ранних лет необходимо тренировать и развивать память. Что же вам необходимо сделать?

Создайте условия
  • Питание . Обеспечьте ребенку сбалансированный, здоровый рацион питания, в котором будут зеленые, листовые овощи, орехи, мед. Убедитесь, что все пищевые потребности удовлетворяются с помощью поливитаминов. Следите, чтобы ребенок употреблял достаточное количество воды.
  • Режим дня. Развивайте здоровый распорядок в жизни ребенка. Не забывайте, что для хорошей работы мозга ребенку необходимо достаточное время для сна (ребенку 2-3 лет – 11 часов, 3-7 – 10 часов, ребенку от 7 лет для сна достаточно 9 часов). Не забывайте, что детям до 7-8 лет необходим для отдыха также дневной сон.
  • Спорт. Физические упражнения необходимы для оптимального функционирования мозга ребенка, и как следствие, процесса запоминания информации.
Пробудите интерес

Ребенок никогда не запомнит то, что не представляет для него интереса. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с легкостью что-то запомнил, подходите к этому творчески – информацию преподносите, как увлекательнейшую историю. Это должно быть ярко и необычно, интересно – и тогда это обязательно запомнится. Когда рассказывать своему ребенку что-то важное, наденьте смешную шляпу, сделайте видео, прибегните к помощи семейного питомца, отправьтесь в поход и т.д.

Ежедневно тренируйтесь

Каждый день узнавайте и запоминайте что-то новое. Это может быть новое стихотворение, номер телефона, даже новое слово. Закрепляйте знания обо всем, что узнает ребенок – после просмотра мультфильма спросите его о смысле увиденного, после прочтения книги попросите назвать имена героев, придя из гостей, где он познакомился с другими детьми, вспомните, как кого зовут, и чем каждый ему запомнился. Главное – постоянно находится в процессе запоминания.

Мнемоника

Существует целая наука, изучающая, как развить у ребенка память. Искусство и техника запоминания получили названия мнемоника и мнемотехника. Методов и приемов запоминания немало, попробуйте их использовать при обучении вашего ребенка.

  • Музыка и ритм. Музыка помогает нам легче запомнить слова. Попробуйте «наложить» нужный текст на музыку, пропеть номер телефона, адрес, отбивать ритм при запоминании стихотворения, и как только ребенок будет вспоминать мотив или ритм – сразу же вспомнит и необходимую информацию.
  • Рисунок. Порой, чтобы что-то запомнить малышу, ему достаточно это нарисовать. Всевозможные значки, символы, стрелочки также помогают объемнее уяснить информацию и быстрее ее запомнить.
  • Акростихи. Возьмите первую букву каждого слова в списке, которые вы хотите запомнить, и затем составьте предложение со слов, начинающихся с этих букв. Ярким примером подобного метода служит всем известное «Каждый охотник желает знать…»
  • Акронимы. Акроним – это аббревиатура для набора слов. Такой метод может хорошо помочь вашему малышу запомнить названия организаций и мест.
  • Рифмование. Безусловно, стихи запоминаются легче и быстрее, чем проза. Взрослые до сих пор помнят из школьных времен глаголы-исключения – «Гнать, держать, смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, зависеть и терпеть, и опять смотреть, вертеть». Что-то из того, что необходимо запомнить, можно найти уже в готовом зарифмованном виде в книгах или интернете. Ну а к остальному можно подойти творчески, и сочинять стихи вместе с ребенком.
  • Вспомогательные предметы. Как ребенку запомнить, сколько дней в каком месяце? Многим известен этот метод – по костяшкам кисти руки. Верхушка костяшки – 31 день, впадина – 30; февраль стоит особняком и имеет 28 или 29 дней. Подобным образом можно узнавать, растет или убывает луна – надо приставить палец к полумесяцу на небе, и если малыш видит, что получилась буква «Р», значит луна растет, если не видит – убывает.
Учитесь, играючи

Самый лучший способ улучшить память ребенка – в игре. Вот несколько игр, развивающих способность запоминать.

  • «Продуктовый магазин» . Лучше, если в эту игру будет играть от 3-х человек. Сидя в кругу, первый игрок начинает историю «Я пошел в продуктовый магазин и купил …», выбирая элемент. Следующий игрок начинает с этих же слов, указывает пункт первого игрока, и добавляет свой элемент. Третий игрок называет уже три элемента в списке, включая свое слово. Игра продолжается, пока кто-то не забывает пункт из списка.
  • «Мой день» . Попросите вашего малыша описать своей день с минуты пробуждения до времени завтрака. Пусть он описывает не только действия, которые он выполнял, но и звуки, которые слышал, запахи, которые ощущал, вспомнит, какие чувства испытывал, и озвучит мысли, которые приходили ему в голову в тот или иной момент.
  • «Натюрморт». Разложите на столе предметы разной крупности в любом порядке. Дайте малышу немного времени запомнить, что он видит. Попросите его отвернуться, и измените положение предметов, добавьте новый или уберите один из прежних. Посчитайте, сколько изменений он не заметил. Позвольте ему проделать тоже самое с вами, и ведите счет игры.
  • «Что изменилось?». Играть лучше всей семьей или большой компанией на празднике. Ведущий выходит в центр комнаты, остальные представляют собой зрительный зал. Зрители несколько секунд запоминают, как выглядит ведущий. Затем он ненадолго выходит из комнаты и меняет что-то в своем гардеробе, а после возвращается. Зрители угадывают, что изменилось. Чтобы усложнить задание, можно менять не только внешний облик, но и настроение (мимику).
  • «Ассоциации». Вы называете слово, а малыш произносит все слова, которые у него ассоциируются с данным термином (например «Светофор» – дорога, зеленый-желтый-красный, пешеход, опасность, автомобиль, «зебра» и т.д.).
  • Шахматы, карты, шашки – любые из подобных игр не только тренируют краткосрочную память, но и заставляют запомнить картинку целиком и тренируют системное запоминание.

Для развития и тренировки памяти нужна помощь родителей. Подходите к этому легко и радостно – пусть процесс не выглядит сложным и обременительным для малыша, а приносит радость. Научившись запоминать информацию, малыш получит мощнейший инструмент не только для дальнейшей учебы, но и для жизни в целом.

  • Многочисленные исследования ученых показали, что уже на 20-й неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Вся разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Род деятельности и профессия оказывают влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текста роли), ученых (усиленно работают все отделы мозга), и пчеловодов (в случае употребления ими продуктов пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).

Мозг человека имеет удивительную способность адаптироваться к окружающей среде и изменяться. Это называется нейропластичностью. У детей такая способность развита особенно хорошо. Так воспользуйтесь этим! Чтобы улучшить память, нужно постоянно учиться чему-то новому. Поэтому обучение вашего чада только одному «ремеслу» (например, только музыке или только рисованию) не всегда оправдано. Пусть хобби и увлечения ребенка сменяют друг друга. И важно: выбирайте деятельность для ребенка по принципу: «это ново - это сложно - это интересно»!

Еда для хорошей памяти: рыба (лосось, тунец, форель, скумбрия, сельдь); грецкие орехи; тыква; фасоль; листовые зеленые овощи (шпинат, брокколи); бананы; абрикосы; дыня; зеленый чай.

Не экономим на физкультуре и сне

Ежедневные тренировки тела повышают способность мозга обрабатывать и воспроизводить информацию. Секрет прост: физические упражнения увеличивают поступление кислорода в мозг, клетки «серого вещества» начинают работать активнее. И при этом уменьшается риск заболеваний, приводящих к ослаблению работы мозга.

Важность соблюдения режима для детей - неоспорима. Ведь кроме всего прочего после полноценного сна восстанавливаются навыки критического мышления и процессы памяти.

Обнимаем и целуем

Многочисленные исследования показывают, что ребенок, который растет в крепкой, дружной семье, лучше усваивает школьные знания. Почему? Да просто поддержка и крепкие эмоциональные связи важны не только для душевного здоровья, но и для здоровья мозга! Поэтому дарите любовь, обнимайте ребенка, заботьтесь о нем и занимайтесь с ним. Это станет залогом его успешной учебы.

Смеемся от души

В отличие от эмоциональных реакций, ограниченных определенными областями мозга, смех активизирует различные зоны. Когда ребенок шутит, смеется и слушает веселые рассказы, у него быстрее начинают работать области, отвечающие за процессы обучения и за творчество. Не зря говорят, что смех помогает мыслить шире и свободней. Научите ребенка самоиронии - вместо того чтобы грустить над неудачей, можно и посмеяться над собой. Научите видеть во всем только положительную сторону. Чаще смешите его и провоцируйте на шутки.

Учим приемы

Существует целый ряд приемов запоминания, которые легко и удобно использовать в учебе и повседневной жизни. Вот некоторые из них.

Визуальный образ. Посоветуйте связать слово, которое нужно запомнить, с приятным знакомым предметом, явлением, человеком. Изображение лучше представить ярким, красочным и трехмерным. Это может быть любимый персонаж, герой из мультика.

Акростих. Научите ребенка запоминать предложения следующим образом: «держим в голове» первые буквы каждого слова в этом предложении. Получается аббревиатура. Кстати, для примера - существуют книги со стихами и загадками-акростихами для детей. Отличная тренировка!

Акроним. А это обычная аббревиатура. Например, чтобы по географии запомнить названия озер или рек, выучим в определенной последовательности первые буквы их наименований. И когда придет время воспроизводить - аббревиатура всплывет! А за ней и реки подтянутся.

Метод локусов. Прекрасный способ запомнить информацию (например, исторические даты и сражения) - это «расположить» ее в своем воображении в хорошо известном месте. Например, в детской. На кровати - Крещение Руси, за столом - Ледовое побоище и так далее.

Рифмы и аллитерации. Повторяющиеся звуки и слоги помогают легко запомнить сложные факты и цифры.

Попробуйте сделать из таблицы умножения веселую считалочку.

Кстати

Мы не можем вспомнить что-то, если не уделяли этому знанию должного внимания. Любая «кодировка» информации занимает около 8 секунд.

При запоминании надо привлекать все свои органы чувств - слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

Можно попробовать связать информацию, которую нужно запомнить, с той, которую ребенок уже знает.

Для запоминания сложного материала нужно суметь сосредоточиться на понимании основных идей - и легко, доступно объяснить их для себя.

Посоветуйте ребенку отрепетировать перед зеркалом то, что он пытается запомнить. Может, он расскажет это с выражением или представит, что выступает перед классом.

В детском возрасте важно всесторонне развивать ребенка, чтобы заложить у малыша хорошую «базу» для будущей жизни. Занятия спортом, музыкой, рисованием, игры на развитие логического мышления и памяти. Вот о последних и пойдет речь в этой статье - что делать для развития памяти у ребенка.

Игры для развития памяти

Регулярная тренировка памяти важна не меньше, чем занятия спортом. И более просты в исполнении - не нужно куда-то идти или покупать гантели. Регулярная тренировка памяти хорошо сказывается на общих интеллектуальных возможностях ребенка - способность быстро читать, воспринимать информацию с первого раза, развитие творческих способностей.

В детском возрасте лучше всего информация усваивается в игровой форме. Именно поэтому многие методики на развитие памяти разработаны в форме . Помните, что ребенок должен быть сытым, бодрым и расположенным к занятиям.

Основные методики для развития памяти и логического мышления у ребенка от 3 до 6 лет:

  • Ассоциации. Выберите 10 слов, которые объединяются попарно. Например, лето-солнце, зеленый-трава. Назовите их малышу, чтобы он запомнил. Далее взрослый называет первое слово из пары, малыш должен сказать второе. Играть можно в транспорте, по пути куда-либо.
  • Магазин. список из 10 продуктов, озвучьте ребенку. Затем взрослый изображает продавца, которому малыш должен назвать список покупок.
  • Угадайка. Малыш с завязанными глазками должен отгадать предмет, который взрослый дает ему в ручку.
  • Покажите малышу любую картинку с несколькими элементами. Например, ребята играют в мяч. Затем уберите и попросите рассказать что изображено на карточке. При затруднении можно задавать наводящие вопросы.
  • Сорока. Посадите на стул 5-7 небольших игрушек, дайте ребенку из разглядеть. Затем, малыш отворачивается, в это время взрослый убирает 1 из игрушек. Задача ребенка назвать что именно украла сорока.
  • Дайте малышу незнакомую игрушку или предмет. Опишите его вместе. Затем уберите, а спустя 20-30 минут попросите снова описать этот предмет.

Упражнения для развития памяти

  • Нет логики. Назовите ребенку любые слова, не связанные между собой. Затем вместе чем эти слова могут объединяться. Например, занавески, зубная щетка, пульт от телевизора. Общая тема дом, все эти вещи находятся в нем.
  • Учите с малышом стихи с движениями. Наша Таня громко плачет — показываем как девочка плачет. Уронила в речку мячик — движение броска и т.д.
  • Возьмите несколько пустых коробок и поместите в одну из них пуговицу. Задача малыша вспомнить в какой коробке предмет. Можно усложнять упражнение − строить из коробок башни.
  • На улице. Попросите его найти все красные автомобили на дороге. Или всех женщин. Также можно акцентировать внимание малыша на каком-то конкретном моменте, например, красивая кошка на лавочке. Придя домой, попросите ребенка нарисовать эту кошку.
  • Собирайте с малышом пазлы. Можно просто взять с малым количеством элементов на ней, показать ребенку. После чего разрезать на несколько частей и попробовать собрать ее вместе.
  • Упражнение на развитие внимания. Положите на стол несколько предметов, дайте малышу их запомнить. Затем ребенок закрывает глазки или отворачивается и называет эти предметы.

Как развить память у ребенка: советы

Помните, что проблемы с памятью могут свидетельствовать о проблемах со здоровьем. Например, сильный стресс, проблемы со сном, плохое питание. Перед тем, как приступать к обучению, убедитесь в отсутствии вышеуказанных причин.

Соблюдайте следующие правила:

  1. Регулярность. Занятия с ребенком нужно проводить каждый день. Если учите стишок, не забывайте периодически в течение дня повторять выученное.
  2. Обязательно развивайте ребенка физически, хотя бы танцевальная 5 минутка. Любая активность способствует лучшему обогащению крови кислородом и улучшает ее циркуляцию по организму. В том числе, приток к головному мозгу.
  3. Пальчиковая гимнастика тоже хорошо влияет на работу мозга.
  4. Не обязательно учить стихи, можно составлять простые

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам. Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию – активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Память и внимание

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Внимание

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.

Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года – внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет – происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет – увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет – стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания – необходимо учесть эти параметры.

Память

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» - двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;

Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Особенности занятий по развитию памяти и внимания

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям – нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути – каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе – у них обязательно будет прекрасный результат!

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Дети 3-4 лет

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Рассматривание картинок

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Было-стало

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).

Развиваем слух

Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Что на что похоже?

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Дети 5-6 лет

Прекрасно, если вы уже начали свои занятия в возрасте 3-4 лет – тогда ваш ребенок будет достаточно подготовлен к новым и более сложным заданиям. В этом случае, вы уже знаете, какого рода упражнения нравятся ему больше, а на какой тип памяти стоит обратить особое внимание.

Но даже если вы только начинаете развивать детскую память и внимание – время еще не упущено. Тем более, что упражнения, которые с трудом даются малышам в 3-4 года – для дошкольника могут оказаться весьма увлекательными.

Рассматривание картинок

Можно постепенно переходить к картинам и видам, не адаптированным специально для детей. Это могут быть классические произведения искусства – жанровые, событийные. Рассматривайте вместе с ребенком картину и рассказывайте, что происходит, что вы видите. Спросите его, может ли он найти и показать вам какой-нибудь второстепенный элемент. Далее, попросите ребенка описать для вас другую картину. Дополняйте его рассказ, учите обращать внимание на детали.

Сыщик

Если ребенок не «созерцательного типа» - ему больше подойдет эта игра, а не рассматривание картинок. Гуляя, идя в магазин, попросите его описывать то, что он видит вокруг. Пусть замечает, сколько ступенек на лестнице, какого цвета шторы в окне и другие особые приметы. Сначала помогайте ему считать, проговаривать. Потом попросите «отчет» о том, какие сведенья удалось собрать.

Если именно такая мотивация будет увлекательна для вашего чада – давайте ему «секретные задания», усложняя цели.

Зеркало

Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности.

Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.

Волшебный мешочек

Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.

Дети 6-7 лет

В этом возрасте развитие памяти и внимания становится наиболее актуальным. Если ребенок еще не пошел в школу – ему это предстоит в ближайшее время. Наверняка, он посещает занятия по подготовке к школе, где должен быть внимателен, многое запоминать.

Для игр подходят все упражнения, описанные выше. Только нужно учитывать увеличение объема памяти и времени возможной концентрации внимания у дошкольника или младшего школьника. Важно постоянно давать ребенку пример размышления, рассуждения, описания увиденного. И ему предлагайте задачи подобного рода.

Стихи наизусть

В этом возрасте ребенок уже способен выучить небольшое стихотворение. Находите специальные поводы: стихи к Дню Рождения папы, стихи к приезду бабушки и так далее. Если запоминание дается с трудом – подскажите ребенку, что можно «дирижировать», «маршировать» (запоминание, связанное с движением), можно пропевать строфы (запоминание, связанное с музыкальностью). Пусть малыш расскажет вам своими словами, что происходит в стихах – возможно, он просто не понимает некоторые слова или обороты и поэтому не может запомнить их.

Проза пересказ

К 6-7 годам ребенок уже хорошо знает несколько сказок и может их пересказывать. Просите его рассказать вам сказочку – со всеми подробностями. Если малышу нравится роль сказочника – усложняйте задание: задавайте ему вопросы по ходу повествования. Пусть он придумает и расскажет вам продолжение истории, судьбу второстепенных героев.

Супер-зеркало

К игре «зеркало», описанной выше, можно добавлять не только движения, но и слова, цифры, звуки. Ребенок должен повторять их в той последовательности, в которой вы произнесли.

Разные типы памяти

В заключение, хочется сказать пару слов о типах памяти. Занимаясь с ребенком, развивая его, вы не сможете не заметить, что ему лучше удается запоминать звуки или, наоборот, цвета. Кому-то необходимо упражняться в движении, а кто-то с удовольствием рассуждает на отвлеченные темы.

С одной стороны, следует часто давать ребенку задания, которые он выполняет с успехом. Это поможет положительно мотивировать его, поднять самооценку. Но при этом вы должны стараться развивать и другие пути запоминания. Можно объединить два типа деятельности: «любимый» и «нелюбимый». Например, если ребенок подвижен и не хочет рассматривать картинки, сидя на диване – отправляйтесь с ним в музей.

Вообще, развитие памяти и внимания – это лишь капля в гигантском море общения, взаимопроникновения и взаимопомощи родители и ребенка. Не зацикливайтесь на столь узких задачах. Старайтесь полноценно общаться с малышом, начиная с его рождения (и даже до!), читайте, обсуждайте, слушайте, путешествуйте. И тогда его мышление, составляющими которого являются память и внимание, будет прекрасно развиваться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.