Методика проведения символдраматического сеанса. Пример из практики. Как «работает» символдрама

Многие проблемы человека, возникающие в нашей повседневной жизни, может разрешить грамотный психотерапевт. А точнее, не психотерапевт, а его методика. А точнее, не методика и не психотерапевт, а Вы сами - взрослый, отзывчивый, мотивированный человек, понявший суть методики и включившийся в процесс своего исцеления - самостоятельно. Это как учиться плавать, кататься на велосипеде или водить автомобиль. Инструктор нужен, но не в нём дело, дело всегда в Вас.

Одной из самых замечательных психотерапевтических методик является символдрама. Прелесть её в том, что, если Вы захотите, то можете самостоятельно применять её метод (хотя классические символдраматисты этого и не рекомендуют) к себе и успешно работать со своими проблемами. Но стоит попробовать.

Символдрама работает с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями. Символдрама учитывает также обычную для травмированного невротика защиту и сопротивление , которые он выстраивает в ходе анализа. Символдрама умело обходит эти трудности.

Символдрама часто называется «переживанием сновидений наяву». Пациент, проходящий курс символдрамы, занимается в общем-то двумя вещами: 1) он визуализирует некий набор стандартных образов и 2) в конце сеанса он рисует получившийся у него образ на бумаге.

Нечего и говорить, что именно символдрама развивает способности к визуализации , так необходимой для позитивного мышления и работы с Законом Притяжения . Визуализация нашему человеку очень трудна, а все западные гуру позитивного мышления только и говорят о ней, только и советуют визуализировать всем подряд. Не потому ли эта задача представляется им такой лёгкой, что западные психологи проводят терапию символдрамой в школах и детских садах.

Главное в деле излечения невротика - развить у него активное воображение , об этом писал ещё сам Юнг. А это и есть визуализация.

Что выясняется в ходе символдрамы?

  1. Пациент (в форме доходчивых образов) выясняет свои бессознательные конфликты.
  2. Выясняет свои аффекты и подавленные инстинкты.
  3. Выясняет свои личные механизмы защиты от проблем.
  4. Вспоминает погашенные конфликты раннего детства.

Любому психотерапевту известно: проблема человека, вытащенная на поверхность и увиденная во всей красе - исчезает, перестаёт быть проблемой, рассасывается. Все проблемы человека имеют силу только тогда, когда они глубоко спрятаны и как следствие этого - неосознанны человеком. Иногда словами сказать бывает трудно, иногда и невозможно. То, что нельзя сказать словами, «проговаривается» пациентом на языке образов, отвлечённых от проблемы картинок. Так проще. И так - эффективнее. Слова - очень вязкая материя, попробуйте быстро плыть кролем в растопленном шоколаде. Вот поэтому психоанализ, который имеет дело со словами, такой медленный - он работает только за 100 - 150 сеансов, но так приятен и... дорог, как бассейн из растопленного шоколада. А символдрама - имеет статус краткосрочной , ей не нужен обмен умными словами, ей нужен результат. Особенно, когда речь идёт о детских неврозах.

Как строится сеанс символдрамы

Всё начинается с аутотренинга. Для того, чтобы образы начали всплывать наверх, из глубин подсознания, нужно расслабиться, принять удобную позу. Кстати, сам аутотренинг - необязателен. Аутотренингом может являться всё то, что приводит лично вас в состояние глубокого расслабления и концентрации одновременно.

Далее аналитик предлагает пациенту визуализировать один определённый образ, работа с которым будет продолжаться до тех пор, пока проблема человека себя не исчерпает. Пациент создаёт образ, отвечая на наводящие вопросы.

  • Где это находится?
  • Как далеко от Вас?
  • Какого размера?
  • Какое освещение вокруг?

Чаще всего курс символдрамы занимает от 9 до 25 сеансов.

В конце встречи пациент приблизительно рисует на бумаге то, что получилось в ходе разговора. Цель такой детальной проработки образа - заменить ущербную больную картинку, свидетельствующую о проблеме человека, на картинку здоровую, сигнализирующую об исцелении, о снятии внутреннего конфликта.

Традиционные образы символдрамы

Ниже я приведу список тех ключевых для нашего подсознания образов, которыми мы описываем наш мир и себя в этом мире. С этим списков образов-архетипов и работает символдрама. Если Вы сами начнёте прорабатывать их и медитировать над ними, то значительно облегчите работу аналитика (если когда-нибудь обратитесь к нему), сократите свои расходы, а то и сами разберётесь в своей душе.

  1. Луг - исходный образ каждой психотерапевтической встречи.
  2. Гора и подъём в гору, чтобы затем увидеть панораму, открывающуюся с её вершины. Спуск с горы.
  3. Обследование дома.
  4. Следование вдоль речки (ручейка) вверх или вниз по течению.
  5. Представление значимого лица (мать, отец, муж, начальник, учитель, друг) в виде символа (животного, растения, строения).
  6. Наблюдение леса или пещеры и ожидание существа, которое выйдет из темноты этого леса или пещеры.
  7. Лодка, появляющаяся на берегу реки или озера, на которой можно отправиться кататься.
  8. Дерево
  9. Три дерева
  10. Цветок.
  11. Представление себя на 10 лет старше.
  12. Владение участком земли для того, чтобы вырастить или построить на нём что-либо.
  13. «Наблюдение» за семьёй воображаемых животных и установление с ними контакта (эффективно в детской психотерапии, чтобы понять отношения в семье).
  14. Путешествие внутрь своего собственного тела, разговор с его органами.

Задача психотерапевта выяснить, какой образ ближе Вам для проработки Ваших проблем. Но Вы можете сделать это самостоятельно. Самостоятельная работа проще ещё и потому, что Вам известна Ваша жизнь (Вам не нужно собирать анамнез о самом себе наводящими вопросами) и Вы не переживаете от того, что время идёт, а Вы визуализируете плохо. Визуализируйте столько, сколько нужно, пока не научитесь делать это мастерски.

Мотивы, которые использует символдрама, были отобраны в ходе долгой экспериментальной работы. Активная эмоциональная проработка нескольких, нужных именно Вам символов, имеет сильнейший психотерапевтический эффект. Приведу пример.

Мать девочки дошкольного возраста обратилась по поводу фобии своего ребёнка - девочка боялась переходить мосты. Это затрудняло её передвижение по городу, так как в городе были одни сплошные мосты... Было проведено всего 3 сеанса, после чего фобия исчезла без следа. Девочка визуализировала сначала мелкий ручеёк, по которому она ходила босыми ногами, ощущая дно. Просьба представить досочку, по которой можно перейти воду, не замочив ног, наткнулась на сопротивление. Это был блок. Тогда аналитик начал медленно «строить» этот мостик. Сначала в речушку был положен камушек, который можно было ощупать ногой. Затем камушков стало больше, затем их стало столько, что по ним можно было перейти ручей. В конце концов были принесены два больших камня, между которыми и был перекинут деревянный мостик. Через три сеанса страх ходить по реальным мостам у девочки прошёл.

Смысл психодрамы в том, чтобы путём постепенного заменения негативного образа на позитивный, путём «достраивания, «лечения» картинки в уме» сознание начинает ориентироваться на здоровые модели и... самоисцеляется.

Однако важно знать, какой набор характеристик считается признаком психологических проблем человека (и каких именно проблем), а к какой картинке нужно в итоге прийти, чтобы констатировать успешную проработку проблемы.

Я приглашаю Вас вспомнить наш предыдущий материал, написанный по мотивам символдрамы: .

Вы можете заниматься самоанализом сами, можете работать со своими детьми. Сеанс символдрамы (активное представление образа) для взрослого человека и подростка составляет от 20 до 40 минут (не больше!), для ребёнка - от 5 до 20 минут. Символдрама - это упражнение, это спортзал для Вашей души. Также как и в спортзале здесь важна регулярность тренировок. Сеансы не должны повторяться каждый день, их оптимальное число - от одного до трёх раз в неделю. Проводимая реже чем один раз в неделю символдрама не даёт эффекта.

А давайте сделаем упражнение по методу символдрамы с психологическими картами ?

Упражнение «Я художник я так вижу»

У вас должен быть запрос – проработать какую-то вашу проблему. (Можете её не называть в группе).

По условиям игры – та карта, которую вы вытащите, будет каким-то образом намекать на эту проблему, отражать её своеобычно или просто «в лоб».

В карте (какой бы она ни была красивенькой) должно быть «что-то не так».

Мы работаем с одной картой из колоды" 1000 Дорог " – спонтанной.

Цель нашего упражнения с картой – заменить "ущербную больную картинку", свидетельствующую о вашей проблеме, на картинку здоровую, сигнализирующую о найденном вами пути к исцелению, или даже о полном снятии внутреннего конфликта.

Итак, вы вытаскиваете одну спонтанную карту "1000 Дорог" , думая о своём вопросе. Рассмотрите карту достаточно бегло и выделите взглядом – один-единственный образ, деталь.

Запомните этот «самый отозвавшийся вам образ» из карты.

Ну а затем – вы сразу же закрываете глаза и – меняете картинку – по своему желанию и ощущению. В воображении. Проще говоря, вы – ВМЕСТО НАШЕЙ КАРТЫ СОЗДАЁТЕ СВОЮ.

Итак, вы изменили картинку. Вы перенесли в вашу новую авторскую картинку тот образ, который вы запомнили из вытянутой вами старой карты.

А теперь – медленно отвечайте на следующие вопросы:

    Где это теперь находится?

    Как далеко оно сейчас от Вас?

    Каким вы его видите?

    А какого оно размера вообще, само по себе?

    Во что оно превратилось, подверглось ли каким-то трансформациям? (Растаяло, обновилось, починилось, наполнилось, поменяло цвет, уменьшилось, увеличилось, выросло).

    Как это произошло? Расскажите сюжет, имеющий логику, который нас убедит, растрогает или позабавит.

    Какое освещение и атмосфера царит вокруг? Каков основной цвет (цвета) фона вашей новой картинки?

    Какие люди, животные, растения и предметы вокруг, есть ли они вообще?

    Что означает этот объект в новом мире и месте, которое вы для него выдумали?

    Как можно назвать всю эту историю. (Придумайте броское заглавие).

А теперь – если вам понравилась сказка или притча, которую вы только что сочинили – запишите её на бумагу и положите в свою копилку Ресурсов!

И наконец.

Если вы работаете в группе, попросите её о вот какой поддержке... Пока вы будете рассказывать свою историю, пусть каждый член группы достаточно быстро рисует то, что вы рассказываете на ватманском листе карандашами. Соберите рисунки по вашему рассказу. Поблагодарите всех! И сохраните себе втайне тот рисуночек, который понравился вам больше всего! Он станет вашим добрым талисманом на долгое время.

Пример изменения картинки

Белый клубок. Карта «Лабиринт Заблуждений»

Сказка «Красный – значит красивый!

Клиентка начинает свой рассказ так:

Да уж... Одним словом – лабиринт заблуждений! Этому милому бедному клубку здесь совсем-совсем не место. «Почему?» – спросите вы.

Он... белый. Видно, что его вовсе и не используют! Если бы он катился себе по земле, указывая дорогу в лабиринте, он бы, конечно, запачкался!

Но, видно устроители аттракциона «лабиринт» держат его как некую бутафорию и никому не разрешают им пользоваться. Он – «собственность магазина», для оформления витрины.

Это клубку – обидно.

Он не для того создан, чтобы обманывать народ вот таким вот дешёвым образом. Он ведь должен (как и все) – приносить пользу, и радость. Кроме того, скоро беленький клубочек просто-напросто запылится и его выкинут, сменив на другой такой же муляж.

***
И тут пришла откуда ни возьмись – (сразу видно что хозяйственная, добрая и умелая) – старушка. Откуда она, действительно, взялась?.. Кто знает. Вокруг нас снуют тысячи старушек – разве каждую спросишь, разговоришь? Да и некогда им. Старушки – народ занятой!

Наша старушка нагнулась к клубку, покачала головой, затем засунула его быстро к себе в передник – и... посеменила прочь от этого глупого места.

Дома... Дома она размотала клубок, выстирала и покрасила эту чудную пряжу в весёлый красный цвет. Бережно высушила, снова смотала её в клубок и принялась – вязать!

Вы только посмотрите как опрятно и уютно в старушкиной маленькой гостиной! Тикают часы, принадлежавшие ещё дедушке покойного мужа. Жарко натоплен камин, а в морозных окнах блестит другой зимний огонёк – хоть и холодный, но тоже весёлый. Разве стоит бояться зимы, когда у тебя есть добрый клубок шерсти и умелые руки?

Старушка держит наш огромный клубок у себя на коленях, прижав к тёплому животу, и весело работает тонкими спицами. Ра-два-три, раз-два-три! Красный клубок так счастлив! Он нежится и щурится на старушкиных коленях, как кот. Старушкин котёнок, кстати, наблюдает за худеющим клубком с интересом. Ему даже позволяется трогать его лапкой. Этот котёнок хорошо воспитан, и он не портит старушке её пряжу!

Вот и готов шарф для внука! Внук старушки?.. Новое лицо! Кто же он?

Учитель музыки! Высокий и красивый молодой человек... Но и ему, как всем обычным людям, тоже нужно закутывать горлышко в шарф.

Особенно когда путь к ученицам предстоит неблизкий, а на дворе ещё и метель. А как же все горожане (и особенно горожанки) любуются новым шарфом, когда он развевается на катке, летя вслед за своим милым хозяином! Клубок о такой жизни даже и не мечтал. Да что вспоминать старую жизнь! Новая – куда лучше!

Летом (а оно в этих краях, кстати, довольно короткое) шарф уберут ненадолго в ящик, – вместе шариками от моли и... другими вязаными вещицами. Они будут видеть тёплые сны и вместе ожидать нового Рождества. А шарики – будут важничать и рассуждать о своей великой миссии, с которой они посланы Богом на эту грешную землю.

И кто же знает – сколько дивных историй у них у всех ещё впереди!


Елена Назаренко

Тема 10. Кататимно-имагитивное направление психокоррекции (символдрама)

Психоанализ З.Фрейда и аналитическая психология К.-Г. Юнга как теоретические основания символдрамы. Терапевтические факторы, действующие в символдраме. Предпосылки успешности психокоррекции. Основные положения символдрамы. Ступени как мотивы для развития индивидуальных проекций

1. Терапевтические факторы и основные положения символдрамы.

2. Процедура коррекции

Показания и противопоказания к применению:

1. Терапевтические факторы и основные положения символдрамы .

Среди направлений психотерапии и психокоррекции при лечении психосоматических расстройств клинически высокоэффективным оказался метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, получивший название символдрамы, или кататимно-имагитивной психотерапии. В качестве метафоры его можно охарактеризовать как психоанализ при помощи сновидений наяву.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом Гансом Лейнером (Лейнер, Корнадт, 1997). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов-«картин» на заданную психотерапевтом тему. Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. В качестве общепринятых мотивов символдрамы выступают следующие: луг, ручей или озеро, опушка леса, цветок, идеал Я, дом, путешествие в глубь своего тела и поиск больного места, облако, гора, лев, пещера, вулкан, фолиант и др.

При этом происходит самораскрытие психики в процессе безинерционного протекания проекций. Развертывание процессов аутосимволизма осуществляется в соответствии с потоком настроений, эмоций пациента. Символдрама как метод очень близка работе со сновидениями в аналитической психотерапии Юнга: мотивы, используемые в ее сеансах, можно рассматривать в качестве архетипических.

Сам Лейнер выделяет следующие терапевтические факторы , действующие в симводдраме:

1. образное представление, фокусировка воображаемых сцен и их эмоционального тона, чтобы их осознанно понять и сформулировать;

2. предметизация (наглядное представление, конкретизация) и перемещение содержания образов от полных фантазий до реально обусловленных представлений при спонтанной самоинтерпретации символов;

3. освобождение чувств и эмоций, вплоть до катарсиса;

4. эффект обратной связи превратившихся в объект конфликтов и стимулирование их креативного раскрытия.

Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую - работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая), и третью - работа, нацеленная на развитие креативности пациента (третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.

Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву представления образов. Если предварительно дать пациенту общий мотив представления, то имагинация получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта, животных и человека.

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя видения наяву по специально разработанным правилам. В этом диалогическом методе полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особое значение.

Из дидактических соображений вся система разделена на три ступени: основную, среднюю и высшую. На основной ступени символдрамы следует довольствоваться ограниченными результатами. В особенности это касается лечения нарушений поведения или невротического развития характера во второй половине жизни, т. е. после 45 лет.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях :

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности. Они подчинены первичному процессу, не интерпретирующемуся воздействием.

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок к глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы «Оно», защитные образования «Я», инстанции «Сверх-Я», регрессивные процессы).

2. Процедура коррекции

Первый методический шаг. Лейнер сформулировал три возможных альтернативных метода введения пациента в состояние контролируемой регрессии, в котором легче всего могут возникнуть сновидения наяву.

Во-первых, можно использовать введение через основные упражнения аутотренинга по И.Х. Шульцу. (переживание тяжести, понижение мышечного тонуса, переживание тепла во всем теле путем концентрационной саморелаксации плюс упражнения по регуляции дыхания).

Индукция состояния расслабления психотерапевтом. Этот метод менее маскирует конфликты и позволяет добиться более скорой реализации. Пациенту, в соответствии с формулируемыми психотерапевтом указаниями, предлагается самому расслабиться в его присутствии. Благодаря стандартному тексту за несколько минут удается вызвать у пациента необходимое для символдрамы состояние базального расслабления.

Единственное побуждение к представлению образов (имагиниция).

Простое достижение состояния расслабленности можно осуществить путем прямого предложения представить один из мотивов симводрамы. В качестве прототипа для этого на первом ознакомительном занятии подойдет тест "цветок". Этот тест показывает, способен ли пациент вообще и насколько, если способен, образовывать полноценные кататимные образы. Простая неформальная просьба к сидящему пациенту предотвращает появление напряженного ожидания. Почти все пациенты, даже с относительно тяжелыми нарушениями, справляются с этим тестом и представляют себе цветок. Корреляцию между представлением образов и расслаблением можно определить как круговой процесс. Предложение представить образы повышает расслабление, более полное расслабление углубляет переживание образов в плане их большей цветовой насыщенности и пластичности и усиливает регрессивное погружение с внутренним "раскрытием" для эмоционального тона.

Второй методический шаг.

На этом этапе образные представления вызываются в погруженном состоянии. Не ожидая, пока образуется какая-то имагинация, непосредственно "устанавливается" кататимный образ. Пациенту предлагается представить себе образ, неопределенно сформулированный мотив. Не следует определять какие-либо детали образа. Образы переходят из одной промежуточной ступени к другой и обратно. Этот круговой процесс постепенно вновь углубляет состояние погруженности. Благодаря упражнениям образы приобретают больше нюансов и еще более приближаются к реальному восприятию их другими органами чувств. Например, пациент может, лежа на лугу, видеть каждую травинку, качающуюся на ветру, может чувствовать дуновение ветра в лицо, слышать жужжание пчел и шелест леса, смотреть на бегущие в синем небе белые облака.

После того как проведена вводная процедура и пациент начал представлять образы, его просят повнимательнее присмотреться к тому, что окружает предложенный мотив, например, появившийся луг, так, как это было бы и в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а терапевт в заключение спрашивает его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте, и о том, какое настроение вызывает у него этот ландшафт. Мотив луга, как начальный, имеет большое значение для символдрамы. К нему примыкают и другие мотивы, которые естественным образом связаны с лугом. Пациент может найти ручей, который протекает через луг. Ручей тоже необходимо описать. Если захочет пациент, он может приблизиться к ручью и сделать с водой то, что ему захочется: свесить в воду ноги, смочить лоб, спуститься в ручей или искупаться в нем, половить рыбу и т.п.

Задача психотерапевта при этом - занимать по отношению к пациенту принципиально разрешительную позицию. Пациенту предоставляется возможность осуществить его желания, дается свобода следовать спонтанным импульсам. Тем самым пациенту дается возможность открыто проявить дремлющие в глубине души тенденции поведения и в соответствии с ними творчески оформить и развить предлагаемый каждый раз мотив. Во время занятия терапевт предлагает пациенту по возможности сообщать подряд обо всех всплывающих образах. Психотерапевт постоянно поддерживает взаимосвязь (рапорт) с пациентом. На примере луга терапевт учится оптически срисовывать в своем собственном воображении образы фантазии пациента и весь мир его образных представлений. Это необходимая предпосылка для более глубокого понимания и эмпатийного переживания с пациентом.

Психотерапевт занимает при этом такую позицию, как будто описываемые пациентом сцены символдрамы действительно реальны. Воздействие психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных образов пациента. Возникают новые образы и усиливаются уже существующие. При этом психотерапевт не должен, закрыв глаза, представлять себе образы вместе с пациентом, ибо из-за этого он часто впадает в управляемый бессознательными импульсами мир собственных образов, и тем самым он уже больше не в состоянии наблюдать и критически рефлексировать свое поведение как психотерапевта. Он должен уметь время от времени критически дистанциировать себя от своего пациента, чтобы анализировать его кататимную продукцию, сопоставлять ее со своими теоретическими занниями - и таким образом иметь возможность руководить психотерапией в интересах пациента.

Пациент должен описывать свои переживания образов во время имагинирования. Диалог о деталях представляемых в образах сцен не мешает. Психотерапевт может в осторожной форме задавать промежуточные вопросы, приспосабливаясь к стилю представления образов каждого отдельного пациента. Промежуточные вопросы должны, прежде всего, служить уточнению деталей образов и формированию сопутствующего эмоционального тона. В этом отношении структурирование плодотворно в ходе первых сеансов символдрамы, связанных с процессом обучения. На последующих этапах пациент уже сможет лучше использовать деятельность своей творческой фантазии, а структурированные психотерапевтом построения отходят на задний план.

В конце каждого сеанса символдрамы Лейнер, в соответствии с указаниями Шульца для аутогенного тренинга, просит пациента "вернуться обратно". Пациента просят при этом сжать кулаки, три раза с силой согнуть в локтях и разогнуть руки, сильно напрягая мышцы. Затем он должен глубоко вздохнуть и открыть глаза.

Этот своеобразный ритуал не является самоцелью. Уже в ходе десятиминутного упражнения по методу символдрамы может возникнуть довольно глубокое гипноидное состояние. Часто оно вызывает ощущение особой тяжести в руках и ногах, а также ведет к изменению состояния сознания. "Возвращение обратно" физиологически активизирует ослабившуюся во время символдрамы деятельность коры головного мозга и относительно быстро возвращает пациента в состояние бодрствования. Это важно, так как иначе пациенту потребуется длительное время, пока он сможет совершенно бодро и ясно ориентироваться и действовать в реальном окружении.

После сеанса символдрамы пациент также мало способен когнитивно делать рассудочные умозаключения или внимательно воспринимать окружающее. Поэтому предлагаемое психотерапевтом пациенту последующее обсуждение в большинстве случаев не заходит очень далеко. Пациент еще сильно захвачен миром внутренних образов и охвативших его чувств и аффектов. Ему не следует поэтому выходить сразу на улицу с оживленным движением и садиться за руль машины. Лучше предложить ему 10-15 минут побыть в комнате для ожиданий и полностью прийти в себя.

В случае работы с пациентом, отягощенным проблемами, психотерапевт должен быть готов к непредвиденному развитию и реакциям, а также должен уметь осторожно и дозировано производить воздействие, учитывая глубинно-психологические и психотерапевтические аспекты.

Стандартные мотивы основной ступени символдрамы.

На основной ступени символдрамы и в случае работы с необученным пациентами предварительное задание мотива является технической необходимостью, способной создать стабильные и возобновляемые условия для введения имагинаций. С предложением мотива всегда естественным образом связана и тематизация поля переживания. Хочет человек или нет, но с каждым мотивом представления при помощи соответствующего ему символического значения детерминируется определенная тема. Иногда это может быть что-то имеющее общезначимую природу и подходящее многим людям. В другой раз это может затрагивать специфическую тему, касающуюся только индивидуальных обстоятельств мотива. Часть мотивов задумана очень широко, как сцена, на которой может разыгрываться символдрама или могли бы спонтанно представляться всевозможные давлеющие конфликты. Другие мотивы - более узкие, а некоторые тематически специально сужены и определены.

Основной ступени символдрамы соответствуют мотивы, символическое значение которых представляет широкое пространство для спонтанного развития индивидуальных проекций. Это:

1) мотив луга, как начало сновидения наяву и сцена, плоскость проекций актуальных конфликтов;

2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению, до его истока, либо вниз, до его устья;

3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;

4) мотив дома, который осматривается самым тщательным образом;

5) мотив опушки леса, видимой со стороны луга. Надо заглянуть в глубину темного леса, чтобы увидеть, какая символическая фигура выйдет оттуда.

Луг. Его можно использовать после теста с цветком в качестве вхождения в метод и как начало каждого отдельного сеанса сновидений наяву. Мотив задается пациенту в совершенно неопределенной форме. "Попробуйте представить себе луг, ведь представить себе что-то - несложно, это Вам будет совсем нетрудно. Так же и любой другой образ - это тоже хорошо". Сценарий луга отражает часто более или менее осознанное настроение пациента. В соответствии с этим детали образа луга могут изменяться от сеанса к сеансу. Фактор настроения может быть представлен в самых разных областях, но чаще всего он представляется в погоде. Солнце - приподнятое оптимистическое настроение, угрюмое небо - от задумчивости до депрессии. Время года указывает на прочно укорененную базовую настроенность. Осенняя ситуация - печальное, плохое настроение, весенняя - оптимистическое ожидание, летняя - чувство удовлетворения от исполнения чего-то. В случае с идеально здоровыми испытуемыми мы ожидаем приветливого, ласкового, залитого летним солнечным светом луга, плодородие которого представлено обилием трав и цветов. Его атмосфера светлая и радостная благодаря общему приятному окружению. Луг - выражение добродушного, уравновешенного, относительно бесконфликтного, лишенного соперничества, плодородного материнского мира. Однако гармоничный образ луга в сиянии солнца может возникать не только у идеально здоровых испытуемых, но нередко и у пациентов, которые обращаются из-за невроза. В этом выражается умение скрывать конфликты и внутренние психические проблемы, то есть умение сильно их вытеснять у людей с развитыми сильными защитными механизмами "Я". Но такой парадокс, в случае с мотивом луга, встречается все же относительно редко. Большой интерес представляют частные детальные проекции конфликтов на мотив луга. Это формы нарушений, в результате которых нарушается идеальный луг с его плодородием и добродушием (луг обглодан, иссушен солнцем, крошечный, стеснен колючей проволокой, обнесен забором; бесплодный, топкий, мокрый).

У людей, находящихся в острой кризисной ситуации или с невротическими нарушениями, могут проявляться определенные признаки нарушения образа луга, на которые следует обратить внимание. Вместо луга появляется сжатое поле, болото, заасфальтированная площадка или даже пустыня. Скопление похожих сцен может означать особенно тяжелое нарушение, которое ставит под сомнение возможность психотерапии по методу символдрамы. Работы с лугом не исчерпывается описанной диагностической стороной.

В психотерапии предлагается пациенту, если мотив луга более или менее приемлем, сначала делать то, что он хочет, задавая ему вопрос: "Что бы Вам хотелось сейчас сделать?" У него могут появиться желания погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т.д. Терапевт должен занимать разрешительную, все дозволяющую позицию. Иногда этот вопрос ввергает пациента в растерянность. Ему не приходит в голову, чтобы он мог сделать? Это характеризует те тенденции поведения, которые свойственно данному человек и в реальной жизни, хотя они им не всегда осознаются. Кому ничего не приходит в голову, тот, наверное, и в обычной ситуации не знает, что ему способно доставить радость. Не привыкший следовать собственным желаниям и импульсам человек склонен скорее к пассивной установке и привык получать от других людей указания и инструкции. Предоставление свободы может вызвать столь тягостное и беспомощное состояние и поставить пациента перед внутренней дилеммой. В случае неблагоприятной картины луга логично поставить вопрос о вмешательстве психотерапевта. Он может попросить пациента представить другой, географически удаленный ландшафт, излучающий положительное настроение. Может предложить попробовать перелезть через сужающийся забор, посмотреть, что за ним.

Структурирующие воздействия психотерапевта концентрируются прежде всего вокруг стимулирования представляемых образов. Основная идея при этом - исчерпать мотив в плане восприятия, по возможности во всех подробностях, выяснить все связанные с ним настроения. Восприятие осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, в когнитивном направлении, с рассмотрением фактических признаков образа, с другой, в области настроений, чувств, аффектов. Мотив луга совсем, что с ним связано, может занять собой как первый, так и многие последующие сеансы. Он может также остаться только одним коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы.

Ручей. В этом же или в следующем сеансе пациенту предлагается, опираясь на мотив луга, переключиться на ручей. Это - структурное предложение, с мягким внушением, содержание которого остается, однако, совершенно неопределенным. Обычно этого достаточно, чтобы побудить пациента найти какой-то ручей. Конечно же, может произойти и обратное - мотив ручья не установится. В этом случае можно сделать вывод о некотором сопротивлении или защите. В положительном же случае мы даем сначала пациенту возможность описать детали ручья. Не спрашивая о деталях, терапевт просит рассказать о впечатлениях. Ручей может быть и маленькой канавкой, и широким потоком, и рекой. Терапевт просит сообщить о таких признаках, как скорость течения, чистота воды, характер берега и его растительности. Можно опять спросить, что пациенту хотелось бы здесь сделать. В то время, как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, побродить по ручью, поискать рыб и т.д. Какое символическое значение мы можем приписать мотиву ручья? Ручей - это текущая вода, которая из источника устремляется по различным потокам в сторону моря и вливается в него. Основной мотив ручья - мотив постоянно текущего потока, в котором в то же время проявляется развитие.

Мотив ручья является выражением текущего психического развития, беспрестанного развертывания психической энергии. Вода как "элемент" несет в себе жизненную силу. Конец реки, море - особый случай мотива "воды" - считается обычно символом бессознательного в целом. После того, как пациент подробно рассмотрел и описал ручей, ему предлагается на выбор - пойти вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, на какое он сможет. Идти вверх по течению легче, чем вниз. Для идеально здорового человека проследить ручей вниз по течению не будет особенно трудным. Он расскажет, как ручей становится все шире и шире, как он протекает через различные ландшафты, появляются большие деревни и города, потом он, может быть, впадает в большую реку. Следуя дальше по его течению, в конце концов можно прийти к месту его впадения в море. Тогда уже море само по себе станет особым мотивом. Практически всегда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения. Они дают сигнал о существующих проблемах, и их можно считать признаком нарушения психики.

Признаками нарушения, указывающими на существование внутреннего конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится и- песка, источник течет тонкой струйкой или многочисленными ручейками растекается по лугу. Если у пациента с каким-то невротическим нарушением вода из источника вытекает широко и обильно, то можно сказать, что у данного пациента не нарушена витальность (жизнеспособность) и эмоциональная интенсивность. Пациенту предлагается смочить водой лицо, попробовать воду на вкус. При этом обращается внимание на то, чувствует или нет пациент какую-либо влагу, в какой степени он может описать декорации окружения, какой эмоциональный тон и какое настроение они создают.

Если обратиться к глубинной символике, то источник - это оральное материнское обеспечение, материнская грудь. Когда в картине источника существует серьезное нарушение, можно с большой вероятностью сделать вывод о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями "мать-ребенок", то есть идущими из области оральных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей вызывает эмоциональные пробелы.Признаками нарушения психики считается не только недостаточное развертывание образа источника, но и сложности с использованием воды источника. Пациент отказывается пробовать воду, объясняя отказ свой тем, что она кажется ему грязной, содержит бактерии или может его отравить. Если он все же ее пробует, то вода может иметь неприятный, плохой или кислый вкус, она может оказаться горячей или крайне холодной. Терапевтически эффективно использовать прием медленного привыкания к родниковой воде, прием постепенной адаптации к ней.

Рекомендуется использовать такое упражнение - проследить, как ручей превращается в реку, потом в большую реку и, наконец, вливается в море. На этом долгом пути пациент почти всегда встречает обусловленные конфликтами мотивы препятствия-недопущения. Он может обнаружить запруду, бетонную стену, дощатую перегородку, вода может постепенно просачиваться в песок, исчезать в отверстии, в земле и явно продолжать свое течение под землей. Крайне острым признаком нарушения с актуальной динамикой Лейнер считает исчезновение воды с самого начала: русло ручья пусто! Встречаются маневры сопротивления, когда пациент, следуя по течению реки, через некоторое время с удивлением замечает, что ландшафт остается все время одним и тем же. Ожидаемое развитие не наступает.

Еще одна противоестественная ситуация возникает, если временами ручей в фантазии пациента течет в гору, преодолевая закон тяготения. Такое встречается у пациентов с несколько наивными или детскими представлениями, часто истерически структурированными. Это указывает на тенденцию отрицания реальности.Интересна проработка возникающего у некоторых пациентов мотива водопада. Чем причудливее, необыкновеннее его образ, тем значительнее невротические нарушения - вода, например, может не доходить донизу, так как она, в представлении пациента, испаряется.

Сеанс, на котором пациент прослеживает течение ручья до впадения в море, требует много времени. Путь к морю можно сократить, предложив пациенту в какой-то момент лодку без весел, чтобы плыть вниз по течению реки. Спуск на неуправляемой лодке может быть тестом на способность отдаться (кому-либо, элементу или человеку). На море, к которому выплывает пациент, ему можно предложить искупаться и поплавать. Лейнер, в отличие от Томаса, занимающегося высшей ступенью аутотренинга, не рекомендует погружать пациента в глубину моря. Он объясняет это тем, что существует опасность встретить там монстрообразных архаических символических существ, а у психотерапевта не будет ни достаточного опыта, ни необходимых знаний, чтобы путем соответствующих режиссерских указаний сделать встречу с ними терапевтически эффективной.

Также техники, направленные на проникновение в глубину психических переживаний, могут столкнуться с опасностью, что будут активизированы не только страхи, но и разнообразные защитные механизмы и тенденции вытеснения, при помощи которых пациент, прежде всего, должен себя защищать. В особо выраженных случаях это может привести к долго сохраняющимся сопротивлениям переноса, которые подрывают доверие пациента к психотерапевту или навязывают пациенту зависимую позицию, потому что он чувствует, что психотерапевт им манипулирует.

Если пациент с невротическим нетерпением настаивает на том, чтобы погрузиться в море, следует помнить, что его желание может определяться явной аутоагрессией и мазохистским угнетением. Поэтому пациент не может быть наилучшим советчиком самому себе относительно режиссерского ведения сновидений наяву. Психотерапевт, работающий по методу символдрамы, должен учитывать и контролировать спонтанные тенденции поведения пациента.

Гора.

Мотив горы можно направить двумя различными способами: первая и более короткая установка - рассматривание и точное описание вида горы издалека. Вторая установка включает подъем в гору, который начинается непосредственно с дороги на лугу и должен привести на вершину. При описании важно подробно охарактеризовать форму, высоту (сколько примерно метров может быть в этой горе?), какие деревья на ней растут и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т.д. В конце задается особенно важный вопрос: хотел бы пациент подняться на эту гору?

    Символдрама. Описание метода.

    Стандартные мотивы

    Техника проведения психотерапии

    Проведение психотерапии

    Эффективность метода

    Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву ”) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как психоанализ при помощи образов .

Название метода * происходит от греческих слов ката -“соответствующий , зависящий ” и тимос - одно из обозначений “души ” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально обусловленное переживание образов .

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа , а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология Я Х. Хартманна).

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения .

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

Тем не менее, символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.

СИМВОЛДРАМА. ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел Техника проведения ).

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме (!) тему - стандартный мотив (см. раздел 1.1 Стандартные мотивы ).

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы “сопровождает” пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа “да , угу , восклицаний типа “Вот как! ”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми , так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: “Дерево большое?” - или - “Далеко ли это дерево?”, - что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут , но не должна превышать 35 - 40 минут . Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут .

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов * , в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов . Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю . Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной , групповой форме и в форме психотерапии пар , когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии .

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Стандартные мотивы

Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения К.Г. Юнга, в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа , где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту. *

С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов - это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией ”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение .

Мотивы , используемые в символдраме , были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг , как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору , чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома ;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка , появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8) пещера , которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли , чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше .

Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл .

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы:

- дерево ;

- три дерева ;

- цветок .

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

Представление реальной ситуации в школе или дома;

- воспоминания из прошлого опыта;

Представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

Интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

Представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки .

Таблица:

Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития.

Проблематика

Соответствующие мотивы

Актуально-насущные конфликты , актуальное настроение

Мотив луга , ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках

Оральная тематика

Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме

Агрессивно-экспансивная тематика:

а) анально-агрессивная

б) орально-агрессивная

в) экспансивное раскрытие и развитие

Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана

Мотив льва

Мотив следования вдоль ручья , путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы

Эдипальная тематика:

Мотив горы

Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом):

Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы

Оценка собственной личности:

а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала

б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне

Мотив дома , в который нужно зайти и тщательно обследовать

Мотив символического существа, выходящего из темноты леса , из пещеры, из отверстия на болоте или моря.

в) оценка способности целиком чему то отдаться

Мотив ручья или реки , когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще

Проблема идентичности и идеала Я :

Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека

Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект)
или настоящего:

а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения ); животные (или семья животных ) и символические существа , возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря)

б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)

Сексуальная и эдипальная тематика:

Мотив спальни в доме , окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню

Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях:

Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития (см. Таблицу ), а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Мотив цветок

Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии , чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в Кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый “тест цветок ” дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы . Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, “зависшим” на каком-то неопределенном фоне. * Отсутствие “почвы под ногами” может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. Символическое значение этих критериев разбирается в разделе о мотиве луга .

После окончания представления “цветка” рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: “У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение” - или - “У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву ”. Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его “хорошей предрасположенности к представлениям” или что-то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии .

Мотив дерево

Гюнтер Хорн отмечает, что образы, которые ребенок представляет после задания мотива дерева , можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне .

На объектном уровне образ дерева символизирует родителей ребенка или других значимых для него лиц. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Ребенок может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами ребенок может питаться, в его ветвях он может играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали: представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево, стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли дерево, не опали ли его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.

В ходе сеанса у ребенка могут сложиться определенные отношения с его деревом. Возникающие у ребенка образы характеризуют актуальную для него бессознательную проблематику.

Мотив три дерева

Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн, рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми - членами его семьи. В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных. Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример “кататимной семейной психотерапии ”.

Мотив семья животных

Гюнтер Хорн отмечает, что этот мотив возникает у детей часто спонтанно. Это связано с тем, что дети, с одной стороны, еще более тесно связаны с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще не полностью сформировалось сильное и зрелое Я , чтобы они были в состоянии непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам. Представление семьи животных дается ребенку в целом даже легче, чем представление отдельного животного, так как в последнем случае он в большей степени подвержен отягощенной конфликтами конфронтации между внутренними структурами Я и Ты .

Сначала ребенок наблюдает семью животных - часто с некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах таким образом проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости.

Происходящее в семье животных отражает в символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных , как показывает приводимый пример.

Техника проведения психотерапии.

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу.

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет) , предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование . Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы , длящейся от 5 до 15 минут . В ходе этой беседы необходимо прежде всего обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто нибудь заболел, приехали гости и т. п.)

Проведение психотерапии.

Серёжа , 11 лет, единственный ребенок в семье, сильно привязан к матери. Родители обратились с жалобами на его неуравновешенность и повышенную подверженность страхам. Он постоянно “цеплялся за мамину юбку” и из за своей сверхчувствительности не мог установить нормальные отношения со сверстниками.

В образе дерева у него явно отразилось стремление к матери, желание найти у нее защиту. Ветви спускаются вниз до самой земли так, что под ними можно спрятаться. О дереве Серёжа говорит в восторженно-благоговейных словах, что позволяет предположить, что, помимо стремления найти у дерева защиту и покровительство , оно символизирует для него также и эдипальные желания по отношению к матери.

Серёжа представляет себя стоящим внизу под ветвями дерева и говорит, что только отсюда можно увидеть, какая жизнь происходит в кроне дерева: птицы свили себе гнезда, бабочки порхают между веток, пчелы собирают пыльцу и т. д. К дереву приходят козы и коровы, которые обглодали внизу не только листья, но и кору, отчего на стволе дерева образовались раны. “Дереву от этого больно.” Приходит крестьянин и прогоняет животных. Овцы и коровы, очевидно, символизируют оральную зависимость и инфантильные желания симбиоза с матерью. Ребенок на уровне образного сознания понимает, что затянувшаяся оральная зависимость доставляет страдания матери. Крестьянин, символ интроецированной фигуры отца , помогает преодолеть оральные и эдипальные побуждения.

На вопрос: “Что можно было бы сделать, чтобы спасти дерево от коз и коров?” - Серёжа говорит, что лучше всего было бы переставить дерево куда-нибудь, где никого нет, где было бы красиво и где ему никто ничего плохого не сделает (идентификация с образом матери, нарциссические установки). Но так как дерево пересадить нельзя, он строит, опять же при помощи крестьянина, вокруг дерева забор. Настроение в образе после этого изменилось, “...птицы успокоились, дерево тоже”.

Таким образом на символическом уровне ребенок нашел разрешение актуальной для него проблемы.

Эффективность метода

Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы :

    Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества

    Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне . Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.

3. Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной “грандиозности”.

4. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.

5. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар , когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

6. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Высокоэффективными оказались результаты психотерапии и в случае невротических нарушений школьной успеваемости и утомляемости, при психосоматических расстройствах (за исключением энуреза) и в случае чисто эмоциональных нарушений. Наименее эффективными оказались результаты лечения заикания и коррекции асоциального поведения. У половины детей с энурезом после прохождения психотерапии наблюдалось определенное улучшение их состояния, у других детей вновь возобновилось ночное недержание мочи.

Обобщая, можно сказать, что, по данным проведенного исследования, эффективность Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков составляет около 85%. В случае энуреза позднее потребовалось проведение дополнительной гипнотической терапии. При заикании вопрос о целесообразности символдрамы проблематичен. Для детей со склонностью к асоциальному поведению символдрама в изолированном виде противопоказана.

Исследование Х. Шэфера выявило еще одну статистическую закономерность. В ходе Кататимно-имагинативной психотерапии с детьми и подростками между примерно 8 и 15 сеансом наблюдается сопротивление против психотерапии, а между 14 и 16 сеансами нередко происходят какие-то неприятные случаи или легкие соматические заболевания (не считая опоздания и пропуски сеансов психотерапии, в 3 4% случаев происходили ожоги, растяжение связок, появлялись ссадины на лице, был выбит зуб). Данный феномен можно объяснить сильными тенденциями зависимости ребенка от родителей, которые стремятся помешать процессам психологического отделения и становления самостоятельности ребенка, которым способствует психотерапия. На это следует обратить особое внимание и провести соответствующие беседы с родителями, объясняя им происходящие с ребенком процессы.

Список литературы

1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.

2. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, ? 3, 4.

3. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд. // Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, ? 3-4.

4. Русских, Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х. Лёйнеру). // Журнал практического психолога, 1996, ? 5.

5. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., ММПП “Эси”, 1994.

6. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс”, 1993.

7. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., “Медицина”, 1991.

8. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989.

9. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989.

10.Юнг К. Психологические типы. М., 1923.

11.Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., “Канон”, 1994.

12.Обухов Я.Л./ Психотерапия детей и подростков. Символдрама. М. 1999г.

* Понятие “кататимный” ввел в немецкоязычную психиатрическую литературу H.W. Maier в 1912 г. для обозначения зависимости от эмоций и аффектов.

Понятие “имагинативный” происходит от латинского слова “имаго” - “образ”.

* Эта особенность КПО эффективно используется в ряде случаев, когда “пробуксовывает” классический психоанализ, что позволяет считать символдраму прикладным методом современного психоанализа.

*При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не “где стоит ” или “где растет цветок?”, что уже предполагает некоторое внушение, а “где находится цветок?”

Реферат >> Психология

Сердце. Психотерапия по методу символдрамы открывает новые возможности психотерапевтического... использования сказки. Символдрама , известная также как... в себе элементы сказкотерапии и символдрамы , получившая название "Кататимный поход...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.