Цитаты макаренко о коллективе. Занимательные факты (группа) на тему: Мудрые высказывания о воспитании

Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ. - Антон Макаренко

В коллективе - через коллектив - для коллектива. - Антон Макаренко

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще. – Антон Макаренко

В нашем обществе точное выполнение обязанностей - нравственная категория. – Антон Макаренко

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания. - Антон Макаренко

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. - Антон Макаренко

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. - Антон Макаренко

Воспитание детей - это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается. - Антон Макаренко

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. - Антон Макаренко

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? - Антон Макаренко

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. – Антон Макаренко

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. - Антон Макаренко

Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить. – Антон Макаренко

Вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное... Это все вы должны знать всегда, с малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать. - Антон Макаренко

Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем. - Антон Макаренко

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. - Антон Макаренко

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. - Антон Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. - Антон Макаренко

Если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив. - Антон Макаренко

Жизнь есть не только подготовка к завтрашнему дню, но и непосредственная живая радость. - Антон Макаренко

Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни, если вы его до пяти лет не воспитываете как нужно, потом придется перевоспитывать. - Антон Макаренко

Книги - это переплетенные люди. - Антон Макаренко

Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество. - Антон Макаренко

Концентрация родительской любви на одном ребенке – страшное заблуждение. – Антон Макаренко

Любовь - это обыкновенное дело, которое нужно организовать. - Антон Макаренко

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает великолепные человеческие ценности. - Антон Макаренко

Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. - Антон Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. - Антон Макаренко

Наша коммунистическая этика должна быть рассчитана на миллионы счастливых, а не на счастье только мое. Логика старая: я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных. Логика новая: я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив. - Антон Макаренко

Наши дети - это наша старость. - Антон Макаренко

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. - Антон Макаренко

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины... А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком. - Антон Макаренко

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. - Антон Макаренко

Несмотря на длящийся веками опыт народного страдания, люди всегда верили, что счастье есть законная норма человеческой жизни, что оно может быть и должно быть обеспечено и гарантировано в самом устройстве общества. - Антон Макаренко

Неубранная постель обозначает не только возникающую неряшливость, но и возникающее пренебрежение к установленному порядку. - Антон Макаренко

Никакая дружба невозможна без взаимного уважения. - Антон Макаренко

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. - Антон Макаренко

Отказаться от риска - значит отказаться от творчества. - Антон Макаренко

План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План - это тонкое кружево норм и отношений. - Антон Макаренко

Право на труд в нашем обществе - это но только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в решении государственных задач. - Антон Макаренко

Антон Макаренко признан в 1988 году ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира. Его авторская методика воспитания творила чудеса в 20-е годы прошлого столетия.

Количество беспризорников в то время было огромным. Для решения вопроса их воспитания были созданы педагогические коммуны, первая из которых появилась в 1921 году на Украине. Этой коммуной до 1935 года руководил выдающийся педагог, автор знаменитой ”Педагогической поэмы” Антон Семенович Макаренко.

Коллективизм, строгая дисциплина, постоянная занятость — на этих трех китах была построена система Макаренко.Поэтому дети, разделённые на разновозрастные отряды, не только имели самоуправление, но и трудились на собственном производстве. По мысли Макаренко, чем лучше относишься к ребенку, чем больше его уважаешь, тем больше от него нужно требовать и тем лучше он будет подготовлен к взрослой жизни.

Макаренко разработал “метод перспективных линий” — перед ребенком ставится цепочка целей, которые нужно поочередно достигать. Педагог считал обязательным соблюдение дисциплины, а вот стремления к идеальной учебе от своих учеников не требовал.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал о Макаренко: “Люблю его за гуманность, подлинную требовательную гуманность, за глубокую веру в человека”.

Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великого педагога.

    • Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    • Книги - это переплетенные люди.
    • Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.
    • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
    • Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.
    • Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
    • Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы игры и… авторитета.
    • Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
    • Не думайте, что вы воспитыва ете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
    • Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.
    • Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.
    • Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
    • Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив.
    • Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома
    • В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания.
    • Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
    • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
    • Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
    • Неубранная постель обозначает не только возникающую неряшливость, но и возникающее пренебрежение к установленному порядку.
    • Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.
    • Точный режим детского дня — совершенно необходимое условие воспитания… Привычка к точному часу — это привычка к точному требованию к себе.
    • Хотите развратить душу вашего ребенка? Тогда ни в чем ему не отказывайте. И со временем вы поймете, что растите не человека, а кривое дерево.
    • Человека нужно не лепить, а ковать… создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек.
    • Это распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки. Так думают даже молодые люди, школьники. Как «удобно» становится жить при сознании: достоинства имею, недостатки тоже есть. А дальше идет самоутешение: если бы не было недостатков, то это была бы схема, а не человек. Недостатки должны быть для красочности. Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. …Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать…

ПОЧЕМУ ГЕНИЙ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАК ПОПУЛЯРЕН В МИРЕ И НЕ АКТУАЛЕН В РОССИИ?

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив». Эта цитата - одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу - собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё - осознанно забыть, стереть, не принимать…

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего, в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века - это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд - «Педагогическую поэму» (1935) - сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.

Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, заканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 гг. и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х годов прошлого века в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко. Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт - вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.

Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек, способствует успешному перевоспитанию.

С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья - врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней, - любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность - круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос - пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но, к несчастью, не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики.

Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.

А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

ЦИТАТЫ МАКАРЕНКО:

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?

Отказаться от риска - значит отказаться от творчества.

Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.

Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…

С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое.

Книги - это переплетённые люди.

Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве.

Олег Матвейчев
#крамольные_факты

П редставители ЮНЕСКО признали, что он - один из четырех наиболее знаковых авторов, определивших способ педагогического мышления в XX веке, наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори . Речь идет об Антоне Семеновиче Макаренко (1888 - 1939).

Много лет проработав воспитателем в созданной им же колонии для несовершеннолетних правонарушителей, а затем руководителем трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко везде старался использовать придуманный им метод воспитания молодежи с трудным прошлым. И, надо сказать, этот метод доказал свою эффективность. Одним из воспитанников Макаренко был Семен Калабалин, в будущем - сподвижник и продолжатель дела своего учителя.

Знаменитый педагог выступал против строгого полулагерного режима для детей и пропагандировал повышение социальных требований и уважения к воспитанникам. Основные тезисы своего способа воспитания и примеры из практики Антон Макаренко изложил в знаменитой «Педагогической поэме », которая и в наши дни не утратила своей актуальности. Ее изучают не только будущие учителя, но также психологи и управленцы.

Мы отобрали 15 мудрых цитат из этого легендарного труда:

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.

Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт.

Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?

Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете - вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы - и все из-за отсутствия уважения.

Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.

Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит - забота и ласка большого человека, человека - богатого и щедрого сердцем.

Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.

Харьковские мудрецы, настаивая на «постепенном проникновении», собственно говоря, сидели на старых, кустарной работы, стульях: хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей.

Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.

Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан - не разберешь, какие гадости в нем растворены - неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.

Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.

В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго не болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть - пусть самый небольшой - интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала - и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

Формы бытия свободного человеческого коллектива - движение вперед, форма смерти - остановка.

Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.

  • Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в тохм, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
  • Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизнн социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.
  • Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.
  • Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости . Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.
  • Научить любить, научить узнавать любовь , научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.
  • Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
  • Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
  • Что такое честность ? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение.
  • В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива.
  • Дисциплина в нашем обществе - это явление нравственное и политическое.
  • В особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностыо книги.
  • Ничто так человека не учит, как опыт.
  • Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество , все равно в чем - в сдержанности, в прямом открытом слове , в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
  • Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Я являюсь сторонником производственных процессов в школе , даже самых простых, самых дешевых, самых скучных, потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива.
  • Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль.
  • Школа должна бороться за коммунизм с такой же волей, с таким же мужеством, с таким же напряжением, как и все наше общество. И с такой же радостью!
  • Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт , свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.