Утопии на завтра от франсуазы дольто. Франсуаза Дольто, с уважением к детям. Насытить его речью

Франсуаза Дольто (фр. Franoise Dolto; 6 ноября 1908, Париж - 25 августа 1988, Париж) - французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности. Она зарекомендовала себя как исключительно тонкий и одаренный клиницист, стала известной благодаря введению и концептуализации понятия «бессознательного образа тела», а также общественно значимой работе, которую она вела во имя «Дела детей» . Радиопередачи, книги, многочисленные выступления и семинары, создание «Зелёного Дома», курирование экспериментальной школы Новилля, участие в подготовке Конвенции Прав Ребёнка и многое другое стали важной частью её наследия, её вклада в то, чтобы голос ребёнка мог быть услышан взрослыми.

Биография

Франсуаза Дольто родилась 6 ноября 1908 года в Париже, в состоятельной буржуазной семье военного инженера Анри Маретт и Сюзанн Деммлер, правнучки крупного металлопромышленника Августа Деммлера, известного своей меценатской деятельностью и прогрессивными, социалистическими идеями. Она была четвёртой из семерых детей (две дочери и пять сыновей).

Франсуаза с детства отличается живым и цепким умом, она много наблюдает и много спрашивает - зачастую ставя взрослых в тупик своими вопросами по поводу их слов, их действий и тех объяснений, которые они ей дают. С восьми лет маленькая Франсуаза мечтает стать «врачом-воспитателем», дабы сделать так, чтобы дети не страдали от «непонимания взрослых» . Семья Маретт, будучи вполне счастливой и открытой миру, внезапно переживает смерть старшей дочери, Жаклин, которая в 18 лет умирает от рака. Эта смерть оборачивается настоящей трагедией для матери Франсуазы, которая впадает в «патологический траур» , жизнь их семьи больше никогда не будет прежней. Большая часть упреков и разочарований от этой смерти выпадет на долю маленькой Франсуазы. Впоследствии мать будет категорически противостоять идее дочери стать врачом и всеми силами будет стремиться, чтобы Франсуаза сложила свою жизнь, повинуясь идеалам своего круга и своего времени, став образцовой супругой, матерью, хранительницей очага.

Путь к обучению и обретению независимости будет долог для Франсуазы (только в 25 лет она сможет поступить в школу медсестер, а потом, после её окончания на медицинский факультет) и превратится в путь становления её характера, прояснения существа её устремлений, выверения её этики – этики желания. На этом пути наиболее значительную роль для неё сыграет встреча с психоанализом (собственный анализ, который она пройдет у Рене Лафорга в 1934-37гг.) и встреча с её будущим мужем Борисом Дольто, без которого, по её словам, она никогда бы не стала тем, кем стала.

Борис Иванович Дольто, выходец из России (уроженец Симферополя), эмигрировавший в 1918 году в Турцию, а затем в Париж, получит образование врача-ревматолога, и станет создателем новой медицинской дисциплины – кинезитерапии (двигательной терапии) - и основателем Французской Школы Массажа и Ортопедии. Их удивительный творческий союз обогатит мысль и дело каждого, которое выльется в то, чтобы показать тонкое, сложное и многообразное взаимодействие тела и психики. В семье Дольто родится три ребёнка: Жан-Кризостом (певец, выступавший под псевдонимом «Карлос», Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (врач-гаптономист (фр.)).

Франсуаза Дольто оставит после себя более десятка книг, подавляющее большинство из которых она напишет после смерти мужа в 1981 году. Смерть настигнет её на 79 году жизни, 25 августа 1988 года. Франсуаза Дольто завещает выгравировать на надгробной плите рядом с датами её жизни даты жизни Бориса Дольто и слова из Евангелия: «N’ayez pas peur, je suis le chemin, la vrit et la vie» St.Jean (14, 6)

Путь аналитика

По окончании учёбы и защиты медицинской диссертации («Психоанализ и педиатрия») в 1939 году Франсуаза Дольто посвящает себя психоаналитической работе, которую будет вести вплоть до самой смерти в 1988 году. Своим учителем в работе с детьми она считала Софи Моргенштерн, первого детского психоаналитика во Франции, специалиста по детским рисункам, работавшую в Париже до начала 2-й мировой войны. «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым»

Франсуаза Дольто (Маретт) (Francoise Dolto) (6 ноября 1908, Париж - 25 августа 1988, Париж) – педиатр, психоаналитик, гуманист, чутко улавливающий страдания самой обездоленной части общества – детей и стариков. Вслед за Корчаком отстаивала точку зрения, что нет детей, есть люди, и ценность детства в общем развитии человека чрезвычайно велика. Опираясь на передовые представления о важнейшем вкладе бессознательных процессов, особенно в доэдиповом детстве, разделяя взгляд Ж. Лакана на структурирование бессознательного, как структурирование языка и предавая важнейшее значение в развитии личности коммуникативным законам, сформулировала намного опережающую свое время теорию бессознательного образа тела.

Франсуаза Дольто родилась и выросла в обычной буржуазной французской семье. Родители не одобряли ее желания приобрести профессию, однако в возрасте 25 лет Франсуаза все же начала учиться на врача и поступила на медицинский факультет университета. В 1934-1937 в течение трех лет проходит личный психоанализ (первой из женщин во Франции), в 1938 знакомится с крупнейшим французским психоаналитиком Жаком Лаканом, в 1939 защищает диссертацию «Психоанализ и педиатрия» и начинает прием как детский психоаналитик. В 1942 году выходит замуж за врача и мануального терапевта Бориса Дольто, эмигранта из России (позже у них родятся трое детей), в 1976-1978 впервые в Европе выступает в радиопередаче, отвечая на письма слушателей с позиций психоаналитика, а в 1979 году под руководством Франсуазы Дольто в Париже открывается «Зеленый дом».

Уже во время обучения, наблюдая пациентов больниц и психиатрических клиник, Дольто пришла к выводу, что причина многих соматических заболеваний кроется в неврозах. День ото дня она утверждалась во мнении, что в помощи психоаналитика люди нуждаются гораздо больше, чем в постельном режиме и лекарствах. Болезнь тела представлялась ей невысказанной болью человеческого подсознания, а психоанализ - возможностью понять и выразить свои чувства. Именно поэтому мадам Дольто считала его целительным. И именно поэтому она стала искать путь к раннему предупреждению неврозов, используя, в частности, возможности психоанализа маленьких детей.

В 1960 году за эту деятельность ее исключили из Международного психоаналитического общества. Одним из поводов стало то, что Франсуаза Дольто проповедовала отказ от медицины, которую обзывала "ветеринарной". Взамен ею была предложена методика детского психоанализа через творчество, чем сегодня активно пользуются психологи.

Дольто проповедовала отказ от "дрессуры" детей раннего возраста, предлагая заменить ее уважением. Впоследствии Франсуаза была признана психоаналитическим сообществом, хотя и не принадлежала ни к одному из популярных течений и направлений в этой науке. Ее наследие до сих пор интересует, провоцирует, возмущает и вдохновляет всех тех, кто занимается педагогикой, медициной и психологией.

Общественным заведением, которое было создано лично Франсуазой Дольто, был "Мэзон Верт ", что означает "зеленый дом". Первый такой дом был открыт в Париже 6 января 1979 года. Это заведение, в которое приходят родители с детьми от рождения до четырех лет. Оставить ребенка одного в "Мэзон Верт" нельзя - это не ясли. Тогда в чем же суть этого заведения? Это центр ранней социализации. Кто-то приходит туда, чтобы ребенок научился общаться, кто-то хочет подготовить малыша к яслям или детскому саду.

Воспитателей в "Мэзон Верт" нет. Там есть принимающие. Они обращаются к ребенку, объясняют ему правила, разговаривают с ним о том, что для него важно, могут пообщаться и с родителями, если те того желают. Принимающими работают детские психологи, владеющие навыками психологического консультирования, а иногда и психотерапии. Однако они не ставят ребенку диагноз, не выявляют его отклонения и заболевания. Их профессиональные знания позволяют верно интерпретировать сигналы, которые малыш посылает окружающему миру, и адекватно на них реагировать. Принимающие разговаривают как с равным, здоровым человеком с любым маленьким гостем "Мэзон Верт". Дочь Франсуаз Дольто, Катрин, сравнивала их работу со спасательным кругом, который может помочь ребенку в окружающем мире хаоса. Принимающие должны помнить, что, согласно опыту Франсуаз Дольто, даже один правдивый, уважительный разговор может изменить жизнь человека.

Сейчас "Мэзон Верт" есть практически во всех европейских странах. В 1995 году такое заведение под вывеской "Зеленая дверца" открылось в московском Доме Януша Корчака, а через несколько лет и в Санкт-Петербурге. Так же как и во всех "Мэзон Верт", в российской "Зеленой дверце" ребенок и родители могут играть и общаться с другими родителями, детьми и специалистами. Это трехступенчатое общение: дети - дети, родители - родители, родители - дети помогает юному человеку войти в мир межличностных отношений, в том числе отношений в его собственной семье.

В чем уникальность наследия Франсуаз Дольто? По словам Жана-Клода Лиоде, известного психоаналитика и психосоциолога, Дольто опередила свое время. "Пятьдесят лет тому назад она выдвинула тезисы, казавшиеся тогда скандальными или абсурдными, а сегодня воспринимаемые как само собой разумеющиеся". В отличие от многих специалистов, Франсуаз Дольто была умелым популяризатором науки. Ее статьи и книги, необычайно глубокие и насыщенные информацией, написаны доступным языком. Она сделала психоанализ понятным самому широкому кругу родителей. В России изданы две основные ее книги: "На стороне ребенка" и "На стороне подростка".

Франсуаза Дольто

На стороне ребенка

Editions Robert Laffont, 1985,

© Е. В. Баевская, О. В. Давтян, перевод на русский язык, 1997,

© ООО «Рама Паблишинг», 2013,

© Gorilla // Bigstock.com, 2012, фото на обложке

* * *

Слушать и слышать детей

В конце 1970-х мне привезли из Франции распечатки передач, которые вела на радио педиатр-психоаналитик Франсуаза Дольто. Это был привычный в те времена самиздат – странички, напечатанные на пишущей машинке, самодельно сшитые розовой ленточкой. Их подарила моей коллеге мама ее французской подруги, когда узнала, что та психолог и работает с детьми, имеющими школьные проблемы (а коллега, к счастью, подарила эти тетради мне). Так я впервые услышала это имя и впервые открыла для себя Франсуазу Дольто.

Я была потрясена глубиной и честностью разговора со слушателями (не уверена, что то была программа для родителей, но по содержанию и стилю очень на это похоже). Меня удивила ее способность понятно объяснять самые сложные процессы, происходящие с ребенком, тщательно анализировать ситуацию и бережно относиться к чуду развития маленького человека. Признаюсь, я долгие годы пользовалась ее формулой «быть на стороне ребенка » и считаю эту позицию единственно возможной в отношении к детям – родителей, педагогов и общества в целом. Увы, наша жизнь дает много примеров неприятия, отторжения и намеренного пренебрежения этой позицией.

Можно обсуждать причины такой ситуации, можно искать оправдание и объяснения, но все это не помогает ребенку жить, расти, развиваться, справляться с проблемами. Диву даешься, когда видишь, какими нетерпеливыми, нетерпимыми и жестокими бывают взрослые, как беспомощен ребенок (и как уродуется он!) под натиском грубости и злости, как уничтожает его намеренное и ненамеренное унижение. Отчего это происходит? Уверена, прежде всего от незнания, невежества, непонимания.

И все-таки, сегодня мы знаем о развитии детей много больше, чем наши бабушки и дедушки. Это знание дают книги, которые, кроме бесспорных фактов, содержат нечто, что трогает душу, заставляет задуматься, «приложить» к себе, своим поступкам это новое знание, которое возбуждает желание быть «на стороне ребенка». Быть «на стороне ребенка» не только тогда, когда его действия и поступки не противоречат представлениям взрослых, когда общаться с ребенком – радость и «удовольствие». Но быть «на стороне ребенка», когда он отталкивает, когда груб и колюч, когда он протестует или проявляет агрессию, когда его поступки доводят до отчаяния. Где взять силы? Как разобраться, как понять? И можно ли разобраться и понять?

Несколько десятилетий я веду консультативный прием родителей и их детей, имеющих школьные проблемы. Как правило, это непростые ситуации, связанные не только с проблемами самого ребенка, но и с позицией взрослых (и позицией учителей), которые не готовы встать на его сторону. Измениться (стать «лучше») должен ребенок, но нередко изменение ситуации возможно, только если взрослые изменят свое отношение к нему . Порой «достучаться» до ребенка, преодолеть его сопротивление и родительское «я так хочу», «это мое право, потому что я взрослый», бывает трудно. И тогда я вновь и вновь перечитываю Ф. Дольто, ищу у нее объяснения и аргументы, сравниваю ее взгляд и мой, современную ситуацию в обществе с тем, что описывала и анализировала Ф. Дольто.

Уверена, для тех, кто впервые возьмет эту книгу в руки, открытием будет каждая страница, а те, кто уже читал ее, найдут много интересного. Эта книга удивительная, она действительно дает живое знание , которое зависит от сегодняшнего состояния, волнующих проблем, настроения и даже от того, как читаешь. Потому что значима каждая фраза, каждая деталь, каждое объяснение. Все, о чем написано, продумано, прочувствовано, проанализировано.

Книга состоит из четырех больших и относительно самостоятельных частей, которые можно читать последовательно, не торопясь и желательно с карандашом в руке, потому что неизбежно возникает соблазн какую-то мысль сохранить в памяти, для себя. Можно читать и отдельными главами, выделяя для неспешного и осознанного чтения то, что волнует.

Детская сексуальность – тема, на которую в общении детей и родителей у нас до сих пор табу. Тема, которую не разрешено обсуждать с детьми в школе. По-прежнему эта тема закрыта для будущих педагогов и психологов. Возможно, только детские психиатры знают больше, но и то, скорее всего, о патологической стороне этой проблемы. По меткому замечанию Ф. Дольто, у нас сегодня вокруг этой проблемы «стена умолчания».

Мы очень хотим, чтобы наши дети были свободны, раскованны, самостоятельно и ответственно принимали решения, но… опекаем, контролируем, диктуем, жестко ограничиваем свободу их действий, оправдывая это новой ситуацией жизни, криминогенной обстановкой. Ограничивается общение. Однако эта ситуация возникла не сегодня, и Ф. Дольто заставляет задуматься, почему «пространство детства» сужается.

Ф. Дольто привлекает внимание к, казалось бы, совсем безобидной проблеме – территории жизни ребенка . Она пишет: «…Налицо явная конфискация пространства. То немногое, что остается в распоряжении ребенка, испещрено оговорками: „смотри, чтобы с тобой ничего не случилось”, „иди прямо домой, никуда не сворачивай”, „повнимательнее выбирай себе друзей”, „ни с кем не разговаривай”…» .

Пространство большинства наших детей сегодня – только школа и дом. Исчезли дворы, во многих регионах для детей введен комендантский час. «Вернувшись домой, школьник прилипает к телевизору. И это всех устраивает. Поскольку он загипнотизирован происходящим на экране, он, по крайней мере, никому не мешает. Экран – это окно, которое выходит во внешний мир, лежащий вне того замкнутого пространства, где его держат взаперти. Но эта пасть, извергающая мешанину образов и сведений, может непоправимо травмировать ребенка, которому никто ничего толком не объясняет, потому что всем некогда. Он подвергается массированной бомбардировке, он не производит никакого отбора, а родителям некогда помочь ему в этом».

Особое внимание Ф. Дольто уделяет исследованиям психологии развития ребенка и довольно жестко критикует методы психологических исследований. Но больше всего ее волнует, что результаты этих исследований будут восприняты родителями как «чудодейственные рецепты».

Ф. Дольто критично относится к психологическим тестам, считая тестирование «делом нечистым». Увы, опасения справедливы для нашей страны как никогда. В последние десятилетия появилось немало психологов, умеющих тестировать, но не владеющих знаниями для интерпретации результатов. Это приводит не только к исследовательским ошибкам, но приносит реальный вред и детям и родителям. Но это не проблема науки – психологии, а проблема квалификации специалистов-психологов.

Обсуждение

где есть в Украине зеленые дверцы

23.10.2006 14:54:16, Ольга Тымунь

а почему вы считаете, что это доставляло дискомфорт ребенку? совсем нет, это была проблема матери и отца, а детям это не приносило вреда

08.04.2006 23:55:49, luna

ребенок не может воспринимать как нечто полезное, то, что все младенчество доставляло ему дискомфорт!

30.08.2005 22:32:48, Мурло

Статья очень полезная,мои друзья ходили с ребёнком в Зелёную дверцу
и маленькому ребёнку там хорошо.

13.01.2005 18:02:42, Марина

Комментировать статью "Утопии на завтра от Франсуазы Дольто"

ребенок на стороне. Ситуация, каких немало. Пока меня не коснулось, считала что решение на поверхности (развод и никаких гвоздей!). Когда дети подросли и находили себе на каникулы собственные интересные занятия - жена несколько раз съездила в экскурсионные поездки одна.

Обсуждение

Значит так. Желеть, знакомить... С какой стати?! Кто?! Я спрашиваю:кто Вас пожалел?! Вы именно Вы отдали ГОДЫ своей жизни этому подлецу. Признаюсь мои слова не просто пффф- мне 38 дочери 14, нечаянно узнала, что у мужа есть сын на стороне 4 года. Он его официально не признает, все...

28.10.2018 23:06:17, От меня

Что значит, вы не будете обделены? На того дитя ему что, Президент особенные деньги выделяет? Это уже минус. Время, силы и т.д. Нашли порядочного. Да козел он.

10.10.2018 17:32:17, Гость

Сегодня ребенок в полном адеквате, ест-пьет-какает нормально. Я склоняюсь к переутомлению, но мужа смущает, что всю ночь так было, а не только при засыпании(заснуть не могла она долго). Что это еще может быть?

Обсуждение

Мой сейчас тоже стал спать хуже (1,1)...Может тоже зубы? Иногда вроде ничего. А иногда(((и просыпается постоянно с криками и утром в полшестого стал вставать(пипец(((

Еще раз с годиком!!
Поддержу Римму, у Лёвы тоже четверки с приколами прорезывались, и оочень долго. А передние все легко и незаметно. Из серии первый раз заметила гематому там в год, потом она прошла, потом снова появилась, то больше, то меньше, прорезался зуб в 1,3. Для зубов характерны ночные боли.

"воспитание с любовью и логикой", там сборник разных авторов, " На стороне ребенка " Франсуазы Дольто, "Окна в мир ребенка " Вайолет Оклендер. Ну и мне очень пригодились "Семья и как в ней уцелеть" и книги вирджинии Сатир по семейной психологии, как ни странно...

Франсуаза Дольто " На стороне подростка" К сожалению, в электронном виде не нашла. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Обсуждение

Хоментаускас "Семья глазами ребенка" - вышла давно, в интернете не искала, в библиотеках точно можно найти Очень хорошая!
Мне очень понравилась книга Ирвинг Ялом "Мамочка и смысл жизни" - но это на любителей психологической психологии:)))

Симон Соловейчик "Педагогика для всех". Первый раз читается очень тяжело, но когда перечитываешь-соглашаешься с каждым словом.

Франсуаза Дольто считала, что права ребенка нарушены по трем причинам: - Научная литература, все более и более обильная, оспаривает у художественной монополию на знания о раннем возрасте. Рекомендуем книгу Франсуазы Дольто " На стороне ребенка ".

Обсуждение

А Вы у детей-то узнавали, что для них лучше?
Так случилось, что только сегодня я разговаривала с близкой родственницей (она была удочерена сразу после рождения женщиной, до 13 лет считала ее своей родной матерью, все годы ей приходилось ездить туда-сюда из дома в интернат из-за плохого здоровья приемной матери, считай гостевой режим). Так вот она говорит, к примеру, что лучше хоть какое-то внимание к дд ребенку, гостевой режим или даже одноразовые меры, чем совсем ничего. И она лично была рада хоть на выходные, да попасть домой.
К сожалению, и нужно быть реалистами, не всем найдутся семьи. Но никому не помешает внимание людей из "внешнего" мира. Ведь в той или иной мере сам контакт знакомит детей с этим самым внешним миром.

Деушки, ну что за базар вечно у вас?!
Что-то не поделили?! И кому это интересно кроме вас?!

Видела в магазине книгу Франсуазы Дольто " На стороне ребенка ". По описанию (и пролистыванию) - понравилось, наверное куплю. Но интересно - кто что думает об авторе или данной книге конкретно?

Обсуждение

местами интересно. а местами скучно. но прочитать стоит, имхо, много полезного.

Мы иногда ездим в Зеленую дверцу,там ее практически чтят как богиню.Они функционируют что называется "по ее заветам")))),мне их правила очень импонируют.Это,конечно,косвенный отзыв,но,надеюсь,Вам пригодится:-))))

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Наконец-то переиздана книга Ф. Дольто " На стороне ребенка ". Екатеринбург, У-Фактория, 2003.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.