Кто такие суфражистки (12 фото). Суфражистки. История в лицах

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
.php?title=%D0%A1%D1%83%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 24 июля 2011 года .

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Суфражи́стки (или суфраже́тки , фр. suffragettes , от фр. suffrage - избирательное право) - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав . Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Считали возможным вести борьбу, применяя радикальные акции.

История суфражистского движения

Распространение движение суфражисток получило в конце XIX - начале XX веков, в основном в Великобритании и США . Суфражистки активно применяли ненасильственные методы гражданского неповиновения : приковывали себя к воротам, садились на рельсы, устраивали демонстрации и стояли на улицах с плакатами.

Предоставление избирательного права женщинам

Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии в 1893 году (тогда Новая Зеландия была частью Британской империи) и в Австралии - в 1902 году. Позже это право получили женщины ряда европейских стран (в Великом княжестве Финляндском - в 1906 году , в Норвегии - в 1913 году, в Дании и Исландии - в 1915 году, в России - в 1917 году). В Азербайджане и Канаде (до 1919 года ограниченное, с правом голосовать только за ближайших родственников, находящихся на военной службе) избирательное право женщины получили в 1918 году. В 1919 году права голосовать добились женщины Германии , Нидерландов , Швеции , Люксембурга и Бельгии (только для муниципальных выборов), в 1920 году - США, Австрии и Венгрии , в 1922 году - Ирландии, в 1928 году - Великобритании, в 1931 году - Испании . В 1944 году избирательное право было предоставлено женщинам во Франции и Болгарии , в 1945 году - в Италии , в 1948 году - в Бельгии (на национальном уровне) и Румынии , в 1952 году - в Греции , в 1962 году - в Монако , в 1971 году - в Швейцарии , в 1974 году - в Португалии , в 1984 году - в Лихтенштейне , в 2005 - Кувейт , в 2006 - Объединённые Арабские Эмираты , в 2008 году - Бутан , в 2011 году - в Саудовской Аравии .

См. также

Напишите отзыв о статье "Суфражистки"

Литература

  • Эмансипация женщин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Суфражистки

Я пока что никак не могла ответить на её, такой вроде бы простой вопрос, так как сама стояла совершенно опешив, не находя никакого объяснения этому «абсурдному» явлению...
Стелла тихонько протянула ручку к своему близнецу и коснулась протянутых к ней таких же маленьких пальчиков. Я хотела крикнуть, что это может быть опасно, но, увидев её довольную улыбку – промолчала, решив посмотреть, что же будет дальше, но в то же время была настороже, на тот случай, если вдруг что-то пойдёт не так.
– Так это же я... – в восторге прошептала малышка. – Ой, как чудесно! Это же, правда я...
Её тоненькие пальчики начали ярко светиться, и «вторая» Стелла стала медленно таять, плавно перетекая через те же самые пальчики в «настоящую», стоявшую около меня, Стеллу. Её тело стало уплотняться, но не так, как уплотнялось бы физическое, а как будто стало намного плотнее светиться, наполняясь каким-то неземным сиянием.
Вдруг я почувствовала за спиной чьё-то присутствие – это опять была наша знакомая, Атенайс.
– Прости меня, светлое дитя, но ты ещё очень нескоро придёшь за своим «отпечатком»... Тебе ещё очень долго ждать, – она внимательнее посмотрела мне в глаза. – А может, и не придёшь вовсе...
– Как это «не приду»?!.. – испугалась я. – Если приходят все – значит приду и я!
– Не знаю. Твоя судьба почему-то закрыта для меня. Я не могу тебе ничего ответить, прости...
Я очень расстроилась, но, стараясь изо всех сил не показать этого Атенайс, как можно спокойнее спросила:
– А что это за «отпечаток»?
– О, все, когда умирают, возвращаются за ним. Когда твоя душа кончает своё «томление» в очередном земном теле, в тот момент, когда она прощается с ним, она летит в свой настоящий Дом, и как бы «возвещает» о своём возвращении... И вот тогда, она оставляет эту «печать». Но после этого, она должна опять возвратиться обратно на плотную землю, чтобы уже навсегда проститься с тем, кем она была... и через год, сказав «последнее прощай», оттуда уйти... И вот тогда-то, эта свободная душа приходит сюда, чтобы слиться со своей оставленной частичкой и обрести покой, ожидая нового путешествия в «старый мир»...
Я не понимала тогда, о чём говорила Атенайс, просто это звучало очень красиво...
И только теперь, через много, много лет (уже давно впитав своей «изголодавшейся» душой знания моего удивительного мужа, Николая), просматривая сегодня для этой книги своё забавное прошлое, я с улыбкой вспомнила Атенайс, и, конечно же, поняла, что то, что она называла «отпечатком», было просто энергетическим всплеском, который происходит с каждым из нас в момент нашей смерти, и достигает именно того уровня, на который своим развитием сумел попасть умерший человек. А то, что Атенайс называла тогда «прощание» с тем, «кем она была», было ни что иное, как окончательное отделение всех имеющихся «тел» сущности от её мёртвого физического тела, чтобы она имела возможность теперь уже окончательно уйти, и там, на своём «этаже», слиться со своей недостающей частичкой, уровня развития которой она, по той или иной причине, не успела «достичь» живя на земле. И этот уход происходил именно через год.


Экстраординарные и смелые суфражистки стоят у истоков женского праздника 8 марта
Молотки в муфте, хлысты и спицы – в борьбе с властью мужчин в ход шли все подручные средства. В начале ХХ века решительные дамы в шляпках и перчатках скандалили и хулиганили, устраивали потасовки и голодовки, отстаивая гражданские свободы женщин. Однозначной оценки их поступкам нет. Но есть бесспорные достижения, а также весенний праздник, у истоков которого стояли неутомимые суфражистки.


Английская светская дама и суфражистка Флоренс Присцилла едет на скутере по Лондону


Суфражистки шокировали «раскрепощенными» костюмами

Лидер движения суфражисток, буквально означающего «право голоса», Эммелин Панкхерст (1858–1928) не могла забыть отцовскую фразу, оброненную им над усыпающей дочерью: «Как жаль, что она не мальчик!» Отец Эммилин и не подозревал, что в тот момент изменил не только жизнь дочери, но и многих женщин Европы


Арест Эммелин Панкхерст

Помимо избирательного, суфражистки добивались права на собственность, высшее образование, право на развод и заработную плату. Первый манифест суфражисток, «Декларация чувств», провозглашал: «Все мужчины и женщины созданы равными». Первоначально борьба за гражданские свободы носила пристойный характер. Однако на письма, призывы в прессе, лекционные дебаты никто не обращал внимание. Это заставило активисток изменить стратегию.


Суфражистка приковала себя к воротам в знак протеста

Проделки эмансипированных женщин отличались изобретательностью и эпатажем. Суфражистки перерывали поля для гольфа, в то время исключительно мужской игры, уничтожали картины (например, работу Веласкеса «Венера перед зеркалом»), которые, как им казалось, оскорбляли достоинство пола, угрожали расправой над членами правительства, устраивали беспорядки.


Демонстрация суфражисток в Лондоне (март, 1910 года). На плакате лозунг:«От тюрьмы - к гражданству»

Среди ненавистных политиков-мужчин суфражистки питали особую неприязнь к Черчиллю. Когда одна из активисток обозвала его пьяным мужланом, он презрительно ответил: «Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся». Ответ уязвил суфражисток настолько, что за этим последовали угрозы и нападения на Черчилля с камнями, палками и даже хлыстом. Отнятый хлыст политик подарил своей жене.

Портрет радикализированной суфражистки Эмили Дэвисон


Фоторафия, сделанная в момент гибели Эмили Девисон под копытами скакуна

Среди знаменитых суфражисток известно имя Эмили Дэвисон. Ее действия были довольно радикальными. Например, она подложила бомбу в дом высокопоставленного чиновника Дэвида Ллойд Джорджа. Даже многие из женщин не одобряли таких мер. Эмили Дэвисон погибла под копытами коня, навстречу которому она выскочила во время cкачек. По одной из версий англичанка хотела прикрепить флаг женского движения к хвосту королевского скакуна. От полученных травм Эмили скончалась через четыре дня.


Оркестр, сопровождающий демонстрации суфражисток, состоял исключительно из женщин


Парад суфражисток, 1910 год

Но не только политики становились объектами энергичных дам. Внимание широкой общественности они успешно привлекали зрелищными и красочными шествиями. Женщины украшали белые платья цепями из цветов. Они шли с завыванием-плачем под шум барабанов и духовых инструментов. Численность таких демонстраций могла достигать 30 000 человек. Многочисленные зрители собирались поглазеть на необычные парады.


Принудительное кормление голодающей суфражистки в английской тюрьме


Избиение протестующей суфражистки

Иногда мероприятия приобретали откровенно агрессивный и угрожающий характер. Одно из происшествий в Лондоне, организованное суфражистками, сохранилось в истории под названием «Хрустальная ночь». Женщины, проносившие в муфтах камни и молотки, крушили витрины и окна домов. Хрупкие дамы отбивались от полиции, штурмовали государственные учреждения. За особые достижения в деле движения были учреждены награды.
Но и отпор суфражисткам был дан с не меньшей жестокостью. Женщины избивались дубинками, массово запирались в тюрьмы, ссылались на каторгу.
Резкие и провокационные действия женского движения все-таки привели к изменениям в обществе, которые сегодня воспринимаются как должное.

СУФРАЖИСТКА

СУФРАЖИСТКА

(suffragette) Участница движения за равноправие женщин (в Англии), особенно за предоставление им избирательных прав. После попытки Дж. С. Милля (Mill) ходатайствовать о внесении положения о всеобщем избирательном праве во Второй Билль о реформе в 1867 г. стали создаваться общества, агитировавшие за распространение избирательного права на женщин, однако суфражистки мало преуспели в своих попытках убедить в этом членов парламента. В 1903 г. Эмилия Пэнкхорст основала Общественный и политический союз женщин, допускавший, в отличие от суфражисток, ратовавших за мирные методы, применение насильственных средств, включая демонстрации, срыв дебатов в Палате представителей и публичных собраний, а также уничтожение имущества. После неудачной попытки принять в 1911 г. закон о предоставлении женщинам избирательных прав суфражистки все чаще стали прибегать к насильственным методам, а оказавшись в тюрьмах, устраивали голодные забастовки. В 1913 г. Эмилия Дэвисон покончила жизнь самоубийством, бросившись на скачках Дерби под королевскую лошадь. Удалось ли движению суфражисток способствовать борьбе за предоставление женщинам избирательных прав – вопрос спорный, но очевидно, что практикуемое ими насилие оттолкнуло от них умеренных сторонников. Гораздо более важную роль в борьбе за равноправие женщин сыграла 1-я мировая война, доказавшая, что женщины способны выполнять ту же работу, что и мужчины. Вскоре после войны (1918) состоялось представление Закона об избирателях, предоставившего право голоса женщинам старше 30 лет.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "СУФРАЖИСТКА" в других словарях:

    СУФРАЖИСТКА, суфражистки, жен. Сторонница суфражизма, участница этого движения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    суфражистка - и, ж. suffrage m. Сторонница, последовательница суфражизма. БАС 1. Лекс. СИС 1937: суфражи/стка … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Вряд ли кто из мужчин любит феминисток. Хоть и сказано в писании «Возлюби врага своего». И действительно, истошная борьба современных феминисток заставляет считать, что в мужчинах эти дамы видят врагов, с каковым врагом они сражаются самоотверженно. Хотя, думается, борьба эта напрасна. Милое различие между мужчиной и женщиной нынешним феминисткам не уничтожить.

Различие это не только милое, но и малое. В большинстве современных стран мира различие в анатомии и физиологии мужского и женского организма - последний камешек, оставшийся от некогда могучих стен, деливших весь мир на мужскую и женскую половину.

Стен, заметим, не природных, но социальных. Они были возведены давным-давно, когда мир за пределами семьи / племени был враждебным, и залог всеобщего выживания виделся в одном - окружить наиболее ценных и слабых, женщин и детей, защитой из тел сильных, агрессивных и злобных мужчин. И так было везде: женщина хозяйничает внутри, дома, мужчина представительствует снаружи, на улице, в городе, в стране.

В принципе, такое разделение на мужской и женский мир было вполне естественным. Рожать могла только женщина. Мужское же видимое превосходство и немалые социальные преимущества оплачивались тем, что мужчины были своеобразным расходным материалом. До 40 лет не многие из них доживали. Многие не доживали даже до периода репродукции, умирали, не дав потомства, и их гены исчезали из генофонда навсегда.

Но времена меняются, и человечество меняется вместе с ними. Уже в 18-м веке стало очевидно, что женщинам тесновато на «женской половине». Особенно в слабо населенной Европе, где женщины то и дело выходили на политическую сцену. За примерами далеко ходить не надо: Жанна д’Арк. Да и правительниц женского пола в истории всех стран Европы было достаточно, от Англии, до Италии и России.

Ту французскую революцию, которую принято называть Великой, и от которой отсчитывают период, называемый «новой историей», в немалой степени заварили женщины. И не только заварили, но и продолжали в ней участвовать. Иной раз с серьезным ущербом для себя. Олимпия де Гуж (1748 —1793) которая представила национальному собранию Франции «Декларацию прав женщины и гражданки», утверждавшую равноправие женщин, закончила жизнь на эшафоте, успев сказать красивые слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». Теруань де Мерикур (1762 — 1817) участвовала во взятии Бастилии, была хозяйкой революционного салона и предводительствовала отрядами революционных женщин в Париже. Таких отрядов в городе было много. Однажды Теруань окружили «идеологические противницы» и, раздев донага, жестоко избили. Могли бы и убить. Дамы, воспламененные революционными идеями - страшная толпа. От всего происшедшего бедняга Теруань лишилась разума. Последние 24 года своей жизни она провела в психиатрической лечебнице. За это время в положении французских женщин произошли изменения к худшему. В 1795 году им запретили появляться в общественных местах, а также на любого рода политических собраниях. В 1804 году появился указ императора Наполеона, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у мужчины: отца или мужа. Все равно, как в эпическом указе ПетраI: «Курица - не птица, женщина - не человек»

Революция закончилась, но движение женщин за свои права продолжалось. Лозунг этого движения был достаточно прост: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Женщины требовали равноправия в браке, в правах собственности, в получении образования, в свободном выборе профессий. Требовали они и предоставления женщинам избирательного права. По-французски «избирательное право» — «suffrage». Поэтому женщины-участницы движения за предоставления женщинам избирательных прав стали называться «суфражистками».

Суфражизм возник в конце 19-го века в основном в Великобритании и в США. В этих странах была на тот момент самая развитая судебная система, и человек был наиболее защищен юридически. Как следствие, даже не самые образованные члены общества разделяли чувство социальной справедливости и всеобщего равенства перед законом. А там, где равные обязанности, там должны быть и равные права. Не так ли?

Поэтому, хотя суфражистки принадлежали к образованным и небедным кругам, свою борьбу они вели за равноправие всех женщин, в том числе, бедных и неграмотных.

Одной из идеологических основ суфражизма считается работа английского либерального философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин», опубликованная в 1869 году. В этой работе, прогремевшей в свое время по всей Европе, он отметил: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна».

Как уже было сказано, в Европе представительницы прекрасного пола абсолютно бесправными не были никогда. Они вмешивались в политические дела, даже не будучи наделенными какими-либо правами на государственном уровне. Влияние на правителей и на политиков - да еще какое! - оказывалось через спальни и через светские салоны. Но все же роль метрессы и роль официального политика - разные роли. Как тут не согласиться?

В своей борьбе суфражистки были активны, как всегда активны бывают женщины, если хотят добиться своего. Они применяли в основном ненасильственные методы гражданского неповиновения: выходили на демонстрации и выставляли пикеты с плакатами. Были в ходу и более решительные действия. Дамы садились на трамвайные или железнодорожные рельсы, приковывали себя к оградам или воротам. Но суфражистки не стеснялись радикальных методов в своей борьбе. Ведь радикализм в конце 19-го века был в моде. Разгневанные женщины иногда разбивали витрины магазинов или устраивали нападения на полицейских, забивая их с помощью подручных средств, главным образом, зонтов. Это только кажется смешным. Но мало кто бы из мужчин захотел оказаться в окружении возбужденных и кричащих дам, вооруженных колющими орудиями (а зонтик - оружие колющее). А если учесть, что британские полицейские оружия не имели, им можно было бы только посочувствовать.

Да что там полицейские! Сам сэр Уинстон Черчилль вынужден был завести телохранителей, когда узнал, что суфражистки собираются похитить его сына. Вообще он был невозмутим, ироничен, любил хороший коньяк и сигары. Всем этим сэр Уинстон вызывал у многих суфражисток приступы бешенства. Когда одна из таких «змеек» публично обозвала его «бездушным пьяным мужланом», он, не долго думая, ответил: «Я-то пьян, но завтра протрезвею. А у вас ноги кривые, и всегда такими останутся» В самом деле, скотина! О чем вскоре его известила суфражистка Тереза Гарнет. В Бристоле она ударила Черчилля зонтом и закричала: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!». Между прочим, в те годы женские зонтики были достаточно тяжелы.

Да что там Черчилль, будь он хоть трижды Первый Лорд Адмиралтейства (то есть, по-нашему говоря, военно-морской министр Британской империи)! Суфражистка Эмили Уайлдинг Дэвидсон 4 июня 1913 года бросилась под ноги королевского коня на скачках в Дерби. Но лошадь - совсем не галантный сэр Уинстон Черчилль. Эмили была тяжело ранена ударами копыт и в результате скончалась. Она стала мученицей и героиней суфражистского движения. Впрочем, борьбе за равные права этот подвиг принес больше вреда, чем пользы. Многие мужчины в Англии заявили: «Да эти суфражистки - все психически ненормальные! И таким давать право голосования?!»

Надо сказать, что примерно эту же мысль развивает Л.Н.Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина». Не многие знают, что роман этот был написан против суфражистского движения (или, как его чаще называли в тогдашней России, против «эмансипации») Перечитайте роман, и увидите, что для Л.Н.Толстого Анна - отрицательный персонаж. «Дура-баба, не знает, чего хочет!» Кажется, суровый граф не раз повторял эту фразу в процессе написания романа.

Так что суфражизм внес свой вклад и в мировую литературу. И не столько романами Жорж Санд. Которую, как известно, звали Амандина Аврора Люсиль Дюпен, и которая была одной из первых суфражисток в Европе, еще до появления этого слова в лексиконе политиков и общественных деятелей.

Так или иначе, но активная борьба женщин за свои гражданские права начала давать результаты уже в 19-м веке. Первыми, в 1893 году, получили избирательное право женщины в Новой Зеландии. Следом за ними, в 1902 году этого же добились и женщины в Австралии. После окончания Первой мировой войны в британском Парламенте был принят закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет. А в 1928 году в Великобритании было установлено полное равноправие для женщин. В России, женщины были уравнены в правах с мужчинами после Февральской революции 1917 года.

Которую, кстати, никто не предвидел. А началась эта никем не ожиданная революция с протестов петроградских женщин, которым невозможно стало кормить свои голодные семьи.

Сегодня странным кажется то, что совсем недавно отношение к женщинам как ко второму сорту было вполне приемлемым в цивилизованном обществе. Многие столетия женщины страдали от необходимости безоговорочно подчиняться мужчинам, которые совершенно не принимали во внимание потребности прекрасного пола. Поэтому вполне понятно, что подобные обстоятельства вызывали негодование, и в один прекрасный момент дамы отказались мириться с таким положением вещей и поднялись на борьбу.

Зарождение движения

Вторая половина прошлого века в Англии была ознаменована возникновением нового движения - суфражизма. Термин происходит от английского «suffrage», которое в переводе значит «избирательное право». Это именно то, за что боролись женщины, присоединившиеся к новому движению. Суфражистка - это женщина, которая стремилась получить права, аналогичные с мужскими. Как это обычно и происходит, некоторые участницы движения смотрели в разных направлениях, что привело к его расколам и борьбе противодействующих партий.

Движение суфражисток разделилось на два направления. Правые силы, включавшие представительниц двух новообразованных партий, настаивали на мирных способах проведения революции. Они занимались созданием брошюр, организовывали митинги, создавали петиции. Левоцентристские силы решили работать совершенно другими методами, которые были направлены против действующего правительства.

Начало демонстраций

Значение слова "суфражистка" подразумевает следование идеалам движения, однако далеко не все участницы ограничивались социальной позицией. Очень часто подобные демонстрации проходили под громкие крики, демократические лозунги и с постоянными скандалами. Во время своих протестов суфражистки занимались как травлей недругов, так и откровенным беспределом. Они били стекла домов, клеили провокационные плакаты и устраивали шумные парады.

Главные действующие лица

Одной из основательниц суфражизма по праву считается Эммелин Панкхерст. Она была образованной женщиной, которая получила образование в Париже и решила всю свою жизнь положить на борьбу за женское равноправие. Она считала, что все проблемы, возникающие в мире, существуют только потому, что власть полностью находится в руках мужчин, впрочем, так думала едва ли не каждая суфражистка. положения мужчин в обществе значительно повлияло как на саму Эммелин, так и на ее дочь Кристобаль, которая была полностью согласна с матерью.

Флора Дрюмонд - еще одна известная суфражистка. Это была довольно колоритная дама, которая во время выступлений надевала белый мундир с золотыми эполетами и форменную фуражку. На участие в подобных акциях ее спровоцировала ненависть к несправедливости по отношению к женщинам.

Агрессивная борьба

Движение суфражизма продолжало приобретать популярность и становиться более многочисленным. Страна продолжала сотрясаться от митингов, шествий и демонстраций. Особо активные участницы оказывались в тюрьме, где устраивали голодовки, чтобы привлечь к себе максимум внимания.

Результат

Работа движения не оставалась незамеченной. Уже в 1907 году был создан специальный комитет, нацеленный на защиту избирательного права для женщин, за которое боролась каждая суфражистка. Синоним активистки этого движения, который сегодня встречается довольно часто, - "феминистка". И те, и другие стремились урегулировать права мужчин и женщин в правительственных организациях, и одно движение стало логичным продолжением другого.

Суфражизму удалось добиться определенных успехов, частичное избирательное право для женщин появилось уже в 1918 году, а полное - в 1928. Но до сих пор многие знают, что суфражистка - это женщина, которая боролась за равноправие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.