Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм как художественное направление в литературе XVII в.

Классицизм (от лат. с l а ss ис us - образцовый) - художественное направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны возвышенная гражданская тематика и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Классицизма как художественного направления свойственно отражать жизнь в идеальных образах, тяготеющих к общей «нормы», образца. Образцом совершенного и гармоничного искусства в классицизме была провозглашена античная классическая прошлое. Поэтому художники часто обращались к сюжетам и образов античной мифологии. Писатели этой эпохи образцы, достойные подражания, также видели в античной классике, в трагедиях Эсхила и Софокла, в поэзии Горация. Особенность литературы классицизма оказалась еще и в том, что ее создатели соблюдали правил, которые были обязательными и соответствовали порядкам, установленным в обществе.

Впервые классицизм появился в итальянской культуре XVI в., а наибольшего расцвета достиг во Франции в XVII веке: в драматургии (Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер), в поэзии (Жан де Ла-фонтен), в живописи (Никола Пуссен), в архитектуре.

В истории Франции XVII века было периодом создания централизованного государства и утверждение абсолютной монархии, что достигла своего расцвета во времена правления короля Людовика XIV, которого называли «король-солнце». Ему принадлежат известные слова: «Государство - это я». Король был наделен неограниченной властью, он распоряжался своими подчиненными и их имуществом. Абсолютная монархия провозглашалась самой совершенной формой правления. В обществе была установлена строгая иерархия. Влияние абсолютизма распространялся и на искусство, развитием которого стремились руководить кардинал Ришелье и другие вельможи. Классицизм оказался первым художественным направлением, признанным официальной властью.

Теоретическим основанием классицизма была античная теория поэтики и, прежде всего, «Поэтика» Аристотеля, теоретические основы которого воплощала французская «Плеяда» (XVII ст.). В выработке своих общетеоретических основ, особенно в области жанра и стиля, классицизм опирался и на философию рационализма Рене Декарта.

Теоретиком французского классицизма был Никола Буало. В конце XVII в. в поэме-трактате «Поэтическое искусство» (1674) он создал развернутую эстетическую теорию классицизма, которая имела огромный влияние на формирование классицизма не только во Франции, но и в других странах. Буало стремился подчинить искусство определенным нормам, которые соответствовали пониманию прекрасного в эпоху классицизма.

В отличие от художников барокко, классицисты первоосновой искусства считали ум и мысль, отвергая интуицию и осложненную метафоричность барочных произведений.

Буало рекомендовал литераторам хранить в произведениях три единства - единство места, времени и действия: все события произведения должны были происходить в одном месте, в пределах одного дня (суток), основное действие не имела прерываться какими-то другими событиями. Важным было требование знать законы языка и соблюдать их, внимательно относиться к подбору слов.

По правилам эстетики классицизма, литературные жанры делились на «высокие» и «низкие» (это разделение осуществлялось по принципу принадлежности их к высокого или низкого стилей). Для каждого жанра были установлены четко определенные границы и особенности, соответствующие герои и язык. Существовала строгая запрет относительно смешения высокого и низкого, прекрасного и безобраВНОго, трагического и комического (в отличие от барокко).

К «высоким» относили трагедию, оду, эпическую героическую поэму (эпопею). У них изображали важные для государства события; уславлювали коронованных особ и аристократов, полководцев, отважных воинов; развивали идею патриотизма, необходимости подчинять чувства долга служение королю и интересам государства. Язык трагедий, ед, героических поэм имела быть поэтическим, пафосной, возвышенной, лишенной просторечия и фольклоризмів. «Низкими» жанрами считали комедию, басню, сатиру и т.д. В них действовали буржуа, торговцы, крестьяне, горожане, слуги (все, кто принадлежал к так называемого третьего состояния); изображались бытовые ситуации; преимущественно висміювались человеческие и общественные пороки. Комедии писали прозой, их персонажи разговаривали простой народной языке.

Классицисты считали, что назначение литературы - воспитывать человека, но не путем чтения нравоучений или нотаций, а наслаждением, которую должен предоставлять искусство.

Наиболее полное воплощение принципы классицизма получили в трагедиях Пьера Корнеля и Жана Расина; создателем комедии классицизма считают Жана Батиста Мольера.

Следовательно, определяющие черты классицизма:

подражания образцов античного искусства;

рационализм (стремление строить художественные произведения на началах разума, игнорирование личных чувств);

нормативность, установление вечных и незыблемых правил и законов (для драматургии это закон «трех единств» - места, времени и действия);

Установление иерархии жанров, среди которых важнейшими считались античные; деление жанров на «высокие», «серьезные» (трагедия, эпопея, ода, элегия, идиллия) и «низкие», «развлекательные» (травестийная поэма, комедия, басня, эпиграмма);

Обязательное соблюдение канонических правил написания произведений (изображение героя только при исполнении государственного обязанности, резкое разделение действующих лиц на положительных и отрицательных, строгое соблюдение пропорциональности всех частей произведения, стройность композиции и т.д.);

аристократизм, ориентация на требования и вкусы высшего общественного слоя;

В области языка классицизм выдвигал требования ясности и чистоты, идеалом была афористичная речь, которая отвечала бы основам теории трех стилей.

Влияние классицизма на художественную жизнь Европы был широким и длительным, а в архитектуре продолжался и в XIX в.

В Англии теоретиками и практиками литературы классицизма были Бен Джонсон, Джон Драйден, Александр Поуп; в Германии - Мартин Опиц, Иоганн Готшед, в России - О. Сумароков, М. Ломоносов, Д. Фонвизин.

Развитию классицизма в Украине не способствовали ни политические, ни общекультурные условия. Распространение получили преимущественно только «низкие» жанры - травестийная поэма, комедия, басня. Но именно благодаря этой неполноте классицизма в украинской литературе состоялся эпохальный переход от українізованої книжно-славянской к живой народной речи. Так было начато новое возрождение украинского писательства, а впоследствии и нации в общем. Представители украинского классицизма - И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко и др.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразным противоположением ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского государства.
Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания - искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, а в живописи - исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера - государственная жизнь или религиозная история, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи - т. н. "малый жанр" - пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Тип работы* Контрольная работа Курсовая работа Дипломная работа Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Проверка работы Диссертация Онлайн помощь Чертеж Шпаргалка Монография Диссертация Магистерская Диплом МБА (MBA) Автореферат Научная статья Кандидатская диссертация Докторская диссертация Другое

7 375 380 972 373 996 49 66 995 374

Узнать стоимость работы

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразным противоположением ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского государства.

Принципы рационализма , соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания - искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, а в живописи - исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера - государственная жизнь или религиозная история, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи - т. н. "малый жанр" - пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.