Цитаты на тему «Инициатива наказуема. Инициатива наказуема. Полезно ли быть инициативным

Умение проявлять инициативу является очень важным качеством для учеников любого возраста и для взрослых. Это свидетельствует о самостоятельности, волевых качествах личности, умении брать ответственность, ставить цели и достигать их. Инициативность позволит ребенку достичь высоких результатов в обучении, а взрослому – продвинуться по карьерной лестнице. В сегодняшней статье мы подробно поговорим об инициативности и ее плюсах, а также рассмотрим способы развития этого качества.

Что такое инициативность и что она дает

Инициативность определяется психологами как качество личности, выражающееся во внутренней готовности ставить цели и достигать их, осуществлять деятельность для удовлетворения своих потребностей. Внешне она выражается в личностной активности и предприимчивости, в способности увидеть как возможности, так и трудности, и принять последние ради первых.

Вопреки известному выражению о том, что инициатива наказуема, это качество дает возможность более эффективно учиться/работать. Главное, правильно и к месту проявлять ее и уметь управлять этим процессом. Можно выделить 5 компонентов инициативности, которые важны для своевременного ее проявления и успешности:

  1. Ценностно-смысловой. Выражается в личном отношении к инициативности, в ее оценке и значимости. Например, установка «инициатива наказуема» несет отрицательную оценку этого качества, его обесценивание.
  2. Мотивационный. Это готовность проявить инициативу. Т.е. насколько ребенок склонен демонстрировать энтузиазм, быть предприимчивым.
  3. Когнитивный. Можно сказать, что это понимание того, что же такое инициативность, как и в каких случаях она может проявляться, к каким последствиям приводить.
  4. Поведенческий. Подразумевает конкретный опыт выражения инициативы в различных жизненных ситуациях.
  5. Эмоционально-волевой. Заключается в регуляции учеником самого процесса проявления инициативности и ее результата. Т.е. насколько полно человек может продемонстрировать ее в той или иной ситуации и готов ли к дальнейшим действиям (например, ребенок выдвигает идею какого-то проекта в школе и способен взяться за его выполнение).

Чтобы инициатива проявилась в полной мере и не приводила к негативным результатам, важно наличие каждого из этих компонентов. Отсутствие ценностно-смыслового или мотивационного компонентов будет означать неспособность проявлять инициативу, неготовность к этому, страх это сделать. Отсутствие хотя бы одного из трех последних компонентов приведет к непониманию данного качества, несвоевременному его проявлению, неспособности справиться с последствиями инициативности. Для развития каждого из компонентов существуют свои советы и рекомендации.

Тренировка ценностно-смыслового и мотивационного компонентов


Главное - правильная мотивация…

Два этих компонента тесно связаны между собой, поэтому имеют общие рекомендации по их развитию. Для их тренировки необходимо:

  • Показать ребенку, что в инициативе нет ничего плохого. В первую очередь, родителям самим нужно отказаться от установки о том, что инициатива наказуема. Не осуждайте данное качество, проявляемое окружающими, а если оно было выражено не к месту, то подвергните конструктивной критике и объясните школьнику, почему в данном случае инициатива была не нужна.
  • Объяснить ценность данного качества, его плюсы. Расскажите ученику, в чем выражается инициативность, и почему это так важно. Например, она позволяет заявить о себе, реализовать свои возможности, достигать каких-то целей и т.д.
  • Сформировать образ инициативной личности. Сделать это можно на собственном примере или на примере какой-то известной личности. Например, это может быть кумир ребенка – знаменитый спортсмен, артист, певица и др. При этом важно указать, где и как именно проявилось данное качество, и к чему оно привело (например, Билл Гейтс создал проект компьютера с графическим интерфейсом и проявил инициативу, показывая его различным компаниям и людям, задействованным в данной области, что и стало первой ступенью к его успеху).
  • Научить ребенка планировать свои действия и ставить цели. Хороший способ – спросить, чего хочет школьник, и как он собирается этого достичь. Например, ребенок желает получить пятерку по математике. Помогите ему сформулировать цель (улучшить знания по математике), найти пути ее достижения (дополнительные самостоятельные занятия или занятия с репетитором) и составить план действий (каждый день в течение двух часов решать задачи по математике, два раза в неделю посещать репетитора и т.д.). Подобную схему можно применить практически к любому желанию или стремлению.
  • Поощрять проявление инициативности в повседневной жизни и в школе. Отмечайте каждый случай проявления инициативы (сам помыл посуду, вызвался к доске и т.п.), хвалите ребенка за это, делая упор на то, какой он молодец, что был предприимчивым и инициативным. Помимо словесной похвалы можно давать школьнику и другие приятные бонусы: позволить подольше погулять или посидеть за компьютером, купить что-то вкусное и др.

Тренировка когнитивного компонента


Важно понять, когда инициатива уместна.

Когда школьник внутренне готов к проявлению инициативы, важно направить эту готовность в правильное русло. Сделать это можно следующим образом:

  • Дать максимум теоретических знаний по этому вопросу. Здесь также можно использовать личные примеры и примеры известных людей. Помимо этого важно сформировать у ребенка понимание того, когда вообще возможно проявление инициативы. Например, это могут быть ситуации обучения (поднять руку, чтобы ответить или выйти к доске, предложить идею для создания плаката по ОБЖ и др.), бытовые ситуации (сделать что-то по дому, сходить в магазин, предложить вариант семейного отдыха в выходные и пр.), ситуации с друзьями (предложить новую игру, придумать интересное занятие и т.п.).
  • Обсудить конкретные ситуации, в которых возможно проявление инициативы. Спросить у ребенка, когда и где он может проявить инициативу, и в чем именно она будет заключаться. Обсудить эти случаи, скорректировать при необходимости. Например, ребенок говорит о том, что может предложить идею какого-то проекта, но при этом не готов приступить к его реализации. Важно объяснить ему, что выражение инициативы подразумевает также и ее осуществление и что он должен быть готов к тому, что ему поручат эту деятельность.
  • Совместно со школьником спроектировать ситуацию. Например, ученик долго разучивал стихотворение и идеально может его рассказать. В данном случае проявление инициативы будет поднять руку и вызваться отвечать, а ее последствием – либо вызов к доске и получение положительной оценки, либо отсрочка реализации желания рассказать стихотворение (например, если в классе много желающих). Важно, чтобы ребенок был подготовлен к любому из исходов и не потерял желания проявлять свою инициативность в будущем.

Тренировка поведенческого и эмоционально-волевого компонентов

Поведенческий и эмоционально волевой компоненты также взаимосвязаны, что позволяет рассматривать их тренировку совместно. Обеспечить это позволят:

  • Наличие достаточных ресурсов для проявления и реализации инициативы. У ребенка должны быть необходимые инструменты для этого, например, литература, наличие достаточного свободного времени, возможность посетить какое-то мероприятие, возможность получить материалы для реализации проекта и пр.
  • Создание ситуаций, требующих проявления данного качества. Родители и учителя сами могут создавать ситуации, когда школьник должен проявить инициативность: предложение создать творческий проект, план мероприятий на выходные, придумать интересное занятие и др.
  • Поэтапное включение в серьезную самостоятельную деятельность. Если требуется, чтобы ученик не только проявил инициативу, но и самостоятельно занимался какой-то важной деятельностью, то включать в нее необходимо постепенно, начиная с малого. Например, сначала только высказать идею, в другой раз помимо этого придумать путь ее реализации, далее – плюс к этому найти необходимые ресурсы для осуществления и т.д. Последним этапом будет – полностью самостоятельное выполнение.
  • Готовность поддержать инициативу. Важно, чтобы она находила одобрение у родителей, чтобы они были готовы оказать свою помощь, предоставить нужные ресурсы и т.п.
  • Помощь в проявлении инициативы, грамотное направление ее при необходимости. На первых этапах родители/учителя должны работать совместно с ребенком, максимально помогать в его начинаниях. Если он что-то выполняет неверно, важно аккуратно направить деятельность в нужное русло. Пример подобного взаимодействия: ребенок придумывает меню к праздничному столу, но родители все равно контролируют этот процесс (дают советы при необходимости, вносят небольшие изменения, но обязательно объясняя причину этого, и др.).
  • Разумная похвала и конструктивная критика действий. В процессе проявления инициативы и после получения результатов, отмечайте сильные и слабые стороны выполнения данной деятельности. Не стоит перехваливать работу, но и жесткая критика будет излишней.
  • Стимулирование самоанализа школьником своей деятельности. Важно, чтобы ученик сам оценивал результаты проявления собственной инициативы. Для этого можно спросить, что ему понравилось/не понравилось в этой деятельности, что бы он хотел изменить, на что обратить внимание в будущем и т.д.

На первых порах ребенку нужна будет ваша помощь и поддержка.

Относится к «Психическое явление Интерес»

Что значит выражение «инициатива наказуема»


Очень часто можно услышать выражение «инициатива наказуема», которое по сути призывает к отказу от собственных оригинальных идей и решений. Но что конкретно означает эта фраза и каково ее происхождение?

Как это нередко случается с распространенными поговорками, в своем первоначальном виде фраза выглядела несколько иначе, а именно «в армии инициатива наказуема». Выражение появилось в среде военнослужащих и означало, что любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься ее реализацией, а также понесет всю ответственность за возможную неудачу. С другой стороны, никаких поощрений он, скорее всего, не получит, даже если идея действительно окажется практически полезной. Именно поэтому многие призывники стараются «не высовываться», чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание начальства, поскольку их инициативность может намного осложнить несение службы: гораздо проще спокойно подчиняться приказам. Кроме того, в армии традиционно недолюбливают людей, демонстрирующих выдающиеся умственные качества, особенно если они младше по званию.

Стоит ли рисковать в обычной жизни?

Однако в обычном мире выражение «инициатива наказуема» стало оправданием бездействия людей, не способных предложить ничего нового. Конечно, и в офисе, и на предприятии ответственность за реализацию новых предложений, как правило, ложится на их автора, но в отличие от вооруженных сил, заинтересованных в сохранении и поддержании порядка и традиций, коммерческие предприятия намного больше ценят оригинальные идеи, позволяющие сэкономить деньги, время или повысить уровень надежности.
Многие коммерческие организации всячески приветствуют и поощряют инициативных работников. Если вы заинтересованы в продвижении по карьерной лестнице, то без собственных оригинальных идей не обойтись.
Поэтому оправданием «инициатива наказуема» пользуются те, кто не хочет или боится груза ответственности, не желает обременять себя новыми задачами и вообще расширять сферу деятельности, предпочитая действовать в строгом соответствии с должностной инструкцией, пусть даже и замечая очевидные погрешности. В современном офисном мире немного людей, готовых брать на себя ответственность за неудачи, рисковать, проявлять инициативу, не боящихся провалов и наказаний.
Еще во времена Советского Союза на предприятиях промышленности и производства высоко ценились люди, занимавшиеся рационализаторской деятельностью. Внедренные рацпредложения отмечались грамотами и премиями.
Остальные же считают более целесообразным не выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, прикрываясь тем, что, как говорится, «инициатива наказуема».

Вы часто проявляете инициативу ? Согласитесь, что фраза "инициатива наказуема", срабатывает всегда. Стоит нам только выдвинуть идею, как сразу нам поручают ее реализацию. Только чуть проявим активность, так на нас будут обращены все пристальные взгляды. Нужно или не нужно проявлять инициативу, и чем нам это грозит в разных жизненных ситуациях?

В кругу друзей

В компании всегда есть лидеры. Это как раз те люди, которые не боятся проявить инициативу. Они всегда заводилы, к их мнению все прислушиваются, и решение компании, как провести вечеринку, основывается на мнении одного человека. Активный лидер всегда собирает друзей, всегда руководит, и ему все с удовольствием подчиняются, ибо он - "душа компании". На самом деле, человек просто инициативен. Можно сидеть тихонько в уголке и взирать на улыбчивую подругу, возле которой толпятся все парни, а можно самой занять активную позицию и предложить друзьям интересный вариант вечеринки в стиле "диско".

Конечно, Вам придется взвалить на себя большую часть проблем, связанных с организацией мероприятия: разработать сценарий, придумать, где достать интересные атрибуты для , поискать идеи для конкурсов. Это дополнительная нагрузка, и совсем нелегкая работа - организация мероприятия. Но Вы будете вознаграждены, когда станете королевой вечеринки, потому что все взгляды будут обращены к Вам! И если вечер будет удачным, то друзья Вас попросят в следующий раз сделать для них праздник.

Помните, что лидеру достаются "сливки". Да, это происходит ценой лишних хлопот. Но все равно, внимание и одобрение друзей того стоит. Быть настоящим лидером не каждому дано, но чтобы проявить инициативу, достаточно немножко смелости и готовности взять на себя ответственность. В конце концов, в таких ситуациях Вы ничего не теряете, скорее наоборот.

На работе

Проявление инициативы на работе зависит от того, чего Вы хотите добиться. Допустим, Вы только начинаете карьеру в компании. Работа вроде бы по душе, но очень нужен профессиональный рост. Тогда сидеть и исправно выполнять порученную работу - не вариант. Будьте хоть сто раз отличным исполнителем, Вы им останетесь навсегда. Никто не будет разглядывать в Вас перспективного работника, и кандидата в начальники отдела лет через пять. Здесь инициативность как раз является главной чертой, которая поможет сделать карьеру.

Проявляйте себя не в ссорах с коллегами, не в обвинениях, что он ничего не делает, а ему больше платят, а наоборот. Хватайтесь с энтузиазмом за любую работу, предлагайте методы улучшения организации труда, выявляйте плохо налаженные участки и назначайте себя исполнителем. И все это на глазах у начальства. Только инициативный работник заслуживает повышения и поощрения. Как Вы думаете, кто займет вакантное место руководителя: умненькая серая мышка, которая исправно и тихо делает свою работу, или Вы - активная и смелая, готовая взяться за любую, даже незнакомую работу?

Но иногда полезно и помолчать. В проявлении рабочей инициативы тоже нужно быть разумной. Недавно я остановила коллегу, которая с энтузиазмом мне рассказала, какую систему учета она видела на другом предприятии, и было бы здорово, если бы у нас была такая. Когда я спросила, потянет ли она одна организацию всего процесса, ее запал быстро остыл. Прежде, чем проявлять инициативу в работе, подумайте, справитесь ли Вы с этим в одиночку, чтобы не ударить в грязь лицом, потому как "инициатива наказуема"!


В личной жизни

Если спросить у мужчин, нравится ли им, когда девушка проявляет инициативу в отношениях, то получим, конечно же, разные ответы. Смотря что мужчина вкладывает в понятие "инициатива" со стороны девушки. и "стрельба глазами" - это инициатива? Тогда да, проявляйте. Это нравится мужчинам. Когда девушка обращает внимание на парня и при этом тепло улыбается, это польстит каждому. Только важно не переусердствовать и не превратить это в пошлость. Инициатива в непринужденной дружеской беседе и интересные вопросы, адресованные ему, - "зачёт".

Пригласить на свидание, признаться в любви, не отходить ни на шаг на вечеринке - это скорее будет рассматриваться как навязчивость. А мужчины пугаются навязанных отношений и сразу начинают держаться подальше от таких девушек. Поэтому, не думайте, что на войне все средства хороши, и если я не заберу себе этого красавчика, то заберет его кто-то другой. Хотя возможен вариант с нерешительным кавалером, тогда немножко подтолкнуть его к свиданию будет совсем не лишним.

Грань здесь настолько тонка , что даже опытные обольстительницы могут ошибиться. Каждый мужчина индивидуален, и, нужно быть очень внимательной и осторожной, прежде чем рискнуть проявить инициативу. То, что сработало с одним, не факт, что впечатлит другого. Но, девушки, кто не рискует, то не пьет шампанского! Взвесьте все "за" и "против" и вперед. Лучше, если эта инициатива будет незаметной для мужчины. Пусть думает, что это все он сделал сам.

Вообще, по жизни нужно быть инициативным , а то она пройдет мимо, и все сладости побед подарит активным товарищам. Горечь поражений, конечно, тоже достанется им. Но ведь нужно увидеть все краски жизни!

— Мама, дай мне твою - мою третью руку.
Родители часто жалуются, что дети не дают им спокойно вздохнуть; они отнимают слишком много времени, им вечно что-то надо от родителей. На самом деле это не так. Если вы внимательно понаблюдаете за собой, то, возможно, заметите, что взрослые отнимают у детей ещё больше времени. И слишком часто берут инициативу на себя. Они предлагают игры, они исправляют ошибки, они ведут разговор. Казалось бы, а что тут плохого? МИНИ-ТЕСТ
Для начала ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «Как поступить
Первая часть теста
1. Ваш малыш попросил почитать ему сказку, но вы были очень заняты и пообещали сделать это позже. Наконец, выкроив свободное время, вы подходите к нему с книжкой, но видите, что ребёнок увлечённо играет и до сказки ему нет никакого дела. Вы будете настаивать?
2. Вы хотите (собираетесь, намерены) поболтать со своим ребёнком или спросить его о чём-то, то есть пообщаться. Заходите в детскую и видите, что он сидит у окна, смотрит на улицу и о чём-то размышляет (а может, просто рассматривает что-то, невидимое вам). Вы прервёте его размышления?
3. Ваш любимый подросток уже с час валяется на кровати и ничего (ну ничегошеньки!) не делает. Что вам хочется ему сказать? (Вас это возмущает? Вы посчитаете, что он бездельничает?)
Большинство родителей отвечают «да». Что означает этот положительный ответ, вы сейчас поймёте сами.

Вторая часть теста
Сделайте разворот на 180° и спроецируйте на себя эту ситуацию (проще говоря, поставьте себя в подобные условия).
Представьте на минутку: вы упорно ломаете голову над какой-то проблемой, и вдруг - вас осенило! Пришла идея, свежая, сильная, оригинальная. Ещё немного, ещё немного - и проблема будет решена! И тут (в самый ответственный момент) заявляется приятельница. Так вот, является ваша приятельница и начинает без умолку болтать, требуя внимания к своей персоне. Вы намекаете, что сейчас вам не до неё; собственно, вам вообще ни до кого - вы боитесь потерять нить своих рассуждений. А приятельница не унимается: то настырно что-то предлагает, то чего-то требует от вас... Скажите честно, как вы отреагируете?
Впрочем, и так понятно: вы возмутитесь (внешне или внутренне - в зависимости от воспитания), или выйдете из себя, или просто печально вздохнёте и вступите в беседу. Но в любом случае вы будете не в восторге. Уж верно, такое поведение вам не покажется верхом тактичности.
А теперь представьте, что вы не обдумывали очень-очень важную проблему, а просто сидели и отдыхали от суеты, а в голове у вас кружились приятные воспоминания. И вот врывается ваша приятельница и требует заняться тем, что в данную минуту кажется ей самым интересным (нужным, важным, подходящим). Вам это понравится? Вы сможете в ту же секунду перестроиться и прийти в восторг от такого вмешательства?
А интересно, догадается ли ваша знакомая, что она проявила неуважение к вам как к личности?
Большинство родителей отвечают «нет». Вот вам и ответ на вопросы теста.
Также чувствует себя ребёнок, когда он занят, а вы пытаетесь переключить eго на себя.

Конечно, кто-то из взрослых может сказать, что он не собирался мешать ребёнку, а просто хотел сделать как лучше. Конечно, кто-то может сказать, что параллель эта не совсем верная. Вы-то занимались важным делом, а вот ребёнок...
А что - ребёнок? Давайте разбираться. Мы считаем свои личные занятия и важными, и нужными, а детские - так, по большей части прихотью и развлечениями. И потому запросто вмешиваемся в их дела, мысли, игры. Внезапно врываясь в дела и занятия своего ребёнка (хоть малыша, хоть подростка), мы:
.

ведём себя бестактно, так как отвлекаем ребёнка, мешаем ему, то есть проявляем неуважение к его личности;
. гасим детскую инициативу.
Это раз.

Второе. Многие родители опасаются, что не успеют сделать для своего ребёнка всё, что нужно: объяснить, поиграть, научить... И буквально рвутся на части и стараются каждую свободную минутку посвятить детям. Они организуют игры, разжёвывают сложные понятия, тщательно отвечают на детские вопросы. В результате ребёнок, который всегда получает готовое (готовенькое), отучается думать сам. Его серые клеточки (те самые, которыми так восторгался Эркюль Пуаро) отвыкают активно работать. Мысли бегут по проторенным дорожкам, а новые прокладывать лень.
Что делать? Всего лишь две вещи:
1.
Не перебивайте инициативы ребёнка. Занят он - и слава богу, пусть занимается.
2 . Не торопитесь давать готовых ответов на все вопросы, которые задаёт вам ребёнок . Если вопрос пришёл в голову, значит, эта голова уже на 50 % знает, как на него ответить. Ваша задача - подтолкнуть к размышлению, наводящими вопросами или ассоциациями помочь найти правильный ответ.

Желаете, чтобы вас оценили по достоинству на собеседовании? Готовьтесь заранее! Есть много литературы о том, как нужно вести себя на собеседовании, там все прописано до мелочей. О чем стоит сказать, а о чем - умолчать, как выглядеть, как поздороваться, в какой позе сидеть. А вообще, необходимо выбрать такую линию поведения, чтобы вас не посчитали выскочкой.

Однако любые советы почти всегда ограничивают вас в беседе с работодателем, не дают проявить себя в полной мере, обучая, как правило, поведению по схеме «вопрос-ответ».

Другая крайность - подготовка самопрезентации в буквальном смысле этого слова - также имеет свои недостатки. Во-первых, не каждый сможет перехватить инициативу беседы, и тогда вся навязанная «книжная» схема рухнет.

Во-вторых, если вам это все же удастся сделать, задумайтесь, каждому ли работодателю понравится то, что ему «заткнули рот»? Обычно специалисты по кадрам строят собеседование по уже продуманной и отработанной ими схеме, в которой учтено время, отведенное на собеседование. Перехватив инициативу в разговоре, вы рискуете нарушить их планы, что само по себе будет просто проявлением бестактности с вашей стороны.

В-третьих, в своей презентации вы можете дать работодателю или кадровику вовсе не ту информацию, которая ему на самом деле нужна, и тогда смысл собеседования теряется вовсе. Но это не значит, что на собеседовании вы не можете себя похвалить.

Уместно будет проявить инициативу в тот момент, когда будущий начальник дает вам для этого возможность - затягивает паузу между вопросами, - советует Елена Денисова, менеджер по работе с персоналом ИД «Дважды два». - Рассказывайте о своих деловых качествах, достойных проектах и успешно выполненных задачах уверенно, избегая общих эпитетов. Задавайте конкретные вопросы, выясняйте любые принципиальные для себя моменты. Проявление инициативы в такой мере будет по достоинству оценено потенциальным работодателем, и вы оставите о себе впечатление обстоятельного и ответственного человека

Но помните, что, интересуясь таким щепетильным вопросом, как размер заработной платы, необходимо быть как можно тактичнее. Если, например, работодатель озвучил цифру меньшую, чем вы ожидали, не стоит откровенно просить о повышении. Достаточно будет сказать: «Спасибо, я непременно подумаю и, скорее всего, приму ваше предложение. Но буду честен: в одном месте мне предлагают за ту же работу чуть больше денег (при этом назовите цифру на 10% больше, чем вам предлагают). Поэтому я еще раз посещу ту фирму, чтобы кое-что уточнить. Прошу дать мне неделю на размышление». Всегда есть риск, что, пока вы будете «думать», работодатель подыщет другого кандидата, но если вы действительно хороший специалист, у вас есть все шансы на успех.

В карьере : по течению или по волнам?

Сотруднику, который обладает большим потенциалом, хочется применять свои способности с широким размахом и во многих сферах работы. Сложно заниматься только «своим» делом, если есть возможность сделать много разных дел, в том числе «чужих», с лучшим результатом. Формально инициатива всегда приветствуется, но фактически чаще всего игнорируется начальством и раздражает коллег.

Непосредственные начальники не любят сотрудников, которые обращаются к высшему руководству через их голову, - продолжает делиться опытом Елена. - И уж тем более никому не понравится, когда его подчиненный становится «источником» дополнительной работы. А раз так, высказывая свои идеи, нужно быть готовым к определенному риску, который иногда вознаграждается повышением в должности, премией и другими благами, а иногда, напротив, ведет к потере рабочего места.

Получается, что «плохая» инициатива наказывается, а «хорошая» стоит дорого. И в итоге - увольнение ценного сотрудника, который понял, что умения не реализуются. Главное - суметь соблюсти золотую середину.

Всегда нужно понимать, что в любой команде уже существуют общепринятые правила, без них просто невозможно выстроить продуктивную работу, которая будет приносить и удовлетворение и прибыль. И есть лидеры, которые действуют в рамках этих правил.

В общем, как известно, теория от практики порой очень сильно отличается. Но нестандартные ситуации случаются повсеместно, и как раз на этом этапе требуются сотрудники, готовые предложить новые решения. Окончательное слово, безусловно, за руководителем, но это совсем не означает, что ваш вариант решения проблемы не будет взят на заметку. У руководства кризис решений? - предлагайте, и если предложение стоящее, - вы на коне! Личная инициатива сотрудника любой компании всегда приветствуется, если она не расходится с правилами данной структуры и корпоративной культуры в частности.

Есть и другой момент: в эпоху острой конкуренции не менее серьезной проблемой является отсутствие инициативы у сотрудников. Очень часто бывает, что безынициативность приводит к апатии в работе. Например, если начальник не сказал, подчиненный делать лишнего не будет. Для некоторых руководителей такой контингент наиболее приемлем, так как делают такие сотрудники все исключительно в пределах обязанностей, и нарушать «покой» предприятия не будут. С другой стороны, если инициативный сотрудник умен и в компании приветствуется карьерный рост, то он опасен как внутренний конкурент. При появлении таких людей жизнь на предприятии может развиться по двум векторам - нездоровая конкуренция (организация противоборствующих группировок, перетягивание обязанностей) и здоровая конкуренция (самообучение, соревнование, и все - на благо компании). Любая наступательная инициатива воспринимается как вмешательство в дела фирмы. Если ваше предложение не было услышано, второй раз об этом говорить не стоит.Все это говорит о том, что всякой инициативе свое место.

Практика показывает, что ситуация нездоровой конкуренции вследствие проявления инициативы ведет к появлению открытого конфликта в коллективе, - объясняет Елена Денисова. - Выйти из этой ситуации поможет исключительно грамотное поведение начальства. Поговорить с заинтересованными лицами наедине, выяснить мотивы, понять, почему сотрудник повел себя так, а не иначе, а непосредственное начальство не отреагировало своевременно. В любом случае, если инициатива работника увеличила объем работы у других сотрудников, стоит выяснить перспективы изменений - возможно, они увеличат продуктивность работы и принесут плоды.

Безынициативность и успех несовместимы!

В том, что успешный человек всегда инициативен, сомнений быть не может. Успех порождают знания и действия.Тот, кто знает и стремится вперед, всегда бывает вознагражден. Если вы хотите достичь в карьере определенных высот, вы не должны сомневаться в себе, будьте целеустремленны. Существует немало людей, получивших высшее образование, а то и несколько, но не достигших карьерных высот. Почему? Эти люди недостаточно активны. Все то, что мы делаем, должно совершаться с жаром. Мы должны быть преисполнены энтузиазма. Мы должны быть постоянно начеку, чтобы улучшать свою работу. И не бойтесь проявлять себя: не ошибается тот, кто ничего не делает! И если на вашем месте ваш труд и знания не были оценены по достоинству - может, пора задуматься о своем деле?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.