5 ый месяц развития ребенка. Совершенствование ловкости рук. Игры с неваляшками

Что умеет ребенок в 5 месяцев ?

Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» - самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.

Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.

Разбираемся в людях

Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.

Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.

На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.

Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.

Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды (например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.

Возраст хватайки

Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.

Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.

Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» - поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.

Знакомство с телом

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт (например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий).

Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится (так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.

Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.

Домашняя игротека

В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать , сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.

«Каравай»
  • Мешу-мешу тесто (поднимать и опускать, разминая, ручки, ножки, поглаживая головку ребенка)
  • Есть в печи место.
  • Пеку-пеку я каравай – (похлопывать по всему телу крохи)
  • Головушку валяй-валяй, валяй-валяй! (покачивать голову из стороны в сторону)
«Моторка»
  • Моторка-моторка еле ползет.
  • Моторка-моторка, ходу прибавь!
  • Моторка-моторка, полный вперед! (приводить согнутые в коленях ножки к животу и обратно быстро и медленно).
«Ку-ку»

Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.


Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.


Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

(1 оценили на 5,00 из 5 )

В этом возрасте кроха превращается в маленького исследователя: с интересом рассматривает и трогает разные предметы, внимательно наблюдает за действиями близких, смеется и гулит, призывая к общению.

Я скоро буду ползать!

В возрасте 5 месяцев у детей появляются некоторые особенности, связанные с развитием двигательных навыков. Мышцы ребенка становятся все крепче, он осваивает новые движения.

Кроха так быстро переворачивается со спины на живот и пробует повернуться обратно, что порой бывает очень трудно уследить за ним. Кроме того, при таком быстром изменении положения угол обзора окружающего пространства меняется так скоро, что малыш, перевернувшись на животик или на спинку, с удивлением начинает разглядывать окружающее: «Где я? Что изменилось?»

Перевернувшись на животик, кроха опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище, пытаясь рассмотреть все вокруг. В этом возрасте возникают первые попытки ползания. Причем все дети осваивают навык ползания по-разному. Некоторые «ползут» на спине, отталкиваясь ногами, согнутыми в коленях. Другие малыши – на животе, по-пластунски, не отрывая тело от поверхности. Третьи, «по-лягушачьи» лежа на животе, группируют ручки и ножки вместе, а затем отталкиваются от пола, теряют равновесие и проползают вперед.

Наблюдать за такими забавными попытками перемещения иногда бывает очень смешно. Тем не менее, возникновение потребности в самостоятельном передвижении – важный этап в физическом и интеллектуальном развитии крохи, который знаменует переход на новую ступень активного освоения ребенком окружающего пространства. Можно помочь ребенку обучиться навыкам ползания с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Тянемся-ползем». 2–3 интересных крохе игрушки или предмета расположите на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Покажите малышу сначала одну игрушку: поместите ее в поле зрения, привлекая внимание, словами побуждайте кроху ползти к вам: «Посмотри, что у меня есть. Протяни ручки, ползи скорее сюда – я дам тебе игрушку. Смотри, какая она красивая» и т.д. Затем зафиксируйте в поле зрения вторую игрушку и т.д. Прекращайте упражнение сразу, как почувствуете, что кроха начал уставать.

Упражнение «Я ползу!» . Постелите одеяло на пол и положите малыша на животик. Подставьте свою ладонь крохе под пяточки. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от руки, пытаясь переместиться вперед. Для поддержания интереса положите перед ним на небольшом расстоянии игрушку. Игрушки для занятий должны привлекать своим внешним видом, быть хорошо заметными на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок (например, надувные игрушки, яркие разноцветные мячи и шарики, блестящие предметы). После того как кроха дотянется-доползет до игрушки, обязательно похвалите его.

Возраст «хватайки»

В этом возрасте малыш способен тянуться рукой к предмету, целенаправленно глядя только на него. Этот навык свидетельствует о сформированности системы «глаз – рука». На этом этапе развития движения скоординированы – малыш может быстро, не раздумывая, схватить нужный предмет. Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. В этом возрасте формируется так называемый «ладонный захват» – ребенок берет предметы всей ладонью. Для формирования этих умений полезно выполнять следующее упражнение:

Упражнение «Увижу – схвачу!» . Положить малыша на животик и на расстоянии 70 см от лица медленно перекатывать из стороны в сторону небольшой яркий мячик. Ребенок будет стараться схватить его.

На пятом месяце малыша можно чаще сажать в специальный детский шезлонг, придавая ему полусидячее положение. Когда ребенок сидит, ракурс обзора окружающего увеличивается: малыш свободно может вертеть головой, смотреть в любую сторону, не нагружая мышцы шеи (как, например, в положении лежа на животе). Кроме того, остаются свободными руки – значит, можно взять игрушку, рассмотреть ее, выполнить с ней какие-то действия. Свобода движений подталкивает малыша к освоению навыков манипуляций с предметами: брать, перекладывать из одной руки в другую, стучать друг об друга, кидать на пол. Действий с предметами становится больше.

В этом возрасте среди детей популярна игра в «бросалки». Кроха берет игрушку из рук мамы и с силой бросает ее подальше от себя. Мама поднимает и отдает игрушку малышу – игрушка вновь летит на пол. Такая игра вызывает приятные эмоции у ребенка – он громко смеется, когда мама в очередной раз наклоняется за игрушкой и вдруг появляется откуда-то снизу с игрушкой в руке. Кроме того, отлично развивается координация движений. Позже малыш научится следить за полетом игрушки и отыскивать взглядом то место, куда она упала.

«Внимание! Внимание!»

Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает. Возрастает интерес к собственному отражению в зеркале.

Упражнение «Это мама, это я!» Подержите малыша перед зеркалом. Пусть он внимательно рассмотрит отражение в нем. Покажите ребенку, где мама, а где он.

Игры с зеркалом способствуют личностному развитию ребенка, освоению им своего образа: малыш получает первые представления о своей внешности. Позже он начнет узнавать себя не только в зеркале, но и на фотографиях, видео.

Пятимесячный малыш способен удерживать внимание в течение 1–3 минут. Особенно долго и внимательно он может смотреть на новые для него предметы и действия, которые и представляют живой интерес. Для развития внимания подойдут следующие упражнения.

Игра «Волшебный фонарик» . Посветите фонариком перед малышом, лежащим на животе. Кроха не отрываясь будет следить за перемещением светового пятна по полу или стене. Перемещайте луч света медленно, давая крохе возможность сосредоточить взгляд.

Игра «Представление начинается». Разыграйте перед крохой небольшую сценку-сказку, используя куклы-перчатки, пальчиковые куклы или мягкие игрушки. Движения «актеров», разные голоса и интонации героев привлекают малыша. Он учится рассматривать персонажей, сосредоточивать свое внимание на действии, следить за перемещением игрушек-артистов, вслушиваться в произносимые ими диалоги.

Учимся думать

Пятимесячный кроха проявляет способности к простейшим аналитическим действиям. Для развития мыслительных процессов и внимания полезна такая игра.

Упражнение «Экран» . Игрушка «забегает» за экран (лист белой плотной бумаги А4) и «выбегает» с другой стороны экрана. Несколько раз показав ребенку этот трюк, вы увидите, что он направляет свой взгляд на ту сторону экрана, откуда должна выбежать игрушка, ждет ее появления и радуется, когда игрушка появляется. Таким образом, малыш устанавливает очень значимую для его развития истину: предмет не перестает существовать, пропав из поля зрения.

Следующая игра способствует формированию способности устанавливать причинно-следственные связи.

Игра «Где собачка?». Малыш может находиться у мамы на коленях. Покажите ребенку игрушку, а затем накройте ее платочком, приговаривая: «Это собачка. Ой, она спряталась! Где же наша собачка? Куда она убежала? Давай ее отыщем!». Малютке очень нравится такая игра, он самостоятельно снимает платочек и радостно гулит или улыбается, когда находит под ним игрушку.

Звуки музыки

В этом возрасте появляются новые особенности слухового восприятия. Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либо звук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малыш живо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, чутко улавливает интонацию голоса окружающих. Он проявляет любопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звук голоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушать музыку, и он часто оживляется при звуках ритмичной, бодрой мелодии.

Попробуйте хлопать ладошами в такт музыке, подпевать. Для прослушивания музыки и движения под нее подойдут самые разнообразные мелодии: громкие и тихие, спокойные и быстрые. Совсем скоро малыш научится различать изменения в ритме.

Для развития слухового восприятия и внимания познакомьте кроху с простыми музыкальными инструментами: колокольчиком, бубном, металлофоном. Их звучание малыш будет различать уже сейчас, и вполне возможно, что именно эти первые игры дадут импульс к развитию музыкальных способностей.

Развиваем осязание

Осязание и тактильная чувствительность играют важную роль в процессе освоения крохой окружающего пространства. Интерес малыша направлен на изучение игрушек и других предметов: познание их свойств, восприятие фактуры материала, формы, цвета. Кроха рассматривает игрушку, ощупывает ее пальчиками, тянет в рот, задействовав множество рецепторов органов чувств: зрения, осязания, слуха. Взаимодействие разных ощущений складывается в целостное восприятие окружающей среды, обеспечивает развитие сенсорной (чувственной) сферы ребенка.

Упражнение «Как пищит уточка?» . Предложите крохе небольшую резиновую игрушку. Она должна быть выполнена из мягкой резины, чтобы ее удобно было сжимать, приложив небольшое усилие. Показав, как пищит игрушка, протяните ее малышу. Кроха попытается сжать игрушку, чтобы получить тот же звуковой эффект. Такое упражнение укрепляет мышцы рук и кисти, а также развивает тактильную чувствительность пальцев. Эта игра хорошо развивает восприятие: малыш учится сопоставлять зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

На специальную перекладину у шезлон-га или детского турничка подвешивайте разные на ощупь игрушки. Это развивает способность ребенка брать разные предметы, ощупывать их то левой рукой, то правой. Малыш в возрасте 5 месяцев уже чувствует потребность брать все предметы в рот: для него это путь познания. Губы и язык –
очень хорошие органы осязания, поэтому взрослый должен предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опаски (например, резиновые, пластмассовые игрушки). Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не смог их проглотить, а если они падают на пол – чтобы их можно было помыть. Полезно давать малышу для изучения и манипуляций предметы быта: небольшие кастрюли, ложки, крышки, пластиковые контейнеры для крупы.

Поговорим?

Малыш проявляет возрастающий интерес к словам, которые произносят взрослые. Его собственный звуковой репертуар существенно расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба», «ма-ма», «да-да-да»). Многие родители очень радуются первым произнесенным крохой «словам» – например, «мама» или «баба». Но, по сути, этот набор звуковых сочетаний, произносимых малышом, не связывается в его представлении с конкретным образом предмета или человека. Пока ребенок произносит звуки-слова неосознанно, желая продлить контакт со взрослым, тренируя речевой аппарат.

Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса, интонации.
Упражнение «Поговорим на твоем языке». Общаясь с малышом, можно попробовать имитировать те звуки, которые он произносит. Интерес ребенка к общению повышается: он завязывает своеобразную «беседу» – активно двигает ручками и ножками, высовывает язычок, улыбается, гулит, певуче тянет звуки, воркует.

Упражнение «Потрогай звук». Малыш начинает проводить эксперименты со своим голосом – произносить звуки, по-разному сочетая их друг с другом. Повторяйте звуки вслед за ним, положив пальчики малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Регулярные речевые игры в сочетании с движениями (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), чтение ребенку детских стишков и потешек способствуют тренировке артикуляционного аппарата крохи, активизации нервных центров головного мозга, отвечающих за речь.

В это время накапливается словарный запас: малыш запоминает названия предметов. Называйте каждый предмет, которым заинтересуется ребенок, или сами указывайте на предметы, находящиеся в комнате. Четко и медленно проговаривая звуки, назовите этот предмет несколько раз. Например: «Посмотри, это мяч. Гляди, какой мяч разноцветный – красный и желтый. Возьми мяч. В ручке у Сашеньки яркий мяч». Некоторые дети уже в это время пытаются отыскивать взглядом предметы, которые называет мама.

Мы бодры, веселы!

В этом возрасте младенец начинает активно проявлять инициативу в общении с окружающими людьми. Теперь ребенок сам старается идти на контакт: гулит, агукает, улыбается, желая привлечь внимание взрослого.

Ребенок отличает мамин голос от других голосов, чувствует себя комфортнее в окружении близких, так как уже может отличить своих от чужих. Незнакомцы теперь могут вызвать у него настороженную реакцию. Познакомьте малыша с новым человеком: объясните, кто пришел к вам в гости, как его зовут. Пусть кроха проявит любопытство: осмотрит гостя, потрогает, убедится в «безопасности» чужого человека, сидя на руках у мамы. Помните, что негативная реакция ребенка на встречу с незнакомцем и нежелание общаться с новым в его жизни человеком – это нормальное и естественное поведение. Малыш учится отделять своих от чужих, выделять отдельного человека из общего фона. Не торопите события, дав крохе привыкнуть к незнакомцу – через некоторое время детское любопытство возьмет верх.

Помните, что «своими» ребенок считает тех людей, которые занимаются и взаимодействуют с ним почти каждый день. Бабушка или дедушка, которые редко приходят в гости, автоматически являются для ребенка «чужими», поэтому кроху надо каждый раз вновь знакомить с ними.

Для эмоционально-личностного развития ребенка очень важно преобладание у него позитивного настроения. В этом возрасте малыши хорошо различают интонацию голоса. Поэтому недопустимо разговаривать в присутствии ребенка на повышенных тонах, сердиться на него, выказывать гнев.

Крохе жизненно необходимо регулярное общение и взаимодействие с матерью:

Мамино присутствие. Кроха постоянно нуждается в присутствии мамы. Это не значит, что нужно не отходить от малыша ни на шаг. Выполняя работу по дому, занимаясь своими делами, сделайте так, чтобы малыш вас видел или слышал. Работающая мама пусть заведет себе за правило каждый день уделять время для общения с малышом – время, когда мама принадлежит только ему и не отвлекается на посторонние дела. В таком нежном возрасте очень сильна физическая и духовная связь с матерью, и лишать ребенка важного для него общения не стоит.

Нежные поцелуи. Склонившись над малышом, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках, ножки, пяточки. Такие прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела, почувствовать любовь и ласку матери.

Общение через прикосновения. Каждый день делайте крохе массаж. Осторожно погладьте и помассируйте ему ручки, плечи, ножки, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Хорошее настроение. Старайтесь делать так, чтобы ребенок рядом с вами чувствовал себя спокойно и удобно, был уверен в своей безопасности и получал как можно больше положительных эмоций.

Эмоциональный контакт с матерью и другими родственниками остается важным стимулом для личностного, интеллектуального и физического развития. Ласковая забота о малыше формирует его чувства и делает его любящим и восприимчивым.

Важные достижения пятого месяца:

  • ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • тянется рукой к предмету, целенаправленно глядя на него, захватывает предмет всей ладонью;
  • лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище;
  • стоит и переступает ногами при поддержке под мышками;
  • берет предметы, чтобы рассмотреть их;
  • осваивает новые действия с предметами: хватает, притягивает к себе, удерживает, толкает, вертит, опускает;
  • удерживает внимание в течение 1–3 минут;
  • овладевает способностью устанавливать причинно-следственные связи (например, разжимает кулачок, чтобы игрушка выпала);
  • берет все предметы в рот, исследуя их с помощью губ и языка;
  • осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба»);
  • отличает знакомого человека от незнакомого;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери.

5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: взаимосвязи и отношения

На шестом месяце жизни малыша вы, вероятно, заметите, что он стал гораздо подвижнее. А значит, пришло время нового скачка развития.

5,5 месяцев. Малыш постигает дистанцию

Примерно в 5 месяцев малыш начинает чувствовать новые изменения, происходит пятый скачок роста и развития. Кроха уже хорошо координирует свои движения, и теперь пришло время узнать, как взаимосвязаны вещи в его мире.

Малыш познает, что такое расстояние. Он понимает, что между ним и предметами есть расстояние, и чтобы достичь их, его нужно преодолеть

Также кроха осознает, что мама – отдельный человек, и она может в любой момент уйти. И он не может это контролировать. Это беспокоит малыша. Этот период часто называют «сепарационный кризис» или «страх отделения от мамы».

Признаки скачка

Малыша очень беспокоят изменения, и это отражается на его поведении:

  • Он может меньше есть;
  • Стесняется окружающих, стремится быть только с мамой;
  • Настойчиво требует, чтобы мама взяла его на руки. А потом может неожиданно оттолкнуться от нее и потянуться к интересной ему вещи;
  • Требует много внимания;
  • Некоторые дети становятся ко всему безразличным;
  • Многие активно протестуют против переодевания, смены подгузника или высаживания.

Что-то новенькое!

Малыш может выбрать мягкую игрушку, одеялко или вашу футболку своим любимым предметом. Он прижимает его к себе и при этом сосет палец или соску. Так он чувствует себя спокойнее. Если вы кормите малыша грудью по требованию, вы заметите увеличение числа прикладываний. Сейчас грудь часто нужна ему для успокоения, а не для еды.

Беспокойный сон

Страхи и тревожность малыша могут влиять на его сон . Один из этих страхов – боязнь расставания с людьми, которые заботятся о нем. Часто, проснувшись, малыш плачет, пока именно мама не успокоит его.

В период пятого скачка не уходите надолго незаметно для малыша. Ребенок поймет, что мама может уйти внезапно. И это побуждает его контролировать маму. Старайтесь быть в поле зрения крохи. Если вам нужно уйти в другую комнату, то разговаривайте с ним или пойте. Когда вы уходите надолго и оставляете малыша с папой или бабушкой, обязательно прощайтесь. А еще вы можете оставить ребенку вещь, которая будет напоминать ему о вас.

Многие дети в этот период меньше спят. Часто не получается уложить малыша днем, или он долго не засыпает вечером. Ребенок может очень рано просыпаться утром. Сон может стать беспокойным. Малыш мечется в кровати, размахивает руками и ногами.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Будьте спокойны и уверены, транслируйте свое спокойствие и уверенность малышу – это поможет ему успокоиться. Помните, что сейчас ему необходимо больше времени для успокоения перед сном, избегайте «перегуливания». Если сон был слишком коротким, стоит значительно сократить следующее время бодрствования.

Если весь день не получались хорошие дневные сны, не бойтесь уложить на ночь намного раньше обычного – ведь нехватку суточной нормы сна необходимо компенсировать, чтобы избежать накопления усталости.

Ваши действия

Знание причин беспокойства и плохого сна крохи поможет вам легче преодолеть этот период.

Малышу нужны ваши теплые и нежные объятия, привычный мир, в который он вернется по первому желанию. Этот период продлится от 1 до 5 недель. Не бойтесь приучить малыша к рукам, сразу же удовлетворять все его потребности.

Избаловать ребенка в этом возрасте невозможно. Обычно дети, которым постоянно помогали, заключая в любящие объятия, которых много носили на руках, не дожидаясь слез и настойчивых требований малыша, быстрее становятся самостоятельными. Ведь они не боятся отделиться от мамы, не привыкают контролировать, не исчезла ли она внезапно, пока они отвлеклись, не приучаются к необходимости постоянно всеми силами добиваться ее внимания.

Продолжайте кормить ребенка грудью или смесью, даже если вам кажется, что он не хочет или просто играет с соском или бутылкой.

Завершение скачка. Что изменилось?

Ребенок станет спокойнее, когда научится ползать и достигать то, что ему нужно. Постепенно он примет мамины отлучки, перестанет их бояться.

Поддерживайте малыша, ласкайте его, веселитесь вместе с ним, не расставайтесь надолго. Это затишье перед новым скачком развития.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Комментарии (44)

Цитирую :

Здравствуйте, Наталья! Если и во время бодрствования поведение Вашей дочки изменилось (стала более капризной, ручной), то виноват, скорее всего, скачок развития. К тому же, обычно после 6 месяцев, у малышей появляется страх отделения от мамы, и они могут предпочитать маму другим членам семьи, хотеть быть на руках именно у нее. Это этап развития, и его нужно пережить. Причем чем больше внимания и контакта Вы дадите дочке в этот период, тем легче он пройдет. А привычное укладывание вернуть, конечно, можно. Успокойтесь, выдохните, и начните с начала, с ВБ и признаков усталости. Малышка растет, и ее потребности в сне и бодрствовании меняются, иногда резко, скачком. Если она освоила новые физические навыки, просто повернуться на бочок в кроватке, как раньше ей уже будет мало - она начнет пытаться вставать на четвереньки или ползти. Поэтому и времени на успокоение перед сном будет уходить больше. Постарайтесь не вводить новых ассоциаций на засыпание: если малышка засыпает на руках, старайтесь не качать ее при засыпании; при укладывании с грудью можно забирать грудь у почти уснувшей. А когда скачок развития будет позади, Вы снова начнете перекладывать ее с рук до засыпания и успокаивать уже в кроватке.

Анна, добрый день! Помогите понять что происходит. Я выдохнула) начала с начала. Теперь у нас появилась такая особенность - дочку укладываю, ношу на руках, она засыпает довольно быстро, перекладываю в кровать, ложиться, немного ворочается и вроде спит, НО- минут через 5-10 просыпается и начинает капризничать. Что утром, что вечером. Раньше после перекладывания, если не засыпает, то начинает капризничать сразу или просто спит, а теперь - после засыпания такие подъёмы. Что же происходит??

В этом возрасте малыш продолжает изучать мир вокруг, себя. Он двигается, тянется к игрушкам, родителям, интересующим его предметам. Кроха тянет в рот ручки, игрушки, погремушки, пеленки и др.

Физическое развитие.
За этот месяц ребенок набирает в среднем 600 - 700 г. К пятому месяце малыш подрастет примерно на 14 см со дня рождения. Известно, что дети растут скачками. То есть за неделю малыш может вырасти на сантиметр или больше, а потом месяц не расти. Это нормально. Педиатр имеет длинные подробные таблицы, по которым он сверяет, насколько правильно подрос и набрал в веса ваш малыш.

Развитие двигательных способностей.
Малыш становится более подвижным, гибким и активным. Часто кроха, лежа на животе, поднимает голову, ручки и ножки, слегка выгибаясь. Так малыш пробует свои возможности. Ребенок может схватить свою ножку, лежа на спине, и подтянуть пальчики ко рту своих ног. Такое занятие его захватывает. Еще малыш пытается выгибаться, поднимая таз, лежа на спине, опираясь на голову и ступни ног. Кроха уже умеет неплохо переворачиваться со спины на живот. Следует следить за ребенком, не оставлять его одного, чтобы тот не упал. Нельзя оставлять ребенка одного в месте, где опасно. Придерживайтесь правила "вытянутой руки". Малыш легко берет и удерживает игрушку. Тщательно изучив игрушки, ребенок тянет ее в рот. Внимательно следует выбирать игрушки для крохи. Они должны быть безопасными. В это время ребенок постоянно тренируется, двигается, тянется, исследует. Малыш может удерживать игрушку в руках. Ребенок хорошо удерживает голову. Пытается сесть.

Кожа.
Рождается малыш с нежной и чувствительной кожей, которая становится более окрепшей со временем. В пять месяцев кожа еще склонна к аллергии. Раздражению подвержены места, которые подвергаются периодическому трению. Скорее всего это потница. Чтобы избежать раздражения кожи и потнички, следует постоянно следить за гигиеной малыша, чаще менять подгузник, купать его каждый день, раздраженные места можно после купания обработать детской присыпкой.

Речь. Общение.
Общение продолжает оставаться одним из самых любимых занятий ребенка. Кроха гулит, курлычит, агукает, производит гортанные звуки. Малыш требует общения с родными и близкими. Вам следует повторять язык малыша. Это провоцирует ребенка на дальнейший диалог. Кроха начинает громко произносить гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. Возможно, что пытается соединить эти звуки в слоги. Малыш узнает себя в зеркале и отличает от других. Оказавшись в новом помещении, начинает осматриваться. Может интонацией показать свое отношение, реакцию и настроение. Пытается имитировать звуки. Малыш отвечает улыбкой на общение родителей с ним. Гулением привлекает внимание. Узнает близких людей. Недоверчив к чужим. Во время кормления, кроха может играться. Старается менять мимику лица.

Слух.
Слух крохи все время совершенствуется. Кроха слышит, реагирует и узнает звуки. Малыш обожает человеческую речь, особенно мамин голос. Надо разговаривать с малышом, показывать предметы и называть их, петь песенки, читать простые стишки. Усовершенствовать слух поможет хлопанье в ладоши на расстоянии в несколько метров, меняя место. Ему нравится звук, который издает погремушка. Сам ею гремит.

Зрение.
Кроха может фиксировать взгляд на предметах, которые его заинтересовали. Он может следить взглядом за движущимися предметами. К пятому месяцу обычно исчезает физиологическое косоглазие новорожденных.

Развитие познавательных способностей.
Малыш изучает все, что его окружает. Его внимание привлекает собственное зеркальное отражение. Кроха проявляет интерес к маминому лицу. Рассматривает ваши глаза, губы, нос, брови, касается их ручками. Кроха запоминает все детали маминой внешности, в том числе одежду, прическу и украшения. С этого возраста, возможно, что малыш будет реагировать на незнакомых людей, пугаться их. Стремиться попробовать на вкус и на прочность предметы, попавшие в поле его досягаемости. Берет, хватает предметы, игрушки. У него вызывает интерес, когда падают предметы. Малышу становится очень интересно то, что видно из коляски. Ребенку надо показывать все, что есть на улице. Это - гули, собачки, кошечки, птички, деревья, кустики, травка и т.д. В этом возрасте малыш открывает для себя свое тело. Одним из проявлений познавательных потребностей является изучение своих половых органов. Не стоит из-за этого поднимать панику. Не ругайте ребенка, не акцентируйте внимание ребенка на его действиях. Постарайтесь переключить его внимание.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Никита 17.11.2015 12:08

Очень хорошая статья спасибо


дмитрий 09.07.2015 15:17
Некоторые врачи рекомендуют давать яблочный сок. Надо ли его пастеризовать? Или Достаточно только молока?

гузель 07.07.2015 17:56
здравствуйте! у меня сынишка.родился 3550гр и 55см, за первый месяц прибавили 1150гр (т.е. 4700гр. весил), за 2-й - 750гр., за 3-й и 4-й - по 650гр. (6750гр и 67см), а сегодня пошли всего 50гр разница за месяц!!! 6800гр и 67,5 см!!! объясните пожалуйста в чем может быть причина?! плохо ли это? сдали анализы кровь и мочу, результат пока не знаю. с рождения на ГВ, с 4-х мес ввели фруктовые и овощные пюре, соки. не срыгивает, в меру активный,весёлый, стул нормальный каждый день иногда через день...

Администратор 31.03.2014 08:31
светлана, а как реагирует педиатр? когда плохой набор веса именно педиатр корректирует питание или назначает к примеру обследования жкт.

Светлана 29.03.2014 07:17
Здравствуйте. Ребенку 4 месяца. На сцеженном молоке. Во сне выпивает 120г молока легко, может и больше. А потом только через силу грамм 80. За месяц набрал 300г, что тоже меньше нормы. Уже 2 месяца дозировка не увеличивается, наоборот уменьшается. Раньше пил 120 через 3 часа, а теперь 80 через 4. Не знаю что делать

Любовь 28.02.2013 22:22
Здравствуйте!
Спасибо за статью. Она приятно оформлена: хороший шрифт, разделение абзацев.И к тому же очень интересна для меня.
Но убедительно прошу следить за правильностью русского языка.Нет у глагола "играть" возвратной формы(играться) приведу ссылку http://www..html В разделе "Речь".
С уважением,
Любовь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.