Виды внушений. Что такое внушение? Какие существуют основные методы убеждения и насколько они эффективны

Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Внушению должны быть присущи следующие характеристики:

1. Целенаправленность и плановость.

Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения.

Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

3. Некритическое восприятие информации объектом внушения.

Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности.

4. Определенность инициируемого поведения.

Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:

  • а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как:
    • · интеллект и находчивость;
    • · воля и уверенность в себе;
    • · кругозор и компетентность;
    • · доброжелательность к объекту;
    • · собственная убежденность в том, что внушается.
  • б) содержания внушения, зависящем от:
    • · характера внушаемой информации;
    • · ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине - в 30%, в конце - в 70%).
  • в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
    • · сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют его способность внушать (т.е. его интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;
    • · затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не обладает, а при общем отрицательном отношении объект «лишает» субъекта и тех качеств, которыми ему действительно присущи).

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

  • · по способу внушающего воздействия;
  • · по средствам воздействия;
  • · по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
  • · по длительности эффекта воздействия;
  • · по содержанию воздействия.
  • 1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым.

Открытое (прямое) внушение - это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия.

Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистанционным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом.

Дистанционное воздействие осуществляется с помощью средств массовой информации. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение.

При «непосредственном» внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия.

При «отсроченном» внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв (создается установка на срабатывание внушения в будущем).

4. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным.

Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия.

Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

Специфическое - это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции.

Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний.

Методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологического воздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.

Внушение – это процесс воздействия одним человеком на подсознание другого, при котором совершается некритическое восприятие последним установок, которые насаждаются. Внушение являет собой особо сформированные эмоциональные или словесные конструкции. Психологическое внушение блокирует мышление человека и изменяет его поведение. Многие люди твердо убеждены, что только они контролируют свое поведение и собственные мысли. Но многие специалисты утверждают и доказывают, что существуют такие явления: внушение, телепатия, гипноз. Именно с помощью этих техник одними людьми совершается воздействие над другими, внушение им своих мыслей и желаний. Без внушения не обходится ни единая сфера человеческой деятельности, многие процессы общества происходят только благодаря нему.

Внушение на человека происходит при общении, воспитании, в работе, в отношениях. Иногда данный процесс воздействия на человека применяется с корыстной целью, выгодой, психологическое внушение используется ради вспомогательной терапии, например, при установок на благополучие.

Вместе с понятием внушение используется термин , а человека, использующего суггестию, называют суггестором.

Искусство внушения включает обладание вербальными и невербальными методами воздействия. Часто человек и не понимает, что при общении на него воздействуют, навязывая свои , настроение и мнение.

Сила внушения приумножается при неоднократном повторении воздействия. Нужно несколько раз повторять внушаемую человеку информацию, поскольку он с первого раза не сможет запомнить её и воспринять, как должную информацию.

Сила процесса воздействия зависит от нескольких факторов: настроенности внушаемого, его эмоциональной стойкости, характера воздействия, условий проведения, авторитета внушаемого, податливости , стихийных бедствий и других факторов.

Внушение, техника метода основывается на готовности индивида на подсознательном уровне принять передаваемую информацию, поэтому оно часто эффективнее способа убеждения, который основывается на логических доказательствах.

Психологическое внушение прививает человеку чужие идеи и мысли, чувства и даже ощущения, не используя при этом никакие доказательства или логические объяснения. Данному процессу воздействия очень хорошо подвержены личности, которые проявляют себя, как духовно слабые, робкие, пугливые и стеснительные, те, кто некритически воспринимают других, слишком доверчивые и простодушные, склонные к зависимости от других.

Внушению тяжело поддаются сильные личности, владеющие деловой активностью, инициативные, энергичные; высокомерные и самолюбивые; малообщительные и угрюмые; эксцентричные; слишком откровенные; не зависящие от остальных или имеющие кого-то в собственной зависимости.

Проведению внушения будут способствовать такие факторы:

— внутренняя зависимость;

— переутомление и психофизическое истощение объекта;

— психологическая напряженность;

— неожиданность сообщения информации;

— неоднократное повторение сообщения;

— специфичная эмоциональность и абсолютная логичность суггестора;

Внушение человеку может не осуществиться, если его проведению мешают внутренние барьеры, среди них:

— критически-логический – человек отвергает то, что считает необоснованным логически;

— интуитивно-аффективный – индивид не воспринимает информацию, не вызывающую подсознательного доверия;

— этический – человек не принимает материал, противоречащий его нравственным и этическим законам.

Преодоление описанных барьеров предполагает не направленность на их устранение, а подстраивание. Например, чтобы воздействовать на индивида с небольшим , нужно воздействия сочетать с сильными негативными эмоциями, если данная личность интеллектуально развитая, то использовать позитивные эмоции.

Если объект неуверен или подавлен, к нему лучше всего подойти с повелительным тоном, используя жесты и мимику.

Внушение мыслей

Зачастую самое близкое окружение может из самых доброжелательных побуждений использовать внушение на человека, и сделать так, что он посчитает, что это восприятие его собственное.

При воздействии абсолютно не обязательно использовать только словесный или тактильный контакт, чтобы навязать информацию человеку, можно сделать это и находясь на расстоянии.

Внушение человеку, в отличие от подавляющих феноменов, о которых современные мистики заявляют, как о реальных, являются объективным фактом действительности. Ученые называют его гипнозом. Гипноз способен изменить состояние сознания. Индивид, который пребывает в бодром состоянии или, наоборот, в спящем, плохо поддается гипнотизированию. Чтобы гипнотическое внушение сумело подействовать, надо чтобы индивид был в состоянии дремоты или транса. Сознание в таком промежуточном состоянии приобретает специфичные свойства. У индивида резко падает степень критичности сознания, ослабевает механизм формирования критичной оценки материала, поступающего извне и процесс фильтрации данных, которые не сходятся с его опытом, убеждениями, законами логики, привычками, предубеждениями, следовательно, он будет воспринимать всё, о чём ему будут говорить.

Также в данном состоянии повышается воздействие воображения и фантазии на сознательные процессы. Вещи, которые ранее могли регулироваться логическими механизмами, теперь начинают подчиняться только эмоциональному восприятию, так, если ранее все решения принимались, руководствуясь исключительно критериями правильно или нет, выгодно – невыгодно, теперь они меняются: нравится и не нравится. Именно поэтому главную роль здесь отыграет сама личность внушающего гипнотизёра и уровень доверия.

Сначала гипнотический процесс воздействия рассматривался, как инструмент, благодаря которому допустимо внушить человеку что угодно, любые мысли. Постепенно психотерапевты, которые практиковали , пришли к итогу, что гипнотическое внушение будет действенным, если внушенная информация будет соответствовать потребностям человека.

Если же внушенные мысли являются противоречащими потребностям и установкам личности, тогда у неё может развиться внутренний конфликт, образоваться депрессия, нервное расстройство, срыв. В связи с возможными последствиями, гипнотическое внушение используют только посредством применения эриксоновского гипноза, при котором не внушаются готовые решения и мысли. Пациент получает возможность прокрасться в собственное , там обнаружить причину личных проблем и благодаря опытному врачу найти их решение.

Внушение мыслей будет иметь положительные результаты, если соблюдать определенные правила. Так, объект воздействия должен оставаться в этом состоянии до отключения критического мышления и трезвого логического анализа информации.

Осуществляющий внушение мыслей человек, должен верить в информацию, которую внушает подопечному. Если он не сможет этого сделать, тогда внушаемый не сможет довериться и процесс будет неудачным. Также внушаемый не должен ощущать недовольство собой в процессе сеанса воздействия иначе результата не добиться. Стоит выполнять все данные обещания внушаемому. Чтобы улучшить свое искусство внушения нужно часто тренироваться.

Методы внушения

Для склонения человека к желанному действию, блокировки нежелательного способа поведения или образа мышления; быстрого распространения слухов и нужной информации необходимы методы внушения.

Виды внушения имеют несколько классификаций, в одной из них выделяются такие: вербальные, невербальные, ненамеренные и намеренные.

Вербальное воздействие реализовывается с помощью словесных формулировок.

Невербальное внушение осуществляется бессловесно, посредством интонаций, поз и взглядов. Невербальное воздействие имеет три подвида: каталепсия, пауза и левитация.

Внушение ненамеренное – это, когда суггестор, не имея конкретных целей что-то внушить объекту влияния, не прилагает сознательных усилий этому. Такой вид воздействия эффективен тогда, когда объект внутренне расположен к навеваемой информации.

Намеренное внушение – это, когда суггестор имеет цель воздействия и ясно осознаёт, что именно собирается и будет внушать, и применяет все шаги, чтобы достигнуть поставленной цели.

Виды внушения по содержанию: положительное – позволяет достичь положительных изменений состояния объекта, его характера, эмоций и образа поведения.

Отрицательное внушение – представляет собой психологическое воздействие негативного характера, после которого проявляются отрицательные состояния, действия, свойства и чувства.

Некоторые мастера выделяют следующие виды внушения:

— воздействие, когда клиент бодрствует, когда его сознание вполне активно;

— в релаксирующем состоянии индивида, при котором появляется мышечное и психологическое расслабление;

— гипнотическое внушение, при котором объект воздействия оказывается в изменённом психофизиологическом состоянии;

— мысленное внушение, проводящееся без прямого контакта с личностью;

— метафизическое внушение является объединением разговора о реальности «Я» личности и неделимости Вселенной с мыслительным процессом воздействия. Данный способ применяется для психического или физического излечения клиента.

Есть также другие виды внушения: давление, сильное уговаривание, эмоционально-волевое влияние.

Косвенные внушения являются таким воздействием, при котором индивид имеет собственный выбор отвергнуть или все же принять оказываемое воздействие. Такое влияние необходимо для направления действий, эмоций и мыслей человека в сторону, какую он пытается избежать. Косвенные внушения разделяются на такие виды:

— последовательность принятия: когда суггестор перечисляет утверждения, которые индивид воспринимает, и в конце перечисления произносится установка, которую нужно принять;

— импликация: суггестор твердо говорит о возможных последствиях, и клиент настраивает себя именно на предсказываемый итог;

— двойная связка: клиенту предлагается сделать один выбор между двумя сходными вариантами;

— внушение, в котором суггестор озвучивает перечень возможных вариантов ситуации, при этом упуская самое значимое событие. Впоследствии к нему привлекается больше всего внимание индивида, и он фиксирует свое сознание на определенном аспекте.

Гипнотическое внушение является таким воздействием, которое погружает клиента в состояние изменённого сознания. Человек с помощью манипуляций суггестора углубляется в гипнотический сон, а пребывая в состоянии этого сна, он оживленно реагирует на высказывания гипнотизёра. Критическая оценка информации отсутствует, поэтому команды проходят в само подсознание, пропуская мимо осознанный анализ. Затем происходит воздействие на поведение, здоровье и психоэмоциональное состояние.

Согласно еще одной классификации бывают следующие виды внушения:

— механическое: над клиентом реализовывается воздействие посредством вещей и явлений, какие обладают монотонным эффектом (звуком, светом);

— психическое внушение, такое же, как и вербальное — воздействие словом;

— магнетическое внушение – основанное на применении лечебного магнетизма.

Специалисты полагают, что наилучший эффект достигается при сочетании магнетического и психического воздействия.

Психологическое внушение выделяется отдельно от других видов, его часто соотносят с бытовым внушением. В психологическом внушении используется специальное психологическое воздействие суггестора на суггерента, который применяет вербальные и невербальные способы коммуникации. Качество доводов суггестора не является столь высоким, критичность мыслей суггерента небольшая. Выходит, что суггерент вникает в слабые доводы суггестора, и зачисляет их к своим, не требуя для этого доказательств. Здесь суггерент подвергается не настолько воздействию источника, формы внушения и содержания, как личности суггестора, вызывающей безоговорочное доверие.

Установки, которые внушаются суггестором и закладываются в подсознании суггерента, становятся частью его личности. В дальнейшем индивид, который был подвержен влиянию, меняет свой привычный образ поведения согласно к полученным установкам.

Внушение на расстоянии – это способ, при котором индивиду навязываются установки, когда он находится не в ближайшей зоне действия. Этот метод способен изменять убеждения и образ поведения.

Внушение на расстоянии связывают с такими явлениями, как гипноз и телепатия.

Внушение на расстоянии

Внушение мыслей на неопределенной дистанции не признают скептики. Они не признают даже возможности его наличия, однако, это реально и уже доказано. О гипнозе знают многие, верят в него, но помимо гипноза еще существует гипнотическая телепатия, благодаря ней становится возможным оказывать мощное влияние на расстоянии, то есть без наличия визуального контакта.

Техника внушения мыслей на расстоянии базируется на воздействии посредством сигналов, что идут от коры мозга. Те, на кого ориентирован данный сигнал не подозревают себе о влиянии, какое оказывается на них, полагая, что мысли в голове принадлежат только им.

Существует теория, по которой все мысли – это радиоволны определенных частот. Человек считается радиоприемником и в соответствующих условиях он сможет уловить чужие мысли на расстоянии.

Метод мысленного влияния на расстоянии – это телепатическое внушение, которое называют телегипнозом. Телепатия не имеет количественных или пространственных ограничений, в отличие от силового или материального влияния, не имеет зависимости от внешних условий и может влиять на кого либо, вне зависимости размера разделяющего расстояния.

Можно сделать даже такое, что другим кажется совершенно невероятным – заставить индивида позвонить. Даже когда интересуемая персона находится на дистанции до тысячи километров, но сможет уловить передаваемую мысль о том, что вы просите её перезвонить. Человеческая мысль, передаваемая мозгом движется куда быстрее, нежели скорость света и способна достигнуть любую точку Земли за мгновение. Нужно просто понять, что мысль – это волна, что способна передвигаться в пространстве без ограничений и передаваться другим.

Индивид, который полагает, что телепатические способности отсутствуют у него, должен хорошо проанализировать собственную жизнь, и суметь вспомнить, когда хотя бы раз использовал телепатические способности. Например, не трудно вспомнить такой случай, как вы собрались позвонить человеку и вдруг, как взяли телефон, раздался звонок телефона именно от человека, которому нужно было позвонить.

Второй пример, вы долго размышляете о человеке, вскоре его встречаете, как будто совершенно случайно. Также, когда в разговоре вы вдруг произносите одновременно с собеседником одну фразу.

Нередко телепатия встречается среди самых близких людей. Услышав слова близкого человека, вы понимаете, что наверняка знали, что тот произнесёт. Примеров случаев довольно много есть у каждого. Ведь бывает, что вы долго и пристально наблюдаете за человеком, который не видит вас, и вдруг он оборачивается и ловит с вами зрительный контакт.

Порой случается, что вдруг в голову приходят такие мысли, которые человеку обычно совсем несвойственны, и он их чувствует, как чужеродные. Действительно так есть, не свойственные вам мысли, могут оказаться не вашими, их внушил другой человек.

Мозг человека – это мощная радиостанция и одновременно радиоприёмник. В некоторых состояниях сознания, после изменения электро-волновой активности, можно услышать чужие мысли и также транслировать их на расстоянии.

Техника внушения мыслей на расстоянии не настолько тяжела, как кажется. Наверное, многие представляют, что для этого должен быть магический ритуал, но каждый желающий сможет его провести просто у себя дома. Технику лучше всего осуществлять ночью, как раз тогда сознание человека лучше подвергается внушению, оно максимально расслабляется, или спит. Именно сон является самым подходящим моментом для внушения, поскольку подсознание лучше всего открыто для воздействия. Можно мысли передать на расстоянии, и человек воспримет их за собственные. Благодаря данному методу можно внушить человеку любовь, желание и эмоцию.

Техника внушения мыслей на расстоянии начинается с принятия самого удобного положения, лечь или стать. Как только удобно устроились, нужно расслабить все мышцы тела, прочувствовать это ощущение. Глубоко вдохнуть и выдохнуть три раза. Далее необходимо продумать короткий, хорошо воспринимающийся текст, формулировку, соответствующую потребностям, которая будет посылаться человеку.

Нужно максимально сосредоточиться на ощущении человека, которому планируется внушение. Для этого стоит закрыть глаза, вообразить его ярко, и максимально реально, как можно четче и высказать уже придуманный текст, мысленно повторять несколько раз, предельно внимательно, в голове не должно больше быть ни единой лишней мысли.

Далее нужно визуализировать момент, как он выполняет приказ, который был задан в тексте. Например, он уверенно берёт телефон, набирает номер и звонит. Внушаемые мысли проникают через энергетические каналы в мозг и делают необходимое – внушение доносится до объекта. Мысли суггестора стают мыслями суггерента, он возьмёт телефон, думая, что сам хочет позвонить вам. Можно развивать свое искусство внушения, упражняясь, каждый день по 15 минут.

admin

Внушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.

Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.

Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:

последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.

Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.

Невербальное внушение

Невербальное внушение базируется . Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:

каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.

Внушение и убеждение

Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.

Убеждение является одним из разновидностей направленного , что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.

К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения. Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к. выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:

предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, авторитет;
послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;

эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.

Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.

Способы внушения

Экспертами выделяется несколько способов внушения:

во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.

Есть и другая классификация методов внушения:

словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.

Кроме того, есть 3 формы внушения:

принуждение;
настойчивое убеждение;
влияние на волю и эмоции.

Гипнотическое внушение

Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон. В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом. Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.

Способы данного типа убеждения подразделяются на:

механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
психические – словесное влияние;
магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.

Мысленное внушение

Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом. Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности. Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.

Одним из ключевых условий данной методики является требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.

Техника внушения

Ключевая техника внушения содержит такие этапы:

установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;

введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
снижение активности сознания;

производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.

Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель. Приказы становятся , что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг. По этой причине команда ограничивается от , а человек поддается внушениям.

29 марта 2014

Внушение - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются "слепо".

Внушение используют, чтобы блокировать нежелательное поведение или мышление человека, склонить к желательному действию или поведению, распространить полезную информацию и слухи.

Внушения приобретают силу путем повторения. Человек может отвергнуть предложение, сделанное один раз, но если послушает одно и то же некоторое время - примет его. Кроме того, внушение может не произвести заметного действия сразу, а проявиться через определенное время. Когда сознание заинтересовано и отвлечено, подсознание остается без защиты и впитывает все, что ему говорят.

Основным инструментом внушения является слово, а также эффектом внушения обладает взгляд.

Существуют следующие виды внушения:

  • 1. Прямое - воздействие словами.
  • а) команды и приказы. Носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз.
  • б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они повторяются несколько раз спокойным тоном.
  • 2. Косвенное - скрытое, замаскированное внушение. Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно.

Внушение может происходить как намеренно, так и не намеренно.

  • 1. Намеренное внушение, когда внушающий человек старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей.
  • 2. Внушение ненамеренное, когда внушающий человек не ставит перед собой цель внушить что-либо внушенному человеку и не прилагает никаких усилий. По содержанию внушение может быть положительным и отрицательным.
  • 1. Положительное прививает положительные психологические свойства, качества, состояния (уверенность в себе, вера в излечение).
  • 2. Отрицательное прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния (леность, неуверенность в себе, нечестность).

Приемы внушения, которые можно подразделить на три группы:

  • 1. Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.
  • 2. Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание" и др.
  • 3. Приемы скрытого внушения - трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.
  • 4. Приемы прямого внушения.

Совет и предложение - эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса.

Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема.

Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие.

К группе приемов прямого внушения, вероятно, следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но, повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли.

Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия.

Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т.д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге формулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов.

Косвенное внушение подается не в императивной, а скорее в описательной форме: в виде рассказа, описания какого-либо случая, комментария, намека и др. Цель воздействия здесь выражена не прямо, а косвенно. Сила внушающего воздействия здесь определяется уровнем техники речи руководителя, его умением владеть голосом, мимикой, жестами, интонационно передавать чувства. Для ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как оно не наносит ущерба личному достоинству подчиненного, не провоцирует запуск механизмов психологической защиты личности, что может наблюдаться при использовании некоторых приемов прямого внушения, например, приказа или команды. Косвенное внушение применяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к партнеру, в ситуациях, исключающих, с одной стороны, возможность убеждения, а с другой стороны, прямого внушения.

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие. На использовании механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как намек. Заключается он в том, что руководитель, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке.

Намек - это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию. Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность - полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию.

Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки.

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, может задеть личное достоинство объекта, что может быть причиной появления барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает, эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание "концертного настроения", формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме.

Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче. Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения.

"Плацебо" - прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает.

В управленческом общении могут быть ситуации, в которых возможно применение приема "плацебо", в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно крайне осторожно, так как раскрытие факта его использования воспринимается внушаемым как обман.

"Обходной маневр" - сущность этого приема, - пишет И.Д. Ладанов, - заключается в том, что какая-либо мысль или идея преподносится объекту как его собственная.

Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, - по мнению И.Д. Ладанова, - этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

"Свободный" комментарий был основан на теории рациональности внушения. Задачей такого комментария является создание определенного контекста для информации о фактах. Внушение здесь осуществляется, в частности, через подмену объекта суждения.

Иллюстрирование факта, считается, что подражание видимому образу осуществляется легче, а идеи и вера, как объект имитации, усваиваются на основе различных ассоциаций с этими видимыми образами.

Ю.А.Шерковин приводит приемы внушения, разработанные американскими психологами супругами Ли:

"Приклеивание ярлыков" наименованию основной идеи или явления "приклеивается" эпитет или метафора, чаще всего оскорбительные, вызывающие негативное отношение. Таким образом, преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Этот прием используется чаще всего для того, чтобы опорочить явление или предмет в глазах реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть использован и для возвеличивания какого-либо явления, создания авторитета личности и т.п. То есть ярлыки могут нести и положительную окраску.

"Сияющее обобщение" заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы побудить партнера по общению принять и одобрить преподносимое понятие. Прием "сияющего обобщения" скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента нежелательных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: "демократические преобразования" (преобразования происходят, но не обязательно все они демократические).

Прием "переноса" или "трансфера": его суть заключается в побуждении партнера к ассоциации преподносимого понятия, с каким - либо другим, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Возможен также и негативный перенос через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Этот вариант, - отмечает Ю.А. Шерковин, - широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством.

"Свидетельство" состоит в приведении высказывания личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит партнер. Такое высказывание содержит оценку преподносимого явления. Эта оценка должна побудить реципиента к определенному, положительному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь могут использоваться высказывания политических деятелей, известных артистов и т.п.

"Игра в простонародность": при использовании этого приема сообщение преподносится преднамеренно упрощенно, с использованием обыденной лексики (иногда даже нецензурной), привычного для данной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности их источника к "простым людям". При этом "простонародность" может демонстрироваться внешним видом, характером поведения, образом жизни. Прием "перетасовки" состоит в отборе и тенденциозном преподнесении аудитории только положительных или только отрицательных фактов действительности с целью внушения партнеру справедливости какой-либо идеи. Здесь происходит инспирирование фактов, которые приводят партнера к нужным выводам. Внешне же сохраняется видимость убеждения. "Фургон с оркестром": этот прием состоит в побуждении партнера к принятию преподносимой в сообщении ценности, поскольку все в данной социальной группе ее разделяют. Апелляция ко "всем", - отмечает Ю.А. Шерковин, - учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства, и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Этот прием широко применяется в рекламе товаров и услуг. В управленческом общении использование этого приема состоит в апелляции к мнению коллектива. Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения.

Трюизм - это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на "свой счет", так, как будто все нацелено на них. Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю.

Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного.

На результаты убеждения оказывает влияние и апелляция к чувствам собеседника. Аргументы, содержащие такого рода апелляцию, предназначены для возбуждения в слушателях эмоций и воли. Такая аргументация в общении обостряет нравственные чувства долга, гордости, достоинства, т. е. чувства, которые благоприятствуют убеждению. Той же цели могут служить в аргументации ирония и сарказм, обращение к чувствам жалости и сострадания, к скромности, к желанию индивида быть с большинством. Убеждение в ходе общения оказывается эффективным лишь при должном учете реальных возможностей данного способа в конкретных условиях. Без этого убеждающее воздействие превращается в мало полезное морализирование, которое искомого результата не дает. С учетом реальных возможностей «путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание, изменить образ жизни...».В политической борьбе, затрагивающей коренные классовые интересы, нередко возникают ситуации, когда некоторые аудитории не проявляют готовности к логическому сопоставлению аргументов и выводов для выработки согласия с истинностью последних. В свое время по этому поводу В. И. Ленин, давая отпор мечтателям относительно их надежд на переубеждение свергнутых эксплуататорских классов, писал: «...они думали, может быть, думают, мечтают о том, что социализм удастся ввести путем убеждения... Нет, так счастливо земля не устроена; эксплуататоры, звери-помещики, капиталистический класс убеждению не поддаются».

Внушение - это способ коммуникационного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства. На современном уровне развития знаний об этом психологическом явлении обычно исходят из положения, что «внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логического доказательства, и переносится или, точнее сказать, автоматически распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот». Особую важность в ходе внушения имеет группа факторов, связанных с ориентацией собеседников на личность того, кто внушает. Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях определенного содержания, воспринимать их и усваивать в значительной мере зависит от ее представлений о человеке, выступающем в роли коммуникатора. Большое значение приобретает оценка его статуса и ролевого поведения, его престижа, искренности намерений и достоверности исходящей от него информации.

Процесс внушения в условиях, характеризующихся положительно по отмеченным показателям, бывает обычно весьма эффективным. И в случаях, когда необходимо использовать внушение в целях идеологического воздействия, следует заранее проявить заботу о том, чтобы перечисленные признаки ориентации на коммуникатора соответствовали бы задаче. Далеко идущее влияние на субъективную готовность участников общения принимать внушающее воздействие оказывают конкретные условия, в которых происходит восприятие сообщений. Напряженное внимание окружающих и аплодисменты, дефицит информации по важному политическому вопросу в условиях ожидания, например, серьезно влияют на готовность аудитории принимать предлагаемые суждения некритически.

Непосредственным результатом процессов убеждения и внушения является формирование в сознании аудитории установок относительно объектов, которые оказываются затронутыми или связанными с предметами сообщения, либо закрепление уже имеющихся установок, либо, наконец, изменение или подавление действия установок, которые противоречат целям осуществляемого воздействия.

Партийному работнику, особенно пропагандисту, приходится использовать в своей деятельности различные виды общения, различные способы психологического, прежде всего речевого, воздействия. И он должен постоянно заботиться о том, чтобы сделать свое общение, будь оно личностно или социально ориентированным, речью с трибуны или задушевным разговором, максимально эффективным. Многие недостатки в воспитательной работе о массами вызваны неумением донести до людей идеи, убеждения, факты.

Поэтому перед пропагандистами очень остро стоит задача - выработать у себя профессиональное умение общения. До сих пор эта задача ставилась преимущественно для ораторской речи - очевидно, что с трибуны необходимо уметь говорить. Но говорить, вообще общаться надо уметь и не только с массовой аудиторией. Это обязывает нас изучать общепсихологический и социально-психологический механизм эффективного общения и уделять ему то внимание, которого он заслуживает по своей социальной значимости. Внушение как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу людей. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Поэтому проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка. При внушении происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации базируется на механизмах заражения и подражания. На социально-психологическом уровне внушение имеет определенную специфику, что связанно с целым рядом факторов, от которых зависит эффективность внушения. Во-первых, огромное значение имеют особенности того, кто осуществляет внушение - его социальный статус, привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики.

Во-вторых, немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно в частности, его способность включать механизмы психологической защиты.

В - третьих значимым фактором являются особенности отношений между внушающим и внушаемым человеком - доверие, авторитетность, зависимость. И, наконец, эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения - уровня аргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями. Внушение достигается различного рода вербальными и невербальными средствами - словами, интонацией, мимикой, жестами, действиями внушающего.

Механизм внушения сегодня широко используется во всем мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.