Святой николай санта клаус. Как Святой Николай Санта Клаусом стал (7 фото). Почитание Святого Николая на Руси

Благодаря рекламе и информационным технологиям, дети всего мира знают, что Санта Клаус - это менеджер компании «Coca-Cola», ответственный за своевременный подвоз американской газировки к . Он колесит по всему миру на автопоезде, увешанном светящимися лампочками, и развозит сладкую воду на радость маленьким и взрослым.

На празднике Зимней Елки в толерантном западном обществе о Христе сегодня не упоминают (это может больно ранить представителей других конфессий, атеистов или сатанистов). Поэтому Рождество там - это не празднование рождения Спасителя мира, а скидки, подарки под елкой и выходные. На этом празднике Санта Клаус - профессиональный аниматор, развлекающий публику, раздающий подарки и фотографирующийся на память. Дедушка Мороз, так любимый у нас в России, мало чем отличается от своего западного коллеги. На Новый год он также ходит по квартирам, предприятиям и офисам, читает стишки, поет, фотографируется, выпивает и дарит заранее оплаченные подарки. Если вам доведется побывать в его резиденции в Великом Устюге, вам предложат фотографирование семьей с ним за 6 тыс. рублей, а вечер в его обществе обойдется дороже, чем услуги лучших аниматоров столицы: цены могут исчисляться в десятках тысяч долларов для чиновников и топ-менеджеров нефтяных компаний. Зато Дедушка Мороз может прийти не один, а, например, со Стасом Михайловым или Надеждой Бабкиной. Тогда праздник до утра вам гарантирован.

Какое отношение эти веселые толстячки с почасовой таксой и бородой из ваты имеют к ? Да никакого. Это медиаперсонажи общества потребления, чья задача - стимулировать продажи и организовывать корпоративы. Психологи давно отметили этот феномен: даже далекие от христианства люди во время рождественских каникул испытывают праздничное настроение и готовы делать близким подарки. На рождественских распродажах торговые гиганты и торговые сети США и Европы делают большую часть своей годовой выручки (достигающей иногда 90% от всех заработанных денег). Благодаря умелому маркетингу, рекламе и огромным скидкам продавцы создают ажиотаж вокруг распродаж. Возле торговых центров вырастают огромные очереди возбужденных, готовых ради покупки на всё людей. Когда двери наконец-то открываются, покупатели теряют последние остатки человечности: стремясь попасть в магазины, они давят, топчут друг друга, ругаются, толкаются и дерутся. Ежегодно в этих очередях гибнут несчастные, оказавшиеся под ногами обезумевшей толпы. Неслучайно начало рождественских распродаж в Америке называют «черной пятницей».

В Калифорнии в городе Сан-Бернардино во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье

Так, в прошлом году в Нью-Йорке в одном из торговых центров сети «Walmart» началась драка между покупателями, которые буквально набросились на стенд с музыкальными системами. Когда стало ясно, что всем желающим товара не достанется, в ход пошли кулаки. Люди вырывали заветные стереосистемы друг у друга, и только вмешательство полиции предотвратило назревавшее побоище. В Калифорнии в городе Сан-Бернардино во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье. В этом же штате в городе Риалто в очереди вспыхнула потасовка с применением огнестрельного оружия; в результате был арестован местный житель.

В Лас-Вегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой из-за широкоформатного телевизора

В штате Нью-Джерси полиции пришлось применять перцовые баллончики для предотвращения драки в магазине «Walmart»; в Вирджинии у супермаркета той же сети дошло до поножовщины: один покупатель ранил другого в руку до кости, не поделив с ним место для парковки. В Чикаго разозленный покупатель сбил на автомобиле полицейского. Напарники пострадавшего открыли стрельбу и ранили мужчину. В Лас-Вегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой из-за широкоформатного телевизора.

Распродажа в "черную пятницу"

Интернет-издание «Huffington Post» отмечает еще одну тенденцию: после Дня Благодарения в конце ноября американцы стали покупать больше огнестрельного оружия. Так, в прошлом году во время «черной пятницы» Национальная система проверки на наличие правонарушений зарегистрировала 154 873 обращения: колл-центры службы не справлялись с такой высокой нагрузкой. Магазин товаров для охоты и рыбалки «Cabela"s» даже предлагает ружья в качестве подарков первым 600 покупателям.

По данным Американской исследовательской группы, в прошлом году в «черную пятницу» доходы от продаж составили $11,2 млрд., а в торговых центрах побывали порядка 150 млн. американцев. В нынешнем году до наступления Рождества (25 декабря), согласно оценкам экспертов Национальной федерации розничной торговли, жители Соединенных Штатов намерены были потратить $602,1 млрд. «Это на 3,5% больше, чем в прошлом году, и на 3,3% выше, чем в среднем за последние десять лет», - отмечается в сообщении федерации.

Самое главное событие человеческой истории - Рождество Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы избавить людей от смерти и греха, - превратилось в вакханалию вещизма и невоздержанности. Как говорится, почувствуй разницу.

Что может быть ужаснее Деда Мороза, который ласково уговаривает вас купить дорогую совершенно не нужную вам стереосистему? Только Дедушка Мороз, забывший стишки и упавший лицом в ваш «оливье» посреди праздничного стола

А ведь когда-то он был совсем другим! Люди старшего поколения вспомнят, что у нас в России был Дед Мороз из фильмов замечательного советского режиссера Александра Роу. Этот сказочный дед помогал добрым и защищал слабых, совершал чудеса и наказывал злодеев. Дед Мороз в русские сказки попал из христианского предания о другом добряке и помощнике - святителе Николае Мирликийском. Никола-Угодник, как его любовно величает русский народ, был и остается одним из самых почитаемых наших святых. Ему посвящены сотни храмов и монастырей по всей России, а иконы с его изображением есть в каждой российской семье.

Он родился в III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов. Еще в детстве будущий святитель помогал всякому, кто нуждался в помощи. В зрелые годы его выбрали архиепископом города Миры - центра провинции Ликия. Всю свою жизнь он посвятил людям и заботе о страждущих и обиженных. Среди спасенных им были и несправедливо осужденные на казнь простые люди, и незаслуженно брошенные в тюрьму римские военачальники. В его родном городе и сейчас стоит храм, который турки назвали Баба Ноэль Килизе - церковь Деда Мороза. Предание гласит, что именно под Рождество совершил одно из своих дел милосердия и сострадания: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей «на блудодеяние», ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. Вот почему у Санта Клауса мешок с подарками.

В Западной Европе история о спасении святителем Николаем трех дев дополнилась подробностями: святитель золотые монеты бросил в трубу дома, где жили бедные сестры, и они упали в чулки, сушившиеся в камине. Так родился обычай в ночь перед днем поминовения святого Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день святого Николая существовала в Европе еще в XIV веке. Позднее вручение подарков «перенесли» на Рождество, а святитель Николай преобразился в веселого сказочного старика, который спешит выполнять желания.

Святитель Николай и сегодня скорый помощник. Но главные его «атрибуты» - не мешок с подарками, а милость, сострадание и забота о всякой живой душе, которая готовится встречать Рождество Спасителя. И как понятны в рассказах о грядущем Христе эти дела любви, которым Николай-Чудотворец посвятил всю свою жизнь.

Многих справедливо раздражает персонаж «Санта-Клауса» – раскормленное румяное создание, круглые телеса которого с трудом обтягивает красный костюм, гулко хохоча, носится под Рождество по небу на упряжке оленей. Особенно неприятно тем, кто знает, что его имя на самом деле означает «Святой Николай». Но такой образ, нещадно эксплуатируемый в рекламе Кока-Колы, утвердился благодаря американскому влиянию. В старинной же европейской традиции Санта-Клаус выглядел именно как Святой Николай – высокий старец в епископском облачении с посохом, которого сопровождал разносивший подарки (или розги для непослушных детей) арапчонок. Между этим благообразным епископом и толстым краснолицым «гномом» – настоящая культурная пропасть.




Вообще условно можно разделить «дары приносящих» в христианских странах на три большие команды. Первая связана напрямую с именем Святого Николая (Бельгия и Нидерланды, Германия, Венгрия). Другая западноевропейская традиция – «Рождественские деды» (Франция, Англия, Ирландия, Италия, Каталония). И третья отдает право раздавать подарки «Дедам Морозам». Обычно она имеет славянские корни (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, а также Латвия, Румыния, Молдавия).

Особняком стоят греки (в том числе киприоты), у которых тот же персонаж отождествляется со… святителем Василием Великим. Да-да, так его и называют – «Агиос Василис». По виду современный «Василий», впрочем, не слишком отличается от Санта-Клауса.

Святитель Николай известен как даритель, тайно помогавший беднякам. Не удивительно, что именно в его день (а не на Новый Год) и от его имени дарились в Европе подарки детям. Реформация, выступавшая против почитания святых, заставила жителей многих европейских стран сделать самого младенца Христа персонажем, вручающим подарки, а день вручения подарков – перенести с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. Католическая Контрреформация снова вернула европейским детям подарки Святого Николая, но теперь они появлялись в конце декабря, на Рождество. Однако в Бельгии и Нидерландах святой Николай-Синтерклаас по-прежнему приносит подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Голландские колонисты, основавшие в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как Нью-Йорк, завезли в Новый Свет образ Святого Николая – дарителя подарков. В 1823 году К. К. Мур опубликовал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Там шла речь о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Этот персонаж, «забавный старик», быстро приобрел популярность. В 1863 году американский художник, работавший для издания «Харпер уикли», использовал Санта-Клауса как героя, дарящего подарки – сначала в серии политических карикатур, а потом и на рисунках для детей. А в 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию, в которой фигурировал «Санта». Американский Санта-Клаус полностью отделился от своего христианского прообраза, превратившись в гротескного жизнелюбивого толстяка.

Славянский Дед Мороз имеет языческие корни, это персонификация стужи, которая может как заморозить человека, так и щедро одарить его (вспомним сказку «Морозко»). Этими же чертами наделяла Мороза русская литература 19 века (сказка «Мороз Иванович» Одоевского, «Мороз, Красный Нос» Некрасова). Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине 19 века в России решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II были попытки назвать его «святым Николаем» или «дедушкой Николаем» но они не прижились. Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого святого как Николай Чудотворец в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.

Снегурочка как родственница (в данном случае – дочка) Деда Мороза впервые появилась в пьесе «Снегурочка» Островского (1873), созданной под влиянием сказок Афанасьева. На пьесу не обратили особенного внимания, но поставленная по ней опера Римского-Корсакова (1882) имела большой успех. Постепенно Снегурочка вошла в число рождественских персонажей, хотя роль постоянной спутницы и «внучки» мороза получила только в советское время.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был «упразднен» в канун 1929 года и вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Это было связано с переосмыслением рождественской атрибутики в новом, «правильном» ключе. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. Так началась история советского Деда Мороза.

Получается, что современный Дед Мороз во многом настолько же оторван от своей недолгой православной "юности" конца 19 века и так же является плодом другой эпохи, как и Санта-Клаус. Но все же в русском Деде Морозе сохраняется куда больше «традиционного» духа (как и в европейском Синтерклаасе), чем в Санта-Клаусе с бутылкой Кока-Колы.

Иллюстрации:

1. Санта-Клаус проник и в Японию.

2. Современный Синтер Клаас со своим верным слугой, Люксембург.

3. Синтер Клаас, Бельгия (2007).

4. Современный "Агиос Василис" в Греции, увы, почти ничем не отличается от американского Санты.

5. Один из ранних образов Санта-Клауса (художник Н. Томпсон, 1881) - не правда ли, мало общего с нынешним вариантом?

8. Мягко говоря, непривычный облик "раннего" Деда Мороза на рисунке Васнецова

9. Снегурочка. Картина Васнецова (1899).

10. Дореволюционная открытка, изображающая Деда Мороза со Снегуркой.

11-12. Дореволюционные открытки с Дедом Морозом.

13. «С новым 1991 годом!». Последняя почтовая марка СССР с Дедом Морозом.

14-15. Нестандартно худощавый и поджарый Рождественский Дед на рисунках британского иллюстратора конца 19-нач. 20 века, Артура Рэкема

Источники изображений: wikimedia.org, 4.bp.blogspot.com, cgfa.acropolisinc.com, thecoca-colacompany.com, theadmag.co


Ни в рождественских, ни в новогодних святцах, нет такого имени – Санта-Клаус. Откуда взялся этот персонаж? 19 декабря (по новому стилю) для христиан – день святителя Николая Чудотворца, епископа из города Миры Ликийские в Малой Азии. Этот святой, один из самых почитаемых в христианском мире (в Германии особое почитание святого Николауса началось в VI, в Риме – в VIII веке), и стал прототипом западноевропейского и североамериканского новогодне-рождественского персонажа Санта-Клауса.

Собственно, в житии святителя Николая нет ничего сказочного. Есть чудесное. Более других известны несколько эпизодов: о том, как он спас от голода город Миры, как молитвой усмирил бурю и не дал погибнуть кораблю, плывшему в Палестину, как избавил от неминуемой казни трех воевод, которых оклеветали злоумышленники, наконец, о том, как св. Николай, еще будучи священником в городе Патары, помог одному обнищавшему человеку выдать замуж трех дочерей. На последнем остановимся подробнее. Не имея возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся отец собирался отправить их в публичный дом (что в ту пору было неслыханным) или даже сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки стали горячо молиться, и вот Господь послал им в помощь священника Николая. Трижды проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у порога мешок с золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех своих дочерей. Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в Рождество подарки у дверей, в специально для того вывешенных чулках (В некоторых местах принято оставлять чулки и сапоги у камина, через трубу которого в дом поникает Санта-Клаус или его помощник).

Благодарная память о том, как святитель Николай помогал людям в их бедах
и горестях, заступался за обиженных, делился всем, что имел, перешагнула границы
Византии, стала одной из важных тем европейского Рождества

Обычай одаривать детей подарками известен в Германии с Х века. Тогда в монастырских школах в день святителя Николая проводили епископские игры: один из учеников переодевался епископом и раздавал подарки однокашникам. В XVI – XVII веке этот обычай окончательно закрепляется в Германии. Теперь святой Николай не просто ходит по домам с мешком гостинцев: он проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и только после этого вручает подарки. Известен еще один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молятся, причем для учета молитв ведется специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляют за дверь свою обувь, в которой утром они находят подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, папа Ноэлем или Вайнахтсманном.

Изображение святого Николая на старинной католической миниатюре

Изображения святого Николая на православной иконе


С 30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с Рождественским дедом. Унифицировалась и форма Санты: красные кафтан, штаны и колпак с белой опушкой. Раньше же «рождественский дед» мог носить глубокую шляпу с широкими полями, штаны до колен и курить трубку, или же быть толстощеким старым кобольдом, как в стихах Клемента Мооре «Посещение рождественского деда».

К сожалению или к счастью, в сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с «кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну большую шоппинговую кампанию.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. На радость детишкам взрослые наряжают елку, а сами дети ждут подарков от доброго дедушки Мороза.

Наш приход, как и весь Православный мир готовится к Великому Празднику постом и покаянием. Но, Рождественский пост - это не только плач и скорбь о своих грехах, это еще и огромная радость предвкушения праздника Рождества Спасителя, милостивого Господа нашего. На период Рождественского поста приходится день памяти Угодника Божия Николая, архиепископа Мир Ликийских (19 нов.ст. / 6 ст.ст декабря).

В предверии вышеописанных событий хотим рассказать Вам рождественскую историю.

В III веке в городе Патары (область Ликия в Малой Азии) в благородной, зажиточной и в то же время благочестивой семье родился мальчик. Его родители Феофан и Нона долго молили Бога о даровании им сына и обещали, если он родится, посвятить мальчика Богу. При Святом Крещении мальчик получил имя Николай...

Далее опустим время младенчества, юности. Отметим только, что родители большое внимание уделили воспитанию сына, мальчик преуспел в книжном учении, одновременно с этим он был чужд детским развлечениям, которые были свойственны его сверсникам.

Праведные детство и юность не прошли даром. Отрок был отмечен свыше Святым Духом. Это подтверждается тем, как необычно Николай был избран архиепископом.

На этом окончим предисовие и приступим непосредственно к истории:

В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли - пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.

Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.

Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

Сохранилось предание, что Николай Угодник таким образом помогал всем бедным семьям, подбрасывал подарки для детишек накануне праздника Рождества Христова. Так возник образ доброго Деда Мороза.

В городе Миры, современной Турции, сохранилась церковь, где служил Николай Угодник. Здесь же поставлен памятник Деду Морозу. Таким образом родиной Деда Мороза, Санта Клауса и других подобных персонажей следует считать не морозный заснеженный север, а солнечную Турцию. А сам Дед Мороз никто иной, как Николай Угодник, архиепископ Мир Ликийских.

Так давайте сейчас, накануне празднования дня Николая Чудотворца, помолимся великому Угоднику и попросим у него в новом году заступничества перед Богом и помощи для себя, своих близких и всех православных христиан.

P.S. Более подробную информацию об Николае Угоднике Вы можете прочитать в нашей электронной библиотеке в разделе "Жития святых угодников".

Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки, Пэр-Ноэль, Юлетомте - любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему - Святитель Николай , самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря.



Никола-Угодник, глубоко чтимый святой многими народами земли, попал в народные сказки из христианских легенд и преданий, которые гласят, что родился он в турецком городе Патары в 258 году в семье супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя ребенку родители дали Николай (Николас), с греческого языка означающее «победитель народов».


Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.


По одному из преданий Святой Николай случайно узнал, что разорившийся купец чуть было не отправил троих красавиц-дочерей зарабатывать на жизнь блудом. Увидев тяжкие мысли отца, горечь и безысходность его положения, юноша подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, очень обрадовался такому счастью и на вырученные за золото деньги выдал дочерей замуж. По иной версии Николай подбрасывал деньги несколько дней, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки девушек, сушащиеся у огня. Так он помог многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.


Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами и чудесами: спас родной город Ликию от голода, во время мятежа во Фригии, помог троим императорским воеводам успокоить толпу и решить конфликт мирным путем, сохранил жизнь невинно осужденным. А еще он мог утихомирить море, остановить бурю, шторм и спасти утопающих.


Почитание Святого Николая на Руси

Николай Чудотворец был столь почитаем на Руси, что во многих странах в нем стали видеть исконно русского святого. Простой люд считал Николая вторым заступником после Бога. День памяти Николая угодника в декабре установлен в день смерти святого, а в августе - в день его рождения. В народе его называли «Никола зимний» или «Никола осенний». Есть еще «Никола весенний» - в день памяти переноса мощей святого в город Бари.


Издревле считалось, что в эти дни Святой Николай, опускаясь с небес, обходит всю землю и помогает бедному народу, который молился ему во всех тяжких жизненных ситуациях, и он им приходил на помощь. Проводы на войну, венчание, тяжкие роды, любые трудности в жизни были обязательно сопряжены с молитвами этому святому. Молись ему и воины на полях сражений.


По славянскому преданию считалось, что святой Николай был начальником рая, отпирающим райские врата большим ключом и встречающим у них души умерших. В 17-18 веках была широко распространена традиция влаживать в руку покойного письмо к Николаю Чудотворцу с прошением о прощении усопшему грехов его.

Николай Угодник - мужицкий Бог, в поверьях русского крестьянства ассоциировался с покровителем урожая, плодоношения, пчеловодства, домашней живности и диких зверей.


Интересен тот факт, что согласно преданию иконография «Николы зимнего» существенно изменилась во времена властвования Николая I, обратившего внимание на то, что в иконографии его небесный покровитель изображен без головного убора и сделавшего замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнинего» была облачена в митру.

Как Святой Николай попал из Европы в Америку

Каждая из православных стран имела свои традиции и своего персонажа, который ассоциировался с образом доброго и справедливого святого. Этот герой всегда старался помочь бедным и вознаградить послушных, и наказать за плохое поведение нерадивых.

Популярность Святого Николая в былые времена была очень велика в Голландии, так как будучи морской страной, всегда уповала на помощь святого, который покровительствовал морякам.


Во время Реформаций в Европе, а в особенности в протестантской религии, культ святых практически исчезает. И лишь в Голландии традиция в день памяти святого класть в деревянные башмачки детей сладости и фрукты осталась незыблемой.


И что интересно, именно голландцы привезли в 1626 году в Северную Америку фигуру Святого Николая, установленную на носу одного из фрегатов, и свою традицию его почитания. В Новом Свете они купили у индейцев кусок земли за двадцать четыре доллара и назвали свое поселение Новым Амстердамом, ныне Нью-Йорк.


Деревянная скульптура Николая Святителя была установлена на главной площади, а со временем имя "Santa Nicolas" трансформировалось в "Санта Клаус". Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/nicolay-0025.jpg" alt="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " title="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " border="0" vspace="5">


Дети Кларка тот час же узнали в этом персонаже слугу их дома - упитанного и веселого голландца. В стихотворении он был одет шубу, имел белую бороду и красный нос, а средством передвижения у Санты были восемь оленей, запряженных в сани, с серебряными колокольчиками на шеях.


Клемент Мур, почитав свое творение детям и удовлетворившись их восторгом, спрятал рукописный текст в стол и напрочь забыл о нем. Но получилось так, что через год его друг без спросу отнес этот стих в газету Sentinel, которая и напечатала сочинение Клемента в канун Рождества 1823 года.


Успех был неожиданно громким. Газеты и журналы наперебой печатали рождественское стихотворение, а вскоре появилось и отдельное его издание. Так, Клемент Мур, не думаючи, не гадаючи, стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов американцев.


И в довершение ко всему, в 1930 году компания «Кока-Кола» придумала очень хитрый рекламный ход, позволяющий не забывать об их чудесном напитке ни летом, ни зимой: чикагский художник Хэддон Сандблом нарисовал одежду Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.

Совсем недавно православный мир чтил память а почему этот день с нетерпением ждут незамужние девушки читайте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.