Конспект занятия к пасхе в детском саду. Конспект занятия на тему: Пасха для детей старшей группы. Игра «Колокольный звон»

Цель:

Материал:

  • картинки с расписными яйцами, пасхальными куличами;
  • картины с изображением русских народных гуляний;
  • трафареты, краски, кисти.


Ход занятия:

Воспитатель: На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресенье,

Его второй день рождения.

Повсюду благовест гудит,

Изо всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

(звучит звон колоколов)

Ребята, а кто знает, что это за праздник Пасха?

(воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные)

Своими корнями пасха уходит в далекое прошлое.

Пасха – праздник светлого Христова воскресенья, который отмечается с радостью и торжеством. На пасху все ходят друг другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами.

В далекие времена люди ходили из дома в дом, останавливаясь перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов и т.п. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать страшные слова:

Кто не даст нам яйца – околеет овца,

Не даст нам сала кусок – околеет телок.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались веселые гуляния с играми и хороводами, хороводными песнями. Гуляния проводились на свежем воздухе. Именно с Пасхи начинали качаться на качелях, каруселях.

Физкультминутка «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).

А что же еще мы делаем к празднику Пасха? Правильно, на светлый праздник Пасха красили яйца.

А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались «крашенками»; если в общем цвете обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была «крапанка». Еще были «писанки» — яйца, раскрашенные от руки сюжетными картинками или орнаментальными узорами. (демонстрация картинок с расписными яйцами) .

Для «писанок» использовались специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был красивым и ровным надо работать аккуратно.

А сейчас я предлагаю вам пройти к своим столикам, на которых для вас приготовлены изображения яиц. Каждый из вас может украсить свое яйцо так, как ему больше понравилось.

После выполненной работы, «писанки» выставляются на доске. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывая, что им больше всего понравилось.

Воспитатель: О каком празднике мы сегодня поговорили? Что нового узнали? Что вам понравилось? Ребята, вы сегодня все очень старались! Вы – молодцы! Давайте по традиции, подарим друг другу свои «крашенки», чтоб следующий год был хорошим и урожайным.

Воспитатели:
Васильева Анна Александровна
Маркова Светлана Юрьевна
Цель: создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с христианским праздником Пасхи;
Развивать творческие способности, обогащать музыкальный опыт детей;
Воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, добродушие, чувство любви к ближнему своему.
изготовление заготовок для пасхальной открытки, создание сюрпризного момента- спрятать корзинку с шоколадными яйцами.

Ход работы :
Воспитатель: читает стихотворение А. Фет «Уж верба вся душистая»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Воспитатель: Ребята, скажите, о каком времени года идет речь в стихотворении.
Ответы детей:___
Воспитатель: Правильно Весна. Давайте вспомним весенние праздники.
Ответы детей:___
Воспитатель: молодцы много праздников знаете.
Звучат колокола с тихого до громкого (музыкальный фон)
Воспитатель: Ребята что это, вы слышите.
Ответы детей:___
Воспитатель: Да это колокола, а какой праздник приветствуют колокола.
Ответы детей:___
Воспитатель: правильно, это праздник Пасхи. Вы хотите о нем немного узнать.
Ответы детей:___
Воспитатель: Пасха - это главный праздник христианского мира, это день воскрешения Христа. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека Христа, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!
На Пасху принято христосоваться и целовать трижды друг друга.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как приветствуют друг друга на Пасху при встречи?
Ответы детей:___
Воспитатель: Вы правы, но это нужно делать правильно:
Первыми приветствуют младшие словами:
"Христос Воскресе! ", а старшие отвечают им: "Воистину Воскресе". Давайте мы с вами потренируемся, я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать.

Андрей УСАЧЁВ ПАСХА

На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весенние надела украшенья.
И словно храм, наполнен пеньем лес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)

Воспитатель: Молодцы спасибо. Ребята, а еще при встречи необходимо три раза целоваться щека к щеке, это называется похристосоваться, давайте и мы похристосуемся.

Воспитатель: Хорошо вот так вы должны встречать гостей и приходить сами в гости. А кто мне сможет подсказать, какие блюда готовят на Пасху.
Ответы детей:___
Воспитатель: и опять вы правильно все сказали, но знаете ли вы, почему именно яичко, в какие цвета нужно красить и какой цвет самый главный?
Ответы детей:___
Воспитатель: я на это вам расскажу одну красивую легенду:
Мария Магдалина после Воскресения Христова отправилась странствовать по свету, рассказывая, всем о своем учителе и пришла в Рим к императору Тиберию. Тогда было принято преподносить императору подарки, но у Марии ничего не было, кроме обычного яйца. Она протянула его Тиберию и сказала: «Христос воскрес! » Тиберий рассмеялся и ответил: «Разве так бывает, чтобы мертвые воскресли? » «Это также невозможно, как и то, что это белое яйцо может стать красным». И вдруг … яйцо стало на глазах у всех менять свой цвет и вскоре стало ярко-красным. Сегодня эту красивую легенду помнят не все, но обычай дарить крашеные яйца сохранилась до сих пор.
Воспитатель: а еще мы красим яйца ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны. Но я вам скажу, что не все яйца нужно красить так как в легенде, их можно раскрашивать разными узорами, цветами, но перед этим их необходимо сварить. А почему?
Ответы детей:___
Воспитатель: Да молодцы. И еще на праздничный стол обязательно ставят пасху и куличи.
Ответы детей:___
Воспитатель: Я, конечно, очень надеюсь, что вы им поможете родителям подготовиться к празднику.
Ответы детей:___
Воспитатель: Засиделись мы с вами, заслушались, а про игры веселые забыли. Давайте же с вами поиграем. и в конце нас обязательно будет ждать сюрприз. Давайте разделимся на команды.
Игра: «Головоломка» Перед каждой командой кладётся – разрезанное на части яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

Эстафета с яйцом. Каждой команде выдается по ложке, ставится миска с яйцами на один край ковра и вторая пустая на другой край. Участникам необходимо, взять ложкой яйцо и донести в пустую миску, вернуться и передать следующему участнику команды ложку. Так чья команда быстрее справился с заданием - тот выиграл.

Игра «За двумя зайцами». Перед детьми кладутся два бутафорских яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Воспитатель: Молодцы поиграли, выиграла, конечно же, дружба и осталась у нас самое главное задание, а какое я вам сейчас расскажу: Когда я утром шла в детский сад, мне по дороге встретился пасхальный зайчик и сказал что был у нас в группе и оставил целую корзину подарком, но где не сказал. Вот я вам и предлагаю помочь мне найти сюрприз от зайчика.
Дети начинают поиски, ребенок нашедший корзину приносит воспитателю.

Воспитатель: вы такие молодцы и с этим справились, и за наши труды предлагаю угоститься шоколадным яичком. На этом наш небольшой праздник подошел к концу. Ребята скажите, вам понравилось?
Ответы детей:___
Воспитатель: а что понравилось больше всего?
Ответы детей:___
На этом развлечение заканчивается, дети съедают шоколадные яйца и под пасхальные песнопения приступают к оформлению пасхальной открытки, для которой они готовили заготовки в течение недели.

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

· Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

· Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

· Развивать интерес к русской национальной культуре.

· Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «Пасха» в старшей группе в детском саду

Пасха-праздник самый светлый

Самый лучший и большой

Долгожданный и желанный

Самый добрый и родной!

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

  • Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
  • Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
  • Развивать интерес к русской национальной культуре.
  • Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Воспитатель:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить? Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?

(Ответы детей)

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес! » А им отвечают «Воистину Воскрес! ». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустящная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».

«На Святой дождь – добрая рожь».

«На Святой гром – к урожаю».

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

«Почему мы красим яйца?»

Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

Главный символ праздника - красное яйцо.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?

(Ответы детей)

Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Воспитатель : давайте выполним с вами небольшую зарядку.

Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 –

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Наклониться – 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку.

Воспитатель :

Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.

«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой.

И, приносила ценные подарки.

Сегодня я богата только верой.

В Спасителя и Господа Христа.

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар – яичко, символ жизни.

Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?

Невероятно это, невозможно.

Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,

Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!

Яичко розовеет, нет – темнеет.

О чудо! Оно стало ярко красным!

Воистину Иисус Христос воскрес! »

И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Дети: можно яичко нарисовать и красиво его украсить

Воспитатель :

Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет.

Писанка - нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Воспитатель : проходите, садитесь на свои места, за рабочие столы.

Дети приступают к работе. Обводят шаблон яйца, раскрашивают и рисуют узоры. Готовые работы выставляются для любования и рассматривания.

Отгадывали загадки.

1) Крепкий круглый пузырек

Цветом бел внутри желток

Курочки его несут

Расскажите, как зовут (яйцо)

2) Любит пить котята да малые котята (молоко)

3) Из меня пекут ватрушки

И оладья и блины

В торты пироги и плюшки

Положить меня должны (мука)

4) Он на веточке созрел

Фрукт красив и загорел

Любят белки грызть его

Прятать на зиму в дупло (орех)

5) Виноградину сушили

На солнышке положили

Она от зноя истомилась

А во что же превратилась (изюм)

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель:

У всех было радостное и веселое настроение, ведь добро победило зло, и Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

На следующий день пасхальной недели ребята разукрашивали яйца в народных росписях и дарили их друг другу.

Пасхальная неделя Великого праздника была доброй и радостной


Праздник Пасха для детей старшей группы.

Цель. Закрепить и расширить знания о празднике Пасха. Создать весёлое радостное настроение. Закреплять умение плавно, напевно петь песни; громко с выражением читать стихи. Развивать ловкость, находчивость, быстроту.

Ход праздника.

Воспитатель. Ребятки, я очень рада видеть вас в нашем зале. Мы сегодня собрались для того, чтобы отметь праздник Пасха. А кто знает, что символизирует собой этот праздник?

Воспитатель. Много лет назад жил на земле сын бога Иисус Христос. Он помогал людям. Но не всем это нравилось. Злые, завистливые люди поймали его и решили его убить. Они распяли его на кресте. То есть приковали руки и ноги к кресту. Иисус Христос мог избежать - эти наказания, так как он был сыном бога, но этого делать не стал. И тем самым избавил людей от страданий. Но через некоторое время Иисус воскрес, то есть ожил. И этот день отмечают как праздник Пасха. Какие традиции существуют в праздник пасха? Какие самые главные угощения праздника пасха?

Дети. Куличи, творожная пасха, раскрашенные яйца.

А сейчас дети покажут спектакль.

Жила-была девочка, звали ее – Красная Шапочка. Пошла Красная Шапочка в лес, понесла Бабушке на Пасху куличик. Бежит Красная Шапочка между деревьев, подпрыгивает, деревья ветками машут, Пасхе радуются. Навстречу – волк! Увидел Красную Шапочку, облизнулся, лапы потер, зубами щелкнул. Так бы и съел! Красная Шапочка нахмурила брови, погрозила ему пальцем. Кто это на праздник пасха девочек кушает?! Волк почесал лапой в затылке, думает – девочек есть нельзя, а бабушек, наверное, можно. И побежал к бабушке, бежит, между деревьями подпрыгивает, деревья ветками качают, шумят. Прибежал вперед Красной Шапочки и стучится – БУХ_БУХ_БУХ! Бабушка старенькая была, вся согнувшись ходила, слепая, глухая. Открыла дверь волку и сослепу решила, что это внучка к ней пришла. Обрадовалась, волка обняла, расцеловала! За стол посадила, чай налила, куличами да пасхами накормила. А тем временем Красная Шапочка все по лесу бежит, между деревьями прыгает, деревья лапами качают, шумят. Подбежала – ах! А дверь открыта! Схватилась Красную Шапочку за голову – сейчас войдет – а волк то бабушку и съел! Вбежала Красная Шапочка в домик, и аж корзинку из рук выронила – волк с бабушкой чай пьют. Увидел волк Красную Шапочку, стыдно ему стало, что он их съесть хотел, заплакал, лапами глаза трет, и убежал. Бежит по лесу, подпрыгивает, деревья шумят, лапами машут. А бабушка так ничего и не заметила. Красная Шапочка бабушке куличик подарила, чаю попила, только уходить собралась – а тут волк возвращается, кланяется бабушке, кланяется Красная Шапочка, и по пасхальному яичку им дарит. Давай Красной Шапочке и бабушка волка обнимать и целовать. Красная Шапочка рада, что волк хороший стал, а бабушку решила, что соседка в гости зашла. Простились Красная Шапочка и волк с бабушкой, за руки взялись, и вместе домой побежали. Бегут по лесу, подпрыгивают, лек ветками машет, шумит. Вот и сказке конец, а кто слушал, тому – Христос Воскрес!

Воспитатель. А сейчас давайте споём песню, про праздник Пасха.

Текст песни: «Пасха»

Праздник воскресенья, светлый день весенний

Вся земля ликует, и Иисус воскрес, о воистину воскрес.

Рано утром птички, маленькие птички, звонко песни пели, и Иисус воскрес, о воистину воскрес.

Солнышко сияет, ясное сияет, радуются люди, и Иисус воскрес, о воистину воскрес.

Праздник воскресенья, светлый день весенний, вся земля ликует и Иисус воскрес, о воистину воскрес.

Воспитатель предлагает встать на весёлый танец.

А сейчас дети прочтут стихи о празднике Пасха.

Красим яйца яркой краской

Т. Шемякина

Красим яйца яркой краской,
К празднику Христовой Пасхи,
Дружно испекли в печи
Кексы, булки, куличи!

Как люблю я праздник Пасхи

Елена Шаламанова

Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу –
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.

Пасха

Словно яркая раскраска,
К нам домой явилась Пасха.
Принесла в своём лукошке
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!

Ирина Кузнецова

В светлый праздник Воскресенья.
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам!»
(Е. Шаламанова)

Воспитатель. По традиции в праздник Пасха принято играть в игры с яичками.

Воспитатель предлагает детям встать в 2 колонны.

Дети по команде переносят яйцо в ложке, побеждает та команда, которая самая первая справляется с этим заданием.

Следующее задание «Укрась яйцо». Дети строятся в две команды. По одному подбегают к яйцу и наклеивают красивую наклейку. Побеждает та команда, которая самая первая справится с этим заданием.

Воспитатель сооружает горку из досок и кубика. Дети катают яички. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победил.

Воспитатель предлагает двум участникам по команде покрутить яички, победит тот, у кого яйцо крутится дольше.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Дети передают по кругу яйцо, говорят следующие слова: катись, катись яичко по нашему кружочку.

Найди, найди яичко для себя дружочка.

Воспитатель предлагает детям встать на веселый танец «Малинки, малинки такие вечеринки»

Цель:

  • совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; развивать диалогическую речь, закреплять умение правильно выстраивать предложение;
  • закреплять четкое произнесение поставленных звуков;
  • расширять знания о русских праздниках и обычаях, поддерживать интерес к народно-прикладному искусству;
  • закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца;
  • воспитывать уважение к народным умельцам; закреплять умение лепить из теста жаворонков, воспитывать уважение к хлебу, прививать интерес к кулинарии;
  • развивать у детей художественно-творческие способности, воображение, память;
  • развитие мелкой моторики.

Материал и оборудование:

  • русские народные костюмы, платки, кокошники, рубахи, кушаки, платок, очки, 2 корзины, свеча в подсвечнике, вареные яйца, плетенка с клубками, готовое тесто, клеенки, ножи, полотенца, подносы для жаворонков, фартуки, косынки, подставки для росписи яиц, кисти, подставки под кисти, краски, баночки с водой, тряпочки, угощение.
  • группа украшена в русском стиле: печка, люлька, прялка; выставка народно-прикладного искусства, выставка расписных яиц;
  • спички, огнетушитель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Логопед и дети наряжены в русские народные костюмы.

Логопед: Дети, какие вы все нарядные, красивые. Расскажите, что на вас надето?
Дети рассказывают про свои наряды.
Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки.
Логопед: Какие вы молодцы. А чем украшена наша группа?
Дети перечисляют предметы, поделки русского народного искусства (павлопосадские платки, гжель, городец, дымку, жостовские подносы, хохлому).
Логопед: Ребята, хотите поиграть? У меня есть корзина с сюрпризом.
Логопед надевает платок и очки, в корзине лежат клубки.
Логопед: Я буду ваша бабушка. Здравствуйте мои хорошие. Садитесь на ковер и слушайте внимательно.

II. В группе выключается свет, логопед зажигает свечу в подсвечнике и ведет беседу:

«В далекие времена, когда электричества еще не было, люди пользовались лучиной, маленькой тонкой щепкой. У меня есть свеча. Ее мы и зажжем. Но я хочу вам напомнить, что самим без взрослых это делать нельзя. И в случае пожара мы воспользуемся огнетушителем. Свеча горит и рассказ льется. А пока я буду рассказывать, я буду перематывать клубочки. Давным-давно, когда я была еще маленькой девочкой, я очень любила праздники. А их на Руси было много. Но самым главным, самым светлым и радостным был праздник Светлой Пасхи. Для этого праздника готовились особо тщательно: чисто прибирались в избе, приводили в порядок одежду. И, самое приятное – готовили много угощений. Моя бабушка пекла куличи и делала пасху. А мы с мамой лепили из теста замечательных жаворонков. А еще на Пасху …. Ой, я, кажется, забыла, что же еще готовили к Пасхе? Внучата, стара я стала, помогите мне».

III. Дети дополняют рассказ. Логопед следит за речью детей, помогает правильно выстроить предложение, хвалит за полные ответы. Включается свет, логопед с детьми рассматривают образцы расписных яиц.
«Замечательно. На Светлый праздник Пасха красили яйца! Одни яйца были чисто красными, а другие расписывали всевозможными узорами. Как же назывались такие яйца? Правильно, красные яйца назывались крашенки, а с узорами – писанки. Для писанок использовали специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был ровным и красивым нужно работать аккуратно».
«А я принесла вам вареные яйца для росписи. Да только не помню, где оставила корзину. Чтобы ее найти, мне поможет волшебный клубок. Мы будем наматывать нитку в клубок, и двигаться по ней». (Заранее готовится «путанка» для физкультминутки).

IV. Физкультминутка. Дети идут за логопедом, преодолевая «препятствия».

V. Логопед вместе с детьми находят корзину и предлагает детям разбиться на две команды: девочки и мальчики. Мальчики садятся за столы для росписи яиц (фото 1) , девочки подходят к столам для приготовления жаворонков.

Фото 1.

Девочки моют руки, надевают фартуки, косынки. Логопед уточняет принципы работы росписи яиц, затем этапы изготовления жаворонков, дает рекомендации пользования ножом (фото 2) . Предварительно дети тренировались лепить птичек из пластилина.

Фото 2.

После выполнения заданий, писанки выставляются на поднос, а готовые жаворонки выкладываются на противни для выпекания (фото 3, 4) .

Фото 3.

Фото 4.

VI. Дети рассматривают работы друг друга, дают оценку, объясняя, чем понравилась работа.

Логопед подводит итог:

«Ребята, вы все сегодня все очень постарались! Вы были молодцы! Я вами горжусь! А вы знаете, что на Пасху детки играли раскрашенными яйцами? Да, стучались ими. Чье яйцо останется целым, тот и выиграл. А с испеченными жаворонками поступали так: первого съедала хозяйка дома, чтобы никогда не болеть, второго давали корове – чтобы та давала больше молока, крошили курам – чтобы несли больше яиц. А еще одного жаворонка вешали на дерево перед домом – весну кликали. И мы с вами обязательно повесим жаворонка на дерево, чтобы быстрее наступила весна! А сейчас у меня для вас есть угощение».

Логопед угощает детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.