Советы для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

Насколько я знаю, официально никаких экзаменов для зачисления в 1 класс гимназии нет и быть не должно. Однако в реальности все по-другому. Думаю. Что многие родители меня поймут. Так уж получилось, что мы переехали на постоянное место жительство в другой район города. Рядом с домом только гимназия. А я хотела, чтобы ребенок сам мог ходить в школу и возвращаться домой. Можно было записаться на подготовительные курсы для поступления к гимназии. Но это было уже в середине года и смысла не было, так как многое упущено. У меня, конечно, есть педагогическое образование. Но я могла работать только с средними классами в школе. А с дошкольниками никогда дела не имела. Как, впрочем, ни дня не работала и в школе. Но выхода не было и я решила попробовать.

Работа с интернетом:

Самым первым делом я решила проштудировать интернет. Собрать опыт родителей. Чьи дети уже поступили в гимназию. Была рада любой информации. С первого взгляда, информации много, но по делу ее мало. Я изучила весь материал и примерно поняла, на что надо ориентироваться.

Над чем нужно работать с ребенком:

  • Задания на общее развитие ребенка
  • Вопросы о семье
  • Увлечения
  • Поры года
  • Животные
  • Птицы
  • Вопросы о школе
  • Еще многое другое в этом роде
  • Задание на диагностику памяти
  • Логика
  • Мышление
  • Желательно, чтобы ребенок умел читать и считать
  • Психологическая готовность ребенка

Буквы и цифры:

Буквы мой ребенок уже знал. Поэтому мы сразу же приступили к обучению чтению. Мы занимались по Букварю Н.С.Жуковой. По-моему это хороший вариант. Параллельно по вечерам я и сама читала ребенку, чтобы развивать его кругозор.

Теперь о цифрах. Ребенок считал. Но нужно было научиться еще и складывать в пределах 10. Требовался и обратный счет. Здесь на помощь пришли счетные палочки, карточки с цифрами. Мы старались считать все вокруг. И ступеньки, и птиц, и машины. Проблема может быть в том, что ребенку надоедает заниматься сухой математикой. Поэтому я брала примеры прямо на улице во время прогулок.

Книги для подготовки к школе:

Если вы зайдете в книжный магазин, то очень удивитесь, какое сейчас количество печатных изданий для подготовки ребенка к школе. Мы пользовались в основном «Большой энциклопедией подготовки к 1 классу» Т.И.Тарабариной. Книга хорошая. Основной упор на изучение счета, букв, форм, величин, времени и пространства, а еще неплохо подается материал по развитию речи.

Иногда брали книги младшего ребенка и повторяли самое простое, но важное для теста в гимназию.

Онлайн – занятия:

Я нашла в интернете очень неплохой сайт, с помощью которого можно развивать ребенка. Это сайт Айкьюша. Я, конечно. Не особо люблю, когда дети днями сидят за компьютером. Но иногда это необходимая мера. Моему ребенку через пару месяцев подготовки все так надоело, что мне нужно было что-то такое, что раньше было запрещено. Вот мы и начали общение с компьютером. Сайт хороший. Это не стандартные игры, а именно развивающие занятия и небольшие тесты в игровой форме.

Настольные игры:

Не думайте, что это ненужное для тестирования занятие. Мы постоянно играли с ребенком в настольные игры. Это было и закрепление цветов, форм, каких-то других понятий. Логику мы стали развивать с помощью обучения в шахматы. Этим занимался папа. Это занятие мы и сейчас не бросаем.

Творчество:

Многие родители писали. Что на тестировании у ребенка спрашивали. Что он любит рисовать, лепить и так далее. Поэтому мною было решено не забывать про лепку, вырезание, краски, раскраски. Наверное, эта часть больше всего доставляла ребенку удовольствие. Однако я и здесь хитрила. Мы разукрашивали разные логические задачки, лепили цифры и все в этом роде.

Игра в школу:

Нам повезло. У нас есть старшие сестрички, которые с огромным удовольствием играли с моим маленьким студентом в школу. Здесь-то они и объяснили, что такое школа, зачем она нужна, что такое школьный звонок и тому подобное. Мой ребенок четко знал, для чего он идет в эту школу. Кстати, такая игра нам очень помогла на тестировании.

Дополнительный материал:

Также у нас было очень много различных карточек, тематических игр с заданиями, которые мы постоянно использовали в своей подготовке.

ЧАС ИКС:

И вот этот день пришел. Мы с ребенком вместе пошли на собеседование (тестирование). К моей огромной радости, прошли его великолепно. Психолог и учитель поинтересовались, с каким репетитором мы занимались. Были удивлены, что я сама готовила ребенка. Причем. В довольно короткие сроки. Ребенок поступил. И отучился уже год. Успешно. Я теперь понимаю. Что почти любую проблему можно решить. Главное – это очень захотеть.

В ситуации выбора высшего учебного заведения и будущей специальности растерянность ученика и его родителей вполне естественна. С каждым годом список существующих российских ВУЗов пополняется новыми интересными предложениями, что, несомненно, увеличивает время, которое придётся потратить, чтобы сделать осознанный выбор.

Решая эту проблему на интуитивном уровне, многим действительно удается найти очень удачное сочетание наклонностей ребенка, предложений на рынке вакансий и выбранной специальности.

Учитывая, что на осознание правильности сделанного выбора могут уйти годы, временные затраты можно минимизировать, предварительно обратившись к существующим наработкам и методикам в области профориентации.

Как бы ни тривиально звучало слово "тестирование", но именно этот механизм позволяет с высокой долей вероятности выяснить склонности человека к тому или иному виду деятельности. К настоящему моменту существует несколько десятков подобных тестов и самыми информативными из них считаются следующие:
профориентатор. Помогает понять, в каких профессиях ваши личностные особенности позволят добиться успеха;
тест, основанный на методике В.В.Синявского и Б.А.Федоришина. Выявляет коммуникационные и организаторские способности школьника;
тест на профориентацию Е.А.Климова;
тест Дж.Голланда;
карта интересов А.Е.Голомштока;
программа профориентации для школьников Н. Пряжникова.

После того, как выбрано направление (гуманитарное или техническое) и определен перечень предпочтительных специальностей, возникает закономерный вопрос: какому ВУЗу отдать предпочтение? При решении этой задачи очень полезно соотнести авторитетность ВУЗа с вашими возможностями. Не редки случаи, когда абитуриент, с успехом преодолев вступительные испытания, не выдерживает нагрузки уже на первой сессии. Следует четко осознавать, что престиж ВУЗа вырастает не на пустом месте, а обеспечивается, прежде всего, высочайшим уровнем знаний его выпускников.

Результаты опросов показывают, что самыми востребованными среди работодателей являются выпускники следующих российских ВУЗов:

МГУ им. М. В. Ломоносова;
МГТУ им. Н. Э. Баумана;
МГИМО;
Финансовая академия при правительстве РФ;
Государственный университет управления;
Высшая школа экономики (Москва);
Уральский государственный технический университет;

Однако далеко не все компании могут позволить себе пригласить на работу выпускника МГУ или МГИМО, поэтому крупные региональные предприятия чаще всего отдают предпочтение ВУЗам с менее "громкими" именами.

Если позволяют достаток и место жительства, лучше всего год или два перед поступлением позаниматься с преподавателем из выбранного учебного заведения. Такой человек, как правило, имеет возможность ознакомить своего подопечного с вариантами вступительных экзаменов прошлых лет. К тому же он наверняка знает специфику экзаменационных требований в конкретном ВУЗе и, следовательно, сможет подготовить к поступлению более целенаправленно.

Многие ВУЗы организуют подготовительные курсы для абитуриентов, их посещение не только облегчит сдачу вступительных экзаменов, но и позволит потенциальным экзаменаторам заранее, в спокойной обстановке, оценить ваши способности и желание учиться. Кроме того, привыкнув регулярно посещать выбранный ВУЗ, вы избавляете себя от той части экзаменационного стресса, которая может быть обусловлена новизной незнакомой обстановки.

Именно занятия в системе довузовской подготовки в сочетании с репетиторством становятся для большинства абитуриентов ВУЗов гарантией успешной сдачи вступительных экзаменов.

Евгения Егорова
http://newdes.ru

Все о развитии детей - дошколят

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад ?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Так уж принято, что каждый родитель еще с пеленок озадачен вопросом подготовки ребенка к школе, а вот почему-то к поступлению в детский сад считают, что готовится незачем. Многих мам вводит в заблуждение уверенное «ДА!» крохи в ответ на их вопрос: «А ты в садик хочешь?» Увы, это вовсе не значит, что он готов к саду. Малыш просто не знает, что это такое, он не понимает, что ему придется расстаться с мамой на целый день и быть под опекой воспитателя в окружении других детей. Приход в садик это первый шаг ребенка во взрослую жизнь и от того насколько малыш и Вы будете готовы его сделать будет зависеть очень многое в его садовской жизни и в первую очередь длительность адаптационного периода. Так как же подготовить ребенка к поступлению в детский сад?

Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации (привыкания) или когда до первого посещения ребенком детского сада, яслей остается совсем мало времени.

Между тем, если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятными, а порой и тяжельми переживаниями. Поскольку ребенок привык проводить все время с близкими, не исключено, что он испугается или почувствует себя одиноко, когда
родные уйдут, оставят его с «чужой тетей», среди незнакомых детей. Чувство одиночества может вызвать у него угнетенное или, напротив, возбужденное состояние, что повлечет за собой нежелание есть, играть, ложиться спать. Некоторые дети не принимают предложения воспитателя поиграть с ним или со сверстниками, все время молчат, хотя и владеют речью; другие подолгу безутешно плачут, призывая маму, папу, бабушку, и успокаиваются только тогда, когда кто-либо из родных приходит, чтобы забрать ребенка домой.

Многие родители отдают своих детишек в садик осенью (там, как и в школе, учебный год начинается с сентября). Этот период считается самым подходящим – за лето ребенок получает витамины, активно отдыхает, закаляется. Весной же организм ослаблен после зимнего переохлаждения и вирусов, поэтому ребенок может быстро заболеть и вместо того, чтобы знакомиться с новым коллективом, будет сидеть дома.

Самое сложное – подготовка ребенка к новому образу жизни. Во-первых, нужно приучить чадо к новому распорядку дня (сон, питание, прогулки). Он должен быть отработан еще за несколько месяцев до первого, заветного дня.

примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

  1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).
  2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.
  3. Приучаем:
  • одеваться и раздеваться (с небольшой вашей помощью, конечно);
  • просить о помощи, если что-то не получается;
  • кушать ложкой за столом, не играть с едой;
  • отучаем от памперсов.

  1. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами, учим не толкаться, делиться игрушкой.
  2. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».
  3. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально.

7. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече.

8. В последующие дни первой недели приводим в группу ребенка утром,
предварительно рассказав, что он сейчас поиграет в детском саду в новые игрушки, а мама
сходит в магазин и очень скоро придет за ним. Этот этап может длиться столько, сколько
нужно для вашего ребенка, пока он не привыкнет к мысли, что за ним всегда приходят.
Определить длительность этого этапа вам помогут воспитатели, которые наблюдают за
вашим малышом в эти часы, но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

9. Утром в группу приводим ребенка, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

  1. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Хвалим, за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.
  2. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Так что, отправляя ребенка в детский сад, не рассчитывайте на то, что у вас сразу появится много свободного времени. Малыша надо приучать постепенно.

Помните всегда: от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо в садике , тебя накажут» . По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас, и для ребенка.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.

Когда ваш ребенок пройдет этот сложный период привыкания к новой обстановке и к новым людям поверьте , детский сад станет его вторым домом и ходить он будет туда с большим удовольствием и желанием . И во многом это зависит еще и от вашего взаимодействия с детским садом

Как подготовить ребенка к поступлению

в детский сад.

Так уж принято, что каждый родитель еще с пеленок озадачен вопросом подготовки ребенка к школе, а вот почему к поступлению в детский сад считают, что готовится незачем, и уверяем Вас, это глубочайшее заблуждение. Многих мам вводит в заблуждение уверенное «ДА!» крохи в ответ на их вопрос: «А ты в садик хочешь?» Увы, это вовсе не значит, что он готов к саду. Малыш просто не знает, что это такое, он не понимает, что ему придется расстаться с мамой на целый день и быть под опекой воспитателя в окружении других детей. Приход в садик это первый шаг ребенка во взрослую жизнь и от того насколько малыш и Вы будете готовы его сделать будет зависеть очень многое в его садовской жизни и в первую очередь длительность адаптационного периода. Так как же подготовится? - спросите Вы. Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Во-первых, необходимо определиться самим взрослым:

Необходим ли вам сад

С какого возраста вы хотите отдать ребенка в садик (учтите, что группы формируются на )

Какая форма подходит для Вас и вашего ребенка (группа 12 часового пребывания, группа кратковременного пребывания (ГКП), служба ранней помощи (СРП) и т. д.).

Во-вторых, подготовить ребенка:

Главное - здоровье. Лучше всего адаптируются дети, не имеющие врожденных и хронических заболеваний, а также редко болеющие ОРВИ.

Получите рекомендации врачей - специалистов. Возможно, в комплексную подготовку к саду нужно будет ввести прием общеукрепляющих средств, физкультуру, массаж. Пройдите необходимый курс лечения (если в этом есть необходимость)

Обязательно начните закаливать малыша, только делайте это плавно, продуманно и систематически, иначе вместо пользы вы получите обратный эффект. Перед началом закаливания обязательно проконсультируйтесь с вашим терапевтом.

Сделайте все необходимые прививки;

Приучайте малыша гулять 2 раза в день;

Давайте ребенку возможность много двигаться;

Стабильность – залог успешной адаптации.

Приблизьте домашний режим к режиму сада как минимум за 2 месяца до поступления. Делайте это плавно, меняя привычный уклад жизни малыша не более чем на 10 минут в неделю. Помните, что к новому режиму должен приспособиться не только ребенок, но и Вы.

Приблизьте домашний рацион питания ребенка к рациону сада. Постарайтесь познакомить ребенка с блюдами садовской кухни дома, тогда он будет более благосклонен к ним в саду. Также перейдите на 5-разовое питание, если до этого было по-другому. (Завтрак, сок, обед, полдник, ужин)

Готовьте малыша к общению с другими детьми и взрослыми.

Для этого бывайте в разных местах, где присутствуют незнакомые малышу люди. Если раньше вы предпочитали гулять отдельно от других детей, то теперь ходите с малышом на , в детские парки, клубы.

Берите малыша с собой, когда идете в гости. Наблюдайте: как кроха общается с взрослыми и другими детьми.

Особое внимание обратите на то, как он осваивает новое пространство (жмется к вам, просит поддержки, или начинает исследовать самостоятельно). Если ребенок боязлив, помогите ему исследовать незнакомое пространство, познакомьте с другими детьми, предложите совместную игру. Называйте других детей по имени (Оля, Миша, Вова), спрашивайте о них.

Научите ребенка обращаться к другим людям за помощью, сотрудничать. - Готовьте ребенка к моменту расставания с вами. Бывает, что до момента похода в садик ребенок постоянно находился с мамой. В этом случае начните передоверять заботу о малыше другим родственникам, начиная с нескольких минут, постепенно увеличивая время. - Желательно заранее разработать несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинцев, рукопожатие).

Важные навыки - навыки самообслуживания. Адаптация легче проходит у тех детей, которые: - умеют сами есть, и пить - умеют частично одеваться и раздеваться - просятся на горшок или остаются сухими, пока взрослый не напомнит про горшок - умеют самостоятельно засыпать - умеют занять себя какой-то игрой.

Познакомьте малыша с садом.

Когда вы будете проходить мимо садиков, каждый раз рассказывайте крохе, что он тоже пойдет в детский сад. Расскажите, как будет интересно в саду, сколько новых игрушек там будет.

Читайте ребенку книги о том, как детки собирались в детский сад. Такие книги сейчас есть в продаже. Важно, чтобы в книжке были перечислены режимные моменты и не было никакой негативной информации о переживаниях героя в саду. (например: книга «Я иду в детский сад» издат. «Карапуз» не подходит для этапа подготовки ребенка к детскому саду. Она будет полезна, когда ребенок уже придет в д/с и его переживания совпадут с переживаниями героя книги).

Можно взять картинки с изображение режимных моментов в интернете и самим придумать истории или сказки о детском садике. Главное, рассказать про сад, как можно подробнее. - Можно поиграть в игру: «День в саду». Возьмите мягкие игрушки и играйте: вот Медведица будит с утра своего Мишку, они умываются, одеваются, идут в сад. Пусть там их встретит воспитательница-Белка и другие дети-зверюшки. Проиграйте момент ухода мамы. Дальше покажите, как малыши идут на горшки, завтракают, играют, гуляют, приходят с прогулки, обедают, ложатся спать и т. д. вплоть до момента прихода мамы.

Внимание! Игру нельзя обрывать, пока вы не проиграете момент возвращения мамы. Именно расставание с мамой - это наиболее травматичный момент, и ребенок должен твердо запомнить: мама всегда возвращается. Эта игра поможет вашему ребенку внести ясность в то, что такое сад.

В–третьих, подготовить «приданое» малыша:

Конечно же, мы не призываем Вас сию же минуту бежать приобретать какие-то вещи, но продумать в чем будет ходить малыш в садик и познакомится с ассортиментом товаров стоит заранее.

Начнем с обуви, ведь она залог безопасности ребенка.

Обувь должна соответствовать размеру ребенка - должен быть твердый закрытый носок и пятка - должна фиксироваться на ноге (застежкой или липучкой).

Для музыкальных занятий понадобятся: чешки или балетки.

Для физкультуры – спортивные тапочки на гибкой, резиновой, не скользящей подошве.

Для бассейна - махровый халат с капюшоном, хорошо впитывающее, среднего размера полотенце, резиновая шапочка, сланцы.

Одежда: - должна всегда быть чистой - соответствовать температурным и погодным условиям - быть удобной, легко сниматься и одеваться. Лучший вариант это - он позволяет ребенку легко двигаться и отвечает всем гигиеническим требования.

Если на одежде есть украшения в виде блесток, стразов и т. д. – убедитесь, что они не отвалятся, и лучше в такой одежде ходить в гости, а не в детский сад.

В отдельный мешочек надо будет сложить запасные вещи малыша: трусы, колготки, носочки, футболки и пустой пакет.

Желательно подписать все вещи ребенка.

Необходимо заранее продумать одежду для прогулок. Для зимнего периода понадобятся 2-3 пары варежек, не покупайте перчатки - руки в них замерзают быстрее, особенно у малышей.

И самое главное - подготовьтесь сами к расставанию с малышом.

Если Вы решили доверить своего малыша воспитателям, то доверяйте им во всем – ведь они профессионалы, вырастившие не одно поколение детей.

Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне прихода ребенка в ДОУ. Помните, что ваши страхи, опасения обязательно передадутся малышу.

Если Вас что-то беспокоит в ребенке, у Вас есть какие-то вопросы по любому вопросу, касающемуся воспитания, и т. д., обязательно посетите психолога.


В этой статье:

Детский сад - беззаботное время игры. Хотя на первых порах у вас с ребенком могут быть проблемы. Все дело в адаптации. Тут роль играет как психологическая, так и физическая адаптация малыша к абсолютно новым условиям.

Если вы не подготовили ребенка к тому, что его ждет, то могут начаться неприятности: плохой сон, постоянные истерики перед походом в садик, нежелание общаться, даже агрессия. Детям не очень понятно, что же произошло, почему они больше не могут вести привычный образ жизни . Подготовить малыша не составит особого труда, так что процесс адаптации пройдет проще. Первое и самое важное - разговор с родителями. При поступлении в садик изменится очень многое, особенно социальная составляющая жизни ребенка. Будьте готовы отвечать на вопросы и давать советы.

Один в садике

Вы отводите маленького ребенка (трех-, а иногда и двухлетнего) в сад, прощаетесь и идете на работу, по своим делам. Малыш остается один в новом месте, среди чужих детей, с незнакомыми взрослыми. Для его психики это огромный стресс, особенно если родители не подготовили малыша к садику. Что меняется:

  • Социальная жизнь

Он был центром вашей маленькой вселенной, единственным (очень часто) ребенком. Все игры шли по его правилам, а взрослые только и делали, что пытались порадовать малыша, угодить ему. Теперь же детей много -
10-15 в группе. Воспитатель выполняет другую функцию. Она наблюдает за тем, чтобы все было хорошо, чтобы дети вовремя поели, не ссорились. Уделить максимум внимания всем детям не получается.

Значит, малышу необходимо приспособиться самому, найти свое место в обществе. Детский сад - это первый социальный институт для детей. Здесь они учатся искать свое общественное «я», занимать какое-то положение, играть роль в обществе.

  • Режим

Приспособиться к новому режиму довольно сложно . Это важная часть физической адаптации, которая у многих проходит весьма остро. Изменение режима сказывается на настроении, психике, развитии малыша.

  • Общение со взрослыми

В жизни ребенка появляются новые взрослые, к которым уже нельзя относиться как к родственникам или друзьям. Это воспитатель, учитель, нянечка. С ними тоже необходимо найти общий язык. А еще нужно их слушаться, выполнять их требования.

Что ждет родителей

Будьте готовы к тому, что на первый месяц или даже дольше адаптация к садику станет важной частью жизни ребенка. А значит, и вашей жизни тоже. Многие дети не могут справиться с эмоциями. Детский сад они воспринимают как некое наказание. Малыш может просить не отводить его в садик , обещая «вести себя хорошо», «делать все, что мама скажет», «больше не баловаться».

Очень важно сейчас не отступать, позволяя малышу не ходить, если не хочется. Лучше разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, помогайте подружить с другими детьми. Если вы правильно подготовили малыша, то адаптация займет минимальные сроки.

Чаще всего именно утром перед походом в сад начинаются проблемы. Малышу не хочется уходить из дома, от любимых игрушек и привычной атмосферы. Днем же он занят в садике уроками, играми, совместной деятельностью . Это позволяет забыть на время о том, как не хотелось сюда идти.

При поступлении в детский сад малыш делает огромный скачек в своем психическом развитии. Сначала в это трудно поверить, ведь из спокойного ребенка он превращается в непослушного, нервного. Но как только адаптационный период подойдет к концу, вы увидите быстрые изменения, взросление. Новые условия жизни, самостоятельность, социализация необходимы для правильного развития малыша.

Три типа адаптации

Психологи выделяют три типа адаптации при поступлении в дошкольное учреждение. Кстати, чем больше контактов со сверстниками имел малыш до этого, тем проще ему будет в садике. Если же первые 3-4 года жизни он провел только с родителями, бабушками и дедушками, то будет гораздо сложнее.

Родители должны понимать, что это совершенно
нормальный процесс
. Адаптивный период есть у всех и везде. Когда уже взрослый человек поступает в институт, ему приходится приспосабливаться к новым правилам, распорядку, экзаменам, преподавателям, группе. А смена места работы, даже если вам 35-40 лет, может стать травмирующим опытом.

Приспособиться к новому всегда тяжело. Взрослые люди тоже переживают адаптивный период, просто не показывают эмоций. Хотя часто мы говорим друг другу утром: «Не хочу на работу, вот бы остаться дома хоть на денек». Для маленьких детей это еще сложнее, ведь часто смысл похода в садик для них неясен.

Итак, есть три формы адаптации, из них легкая и средняя самые распространенные.

Легкая

Легкая адаптация - самая желанная. Она длится от нескольких дней до пары недель. В этот период кроха уже нашел себе компанию в садике, ему проще приспособиться к новому. Наша психика борется с раздражителями - малыш тоже не хочет идти в детский сад по утрам, просит скорее забрать его домой. Самое главное – его социализация идет быстрыми темпами . После утренних слез он очень скоро забывает об этом, начинает играть и общаться. Нет проблем с агрессией, ребенок настроен дружелюбно.

Средняя

Самая распространенная у детей средняя адаптация длится около месяца. Бывают частые перепады настроения. С одной стороны, малышу нравится садик, у него появились друзья, он рассказывает про воспитателя и уроки.

С другой - он не хочет туда идти, просит маму оставить его дома хоть на пару дней. В этот период дети раздражительны, иногда проявляют агрессивность, плохо спят и кушают . Сейчас важно сосредоточиться на том, чтобы помочь малышу любыми средствами.

Тяжелая (проблемная) адаптация

Встречается лишь в 10% случаев и считается довольно редкой. Проблемная адаптация наблюдается прежде всего у детей с нарушениями психики и
психического развития.

При поступлении в садик такие дети становятся агрессивными, часто дерутся с другими детьми. У них не получается выстраивать отношения со сверстниками и воспитателями, они не следуют режиму. Чаще всего уже через 1-2 недели воспитатель рекомендует обратиться к детскому психологу . Проблемная адаптация может стать причиной отказа принять малыша обратно в группу дошкольного учреждения.

Почему адаптация так важна?

Рано или поздно придет время идти в школу, а потом и во взрослую жизнь. Вашего ребенка будут окружать новые люди, ему придется принять правила жизни в обществе , необходимые нормы поведения. Проще всего
привыкнуть к ним играя. Именно так происходит основная часть обучения в садике - через игры. Чем младше кроха, тем легче ему воспринять правила социума .

Конечно, можно оставить детей дома до самой школы, но тогда они столкнутся с проблемой адаптации, уже гораздо более серьезной. Чем быстрее, проще, спокойнее пройдет период приспосабливания к садику, тем скорее жизнь малыша войдет в нормальное русло. Помочь тут могут родители и воспитатели.

Как помочь детям привыкнуть к садику?

Начните подготовку еще летом, и тогда при поступлении в детский сад будет в разы проще. Очень важно психологически подготовить ребенка к тому, что его ждет. У него будут возникать вопросы, на которые вам необходимо давать только честные ответы. Кстати, нелишним будет родителям сначала сходить в тот самый садик, познакомиться с воспитателями, все у них узнать.

Разговоры и ответы на вопросы

Объясните, зачем вы хотите отдать малыша в садик. Расскажите про свой опыт, о том, какие у вас были игрушки, игры, как было весело. Поясните, что ходить в сад нужно будет почти каждый день. У детей обычно много вопросов:

Когда ты будешь забирать меня домой?

Зачем нужно спать днем?

Во что мы будем играть?

Что мы будем кушать?

Можно ли уйти раньше, если мне не понравится?

Не нужно нервничать или ругать ребенка за его интерес. Объясните все столько раз, сколько потребуется. Так он уже заранее начнет привыкать к новой реальности .

Сходить вместе в садик

Если раньше детей просто отводили 1 сентября в детский сад, оставляя на попечение нянечек и воспитателей, то теперь все стало гораздо проще. Многие детские сады предлагают родителям гибкий график. Сначала можно сходить с ребенком вместе, посидеть, поговорить с другими мамами, пока дети знакомятся . Рядом с родителями им совсем не страшно, все
воспринимается как игра. Всего 1-2 часа за день, и вот малыш уже изучил некоторые правила садика.

Далее оставляйте его на несколько часов. Лучше всего приводить ребенка чуть позже, чем большинство детей. Тогда он не увидит слез малышей, которых оставляют рано . Все уже играют, общаются, всё выглядит более дружелюбным. Первое время можно забирать его до прогулки или сразу после нее. Потом уже оставляйте малыша на обед.

Постепенная адаптация дает возможность сгладить все острые углы. Пусть это займет больше времени, зато вы поможете ребенку привыкнуть безболезненно.

Поиграйте дома

Отличная тренировка - игра. После разговоров и вопросов предложите малышу поиграть в детский сад. Мама или бабушка выступают в роли воспитателя. Вы даете ребенку простые задания, рассказываете о новом распорядке дня. Потом, если будет желание,
поменяйтесь ролями
. У детей познание мира еще плотно связано с игровой деятельностью – так они будут чувствовать себя увереннее.

Таким образом, при поступлении в садик ребенок уже будет примерно представлять себе, что же там происходит. Согласитесь, неизвестность пугает, а особенно маленьких детей. Простая игра займет малыша максимум на 1 час в день, зато он уже будет подготовлен к тому, что такое урок, как следует самому мыть ручки после прогулки, кушать ложкой и вилкой.

Особенности физической адаптации

Психологическая адаптация - это лишь половина проблемы. Вторая половина - физическая адаптация. Это не менее сложный процесс, и его родители тоже могут облегчить. Главное - вовремя начать подготовку. Лучше всего, если вы уделите ей 2-3 месяца . За это время малыш полностью привыкнет к мысли, что детский садик обязательно будет, что это надолго, но главное - там нет ничего страшного. Сделать это просто, если приложить усилия заранее.

Режим

Если до садика кроха долго спал и потом неспешно кушал, то теперь все это в один момент заканчивается. Детей отводят рано - многие мамы забегают в садик перед работой, а это около 8 утра. Значит, придется рано вставать. Конечно, в саду предусмотрен дневной сон, но не всем малышам удается уснуть . К вечеру малыш может быть уставшим, перевозбужденным, плаксивым. Новый режим дня дается с трудом.

К сожалению, теперь вставать
рано и уставать к вечеру станет нормальным еще на много-много лет. Но не пугайте такими рассказами маленьких детей. Лучше помогите подготовиться. Еще с лета перемещайте время подъема. Если раньше ребенок просыпался в 9-10 утра, то нужно постепенно будить его на 30-40 минут раньше.

Так ранний подъем не будет таким болезненным. Кроме того, пусть ребенок обязательно спит днем. Для детей 3 лет это 1,5-2 часа отдыха, особенно если малыш активный, подвижный. Когда ложиться спать, решайте сами – это зависит от последнего приема пищи. Следите, чтобы ночной сон длился не менее 9-10 часов. Так проводится частичная адаптация к новым условиям.

Новое питание

Для многих родителей еда в детском саду станет самой большой проблемой. Конечно, это не бабушкины котлеты и супчики, приготовленные максимально вкусно для конкретного ребенка. Кто-то не ест вареную морковку, а кто-то жареную печень, хлеб, огурцы… Родители стараются давать детям только то, что те готовы быстро скушать.

Но в саду никто не будет выбирать вареный лук из супа или
доставать лавровые листики. Тут подается еда, которая максимально подходит для всех детей. Многим она не нравится, и тогда воспитатели и нянечки начинают сердиться, а дети по часу плачут над тарелкой каши. Конечно, это не делает посещение садика приятным. Дети жалуются родителям , что там «невкусно», что они такое не едят, а их насильно заставляют.

Тут мало что можно поделать. Нельзя же оставлять ребенка голодным весь день! К сожалению, детский сад не может предложить индивидуальное меню для каждого малыша. Возможно, если все это вам только предстоит, то уже сейчас не стоит дома уделять так много внимания кулинарным предпочтениям ребенка . Поймите, что ему будет намного проще в жизни, если он вырастет непривередливым и «всеядным».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.