Вышивка разными способами китаянка вышивает. Что нужно для вышивки. Разновидности китайских шелковых вышивок

Рисунок иглой – именно так можно назвать вышивку гладью, которая берёт своё начало в Китае. Именно китайская вышивка в интересной технике - гладью - в подборке со схемами, по которым её делают, поражает своей реалистичностью и красочностью.

Учимся правилам китайской вышивки гладью со схемами и описанием

Считается, что родиной данной техники является Китай. Именно в этой стране традиции и секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Поэтому неудивительно, что именно китайцы добились такого уровня выполнения своих работ, которые так и хочется назвать шедеврами.

Техника вышивки гладью является самой простой, которой можно научиться, но в то же время считается самой сложной, потому что добиться идеальных стежков можно далеко не с первого раза. Гладь прекрасно передаёт игру света и тени, а также цветовые нюансы, поэтому пейзажи, портреты и цветочные композиции рукодельницы предпочитают выполнять именно данной техникой.

Для того чтобы овладеть этим искусством, начинающие рукодельницы должны научиться основным стежкам и правильному подбору инструмента. Инструменты понадобятся самые простые: нитки, игла, пяльца и ткань-основа. Для первых опытов лучше всего подойдёт бязь, которая отличается плотностью, но одновременно и эластичностью, и отлично держит форму. Перед началом вышивки ткань необходимо тщательно прогладить утюгом. Для первых своих картин лучше выбрать нитки мулине, которые обладают мягкостью и эластичностью. Особенное внимание стоит уделить хлопковым нитям, которые очень просты в обращении по сравнению с шерстяными и шёлковыми нитками.

Одним из наиболее доступных способов вышивки является вышивка штрихами. Нужно закрепить на изнаночной стороне плоский узел, вывести нить на лицевую сторону и выполнить короткий «штрих», равный буквально 2-3мм. Затем снова вывести нить на лицевую сторону и продолжить делать стежки, которые могут быть различной длины, но обязательно плотно прилегать друг к другу.

Рассмотрим небольшой мастер класс по технике выполнения глади. Работа должна начинаться с выполнения контура. Схемой для вышивки может послужить любой рисунок. Для первых работ идеальным решением будет взять обычную детскую раскраску, рисунок которой на ткань можно перенести при помощи кальки, термокарандаша и утюга.

Самый первый стежок должен быть выполнен «вперёд иголку». Нить раз за разом выводится на лицевую сторону полотна, постепенно обводя контур элемента, а с помощью штриховых стежков заполняется вся его внутренняя часть.

Некоторые элементы схемы можно выделить объёмом и сделать их более рельефными, для этого нужно швом «вперёд иголку» прошить и заданные места. Этот приём называется «настил». В конце его следует закрыть обычными гладьевыми стежками.

Эта техника является одной из немногих, где нет жёстких правил исполнения. Стежки могут ложиться друг на друга, чтоб создать объём, также можно их выполнять внахлёст. Но чтоб полотно было идеальным, а поверхность ровной, нужно делать стежки одинаковой длины.

Также немалое значение имеет наклон стежков, именно от него будет зависеть общее впечатление от вышивки.

Как уже упоминалось выше, китайская гладь по своему исполнению не отличается от обычной глади. Их разница в том, что китайская техника собирает в себе целый ряд требований и доступна лишь опытным мастерицам. Нужно добиться невероятной аккуратности и чёткости шага стежка, прежде чем решиться на неё.

В Китае самыми известными провинциями, в которых работают вышивальщицы, являются Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой из них есть свой стиль исполнения вышивки. Мастерицы первой школы знают 40 швов, а также работают с тысячей видов нитей. Приёмы этой школы отличаются довольно сложными рисунками и тонкостью работы мастериц. Каждая деталь, даже шерстинка у животных вышита отдельно, поэтому работы получаются очень качественными, красивыми и живыми.

Во второй школе отдают предпочтение вышивке тигров.

Именно здесь вышивка выполняется шёлковыми нитками по шёлковому полотну, для работы с изображением используется более 70 видов укладки стежка. Кроме разнообразия приёмов, вышивальщицы пользуются специально обработанными нитками, чтоб они не ворсились и не махрились.

В третьей провинции отличительной чертой является богатство красок, геометрически правильные узоры. Здесь довольно часто можно встретить изображения фениксов и драконов.

Четвёртая провинция использует 100 видов стежков, обычно здесь вышивают пейзажи, людей и природу.

Разберем некоторые особенности китайской вышивки гладью

Отличить китайскую вышивку довольно просто, стоит только детально рассмотреть работу. Стежки одного цвета укладываются рядками, не заходя за границы другого цвета. Вышивают с «настилом», используя прямую или косую гладь. Каждый элемент делят на несколько частей, а затем в определённой последовательности заполняют каждую по отдельности. Вышивка начинается с более тёмных тонов у контура и заканчивается более светлыми тонами у середины.

Для вышивки одного цвета подбирается минимум три оттенка, чтоб передать естественность изображаемого предмета.

Видео по теме статьи

В завершение статьи хочется добавить несколько видео, которые более наглядно смогут показать прелесть китайской вышивки гладью.

Китайские наборы для вышивания постепенно набирают популярность среди вышивальщиц. Поэтому сегодня хочу немного систематизировать мой личный опыт работы с китайскими наборами для вышивания . На самом деле, несмотря на территориальную близость Китая к месту моего жительства, я не так уж много вышиваю по наборам китайского производства. И тому есть разные причины. Собственно, о них и будет весь мой пост… Всем, кто только хочет попробовать вышить картину по китайскому набору для вышивания, советую прежде ознакомиться с моими наблюдениями, а потом делать свой вывод.

На самом деле, в моей личной копилке отшитых наборов всего три — китайского производства, один из которых я просто безжалостно выкинула, а два других украшают стены в комнате дома — — и у мужа в офисе — .

Для начала покажу картинки производителей, с которыми я на данный момент имела возможность встретиться.

Сразу скажу — левый верхний вообще не выдерживает никакой критики , а потому я бы покупать наборы этого производителя не рекомендовала. Слишком велик шанс получить все минусы в одном наборе…

А два других, особенно правый нижний, вполне заслуживают внимания.

Но теперь подробно обо всём. И предлагаю сразу же начать с негативных моментов, с которым вы можете столкнуться.

Китайские наборы для вышивания: о минусах

1. ключ к схеме на китайском языке

Поскольку наборы китайского производства, естественно, что и все комментарии к схеме, ключ и инструкции тоже будут написаны по-китайски. Для тех, кто ни разу не сталкивался с такими символами, многое будет не понятно. Хотя, если у вас есть большой опыт в вышивке, вы, скорее всего, сможете со временем разобраться, что к чему.

Кстати говоря, я могу помочь разобраться с расшифровкой ключа к схеме, если вы пришлёте мне на е-майл (info@сайт) письмо с фотографией ключа. 😉

А ещё я подготовила статью о том, как разобраться в , где рассказала и показала основные варианты ключей.

2. риск ошибки в цветовой гамме

Пожалуй, это самый критичный «минус» и опасность при работе с китайскими наборами для вышивания. Потому что «на глаз» определить очень сложно, подходят ли вложенные нити мулине под цветовую гамму заявленного дизайна. Так, несколько лет назад, едва моё увлечение вышивкой крестом начало набирать обороты, муж купил мне в Китае один набор… Очень уж ему понравился дизайн — с волками. Меня всегда увлекали вышивки большого размера и вот, один такой набор я решила начать вышивать.

Как я говорила выше — этот набор я выкинула (во время переезда на новое место жительства). Потому что я отчётливо осознавала, что не смогу заставить себя дошить это безобразие. Во-первых, там явно были проблемы с цветовой палитрой — едва я начала вышивать, как сразу же поняла это. И чем дальше шила, тем больше убеждалась в том, что цвет вообще не соответствует тому, что нарисовано на картинке. Кроме того, в этом конкретном наборе была не очень хорошая схема (если увеличить картинку, можно увидеть, что она трехцветная и довольно мелкая). Да и качество мулине оставляло желать лучшего. В общем, я просто бросила эту работу, решив не тратить на неё драгоценное время.

У меня встал вопрос, что делать с двумя другими наборами этого же производителя. И ответ пришёл сам собой — в гости тогда ко мне приехала моя тётя, которая говорила, что у них трудно достать готовые наборы и мулине, потому что живут они в далекой глубинке. И я, предупредив, что наборы китайские могут оказаться «с браком», отдала ей их. Потому что можно было нитки от набора использовать в другой вышивке. Но моя тётя оказалась не из ленивых. И она вышила один набор. Который, кстати сказать, ранее я показывала в посте про . Вот результат этой работы.

3. этические соображения

В связи с активной пропагандой защиты авторских прав, да и с ростом осознания нравственных основ, становится понятно, что воровство в любом виде — это преступление. Почему эта тема всплывает сейчас? Потому что зачастую (не все, конечно!) китайские производители берут известные схемы (того же Dimensions), и «перекраивают» на свой лад. Вкладывают свою канву, нити, чуть видоизменяют значки, используемые в схеме… И тут уже сложно становится разобраться — изготовлен ли этот набор как «точная копия» или как «вольная интерпретация». К примеру, моя — фактически такой же дизайн есть у Dimensions (circle of volves). И на глаз отличить разницу между оригинальным набором и китайским, на мой взгляд, сложно.

Сделала для сравнения даже коллаж (его можно увеличить, если кликнуть по картинке): в центре моя вышивка по набору китайского производства, а по краям слева и справа по наборам Dimensions.

4. качество мулине

Конечно, каждый набор будет немного отличаться по качеству. Но в целом скажу главное: я привыкла к довольно высокому качеству мулине DMC, и невольно сравнивала с ним. Так вот, китайское мулине менее шелковистое, чуть более толстая сама ниточка. Хотя в целом, назвать существенным минусом это вряд ли возможно, но упомянуть об этом, я считаю, тоже необходимо.

Китайские наборы для вышивания: о плюсах

1. низкая цена

Безусловно, 300 рублей, которые я отдала за набор «Волков» против 660 рублей оригинала, это существенно. А есть наборы, которые стоят чуть дешевле. Конечно, при том непременном условии, что покупать вы их будете непосредственно в Китае. Не уверена, что сейчас можно купить в России за такую же цену качественные китайские наборы, ведь доставка и растаможивание груза повлекут за собой увеличение цены у продавца. Для меня было хорошим вариантом покупать наборы либо при личной поездке в Китай, либо заказывать знакомым, которые туда отправляются. Хотя я уже давно не покупала китайских наборов для вышивания, потому не могу реально соотнести цены…

2. приемлемое качество

Конечно, при том условии, что вы уже знаете, какую фирму-производителя брать стоит, а какую нет. Для примера два надежных производителя я привела уже выше. И, конечно, за ту цену, что мы отдаём за китайский набор не стоит ожидать высшего качества. Но и не совсем низшего всё-таки.

3. разобранные нитки на органайзере для мулине

Я уже неоднократно писала, как лично меня удивляет эта, вроде бы мелочь, в английских наборах… Но лично мне приятнее сразу открыть набор и начать вышивать, а не тратить время на разбор «косичек» по цветам и поиск а, придумывая его из подручных средств…

Только лишь за это я уже очень благодарна китайским производителям, которые не ленятся и разбирают всё мулине по цветам.

4. обработанная канва

Ещё один большой плюс — это производственным образом . Не нужно тратить время и на это.

Кроме того, плотная и хорошо накрахмаленная канва отлично ложится в пяльцы.

Ещё раз напомню, что это касается качественно выполненных наборов. Уже упоминавшийся ранее набор, которым я осталась не довольна, не имел этой приятной «опции».

5. зачастую цветная, довольно крупная схема

Это тоже немаловажно при работе с большими вышивками. Чтобы не теряться в символах и легко следить за процессом, лично мне было очень приятно, что и у бамбуков и у волков схемы были очень хорошие.

Китайские наборы для вышивания: ИТОГИ

На что обратить внимание при выборе .

Конечно, если вы покупаете набор по Интернету, сложно будет оценить его качество. Но тем не менее, попытайтесь выяснить следующие важные моменты:

  • изображение на обложке — насколько качественно проработана картинка;
  • обработана ли канва;
  • разобрано ли мулине на органайзер;
  • цветная или трехцветная (черно-белая) схема прикладывается к набору.

Обычно этих показателей бывает достаточно, чтобы понять, качественный ли перед вами набор или нет. Если все пункты соблюдены, риск, что будет ошибка в самой схеме или в цветовой гамме конечной работы, будет невелик. Если же хотя бы один пункт не соблюдается, стоит уже подумать, покупать такой набор или нет.

Если у вас есть возможность открыть упаковку и посмотреть внутрь, обязательно сделайте и это, тогда вы наощупь сможете убедиться в качестве ниток и канвы.

Ну, а что касается точности передачи цветовой гаммы, тут только на свой страх и риск… 😉 Либо покупайте уже проверенные наборы. К слову сказать, из трех производителей, с которыми я сталкивалась, тот, что на коллаже правый нижний — самый достойный, на мой взгляд. Но, насколько я помню, он был и одним из дорогих…


Китай - родина шелка. Производство шелка привело страну к развитию шелкового производства и китайской вышивки, зародившейся более 3000 лет назад. Вышивка шелком по шелку - самая изысканная, но требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальщицы.

Картины, вышитые мастерицами являются настоящим произведением искусства. Прозрачные, воздушные вышивки, изменяющие цвет в зависимости от освещения, всегда ценились при дворе императора и в .

Есть в Китае провинции, в которых работают самые известные вышивальщицы. Это Цзянсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой провинции свой стиль вышивки, и все они восхищают своей красотой. Их называют «китайские школы вышивки».

История вышивки в Китае


Еще во времена династии Сун (960-1279 гг.) появилась первая вышивальная мастерская и с тех пор искусство вышивания развивается, собирая все лучшее из опыта самых достойных мастериц-вышивальщиц. Частота наложения стежков в китайских вышивках в три раза выше, чем в лучших французских гобеленах.

Известная во всем мире школа вышивки находится в провинции Цзянсу в городе Сучжоу. Вышивка Сучжоу имеет 2-х тысячелетнюю историю. Город Сучжоу и сегодня является центром шёлковой вышивки в Китае. Этот город один из самых посещаемых туристами городов. Китайцы гордятся им, и называют эту местность «Рай на земле». С ними, наверное, следует согласиться, даже если не пришлось еще увидеть этот райский уголок, ведь красота вышивки могла возникнуть лишь в окружении красоты природы.

Многие иностранцы, посетившие Сучжоу, говорят о его сходстве с Венецией. А Марко Поло, побывавший здесь в 1276 году, назвал город такими возвышенными словами, как «великий» и «благородный».

В давние времена в Сучжоу почти каждая семья занималась разведением червячков-шелкопрядов для получения шёлковых нитей, а девочек . В названиях улиц Сучжоу сохранились доказательства тому, что шелковые нити и вышивка для города имела огромное значение, например, «переулок шёлковой нити», «улица вышивки цветов» и многие другие. В зависимости от достатка семьи в вышивках использовались нити разного достоинства. В состоятельных семействах вышивка могла быть украшена и драгоценными камнями.

Китайские вышивальщицы знают десятки различных швов, используют до 1000 видов вышивальных нитей. Работы китайских мастериц отличаются тонкостью и сложным рисунком. Их котята, тигры, кошки и собаки на готовых вышивках будто живые, можно увидеть каждую шерстинку животного.

Если вышивальщицы Сучжоу любят на своих вышивках изображать котят, то в провинции Хунань отдают предпочтение тиграм и львам. Эти вышивки отличаются четкостью линий и яркой расцветкой. В китайских вышивках изображают и пейзажные сюжеты, и цветочные натюрморты, а потому, вышивая, часто копируют живописные полотна.

Вышитые изображения получаются объемными и реалистичными. Вышивки китайских мастериц удивляют и восхищают искусной и необычной работой но здесь следует заметить, что и шелковые нити, используемые ими, тоже необычные. Их окрашивают вручную, для каждой вышивки. Шелковая нить имеет форму восьмигранника, что позволяет ее раскрасить до полутора тысяч оттенков. А свет, падая на нее, преломляется и отражается различными цветовыми оттенками, создавая ощущение реальности.

Когда вышивальщица кладет нити в разных направлениях, достигается эффект необходимой светотени. При переходе с одного тона на другой нитки подбираются все тоньше и тоньше. Отличительной особенностью шёлка является его блеск. Свет переливается, отражаясь или преломляясь в волокне шелка. И нити, играя световыми переливами, создают подвижность изображения, которое обретает объём и будто бы оживает.

Нити сохраняют яркость в течение долгих лет. Они ложатся на поверхность полотна, создавая тончайшую текстуру, в которой отражается и искрится свет. Такие работы создают ощущение воздушного пространства и состояния реальности.

В провинции Гуандун мастерицы любят вышивать сказочные существа: драконов и птицу-феникс. Китайские мифы и легенды рассказывают об этой птице уже много тысяч лет, с начала китайской цивилизации, а вышивка в Гуандун появилась около 1000 лет. В этой вышивке необычайное богатство красок, уникальные узоры.

Гуандунские изделия отличаются вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастерицы сначала вышивают шелковыми или хлопчатобумажными нитями, а затем, когда изображение становится выпуклым, покрывают вышивку золотыми или серебряными нитками.

Иногда для создания выпуклости подкладывают вату, обшивая ее шелком или слоем из серебряных и золотых нитей. Такая вышивка делает изделия объемными. В гуандунской вышивке можно встретить, кроме шелковых нитей, шерстяные или хлопчатобумажные. Вышивка отличается насыщенными композициями и контрастными красками.

Сычуаньская вышивка появилась чуть раньше, более 1000 лет назад, и с тех пор восхищает своей красотой. В ней используется около 100 видов стежков и швов. Мастерицы шелковой вышивки Сычуань предпочитают вышивать цветы, птичек, рыбок и насекомых. Но есть и изображение пейзажей и людей. В сычуаньской вышивке короткие и изящные стежки.

Вышивки каждой китайской школы восхищают нас аккуратностью и тщательностью выполнения работы, переливчатым блеском нитей. Особенности китайского народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые характеризуют символику орнаментации и цвета. В вышитых изделиях птицы, цветы и любые предметы тесно связаны с представлениями народа о жизни, природе и счастье.

Некоторые мастерицы садились за работу лишь в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и теплый, тихий ветерок чуть наклоняет головки благоухающих цветов. В погоду, когда дует ветер, льет дождь, или хмурится небо, за работу не брались. Мастерицы считали, что вышивка, которую они выполняют должна наполниться их добрыми чувствами, именно тогда удастся выразить свои дивные ощущения, одухотворенность мысли.

Китайская вышивка шелком – цвета и символы


В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.

Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:

Белый - олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Синий - олицетворение высшего Ян, символ неба;
Красный - символы огня, счастья, радости;
Желтый - символы земли, власти;
Черный - символ воды, вечности, пространства.

А любимыми изображениями считаются:

Рыбы – символ успеха;
Бабочки - символ радости, счастья;
Птицы - символ свободы и радости.
Сливы, персики - символ плодородия и изобилия;
Цветы лотоса - символ верности.

Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.

Каждое изображение в вышивке имело определенное значение и пожелание владельцу вышитого изделия. Например, изображения бабочки – пожелания счастья; тигра – силы, чиновника на лошади – успешной карьеры.

Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.

В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.

Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.

Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.

Вышивка картин шелковыми нитями на шелке


Создание картин из шелковых нитей - чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.

Двусторонние картины оправляют в специальные рамки, которые в свою очередь бывают также произведениями искусства. Они содержат элементы резьбы и узел вращения, который облегчает просмотр картины с обеих сторон.

Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.

























Китайская цивилизация подарила миру множество уникальных открытий.
Изящная фарфоровая посуда, зеленый чай и шелк давно уже стали своеобразной визитной карточкой Китая. Резьба по камню и дереву, изготовление вырезок из бумаги, живопись и каллиграфия – это лишь немногая часть из того, чем по праву может гордиться Китай.
Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства, который заслуживает особенного внимания.


Согласно записям из книги исторических документов «Шуцзин», более 4 тыс. лет назад вышло постановление, в котором говорилось о том, чтобы официальная парадная одежда была украшена нарисованными цветами и вышивкой. В литературных произведениях эпохи Западная Чжоу встречаются слова – «вышивка и живопись неразрывны». Самые древние вышивки, дошедшие до наших дней – это изделия эпохи Воюющих царств (475-221 г. до н.э), которые выполнены в виде орнаментов с драконами и фениксами.

Особая гордость китайских мастериц - это вышивка по шелку. В Древнем Китае всех девочек, вне зависимости от их сословной принадлежности, обучали вышиванию. Художественная вышивка делалась на одежде, обуви, сумочках, веерах и других предметах.
Самой известной считается Сучжоуская вышивка, она выполняется на шелковой ткани шелковыми нитями. Невероятно живые картины, выполнены техникой двусторонней вышивки, когда лицевая и изнаночная стороны идентичны.

Первая вышивальная мастерская была открыта императорским двором во времена династии Сун (960-1279 гг.). И с тех самых пор искусство вышивания в Китае постоянно развивалось и совершенствовалось. Унаследовав лучшие традиции, и постоянно вбирая в себя все новое, вышивка становится все более популярной в народе.

Название вышивки – «сюйхуа», т.е. живопись иглой, образно отражает ее характер. С помощью иголки и ниток китайские рукодельницы создают прекрасные узоры. В Китае сохранилось несколько десятков традиционных приемов вышивки. Делятся они главным образом на «обыкновенные швы» (гладь, комбинированный, узловатый шов и др.) и «специальные швы», при котором в зависимости от изображаемых предметов применяются различные способы вышивки.
Как утверждают китайские мастера, чтобы получить наилучший эффект изделия, необходимо учитывать распределение и направление стежков, так как это играет важную роль для передачи формы, объема и тени. Расстановку швов в вышивании называют «фактурой». Если фактура подобрана удачно, то эффект вышитого изображения может превзойти эскиз к рисунку. Чтобы по завершению работы получить красивое художественное изделие, огромное значение имеет правильный выбор материала для основы. Обычно для нее служат тонкий шелк, атлас и др.
Среди китайских вышивок наиболее известными являются сучжоуская, хунаньская, гуандунская и сычуаньская. Их еще называют «четыре знаменитые вышивки» Китая. Кроме них так же известны пекинская, фуцзянская, шанхайская, чжэцзянская вышивки, а так же пестрые вышивки национальных меньшинств Китая.









































Сучжоуская вышивка отличается тонкой техникой исполнения, ровными гладкими стежками, изящностью и богатой палитрой красок. Некоторые изделия выполняются несколькими приемами вышивки с использованием ниток более сто цветов. Чтобы правильно отобразить тонкие линии и переходы, например, крылышки цикады, хвосты и плавники золотых рыбок, по мере перехода тонов нитки подбираются все тоньше и тоньше.

Все девушки в городе Сучжоу умеют вышивать шелком. Но лишь единицы из них выдерживают жесткий конкурсный отбор в известный на весь Китай Институт шелковой вышивки. Девушка должна уметь рисовать, обладать превосходным вкусом, чувством цвета, знать китайское и мировое искусство, уметь делать много других, чисто профессиональных вещей. Работать на государственной фабрике Сучжоу большая честь для каждой вышивальщицы. В 2006 г. на ней работало 100 вышивальщиц и 1 вышивальщик-мужчина. Это стабильная работа, которая финансируется государством. Здесь создаются самые настоящие произведения искусства.
На создание маленькой картины уходит в среднем три месяца. Картины, вышитые на фабрике, не продаются, так как вышиваются только по госзаказу. Все картины этой фабрики являются собственностью государства и преподносятся в дар государственным деятелям всего мира.
В музее Востока в Москве хранится три картины, вышитые мастерами фабрики Сучжоу. Одна из них была преподнесена И.Сталину. В экспозицию входят уникальные двусторонние вышивки (ширмы), а также картины, выполненные в технике плоских и крестовых стежков шелком. В работе используются только шёлковые нити.

В небольшом произведении можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах - до тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину. Вышивальщица и красильщик зачастую работают в паре для того, чтобы добиться максимально необходимого оттенка. В работах учениц вышивка занимает все полотно.
Высшей степенью мастерства и отличительной чертой мастера является наличие в работе свободного от вышивки пространства. Примерами таких работ, представленных на выставке, могут послужить вышивки «Пагода и лес» (Чэнь Мэйцзюань, техника ровного вышивания), «Гонки» (Ши Бэй, техника разного вышивания) и «Весна в городе Сучжоу» (Хэ Вэньчжэнь, техника специального разного вышивания).
Китайская вышивка требует поистине громадного терпения и мастерства.

Хунаньская вышивка стилистически близка к китайской национальной живописи и отличается четкостью линий и яркой расцветкой.

Гуандунская вышивка включает главным образом вышивки шерстяными, хлопчатобумажными, а также шерстяными и серебряными нитками. Она славится насыщенностью композиции и яркой контрастностью красок.

Сычуаньская вышивка – это короткие и изящные стежки, очень ровно положенные в основу.
Продукция народной вышивки стала более разнообразной: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала, наволочки, обувь, сумочки и т.д.

В начале 20 века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы.

Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный "реалистичной вышивкой".
"Реалистичная вышивка" Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом.
Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу.

В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название "произвольный стежок", был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Ян Шоуюй с детства любила рисовать и училась этому у своего двоюродного брата Лю Хайсу, который был известным художником и пользовался большой популярностью не только в Китае, но и за рубежом. Позже Ян Шоуюй начала учиться вышиванию и достигла в это большого мастерства.
Для этого стиля характерно произвольное наложение стежков шелковых нитей различной длины и направлений, использование нитей множества цветовых оттенков, а в отдельных случаях - расщепление шелковой нити на отдельные волокна, термическая обработка шелка, и другие приемы, проверенные и отработанные веками, что создает совершенно невероятные эффекты при экспозиции работ, выполненных мастерами из Сучжоу. В вышивках стилем «произвольный стежок» за основу берется эскиз или набросок на холсте. Выработана даже специальная теория использования цвета и тени. В лучших работах сочетаются особый колорит и своеобразие восточных вышивок и изысканностью западной живописи.
Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки.

Источники текста.

Вышивка шелком по шелку - древнее восточное искусство.

Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в Древнем Китае, более 2 тысяч лет назад в эпоху Троецарствия.

Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить «Карту Царств».

Рукодельница вышила на шелковой ткани, шелковыми нитями горы, реки, города и строения, причем в мельчайших деталях.

В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие, как волос. Цвета нитей столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию.

В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Вышивка шелковыми нитями - это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на три, четыре и более месяцев.

Особенной терпеливости к себе требуют именно нити, ведь они легко лохматятся.

Что нужно для вышивки:

1. Пяльца;

2. Шелковая ткань;

3. Картонная заготовка или вышивальный комплект;

4. Карандаш, либо мел;

5. Разноцветные шелковые нити;

6. Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания:

1. Закрепить шелковую ткань на пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения.

2. Приложить картонную заготовку к ткани, обвести её карандашом или мелом. Начинающим вышивальщицам рекомендуется приобретать готовое изображение.

3. Аккуратно закрепить нить на ткани.

4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.

5. Чтобы вышиваемое изображение казалась объёмным, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.

В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках.

Самые распространенные виды шелковой вышивки

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

1. Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники необходимо использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру.

2. Второй вид вышивки шелковыми нитями, техника «Сян». Чаще всего в данной технике изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью.

3. Третий вид - техника «Yue». Картины вышитые в этой технике поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими.

4. И последний, четвертый вид, техника «Шу» . В ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Нитки, используемые в этой технике максимально приближенные по цвету к самой основе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.