Что открыл рафаэль санти в биологии. Живопись Рафаэля в Ватиканских лоджиях. Другие таланты Рафаэля

Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота, скромность и не малой величены талант.


Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути.

Последствия бесконечно хуже, чем поворот значка в лесном черном, обугленном. Грейс моменты откровения художественного, вытекающем из жалобы и молитв, омрачено гнездами насосов, забивается, подвиг благочестивый неприятны. Практика захват Икона в обложке, которая нам показалась довольно поздней, на самом деле представляет собой замаскированную насмешку над ценностью религиозной живописи, бессознательного иконоборчества.

В лихорадке украшения сама икона теряется, диалог с тем, чье лицо почти залито декоративным кружевом - что само по себе не имеет ничего плохого, кроме неуместного соседства. Вид украден вихрем рисунка или металлическим блеском соответствующих лиц, забывая созерцать лицо, становясь «бедным» по сравнению с декоративным изобилием. Тем не менее, это стало предлогом для страсти к отображению украшений.

Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства.

Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.

В мире, лишенном духовной координации его значения, постепенно теряется всякая порядочность украшения, которая рискует стать чрезмерной. Простое наблюдение за страстью к «запертым» иконам - самым привезенным в нашу страну в местах, наполненных духовными резонансами, таких как Иерусалим, Гора Афон, Греция или Россия - даст нам мысли о соотношении между декоративными и духовными координатами.

Его игнорируют, что именно стремление реализовать особенно ценное произведение искусства также обращает внимание на то, что он рискует свергнуть тайну созерцания, поскольку глаз привлекает эстетический «хаос» композиционной и хроматической гармонии и игнорирует молчание тайны из скрытого возраста.

В скоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро.

Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос , внизу же вокруг гробницы - двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены - Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу, и он же в храме на руках Симеона. Вещь эта выполнена поистине с предельным умением, и всякий, непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля. Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: " Архангел Михаил, поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.

Как признается Кристоф Шонборн, в преамбуле его знаменитой книги «Икона Христа» ее генезис нужно искать в увлечении, ощущаемом перед иконой. Все началось с иконы из икры, питающейся Христом, а не от необычайно художественного и драгоценного, икона, которую автор дал в подарок, совершенно случайно, и вполне возможно, что само состояние этой иконы быть тем, кто сделал его особой тайной. Прежде всего, это серьезное и серьезное существо, несколько грустное, недоступное и все же вполне заслуживающее доверия.

Хотя цель иконографического искусства состоит в том, чтобы найти наиболее подходящие средства для прославления Бога, на самом деле на первый план выходят озабоченности в поисках некоторых из его собственных способов пластического выражения. В западном пространстве искусство начинало беспокоиться только о себе.

К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.

Как это ни парадоксально, именно стилистическая тенденция барокко - официальное провозглашение служения Церкви как идеального средства в борьбе контрреформы - это тот, кто устранил возможность молчания или размышления, размышления или созерцания, которые, естественно, появились перед религиозные темы. Впервые в искусстве искусство нацелено, в первую очередь, на то, чтобы убедить зрителя в собственном существовании и своей собственной действительности. Считается, что искусство барокко теперь достигает «сознания собственной силы».

Тонким образом и в приюте фанатика религиозной пропаганды процветала новая догма, и «догма почитаемого искусства» на самом деле является формой идолопоклонства художника. внутри него значок имеет только значение художественного объекта. Один и тот же художник создает религиозную картину, а тот, у кого есть профанальные темы, тот же критический взгляд оценивается по тем же эстетическим критериям.

В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи . Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

Икона превратилась все более и более в исключительно эстетическое присутствие, обращаясь к тому же регистру музыки, литературы и любой формы художественного проявления, будь то светской или религиозной. в разрыве теологии-искусства, реплики «войны» Религиозной культуры, естественно, что икона утрачивает свое духовное значение, оставляя только понятие.

Говоря о функции произведения искусства, которое является иконой, мы используем понятие, которое уже не в моде в настоящее время. Его часто даже насильственно отвергают художники и искусствоведы, посвященные, по большей части, «чистоте», что мы называем «искусством для искусства». Но икона по своей цели и цели не может принадлежать только художественной вселенной. На самом деле проблема не должна быть поставлена ​​в чрезвычайно преходящие сроки, нет способа заметить значения. К вопросу Леона Магдана: Вы видите в значке два значения, один духовный и один художественный?

В последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507, галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.

Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.

Как вы думаете, икона может быть уменьшена до уровня художественных работ? художник Хория Берна ответил: Это зависит от группы и деформации художника, не говоря уже о зрителе, но искусство иконы является кульминацией искусства, поэтому оно остается кульминацией искусства, но в любом случае оно нацелено на него искусство состояние.

Кто много лет назад говорил, что «живопись - маленькая сестра мистики», - подумал иконописец; поэтому, через живопись, создается мистика. Это более необычный способ - она ​​маленькая сестра. Нет матери, которая является молитвой. Это подчинение. во всяком случае, для любого художника и любого искусства, во всяком случае, икона остается пиком искусства.

В последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной.

Но она не остается последней вершиной, так как она также должна привести к духовному росту. зритель остается застрявшим на художественном хребте, не интересуясь ничем другим, даже духовным разрушением того, что было построено в эстетическом плане, что отменяет ценность последнего. Что случилось в искусстве эпохи Возрождения.

Это было бы еще одним экстремальным, столь же разрушительным, как никто из тех, кто думает, не испортит искусство, если через его заступничество он готовит что-то полезное для нужд этой жизни; мы должны иметь в виду цель и лицо, с которыми совершено произведение искусства: если оно предназначено для благочестия, тогда оно должно быть получено, и если оно для постыдных вещей, оно является уродливым и должно быть отвергнуто.

После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.

Не будем забывать, что даже иконоборческие императоры не отвергали искусство и даже великие поклонники его внушающей надежду. Но для них есть только «искусство для искусства», замаскированная форма идолопоклонства искусства. Возвращаясь к генезису иконы, можно сказать, что идол не генерировал икону, но ее можно превратить в идола, как и любой другой созданный объект, который привлекает все внимание.

Концепция идола является «результатом преувеличенного обожания произведения искусства как замкнутого и достаточного». Любая красота, обожание красоты ради красоты, поклоняется идолам. Стремясь к опасности этой формы идолопоклонства визуального проявления, характерного для иконы, Святые Отцы прояснили ее духовный смысл, а не каким-либо образом, но в работах синода. Не лишено значения, что среди всего литургического искусства картина является единственной, которая была объектом Вселенского Собора.

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).

Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).

Несмотря на то, что с тех пор, как проповеди Савонаролы прошло более пяти веков, его замечания остались прежними: «Сегодня церкви приносят картины с таким искусством и роскошью в украшение, что они разрушают свет Бога. мы хотим большей простоты, если нет, искусство заставляет Бога забыть».

В лихорадке восприятия исключительной иконы с позиций эстетики неудивительно, что поклонение перед ней имеет тенденцию идти совершенно иначе, чем первоначальное. С Леонардо да Винчи и Микеланджело Рафаэль завершает триптих великих художников итальянского ренессанса. Один из величайших художников в истории искусства имеет честь в музее Альбертины в Австрии, который награждает его великолепной выставкой из 150 картин и рисунков.

В 1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца.

На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.

Известные музеи, такие как Уффици, Королевская королевская королевская коллекция Великобритании, Британский музей, Лувр, Музеи Ватикана и Музей Ашмола, предоставляют Альбертине для того, чтобы эта монография была настолько полной, насколько возможно, чтобы представить эволюция художника и концептуальный процесс его творений. Этот гениальный художник постоянно стремится достичь баланса между физической имитацией и идеализацией. Примерно 130 рисунков и 17 картин представляют и покрывают его художественную карьеру с раннего возраста Умбрии до лет во Флоренции и его время в Риме.

Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи.

Универсальным образом Рафаэль выражает человеческие аспекты своих форм, характера, природы, эмоций и движущих сил за своими действиями. Он создает синтетические сущности посредством своей энергии, изображая сеть отношений с противоречиями и напряженностью и доминируя над правилом красоты и гармонии, как при наблюдении за природой, так и в представлении человеческой модели. Изучая идеалы древности, он отдал свои произведения монументальной ценности и величию, что сделало его известным как один из самых важных живописцев истории в классическом классическом стиле.

Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста", наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.

Заметный след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан"Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды, им получаемые. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. Альбрехт Дюрер , удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил.

Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.

Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.

Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь.

РАФАЭЛЬ (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi ) (26 или 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08 работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где наряду с Микеланджело занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.

Уже в ранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, - и в таких небольших по формату работах, почти миниатюрах, как "Мадонна Конестабиле" (ок. 1502-03, Эрмитаж), "Сон рыцаря" (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон), "Три грации" (Музей Конде, Шантильи), "Святой Георгий" (ок. 1504, Национальная галерея, Вашингтон), и в более крупном по формату "Обручении Марии" (1504, Брера, Милан).

Флорентийский период (1504-08)

Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение во гроб", 1507, галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.

Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: "Мадонна со щегленком" (ок. 1506-07, Уффици), "Мадонна в зелени" (1506, Музей истории искусств, Вена), "Прекрасная садовница" (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей - Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения.

Римский период (1509-20)

Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность "художника апостольского Престола" и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки.

Росписи Ватиканского дворца

Центральное место в творчестве этого периода занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) - одно из самых совершенных творений Рафаэля. Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющие от 40 до 60 персонажей) "Диспута" ("Спор о причастии"), "Афинская школа", "Парнас", "Основание канонического и гражданского права" и соответствующие им четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие, философию, поэзию и юриспруденцию.

Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой.

В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен ("Изгнание Элидора из храма", "Чудесное изведение апостола Петра из темницы", "Месса в Больсене", "Встреча папы Льва I с Аттилой") и библейских сценах на сводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало, нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложных контрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В "Чудесном изведении апостола Петра из темницы" Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения - ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (ок. 1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (ок. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим).

Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-19).

Римские Мадонны

В римский период Рафаэль значительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокое его решение. В "Мадонне делла Седия" (ок. 1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезным взглядом. Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля - алтаре "Сикстинская Мадонна" (ок. 1513, Картинная галерея, Дрезден).

Портреты

Первые портреты относятся к флорентийскому периоду ("Аньоло Дони", ок. 1505, Питти, Флоренция; "Маддалена Строцци", ок 1505, там же; "Донна Гравида", ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514-15, Лувр) и т. н. "Донна Велата", возможно - модель "Сикстинской мадонны" (ок. 1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническим строем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатством цветового решения.

Архитектурные произведения

Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан"Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.