Муслим магомаев в неожиданном ракурсе. Муслим магомаев считал, что его жизнь не удалась

Синявская — самая молодая из поколения великих мастеров «золотого века» Большого театра. К 23 годам в ее репертуаре уже были ведущие партии в легендарных спектаклях. Сегодня у Тамары Ильиничны новая жизнь. В прошлом - яркие роли, сказочная любовь, которой белой завистью завидовали многие сограждане. В настоящем - заботы о наследии Муслима Магомаева, проекты в Фонде его имени. В доме Синявской все напоминает прошлые годы, и в самые тяжелые моменты разговора - конечно, о любимом Муслиме - глаза Тамары Ильиничны увлажняются.


культура: Как отметите юбилей?

Синявская: Дни рождения никогда не любила, не люблю и не полюблю. Приятствие - есть такое старинное русское слово - только одно: можно встретиться с теми, с кем за весь год не нашли времени увидеться. В Большом театре хотят как-то отметить, но не летом, когда гастроли и отпуска.

У меня нет претензий и мне не нужно «Славьте!», как в «Борисе Годунове». Что будет - то будет, за все спасибо. Я родилась в разгар лета, и грусть появилась уже с детских лет: не получалось праздника в кругу сверстников, они разъезжались по пионерским лагерям из жаркой и душной Москвы.

культура: Вы москвичка?

Синявская: Коренная, родилась в районе Сретенки. В Уланском переулке жила любимая подружка Таня Филатова, с которой мы вместе до сих пор. А в переулке Стопани был Дворец пионеров, где мы занимались в Ансамбле песни и пляски Локтева. Из дома шла на занятия, а потом с Таней провожали друг друга. Такой у меня был детский «треугольный» маршрут.

культура: Почтенные меломаны считают, что Ваш божественный голос заслуживал больше партий, чем Вы спели. Согласны?

Синявская: Нет. Я пела во всех спектаклях Большого театра, где были партии для моего голоса. Кто-то сокрушается, наверное, что я не спела Амнерис в «Аиде» или Сантуццу в «Сельской чести», но это не мое, я на эти оперы не замахивалась.

Синявская: Да, поэтому я исполняла еще и контральтовый репертуар. Пела много, при большой репертуарной нагрузке два раза в год выступала с сольными концертами. Что позволяли себе далеко не все солисты Большого.

культура: Вы ушли со сцены будучи в хорошей творческой форме. Зачем?

Синявская: Так сложились обстоятельства. Да и лучше уйти на полгода раньше с любимой сцены и от любимых слушателей, чем на пять минут позже. В Большом театре я пропела сорок лет. Просто пришла туда очень рано, в 21 год. Тех, кто задерживался на сцене дольше двух десятилетий, в Большом считали ветеранами. Я же пела два раза по 20. Но дело, конечно, не в количестве лет, и, наверное, я что-то не допела.

культура: Когда почувствовали, что у Вас есть голос?

Синявская: Не почувствовала, просто родилась такой. Все время пела и танцевала. На школьном новогоднем вечере первоклассницей со сцены исполнила колыбельную песенку - и сейчас ее помню. С тех пор участвовала во всех концертах. Соседи с улыбкой говорили: «У нас живет девочка, которая поет». Почти по названию фильма с Аллой Борисовной Пугачевой.

культура: В Муслиме Магомаеве артист проснулся тоже рано?

Синявская: Он полюбил музыку с раннего детства, его друзья вспоминают, как он с двенадцати лет ходил по центральной улице Баку в бабочке, чувствуя себя артистом. Вокруг слышалось: «Вот наш Мусик идет…»

Еще в школьные годы я пропадала в кинотеатре «Уран». Когда там шли музыкальные фильмы «Возраст любви», «Карнавальная ночь», то жизнь перемещалась туда, поближе к экрану. Запоминала песни и распевала их во весь голос - в трамвае, в метро, под стук колес. На остановках замолкала. Пассажиры оглядывались в недоумении: откуда пение?

По-серьезному задумалась о вокале, заканчивая школу. Настала пора покидать пионерский ансамбль. Владимир Сергеевич Локтев сказал: «Может, тебе попробовать поступить в музыкальное училище при консерватории? В консерваторию-то тебя не примут - ты еще маленькая, а в училище взять могут - у тебя довольно редкое меццо-сопрано». Он сам привел меня на экзамен. Педагоги, прослушав, закивали - да-да, возьмем, а когда заглянули в документы, ахнули: «Ей же и 17 нет!» Но все-таки приняли на свой страх и риск.

культура: Когда Вы поняли, что Ваш голос - для оперы?

Синявская: Об этом не задумывалась, просто влюбилась в оперу. В училище давали серьезное музыкальное образование: итальянский язык, фортепиано, сольфеджио. Музлитература открывала простор для воображения, а оно у меня беспредельное. Как у Дон Жуана, которому достаточно одной пяточки, чтобы дорисовать образ Донны Анны.

Характер моего голоса педагоги определили сразу и, давая прослушать фрагмент сцен судилища из «Аиды», например, говорили: «Вот это для твоего голоса». Я стала внимательно слушать все, что касается меццо-сопрано. Но нравились мне роли для сопрано - так обычно и бывает. Тоска, Марфа из «Царской невесты», а не Любаша, в которую я потом влюбилась.

культура: На вопрос, кто любимый режиссер, наверняка ответите - Покровский.

Синявская: Вы сомневаетесь?

культура: Нет. Года за два до его ухода из жизни мне посчастливилось беседовать с Борисом Александровичем. Он говорил о Вас добрые слова как об актрисе, чья индивидуальность всегда вступала в творческий спор, и рождались интересные роли.

Синявская: Вы даже не представляете, как мне приятно это слышать. До слез. Как бедна бы оказалась моя жизнь без Бориса Александровича. Я его полюбила с первого дня в театре, хотя меня предостерегали: «Он - потрясающий режиссер, но если ты сделаешь что-то не так, он сотрет тебя в порошок». Видимо, мне и надо было, чтобы меня стерли в порошок.

У меня с ним связано много курьезов, потому что он оказался не готов к работе с ребенком. До женщины мне еще было очень далеко, по возрасту - молодая девушка, а по сути я оставалась наивной девочкой. Понимаете, что такое - из училища сразу попасть в Большой театр? Солидные певцы, на которых я смотрела снизу вверх, вдруг сделались партнерами и коллегами. Привыкнуть трудно, смущалась страшно. Потом под руководством Покровского потихонечку начала открываться. Была такая опера Кирилла Молчанова «Неизвестный солдат». Без больших женских партий, и моя роль - жены Комиссара, хоть и маленькая, но оказалась одной из главных. Репетируем любовную сцену с Комиссаром - Евгением Кибкало, это был замечательный баритон и тонкий артист. Я не застала его Грязного в «Царской невесте», но говорят, восторженных девушек выносили из зала - такой мощной энергетикой он обладал. Конечно, мне было лестно петь с Кибкало, но я его побаивалась. Он, видя мое отношение, тоже начал стесняться. Вот уж Борис Александрович на нас покричал, так покричал: «Тамара, обними его немедленно». А я боюсь. «Хорошо, я все понял. Детский сад какой-то! Значит, так: расставь пальцы и разложи их на спине Кибкало», - возмущается режиссер. У меня не получается. Вновь микрофон Покровского оглашает весь театр: «Представь, что это не спина Кибкало, а стиральная доска, и ты по ней руками водишь». Даже сейчас рассказываю и смешно до слез. Покровский много на меня кричал, и один раз на репетиции «Сна в летнюю ночь» я обиделась, заплакала и решила с ним больше не разговаривать - просто как дитя. Тем более что на следующий день репетировали не мои сцены. Покровский даже не заметил того, что я задумала. Столкнулись в коридоре, и он говорит: «Чего-то тебя давно не было видно», дергая себя, как обычно, за нос. Мне артистки более опытные тогда объяснили: «Дурочка ты, он кричит на того, в кого верит и кого любит…»

Покровский добивался немыслимого. В конце репетиции, когда я выдавала все на полную силу, звучала его коронная фраза: «Давай, давай! Так, хорошо, ну а теперь с игрой». «А я-то что делала?» Он отвечал: «Ты только намечала». Приходила домой полумертвая, но такая счастливая! Режиссеров такого масштаба я не встречала больше.

Отличную актерскую школу чуть раньше я прошла в Малом театре - не удивляйтесь. Одна из преподавательниц училища работала в хоре Малого театра, и голосистым студентам давала возможность там подработать. Платили прилично - 5 рублей за спектакль при стипендии в 28. Если было 3-4 спектакля в месяц, я могла помогать маме. На репетициях во все глаза смотрела, в каких муках рождаются роли у Царева, Пашенной, Бабочкина, Ильинского. Очень интересно.

культура: Наверное, непросто жить с абсолютным слухом или с голосом - тем инструментом, который нужно поддерживать, подчиняя себя ему полностью. Многое ли определял дар в Вашей и Муслима Магомаева жизни?

Синявская: У меня нет абсолютного слуха, а голос, конечно, определил всю жизнь. Страшно простудиться, особенно накануне спектакля. Мороженое, орехи, семечки - нельзя. Как и засидеться за столом под Новый год, потому что скоро спектакль. Да и Муслим подчинил жизнь профессии. Но он человек независимый. Он свободен был от организма, где я прожила всю жизнь. Организм - это театр. Муслим в свое время немало пел в оперных театрах, но пел, словно уже зная, что у него иная дорога. В стационаре ему оказалось тесно. Он жил, как хотел, и мог себе позволить многое, но с умом. Всегда поражался моей пунктуальности - я до сих пор все записываю, иначе у меня голова не охватит всей информации.


культура: А Вы, значит, шли по двум дорогам: своей в театре и на эстраде с Муслимом?

Синявская: Я бы так не сказала. В дуэте мы пели последние лет 15, и мне не было сложно. В своем голосе я ничего не меняла, просто немножко расширила репертуар. Мы же понимали, что публика состояла из двух частей: одни (их большинство) шли на Муслима - он умел петь все, другие - на оперную певицу. Я исполняла популярный оперный репертуар. Особенно любили зрители песню Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая, под венец свое дитятко любимое» из «Царской невесты», Хабанеру из «Кармен», песню Леля из «Снегурочки». Потом мы пели либо неаполитанские песни, либо русские народные. Так и строили программы, чтобы было интересно всем.

культура: От Муслима сходило с ума все женское население страны. Тяжело было с поклонницами?

Синявская: Почему тяжело? Поклонники - неотъемлемая часть нашей профессии. Поклонников Муслима я никогда не гоняла, и девочки, которые теперь стали уже бабушками, ходят до сих пор - приносят цветы и к памятнику, и к нам домой. К нам...

культура: Вас с Муслимом объединила стажировка в Италии?

Синявская: На стажировке в «Ла Скала» мы были в разное время, Муслим лет на десять раньше. Попасть в Италию - мечта каждого певца, для меня такая же, как детское желание съездить в «Артек». Это несопоставимо, но по силе эмоции схоже. Оказалась на стажировке в «Ла Скала», уже не один год пропев в театре. Отпускали меня неохотно, Покровский строго говорил: «Только не забывайте, что Вы русская певица, а то вернетесь какой-нибудь синьорой Синьявчини». Он доверял мне, у нас сложились добрые отношения. Знаете, в Италию он мне даже писал письма. К примеру, о своей новой постановке «Тоски», подробно описывая финал, где обманутая Тоска умирает со словами «О, Марио, я за тобой!». Покровский ставил так, будто героиня идет навстречу к Богу, как в итальянском оригинале. Представляете, такое он придумал еще в 70-е советские годы! Кстати, после моего возвращения со стажировки Борис Александрович со своей женой, замечательной солисткой Большого театра Ириной Ивановной Масленниковой, пришли на концерт в Зал имени Чайковского, где в первом отделении я пела итальянские арии, а во втором - Глинку. Покровский казался безумно счастливым и оценил услышанное так: «Надо было съездить в Италию, чтобы привезти такого Глинку».

культура: То есть Ваша с Муслимом любовь с Италией связана косвенно?

Синявская: Вы настаиваете, а для меня вспоминать очень тяжело... Да и не люблю я открываться... Муслим тоже был человеком достаточно закрытым. Попробую рассказать. Мы познакомились перед моей поездкой в Италию, на декаде русского искусства в Баку. Там нас представили друг другу уже в третий раз. Сначала вскользь познакомили в гримерке ВТО, помню, что я увидела в зеркале наше отражение. Оба - высокие, он худенький такой… Вдруг подумала, что красиво мы смотримся. Второй раз с артистами Большого театра я летела с парижских гастролей в одном самолете с Муслимом - он возвращался из Канна, где получил «Золотой диск». Самолет шуршал: Магомаев, Магомаев…

культура: Его популярность тогда была фантастической. Итак, в Баку вы встретились, чтобы уже не расставаться?

Синявская: Да-да. На те гастроли я ехать не хотела, меня уговаривали: тепло, фрукты, замечательные люди. Так и оказалось. Познакомились мы с Муслимом в филармонии, что носит имя его дедушки, полного тезки - Муслима Магометовича Магомаева. Он и Узеир Гаджибеков - знаменитые композиторы Азербайджана, основоположники классической музыки республики, интеллигентные, образованные люди, и, кстати, были женаты на родных сестрах.

Во время стажировки в «Ла Скала» я сама выбрала комнату в скромной итальянской гостинице - ноги привели. Почти сразу - звонок от Муслима. Спросил, как я устроилась, где живу. Оказалось, что в этом же номере жил в свое время и он. Чудеса! Троюродный брат Муслима жил в Швейцарии и по его просьбе договорился с хозяином цветочной лавки о том, чтобы мне каждую неделю приносили цветы. Так и было. Консьерж смотрел широко раскрытыми и удивленными глазами.

культура: Немножко неловкий вопрос: мы все жили в стране атеизма…

Синявская: Да полно, я жила в стране под названием «Большой театр».

культура: И все-таки, разница устоев, традиций, религий никак не сказывалась на Ваших семейных отношениях?

Синявская: Конечно, нет. Об этом не думали. Мы же любили друг друга. И потом, Муслим - абсолютно европейский человек, он говорил, что Бог един. Я ходила в церковь даже тогда, когда была депутатом. Меня однажды спросили - не боюсь ли. Я ответила: «Чего мне бояться? Во-первых, я беспартийная. Во-вторых, как можно опасаться приходить к Богу?»

культура: Есть ли секрет Вашего счастливого брака?

Синявская: Надо просто очень любить человека, остальное не важно. Любишь? Значит, дышать без него не можешь, засыпать без него не можешь, просыпаться без него не можешь. Естественно, его слово - главное. Все в доме делалось по правилам Муслима, но я себя не ломала. Мне нравилось, как он жил - с достоинством и без суеты.

культура: Муслим в СССР был законодателем вкуса.

Синявская: На сцену выходил в смокинге или с жабо, или с красивой брошью. Вся Москва спорила: бриллианты или нет... По отношению к друзьям Муслим был очень искренним. Когда гости уходили, он обиженно, как ребенок, спрашивал - почему так мало посидели? А было четыре часа, светало.

культура: Страна восхищалась Магомаевым под лучами прожекторов, а дома чем он увлекался?

Синявская: Увлечений у него было много. Писал музыку, рисовал, разбирался в технике, полюбил интернет, занимался даже фотошопом. Открыл свой сайт, загружал музыкальные фильмы, которых у нас много, а потом с посетителями сайта обсуждал увиденное в интернет-гостиной. Муслим, как ни странно, - настоящий домосед, очень любил наш дом, свой рояль, свою технику. Не будем продолжать... Трудно...

культура: Почему Вы преподаете в ГИТИСе, а не в консерватории?



Синявская: Потому что я выпускница этого института по классу Доры Борисовны Белявской. Она - одна из лучших педагогов Советского Союза, у нее учились Иван Петров, Татьяна Шмыга, голос которой звучал до преклонных лет, тенор Владимир Ивановский - знаменитый Гвидон из «Сказки о царе Салтане» Большого театра. Дору Борисовну я нашла сама и на Конкурс имени Чайковского вышла с программой, которую подготовила с ней в ГИТИСе.

культура: Это был мощный конкурс и Ваша с Еленой Образцовой блистательная победа. В жюри - кумир всех оперных див Мария Каллас. Вы ее боялись?

Синявская: Трепетала, но не боялась. По окончании конкурса мы с участниками пришли провожать ее, она мне сказала много доброго и как бы дала путевку в жизнь словами, обращенными к окружающим: «У этой девочки использована одна восьмая ее дарования. Смотрите за ней». В жюри был и Тито Гобби - любимый певец Муслима. Представляете, как все пересекается?

культура: Теперь Вы сами возглавляете международный конкурс имени Магомаева.

Синявская: Уже два конкурса прошло. Поначалу было безумно трудно, я не могла слушать репертуар Муслима. Казалось, что я - глухая, немая, незрячая, не дышащая - выпадаю из времени и пространства. Да и сейчас не легче. Муслим бы меня сейчас поправил: «легШе». Но я, как все москвичи, «чекаю»: булоЧная, луЧше, легЧе.

культура: То есть, время не лечит?

Синявская: Нет, наверное, нет.

культура: В ГИТИСе большая нагрузка?

Синявская: Нагрузка колоссальная. Помимо того, что я заведую вокальной кафедрой, у меня класс из восьми студенток.

культура: Только девушки?

Синявская: В первом выпуске был один мальчик, контратенор. Вот еще параллель удивительная - его фамилия Магомадов. Владимир Магомадов - мой первый выпускник, и поет он абсолютно «моим» голосом. Даже страшновато. В новой постановке Большого «Руслан и Людмила» спел Ратмира - партия из моего репертуара. Володя успел познакомиться с Муслимом - для меня это очень важно. Муслим сделал ему, на мой взгляд, царский подарок - поработал с ним над знаменитой неаполитанской песней «Funiculi, funicula». Неплохо получилось.

культура: Многое ли изменилось в эстетике оперного пения? Есть ли в Большом театре спектакли, о которых бы Вы подумали: как жаль, что их не было в мое время?

Синявская: Изменилось, конечно. Думаю, что и артисты сильно изменились, но я с ними давно не общалась. Сейчас приглашена на мастер-классы в Большой театр и надеюсь понять, кто есть кто в молодежной группе. А спектакль, о каком я бы пожалела, пока не поставлен.

культура: А Большой театр жалеете?

Синявская: А почему его надо жалеть? Театр переживает определенный период, да и работают там, по-моему, не инвалиды.

культура: Вы даже изредка на концертах не поете?

Синявская: Нет, уже почти пять лет не могу петь. Показываю на уроках какие-то трудные фрагменты, тогда девочки в один голос просят: «Тамара Ильинична, спойте еще». Но мне не поется. Пелось, когда мы с Муслимом были вместе.

культура: Муслим приходит к Вам?

Синявская: Каждый день. Каждую ночь. Он и сейчас здесь - я все поглядываю, может, выглянет и что-нибудь скажет.

Тамара Синявская петь начала в три года - ей нравилось слушать, как звучит ее голос в подъезде старого московского дома, где она жила. А ее первыми слушателями были местные ребятишки. Но ее детской мечтой было стать не певицей, а врачом, однако прекрасный слух и вокальные данные привели ее к другому решению Сначала Тамара Ильинична закончила музыкальную школу, а потом музыкальное училище при Московской консерватории.

На фото - певица с мужем Муслимом Магомаевым

Она сделала блестящую карьеру, рано став примадонной Большого театра. Будущий муж Тамары Синявской Муслим Магомаев к тому моменту, как они познакомились, был уже популярным исполнителем и любимцем публики, особенно ее женской половины. Их первая встреча состоялась на декаде русского искусства в Бакинской филармонии в 1972 году. Будущий муж Тамары Синявской, для которого Баку был родным городом, тут же предложил своей новой знакомой провести с ней небольшую экскурсию.Тогда Тамаре Ильиничне было двадцать девять лет, а Муслиму Магометовичу тридцать, певица уже была замужем за достойным человеком, и все у нее было просто прекрасно, но новое чувство оказалось настолько сильным, что она забыла обо всем на свете.

Тамара показалась Муслиму Магомаеву очень интересной и умной женщиной, с которой совсем не хотелось расставаться. Вернувшись в Москву, они не прервали своих отношений. До знакомства с Синявской у Магомаева было немало романов, но все они были непродолжительными, хотя и достаточно пылкими. Он покорял женщин своим талантом, умом, красотой и щедростью, а когда они слышали его пение, то каждая из них думала, что он поет только для нее.

Любовный треугольник в жизни Тамары Синявский просуществовал достаточно долго, пока она не сделала решительный шаг, решив развестись с мужем. Через два года после первого знакомства Муслим Магомаев стал мужем Тамары Синявской. Они поженились, когда уже были состоявшимися зрелыми личностями, поэтому притираться друг к другу им пришлось нелегко. К тому же, муж Тамары Синявской обладал горячим взрывным темпераментом, ссоры между ними всегда вспыхивали мгновенно и были очень громкими, правда, прекращались так же быстро, не менее страстными примирениями. Тамаре Синявской приходилось мириться и с тем, что поклонницы никогда не оставляли в покое ее мужа, но она относилась к ним терпимо и даже с уважением. Они прожили вместе почти тридцать пять лет - до самой смерти мужа Тамары Синявской.
Тоже интересно.

Её именем 4981 Sinyavskaya названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.


Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей. Жаль, что до этого еще не додумались", - сказала однажды Марлен Дитрих. Но если бы даже до этого додумались, то такой восхитительный голос, как у Народной артистки СССР Тамары Синявской, купить было бы невозможно ни за какие деньги. Коренная москвичка, она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене. Ее творческий путь начался в шестилетнем возрасте, когда девочку приняли в танцевальную (!) группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров, которым руководил Владимир Локтев. Позже Тамара Синявская перешла в хор этого ансамбля, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем ГИТИС по классу пения. Еще будучи студенткой,- нечастый случай, -она обратила на себя внимание и была приглашена в Большой театр, стала солисткой. Громкая известность пришла к певице после впечатляющих побед на международных конкурсах вокалистов в Болгарии, Бельгии и на IV Международном конкурсе им. Чайковского (весомость этой золотой медали намного увеличивается, если вспомнить, что в жюри тогда входили Мария Каллас и Тито Гобби). Для постижения тайн бельканто много дала молодой артистке стажировка в миланском театре «Ла Скала». Редкий по красоте голос- меццо-сопрано с возможностями контральто- позволил Тамаре Синявской блистать во многих партиях русского и зарубежного оперного репертуара: Ратмир и Ваня, Ольга и Марина Мнишек, Любаша и Марфа, Лаура и Кончаковна, Кармен и Азучена…. Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, в рамках которой она исполняет не только оперные арии и классические романсы, но и русские народные песни, нередко выступает вместе со своим знаменитым мужем Муслимом Магомаевым.

Гастроли

В 1972 г. принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского "Не только любовь" Р. Щедрина (партия Варвары Васильевны) . 1973-74 - проходила стажировку в миланском театре Ла Скала. Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля "Варненское лето" (Болгария). Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из ее обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в "Снегурочке" Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы "Война и мир" С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в БЗК, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. Прокофьева, П. Чайковского, "Испанский цикл" М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступает в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Награды

В 1968 г. стала обладательницей I премии IX Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии.

В 1969 г. на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) получила Гран при и специальную премию за лучшее исполнение романса.

В 1970 г. получила I премию IV Международного конкурса имени П. И.Чайковского и стала лауреатом премии Московского комсомола.

В 1971 г. была награждена орденом Трудового Красного знамени.

В 1973 г. была удостоена звания "Заслуженная артистка РСФСР".

В 1976 г. - звания "Народная артистка РСФСР".

В 1980 г. получила орден "Знак Почета".

В 1982 г. была удостоена звания "Народная артистка СССР".

В 2001 г. была награждена орденом Почета.

В 2004 г. стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и была награждена орденом Ломоносова I степени.

(9 оценок, среднее: 4,33 из 5)

Поделитесь:

Он – золотой голос эпохи. Популярный эстрадный исполнитель. Он обладал неповторимым баритоном, высоким артистизмом, душевной щедростью. Этими качествами Муслим Магомаев покорял слушателей территории Советского Союза. Каждый слушатель находил в его творчестве что-то своё. Муслим Магомаев обладал широким диапазоном возможностей. Он одинаково хорошо исполнял оперный и эстрадный репертуар. В течение многих десятков лет популярный исполнитель считался и считается кумиром для миллионов слушателей. Он является одним из символов искусства СССР, России и Азербайджана.

Голос певца был поистине божественным, красивым и необыкновенным. Каждая песня в его исполнении была неповторима, ведь в неё он вкладывал часть своей души. Кто не знает в его исполнении «Королеву красоты» или «Луч солнца золотого» (Ария Трубадура из «Бременских музыкантов»), которыми восхищается не одно поколение.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Муслима Магомаева

«Рост, вес, возраст и годы жизни Муслима Магомаева» - эта информация для истинных ценителей творчества популярного исполнителя не является тайной за семью печатями. Он умер в 2008 году в возрасте 64 лет, произведя нехитрые математические вычисления, мы можем вычислить, что ему в этом году исполнилось бы 73 года. До последнего дня Муслим Магомаев занимался спортом, делал по утрам гимнастические упражнения. В последний год жизни из-за болезни он перешёл на диетическое питание.

Рост Муслима Магомаева равнялся 170 см при весе в 75 кг. Параметры не менялись в течение многих лет. Популярный певец и исполнитель очень чётко следил, чтобы его вес был в одной категории. Муслим Магомаев заявлял, что изменения негативно бы сказались на его голосовых данных, поэтому артист старался, чтобы вес никак не менялся.

Биография Муслима Магомаева. Причина смерти и похороны

Рождение Муслима Магомаева на свет произошло во время Великой Отечественной войны в Баку. Некоторое время жил в центре столицы Азербайджана, Баку, и воспитывался дядей. После того, как его забрала мама к себе, в Вышний Волочёк, Муслим стал часто бывать за кулисами театра, в котором работала Айшет.

После окончания школы Муслим поступает в Бакинское музучилище имени Асафа Зейналы. Обучался у опытного вокалиста А.А.Милованова, который в своё время был солистом в Бакинском оперном театре имени В.А.Попченко. В свободное от занятий время неординарный юноша занимался с концертмейстером Т.И.Кретинген.

С 1961 года Муслим Магомаев работает в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, с которым объездил всё Закавказье. Через год побеждает на Хельсинковском Всемирном фестивале молодежи и студентов с песней «Бухенвальдский набат». В этом же году его приглашают в Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова, где он становится солистом. Через год состоялся первый сольный концерт Магомаева, после которого его пригласили стажироваться в одном из лучших театров мира – Ла Скала. С огромным успехом выступил Магомаев в Париже.

Стал выступать с огромным успехом по территории СССР. Биография Муслима Магомаева становится интересна всем с конца 60-х годов. В его исполнении звучат эстрадные песни, оперные арии, русские романсы, популярные шлягеры западных композиторов, исполняет и песни патриотической патетики.

Он много гастролировал до последних дней жизни, хотя и хотел перестать петь в 60-летнем возрасте. Для жены и широкой общественности его смерть стала полной неожиданностью. Похоронен в Баку на Аллее славы.

Личная жизнь Муслима Магомаева

Личная жизнь Муслима Магомаева никогда не была полностью известна широкой общественности. До сих пор возникают слухи по поводу взаимоотношений певца. Кого только не приписывали в число его возлюбленных, даже Майю Кристалинскую и Эдиту Пьеху, но никто из этих певиц не подтверждал эту информацию. Доподлинно известно, что первая влюблённость Муслима Магомаева случилась в возрасте 13 лет. Он влюбился в свою одноклассницу Марину, написал ей песню и исполнял её на своих концертах. Эта любовь оставила большой след в личной жизни исполнителя, он даже назвал дочь в честь первой любимой. Но влюблённость была платонической.

В 18 лет молодой музыкант влюбился так страстно, что решил узаконить отношения. Его мама и бабушка спрятали паспорт, чтобы Муслим не наломал дров, но чувства были такими сильными, что бракосочетание всё равно состоялось. Спустя несколько лет после рождения дочери Марины супруги развелись, но остались в хороших отношениях до конца жизни Муслима Магомаева.

Последней возлюбленной Муслима Магомаева стала молодая актриса Тамара Синявская. Она стала той женщиной, которая смогла согреть своей любовью последние 30 лет популярного певца.

Семья Муслима Магомаева

Семья Муслима Магомаева – это предмет его гордости на долгие годы. До конца своих дней популярный эстрадный исполнитель вспоминал своих предков, которые прославились за долгое время до рождения мальчика.

Дед Муслим, в честь которого был назван будущий исполнитель, — самородок в своём роде. Он – композитор и дирижёр, основоположник развития национальной музыки классического направления. Он умер за несколько лет до рождения внука, с его творчеством будущий великий исполнитель познакомился уже в юношеские годы.

* - кликните на стрелки, для появления другой комбинации биографий.

Отец Муслима Магомаева – Магомет – талантливый художник, которому по наследству получил гениальность своего папы. Он – театральный декоратор-оформитель, который был знаменит в Баку и Майкопе. Рисовал плакаты-призывы в начале Великой Отечественной войны. Пошёл на фронт добровольцем. Погиб в битве за Берлин буквально за несколько дней до окончания войны.

Мать – Айшет – драматическая актриса, которая одинаково хорошо танцевала и пела. Айшет оставила сына брату погибшего супруга и стала работать в майкопском драматическом театре. Дядя – Джамал Муслимович постарался заменить Муслиму отца. Он был строг, но справедлив. Мальчик совсем не чувствовал своего сиротства. Он воспитал Муслима гордым и преданным своей родине. Дядя не имел музыкального образования, но сделал всё, чтобы научить своего племянника играть на рояле, на котором сам неплохо музицировал.

Дети Муслима Магомаева

Дети Муслима Магомаева и Тамары Синявской не родились. Сначала это было связано с большой занятостью популярных артистов, а потом уже было поздно. Сейчас, после смерти своего мужа, Синявская очень сожалеет, что не родила сына или дочь, ведь она осталась одна. Долгое время ребёнка счастливым супругам заменял серебристый пудель, которого они назвали Чарли.

Единственный официально признанный ребёнок Муслима Магомаева – это его дочь Марина, которая родилась от первой жены популярного исполнителя.

После смерти Муслима Магомаева оказалось, что некоторые молодые люди заявили о том, что они являются его детьми. Так ли это доподлинно не знает никто. Ясно одно, что сам Муслим Магомаев говорил, что у него только одна дочь Марина, которую он очень любил.

Сын Муслима Магомаева – Даниэль Фиготин

Внебрачный сын Муслима Магомаева – Даниэль Фиготин певцом признан не был. Своей дочери, по её заявлению, Муслим Магомаев говорил, что никогда бы не бросил своего ребёнка, даже если бы его мать не стала его (Муслима Магомаева) женой. Сейчас он проживает в Нью-Йорке. Многие знавшие популярного певца говорят, что они знали о взаимоотношениях Муслима и матери Даниэля, но рождение ребёнка для них загадка.

Для прессы певец незадолго перед смертью сделал заявление, что он состоял с матерью Даниэля в отношениях, но рождение ребёнка отрицает. Певец говорил, что гордился бы сыном, если бы он у него родился.

После смерти Муслима Магомаева его псевдо-сын посетил его могилу. После этого Даниэль предъявил права на наследство популярного певца, но доказать своё родство так и не смог. Сейчас молодой человек не общается с прессой, заявив, что вынужден признать волю своего отца, но помнить о нём будет всегда.

Дочь Муслима Магомаева – Марина Магомаева

Дочь Муслима Магомаева – Марина Магомаева родилась от первой жены великого исполнителя. Девочке было всего несколько лет, когда её родители развелись. Некоторое время она жила в Баку, в 16-летнем возрасте переехала вместе с мамой Офелией в Соединённые Штаты, где и живёт до сих пор.

Девочка в юные годы подавала большие надежды стать знаменитой пианисткой, но выбрала себе иную специальность, никак не связанную с творчеством.

Марина и Муслим Маговаевы всё время хорошо общались. Отец для дочери отправлял большие алименты, считая, что должен сделать всё для своего единственного ребёнка. Марина родила ребёнка, одно из имён которого содержит имя популярного деда.

На похороны Марина приехала, она поддерживала вдову Муслима в её горе, сказав, что будет ей помогать. Она и Тамара Синявская – наследники великого музыканта.

Дочь Муслима Магомаева – Вероника Короткова

В 2016 году вдруг объявилась девушка, которая сказала, что она является внебрачной дочерью Муслима Магомаева. Внебрачная дочь Муслима Магомаева – Вероника Короткова пришла на передачу Андрея Малахова «Пусть говорят». Девушка пришла не одна, а вместе со своей мамой, которая заявила, что она являлась тайной любовницей популярного певца. Подробностей своей жизни женщина не стала рассказывать, она сказала, что это касается их двоих (её и Муслима Магомаева) и никого больше.

В студии был взят тест ДНК у псевдо-дочери популярного исполнителя. Сравнили её тес т с ДНК племянника Муслима Магомаева, Юрия. Но тест дал отрицательный результат. Девушка сказала, что это так, потому что у отца Юрия и Муслима Магомаева были разные отцы, поэтому тест не стал достоверным. Она через передачу обратилась к родной дочери артиста Марине, сказав, что хочет с ней общаться. Но спустя некоторое время в одном из изданий появилась информация, что Марина не собирается встречаться с псевдо-сестрой, она назвала её просто хищницей, которая раскатала губу на большое наследство.

Бывшая жена Муслима Магомаева – Офелия Магомаева

В 19 лет юноша Муслим Магомаев женился вопреки воле его и её родителей. Росле свадьбы они стали жить в доме родителей Офелии. Отец её был учёным-химиком, работал в Бакинской академии наук. Он не был против молодой семьи, против была мать Офелии, которая и стала настраивать дочь, что её муж должен во всём поддерживать жену, в том числе и финансово. Стали возникать скандалы. Молодая семья разваливалась на глазах. Но тут родилась дочь, которую молодой отец назвал Мариной. Муслим хотел выступать в оперном театре, но семья Марины и она сама были против этого.

После того, как Муслим стал буквально пропадать на гастролях она решила с ним развестись, что вскоре и сделала.

Бывшая жена Муслима Магомаева – Офелия Магомаева сейчас живёт вместе с дочкой Мариной и зятем Александром Козловским в Америке и помогает воспитывать сына Марины, названного в честь деда. Она – абсолютно непубличный человек, разговаривать с прессой она не собирается.

Жена Муслима Магомаева – Тамара Синявская

Познакомились Тамара и Муслим в Баку в конце 60-х годов. Она в это время была замужем. Но Муслим был настолько настойчив, что она развелась и в 1974 году стала его законной женой. Они хотели пожениться тайно, но это не получилось. Неожиданно для себя они попали на грандиозное торжество, поражавшее своим размахом. На свадьбе присутствовало около ста человек, а ещё более двухсот томились на улице, чтобы поздравить молодых.

Жена Муслима Магомаева – Тамара Синявская была популярной оперной дивой, её голос сводил с ума многих почитателей её таланта. Она оставила творческую деятельность в 2003 году, но после смерти мужа вернулась в профессию уже в качестве педагога.

Тамара и Муслим – оба имели очень взрывной характер, порой из-за разногласий они не раз стояли на грани развода, но сумели сохранить брак до смерти Муслима Магомаева. Сейчас Тамара Синявская проживает в Москве, часто общаясь с дочерью мужа – Мариной, которая помогает мачехе в ведении личных дел.

Инстаграм и Википедия Муслима Магомаева

Страница в Инстаграм и Википедии Муслима Магомаева нет, да её и не может быть, так как при жизни популярного исполнителя этой социальной сети ещё и в помине не было. Но у него есть официальный сайт, который был открыт ещё при жизни великого артиста. Здесь можно услышать песни в исполнении популярного певца, насладиться его силой и великолепием. На сайте можно прочитать информацию, подробно сообщавшую о жизни и творчестве популярного артиста. Все данные широко проиллюстрированы различными фотографиями, на которых представлены самые яркие моменты жизни исполнителя.

Кое с какой информацией о жизни и творчестве Муслима Магомаева можно познакомиться на официальном сайте Тамары Синявской, где представлены некоторые редкие снимки двух звёзд.

25 октября 2008 года ушел из жизни Муслим Магомаев. После трех лет затворничества Тамара Ильинична нарушила обет молчания и дала своё первое интервью.
На протяжении долгих 34 лет, если говорили: «Муслим Магомаев», непременно добавляли: «…и Тамара Синявская», и наоборот - в сознании меломанов эта блистательная пара была неразлучна и неразрывна, их семейный дуэт вызывал восторги и зависть на сцене и в жизни.



Описание их знакомства могло бы украсить завязку любого любовного романа. В Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, певца подозвал поэт Роберт Рождественский, чтобы представить своей молодой спутнице. «Муслим!» - отрекомендовался мужчина, по которому сохли тогда все женщины страны. Красавица рассмеялась: «И вы еще себя называете? Вас весь Советский Союз знает!».

Впрочем, Тамара Синявская, а это была именно она, к тому времени и сама была широко известна в - чего уж греха таить - довольно узких кругах отечественных ценителей оперного искусства. Достаточно сказать, что ее, 20-летнюю девчонку, приняли в стажерскую группу Большого театра даже без высшего консерваторского образования (редчайший случай!), а ведь когда в первом туре объявили ее фамилию и возраст, по залу прокатился смешок: «О, скоро из детского сада будут в Большой приходить». Тем не менее всего через год Тамару перевели в основной состав.

Ее бархатистое, глубокое меццо-сопрано с возможностями контральто ввергало в экстаз публику Монреаля, Парижа, Осаки, многих других городов и стран, за три года она собрала три золота на международных конкурсах вокалистов. Кстати, на самом престижном - имени Чайковского - заранее было известно, что победа предназначена восходящей тогда звезде Елене Образцовой - за ее кандидатуру дружно проголосовали все советские члены жюри, но зарубежные так же категорично высказались за… Тамару Синявскую, и под их напором первую премию разделили.

После этого конкурса видный импресарио Зарович настойчиво приглашал молодую певицу в полугодичное турне по Америке, засыпал театр и Госконцерт телеграммами, а в ответ получал стандартные отписки: «Занята в репертуаре», хотя Синявская в это время пела только Ольгу в «Евгении Онегине» и мелочь типа «кушать подано». Видно, советские искусствоведы в штатском опасались, что красавица Тамара там, за океаном, в кого-нибудь влюбится и останется - дело-то молодое, но судьба предназначила ее Муслиму и вела их навстречу.

Дмитрий Гордон

…Тогда в Баку руководство республики решило показать приехавшим на Декаду русской литературы и искусства в Азербайджане гостям чудо-город на сваях под названием Нефтяные Камни. Паром, который туда курсировал, хлебосольные хозяева уставили столами с южными яствами, но когда он отчалил, первый секретарь республиканского ЦК Гейдар Алиев, к своему удивлению, обнаружил, что Магомаева на борту нет. «И Синявской тоже», - подсказал ему кто-то, и все стало ясно без слов. Вскоре после их свадьбы Тамаре позвонил Лемешев, и она воскликнула: «Тут есть человек, который давно мечтает выразить вам восхищение вашим талантом». Мэтр благосклонно принял от Муслима восторженные слова, а потом спохватился: «Простите, но почему вы в одной квартире?». Только потом уже вспомнил, что, проезжая мимо ресторана «Баку», видел шумную толпу и ему объяснили: «Там Магомаев женится».
…Они долго обращались друг к другу на вы: может, поэтому Тамара Ильинична (наверстывая упущенное?) даже на людях называла мужа игриво Мусиком, Митей, Кутей и Тяпой (хотя свое царственное имя предпочитала слышать целиком). Бывало, что они ссорились, и Муслим Магометович, хлопнув дверью, уезжал в Баку, но потом с восточной пышностью делал первый шаг к примирению: дарил цветы и представления в ее честь.
Их навсегда соединили любовь и музыка, и Магомаев, как никто, мог понять, что чувствовала его жена, когда ее, беспартийную, заочно разбирали на партсобрании за то, что исполнила на одном из праздничных телевизионных «Огоньков» песню: мол, так можно и до эстрады докатиться! Муслим один знал, что после «Кармен», где Тамара более трех часов пела и танцевала, она теряла два килограмма, а после других спектаклей - по килограмму…
Поднимая как-то на юбилее Муслима Магометовича тост, Мстислав Ростропович пошутил: «Мы с тобой оба - члены клуба несчастных мужей солисток Большого театра»… Не знаю уж, на что намекал маэстро, но Тамара Ильинична, которая слыла с юных лет душой компании, ради супруга-отшельника полюбила уединение, а чтобы потрафить его кавказскому воспитанию, она, дама с характером, публично осудила эмансипацию и, более того, вскоре после того, как Магомаев закончил карьеру, покинула Большой.

Последний спектакль она спела в 2002 году, в возрасте, когда другие примадонны еще и не думают уходить со сцены, а с 2007-го супруги не давали уже и концертов. Они не афишировали, что Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал, перенес операцию на сосудах, но заботливая жена до его последнего вздоха была рядом… Сказки о таких парах обычно заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», однако на самом деле так не бывает. Овдовев, Синявская долго была безутешна, но собрала волю в кулак, чтобы никто не увидел на ее лице следы пролитых слез. У нее еще много дел: провести второй вокальный конкурс имени Магомаева, написать книгу… Все это необходимо, чтобы в памяти людской их любовь осталась не просто надолго - навсегда.

Признаюсь, Тамара Ильинична: давно хотел побеседовать с вами публично, тем более что вас несправедливо мало и на экране, и в прессе…
- Дима, а можно, как говорил Борис Саныч Покровский, я к вам сразу перпендикуляром выступлю? Меня на экране не мало, меня сейчас мало, и это, кстати, не вина телевидения и не упущение чье-то, а мое пожелание. Присутствовать на всеобщем обозрении я не хотела, и это мой первый после долгой паузы выход на люди…
- Спасибо…
- Плюс ко всему сегодня 25-е, а для меня этот день трудный. Три года назад я осталась одна, тем не менее, очень хорошо все взвесив, решила, что молчание это пора прервать.

- У вас удивительный тембр, а вы никогда не пытались понять, откуда такой он неповторимый?
- Откуда, не знаю, просто помню, что у мамы моей был красивейший разговорный голос. Когда ее не стало, она очень долго мне снилась: будто я ей звоню и слышу в ответ: «Тамара!» - вот словно положила свой голос мне на связки, на ушко, на сердце, и я вздрагивала, когда слышала ее во сне.
- Мама пела?
- В церкви, на клиросе. У нее был альт - низкий голос, но она никогда не выступала профессионально, потому что судьба ей выпала совсем не артистическая, очень тяжелая. Всю свою жизнь, в общем-то, мама отдала мне.
- Вы москвичка?
- Да, причем коренная.
- Зачастую москвичам сложно выдерживать конкуренцию с провинциалами, которые прокладывают, даже прорубают себе дорогу локтями. Тяжело было вам удержаться в Большом театре?
- Я даже не понимаю, о чем вы говорите, потому что вообще на эту тему не размышляла. Я родилась, открыла рот, запела…
- …и все?..
- …и никогда не думала, как сложится у меня жизнь. Мечтала артисткой быть, учительницей, врачом, но не певицей - пела с ощущением, что так и надо, что все поют.


С Марией Каллас в Москве.

- Могли бы и драматической стать актрисой?
- Об этом, наверное, лучше спросить режиссеров, которые со мной работали в опере и видели на сцене… Некоторые приглашали в кино сниматься.
- У вас поразительные глаза…
- Спасибо, вы комплиментами просто меня обволакиваете.
- Сижу, знаете, и любуюсь, а какие конкретно роли вам предлагали в кино?
- Дезире Арто, например, в фильме «Чайковский» - помните, была такая оперная певица, с которой Петр Ильич был помолвлен? Потом ее Майя Михайловна Плисецкая сыграла (не знаю уж, по каким соображениям, видимо, так композиционно перестроился материал, хотя причинами я даже не интересовалась), а Владимир Гориккер, который в свое время снимал фильм-оперу «Каменный гость», сначала записал мою партию, меня не видя.
Под мой голос исполнять роль Лауры была приглашена (все время балерина со мной, так сказать, в паре) Ляля Трембовельская, характерная танцовщица Большого театра, а когда режиссер, уже после того, как начались съемки, со мной встретился, удивленно воскликнул: «Господи, где ж ты раньше была-то?! Вполне и сама могла бы сниматься». Но я же тогда вообще была маленькой - это 66-й год.

- Говорят, какое-то время вы подражать Лолите Торрес пытались…
- Да я всю жизнь не то что пыталась ей подражать, а была в нее влюблена. Сейчас немножечко это смешно, но тогда… Муслим, кстати, раздобыл ее фильм «Возраст любви» и на мое 33-летие мне подарил, потому что я ему просто прожужжала…
- …все уши…
- …все ушки тем, как мне хотелось бы снова увидеть картину уже в этом возрасте. Дело в том, что влюбилась в нее я в седьмом классе, когда весь Советский Союз от Лолиты был без ума (18 раз этот фильм смотрела, знала его наизусть). Господи, советские дети ей письма писали - помню, в какой-то газете опубликовали письмо 12-летнего мальчика: «Я хочу жениться на Лолите Торрес»… Поэтому я и попросила Муслима найти старую ленту - хотела проверить, не поменялся ли с годами вкус, но она и тогда мне понравилась..
- Сейчас вы пытались ее снова увидеть?
- Пыталась, но… В свое время озвучивала Лолиту Торрес Виктория Чаева, артистка, по-моему, радио - у нее, если вы помните старый дубляж, был красивый разговорный голос, и я, может, даже немного подражаю ей бессознательно. (Низким голосом): «Соледат Реалес отправляется на гастроли… Анна-Мария Росалес…». Она говорила, и тут же начинала петь Лолита Торрес, и получилось так…
- …органично?
- Очень, и вдруг несколько лет назад по НТВ снова показали «Возраст любви». Я приникла к экрану, но когда Торрес раскрыла рот, у меня внутри все угасло - в результате передубляжа незабываемый тембр исчез.


В роли Элен Безуховой в «Войне и мире»

Не знаю, какая актриса озвучивала эту роль, - может, она, если эти слова услышит, даже обидится, просто ее голос не соответствовал объему голоса певческого, он ударялся куда-то в стеночку. Исчезла магия того, как героиня говорила, - голос у нее, если помните, был немножечко «на груди». Дома у нас фильмотека большая, и когда эта картина попадается мне на глаза, я думаю: интересно, как же Лолита Торрес сейчас выглядит (смеется) ?

- Тамара Ильинична, а это правда, что вас слушала и даже хвалила великая Мария Каллас?
- Правда - просто я знаю о разговоре, который происходил, что называется, за кулисами конкурса Чайковского. У меня была знакомая переводчица (она со мной ездила в Бельгию, где я тоже получила Гран-при), и ее пригласили и на IV конкурс Чайковского переводить гостям - он у нас в 70-м году был сумасшедший.
В качестве почетных членов жюри там и Мария Каллас присутствовала, и Тито Гобби, а какая обойма певцов от Советского Союза тогда выставлялась!.. Ну, сами судите: Коля Огренич (царствие ему небесное!) и Женя Нестеренко разделили у мальчиков первое место, второе заняли, по-моему, Зураб Соткилава и Владик Пьявко, а на третьем был потрясающий баритон Витя Тришин (потом я как-то мало о нем слышала). У женщин третье место получила Дуся Колесник из Украины, второе не присуждали, а первое досталось нам с Еленой Васильевной Образцовой - видите, я все помню…
Как мне перевели, Каллас воскликнула: «Мне очень нравится эта девочка (извините, это не мои слова. — Т. С. ) - у нее роскошный голос и использована только треть дарования!». Ну и еще добавила, что у нее - то есть у меня - большое будущее: в таком, в общем, духе высказывалась. В гала-концерте, который проходил в Большом зале консерватории уже по окончании конкурса, я пела «Сегидилью» из «Кармен». Каллас сидела в шестом ряду в проходе, представляете? - а поскольку я обладала приличным, можно даже сказать, 200-процентным зрением, увидела, что она вместе со мной артикулировала, так что мы пели вдвоем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.