Джинсы в советском союзе. Джинсы в ссср

Для современной молодежи джинсы - это обыденная и даже, можно сказать, незаметная деталь гардероба. Они есть у каждого, разных цветов, протертые и классические, с дырками и без. Джинсами сейчас никого не удивишь, но совсем другое отношение к этой одежде было в советское время. Первые джинсы были несбыточной мечтой для большинства и предметом гордости для избранных.

Мечта миллионов

Джинсы в 60-70 года в СССР были главной мечтой модников и практически единственной возможностью выделиться. Вся остальная одежда могла быть абсолютно заурядной, но если у парня или девушки были джинсы, то они автоматически становились "круче" всех остальных. И не только окружающие начинали воспринимать их иначе, сами себя модники тоже чувствовали красивее, удачливее и даже умнее остальных.

Джинсы обязательно должны были быть "фирменные", привезенные из-за границы. И, конечно, заграничными не считались брюки из Югославии, Польши и Болгарии, где делали нечто, лишь отдаленно напоминающее настоящую джинсу. Даже в Москве по заданию партии на фабрике "Рабочая одежда" пытались делать джинсы, но только они ни у кого восторга не вызывали.

Требования

Настоящие джинсы должны были удовлетворять нескольким требованиям:

1. Джинсы должны были "стоять", то есть джинсовая ткань была такой плотной, что влезть в них можно было только с мылом.

2. Настоящим "джинсовым" цветом признавался только синий. Это сейчас мы покупаем и черные, и голубые, и даже яркие цветные джинсы, в советские времена настоящим шиком было достать именно синие джинсы.

3. И джинсы должны были "тереться". Брюки, произведенные в братских республиках, ни за что не теряли свой цвет. Их терли кирпичами, отбеливали в "Белизне" - настоящей потертой джинсы не получалось ни после каких опытов. Именно поэтому брюки "под джинсу" никогда особо не ценились - подделку легко было распознать.

Настоящими джинсами признавались штаны трех американских брендов «Levis», «Lee», «Wrangler». Неопытный глаз не смог бы отличить одни от других, разве что рассмотрев небольшой лейбл на заднем кармане. Но истинные ценители и модники отличали джинсы разных брендов по оттенку, цвету ниток, клепкам и прочим незаметным на первый взгляд деталям.

Девушки могли похвастаться джинсами еще реже встречающихся фирм, например, «Montana» или «Waild Cat», но парни мечтали о брюках именно с лейблами трех главных "титанов".

Цена

Достать джинсы было невероятно сложной задачей. Во-первых, цена их доходила до 200 рублей, это даже превышало среднюю месячную зарплату рабочих специалистов. Ради джинсов подростки работали после учебы, приносили домой одни пятерки - в общем, всячески приближали свою мечту.

Но даже имея на руках нужную сумму, в советские времена человек не мог просто прийти в магазин и купить джинсы. Их нужно было достать, а значит найти фарцовщика, который их может продать. В то время покупка джинсов походила на настоящий шпионский детектив, ведь за спекуляцию была положена статья.

У жителей Советского Союза с джинсами складывались весьма непростые отношения. Этот предмет одежды был под запретом, так как символизировал неприятный для власти дух свободы, исходящий из-за железного занавеса. Джинсы не производились промышленным способом и не импортировались в страну, поэтому изобретательным модникам приходилось выдумывать собственные, порой довольно экзотические, способы обзавестись ультрамодной парой.

1. Джинсы приравнивались к контрабандному товару

В 1980-х мода на джинсы достигла, что называется, своего пика, но купить их в СССР было по-прежнему нельзя, потому что ни одна фабрика не занималась изготовлением подобной одежды. Счастливчиками, которые могли позволить себе приобрести джинсы, были те, кто по долгу службы часто ездил за границу - моряки, актёры, спортсмены. Правда, и они были вынуждены проходить таможенный досмотр, и если уж на одну пару джинсов, прикупленную «для себя», власти ещё смотрели сквозь пальцы, то трое импортных штанов в чемодане одного человека уже считались спекуляцией. Изобретательные матросы обходили этот запрет по-своему: перед прибытием в порт они надевали на себя по пять джинсов одновременно, а сверху в довершение ко всему натягивали форменные матросские брюки. Удивительно, но это срабатывало. Чаще всего именно так настоящие фирменные джинсы и попадали в СССР.

Известна история, когда в 1978-м году знаменитый тренер сборной СССР по горнолыжному спорту Тягачёв пытался контрабандой провести через контроль в аэропорту неслыханную по тем временам партию джинсов - целых 200 штук. Видимо, он предполагал, что никто не станет досматривать коробки из-под горнолыжных ботинок. Однако «контрабанду» обнаружили, и против Тягачёва было возбуждено уголовное дело. Правда, до суда так и не дошло, поскольку у тренера были влиятельные друзья, в том числе и в органах правопорядка. Тем не менее, всю партию конфисковали.


2. Джинсы стоили очень дорого

Поскольку стоимость пары джинсов могла доходить до 200 рублей при средней зарплате 120 рублей в месяц, охотников продать вожделенный предмет гардероба находилось немало, впрочем, как и желающих его купить. Неудивительно, что барыги довольно быстро научились подделывать фирменные джинсы: брали импортные брезентовые штаны, с помощью красителя перекрашивали их в традиционный и так любимый советскими «джинсоманами» цвет индиго, нашивали лейблы и продавали, причём товар у них, как правило, не залёживался. Больше всего среди советской молодёжи ценились марки Lee Riders, Levi Strauss и Wrangler: эти лейблы дельцы и нашивали на продукцию наиболее часто. Но круче всего считалось появиться на улице в настоящих «Montana», так как они и были самыми дорогими и броскими.


К сожалению, недобросовестных продавцов было много. Часто бывали случаи, когда покупатель, отдавая деньги, получал закрытый непрозрачный пакет, а стоило ему попытаться в него заглянуть, откуда-то раздавался крик: «Атас, менты!» Попасться на продаже или покупке джинсов грозило серьёзными неприятностями, так что все разбегались кто куда. А когда наивный покупатель всё же открывал пакет, то обнаруживал, что купил не две штанины, а только одну. Такой способ обмана был весьма распространённым, а найти перекупщика в Москве и расквитаться с ним - всё равно, что найти иголку в стоге сена.

Не будет преувеличением предположить, что желание заполучить джинсы в свой гардероб способствовало учебной успеваемости: молодые люди обещали закончить год как минимум без троек, если родители помогут им с покупкой. Если же денег не было и у родителей, то студенты и школьники ради одних только джинсов нанимались на работу: помогали разгружать машины, фасовали овощи на овощебазах или брались за другую не слишком престижную подработку.

3. Особенно модными были «тёртые» джинсы


Основным отличием настоящих фирменных джинсов от брезентовой подделки было то, что настоящие джинсы протирались. Иметь «тёртые» джинсы считалось особым шиком, и модники проводили целые часы, пытаясь создать на своих любимых штанах искусственные потёртости с помощью красного кирпича. Кроме того, цвет джинсов должен был быть именно синим и никаким другим.

К хорошим джинсам молодёжь предъявляла и другие требования: ткань должна была быть максимально плотной, такой, чтобы джинсы «стояли». А особенно ценными считались те брюки, которые обтягивали тело подобно второй коже. Влезть в них можно было только «с мылом», а застегнуть молнию представлялось возможным только лёжа на спине и втянув живот. Зато тёмные узкие джинсы визуально делали фигуру стройнее, а если прибавить к этому очарование дефицита, мы получим универсальную формулу успеха у противоположного пола как для девушек, так и для парней.

Существовала и другая крайность. Поскольку свой размер подобрать было практически невозможно, часто приходилось покупать джинсы на пару размеров больше. Но и здесь был выход: лечь на некоторое время прямо в обновке в ванную с горячей водой и дождаться, пока ткань «сядет».

4. Первые отечественные джинсы появились в Одессе

Одесса - портовый город, расположенный не так далеко от Европы, поэтому вполне логично, что именно здесь появились первые подпольные цеха по изготовлению отечественных джинсов, которые шились из тайком ввезённой в СССР импортной джинсовой ткани. Также контрабандой ввозились заклёпки, пуговицы, нитки, фурнитура, обязательные нашивки. Надо отметить, что одесские джинсы не слишком отличались по качеству от западных, ведь их создавали профессиональные портные из материалов высокого качества. Стоили такие джинсы не меньше, чем настоящие импортные, и раскупали их с не меньшей охотой.

А вы помните свои первые джинсы?

Можно говорить что угодно: в Советском Союзе не было того, в Советском Союзе не было этого. А я вот знаю, чего не было у моего сына и его одногодков потом. У них не было первых джинсов! Вряд ли кто-то из сегодняшнего поколения сможет понять, о чем идёт разговор. А вот каждый из тех, кто родился в 60-70-х, сразу поймет, о чём разговор.

Дело в том, что джинсы в СССР были не просто модными штанами, они обозначали ВСЁ. То есть всё остальное у тебя как раз вполне могло быть совершенно заурядным, но, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирмовые»), то ты уже был на пике моды. И девочки засматривались на тебя больше, чем на твоих друзей. Да и сам себя ты чувствовал и красивее, и удачливее, и даже умнее других.

Джинсы были настоящим эталоном моды. Причём нельзя сказать, что мода эта отличалась хоть каким-то разнообразием. Джинсы должны были отвечать нескольким требованиям: они должны были «стоять», влезть в них можно было только с мылом, цвет джинсов – исключительно синий, и ещё они должны были «тереться». Да-да! Дело в том, что вместо настоящей «фирмы» нам старались подсунуть что-то непонятное: какие-то там болгарские штаны марки «Рила», польские, югославские. Когда-то даже по специальному постановлению Совета Министров в Москве, на фабрике «рабочая одежда», начали производство собственных джинсов. Но, даже если иногда и покрой, и ткань таких штанов имели что-то общее с джинсами, то всё равно они не могли даже приблизительно подходить под то, что мы вкладывали в это понятие – они не тёрлись! То есть краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать ни после опытов с «Белизной», ни даже после того, как некоторые отчаянные смельчаки пытались оттереть её красным (именно красным!) кирпичом.

А вот настоящим шиком считалось иметь «джины» (бывало, называли их и так) трёх фирм: «Levis», «Wrangler», «Lee». Причём, отличить их друг от друга можно было только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов? Но истинные ценители знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки.

Конечно, были ещё с десяток фирм, которые достать было ещё сложнее, что-то вроде «Montana», «Waild Cat» или ещё чего-то даже более экзотического. Экзотикой они считались как раз из-за того, что были больше украшены, поэтому часто воспринимались больше как женские. А настоящий мужчина должен был достать себе непременно что-то из уже названной троицы.

Кстати, о «достать» - это не так-то просто было сделать. Прежде всего, на джинсы, особенно фирменные, нужны были деньги. А стоимость их доходила до 200 р., что даже побольше среднемесячной зарплаты. Ради того, чтобы выпросить такие деньги у родителей, троечники обещали закончить год без троек, а отличники – музыкальную школу без четвёрок. Те, кто был посознательнее, или кому дома такие деньги никак не могли перепасть, работали летом на овощебазах, уборке клубники и прочих несложных работах, к которым допускались школьники. Конечно, стоимость разнилась в разных городах. Так в портовых городах у моряков можно было купит те же самые «Ли» и за сто двадцать. Но обычно всё перекупалось фарцовщиками-оптовиками на корню. А Дальше сами посчитайте – транспортные, реализация, риск и так далее. Поэтому и приходилось искать рублей 180-200.

Но даже если ты находил деньги, то после этого надо было найти сами джинсы! А это не так и просто. Это только в плохом кино фарцовщики сами чуть ли не толпой обступают потенциального покупателя. В действительности такой толпой могли обступить только для того, чтобы облапошить. К примеру, после такой покупки дома могло выясниться, что купил ты почему-то только одну штанину, хоть рассматривал точно две (очень популярный был способ обмана). Поэтому, если сделка проходила между незнакомыми людьми, боялись оба. Ведь тогда действительно не было милиционеров, которые «не заметили» бы что-то за определённый процент.

Но зато после того, как ты становился обладателем таких штанов, ты начинал себя ощущать самым крутым человеком в мире. Даже несмотря на то, что не было тогда такого понятия как «крутой». И даже если ты натягивал свои джинсы только при помощи двух друзей (бывало и такое), то всё равно и они сами, и ты в них были самыми лучшими на свете! Потому, что это были твои первые джинсы.

И, поверите, чем больше рассказываю, тем больше вспоминается, Например, то, как джинсы стирали прямо на себе. Или о том, как мы распознавали подделки. Но не уверен, что это будет хоть кому-то интересно. Но вот то, что каждый из нас сейчас вспомнит свои первые «Ливайс» или «Монтану» (да пусть даже турецкие «Пирамиды» или китайскую «Мальвину») – в этом я точно уверен.

У жителей Советского Союза с джинсами складывались весьма непростые отношения. Этот предмет одежды был под запретом, так как символизировал неприятный для власти дух свободы, исходящий из-за железного занавеса. Джинсы не производились промышленным способом и не импортировались в страну, поэтому изобретательным модникам приходилось выдумывать собственные, порой довольно экзотические, способы обзавестись ультрамодной парой.

1. Джинсы приравнивались к контрабандному товару

В 1980-х мода на джинсы достигла, что называется, своего пика, но купить их в СССР было по-прежнему нельзя, потому что ни одна фабрика не занималась изготовлением подобной одежды. Счастливчиками, которые могли позволить себе приобрести джинсы, были те, кто по долгу службы часто ездил за границу - моряки, актёры, спортсмены. Правда, и они были вынуждены проходить таможенный досмотр, и если уж на одну пару джинсов, прикупленную «для себя», власти ещё смотрели сквозь пальцы, то трое импортных штанов в чемодане одного человека уже считались спекуляцией. Изобретательные матросы обходили этот запрет по-своему: перед прибытием в порт они надевали на себя по пять джинсов одновременно, а сверху в довершение ко всему натягивали форменные матросские брюки. Удивительно, но это срабатывало. Чаще всего именно так настоящие фирменные джинсы и попадали в СССР.

Леонид Тягачев

Известна история, когда в 1978-м году знаменитый тренер сборной СССР по горнолыжному спорту Тягачёв пытался контрабандой провести через контроль в аэропорту неслыханную по тем временам партию джинсов - целых 200 штук. Видимо, он предполагал, что никто не станет досматривать коробки из-под горнолыжных ботинок. Однако «контрабанду» обнаружили, и против Тягачёва было возбуждено уголовное дело. Правда, до суда так и не дошло, поскольку у тренера были влиятельные друзья, в том числе и в органах правопорядка. Тем не менее, всю партию конфисковали.

2. Джинсы стоили очень дорого

Поскольку стоимость пары джинсов могла доходить до 200 рублей при средней зарплате 120 рублей в месяц, охотников продать вожделенный предмет гардероба находилось немало, впрочем, как и желающих его купить. Неудивительно, что барыги довольно быстро научились подделывать фирменные джинсы: брали импортные брезентовые штаны, с помощью красителя перекрашивали их в традиционный и так любимый советскими «джинсоманами» цвет индиго, нашивали лейблы и продавали, причём товар у них, как правило, не залёживался. Больше всего среди советской молодёжи ценились марки Lee Riders, Levi Strauss и Wrangler: эти лейблы дельцы и нашивали на продукцию наиболее часто. Но круче всего считалось появиться на улице в настоящих «Montana», так как они и были самыми дорогими и броскими.

К сожалению, недобросовестных продавцов было много. Часто бывали случаи, когда покупатель, отдавая деньги, получал закрытый непрозрачный пакет, а стоило ему попытаться в него заглянуть, откуда-то раздавался крик: «Атас, менты!» Попасться на продаже или покупке джинсов грозило серьёзными неприятностями, так что все разбегались кто куда. А когда наивный покупатель всё же открывал пакет, то обнаруживал, что купил не две штанины, а только одну. Такой способ обмана был весьма распространённым, а найти перекупщика в Москве и расквитаться с ним - всё равно, что найти иголку в стоге сена.

Не будет преувеличением предположить, что желание заполучить джинсы в свой гардероб способствовало учебной успеваемости: молодые люди обещали закончить год как минимум без троек, если родители помогут им с покупкой. Если же денег не было и у родителей, то студенты и школьники ради одних только джинсов нанимались на работу: помогали разгружать машины, фасовали овощи на овощебазах или брались за другую не слишком престижную подработку.

3. Особенно модными были «тёртые» джинсы

Основным отличием настоящих фирменных джинсов от брезентовой подделки было то, что настоящие джинсы протирались. Иметь «тёртые» джинсы считалось особым шиком, и модники проводили целые часы, пытаясь создать на своих любимых штанах искусственные потёртости с помощью красного кирпича. Кроме того, цвет джинсов должен был быть именно синим и никаким другим.

К хорошим джинсам молодёжь предъявляла и другие требования: ткань должна была быть максимально плотной, такой, чтобы джинсы «стояли». А особенно ценными считались те брюки, которые обтягивали тело подобно второй коже. Влезть в них можно было только «с мылом», а застегнуть молнию представлялось возможным только лёжа на спине и втянув живот. Зато тёмные узкие джинсы визуально делали фигуру стройнее, а если прибавить к этому очарование дефицита, мы получим универсальную формулу успеха у противоположного пола как для девушек, так и для парней.

Существовала и другая крайность. Поскольку свой размер подобрать было практически невозможно, часто приходилось покупать джинсы на пару размеров больше. Но и здесь был выход: лечь на некоторое время прямо в обновке в ванную с горячей водой и дождаться, пока ткань «сядет».

4. Первые отечественные джинсы появились в Одессе

Если джинсы насчитывают в мире уже почти 150-летниюю историю, в нашей стране эта история началась всего около 50-ти лет назад. Но… этот небольшой (по сравнение со всем миром) период времени насыщен незабываемыми моментами, связанными именно с джинсами.

Современное поколение скажет: - Хм, джинсы, что тут такого - у каждого не одна пара:)) Но те, кто родился в 60-70-х и даже 80-х годах XX столетия, сразу поймут, о чём пойдет речь.

В нашу страну джинсы попали вместе с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Тогда впервые москвичи увидели «заграничные рабочие штаны» и многие пары осели на советских гражданах в обмен на сувениры:)).

Молодежь Советского Союза сразу полюбила этот предмет одежды. А Власть после окончания Фестиваля поставила джинсы под запрет (как и рок-н-ролл и «Голос Америки»), так как эти штаны символизировали неприятный для власти дух свободы, шедший от Америки и Запада.

Но несмотря на все запреты, а скорее всего благодаря им, джинсы в СССР стали не просто модными штанами, они стали Культом. То есть, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирменные»), то ты на пике моды, популярности, славы.

Джинсы не производились советской промышленностью, не импортировались в страну, не продавались в обычных магазинах или на рынках, поэтому изобретательным модникам приходилось выдумывать собственные, порой даже экзотические способы обзавестись ультрамодной одеждой.

Счастливчиками, которые могли позволить себе приобрести джинсы, были те, кто по долгу службы часто бывал за границей — моряки, летчики, актёры, спортсмены. Правда, и они были вынуждены проходить таможенный досмотр, и если уж на одну пару джинсов, прикупленную «для себя», власти ещё смотрели сквозь пальцы, то трое импортных штанов в чемодане одного человека уже считались спекуляцией. Изобретательные матросы обходили этот запрет по-своему: перед прибытием в порт они надевали на себя по пять джинсов одновременно, а сверху в довершение ко всему натягивали форменные матросские брюки. И это срабатывало! Чаще всего именно так настоящие фирменные джинсы и попадали в СССР.

Настоящие джинсы, по молодежным меркам, должны были обладать следующими качествами: ткань должна была быть максимально плотной, такой, чтобы джинсы «стояли». Особенно ценными считались те брюки, которые обтягивали тело подобно второй коже. Влезть в них можно было только «с мылом», а застегнуть молнию представлялось возможным только лёжа на спине и втянув живот.

Джинсы было не только сложно купить, но и найти штаны своего размера. Часто приходилось покупать джинсы того размера, который был в наличии. Хватали то, что было: если длинные - подшивали, маленькие - растягивали. Кроме того, можно было лечь на некоторое время прямо в обновке в ванную с горячей водой и дождаться, пока ткань «сядет». А если джинсы были маловаты, девчонки и тут творили чудеса. «Вооружившись» мылом и верными подругами, залезали в ванну, намыливались и ценой неимоверных усилий натягивали их на себя. Затем носили, не снимая, а через пару дней многострадальные брюки сидели по фигуре.

Но, основным отличием настоящих фирменных джинсов от брезентовой подделки было то, что настоящие джинсы протирались. Иметь «тёртые» джинсы считалось особым шиком, и модники проводили целые часы, пытаясь создать на своих любимых штанах искусственные потёртости. То есть, модные «ливайсы» и «монтаны» на сгибах должны были обязательно потерять первозданный синий цвет и приобрести вид долго и небрежно ношеных штанов. Кроме того, цвет джинсов должен был быть только синим, и никаким другим.

Ждать, пока джинсы состарятся и вытрутся сами времени не было, поэтому фирменные штаны старили искусственно прямо в домашних условиях. В ход шли красные кирпичи, пемза и деревянные бруски.

Настоящим шиком считалось иметь джинсы трёх фирм: «Levis», «Wrangler» и «Lee».

Ну а уж если удавалось заполучить «Montana», или «Wild Cat» - ты на вершине блаженства! Эти марки отличались особым шиком и соответственно дороже стоили.

Причём, отличить фирмы друг от друга можно было, только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов? Но настоящие знатоки знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки.

Поскольку стоимость пары джинсов могла доходить до 200 рублей при средней зарплате 100-120 рублей в месяц, охотников продать ультрамодный предмет гардероба находилось немало, впрочем, как и желающих его купить. Неудивительно, что фарцовщики довольно быстро научились подделывать фирменные джинсы: брали импортные брезентовые штаны, с помощью красителя перекрашивали их в традиционный цвет индиго, нашивали лейблы и продавали, и товар у них, как правило, не задерживался.

Первые подпольные цеха по изготовлению отечественных джинсов появились в Одессе. Шили из тайком ввезённой в СССР импортной джинсовой ткани. Также контрабандой ввозились заклёпки, пуговицы, нитки, фурнитура, обязательные нашивки. По отзывам модников тех лет, одесские джинсы не слишком отличались по качеству от западных, ведь их создавали профессиональные портные из материалов высокого качества. Стоили такие джинсы не меньше, чем настоящие импортные, и раскупали их с не меньшей охотой.

Когда борьба в СССР с модным и удобным видом одежды потерпела сокрушительное фиаско и стало ясно, что плотные брюки нравятся не только молодежи, но и людям среднего возраста, власть решила легализовать ситуацию. Были закуплены большие партии болгарских джинсов «Рила» и индийских — неизвестной марки.

После московской Олимпиады 80, на фабрике «Рабочая одежда», начали производство собственных (эсэсэсэровских) джинсов. Но, несмотря на хороший крой и ткань, эти джинсы считались вторым сортом - они не тёрлись! Краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать. И тем не менее, некоторые умудрялись содрать с них этикетку и заменить их на «фирменный» лейбл.

В 1980-х в моду вошли джинсы-«варенки». В магазинах о таких штанах даже не слышали. Но советские граждане изобрели множество рецептов изготовления новинки: джинсы кипятили с отбеливателем, перетягивая резинками для создания узора, или связывали узлом, отбивали белыми кирпичами, тёрли пемзой, варили с содой и хлоркой, после чего стирали в стиральной машине вместе с камнями. В результате всех этих экзекуций получались супер эксклюзивные модели «варенок», не имеющие аналогов:)))

В это же время появилось множество подпольных цехов, где партиями шились «фирменные» джинсы, которые внешне почти не отличались от привезенных из-за границы. Даже этикетки, лейблы и заклепки делались здесь же, в этих цехах, при помощи пресса. Цена таким джинсам была от 100 до 150 рублей. И некоторые покупали их сознательно, зная что это подделка, но поделка хорошая.

Начиная с 90-х, все запреты были сняты, и джинсы мог купить каждый.

По сей день джинсы являются универсальной одежной для любого возраста, они любимы всеми и, наверное, мало кто может вспомнить, сколько пар джинсов он сносил.

И только люди «рожденные в СССР» могут с гордостью сказать, что всю жизнь помнят свои ПЕРВЫЕ джинсы!

Источники:

История джинсов:Часть 3-я.

Джинсы и современность.

Своего пика мода на джинсы в нашей стране достигла в 1980-е. Во времена Перестройки джинсы начали наконец производить и в СССР, хотя особенным качеством они не отличались, а уж в « крутизне» проигрывали западным маркам априори.

С развалом СССР в страну массово хлынула китайская контрафактная одежда, отличавшаяся крайне низким качеством. Так джинсы постепенно потеряли свой былой шарм и очарование самых прочных и надежных в мире штанов.

Впоследствии мода на джинсы возвращалась в виде некоторых отдельных моделей. С распространением рэп и хип-хоп музыки стали популярны так называемые « трубы», джинсы с широкими штанинами. В 2000-х годах среди молодежи возникла мода на так называемые « скейтерские» узкие джинсы, модели « скинни».

Узкие « скинни» джинсы.

Что же касается фирменных джинсов, к примеру — классических Levi"s, несмотря на значительные потери в доле рынка, у компании остается множество поклонников, отдающих предпочтение этим штанам. Хотя, стоит признаться, что даже по три года в современных Levi"s уже не проходишь — падение качества дало о себе знать и здесь.

История джинсов:Часть 2-я.

Джинсы Rokotov & Fainberg.

Но даже показательная казнь не смогла ничего поделать с модой. В 1962 году на встречу Хрущева и творческой интеллигенции знаменитый поэт Андрей Вознесенский пришел в джинсах, за что получил « нагоняй» от генсека.

Джинсами все равно торговали, так как спрос на них никуда не девался. Стоимость одной пары в 1970-х годах доходила до 200 рублей, что превышало размер среднемесячной зарплаты. Везло тем, у кого серди знакомых или родственников были непосредственно выезжающие за рубеж — представители бюрократии, спортсмены, культурные деятели. Те могли привезти заветные штаны прямо из-за границы. Известен случай, когда писатель Владимир Набоков отправил поэту Иосифу Бродскому в Ленинград две пары новеньких джинсов.

Звезды советского кинематографа Владимир Иванов и Светлана Светличная покупают первые джинсы в зарубежном магазине. Знаменитая фотография журнала Life .

Другим приходилось иметь дело с экономическим подпольем. В нем покупателей нередко обманывали и обирали до нитки. Неимоверной трудностью было достать джинсы нужного размера, поэтому, как правило, брали, что было в наличии. Джинсы большего размера обычно подшивали и « сжимали» в горячей ванной, а меньшего — растягивали прямо на теле, влезая в них с помощью мыла.

Советская карикатура на фарцовщиков и их клиентов.

Самыми заветными джинсами считались штаны от троих крупнейших производителей — Levi"s, Wrangler и Lee. Эти джинсы считаются одними из самых качественных и сегодня. Но истинными пиком моды в СССР были джинсы Montana, происхождение которых представляет собой тайну и по сей день.

Лейбл Montana.

Штаны Montana в СССР ценились дороже всего, они же считались самыми прочными. Считалось, что настоящие джинсы должны « стоять», а штаны Montana делали это лучше всех.

Джинсовый бренд Montana действительно существовал в то время, вот только к штату США он не имеет никакого отношения. Торговая марка была зарегистрирована в Гамбурге, под этим именем действительно какое-то время выпускались джинсы, но затем бренд бесследно исчез, не оставив после себя вообще никакой истории.

Вот так должны стоять « настоящие» джинсы.

Существует мнение, что практически все « завезенные» в СССР джинсы Montana на самом деле делались цеховиками в Одессе и других городах, из импортных материалов. Цеховое производство джинсов действительно было очень популярно в СССР. А если учитывать, что в таких цехах обычно работали настоящие портные, то качество подобных джинсов было ничуть не хуже западных.

Еще одним признаком « настоящих» джинсов считалась их потрепанность. В народе бытовало мнение, что настоящая « джинса» обязана через некоторые время после использования приобретать потертости. В действительности, такое свойство джинсов было вызвано тем, что западные производители использовали дешевые красители. Существовал даже такой способ проверки джинсов на подлинность — по ним проводили мокрой спичкой и, если та становилась синей, то штаны признавались настоящими.

Поэтому когда какому-нибудь счастливчику из Советского Союза доставалась пара джинсов, почему-то покрашенных хорошей краской, то тот не спешил радоваться, а бежал их « варить». Варка джинсов в воде с отбеливателем делали из них те самые потрепанные и поношенные « настоящие» джинсы, которые так ценились среди молодежи.

Вот так выглядели « вареные» джинсы.

популярной в мире одежде

http://germanych.livejournal.com/89200.html

Одним из способов получения советским правительством валюты, а некоторыми советскими гражданами - дефицитных товаров, были магазины "Берёзка". О них и пойдёт речь в этой заметке.

Первые магазины торговой сети "Берёзка" были созданы в 1961 году по постановлению Совета Министров СССР. Сначала они осуществляли торговлю только на иностранную валюту и обслуживали только иностранцев. Тем самым государство получало дополнительный приток валюты, в которой оно всегда нуждалось. Естественно, магазины эти были открыты не по всей стране, а только в тех городах, где иностранцы бывали наиболее часто - т.е. в крупнейших городах страны и на курортах. "Берёзками" эти магазины назывались в РСФСР и Казахстане. Во многих других республиках они носили и другие названия, связанные с характерным для данной республики деревом (так, на Украине они назывались «Каштан», в Азербайджане — «Чинар» и т. д.), а в Латвии назывались «Дзинтарс» (латыш. Dzintars — янтарь).

Вот что писал заместитель министра торговли РСФСР Королев первому заместителю председателя Совета Министров СССР Микояну:

"Во исполнение постановления СМ СССР от 23.03.1961 года Министерством торговли РСФСР организована в системе Росювелирторга торговля на свободную иностранную валюту. Магазинам и киоскам, производящим продажу товаров за инвалюту, присвоено название "Березка". Магазины "Березка" открыты в аэропортах Внуково и Шереметьево в апреле месяце и два киоска "Березка" в гостиницах "Украина" и "Ленинградская" в середине мая.

В ближайшее время торговля на инвалюту будет организована в Ленинграде, Сочи и Архангельске.

Спросом пользуются икра зернистая и лососевая, водка "Столичная" и "Особая", консервы-крабы, хохломские изделия, деревянные матрешки, куклы в национальных костюмах, изделия богородских резчиков, дымковская игрушка, шкатулки из папье-маше, серебряные изделия с эмалью, сувениры и др.

Иностранцы, посещающие магазины, высказывают замечания о высоком уровне розничных цен".

Однако, на продаже продуктов и сувениров много не заработаешь. Ещё одним источником валюты для государства были советские граждане, возвращавшиеся из командировок за границу или из дальних морских плаваний.

Для того, чтобы они не стремились потратить всю валюту за границей, им было разрешено тратить её магазинах, аналогичных "Берёзкам". У советских граждан особой популярностью в этих магазинах пользовались, конечно, не продукты, а бытовая техника. Также они имели возможность приобрести автомобиль. Моряки, возвращавшиеся из заграничных плаваний, обслуживались в магазинах «Альбатрос» системы «Торгмортранса».

Сочи советских времён. Гостиница Магнолия. Магазин Березка.

В 1967 году магазины для иностранцев и магазины для валютных советских граждан, были объединены в одну сеть, а незадолго до объединения (в 1965 году) произошло эпохальное для этой истории событие: были введены в обращение специальные сертификаты «Внешпосылторга» - этакие заменители валюты. До этого торговля с советскими гражданами осуществлялась по безналичному расчету: человек переводил свою валюту со счета во «Внешторгбанке» на счет «Внешпосылторга» и затем мог получить в магазине выбранный им товар. Система была довольно неудобной.

Откуда же бралась у советских граждан валюта на счёте во Внешторгбанке? Во время пребывания за границей часть зарплаты загранработников в валюте добровольно (но не более 60 %) переводилась на счёт во Внешэкономбанке, с которого можно было на месте (обычно через советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР) или по возвращении в СССР получить заранее заказанную сумму в виде сертификатов (позже — чеков). Некоторые категории загранработников внешнеторговых организаций и дипломаты могли ввозить в СССР и ограниченное количество иностранной валюты, которую они были обязаны конвертировать в сертификаты (чеки) не позже установленного срока, иначе наличие у них валюты тоже считалось незаконным. Стоит отметить, что для советских граждан выгоднее было бы получать зарплату в наличной валюте и тратить её за границей, т.к. в "Берёзке" цены на импортные товары были в разы выше.

Чеки Внешпосылторга выпускались только в виде банкнот, монет не было, бумажными были даже копейки. Сертификатов существовало три вида. С синей полосой - самые непривлекательные - они полагались тем, кто имел право на валюту социалистических стран (коэффициент зачисления на счёт 1:1). На них можно было приобрести не все товары, представленные в заветных магазинах. Второй тип сертификата имел на себе желтую полосу - их давали тем, кто работал в развивающихся странах, в странах Африки или, например, в Индии(коэффициент 4,6:1). На них можно было купить бОльший ассортимент товаров. А уж совсем все было доступно только тем, кто имел право на свободно конвертируемую валюту, то есть западную - им полагались бесполосные сертификаты(коэффициент 4,6:1). Говорят, эти же сертификаты выдавались и сотрудникам советской разведки, в какой бы стране те ни работали. И, наконец, последний вид заменителя валюты назывался чеками серии "Д" - эти чеки полагались дипломатам. Стоит отметить, что чеки можно было также внести в качестве взноса за квартиру в ЖСК (Жилищно-строительный кооператив), но лишь по коэффициенту 1:1 к обычному рублю, что также было дополнительной статьёй дохода государства.

Фактически загранработники в разных странах при формально сравнимых величинах окладов (близких к средним по Союзу), реально получали значительно различающиеся по покупательной способности зарплаты. Например, оклад советского переводчика в Индии, составлявший условно 200 рублей, фактически в «жёлтополосых сертификатах» составлял 920 рублей, а оклад переводчика, например, в Венгрии, равный 400 рублей в «синеполосых сертификатах» составлял те же 400 руб.

Цены выставлялись в «Березках» во всех видах этих сертификатов. Например, один товар мог стоить: в бесполосных сертификатах и чеках серии "Д" 7 рублей, в "желтополосных" - 12, в "синеполосных" - 19.

Чтобы устранить неравенство между советскими гражданами, работавших в социалистических и капиталистических странах, в 1974 г. все сертификаты (кроме чеков серии "Д") были унифицированы и появились чеки единого образца.

Магазины "Берёзка" были важны не только для обычных советских граждан, оказавшихся на работе за границей, но и для весьма высокопоставленных. Вот что вспоминает в одном из своих интервью банкир Виктор Геращенко, возглавивший в 1965 году Московский Народный Банк в Лондоне:

Ну а когда я уже поехал работать в Лондон, в Моснарбанк, там, конечно, жизнь была комфортнее, хватало и на еду, и на тряпки. И, как любому другому "товарищу", неважно на какую должность посланному за границу, хотелось, естественно, к концу трехлетнего срока накопить чеков Внешпосылторга на машину и чтоб еще осталось на одежду из "Березки"

Естественно, не все обладатели чеков стремились их потратить в "Берёзке". Многим выгоднее было обменять их на наличные рубли у спекулянтов ("фарцовщиков") по "рыночному" курсу (обычно 1:2 или 1:3). В ходе такого обмена нередко происходил обман со стороны покупателей чеков. Но т.к. сама операция такого обмена была незаконной, то пострадавшие в милицию не обращались. Вот что об этом пишет ЖЖ-пользователь dedushkin1 :

У меня в те годы был приятель - активный фарцовщик этих самых самых чеков и по совместительству "ломщик". Если кто не знает, понятие "ломщик" происходило от слова "ломать". Ломать пачку денег. Вот вы - законный (а может не очень) обладатель этих самых чеков (или долларов - ну уж тут, наверняка, незаконный!). И решили вы их продать. Но не в Центробанк по некому условному фиксированному курсу, а по "рыночному". Идёте вы к магазину "Берёзка". Их в Москве было несколько. Наиболее знаменитые (во всяком случае, для меня) - на Пятницкой, на Профсоюзной (именно этот магазин на фотографии по ссылке в начале поста), электронный на Садовой-Кудринской. Были, конечно, и другие. У этих магазинов симпатичные молодые люди вкрадчиво предлагают вам эти самые чеки им продать по совершенно прекрасному курсу! Вы, немного посмущавшись, конечно, соглашаетесь. Отходите в сторону, показываете своё драгоценное сокровище, совместными усилиями устанавливаете рублёвый эквивалент. Симпатичный молодой человек, он же ломщик, достаёт из кармана пресс купюр, отсчитывает необходимую сумму и передаёт вам. Боже упаси, он даже ваши заветные чеки у вас не забирает. Ведь всё же честно! Вы пересчитываете сумму и видите, что там не хватает десятки.

Вы сообщаете об этом своему "меняле", он забирает у вас пачку, пересчитывает, убеждается, что и, правда, "ошибся" и с тысячею извинений докладывает вам недостающую "красненькую". Вы, соответственно, передаёте ему своё чековое богатство, забираете рубли и бодрым шагом удаляетесь (не дай Бог милиция ещё появится). И только дома (или в ином укромном месте), когда вы решите пересчитать ещё раз сумму, вы с ужасом обнаруживаете, что вместо 500 рублей у вас всего лишь 150... Когда ломщик второй раз "пересчитывал" деньги, он "сломал" пачку - большая её часть осталась у него. Ловкость рук...
И это ещё лучший вариант. Вместо 500 рублей можно было получить "куклу" рублей этак на 20... Ловкость рук...

В самой "Берёзке", особенно во время кампаний по борьбе со спекулянтами, могли спросить о происхождении чеков и попросить какие-то подтверждающие документы. Но это происходило редко. А вот на входе в «Березку» обычно просили показать наличие чеков - это чтобы не превращать магазин в музей «просмотра забугорной жизни» для простого народа.

В перестройку о существования такого привилегированного канала снабжения, как "Березки", заговорили в открытую. И в 1988 году система чеков была отменена, магазины перешли на торговлю по безналичному расчету, как до 1965 года. Чеки, оставшиеся на руках у населения, предлагалось обменять на рубли. Обладатели чеков впервые почувствовали себя некомфортно, особенно те, кто вкладывал в них свои средства. У "Березок" выстроились огромные очереди, с прилавков лихорадочно сметалось буквально все.

Вот как описывает происходившее при закрытии "Берёзок" жж-пользователь mumm:

Начало 88-го года.
Объява в программе "Время": "буржуазные магазины "Березка" ликвидируются и чеки отменяются"..
т.к. я был счастливым обладателем пары сотен тех волшебных бумажек, то на след. день приехал к открытию мульти-медийной "Березки" около Проспект Мира.. метров за 100 до нее я увидел огромную толпу таких же счастливцев: все резко захотели поменять свои бережно и долго хранимые чеки на хоть что-нибудь...но в магазине были абсолютно голые полки. Даже аудиокассет не было. Продавцы пообещали, что может завтра будет завоз товара.
Вся толпа тут же активно записалась в список и все разъехались, с надеждой, что на след. день им подфартит..
Конечно же, на след. день никому из вчерашней толпы не подфартило: завоз, как и обещали, случился: привезли сотню каких-то магнитол, но вот только ночью (а был январь месяц и минус 20) составленный список успешно переписали и у дверей стояло несколько сотен чекообладателей, которые продержались у дверей магазина всю ночь...
Пришлось записываться в новые списки, которые организовывались уже более тщательно: сами списки были у т.н. сотников: 1 сотник - 100 записавшихся..
Я записался тоже. Как сейчас помню: было несколько номеров в 3-4 тысячи, несколько в 6-ой и 9-ой тысячях и пару номеров в 12-тыс.
Чтобы не повторилось то, что произошло предыдущей ночью, а именно "ломка" очереди - ввели круглосуточное дежурство: в сотнях составлялся график и десяток человек несколько часов несли почетный караул у магазина.
Мне тоже довелось провести там пару ночей, пытаясь не околеть сидя с каким-то служившим в Анголе майором в его автомобиле "Волга".
Тот обещенный завоз товара был и последним в том месяце...кто-то подбадривал публику байками о том, что контейнеровоз с желанной аудио-видео техникой уже покинул берега Японии и на полных парах плывет в сторону нашей Родины...через какое-то время: контейнеры перегрузили на платформы и поезд спешит в Москву... и вот в марте случилось ожидаемое всеми измученными ежедневными перекличками и отмечаниями, чтобы их не вычеркнули из списков, -чудо! склады "Березки" были забиты супер-магнитолами "Sharp-940" и магнитолами попроще фирмы "Sanyo".
В руки отпускались поштучно: один Шарп и одна Санио. В рабочий день очередь двигалась на 200-250 человек. Сотники активно торговали номерами: номера в первой сотне стоили 500 чеков.
Т.к. чеков у меня было столько, что их хватало на половину магнитолы Санио или на четверть Шарпа. Т.к. хотелось и то и другое и не частями, то пришлось несколько номеров очереди тоже продать. Также люди, которые приехали откуда-то с Камчатки с кучей чеков и с номерами в очереди в 20-ой тысячи, с радостью меняли чеки на обычные рубли. Если еще несколько месяцев назад курс чек к руб был 1:2, то сейчас они были счастливы, если удавалось поменять 1:1...
В общем, было весело: в очереди все почти сроднились. Что не удивительно: в течение нескольких месяцев ходили ежедневно утром и вечером на переклички: кто не приходил - безжалостно вычеркивались из списков.
Первая наша очередь дошла где-то в конце марта-начале апреля: мы с братом урвали по положенной магнитоле Шарп и Санио.
Т.к. очередь по след. номерам должна была подойти достаточно скоро: через пару недель, мы озадачились удачно пристроить эти коробки с надписями на английском и японском языках и при этом не попасть под статью УК СССР "спекуляция". Это нам удалось: состоялся обмен товар-рубли-чеки. Чеков в итоге получилось ровно в 2 раза больше, чем было до того, как их поменяли на товар. На протяжение двух месяцев такой обмен удавалось осуществить еще несколько раз.

С 1992 года, уже в новых экономических реалиях, "Берёзки" торговали только за наличную валюту, а в середине 1990-х приватизированная сеть магазинов «Берёзка» была ликвидирована как нерентабельная.

Полный прейскурант "Берёзки" за 1975 г. вы можете просмотреть .

P.S.

Когда в 1988 м году я сьездил в Питер с женой,навестил родню(которые еще тогда там жили)

и друзей,я забежал из чистого любопытства и в "Березку"..ничего особенного--сигареты "

Марлборо",пиво в банках финское и кое-какие украшения..

СССР. Как платили морякам-загранщикам торгового флота.

Оригинал взят у gruppman в Какие деньги были.

Ну,что это я всё о бананово-лимонных странах,да про пароходы..
Пора бы уже о вечном,о волнительном,о притягательном,о мечтах и надеждах..в общем о деньгах.
"Пиастры,пиастры..."..
Нет,не про них.Хотя и про них можно,но позже.
Сегодня о толстом морском заработке.Длинном рубле..
Но не сегодняшнем,а времён СССР.Сейчас то никакой романтики и интересу.Всё прописано в контракте..что входит в твои обязанности,что не входит.За что полагается доплата,а за что -нет.Отработал-получил.Скукота.
То ли дело раньше.
Но сразу оговорочку. Рассказ за торговый флот.Не рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий.И не рыбоперевозящий,то есть транспорты рыбного хозяйства.Как там у них...знаю только по рассказам,и поэтому могу только тоже..пересказать.У них там тоже в то время делилось на гослов и колхозный лов.Тоже не так просто было.
Ну,так вот..начну сразу с самого интересного.С валюты.
Те,кто рассказывает,как лихо жилось морякам загранзаплыва в СССР,какие зарплаты валютные получали..эти самые моряки..немного...эээ..врут.
Потому как зарплаты в валюте не было.От слова совсем.
Была инвалюта взамен суточных.
Что это значит?Это значит,что выход за границу приравнивался к командировке.Только взамен суточных командировочных выплачивали валюту.
И выплачивали её в процентах от оклада.
До 1987 года это было 18% от оклада.
От оклада!
Оклад матроса 1го класса - 105 рублей.
Итого за месяц,проведённый в загранплавании,нашему Рокфеллеру -матросу начисляли 18 инвалютных рублей. Много это,или мало?..Ну,так..обменяйте эти 18 инвалютных рублей по по тому мифическому курсу в 0.63-0.68,опять же,инвалютных,копеек на доллары США.Много получилось?..да что уж..гуляй,рванина.
Ладно,отвлёкся. Начислили 18 инвалютных рублей.
А вот дальше начинаются интриги и жареное.Что можно сделать с этими деньгами?
А) - Получить эти деньги в валюте страны захода по текущему курсу на тот день.
Б)-Сдепонировать.То есть не брать эти деньги,пущай накапливаются.Если рейс длинный,а впереди маячит выгодный,в плане шоппинга порт,то пусть себе лежат.Но без процента.
В)-Посколько эта валюта начислялась посуточно,то в порту захода можно было получить..ну,суток за 5.Потратить их на какой нить..поход по борделям (1) музеям,попить пива матэ,в общем..приобщиться.
Г)-А могло получиться и так,что заходов в хорошие(2)порты не было..да вообще не было.Так бывало,если судно ходило по специфичному фрахту.Например бункеровка рыбаков в океане.Сходил,заправили экспедицию и вернулись.Без заходов.Тут тоже варианты - или депонировать,при списании с судна получить справку о сумме и получить эти деньги уже на другом пароходе.Или получить эти деньги в виде чеков ВТБ(ВнешТоргБанка).Позже они стали именоваться чеками ВЭД(банк ВнешнеЭкономическойДеятельности)

Итак,чеки ВТБ.Называю их так по старинке,ибо как то не прижилось ВЭД.Как их ещё называли..боны.
В каждом портовом городе,особенно если этот город был базовым какого либо пароходства,был магазин "Альбатрос" Торгмортранса(3)..вот в нём то и велась торговля на эти чеки.

Внешний вид чеков.С 1987 года они уже шли в чековой книжке на 25 рублей.До этого они были в книжке на 10 рублей.
У меня были чеки и 60х годов выпуска..ничего,к оплате принимались.









Что продавалось в этих магазинах?Да всё..одежда,электроника,продукты..ну,поч ти те же самые "Берёзки" только со специфическим морским уклоном.
Примерные цены на 1986-87 года..
Сигареты "Кент","Ротманс","Мальборо" 20 копеек за пачку.С 1988 года - 30 копеек.
Банка пива "Асахи",0.33 гр,Япония - 20 копеек
Бутылка конъяку "Арарат" 1рубль 75 копеек
Водка..от 60 копеек
Кстати,алкоголь продавался сразу после открытия.А в 1989 году,после принятия антиалкольных постановлений ЦК..халяву прикрыли,тоже с 14 часов стали продавать
Индийский растворимый кофе -40 копеек
Конфеты "Ассорти" 40-60 копеек.
Ну,шоколадки,печенюшки,иногда жевательная резинка..почём,уже не помню.
Помню,когда охмурял будущую жену,тогда ещё студентку института, купил громаднейшую коробку конфет "Матрёшки".Кажется московские.Очередь отстоял длинную,несколько раз хотел уже плюнуть и уйти..да вот..что то не дало)Стоила эта коробка аж 3 с половиной рубля.Пока дотащил её до автовокзала,заколебался отвечать на вопросы..где это такое я урвал..и не продам ли..
Одежда.
Куртка "Аляска"..ммм..фирма "Чори",Ипония...ммм.. настоящая Япония..сейчас таких не делают.Офигенные куртки были.Самое то,для приморской погоды.И водотталкивающая,и непродуваемая,и задница прикрыта,и капюшон.И под что угодно.Хоть на выгребной костюм,хоть на джинсы со свитером..итак,12-15 рублей.
"Монтана"..тоже известный бренд) А то ж..Куртка джинсовая - 12 рублей,штаны -7 рублей,спортивный костюм-15 рублей.
Кожаный мужской плащ,производства Монголия..всего то..120 рублей.
Ну,и ещё много всяких шмуток.
Обувь.Парфюм.
Электроника понемногу.
Двухкассетный магнитофон "Панасоник",из за красного цвета,обзываемый "пожарник" стоил 42 рубля.
Автомобили тоже продавались.Например,ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей.
И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты.С чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс..5 копеек.

Вроде бы дёшево,правда?Но было одно но..
Если вы не работали в море..ну,или в управлении пароходства(а там,как известно,настоящие моряки работали,не то,что мы..плавсостав,блин) вход в этот рай вам был заказан.
Но чеки можно было купить.Хоть на чеке и было написано,что ВТБ выплатит вам один..или сколько там рублей за этот чек,ну,на сарае тоже написано...У знакомых моряков...или у спекулянтов,которых всегда можно было встретить у этих магазинов по курсу 10 рублей за 1 рубль чеками.Всего то.
И вот тогда,все цены,которые я привёл для примера,необходимо умножить на 10.
И получились сигареты по 2 рэ за пачку,пивко по 2 рэ за банку..а конъяк вовсе в глотку не полезет..по 17 то рублей.Закусывая конфетками 6 рублёвыми..
Сразу интересна становится цена автомобильки,правда?)

Пара дополнений и уточнений.
Все эти магазины,по всей территории СССР,назывались "Альбатрос"..только в Одессе он назывался как то по другому,вот вышибло из памяти и всё(В просторечии их называли - Торгсин(Одесса..ну,Одесса,это вообще..там всё своё)),валютный,чековый,боновый..
Уже тогда,при продаже чеков,можно было нарваться на "ломал".Это когда заламывают на пальце пачку купюр и в итоге тебя обжуливают.То есть,когда в стране доллар получил свободное хождение и появились менялы,у кое-кого опыт уже был..куда и как смотреть..при проведении валютных операций.
Продажа и покупка чеков была уголовно наказуемым деянием,ибо тоже попадала под статью о незаконных валютных..но из моих знакомых никто не попадался на этом деле,даже более того,как то продавали эти чеки в водном отделе милиции.Хорошо одеваться хотели все.

Ещё чеки в портовых городах неплохо и сами шли,самостоятельной валютой.Швейцары в ресторанах,в такси,в больницах..просто какие то свои дела можно было уладить с помощью этих чеков.но повторюсь,в портовых городах..

А где то с середины 1988 года,как то незаметно поползли цены в магазинах и следом за ними поползли в цене и чеки.И в 1989 году они достигли своего пика -25 рублей СССР за 1 рубль чеками.Товар из магазинов начал пропадать понемногу,очереди начали удлиняться..к моменту закрытий магазинов Альбатрос туда невозможно было втиснуться.Сметали всё подряд.
Потратить свои чеки все не могли. Кто то находился в это время в море..ну,были причины.И тогда было сделано следующее..пароходство принимало чеки назад(но только законно заработанные,и там уже не намухлюешь. Бухгалтерия вот она..рядом) и выдавало справки о том,сколько у тебя на счету этих самых инвалютных рублей.Платить уже начали потихоньку в долларах США и ближайшем порту можно было обналичить эту справку на доллары,а не в валюте страны захода.Хотя..в моём регионе японская йена тоже неплохо котировалась,да и сейчас,вполне себе резервная валюта.

Но чеки платили не только как инвалюту взамен суточных.Чеками ещё оплачивались некоторые работы на судне.Причём некоторые работы очень хорошо оплачивались.
Зачистка и мойка грузовых танков,зачистка и мойка грузовых трюмов,безлоцманские проводки судна (ну,это в основном навигаторы и матросики)..ну,были работы.Выходил на эти работы,как правило весь экипаж,кроме капитана.Капитану сумма насчитывалась отдельно.
А зачистка грузового танка из под бараньего жира или пальмового стеарина,это такое занятие,которого бы я не пожелал бы и своему перфососеду (что он,млять,там такого сверлит?).
И по поводу начислений.Был такой нюанс.Начисляли...1:1..а вот если надо было высчитать с тебя за что то,ну,например..неправильно посчитали сутки и получилась переплата,а ты уже получил чеки и успел потратить..не вопрос.Высчитают в советских рублях..но уже не 1:1,а 8 советских рублей за 1 рубль чеками.С меня так,помнится,64 рубля усчитали...хотя,как и упомянул выше..положено вроде как и 1:1.Но ссылались на какое то письмо из министерства..

Вот из таких мелочей и складывался толстый морской заработок.Хотя старые моряки,после введений всяких новшеств,типа Щёкинского метода(ласково называемого на флоте "защёкинского"),хозрасчётов..ещё в конце семидесятых говорили..
Эх,сломалась лопата,которая в морях деньгу гребла...

Совсем отдельная тема...уже собственно валюта и настоящие командировочные..но,наверное..не успею до отлёта.

(1) Поход по борделям..это такой сарказм.Ибо с теми копейками,тебе даже прейскурант на услуги тёток не покажут.
(2)Хороший порт,это порт в котором можно было на эти копейки максимально с пользой отовариться. Дадада..Ковры из Антверпена,джинсы из Гамбурга и прочее..
(3) Торгмортранс..ТМТ..этим словом ещё обзывали лодочных торговцев в Юго-Восточной Азии..не знаю,как в других пароходствах,у нас точно.Даже иной раз..старый больной моряк так и говорит до сих пор..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.