Хэллоуин — праздник поклонения тёмным силам. Почему Церковь запрещает праздновать Хэллоуин

Ника Кравчук

Почему Церковь запрещает праздновать Хэллоуин?

Что общего имеет сатанинский подтекст праздника Хэллоуин с Днем всех святых? Какой опасности подвергаются подростки и молодежь, переодевающиеся в костюмы ведьм и чертей? Отпускать детей на хэллоуинскую вечеринку или лучше убедить не идти?

Что 31 октября отмечали кельты?

История праздника Хэллоуин — яркий пример борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра. Он берет начало с кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии), со времен язычества.

В ночь с 31 октября кельты праздновали Самайн — начало нового года. В этот день не существовало границ между земным и потусторонним мирами: боги спокойно входили в человеческую жизнь. Вот только все эти божества имели скверный характер: жестокие, они вечно противостояли друг другу и воевали. У людей был только один вариант временно откупиться: принести жертву.

Кельтские жрецы — друиды — тушили свет во всех его проявлениях (костры, светильники). Вечером следующего дня они разжигали огромнейший огонь, на котором и приносили жертвы Самхаину — богу смерти и тьмы. Если говорить откровенно, то сатане как князю тьмы.

Если Самхаин останется довольным, то умершие смогут побывать в гостях у живых — верили кельты. Кроме этого, считалось, что души усопших были ужасно голодными. Их надо было обязательно накормить, иначе бог смерти разгневается и обязательно накажет людей. Поэтому готовили всевозможные угощения.

Не видите ли параллелей с современным празднованием Хэллоуина?

  • Люди переодеваются в привидений, ведьм и разных духов, символизирующих души усопших.
  • Бродят целую ночь.
  • Выпрашивают сладости (trick-or-treating) — неслучайно это выражение буквально переводится как «неприятность или угощение». Казалось бы безобидное угощение детей на самом деле берет свое начало в умилостивлении голодных душ умерших родственников.

Отношение Церкви к Хэллоуину, или Между праздником тьмы и Днем всех святых

Но как с таким днем тьмы, смерти и страха мог увязаться светлый праздник всех святых, отмечаемый Западной Церковью? Это связано с приходом в Ирландию христианства. Важнейшую роль в этом сыграл всем известный святой Патрик.

В праздник Белтейн, отмечаемый 1 мая, было запрещено зажигать огонь, пока друиды не приготовят костер для сожжения жертвоприношений. Но святой Патрик ослушался и разжег костер, что символизировал Божественный Свет. Именно он противостоял тьме, страху и смерти.

Через каких-то полгода Ирландия очень поменялась. И там, где раньше царил страх, теперь проповедовалась любовь. Праздник, который раньше ассоциировался со страхом и смертью, стал Днем всех святых, которые остановили силы Самайна и духов тьмы.

А уже в IX столетии Папа Григорий IV объявил этот праздник общим для всех католиков. Даже само название Halloween — это сокращенный вариант от Аll Hallows" Eve — канун всех святых.

Чем опасен праздник Хэллоуин?

Современное отмечание 31 октября — возвращение к языческим корням. Под, казалось бы, яркой и запоминающейся забавой на самом деле прячутся жуткие вещи. Если быть полностью откровенными, то сатанинские. Почему?

Во-первых, участниками их становятся обычно подростки и молодежь, которые:

  • часто не имеют окрепшего собственного мнения и легко поддаются влиянию авторитетов и настроению массы;
  • желают выделяться на фоне других;
  • активные, хотят все попробовать;
  • вступили в период заострения греховности.

Они попросту не понимают, в чем кроется опасность.

Во-вторых, уже само наследование темных сил опасно для человека. Именно поэтому отношение Церкви к Хэллоуину имеет негативный характер.

Наверняка вам приходилось слышать рассказы актеров, которые играли роли темных сил или людей, увязших в каком-то грехе. Когда ты пытаешься изобразить это, то уже сам невольно наследуешь такие повадки.

А что будет, если молодая девушка оденется в костюм ведьмы, начнет громко хохотать, привлекать внимание парней своим неприличным поведением? Или юноша оденется в какого-то духа злобы? Ведь мало просто примерить костюм, нужно еще как-то вжиться в роль для лучшего эффекта, чтобы все друзья поняли, как мне это идет!

Все события так или иначе влияют на человека. Ничего не проходит бесследно. К сожалению, и бурное отмечание Хэллоуина, костюмы, лицедейство и всеобщее настроение также.

Часто такие вечеринки могут заканчиваться алкогольным опьянением и блудом. Может быть еще хуже. Некоторое время в Америке молодежь даже начинала хулиганить, например, разбивать стекла. Чтобы это остановить, бойскауты придумали движение с лозунгом «Sane Halloween!».

В Швеции в связи с возгоранием помещения пострадало более 200 школьников, отмечавших 31 октября.

Не так давно американская Церковь Сатаны решила «попиариться», назвав этот праздник «своим». Это никто не посчитал угрозой, но разве после таких фактов может измениться негативное отношение Церкви к Хэллоуину?

Специально не хотелось бы противопоставлять нашу культуру американской и говорить о том, что чужие праздники пришли к нам, нам что-то навязывают. Мы сами выбираем, принимать это или нет.

Хотелось бы заострить внимание на другом — на извращении понимания добра и зла. Праздник Хэллоуин вместе с костюмами вурдалаков, томатным соком вместо крови, мелкими проявлениями насилия (якобы «для забавы)», печеньками в виде гробов и черепов уже негативно влияет на ребенка. Ему начинает казаться, что все это нормально и даже хорошо.

Детские психологи, психотерапевты, священники сталкиваются с разными последствиями: неврозы, кошмары, постоянные страхи, боязнь пребывать наедине.

Известны даже истории, когда вот такое «невинное» переодевание в лукавых духов могло привести к беснованию, когда в человека реально вселялся злой дух. Человек один раз решил «по приколу» изобразить действие зла, вляпался в грязь. Кому-то получается легко отчистить ее, а другому даже дорогие пятновыводители и химчистки не помогут. Поэтому лучше изначально не пачкаться.

Кому выгодно массовое беснование?

Кому же все-таки выгоден современный праздник Хэллоуин как возвращение к язычеству? Можно ответить одним словом: дьяволу. А действует он через людей.

С одной стороны, искушает молодежь, частично развращает ее, провоцирует на неприличное поведение, блуд и разврат. Конечно, многое зависит от компании. Для кого-то Хэллоуин превратится в веселую вечеринку, с тыквами, костюмами и хорошим настроением — вроде бы все прилично. А для других — это ночь испытания всевозможными пороками.

С другой стороны, лукавый искушает и организаторов таких мероприятий, людей, которые устанавливают нереальные цены за костюмы ведьм и вампиров. Например, в этом году американцы планируют потратить $6,9 млрд. на отмечание и костюмы. Кстати, о последних.

Лукавый еще имеет один способ поискушать людей — потянуть за крючок зависти и гордости. Мол, у твоего соседа такой дорогой костюм, а как же ты? Разве не купишь себе что-то не хуже? Или даже лучше? Ты ведь должен выглядеть достойнее всех! И насколько проще, если во всем этом не участвовать.

Ищем альтернативы

Если в школе готовится костюмированная вечеринка и вы понимаете, что от участия в ней ребенку будет только хуже, поговорите с классным руководителем и подумайте об альтернативе.

Дети хотят праздника — так устройте им это в семейном кругу. Пусть мама испечет пирог, дети ей в этом помогут, папа постарается прийти с работы пораньше. Можно провести это время вместе, не спеша поговорить об учебе, планах на лето, книгах, идеях для совместного путешествия и… истории праздника Хэллоуин.

Можно даже собраться вместе с другими семьями, которые не одобряют современную символику Halloween и устроить свой праздник. Светлый и добрый. Ведь именно победу над тьмой он символизировал тогда, когда в Западной Церкви стал Днем всех святых.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Милена Фаустова, Марина Борисова. В ночь с 31 на 1 ноября многие люди в России, как и во всем мире, вслед за США и Канадой готовятся отмечать Хэллоуин, языческий праздник, смысл которого сегодня уже мало кто понимает.

"Это отвратительное маски-шоу противоречит духовным и культурным традициям народов России"… "Искажение человеческого лица с помощью масок, изображающих звероподобных и демонических существ, не может не наложить отпечаток на эмоциональное состояние человека, не может не затронуть его душу"… "У мусульман крайне отрицательное отношение к этому событию, Хэллоуин демонстрирует признаки откровенного бесовства, поэтому о нем в положительном ключе от любого мусульманина вы не услышите — ни в Европе, ни в Америке, нигде"…

С редким единодушием религиозные и общественные деятели обличают этот "коммерческий проект" и средство "культурной колонизации", педагоги и психологи тревожатся за неокрепшую детскую психику, для которой могут быть опасны "игры с образами зла", а юные православные активисты собираются "с плакатами и листовкам" ходить по улицам и "объяснять прохожим, почему не стоит отмечать или пропагандировать Хэллоуин".

А тем временем "любителей наряжаться и пугать других" всеми доступными способами наперебой зазывают купить маскарадные костюмы, посетить "веселые вечеринки", "дискотеки ужасов" и "фрик-балы" в ночных клубах, всевозможные Хэллоуин-квесты и даже "ужасающий велопробег". Народ упорно готовится веселиться напропалую, не задумываясь, что он, собственно, празднует.

История Halloween: кельты или индейцы?

Считается, что Хэллоуин (All Hallows Evening — вечер накануне Дня всех святых, или на староанглийском — All hallow ees — месса торжества Всех святых, которое в Римско-католическая церковь отмечает 1 ноября) берет свое начало в культуре кельтов, у которых существовало четыре четко обозначенных начала времен года. Одно из них — праздник Самайн, который отмечали 31 октября — знаменовало собой приход зимы и имело сельскохозяйственное и сезонное значение.

Историки полагают, что восприятию его как темного и языческого праздника, связанного с культом мертвых, мы обязаны христианским монахам X — XI веков. Свою версию они подкрепляют толкованием присутствием традиционных для Хэллоуина атрибутов, например, так называемого светильника Джека.

Согласно ирландской легенде, хитроумному и скупому фермеру по имени Джек удалось обмануть самого дьявола, выманив у него обещание не забирать душу фермера в ад после смерти. А поскольку Джека за его грехи не пустили и в рай, то дьявол, помня о своем слове, "помог" приятелю — дал ему тлеющие угли из адского костра, дабы Джек мог осветить свой путь. А чтобы они дольше горели, вырезал фонарь из репы и положил их в него. С тех пор фонарь или светильник Джека — символ неприкаянной души, которая бродит в темноте, освещая свой путь тлеющими угольками. В западном христианском учении, место, где томятся такие души, называется чистилищем.

В позднекельтской традиции в качестве "светильника Джека" использовали именно репу или брюкву. Тыква же появилась гораздо позже: овощ, скорее всего, был завезен в Европу миссионерами, побывавшими в Северной и Центральной Америке. Оттуда же, по всей вероятности, была позаимствована и некоторая обрядовая сторона современного Хэллоуина. Ведь именно в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре еще со времен древнеиндейских племен ольмеков, майя и ацтеков в конце октября и начале ноября отмечали (и до сих пор отмечают) День или карнавал мертвых, и тема смерти там играет одну из ведущих ролей.

Задолго до возникновения христианства индейские племена в дар богине Миктлансиуатль — "госпоже мертвых" — в эти дни приносили черепа своих умерших предков, которые бережно хранили в собственных домах как великую семейную реликвию и демонстрировали во время различных ритуалов в качестве символа смерти и своеобразного — конечно, не христианского — воскрешения.

Древние индейцы верили, что души умерших в день Карнавала мертвых возвращаются в некогда принадлежащие им черепа, и, таким образом, на время воссоединяются с живыми.

С христианскими представлениями о Дне всех святых древнеиндейский День мертвых соединился в XV веке — после открытия Америки и активной христианизации местного населения. А с веками он и вовсе стал приобретать черты того Хэллоуина, который известен во всем мире сегодня. Это и черепа-тыквы (тыква в Америке — самый дешевый и доступный овощ) в качестве своеобразной кельтской "нити Ариадны" в чистилище, и карнавальные костюмы, изображающие скелеты, мертвецов, мумий, потусторонних монстров, ведьм, колдунов, и традиция выпрашивать сладости. Последняя, несмотря на то, что уходит своими корнями к дохристианским языческим обрядам, в Средневековье тесно переплелась с обычаями другого католического торжества — Рождества Христова.

Несмотря на то, что Хэллоуин, который стал широко отмечаться лишь в конце XIX века в Америке и Канаде, сегодня приобрел популярность во всем мире и, безусловно, имеет духовную (сакральную) составляющую, в религиозной среде к нему относятся с определенной осторожностью и даже неприязнью.

Отношение к Хэллоуину в России

Как пояснил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов, Хэллоуин — это "народный фестиваль языческого происхождения", который ошибочно считают католическим праздником. Более того, некоторые католики вообще не знают о его существовании — например, в Камеруне, Уругвае, Корее. Впрочем, в свое время, поскольку Хэллоуин издревле соседствует с двумя великими католическими праздниками — Днем всех святых (1 ноября) и Днем поминовения всех усопших верных (2 ноября), Римско-католическая церковь пыталась "использовать" Хэллоуин для усиления христианской веры.

"Еще святые отцы говорили, что зло не терпит насмешек, потому что суть дьявольского греха — гордость, а она не выносит, когда над ней смеются. Поэтому, как насмешка над силами зла, выступающими против Бога, этот праздник мог существовать, и церковь не имела ничего против него", — сказал католической священник, добавив, что когда праздник превратился в "чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности", то целесообразность его проведения исчезла.

Новости и модный флешмоб вдохновили создателей костюма для Хэллоуина Хэллоуин отмечается в США и других англоязычных странах ежегодно 31 октября в канун Дня всех святых по католическому календарю. В соответствии с народными суевериями, именно в канун этого праздника, только раз в год, нечистая сила может прийти на землю.

"В XVIII-XIX веках он был больше детским праздником, потому что дети очень любят страшилки. Сейчас же этот маскарад стал популярен среди взрослых, которые воспринимают его как день вседозволенности, и в нем уже нельзя увидеть христианского понимания зла и отношения к нему церкви", — уверен Кирилл Горбунов. Однако директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве счел "чрезмерным объявлять Хэллоуин опасным для нашего общества и запрещать его".

В Русской православной церкви от празднования Хэллоуина предостерегают уже не одно десятилетие. А в разных городах страны духовенство и простые верующие вот уже какой год выходят с самыми различными инициативами запрета Хэллоуина как на региональном, так и на федеральном уровнях. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, однако, в разговоре с корреспондентом РИА Новости выразил уверенность, что "просто запреты не помогут".

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Как известно, приближается этот мерзкий праздник, навязанный нам западом. Хочется предупредить всех православных, чтобы их не затянули случайно на это мракобесие.

кадр из фильма "Хеллоуин"

Священник Александр Усатов

«Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?»

(2 Кор. 6:14-15)

Русская Православная Церковь не благословляет своим чадам участие в языческом празднике Хэллоуин в любой форме по ряду причин:

1. Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» - языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа - Победителя ада и смерти. Истоки его относят к поверьям древних кельтов, которые считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир, и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхаина (Повелителя Смерти), древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что «задобренный» Самхаин разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина


Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

2. Хэллоуин является кощунственным глумлением над днем Всех Святых и над самими святыми: в день, когда воспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, что в соответствии с церковными канонами является тяжким грехом.

3. Кроме того, само празднование дня Всех Святых 1 ноября для православных христиан является неприемлемым, ибо Православная Церковь отмечает день Всех Святых не 1 ноября (в этот день память всех святых с 835 г. празднует Западная Церковь), а в воскресенье, следующее за праздником Пятидесятницы, т. е. в начале лета.

4. Вся символика этого праздника неприемлема для православного христианина, ибо являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: гадания, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей, служащей образом мёртвых, а также розыгрыши сомнительного характера. Ассоциативная связь между дикими «обрядами» Хэллоуина и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают Хэллоуин праздником сатанистов.

5. Хэллоуин является средством дегуманизации и демонизации детского сознания, вводя моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии, поэтизируя жестокость. Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование даже в игровой форме крови жертв в качестве лакомства, актов вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина


Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

При этом все убеждения в том, что Хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым традиционные духовные устои. Если по какой-либо причине православный христианин был втянут в кощунственные обряды этого праздника, ему необходимо принести пред Богом искреннее покаяние на исповеди.

Опять меня заткнули! Поэтому пишу здесь: Власть на нашей стороне, ура! А неверующих просто жалко.

На территории одних школ России Хэллоуин официально запрещен, на территории других спокойно отмечается. Православная церковь и мусульмане резко против этого, в Краснодаре по случаю Хэллоуина даже создан специальный «православный патруль», но менее популярным действо от этого не становится. В чем же причина такого положения дел?

Дебаты о том, что это за праздник такой – Хэллоуин – и стоит ли перенимать России эту западную традицию, ведутся уже не первый год, как минимум с начала «нулевых», а то и раньше. Представители традиционных российских религий, в первую очередь Русской православной церкви и исламской уммы, категорически против. Но, невзирая на это, Хэллоуин продолжает отмечаться если не повсеместно и официально, то в рамках частных и коммерческих инициатив довольно широко.

С Хэллоуином, православные!

«Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?»

В этом году День всех святых неожиданно стал предметом околополитической повестки. Губернатор Крыма Сергей Аксенов заявил, что в школах полуострова никаких мероприятий, связанных с Хэллоуином, быть не должно в принципе. Проследить за выполнением своего требования он обязал Министерство образования республики. «Специалисты – педагоги, психологи – высказывают обоснованные опасения, что игры с образами зла могут быть опасны для неокрепшей детской психики», – он.

Вопрос по данному поводу журналисты впоследствии адресовали пресс-секретарю президента России. Дмитрий Песков уведомил, что данная тема в Кремле вообще не обсуждается, так как «полно других вопросов на повестке дня». «А вообще, это не совсем наш праздник, и, судя по всему, формально такого празднования ни в каких школах нет», – он.

Формально Песков не совсем точен. Мероприятия, связанные с праздником, проводятся и в некоторых школах, например, на Сахалине «в рамках знакомства с традициями англоязычных стран ». Такая формулировка представителей церкви обычно не успокаивает.

Одним из первых публичных высказываний на тему праздника стала реплика отца Всеволода Чаплина в 2003-м: «Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила – это нечто приятное, веселое или, по крайней мере, неопасное».

Фото

В 2011 году протодиакон Андрей Кураев, который частенько транслирует по общественным вопросам иную точку зрения, нежели Чаплин, Чаплина весьма однозначно поддержал. «Для Католической церкви это День всех святых, праздник рая, а здесь предлагается, напротив, что-то радикально антихристианское вспомянуть и натянуть на себя данную харю. Может, и можно было бы играть в эти хари в обществе традиционно христианском, где есть представление о норме. Когда есть норма, то можно и пошутить. А здесь, напротив, происходит возвеличивание того, что считают исключением из нормы, и эту анормальность дают в качество нормы», – подчеркнул он.

А в прошлом году о Хэллоуине в числе прочих резко высказался и отец Димитрий Смирнов: «Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник всех святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. У нас в России совершенно другая традиция. У нас даже, когда в некоторых районах России ходили ряженые – на Рождество, это носило более милые формы, и то Церковь всегда говорила о том, что совершенно неприемлемо всякое паясничанье в высокоторжественный и святой день, когда Христос пришел на землю ».

В этом же монологе отец протоиерей задает риторический вопрос: а почему бы тогда в России наряду с Хэллоуином не прославлять индийского бога Ганешу? И как в воду глядел – вопрос оказался не риторическим. В 2015-м резонансным событием в религиоведческих кругах стало проведение в ряде регионов страны «индийского фестиваля красок Холи». Это мероприятие с очень четким индуистским и религиозным контекстом, и в нем тоже идет речь о борьбе божеств с демонами. В общем, некие попытки культурной инфильтрации имеют место быть не только с Запада, но и с Востока.

Накануне нынешнего Хэллоуина ряд богословов тоже высказались вполне определенно. И не только православных. Например, имам-хатыб Белой мечети Татарстана Руслан хазрат Фархутдинов заявил : «Ребенку необходимо объяснить смысл этого праздника. Любой адекватный человек, отличающий белое от черного, понимает, что никакой пользы от этого праздника нет. Если детям нужны чудеса, то их лучше искать в христианстве и исламе. Иисус Христос и Магомет сотворили много чудес. Они были пророками, и Господь наградил их даром творить чудеса. А в омерзительном сатанинском празднике Хэллоуине нет ничего чудесного. Наоборот, он угнетает детскую психику. Сейчас идет насаждение чужой идеологии, близкой по духу самому шайтану – сатане. Но надо объяснить детям, что в сатанизме не стоит искать чудеса – их надо искать в традиционных религиях».

Вторит словам имама клирик Татарстанской митрополии, иерей Сергий Карпухин: «У российских народов своя культура и свои религиозные традиции, поэтому для нас Хэллоуин – это не праздник. Хэллоуин насаждается извне, с Запада. Русская православная церковь четко говорит, что этот праздник языческий и бесовский, поэтому христиане не должны его отмечать. Мы должны соблюдать свои традиции, в том числе и религиозные».

Согласен с этими тезисами и скандально известный депутат питерского Закса Виталий Милонов, который придумал , чем заменить празднование Хэллоуина в России. По его словам, «если в том же парке имени Бабушкина позвать диаспоры – чеченскую, татарскую, крымско-татарскую, эвенков – и сказать: «Ребята, давайте так – приходите и делайте фестиваль своих кухонь», знаете, сколько людей придет с удовольствием? И с детьми, и без детей, и пенсионеры».

Не все православные, однако, готовы бороться с западной традицией столь мирным путем. Например, в Краснодаре православные общественники и активисты планируют «провести несколько рейдов по клубам, где будет праздноваться Хэллоуин». Об этом заявил в СМИ лидер «Православного союза» Роман Плюта, пояснив, что «при возникновении каких-либо эксцессов участники патруля планируют делать замечания нарушителям общественной морали». «В случае откровенного пренебрежения правилами общественного поведения активисты намерены обращаться с заявлениями в органы правопорядка – полицию и прокуратуру», – он. В общем-то, благое дело, но почему только в этот праздник? Ввели бы «православный общественный патруль» в каждый пятничный вечер. Поучили бы морали отдыхающих.

В этом контексте куда более позитивной выглядит инициатива с «оправославленным Хэллоуином», который пройдет в Хабаровске. Мероприятие проводит православная молодежь из движения «Курс-Восток». В программе молебен и тыквенный пирог с лекцией о сути праздника Дня всех святых.

Культ потребления

В общем, если пройтись по медиаполю, то вырисовывается довольно странная картина. Ни один из федеральных спикеров ничего хорошего о пресловутом празднике не говорит. Либо плохо, либо ничего. Но очень многие люди продолжают его праздновать. Как и День святого Валентина или святого Патрика, как тот же праздник Холи, уже упоминавшийся выше. Отчего так?

Многие богословы говорят о некоем «навязывании с Запада». Но кто эти «навязыватели» и как вообще можно навязать праздник? Навязать можно тяжелый труд, который из-за самого факта навязывания будут выполняться из-под палки и чисто формально. С тем же Хэллоуином проблема скорее в том, что он красочен, шумен и, безусловно, глуп, как и большинство карнавалов – в этом их задача. Карнавальное действо – это отдых для разума. И его при этом, конечно, не навязывают, а раскручивают коммерчески.

В Европе и США любой праздник, будь то Хэллоуин или Рождество – это, в первую очередь, коммерческий проект, который в рамках каких-то ритуальных условностей единого культа потребления увеличивает добровольные траты населения и, соответственно, прибыль разного рода структур. От магазина тыкв до фабрики ёлочных игрушек – в зависимости от праздника.

Что же до школ, то там это самодеятельное празднование вызвано отчасти тем, что нужно чем-то загрузить отчетность по внеклассной работе. Сахалинский педагог эту остаточную (еще с 90-х годов) тенденцию обозначила с хрестоматийной четкостью: «с традициями знакомим». На практике, добавим мы.

Однако, учитывая медийный резонанс, думается, что в ближайшие пару лет Хэллоуин из школ и прочих учебных заведений уйдет, оставаясь в клубах, барах и пабах, и то далеко не всех. В принципе, наверное, это правильно. Запрещать народу проводить время именно таким образом, если это не нарушает закон, значит, стимулировать массовый интерес. И без того подогреваемый коммерчески.

Но рекомендовать не участвовать – почему бы и нет? В стране свобода слова. Свобода праздников, даже самых экзотических, тоже относится к этому. С религиозной же и, паче чаяния, моральной точки зрения говорить в случае Хэллоуина нужно, скорее, не о сатанизме или оккультизме. Граждане, которые подходят к вопросу этого праздника именно так и называют его, как правило, Самайн, тоже имеются, но это уже отдельная история, которая скорее в компетенции сектоведов, правоохранителей и психиатров (в зависимости от «хардкорности» церемоний, проводимых особо идейными гражданами).

В случае же с Хэллоуином речь, скорее, идет об эклектике постмодерна в рамках стимуляции жажды потребления. Этот потребительский культ потому так легко и проникает везде и всюду, что может мимикрировать под самые разные формы, оставаясь в основе своей простым, максимально материальным и основанным на простых вещах (таких как жажда статуса и успеха) действом. Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.