Отец и ребенок. Воспитание детей отцом. Отец и сын. незаменимая роль отца в воспитании сына

Вопрос психологу

Здравствуйте, моей дочери 4 года. С ее отцом мы развелись когда ей было 1,5. Бывший муж не хочет общаться с дочерью, у него другая семья и там тоже есть ребенок. Дочка долго его помнила, где-то лет до трех она говорила про него, но сейчас перестала. С моим нынешним мужем мы живем 2,5 года и дочка сейчас только стала его называть папой. Я не знаю как быть, говорить ли дочке про ее настоящего папу, потому что прав он не лишенный, я боюсь, что когда она подрастет, то будет считать, что я ее обманывала, но как ей объяснить, почему он не хочет с ней общаться, чтоб не зародить в ней комплекс? Тем более с моим нынешним мужем у нее очень хорошие отношения.

...Я не знаю как быть, говорить ли дочке про ее настоящего папу..,

Да, говорить, и лучше не дотягивать этот разговор до подрасткового возраста. Каждый человек имеет право знать своих биологических родителей. На отношение ребенка к нынешнему папе такие знания не повлияют.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

говорить ли дочке про ее настоящего папу

А есть такая насущная необходимость? Или эта необходимость только в вашей голове?

потому что прав он не лишенный

Ну так попросите бывшего официально отказаться от ребенка, чтобы настоящий смог удочерить ее и дать ей свою фамилию и отчество. В будущем это избавит вас от кучи проблем, особенно если у вас будет совместный ребенок.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Да, "говорить ребенку про биологического отца" нужно и важно, тем более, что она знает про него, помнит. "Как ей объяснить, почему он не хочет с ней общаться, чтоб не зародить в ней комплекс"? А почему не хочет? А Вы пробовали с ним поговорить про это? Общаться не с Вами, а с ней. У Вас отношения с прежним мужем завершены на эмоциональном уровне? Или обиды остались?

А с "нынешним мужем у нее очень хорошие отношения" как с нынешним мужем мамы, а папа - это ПАПА! Ни в коем случае не заниматься лишением прав (думаю, что Вы разумны и любите свою дочь!) - не его "накажите", а лишите ребенка отца, а в душе у неё появится пустота. Удочерение - дело тонокое и не простое, да и не нужное в данной истории. У девочки есть и мама и папа. Родные.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Не думаю, что стоит - специально - заводить разговор про отца.

Почему у Вас возник такой вопрос?

Пусть живет с папой, который рядом, а если спросит про "биологического" - просто нужно сказать - да, там папа - мимоходом, мимолетом, не акцентируя внимания.

Вообще, у меня такое впечатление, что это Вы не можете разобраться в отношениях - с бывшим мужем, в семье .

Запутались.

Приходите на прием, тогда можно поговорить обо всем более подробно, с большей пользой.

Г.Идрисов.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Кузнецова Елена Георгиевна

Психолог Киров Был на сайте: 31.03.2018

Проработка прошлого, принятие своего опыта сделает прошлое событие нейтральным. В будущем у такой мамы появиться возможность говорить с дочерью спокойно, не травмируя ребёнка своей болью.

Поддерживаю мнение коллег, считающих, что от ребёнка не стоит скрывать факта наличия реального отца.

С уважением.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 1

Что сказать ребёнку, когда он спрашивает: «Где мой отец?» Как объяснить причину, по которой он лишён полноценной семьи? Говорить ли правду, когда? В каком возрасте? Нужно ли воспитывать у детей какие-то тёплые чувства к отцу, если он покинул семью… Вопросы эти вполне закономерны, их подсказывает сама жизнь. Они глубоко волнуют матерей, которые взяли на себя всю тяжесть воспитания одного ребёнка или даже нескольких детей.

Ситуация: Мать идеализирует образ отца, придумывает ему оправдания, а отец обделяет ребенка вниманием, не появляется в их жизни. Что делать?

Поступок отца, оставившем семью, какие бы причины на то ни были, несправедлив и жесток. Для ребенка рано или поздно горькая правда выйдет наружу. И чем дольше продолжался обман, чем красивее был выдуман образ отца, чем удачнее подобраны эти «причины», по которым отец вот уже несколько лет «не может» увидеть ребенка, тем это разочарование будет тяжелее. Может быть, мать думает, что когда ребёнок вырастет, то он легче перенесёт горькое открытие? Это неверно. Как раз наибольшей впечатлительностью ко всякого рода моральным потрясениям отличается ранний юношеский, а не детский, возраст. И чем раньше ребёнок привыкнет к мысли о том, что произошло, тем лучше. Кроме того, рассказать правду об отце - это вовсе не значит заниматься тем, чтобы день за днем восстанавливать, «настраивать» ребёнка против отца. Надо просто поставить его перед случившимся фактом, не высказывая собственных чувств негодования и презрения, хотя бы они и были вполне законны. Дети подрастут и всё поймут, что нужно. Именно они-то и будут строгими и справедливыми судьями поступков своих родителей, И во всяком случае только с детьми старшего возраста можно говорить на такую тему в моральном плане, то есть осуждая или порицая, или делая какие-то поучительные выводы.

Стоит ли, напротив, настраивать ребенка против отца, жаловаться на горькую судьбу и одиночество, проливая вместе слезы?

Мать, вероятно, найдет облегчение душевной раны в разговорах с дочерью о поступке отца, проливая тяжёлую ненависть к бывшему мужу и ожесточённое недоверие к возможности счастья. Конечно, трудно женщине, перенёсшей подобное несчастье, спокойно говорить о нём, но при разговоре с ребёнком на эту тему спокойствие и выдержка необходимы. Только они могут придать словам матери то достоинство и ту авторитетность, которые так необходимы ребёнку для того, чтобы не упасть духом и научиться завоёвывать счастливую, полную жизнь, несмотря ни на какие невзгоды.

Есть и такие семьи, положение в которых усугубляется тем, что дети знают отца. Отец живёт где-то неподалёку, дети хотят и имеют возможность видеть его, но он-то ничуть не стремится их видеть. Как быть?

Поступить так же, то-есть сказать ребёнку правду. Несмотря на то, что отец — человек положительный, всё же факт остаётся фактом: семью и ребёнка он оставил, их жизнь не интересуется. И мать вправе требовать этого, должна требовать, не стесняясь того, что отец завёл новую семью. Неужели отцу так уж трудно зайти в школу и побеседовать с учителями о том, как учится и как ведёт себя его дочка, или зайти за нею на прогулку, в кино? Какою бы это было радостью для девочки, какое благотворное влияние оказало бы на развитие её характера!

Наблюдаются случаи, когда родители, разведясь, запрещают свидания ребёнку по мотивам личной вражды, искусственно втягивая его в свой спор.

Детям не нужна эта вражда, они не хотят участвовать в ней. Бывает, например, что отец не только но возражает против встреч с ребёнком, но и сам ищет и ждёт этих встреч. Но им препятствует мать, делая ребёнка орудием мести отцу или же просто желая устранить отца из своей жизни и жизни ребёнка. Мать не имеет морального права утаивать от ребёнка, что его отец жив, находится близко и любит малыша.

В такого рода случаях справедливость требует, чтобы матери воздерживались от осуждения отца, не чернили незаслуженно его в глазах детей, а тем более не отправляли отца преждевременно на тот свет, не придумывали, что «его нет». Горько будет таким матерям, когда подлинная правда обнаружится.

Однако есть и другие ситуации: мать не запрещает детям видеть отца, даже сама посылает их к нему, но эти попытки терпят неудачу. Отец даже и говорить не желает.

Вероятно, отец этот настолько чёрств и эгоистичен, что лучше бы, действительно, прекратить бесполезные свидания с ребёнком. Лучше научить ребёнка черпать утешение в самостоятельности, в гордом сознании того, что они с мамой сами сумеют наладить хорошую жизнь.

Ситуация: муж ушёл из семьи, а женщина вышла замуж за одного своего хорошего знакомого, который хорошо принял «чужого» ребенка. И все в новой семье благополучно. Сказать ли дочери правду о настоящем отце? А вдруг найдутся злые люди, которые ей всё расскажут, - что будет тогда?

На это каждый разумный человек посоветует одно: зачем понапрасну тревожить девочку, которая, в сущности, имеет отца, потому что отчим воспитывает её с младенческого возраста и сделал для неё всё, что мог бы сделать по-настоящему родной отец. Ничего говорить не нужно, по крайней мере до тех пор, пока девочка подрастёт, станет девушкой. Тогда она вполне равнодушно отнесётся к известию о так называемом родном отце, который никогда не думал о ней. Ну, а если найдутся такие люди, которые потревожат девочку, надо будет сказать ей, что это они выдумали и отец её находится с нею, а другого у неё нет и не было.

Выводы:

Не может быть готового рецепта на все случаи жизни. Они различны, и в каждом из них надо действовать по-разному, руководствуясь главным, принципиальным.

А главное заключается в том, чтобы без особой нужды не таить от ребёнка правды и всеми силами стараться создать такую жизнь, чтобы дети не чувствовали себя покинутыми и обездоленными. Для этого вовсе не требуется утешать детей и плакать вместе с ними или проклинать отца, а нужно, чтобы ребёнок воспринял спокойствие матери, заразился духом бодрости и оптимизма, вдвойне полюбил бы мать.

Дети чутки и благодарны за всё хорошее. Деятельная, умная любовь доброй матери лучше всяких слов подсказывает им, кто прав - она или отец, и на чьей стороне справедливость.

"Мама, а где мой папа?" Многие одинокие мамы живут в напряжённом ожидании этого вопроса. Мысли о неизбежности предстоящего разговора приводят в замешательство. Между тем, особого повода для переживаний здесь нет, это всего лишь безобидный детский вопрос, а не сигнал к началу конца света.

Главное не форсировать события и отвечать на вопросы ребёнка лишь по мере их поступления. Существует такая закономерность: дети обычно пропускают мимо ушей всё то, что пока не готовы принять. Вполне возможно, что ребёнок в раннем возрасте воспринимает отсутствие отца как данность, как нечто само собой разумеющееся, ведь для него так было всегда. То есть, разговор состоится уже в более осмысленном возрасте.

Как сказать ребенку об отце

Дети в принципе не склонны драматизировать ситуацию. Что для взрослого катастрофа - для ребёнка не более чем констатация факта. Каким бы ни был ответ, ребёнок воспримет его достаточно легко, если, конечно, увидит, что мама при этом не слишком взволнована и расстроена. Ребёнку нужна была информация - он её получил, а все причины и следствия - ваши взрослые заботы. Можете сами убедиться, у большинства детей именно такой подход, и это не потому, что они эгоисты и циники, а потому, что они дети. Здесь уместен один универсальный совет: чем ближе к реальным событиям, тем лучше, имеет смысл разве что адаптировать ответ к возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

Он достаточно спокойно воспримет известие о смерти отца, так как никогда его не видел, не удивляйтесь, если прибежит за подробностями, чтобы потом их с гордостью выложить приятелям во дворе или в детском саду.

Немного сложнее объяснить ситуацию малышу, если отец находится в тюрьме. В этом случае следует на понятных для ребёнка примерах объяснить, как это произошло. Важно проследить, чтобы у ребёнка не сместилась система ценностей: его папа ни в коем случае не "плохой", просто в данном случае неправильно поступил, и вот что из этого получилось.

Если же отец ушёл из семьи и не хочет поддерживать отношений или попросту сбежал ещё до рождения малыша, можно, не вдаваясь в подробности, сказать, что папа однажды ушёл и не вернулся, мы не знаем, что с ним случилось, волнуемся, ждём, надеемся. Далее перейти к рассказу о несчастных случаях, которые могут произойти на улице и привести к столь печальным последствиям.

Один из самых скользких и, к сожалению, самых распространённых вариантов - родители в разводе, ребёнок знаком с отцом, в то же время ему известно, что тот живёт в другой семье, с другой тётей и другим ребёнком.

Возникает логичный детский вопрос: почему, неужели тот ребёнок лучше меня? Один из вариантов ответа: мы с твоим папой часто ругались, громко кричали друг на друга, пока совсем не поссорились. Даже самые маленькие дети в курсе, что такое ссора и не любят, когда в их присутствии громко кричат и ругаются, такое начало разговора ребёнку понятно, дальше он сам задаст наводящие вопросы, если они у него возникнут.

Правда или ложь

Очень важно здесь сохранять объективность, причём не только потому, что в хлопке всегда участвуют обе ладони. Вопреки всем обстоятельствам, ребёнок может встретиться с отцом. Представьте его удивление и даже шок, когда вместо мерзкого чудища, о котором рассказывала мама, он увидит обыкновенного, а то и симпатичного человека. Выходит, мама всё это время его обманывала?

Существует ещё одна опасность: психологам известно немало случаев, когда дети по каким-то своим соображениям начинают симпатизировать отрицательным героям сказок или мультфильмов. Не исключено, что из вашего полного претензий рассказа малыш сделает собственные выводы, например, объектом его симпатий вдруг окажется папа - властный, независимый, далёкий и прекрасный, а не мама - жертва обстоятельств, уставшая от скучных обязанностей. Ребёнок вовсе не предатель: сочувствие и готовность быть благодарным придут позже. Пока что для него это всего лишь пример того, насколько важно уметь сотрудничать и мирно общаться.

Даже если отец наркоман или алкоголик, старайтесь воздерживаться от прямой критики в его адрес. Пусть уж лучше побудут крайними те вещества, из-за которых папа становился злым и глупым. Излишним будет вдаваться в подробности воздействия этих самых веществ на психику и перечислять выходки отца.

Я нисколько не пытаюсь преуменьшить роль отцов в воспитании детей. Тем не менее, если вашему малышу не посчастливилось расти с обоими родителями, помните: неполная семья - это ещё не приговор. Никто не станет утверждать, что все достойные люди выросли исключительно в благополучных семьях. Один из них впервые увидел своего отца, уже будучи взрослым. Эта встреча сильно разочаровала молодого человека. Нет, его отец не был преступником, наркоманом или ещё каким-нибудь асоциальным типом, он был просто никем: жил на маленькую зарплату, ни к чему не стремился, ничем особо не интересовался, к тому же был крайне неряшлив. Молодой человек даже вздохнул с облегчением, что в период становления личности был свободен от подобного влияния; он помнит, как сам выбрал себе кумира, на которого ему хотелось быть похожим. Судя по всему, он сделал правильный выбор, так как достиг намного больших высот в социальном плане, чем его биологический отец.

Ваша сестра подарила вам классную установку на поступление в институт.

Если бы она не сказала, что мама об этом мечтала, я бы, может быть, и не пошел в институт. После смерти родителей сестра пошла на заработки, чтобы я смог учиться, а я поступил в институт, где стипендия была больше. Институт закончил, а душа к работе не лежала, хоть и все получалось не хуже других. Я только в 50 лег осознал, что это не мое, окончил другой институт и с удовольствием перешел на другую работу. Тогда у меня сразу ушли все болезни.

Вы любите преодолевать трудности. Не дай Бог, вам повезет - чувствуете себя несчастным, а дары - незаслуженными.

Я всегда был слаб здоровьем, а учиться приходилось помногу. До 5 класса на одни пятерки учился. После перевода в другую школу двойки пошли. Чтобы остаться в детском доме, надо было седьмой класс закончить на пятерки.

Почему вы хотели остаться в детском доме? Разве была альтернатива?

Одно время я жил у маминой сестры до тех пор, пока она была жива. Ее муж нас обижал, особенно сестру. После смерти жены он отдал меня в детский дом. В детском доме оказалось лучше, чем у него, я перестал чувствовать себя лишним.

Как же вы преодолели двойки?

Летом стал сам учиться. Ребята мне диктовали, а я за них отрабатывал трудовые наряды.

Добились пятерок?

Да, меня оставили учиться в старших классах. Когда поступил в институт, надо было выдерживать по 16 часов ежедневных занятий.

Ничего себе слаб здоровьем!

Я давно заметил: чем мне труднее, тем больше я сопротивляюсь.

Нет чтобы просто быть здоровым и радоваться жизни! Надо обязательно заболеть, чтобы потом выздороветь. Если человек трудится ради своей цели, ради собственного удовольствия, он устает меньше.

Тот, кто трудится или учится для мамы, а не для себя, тот устает больше и болеет сильнее. Труд и учеба ради доказательства чего-то кому-то изматывают человека. Ваша будущая жена поступила в институт тоже ради доказательства. Вы доказывали право называться сыном своей матери, а ваша жена доказывала своему первому мужу, что она достойна его. И доказала, получив, как и он, высшее образование и став, как и он, директором школы. Это была ее самоустановка, проговоренная вслух при разводе: «Ты еще пожалеешь, что расстался со мной. Я добьюсь без тебя всего, что ты имеешь». В отличие от вас, ее работа радовала, но она от нее дико уставала и болела, как и вы, поскольку работала не для себя, а для бывшего мужа. Кстати, очень часто мужчины, потерявшие отцов, становятся отчимами без собственных детей и мужьями жен, не желающих или неспособных родить.

С чем это может быть связано?

Со страхом оставить своего кровного ребенка без отца, чтобы не было, как у него. С опасением не выполнить роль отца, поскольку образ отца отсутствует. С желанием осчастливить такого несчастного, как и он сам. Это - гиперответственность.

Я своего отца совсем не помню, только по рассказам сестры.

Другая крайность - безответственность, нежелание иметь своих детей, чтобы ни за кого не отвечать, или подсознательная месть: мне не повезло с отцом, и вам не повезет.

Своих детей у меня нет. Сына жены я усыновил. Он неоднократно говорил: «Я отца больше уважаю, чем мать».

Ваш приемный сын своей установкой фактически заставил вашу жену найти вас. Это вам известно?

Он ей сказал: «Срочно найди мне папу». Больше тянуть нельзя - решила она и целенаправленно взяла путевку. Скажите, пожалуйста, как вас называет сын?

А вы его называете сыном?

Нет, ни разу не назвал.

А почему? Что вам мешаю или мешает? Он вас признал, а вы его не признали!

Как-то язык не поворачивался, а теперь по прошествии стольких лет, когда я не называл, вроде дико начать называть.

Хорошее дело никогда не дико. Раз он вас так называет, то вам дико молчать. Раз он вас называет папой, значит это для него имеет значение. А если не имеет, то он не заметит ваше новое обращение. Это необходимо хотя бы для его внутреннего ребенка, который в свое время потребовал от матери найти ему отца. Перестаньте считать себя недостойным отцом или лишним, как вы себя чувствовали в доме тети. Ребенок, назвавший вас папой, - ваш ребенок. Он сердцем принял вас. Подумайте над пословицей: «Долина принадлежит тому, кто ее орошает». Это - про вас. Вы заботились о нем, а не родной отец. Значит, вы имеете право называть его своим сыном по заботе, а не по крови. Вам это нужно не меньше, чем ему. Иначе вы бы это равно сделали. Преодолейте этот барьер. Он только в вашем сознании.

Как сказать ребенку…

Кто захочет говорить с ребенком о смерти? Наверняка вы ответите: никто. Нам, взрослым, хочется защитить ребенка от боли, а смерть близкого человека причиняет нам боль всегда. Мы хотим, чтобы наши дети радовались, смеялись, играли, учились. Мы хотим, чтобы они были счастливы. Хотя многие из нас могут легко и интересно рассказывать детям о тайнах и чудесах жизни, когда дело касается смерти, у нас исчезает желание говорить об этом. Или, может быть, вернее было бы сказать: исчезают слова?

НО СМЕРТЬ - это часть жизни, и дети неизбежно сталкиваются с ней. Для эмоционального благополучия ребенка необходимо, чтобы он понимал, что такое смерть, чтобы он оплакал близкого человека и мог продолжать жить. Это поможет ему вырасти эмоционально здоровым человеком, свободным от чувства вины, гнева и страха, избежать депрессии. Если мы можем помочь детям залечить глубочайшую эмоциональную рану - смерть близкого человека, - мы вооружим их важными навыками, которые потом послужат им на протяжении всей жизни.

Однако взрослые мало говорят с детьми о том, что случилось. Не по злому умыслу. Чаще всего они просто не знают - как. Вот об этом - о простых ответах на сложные вопросы, да и о многом другом - расскажет нам сегодня детский психолог, кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ:

«Как я скажу детям о смерти?»
НЕЖНО и с любовью, простыми, честными словами. Сядьте с детьми в тихом уголке, обнимите их и расскажите им правду.

Не бойтесь слов «умер» или «мертвый». Например, вы можете сказать: «Случилось что-то очень, очень печальное. Папа умер. Его больше не будет с нами, потому что его больше нет в живых. Мы его очень, очень любили, и мы знаем, что он тоже любил нас. Мы будем по нему очень, очень скучать».

В нескольких коротких фразах расскажите им, как умер близкий человек. Например: «Вы знаете, что в последнее время папа был очень, очень, очень, очень болен. И от этой болезни он умер». Или: «Папа попал в аварию. Его очень, очень, очень, очень сильно ранили. И эта авария привела к тому, что он умер». Многократно повторенное «очень» помогает детям отделить смерть близкого человека от того момента, когда он был «очень болен» или «очень сильно ранен».

Избегайте эвфемизмов, обозначающих смерть, таких как: «мы его потеряли», «он ушел от нас», «ушел в иной мир». Эти выражения питают страхи ребенка: он боится, что его покинут. Никогда не говорите, что близкий человек «уснул». Ребенок станет бояться засыпать.

«Дедушка умер? А как это?»
И ЭТО вам придется объяснить ребенку - простыми, честными словами: «Его тело больше не живет. Он больше не может ходить, дышать, кушать, спать, разговаривать, слышать и чувствовать».

«Что мне ответить, если дети спрашивают: «Почему?»

«ПОЧЕМУ мама умерла?», «Почему умер папа?», «Почему дедушка попал в аварию?», «Почему это случилось именно со мной?» - на эти вопросы трудно ответить. Можно признаться, что вы сами задаете себе те же вопросы. Потом объясните, что смерть - это часть жизни для всех живых существ на Земле. Она приходит к каждому. Есть вещи, которыми мы можем управлять, а есть такие, которыми не можем. Управлять смертью мы не можем.

Обязательно скажите детям, что в смерти никто не виноват - ни умерший близкий человек, ни Бог и уж, конечно, ни ребенок. Скажите очень четко: «Ты не виноват». Ничто из того, что ребенок сказал, сделал или подумал, не стало причиной смерти.

«Надо ли говорить о смерти в религиозных терминах?»
ЭТО решение каждая семья принимает самостоятельно. Вообще говоря, это зависит от того, насколько ваши дети религиозны. Если они выросли в религиозной среде, им легче будет понять религиозные объяснения.

Если же нет, это, наверное, не лучший момент для приобщения их к религии - такие объяснения их только запутают. В любом случае избегайте высказываний типа «Бог забрал папу» - они могут пробудить в ребенке страх.

«Следует ли брать детей на панихиду, похороны, поминки?»
ЭТО решение каждая семья также принимает самостоятельно. Как правило, детей старше шести лет следует брать на похороны, если они этого хотят. Когда ребенок участвует в этом ритуале вместе с семьей, он получает возможность выразить горе, обрести силы, получить поддержку со стороны других членов семьи, а также проститься с близким человеком. Он чувствует принадлежность к тем, кто продолжает жить, несмотря на утрату, и это дает ему ощущение комфорта и безопасности.

Позаботьтесь о том, чтобы заранее подготовить ребенка к тому, что произойдет и что он увидит и услышит. Объясните, что, возможно, многие будут плакать. Пусть дети задают вопросы. Если вы сами не чувствуете в себе силы отвечать на них, попросите сделать это кого-то из членов семьи или друзей.

Если ребенок не захочет пойти на похороны - не настаивайте. Более того, позаботьтесь, чтобы он не чувствовал себя из-за этого виноватым.

«На похоронах взрослые плачут, вокруг столько горя… Стоит ли детям смотреть на все это?»
ДЕТИ должны научиться способам выражения горя, и лучше всего они могут сделать это на примере взрослых, которые их любят. Если вы выглядите опечаленной, это означает, что они тоже могут не скрывать своих чувств. Конечно, если взрослый старается держаться героем и скрывает чувства, дети тоже научатся этому. Но это - нездоровая реакция на горе. Не бойтесь проявлять эмоции в присутствии детей.

«Когда можно разрешить детям играть?»
КАК только они сами захотят этого. Не препятствуйте им ни в коем случае! Горе у детей обычно проявляется скачками. Сегодня он может плакать и печалиться; завтра он может смеяться и качаться на качелях. Дети не могут горевать непрерывно, они нуждаются в передышке; она дает им возможность по-своему выразить владеющие ими чувства. Движение помогает им избавиться от тревожности и стресса.

«Что мне важнее всего сделать сейчас для детей?»
БУДЬТЕ рядом с ними, будьте с ними честными, любите их.

Как родители могут помочь ребенку, пережившему психологическую травму

Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.

Заботьтесь о них и утешайте их. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними больше времени.

Позаботьтесь, чтобы они знали, куда вы уходите, когда вы вернетесь. Если вы уходите на несколько часов, время от времени звоните, чтобы сообщить, что с вами все в порядке.

Разрешите им говорить о печальном событии, когда им этого хочется.

Поощряйте их к тому, чтобы они дали вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции. Нормализуйте (разъясняйте) реакции, которые у них возникают или могут возникнуть в будущем.

Обозначайте словом - особенно с маленькими детьми - чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т. п.

Поговорите с учителями - чтобы они правильно поняли изменения в поведении ребенка. Будьте терпеливы, если у ребенка появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.

Не предъявляйте к ребенку высоких требований.

Будьте терпеливы, если наблюдается регрессия в поведении ребенка (он грызет ногти, сосет палец и т. п.)

Если поступки ребенка или изменения в его поведении пугают вас, проконсультируйтесь со специалистом, но всегда подчеркивайте, что вы понимаете, что это результат того, что он пережил.

Разделяйте его стремление к безопасности, но будьте реалистами.

Помогите ему не делать обобщений. Напоминайте ему, если это необходимо, что «это (несчастный случай) случилось в прошлом, а мы живем сейчас, и ситуация изменилась».

Помогите ребенку часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни. Не торопите их, говоря: «Ну пора уже об этом забыть».

Помогите детям понять, что сейчас они сердятся, ведут себя агрессивно, не слушаются, уходят из дому или подвергают риску свою жизнь потому, что они пытаются убежать от боли, ужаса, страха. Но бегство приводит только к тому, что боль становится сильнее.

Если они испытывают чувство стыда или вины, подчеркните, что никто не учил их, как вести себя в этой ситуации, это случилось независимо от их выбора и они за это не отвечают.

Если возникают физические ситуации, вызывающие чувство стыда (дети плачут, мочатся в штанишки, их рвет и т. д.), успокойте ребенка и объясните ему, что в отличие от телегероев люди, испытавшие ужас, часто теряют контроль над собственным телом.

Если они говорят о мести, расспросите их о планах и выясните, каковы их реакции. Затем обсудите с ребенком, как можно не допустить того, чтобы месть руководила их жизнью, и как можно другими способами облегчить боль. Обратитесь за помощью к специалисту.

Если дети заявляют, что они больше ничего не боятся, «ничто меня не пугает!», - оберегайте их, поскольку они могут быть неосторожны в потенциально опасной ситуации с другими людьми, подвергающими их риску.
Понимают ли дети происходящее?
ЧАСТО говорят, что дети не понимают происходящего. Это неверно. Они понимают, что происходит, однако на разных возрастных этапах это происходит по-разному.

0–2 года - Утрата воспринимается только как временная разлука.

2–6 лет - Магическое мышление; вера во всесильность - возможность предотвратить событие или сделать так, чтобы оно свершилось.

6–12 лет - Конкретное мышление - ребенок все воспринимает буквально. Если ему говорят: «Мы потеряли твоего брата», - ребенок ответит: «Пойдемте его искать». Если говорят: «Папа умер во сне», - ребенок может бояться спать.

12 лет и старше - Реалистическое мышление, понимание окончательности смерти.

Родители - самые близкие ребенку люди, и они лучше всех могут помочь ему справиться с горем; но иногда бывает необходимо ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ к детскому психологу. Это следует сделать в том случае, если ребенок:

Горько плачет в течение долгого времени;

У него случаются частые и продолжительные приступы гнева;

Происходят резкие изменения в поведении;

Заметно снижаются школьные успехи и оценки;

Надолго замыкается в себе;

Теряет интерес к друзьям и занятиям, которые он прежде любил;

Страдает от ночных кошмаров и плохо спит;

Часто жалуется на головные боли и другие недомогания;

Резко худеет;

Становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни;

Видит будущее в мрачном свете или вообще не проявляет интереса к этой теме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.