История празднования нового года и рождества. Традиции празднования рождества и нового года в разных странах

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.


К первому перелому в естественно установившемся порядке жизни древнерусских племен, можно отнести введение в X веке в его мировоззрение христианской идеологии, или проще, Крещение Руси. Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление, начали вести от сотворения мира, и новый год его начинался первого марта.

Позднее, по одним сведениям в конце XV века, а по другим в середине XIV в православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод начала года на 1 сентября. Расхождение во мнениях, когда именно это произошло, связано с тем, что в XIV веке еще не было единого государственного образования как такового, и проследить повсеместный переход к празднованию нового года с 1 сентября не представляется возможным.

К концу же XV века завершилось создание централизованного государства, и перевод на осеннее время отсчета года стал прослеживаться более отчетливо в письменных источниках. Такое летоисчисление продолжало оставаться до реформы Петра I, который своим указом от 15 и 19 XII 1699 года ввел летоисчисление от Рождества Христова, а начало года с 1 января. И лишь после Великой Октябрьской Социалистической революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 в России был введен Григорианский календарь, общепринятый в европейских государствах, с поправкой на 13 суток.

Важно отметить, что несмотря на реформы Петра I и советские преобразования, православная церковь по сей день сохранила дату 1 сентября как начало нового года. Таким образом, и сейчас сохраняется двойная система отсчета года: церковная и официальная гражданская.

Дохристианский новый год

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Все языческие народы, ознаменовывали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и забавами. Египтяне праздновали воскрешение Озириса или новый год. Греки и римляне ознаменовывали радостными и всенародными играми. Не было народа, который не встречал бы новый год, особенным праздником. Пляска и пиршества, следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображениями различных богов, ходили по городу, пели и танцевали под музыку.

Греки, любившие веселость и удовольствия, переряжались и бегали толпами по домам, где их угощали, и все веселились. Женщины, более изобретательные в удовольствиях, наряжались в мужские платья, или, собравшись на вечера званые, занимались гаданием и пением песен. Римляне встречали новый год с торжественною важностью: консулы и патриции, приходили в пышных одеждах в храм для принесения жертв. Первосвященник молил богов о ниспослании на народ новых милостей, и об отвращении от него всяких бедствий. По принесении жертв, все придавались забавам: пировали, танцевали и бегали переряженные в масках по улицам, за полночь.

В эти дни считалось бесстыдным вести между собою раздоры; все должны были примириться и прекратить все тяжбы. В этот день ходили поздравлять друг друга, как обетный день для мира, и дарили взаимно подарки. Патриции и богатые отпускали на волю своих рабов, а дети освобождались из под отцовской власти. Обычай поздравлять в новый год перешел отсюда в Европу, и ныне он в числе праздничных дней.

Как праздновался новый год в языческой древней Руси один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Само значение года не определено на славянском языке. У русских, болгарских и вендских славян он называется одинаково годом. У вендов год значит собственно праздник, у поляков рок значит год и время неизбежное, судьбу или участь. У них глагол rokowac до сих пор означает догадываться, гадать по выводам или заключениям, потому что на новый год производились гадания. Есть еще польское слово gody и означает оно пир. Некоторые исследователи считают, что gody был народный увеселительный праздник, как святки.

Но ни по каким народным событиям не видно, чтобы qody когда-нибудь праздновался или образовался какой-нибудь праздник, и даже урочное веселье, как святки, которые у всех славян доселе составляют празднество. Другие стали производить год от godzic - примирять, договариваться в цене. Но и это не установлено достоверно. Впоследствии, слово год было принято русскими, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени, лето же как часть его.

Год ныне делится на 4 части времени: зиму, весну, лето и осень, но прежде наши предки разделяли его на зиму и лето, или зимнее и летнее время. У древних германцев год разделялся на зиму, весну и лето; первая часть времени у них почиталась священною, потому что тогда отправляли важнейшие праздники в честь кумиров. Со временем это разделение изменилось.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Это зафиксировано в целом ряде летописных источников: в 1368 году «тоя же осени месяца декабря 21», - в 1388 г « тое же осени месяца декабря в 8», - в 1471 году « тоя же осени декабря в 15 », в 1472 году « тоя же осени декабря в 15», и в 1490 году «тоя же осени декабря», а затем январь и февраль во всех известиях именуются зимними.

Известно что, праздник как явление способен сохранять на протяжении длительного времени самые глубинные основы народного духа. Именно поэтому, внимательное исследование праздников, зафиксированных письменными источниками и этнографическими свидетельствами может пролить свет на ранний пласт народных верований. В нашем представлении праздник - это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. Поскольку на Руси уже тысячу лет существует христианство, - это еще и вереницы нарядных, смиренных прихожан, торжественно украшенные церкви, крестные ходы и далеко льющийся, мелодичный колокольный звон.

Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, но почти все христианские праздники возникли на месте старых языческих. По одной из существующих версий, день рождения солнца, по старому стилю 24 декабря стал кануном Рождества Христова, древний Купала, праздновавшийся ровно через полгода, 24 июня, - днем Рождества Иоанна Предтечи, день весеннего равноденствия («зачатие» его), 25 марта, стало днем Благовещения, зачатия Иисуса Христа, Третий спас, день смерти лета, стал в христианском календаре Успением Богородицы (15 августа, Спас 16-го), еще одна граница зимы и лета, 29 августа, ознаменовалась на Усекновение головы Иоанна Предтечи, три же этапа «обретения головы», в первую половину года, осмысливались как праздники возрастания солнечного света и воцарения лета на земле.

Образовалась своеобразная амальгама двух вер, официальной христианской и народной языческой, и народная, не смотря на тщательные попытки ее искоренения, продолжала жить и живет по сей день. Можно думать, что именно отзвук двойной системы нового года - народный и официальной - мог сказаться в ряде памятников древней литературы, упоминающих периоды годовой жизни русских. Некоторые из них начинают первый период года с зимы, указывая как на начало ее святочное время. По рукописи XVI в значится: «..зима от рождества Христова по благовещеньев день, а в ней 90 и четверть дни».

Вместе с христианством на Руси появилось как новое летоисчисление от сотворения мира, с новым годом начинавшимся 1 марта, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев.

В районах средиземноморской культуры у земледельческих народов празднование нового года, вполне естественно, связывается с предстоящим началом полевых работ. Самое наименование месяцев календаря греко-римского средиземноморья указывает на счет времени земледельца, примечающего посев и уход за ним. Год начинался мартом, от которого шло времяисчисление.

Решая вопрос об исконности мартовского нового года у восточных славян средней и северной Европы, необходимо принять во внимание особенности климатических условий, с которыми связываются сроки начала и конца полевых земледельческих работ. В средней и северной России март не был и не является датой начала полевых работ. А в южнорусских областях март имел значение почти тождественное с соседним средиземноморьем.

Тем не менее, в средневековой Руси до 1348 года (или конца XV века) новый год справлялся именно 1 марта, а параллельно этой дате праздновались январские дни, сопровождавшиеся многочисленными народными обрядами, вызвавшими такую долгую, упорную, но безуспешно борьбу светских и духовных властей. По крайней мере, для средней и северной Руси - для территории, на которой складывалась русская народность, было характерно одновременное проведение новогодних обрядов, приуроченных к зимнему солнцевороту, и наличие официальной даты нового года, считаемой до 1348 года 1 марта.

Указание на рождество Христово как на начальную дату, при обязательном в русском средневековье общем счете времени от сотворения мира, может быть понято единственно как отзвук дохристианских празднеств дней непобедимого солнца, сохранившихся в народном быту. Значение солнцеворота, как даты начала нового периода, подчеркивается летописными свидетельствами.

Связанность названий месяцев с местными природно-климатическими условиями и с трудовыми процессами отражает столь важные для полевых работ колебания в похолодании и в потеплении на севере и юге Европы. Если период зимнего возрождения солнца остается незыблемым у разных народов, то период весеннего пробуждения природы, ее первоначального расцвета, времени начала полевых работ имеет разные даты. Мартовская дата как исходный пункт европейского календаря была естественна в южной Европе.

Календарь средиземноморья, вместе с распространившимся христианством, был перенесен в центральную и северную Европу, отслоившись в официально принятых и утвердившихся греко-римских названиях месяцев. Параллельно с официальным календарем продолжал жить народный, основывающийся на сроках работ и наблюдениях за состоянием природы, содержащие свой особый счет времени. Славяне средней и северной Европы сочетали захожее времяисчисление со своим, сохранив традиционный счет времени и в названиях месяцев и в обрядовых действиях, начиная их с дохристианского зимнего празднества, отмечающего время возрождения света.

Несоответствие мартовского нового года трудовым процессам в областях формирования русской народности заставляет видеть в нем заносное явление. Чуждость марта как новолетия быту и трудовой деятельности русских подчеркивается почти полным отсутствием обрядов, приурочиваемых к этой дате. Возможно, март в значении новогоднего времени был перенесен на север и, в первое время существования северо-восточной Руси, праздновался в ней, несмотря на явное несоответствие местным условиям жизни и народным традициям.

Как уже выше упоминалось, по одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

При этом не учитывалось, что акцентирование библией сентября, естественное и нормальное в климатических условиях местностей формирования «священного писания», не соответствовало условиям жизни в среднерусской полосе. Для русской деревни сроки окончания полевых работ приходились не на конец августа, а на конец сентября. Соответственно этому начало нового (зимнего) периода в годовой жизни крестьянина приходилось на октябрь и отличалось датой христианского праздника - покрова.

Реформа системы календаря проводилась в XIV веке на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллельно гражданскому новому году.

В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. «Рече Господ к Моисею, рцы сыном Израилевым месяца седьмого (сентября по европейскому исчислению), в первый день месяца, да будет вам покой, всякого дела работая не сотворите во всех селениях ваших, и принесите всесожжение Господу. - « Шесть дней делай, в день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему, да не сотвориши всякого дела в осьмой. Тако и месяц седьмый благослови и освяти его, и повелел людям своим почити в нем от дел своих». «Месяца седьмого сего, егда окончается жита земли, да празднует Господу.

Сентябрь был достопамятным по важным событиям для всего мира, сделался предметом набожного воспоминания. В этом месяце остановился Ноев ковчег на араратской горе; пророк Моисей вторично сходил с горы Синайской, неся новые скрижали, с начертанными на них законами; воздвигнута скиния Господня и Архиерей великий приносил во Святая Святых, однажды в год бескровную жертву; каялись люди в грехах, изнуряя себя постом и смиренным всесожжением перед Богом; освящен чудесным великолепием и роскошью храм сионский, построенный царем Саломоном, и внесен сюда кивот Завета; собрались в Иерусалиме все колена Израилевы, и праздновали по повелению Господа: « субботы суббот да будет вам седьмый месяц, и смирите души ваши перед Господом».

Когда израилетяне отправились в обетованную землю, тогда по повелению Божиему, они обязаны были праздновать в этом месяце каждый пятидесятый год, и не убивать никаких животных; ни орать, не засевать полей; ни собирать винограду, ни плодов от садов, чтобы все оставшееся было в пищу убогим людям, птицам и зверям. «Возвестите трубным гласом во всей земле вашей, и освятите лето, пятидесятое лето, и разгласите оставление на земле, всего живущим на ней: ни сеяти, ниже жати будете, еже само произникнет на ней, и да не объемлиши освященных ся, но да ясти будут убозие языка твоего; останки же да снедят звери дикие, тако да сотвориши винограду твоему и масличию твоему».

В это пятидесятое лето отпускали рабов на волю, прощали долги и совершали очищение от грехов. Пятьдесят лет разделяли на семь седьмиц, седьмой год именовали суббота и покой, и всегда он приходил в сентябре месяце.

Новый год стали вести с первого сентября, начальный день его стал праздником Симеона первого столпника, совершаемый доныне нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

В. К. Иоанн III велел всем имеющим жалобу являться на судный срок в Москву, в день Симеона летопроводца. Если воеводы, окольничьи, старосты не могли решать судебных дел или осудить уличенных в преступлении, то решались в Верховной Думе, часто самим Царем, почему и говорили раньше Бог да Государь. Уличенному в преступлении объявлялся приговор, обыкновенным выражением: пойман ты есть Богом и Государем Великим, от чего вошло в пословицу: ведает Бог да Государь.

Не явившиеся к ответу в срок, признавались виновными, и давалось знать о том воеводам, наместникам и прочим правительственным лицам, о приведении в исполнение наказания, что называлось: чинить правже. Оправданному в преступлении давалась правая грамота. Для явления на суд, определялось три срока в году: Рождество Христово, Троицын день и Семенов день. К Семенову дню вносились оброки крестьянские, пошлины и срочные платежи. Царь Иоанн IV тоже определил срочный оброк, в день Семена летопроводца.

Интересно, что создание самих календарных систем связывается с необходимостью урегулирования сбора налогов на государственном уровне. Так, например, в восточной и западной Римской империи система индиктиона, в 3 веке представляла ежегодную подать, размер которой определялся цензом, вычислявшимся один раз в пять лет, и переписью населения, производившейся один раз в 15 лет. С 312-313 года периодичность индиктиона в 15 лет легла в основу летоисчисления.

В канун нового года благовестили (т.е. были в колокола) повсюду в Москве, и отправляли вечерню по уставу. Патриарх облачался и служил молебен; все стояли с зажженными свечами. В заутреню раздавался снова благовест, а после нее благовестили в главный колокол. До полудня народ стекался на Ивановскую площадь, между Архангельским и Баговещенским соборами. Там ставили два налоя с поволоками; на одном из них лежал образ Симеона Столпника. По правую сторону от Благовещенского собора, устраивали для царя место с поволоками, а другое для Первосвятителя, с коврами. Патриарх Филорет, отец венценосного Михаила Федоровича, совершал торжественное моление.

По отслужении утренней обедни в Успенском соборе, выносили Святые образа и хоругви, через западные двери: Патриарх шествовал в великолепной одежде, со всем духовенством, останавливался перед церковными воротами на восток и начинал молитвословие: « о еже благословите Господу венец лета, благостию своею». После молитвословия Царь целовал Святое Евангелие, а потом Патриарх благословляя его осенением Животворящего Креста, и спрашивал о его здоровье. Затем оба отправлялись на Красную площадь, в сопровождении священного пения и бесчисленной толпы народа. Тут начиналось молебствие с водоосвящением по окончании его.

Патриарх приветствовал монарха: «Государь, Богом венчанный? Царь и Великий Князь, обладатель многих Государств и Самодержец всея России? В настоящий день нового лета мы молились Собором о вселенском устроении и благосостоянии Святых Божиих церквей, а вашем многолетии, Государь, бояр, Христолюбивом воинстве и о всем Православном Христианстве, и чтобы Господь Бог даровал Вам, Великому Государю, и Христолюбивому нашему воинству: крепость, храбрость, победу и одоление видимых и невидимых врагов: возвысил бы Вас Господ Бог над всеми иноплеменными народами, покорил бы к стопам Вашим всякого супостата, и царство устроил бы во благоденствии. Дай, Господи, чтобы Вы, Государь, наслаждались здоровьем с Государынею Царицею и со всем Вашим домом, со всем освященным Собором, боярами, Христолюбивым воинством и со всеми Православными Христианами. Здравствуй Государь, в нынешний год и на многие лета!»

Поздравив царя с новым годом, Патриарх окроплял Святою водою, и возвращался в Успенский собор для совершения обедни. Государь же поздравлял всех окружающих его и народ, который отвечал громогласно: «здравствуй на многие лета, надежа Государь!». После сыпали в толпу народа мелкие деньги: богатые люди рассылали по приютам милостыню: другие посылали от себя кушанья, всякого рода хлеба: калачи, коржи, пироги, пряники и прочее;: снабжали с изобилием жизненными припасами, наделяли бедных одеждою и приютом, и новый год ознаменовывался благочестивыми делами. Колокольный звон Ивана Великого возвещал о наступлении нового года, в продолжении целого дня.

Встреча нового года таким же обрядом совершалась и во времена Петра I, который в последний раз торжествовал в 1699 году по древнему обычаю, на большой Ивановской площади. Он сидел на престоле, в царском одеянии, и принимал поздравления от Патриарха Адриана, придворных, гражданских, военных чинов и всего народа. Один немецкий путешественник, бывший в Москве в царствование двух Государей: Иоанна и Петра, так описывает встречу нового года: «на Кремлевской площади сидели оба Царя, на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ.

Патриарх взошел на возвышенное место, окропил их и все собрание святой водою, дал Государям целовать крест и пожелал им долголетия и счастливого царствования. Потом обратился к народу, поздравил его с новым годом и просил Божьего благословения во всех добрых делах. Народ отвечал: «аминь! Аминь! (воистину, воистину)». Бояре, сановники и присутствовавшие иностранцы спешили поздравить Царей с новым годом. По принятии поздравлений, Цари возвратились в Кремлевский дворец.

С истечением XVII столетия прекратилось празднование Царями нового года среди своего народа; но Церковь доныне празднует новолетие в первое сентября, которое в народе превратилось в бабье лето, сопровождаемое особыми забавами и увеселениями.

Обычай поздравления друг друга с новым годом появился у нас не ранее XVII века. До этого времени он составлял церковный и торжественный обряд для Царей, коих наши Святители поздравляли всенародно на Красной площади. Князь Курбский, любимец Иоанна IV и бежавший потом от его гнева в Польшу в середине XVI века осуждает обычай поздравления с новым годом, считая его противным христианину, и думает, что это поругание, а не оказывание чести: «Неистов тот, кто поздравляет человека, наилучшее создание Божье, с бездушным новым годом... Годы и времена, назначенные на служение человеку, суть бездушные. Как можно желать здоровья человеку, бесчувственными предметами? - Перекрестись, образумься, прокляни дьявола и впредь не поздравляй».

«С 1700 года введен у нас новый год. Петр I желая согласить с прочими европейскими народами начало года, отменил счисление от сотворения мира, и постановил указами 1699 года от 15-19 декабря ввести летоисчисление от Рождества Христова, год с 1-го января и писать гражданскими числами. Повелевалось новый год начать повсюду торжественным молебном, с колокольным звоном, пушечною и ружейною пальбою, и чтобы все, с наступлением праздника, поздравляли друг друга; в Москве же готовились встретить его с особыми обрядами.

Накануне нового года улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начались во всех церквях всенощная, а поутру обедни, после которых отправлялось молебное пение, при колокольном звоне с испрашиванием благословения Божьего на новоначавшийся год. В то время, бывшее в Москве войско, выступало строем из разных частей города и шло с распущенными знаменами, барабанным боем и воинскою музыкой в Кремль.

Государь, расставив войско на Ивановской площади, отправился со всем двором и вельможами, одетыми в великолепные одежды, в Успенский собор, для слушания Божественной литургии, которую отправлял рязанский Метрополит Стефан, со всем духовенством; по окончании службы он говорил проповедь, доказывая ею необходимость такой перемены. После проповеди, святитель Стефан со всеми архиереями и многочисленным духовенством, совершал благодарственный молебен с коленопреклонением.

При возглашении Монарху и всему Царскому дому многолетия, начался колокольный звон во всей Москве, пушечная пальба и троекратный беглый огонь от расставленных полков. Государь поздравлял всех с новым годом, и сам от народа принимал поздравления. Потом он угостил пышным столом первенствующее духовенство и всех знатных русских и иностранных особ. Последние находились за столом со своими женами и дочерьми; во время обеда играла музыка, сопровождаемая хором придворных и патриарших певчих.

Для народа были выставлены перед дворцом и триумфальными воротами разные кушанья и чаны с пивом и вином. Ввечеру улицы и дома были освещены разными огнями, а немного позже, перед дворцом и в разных частях города сожжены фейерверки и потешные огни, в сопровождении многочисленных пушечных выстрелов. Потом во дворце был великолепный бал и ужин, и сим заключалось торжественное введение нового года. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но после он и многие знатные стали роптать, не понимая: как Государь мог переменить течение солнца! В предположении, что Бог сотворил весь мир в сентябре месяце, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю.

В эпоху преобразования России Петром I личность народная сильно изменилась от влияния европейского образования, многие старые обычаи в городах вытеснялись новыми, иноземными, или запрещались Царскими указами.

К этому времени можно отнести начало повсеместного празднования в российских городах Елки. В России в сельской среде не засвидетельствован обычай рождественской елки. Этот обычай занесен к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов - березка. Поэтому обычай этот всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя елка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям.

Возжигание ее на рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом елки как дерева, хранящего летнюю зеленую окраску даже зимой, и следовательно, обладающей какой-то особой способностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась елка.

В Европе существовал с давних времен связанный с елкой обычай, одаривать детей какими-нибудь подарками перед Рождеством Христовым и на Новый год.

Какие же черты приобрело в России празднование Елки? Для празднования избирали преимущественно дерево елку, от коей детское празднество получило наименование. Елку обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после забав. Богатые празднуют с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную елку вышиною в 3 1/2 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ею были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами и разнообразными фруктами.

В десять часов вечера стали съезжаться дети, их привозили маменьки и взрослые сестрицы. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. Танцы начались детьми, а кончились сестричками. По окончании вечера, пустили детей срывать с елки, все то, что висело на ней.

Детям позволяется влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка эта стоила около 50000 рублей.

Нет семейного дома в Петербурге, где бы ни праздновали елки. Есть еще обычай, что дети в этот день и новый год, читают поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают непритворную любовь к ним, желают им наслаждаться здоровьем, долго жить и заключают тем, чтобы их одаривали. Елка доставляет детям веселое препровождение времени. Она первоначально появляется в Москве в середине XVII века, а оттуда перешла в Петербург в царствование Петра I.

Канун Нового года известен во всей России под именем Васильева вечера, в который провожают старый год с возможным весельем, чтобы новый год был счастливым.

Новый год или новое лето стали принадлежать к числу гражданских праздников. У многих вошло в обыкновение провожать старый год пирушками. Накануне нового и в самый новый год, одаривают детей незначительными подарками, слуг и бедных людей. Чиновники осыпаются монаршими милостями, повсюду радость и надежда на новое лучшее.

Несмотря на 40 лет борьбы старины с новизною не везде и не совсем истребились прежние суеверия язычества. Сам преобразователь иногда невольно обращался от чужеземных забав к русским потехам, давая простор русскому уму, в Святые вечера он с любимцами своими святочничал переряженый, славил Христа по домам и совершал другие старинные обряды.

Многие старинные новогодние обряды доживают до начала XX века. Когда Октябрьская Социалистическая революция, вместе с социальными преобразованиями, коренным образом меняет народное мировоззрение, меняется и отношение ко многим праздникам. Новый год сохранился как праздник, сохранился и обычай детского празднования Елки. Возможно, именно с этого времени в России Новый год считается самым веселым, долгожданным и радостным праздником.

С исторической же точки зрения, праздник Нового года дошел до нас в обезжизненном «элементарном» виде. Некогда он был единым великим действом, в котором торжественные шествия, ношения священных символов, трапезы, песни, игры, хороводы, гадания, магические действия были сплавлены в одну мистерию, в которой человек вместе с миром переживал его стихийный катаклизм, заканчивал один и начинал другой цикл жизни в природе.»

На Руси в X - XV веках начало Нового Года отсчтывали с 1 марта. В XV веке Новый Год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Указ гласил: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом , желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Издавна на Руси существовала традиция 1 января надевать все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодеваться.

Последний раз сентябрьский Новый год был отпразднован в 1698 году. Взойдя на престол, Пётр Великий изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на европейские народы. Начиная с 1700 года и по настоящее время, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не от дня сотворения мира. Но если бы древнерусский календарь до сих пор имел свою силу, то мы праздновали бы сейчас новый 7510 год.

На Руси в начале века выпекали на Новый год из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали что Новый год надо встречать в новом платье, обуви - тогда и весь год ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.

Италии Новый год начинается шестого января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую Фею Бефану. Она прилетает ночью на волшебной метле, открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек. Обидно, но ведь сам заслужил!

Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Надо быть осторожным, если хочешь, чтобы на голову тебе не свалился утюг или соломенный стул. А, как и подобает южанам, делают это темпераментно, с размахом: выбрасывают весь хлам из окон... Считается, что освободившееся место непременно займут новые вещи.

Для итальянцев также важно, кого они первым встретят в новом году. Если 1 января первым встречным, которого увидит итальянец, будет монах или священник - это плохо. Нежелательно также встретится с маленьким ребенком, а встретить симпатичного дедушку - это хорошо. А еще лучше, если он горбатый... Вот тогда новый год точно будет счастливым!

Баббо Натале - итальянский Дед Мороз.

В Древнем Египте Новый Год праздновался в середине осени во время разлива реки Нил. Разлив Нила был связан с плодородием земли. Только после разлива это величайшей реки безжизненная пустыня превращалась в цветущий сад. В канун Новый Года египтяне ставили статуи своих богов в лодку и пускали по течению. Лодка плавала по Нилу месяц, сопровождаемая пением, танцами и весельем жителей. Затем богов возвращали обратно в храмы.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. На время праздника царь покидал город. В его отсутствие народ гулял и веселился. Спустя несколько дней царь и его свита торжественно возвращались в город, а горожане возвращались к работе.

В Древнем Риме Новый Год праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (сейчас его называют юлианским). После этого первым днем Нового Года стали считать первый день января. Свое название январь получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое - вперед к Новому Году. В новогодний праздник римляне украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса. Празднования продолжались несколько дней. В это время рабы и их хозяева ели, пили и веселились вместе. Римляне преподносили подарки своему императору. Начинание было добровольным, но со временем стало обязательным. Императоры требовали богатых подношений к Новому Году.

В далеком прошлом персы на Новый Год дарили друг другу яйца. Это символизировало продолжение рода.

Кельты, жители Галлии, встречали Новый Год в конце октября. Традиционно кельты украшали свои дома омелой, чтобы изгнать призраков. Считалось, что именно в Новый Год духи умерших возвращаются на землю. Кельты унаследовали некоторые римские традиции, в том числе требование новогодних подношений от подданных. На Новый Год, обычно, дарили украшения и золото. В Новый Год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки.

А в Китае Новый Год придет в феврале. В Китае, стране земледельческой, празднованию Нового года придавали огромное значение. Новый год, который встречали на исходе зимнего периода, в преддверии весны и, главное, весеннего сева, возвещал о скором пробуждении жизненных сил природы. После свержения монархического строя в 1911 г., когда в Китае было введено европейское летосчисление, Новый год по традиционному лунному календарю получил название Праздник весны (Чуньцзе). Религиозной основой новогодних празднеств китайцев являлась магия плодородия, призванная обеспечить победу животворного тепла над смертоносным холодом.

Потом Новый год отпразднуют в Индии, там 22 марта наступит 1922 год. Немного позже, 13 апреля, новый год придет в Непал, он станет 2057-м. Мусульмане встретят свой 1420-й год летом, 21 июня. Евреи отпразднуют новый 5761-й год 15 сентября. В Японии и Корее новый год наступит, как и в Европе, 1 января, но на календаре будет совсем другое летоисчисление. Финнами празднование Нового года 1 января было принято в XVI веке. До этого год начинался после Михайлова дня (21 ноября).

А может, не ограничивать себя первоянварским гуляньем, а праздновать Новый год и в феврале - с китайцами, и в марте - с индусами, и в апреле - с Непалом, и в июне - с мусульманами, и в сентябре - с евреями?

На дворе декабрь. Вокруг кипит подготовка к Новому году: витрины украшены наряженными елками, предусмотрительные люди уже озаботились покупкой подарков, хозяйки продумывают праздничное меню и маскарадные костюмы, уже раскуплены билеты на утренники в Домах культуры и вечеринки в ночных клубах.

…На дворе декабрь. Идет Рождественский пост – время, когда человеку предписано с особым вниманием относиться к себе – следить за чистотой своих мыслей, поступков, слов, настроений, чтобы в подобающем состоянии души приобщиться к великой радости Рождества Христова. Как говорил Н.В.Гоголь, очень важно, чтобы в великую минуту у человека в душе были великие чувства.

Так уж случилось в истории нашей страны, что празднование Нового года приходится на последнюю неделю Рождественского поста. Фейерверки, шампанское, обильный стол, танцы, песни, развлечения – и предрождественская собранность души, тихая молитва и умеренность в потреблении хлеба и зрелищ. Как разрешить это противоречие? Еще двадцать лет назад для подавляющего большинства наших соотечественников этой проблемы не было, а сейчас, когда идет процесс воцерковления общества, подобный вопрос нередко встает перед людьми и требует ответа.

О празднике Рождества Христова, о Новом годе мы беседуем с протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма Всех Святых, что в Красном Селе (г. Москва).

– О.Артемий, когда на Руси праздновался Новый год?

Святая Русь восприняла от Византии традицию праздновать Новый год 1-го марта, по церковному календарю. Это так называемый день Сотворения мира, когда мы воспоминаем сотворение из небытия неба и земли, и особенно — сотворение Адама, произведенного на свет Божий в шестой день.

При Иване III Новый год стал праздноваться 1-го сентября, по старому стилю. Он также имеет Библейское происхождение. В Ветхом Завете Сам Господь Бог, «положивый времена и лета во своей власти» (Деян, 1, 7), повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу (Левит., 23, 24-31). В Православной Церкви 1-е сентября именуется праздником начала нового Индикта — церковного годового круга богослужения.

– Как связаны Рождество и Новый год?

Говоря о Рождестве Христовом, обращу внимание читателей не столько на обрядовую сторону празднества, сколько на самую атмосферу этой ни с чем не сравнимой ночи и последующих за ней Святок. Воздух напоён тихой, таинственной радостью о Новорождённом Богомладенце. Сердца человеческие вкушают мир и отраду, лица светятся от улыбок… Благодать…

По церковному календарю, восьмой день после Христова Рождества — это день Обрезания по плоти Господа Иисуса Христа, день наречения Ему имени Иисус, о котором святому праведному Иосифу было возвещено Ангелом. Нетрудно увидеть духовные корни этого праздника, ибо сначала Церковь славит Новорожденного Спасителя, а затем чествует и Новый год. Это вполне логично, так как само летоисчисление наше ведется от Рождества Христова.

Старый Новый год можно было бы назвать именинами Господа Иисуса Христа, Которым единым надлежит нам спастись под небесами, по слову святого апостола Петра (ср: Деян, 4, 12)… В этот день должно с особенным благоговением и вниманием призывать Господа в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»…

1-е января, по новому стилю, дорого нам памятью преподобного Илии Муромца, почему иногда этот день называют «днём русского богатырства»… У нас, в Красном Селе, уже который год устраивается праздник на свежем воздухе для детей и взрослых, с проведением спортивных состязаний, горячим чаем с баранками для детей и глинтвейном для взрослых!..

– Что Вы можете сказать о несовпадении гражданского и церковного календарей, ведь именно из-за этого гражданский Новый год предшествует церковному Рождеству?

Введение в нашей стране нового календарного стиля явилось мерой по разрушению не только политических, экономических основ царской России, но и ее духовных устоев. Кажется, какое дело красным комиссарам до календарных проблем? Однако, одна из их первых реформ – переход на новый стиль, который, как известно, для богослужебного Устава и годового круга богослужений является «прокрустовым ложем», ибо вносит в богослужение многие несоответствия, нарушения, ломая стройную систему переходящих праздников. И если у католиков наблюдается хоть какая-то логика в праздновании сначала католического Рождества (25-го декабря), а потом Нового года, то достаточно непоследовательным представляется обычай прежде подымать бокал шампанского и поздравлять с Новым годом, а затем встречать Рождество Того, от Которого, собственно, и ведется нами летоисчисление.

– Как относится Церковь к празднованию Нового года?

Думаю, что вопрос празднования Нового года не самый серьезный и глубокий в наше трагическое время. Мы знаем, что из соображений икономии, то есть снисхождения к обществу, в целях его воцерковления, Священноначалие благословляет совершать новогодние молебствия в храмах (да и какой здравомыслящий священник сегодня будет идти на баррикады и ломать копья в этом отношении?).

Но когда нас спрашивают, мы отвечаем: по существу, светский (а лучше сказать, советский) Новый год вторгается в течение Рождественского поста, нарушая его мерность и мирность. Смотря правде в глаза, нужно назвать псевдоновогоднюю ночь «всешутейшей и всепьянейшей». Разгул страстей, неумеренные возлияния, ничем не обузданный разврат. Кто сейчас возьмется подсчитать число выбитых глаз, оторванных ушей, рук, ног (имею в виду петарды и прочие шумные игрища для детей и взрослых)? Врачи говорят, что новогодняя ночь по числу травм может поспорить лишь праздником 8-го марта.

О всяком деле мы приучены судить по его плодам. Из опыта исповеди как священник я знаю, что именно в эту ночь многие, теряя и совесть, и честь, и чувство долга, впадают в смертные грехи, о которых затем много и долго плачут. Считаю своим долгом предостеречь об этом студенчество, особенно романтически настроенных, но совсем не рассудительных девушек, которые, по своему легкомыслию и дурному на них влиянию, часто попадают в самые незавидные истории…

– Какое празднование Нового года Вы рассматриваете как приемлемое?

Если бы меня спросили как пастыря: можно ли нарушать пост ради новогодней вечеринки, я ответил бы, что я не Римский Папа, чтобы дать положительный ответ. Для знатоков и ревнителей Устава отмечу, что в этом году первое января падает на субботу, когда по Уставу дозволено вкушение рыбы, постного масла и виноградного вина. Со второго января начинаются дни предпразднования Рождества Христова — вкушение рыбы исключается. 31 декабря падает на пятницу, когда рыбу не вкушают, но если служба носит праздничный характер, дозволено вкушение елея и вина.

Сегодня люди разучились праздновать семейные праздники. Все отдано на откуп телевидению, которое настолько опошлило нравы и огрубило вкусы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, как проведут эту ночь большинство из тех, кто не читает, к сожалению, ваш прекрасный журнал. Сидение за столом до 3-х – 4-х — 5-ти часов (кому сколько здоровье позволит), тяжелая голова, покрасневшие глаза, пресыщенное чрево – и все это на фоне современных пошловатых, брызжущих из телевизора шлягеров и попурри…

– О.Артемий, что бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии Нового года и Рождества?

Хотелось бы закончить наш разговор мудрой сентенцией Святых Отцов: «Что не в меру, то от лукавого». То, что служит к умножению любви, единомыслия, радости, да будет принято. То, что оборачивается душевным голодом, опустошением, телесным отягощением, явным вредом для здоровья, да будет отринуто.

Все мы читали в школе «Горе от ума» и, кажется, несколько несправедливо подвергали остракизму известное молчалинское изречение: «Умеренность и аккуратность». Между тем, эти слова сами по себе прекрасны. И, прощаясь с полюбившимися мне читателями, я хотел бы в качестве предрождественского поздравления напомнить слова замечательного подвижника XVIII столетия cвятителя Митрофана Воронежского, которого уважал и даже побаивался Петр Великий, введший празднование Нового года 1-го января, по церковному календарю:
«Мало яждь, воздержно пий — здрав будеши;
твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

Примите это в качестве благопожелания в грядущие праздничные дни Христова Рождества и Нового года!

Интервью с протоиереем Артемием Владимировым.

Рождество Христово считается одним из главных праздников христиан. Католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января по новому стилю. Несоответствие в дате празднования связано с системой летоисчисления по Григорианскому и Юлианскому календарю.

В Палестине 2000 лет тому назад был получен приказ из Рима - переписать всех жителей. Каждый к назначенному дню переписи должен был явиться в город, откуда начался его род. Поэтому Иосиф, посадив Марию на осла, отправился с ней в Вифлеем. Дорога была дальней, и они устали. А в городе, куда к этому времени уже собралось очень много людей, все дома были заняты. И Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи загоняли скот от непогоды. В это самое время, в 5508 году от сотворения мира, и настал час для рождения у Марии сына. Дева Мария, которую с этого времени стали называть Богородицей, родила младенца без мук и страданий, сама спеленала его и уложила в ясли - кормушку для овец. Так свершилось великое событие для человечества - рождение сына Божьего Иисуса Христа.

Первыми об этом узнали пастухи, которые получили известие от Ангела. И пастухи поспешили поклониться Богомладенцу. В это же время к младенцу отправились и волхвы (древние мудрецы, изучающие звезды). Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия родился. Волхвы, шедшие за чудесной звездой, которая указывала им путь, принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну, что имело символический смысл. Золото было принесено как Царю, ладан как Богу, а смирну - масло, которым в те далекие времена осуществляли обряд помазания умерших, как человеку, который должен будет умереть.

В это время Царь Ирод, который боялся того, что новоявленный Богомладенец будет потом претендовать на царский престол, ибо сам Царь не был иудеем, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Сын Божий. Было погублено 14 тысяч младенцев, которых и считают первыми мучениками, принявшими мучения за Иисуса Христа. Отсюда и пошло название Святок, которые длятся 12 дней с 7 по 18 января. Первая неделя называется святой, а вторая, в память об убиенных теми страшными вечерами, младенцах.

Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 веке Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному миру. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке, после принятия христианства. Рождество, как и многие другие праздники в то время, впитало в себя традиции и христианские и языческие.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный Рожественский пост, который начался в этом году 15 ноября по старому или 28 ноября по новому стилю. Заканчивается пост всегда 6 января Сочельником. По монастырскому Уставу в этот день полагалось вкушать обрядовое, ритуальное, постное блюдо сочиво - размоченные и разваренные зерна пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобы, горох и овощи. От этих блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды, символизировавшей собой Вифлеемскую звезду, которая некогда привела волхвов к колыбели младенца Христа.

Очень большое значение в рождественский сочельник у славян придавалось ужину, который должен был быть обязательно семейным. Стол в старину посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом, а вокруг - другие блюда, которых должно было быть ровно двенадцать (по числу апостолов). Кроме сочива на праздничном русском столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок или бараний бок с кашей, жаркое, окорок, буженина, домашняя колбаса, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги и медовые пряники, колядки, взвары и другие блюда, с учетом возможностей семьи.

В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение. Несмотря на церковное происхождение праздника, на Святки в России испокон веков было принято колядовать: рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить и петь песни. Когда колядующих приглашали зайти в дом, они говорили: «Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии!» По обычаю требовалось одарить пришедших гостинцами и угощениями. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок и общим пиром.

Слово Коляды имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дарующему плодородие и радость. До нас дошло великое множество праздничных песен-колядок. В их сюжетах отражается вся многовековая история этого праздника. В песнях-колядках пели о явлениях природы - солнце и месяце, желали друг другу богатого урожая и счастливых браков. Были колядки, рассказывающие о рождении Младенца Христа, о волхвах и об Ироде, а также славящие известных князей и народных героев... Но все они объединены одной целью: подарить хорошее настроение всем, напомнить им о великом празднике и вселить в каждого надежду на лучшее будущее.

В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца и начале нового солнечного года, о победе света над тьмой, а также с культом усопших предков. Именно в эту ночь, перед Рождеством, по народным поверьям, господствовали две силы: добра и зла. И каждый человек сам решал, которую из двух выбрать. Добрая сила зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а злая собирала на шабаш ведьм.

Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Святочные гадания разнообразны и многочисленны и передавались из рода в род. Святочные гадания проводились в разное время суток: одни - вечером, другие - в полночь, третьи - когда готовятся ко сну. Участницы гаданий снимали с себя нательные кресты, все обереги, распускали волосы, развязывали все завязки и узлы на одежде: все это должно было помочь общаться с духами умерших.

Когда гадали девушки, их, как правило, интересовало, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого. Сегодня святочные гадания чаще всего не воспринимается всерьез. Тем не менее, если девушка желала узнать свою судьбу по-настоящему, без обмана то она должна была решиться на общение с потусторонним миром, а такие встречи, как считалось, могли закончиться и смертью.

В день Сочельника было принято всем враждующим мириться. А в Рождественские дни наши предки старались особенно заботиться о немощных и нуждающихся. Например, царь Алексей Михайлович, накануне Рождества с раннего утра тайно ходил по тюрьмам и богадельням и раздавал щедрую милостыню.

Праздник Рождества Христова сливается со встречей Нового года. История празднования Нового года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, впервые этот обычай родился в Месопотамии в конце IV тысячелетия до нашей эры.

Древние народы праздновали Новый год в марте. И только в 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь утвердил начало каждого нового года на 1 января. С тех пор и по сей день, все европейские народы встречают Новый год 1 января. В России с введением Христианства летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году князь Иоанн Васильевич III утвердил - считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины и различные оброки. В 1698 году последний раз был отпразднован Новый год в сентябре. Петр I , взойдя на престол, изменил и летоисчисление, и способы празднования Нового года.

Начиная с 1700 года и по настоящее время на Руси, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не ото дня сотворения мира. Петр Великий издал указ о том, что Новый год отныне считать с 1 января, а не с 1 сентября и велел в дни празднования «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

В Европе есть примета - не ставить ель в доме раньше сочельника. Считалось, что елка со свечами и украшениями - символ духовного света и благодати Божьей. Кроме убранства ели, там принято украшать и сам дом новогодними композициям и электрическими гирляндами. Украшения оставляют до Крещения или Масленицы, а потом выбрасываются или сжигают, потому что оставлять украшения на следующий год считается дурной приметой.

Существует традиция, когда часы в Рождество пробьют двенадцать раз, то глава семьи должен открыть окно или дверь, чтобы впустить в дом Рождество. И пусть в Ваш дом вместе с этим светлым праздником войдут счастье и благополучие, доброта и милосердие, забота и любовь к ближнему, терпение и мудрость. И все это поможет нам всем вместе прожить грядущий год в более счастливом и добром мире! С Новым Годом Вас и Рождеством, дорогие наши читатели!

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

В России главный праздник - Новый год, а традиция празднования Рождества существенно пострадала в атеистическом Советском Союзе. Однако последние полтора десятка лет празднуем и Рождество. Русскому человеку праздника и веселья много не бывает!

Большой праздник 1-го января


Большинство стран пышно отмечают Рождество 25-го декабря. Но в России празднуют Новый Год 1-го января. Почему?

Для начала царь Пётр I приказал перенести праздник и календарное начало года с 1-го сентября на 1-вое января, чтобы всё было как на Западе. В 1897-м году начало нового года официально объявили праздником, а первый день официально стал выходным. В 2004-м году выходными объявлены дни по 5-тое января. Мы отдыхаем целых десять дней потому, что к ним добавляются суббота, воскресенье и Рождество.

Но все наши новогодние традиции, вроде ёлки и вкусного ужина, в большинстве стран присущи Рождеству. А мы больше любим Новый год. Виной тому реформа 1918-го года - большевикам не нравилась религиозная подоплека праздника. А 7-го января, а не в конце декабря, как в католических странах, потому, что власти приняли грегорианский календарь, а у церкви остался юлианский.

Богатый новогодний стол


В России принято встречать Новый год в кругу семьи или друзей. Близкие люди собираются вместе вечером 31-го декабря, чтобы проводить Старый год и встретить Новый. И собираются не просто так, а за накрытым столом, уставленным всевозможными праздничными блюдами.

Для начала обычно вспоминают, что было в уходящем году - хорошего или, наоборот, плохого. Рассказывают, что произошло в жизни важного и желают друг другу счастья. И разумеется, не забывают воздавать должное вкусностям и алкогольным напиткам, которых в большинстве семей и компаний принято закупать очень много.

Традиционные для русского новогоднего стола блюда - салаты «Оливье» и «сельдь под шубой». А самый «новогодний» фрукт - мандарины. Эти блюда стали обязательными ещё в советское время. Кроме того, обычно готовят ещё много затейливых трудоёмких блюд, некоторые из них можно попробовать не чаще раза в год.

Шампанское - самый новогодний напиток


Считается, что традиция пить шампанское на Новый год появилась в 1960-х годах - власти решили обеспечить каждую советскую семью минимум одной бутылкой Советского же шампанского на праздник. Традиция прижилась, и немудрено: цвет напитка, искрящиеся пузырьки в бокале, вылетающая из бутылки пробка - всё это отлично сочетается с бурлящей радостью праздника.

Бокал шампанского обязательно выпивают с боем курантов. Не забудьте загадать желание!

Новогодняя ёлка


Традиция украшать какое-либо дерево к особому, праздничному дню пришла из глубины веков. А украшать на Новый Год или Рождество именно ель - это уже христианская традиция. По легенде, святой монах Бонифаций пытался обратить в христианство друидов и читал проповедь о чудесах, в частности, пытался убедить язычников, что дуб - вовсе не священное дерево. Святой взял топор и срубил один дуб, а тот, падая, повалил все деревья на своём пути. Уцелела только ель, и Бонифаций нарёк её деревом Христа.

К нам традиция украшать ель пришла из католичества. Сначала на неё вешали плоды, потом добавились свечи, но для хрупких веток всё это было слишком тяжело, и на смену постепенно пришли стеклянные шары и гирлянды.

Теперь представить Новый Год без ёлки невозможно - она стала одним из важнейших символов праздника. Именно под ней дети находят подарки в первое утро наступившего года. Кстати, подарки - ещё одна важнейшая традиция. Если ещё не приготовили их для всех дорогих людей, то самое время начинать.

Пирожки с пожеланиями


Во многих семьях принято для новогоднего стола печь специальные пирожки с пожеланиями: в пирожок заворачивается кусочек бумаги в фольге, на котором написано приятное пожелание. Желать можно чего угодно - на помощь придёт фантазия.

Вместо пожелания бывает и сюрприз. Например, в один пирожок из большой партии кладут монетку, один пекут сильно солёным, и ещё один - очень сладким. Тот, кто вытянет под бой курантов пирожок с монеткой, в этом году станет богатым. Солёный пирожок символизирует трудности и испытания, сладкий - «сладкую» жизнь.

Кстати, это может быть не только пирожок. В некоторых семьях на Новый Год стряпают пельмени, среди которых «счастливец» вытянет переперченный пельмень. Того, кому такой достанется, в Новом Году ждёт удача.

Снежинки на окнах


Снежинки на окнах не встретишь за пределами России и других стран бывшего Советского Союза. Наши снежинки - особенные. Мы сами вырезаем их из бумаги, сами наклеиваем на окна, чтобы атмосфера в доме стала ещё более праздничной.

Кстати, можно делать снежинки даже с символами года - для наступающего 2015-го это коза или овца. В интернете легко найти трафареты.

Обращение Президента


Нельзя сказать, что новогоднее обращение к народу главы государства существует только в России - в других странах это тоже обычное дело. Тем не менее, в России к напутственной президентской речи относятся с особым вниманием. 31-го декабря в 23.55 по нескольким каналам глава страны обращается к гражданам с речью, где обычно подводит итоги года.

После Кремлёвские куранты отбивают 12 ударов, знаменующих начало нового года. Затем играет государственный гимн страны, а во всех домах и ресторанах люди поднимают бокалы с шампанским, «чокаются», поздравляют друг друга. Вот так и наступает Новый Год.

Дед Мороз и Снегурочка


Дед Мороз - главный персонаж Нового Года, добрый волшебный старик с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка.

Изначально Дед Мороз бы могучим языческим богом и олицетворением русских морозов. Он сковывал воду льдом, засыпал землю снегом, а также защищал от недругов - если на Русь нападали, то насылал страшные холода, совладать с которыми пришлые не могли.

Под влиянием христианства Дед «разозлился» и стал просто злым и взбалмошным духом. «Вернули» его опять-таки большевики в качестве символа праздника, и с 1930-х годов представить Новый Год без Дедушки Мороза уже нельзя. Кстати, у него есть официальная резиденция в Великом Устюге, собственная почта и день рождения 18-го ноября - по статистике, примерно тогда в Великом Устюге наступают самые сильные морозы.

Снегурочка сопровождает Деда Мороза с 1937-го года. Истоки её образа также лежат в языческой мифологии. Такая Снежная Девушка - эксклюзивный российский персонаж.

Старый Новый Год


И ещё одна особенность, присущая только России и странам СНГ - Старый Новый год. Этот забавный оксюморон и удивительная традиция появились из-за различий в юлианском и грегорианском календаре. Церковь продолжает пользоваться юлианским календарём, и новый год наступает «по старому стилю», так что выпадает на Рождественский пост.

А в России праздники любят. Так что после указа Петра I русские с радостью начали отмечать светский Новый год 1-го января, но и «церковный» праздник в январе не забыли, чтобы уж точно соблюсти все традиции. И прижилось - вот уже 300 лет мы отмечаем оба праздника.

Рождественские традиции

Рождественская всенощная служба


Православные христиане отмечают Рождество 7-го января, а 6-е число - это Сочельник (от слова «сочиво» - особая каша из пшеничных зёрен и сока семян). Сочельник - последний день Рождественского поста (который в России соблюдается редко, потому что его середина как раз приходится на Новый Год) и канун Рождества Христова.

В ночь с 6-го на 7-мое января во всех православных церквях России служат Всенощную службу. Начинается она вечером и длится примерно три часа. Потом служат литургию, и сразу после неё наступает Рождество. Люди поздравляют друг друга и идут домой - говеть. Утром 7-го января служат ещё одну литургию.

Рождественские гадания


В Рождественскую ночь у русских девушек принято гадать: языческая традиция сохранилась и до наших дней. Считается, что в эту особую ночь можно точно узнать свою судьбу и узнать, когда и за кого выйдешь замуж, какой будет жизнь и прочее. В некоторых источниках говорится, что гадать надо не в Рождество, а в Сочельник.

Гадания - занятие интересное, весёлое, но порой и жутковатое. Чего стоит одно только гадание с зеркалами на суженого! В рождественскую ночь надо сесть между двумя зеркалами, зажечь свечу и вглядываться в «коридор отражений», откуда должен прийти жених. В старину такое гадание считалось опасным - якобы из коридора может появиться нечто злое. Скажете, ерунда, совсем не страшно? А вы попробуйте. Гадающая должна находиться в доме одна, никаких подруг в соседней комнате. Молодым людям тоже можно так гадать на будущую жену.

Не стоит относиться к рождественским гаданиям серьёзно, конечно. Но это определённо отличный способ весело провести время и отметить Рождество, особенно для девушек: есть и коллективные гадания, обычно сопровождающиеся шутками и смехом.

Рождественский стол


В Рождество принято накрывать особый стол, который сильно отличается от новогоднего. В Сочельник нужно приготовить сочиво. Принимать пищу в этот день нельзя, пока на небе не появится первая звезда.

Также на Рождество пекут облатки - тонкие круглые ломтики пресного теста. Их кладут на чистое сено на середину стола. Облатка символизирует младенца Христа в яслях. Во время ужина следует преломить облатку с сотрапезниками и пожелать им всего самого доброго от всего сердца.

Сначала едят сочиво. Затем подают сытные закуски вроде салатов и сельди. Потом - суп и пирожки. А в конце трапезы на стол выставляют сладкие блюда - медовые пряники, маковые рулеты, орехи, кисели, печенье.

Важно отведать каждого блюда, хотя бы немного. И да - никакого алкоголя, мяса, молока или сметаны. Если же приходит гость, то его надо непременно пригласить за стол - в Рождество принято кормить всех. Некоторые также подкармливают птиц и бездомных животных.

Колядки - рождественские гулянья


Сейчас колядуют довольно редко, особенно в больших городах, но раньше это был весёлый и любимый всеми период, наступавший сразу после Рождества и длящийся до Крещения. Называется он Святки. В это время раньше наряжались в разные костюмы, устраивали на улицах весёлые игры, пели, водили хороводы и поздравляли всех с тем, что зима наконец-то пошла на убыль и дело идёт к весне.

Колядки были потехой, гуляниями. Люди катались с горок и устраивали обильные застолья. Впрочем, ничто нам не мешает вернуть традицию и веселиться от души в последние дни новогодних каникул.

Особые рождественские украшения


Рождественские украшения схожи с новогодними, но есть и отличия. Например, в Рождество расставляют по всему дому свечи, развешивают звёздочки и венки, украшают дом изображениями и фигурками ангелов. По сути, можно просто дополнить новогоднее убранство дома. Гирлянды лучше убрать - свечей будет достаточно.

Традиционно рождественскими цветами считаются красный и золотой. Чем их больше, тем праздничнее будет атмосфера.

Рождественский пост


Рождественский пост длится с 28-го ноября по 6-е января. В этот период следует воздержаться от обильной пищи, исключить из рациона мясо, молочные продукты и яйца. Правда, ввиду того, что пост приходится как раз на Новый Год, удержаться сложно.

Но если вы всё же хотите прикоснуться к этому таинству, имейте ввиду: пост - это не только воздержание от определённой пищи. Иоанн Златоуст говорил, что «истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Это правда. Праздники, в особенности Новый Год и Рождество - это возможность стать добрее, больше радоваться жизни и простить все старые обиды. Это возможность начать жизнь с новой страницы. В том и состоит самая главная традиция. Будьте добрее, и хороших вам праздников! С наступающим!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.