Военная одежда первой половины XVII века. Костюм мушкетера. Костюм мушкетера для мальчика своими руками – как? Простые выкройки костюмов мушкетера для мальчика своими руками

Когда молодой человек начинал карьеру во Французской армии 17 или 18 века он присоединялся к самой большой и современной военной машине Европы. По-другому и быть не могло, ведь Франция в то время была самой густонаселенной страной континента (20 млн. человек). Для сравнения в Австрийской империи проживало 8 млн.человек, в Испанской - 7 млн. человек, а в Британии 6 млн.человек.

Французская армия во времена Людовика XIII насчитывала 50,000 человек личного состава, включая гвардейцев. Людовик XIV увеличил численность войска до 125,000 человек (к 1667 году), и до 200,000 человек к 1677 году. Во время войн конца 17-го века численность французской армии достигала 450,000 человек. Королевские мушкетеры были составной часть армии и входили в состав maison militaire (гвардии) в maison de Roi (королевском имении).


Фактически - мушкетеры представляли собой малочисленную военную элиту страны. Во времена Людовика XIII гвардейские подразделения были поделены на Garde du dedans du Louvre (гвардейская часть, обеспечивающая охрану Лувра): Gardes du Corps, Cent-Suisses, Gardes de la Porte и охранные часть, выполнявшие функции дворцовых гвардейцев (они были вооружены алебардами) и на Garde du dehors du Louvre (гвардия за пределами Лувра).

В конце 1622 года армия Людовика XIII была направлена на подавление беспорядков в южной Франции. В ноябре или в начале декабря по пути в Авиньон король провел реформу гвардии. Новое элитное подразделение получило на вооружение мушкеты, а также нового командира - капитана Сьюр де Монталета. Для пополнения отряда, получившего название - Mousquetaires du Roi (Королевские мушкетеры) и состоящего из 100 человек было решено набрать добровольцев благородного происхождения (в основном выходцев из провинциальной аристократии). Отряд должен был уметь сражаться как в конном, так и в пешем строю. Все бойцы должны были уметь обращаться с мечами и мушкетами.

Отряд мушкетеров базировался в Париже, поблизости от Лувра - дома королевской семьи. Таким образом, свои непосредственные обязанности мушкетеры выполняли, когда король покидал свой дом. Людовик непрестанно заботился о своих любимцах. 3 октября 1634 года он провозгласил себя капитаном мушкетеров и занимал эту должность до тех пор, пока не передал ее графу Тревилю, который стал новым капитан-лейтенантом и командиром элитного подразделения. После смерти Ришелье и Людовика XIII (в начале 1646 года), мушкетеры остались без влиятельного покровителя. Вставший у руля страны кардинал Мазарини решил передать командование подразделением своему племяннику герцогу Неверу, но Тревиль отказался покидать должность. В результате мушкетеры были полностью расформированы. Это случилось 30 января 1646 года.

Королевские мушкетеры Людовика XIII оставили после себя столь яркий след славы, что их переформирование было делом времени. 10 января 1657 года Людовик XIV вновь сформировал элитный отряд из 100 человек и стал его формальным капитаном (фактическим командиром был капитан-лейтенант Филипп Манчини, герцог Невер). Как и раньше, мушкетеры служили в конном и пешем строю, а также одевались в синюю униформу с серебряным крестом. Новые мушкетеры должны были занять место устаревших жандармов и шэвалежоров, при этом численность подразделения увеличилась до 300 человек.


Людовик XIII в окружении Франции и Наварры.

В 1660 году Мазарини уступил свою персональную охрану королю, который включил новых бойцов в состав мушкетерского подразделения. В 1663 году мушкетеры предприняли поход в Лотарингию, а в конце 1664 года был сформирован второй полк мушкетеров, командиром которых стал король. Первый полк мушкетеров отныне назывался серым (по цвету мушкетерских лошадей), тогда как второй полк получил наименование «черного». Конечно же, 2-ой полк не был столь ярким, как первый, ибо за ним не тянулся длинный шлейф славы. Однако его бойцы обладали всеми привилегиями своих старших товарищей.

В 1680 году произошло забавный случай - внук Людовика XIV - герцог Бургундский - решил стать мушкетером. Между полками завязалась серьезная борьба за влиятельного новичка, ибо успех в противостоянии мог подарить полку серьезное политическое преимущество. В целях предотвращения внутренней борьбы король принял «соломоново решение» и герцог Бургундский начал служить в обоих полках попеременно, что позволило избежать столкновений между братьями по оружию.

Каждый мушкетерский полк насчитывал 300 человек, но в 1668 году численность мушкетеров в отряде уменьшилась до 250 человек. Полк мушкетеров находился под командованием капитан-лейтенанта, которому подчинялись суб-лейтенант, бригадиры и 15 суа-бригадиров (кавалерийский эквивалент пехотного сержанта), энсин (с флагом), шесть барабанщиков, четыре хатбуа (флейтисты нового образцы), комиссионер (снабженец), капеллан, фурье (квартермейстер сержант), хирург, фармацевт, кузнец, шорник и три казначея. Когда численность отряда вновь увеличилась до 280 человек, полк был разделен на 6 взводов. В 1693 году в каждом полку появились дополнительные суб-лейтенант, энсин и корнет. На протяжении царствования Людовика XV мушкетерские полки прошли через серию дополнительных реформ. К 1774 году каждая мушкетерская рота насчитывала 176 человек личного состава, плюс 7 офицеров, 10 marechaux des logis, 4 бригадиров, 18 суа-бригадиров, 4 хатбуа, 6 барабанщиков, 10 кандидатов в офицеры и капеллана. Как можно заметить, мушкетерский полк был равен по численности типовому кавалерийскому полку мирного времени.

До 1682 года полки мушкетеров квартировались в Париже и лишь потом переехали в Версаль. Во время ежедневной заутрени мушкетеры подходили к королю, дабы получить новые приказы и задания. Та же самая процедура повторялась вечером, когда король отходил ко сну. Частенько мушкетерская служба сводилась к банальной охране короля, но, временами, монарх отдавал секретные или тайные распоряжения. Когда король находился в Версале, мушкетеры охраняли вход в его покои. Когда король путешествовал на карете, 4 мушкетера всегда двигались вперед конной процессии.

Что касается музыки, то в промежутке с 1622 по 1642 год в полку служили трубач и барабанщик. В 1657 году в составе новых мушкетеров вновь появился трубач, но уже в 1663 году ему на смену пришли 5 барабанщиков и флейтист. В 1665 году три хатбуа были добавлены в оба полка, позже их стало 4, тогда как флейтист был замещен шестым барабанщиком. При этом в составе полков никогда не было конных барабанщиков (kettledrummer), частенько появляющихся на книжных рисунках и изображениях.

В военное время численность полка составляла несколько сотен человек, вследствие чего, провинциальные дворяне, ставшие мушкетерами, имели отличные шансы получить повышения и награды. Когда начиналась война, мушкетерская канцелярия оказывалась завалена письмами и рекомендациями со стороны молодых претендентов, которые могли отслужить в полку добровольцами и позже стать полноценными мушкетерами (естественно, платили таким героям лишь за участие в боевых действиях). Десять человек из числа добровольцев позже могли присоединиться к полку в качестве кандидатов в офицеры.

Для того, чтобы стать офицером в мушкетерском полку, претенденту требовалось выложить кругленькую сумму денег. Так, например, в 1672 году звание корнета мушкетеров обходилось в 100,000 фунтов. Со временем цены могли измениться. Например, Жозеф Де Монтескью, граф Д’Артаньян (дальний родственник известного героя Дюма) получил мушкетерский плащ всего за 40000 фунтов. Однако, когда Жозеф решил стать капитан-лейтенантом, взамен 80-ти летнего маркиза де Мопертье, ему пришлось выложить 150,000 фунтов. В том же году была попытка обуздать инфляцию, зафиксировав получение звания корнета на уровне 60,000 фунтов. Однако на протяжении 1720 года место в мушкетерском полку серьезно колебалось в цене от 40,000 до 150,000 фунтов. При этом некоторые должности вообще нельзя было купить. Начиная 1716 года, семья Монбоссье держала за собой место капитан-лейтенантов второго полка. Должность переходила от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. Из всего вышесказанного становится понятно, что многие должности нельзя было купить на жалование мушкетеров, а значит, претенденты на должности должны были иметь высокий доход за пределами службы.


Людовик XIII и кардинал Ришелье смотрят на позиции французской армии в горах Пас-де-Сюз. 6 марта 1629 года.

ВЕРБОВКА

Во время правления Людовика XIII, Людовика XIV и Людовика XV мушкетеры рекрутировались, в основном, из сельской местности. Это и неудивительно, поскольку 85% французского населения проживала за пределами городов. Многие мушкетеры имели в деревенской местности старое шато или особняк, в котором некогда проживали их предки. Больших доходов подобные поместья не приносили, вследствие чего потомки мелких дворян имели на выбор две возможные карьеры - духовную или армейскую.

Если вы помните роман Дюма «Три мушкетера», то вероятно, можете мысленно восстановить сцену, где молодой гасконец покидает отчий дом, дабы стать мушкетерским кадетом. Объективная реальность была намного мрачнее, мушкетеры-кадеты, не являлись наследниками своих отцов и не могли унаследовать имение. Фактически, джентльменом становился лишь старший сын, которому по наследству передавалось поместье и имущество отца. Менее удачливые братья отправлялись в армию или в презренный (по мнению французских аристократов) флот.

В царствование Людовика XIV и Людовика XV кандидатом в королевские мушкетеры мог стать молодой человек, способный держать оружие и которому исполнилось, хотя бы, 16 лет. Возрастной ценз, конечно же, мог быть понижен. В качестве примера можно привести историю Луиса Балтазара Де Жирардо, который стал мушкетером в 1750 году в возрасте 10 лет. В среднем, возраст начинающих мушкетеров находился в районе 17 лет, что было несколько ниже, чем в других частях гвардии (это было связано еще и с тем, что отряды королевских мушкетеров частично брали на себе обязанности военной академии). Мушкетер скромного происхождения долгие годы прослуживший в полку, мог просить короля о дворянстве. Шансы на успешное получение дворянства повышались, если предки просящего сами были мушкетерами и долгие годы находились на королевской службе.

Вопреки распространенному убеждению, будущие мушкетеры не обязаны были иметь «четверть дворянской крови». Это требование было обязательным для полков Gardes Du Corps и шевалежеров. Фактически, мушкетером мог стать любой отпрыск разночинцев способный вести «благородный образ жизни». Сам Людовик XIV считал, что мушкетером может стать человек, семья которого способна поддерживать его непроизводительный и тяжелый образ жизни. Кроме того, мушкетерами часто становились дети мушкетеров и сыновья офицеров, принятых в Орден Святого Людовика (который был создан в 1683 году).

Рекомендательные письма были важны для всякого будущего мушкетера. Этот момент хорошо показан в книге Дюма. Д’Артаньян приезжат в Париж, имея при себе рекомендательное письмо, написанное отцом и адресованное Де Тревилю. Имели значение и семейные связи. Потенциальный рекрут имел большие шансы на успех, если при нем было аттестационное письмо, написанное родственником или другом, имеющим вес в глазах гвардейского или мушкетерского начальства. Отец герцога Сен-Симона сделал в точности то, что сделал отец Д’Артаньян для своего сына. Он написал рекомендательное письмо своему другу капитан-лейтенанту Маупетриусу (1-ый мушкетерский полк), в котором просил принять в ряды мушкетеров своего сына. Очень часто в рамках одного полка служили сразу несколько родственников. Так, например, Жорж Монерон де ля Бусье - бригадир 1 полка, помог поступить на службу пяти своим племянникам. Бригадир 2-го полка Рене-Клод де Жирардо, сир де Ланей, обеспечил места 7 своим сыновьям и 4 внукам. Кроме того, одна из его дочерей была жената на мушкетере, вследствие чего семью Жирардо можно уверенно считать самой мушкетерской семьей за всю историю Франции. Как следствие, образ мушкетера как героя одиночки рассыпается под тяжестью неопровержимых фактов. Истина такова - многие мушкетеры служили в окружении ближайших родственников.


Смотр гвардейцев кардинала. 1620-ые годы.

ПОДГОТОВКА К СРАЖЕНИЯМ

Насмотревшись фильмов и начитавшись книг, люди начинают думать, что мушкетеры были отменно образованными 20-30 летними мужчинами, отличными фехтовальщиками, специалистами по верховой езде, имевшими обходительные манеры и всю жизнь прослужившими в одном и том же полку. Однако, как я уже писал выше, в полк изначально поступали не взрослые, а подростки, которым не было и 20 лет. Кадеты могли немного читать и писать, знали начальную математику и что-то смыслили в географии, истории и науке. Молодежь, имевшая репетиторов, могла обучиться фехтованию или конной езде до поступления на службу.

Большую часть времени мушкетеры проводили в изнурительных тренировках, необходимых для проведения эффектных парадов. Тренироваться приходилось, как в пешем строю (с мечом и мушкетом), так и в седле (с мечом). На тренировки мушкетер должен был приходить всегда в своем лучшем платье, так как за упражнениями мог наблюдать король. Людовик XIV проверял своих подопечных, как минимум, раз в год. При этом многие тренировки проводились во внешнем дворе Лувра. Мушкетеры знали, что Людовик XIV отлично разбирается в шагистике, и были в ужасе от одной лишь мысли о том, что что-то может пойти не так.

И действительно, иногда во время тренировок случались конфузы. В своих мемуарах политик Мирабо вспоминал, что его дед (когда был подростком-мушкетером) однажды оказался на упражнениях, за которыми наблюдал король. У деда Мирабо были очень тугие башмаки. Не долго думая, мушкетер подрезал их и только потом сообразил, что черные сапоги контрастируют с красными чулками. Для решения этой проблемы, юный талант решил замазать чулки чернилами, но ткань стала не черной, а фиолетовой. Когда на упражнения прибыл король, молодой человек поставил ноги таким образом, чтобы скрыть пятно. Это движение попалось Людовику XIV на глаза. Остановившись рядом с мушкетером, король заметил: «Твоя стойка - неправильна, мушкетер». Когда мушкетер сменил позу, король увидел пятно и рассмеялся. Для деда Мирабо этот случай завершился счастливо. Молодой человек продолжал служить и, в конце-концов, стал генералом.

Что касается принципов обучения, то герцог Сен-Симон (бывший мушкетером во времена правления Людовика XIV), считал, что бесконечные тренировки унижают достоинство аристократов, потому что их заставляют заниматься шагистикой точно также, как регулярных солдат и гренадеров. В действительности бесконечные упражнения были частью учебного плана, который позволял за короткое время превратить зеленых бойцов в умелых и дисциплинированных солдат.

Сыновья офицеров, традиционно становившиеся кадетами, обучались основам походной жизни в военных лагерях и походах. В 1622 году в полках начали внедряться первые «элементы» военной школы, но лишь во время возрождения мушкетеров, примитивная «школа» превратилась в более-менее приличную «военную академию». В рамках академии работали профессора, которые преподавали королевским гвардейцам искусства, науку и литературу. При этом считалось, что все означенные выше предметы необходимы мушкетеру, который хочет получить удачную военную карьеру. После двух лет подобной учебы молодой мушкетер мог приобрести капитанский чин в обычном линейном пехотном полку. Если же у семьи оказывались достаточные финансовые ресурсы, то молодой человек мог приобрести офицерский чин в более престижном мушкетерском полку.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ

Образ жизни королевских мушкетеров фактически был образом жизни, свойственным молодым джентльменам. У каждого мушкетера был хотя бы один слуга, который прибыл с господином из провинции и помогал ему в большинстве начинаний, а также ухаживал за лошадью.

В 17-ом веке королевские мушкетеры снимали комнаты в домах или тавернах, расположенных поблизости от дворца. Их лошади располагались в ближайших конюшнях. Людовик XIV изменил эту ситуацию и построил для своих любимчиков два отеля (казармы) с конюшнями. Первый из них предназначался для мушкетеров первого полка и располагался на улице Дю Бак в округе Сен-Жермен. Отель состоял из трех элегантных зданий, внутри которых был расположен открытый двор. Отель второго полка был построен в 1708 году на улице Шарентон в пригороде Сен-Антуана. Этот отель включал в себя четыре здания (340 комнат с очагами). Таким образом, каждый мушкетер, вместе со своими слугами, жил в хорошо отапливаемом помещении. Внутри отеля также располагался открытый двор - отличное место для тренировок, парадов и конных упражнений. Стоит отметить, что мушкетеры должны были проводить ночи внутри отелей, спать за пределами казарм можно было, получив предварительное разрешение от капитан-лейтенанта. Отряд из четырех мушкетеров находился под наблюдением бригадира или су-бригадира. Забота о лошадях осуществлялась мушкетерами по очереди. Подобный подход был действительно важен, ибо мушкетеры должны были быть хорошими всадниками, и они должны были понимать манеру поведения лошадей, как в бою, так и в мирное время.

После того, как король в 1682 году перебрался в Версаль, мушкетеры также сменили место жительства и поселились в Отеле Лимож, который располагался на улице Скео, возле дворцовых ворот. Возле отеля располагалась отменная арена для лошадей. Кроме того, мушкетерам было позволено посещать королевские сады в свободное от службы время.

Во время войны мушкетеры жили в домах местных жителей, которые, по идее, должны были иметь два спальных места (для мушкетера и его слуги), а также конюшню, в которой могли поместиться две лошади. Подобное вселение могло привести к конфликту, поскольку мушкетер рассчитывал на большой дом, тогда как принимающая семья не желала ни чем делиться с незнакомцем. Теоретически хозяева дома боялись со стороны мушкетеров бесчинств и краж. Однако частенько ситуация развивалась прямо противоположным образом. Например в 1730 году отряд мушкетеров остановился в Намюре. Маркиз де Шифревилль, энсин 2-ой роты заявил, что вдова Ле Рой не позволяла ему использовать кухню, обеденную комнату и кабинет, тогда как лошадям внутри конюшни было неудобно стоять из-за разбросанных повсюду бочек. Другой офицер - виконт Канильяк заметил, что его хозяин отказался давать комнату слуге несмотря на то, что в доме было полным-полно свободных комнат. Бывало и так, что хозяева отказывали постояльцам в комнатах с каминами или уменьшали число свободных кроватей.

ИНСПЕКЦИЯ КОРОЛЕВСКИХ РЕКРУТОВ, 1625-30

Молодой дворянин, ставший мушкетером, кардинально менял свой образ жизни. После поступления в полк он учился фехтовать, стрелять из мушкета, управляться с лошадью при помощи умелых учителей, имевших непосредственный опыт боевых действий. Мушкетеры должны были быть подвижным и сильными, ум и смекалка требовались им, чтобы преуспеть, как на службе, так и во время боевого столкновения с реальным врагом. При этом многие мушкетеры были не более чем тинейджерами 17-ти летнего возраста.

На изображении можно увидеть новобранца мушкетерского полка, в руках которого находится фитильный мушкет. Его синий плащ скрывает хранилище для пуль и пороха. Обратите внимание, что мушкет применялся в основном для стрельбы на дистанции, тогда как в ближнем бою мушкетеры использовали мечи. На заднем плане видны опытные мушкетеры, которые являются наставниками новобранца. Пройдет немного времени и представленный на рисунке молодой человек столкнется с многочисленными опасностями реальной жизни, которые закалят его дух и характер в лучших мушкетерских традициях.

УНИФОРМА КОРОЛЕВСКИХ МУШКЕТЕРОВ, 1657-64

Когда полк королевских мушкетеров был восстановлен (январь 1657), его бойцы вновь надели на свои плечи синие плащи с белыми крестами, подражая первому мушкетерскому призыву. На изображении можно увидеть мушкетера в боевом обмундировании. Именно в таком виде мушкетеры сражались во время битвы в Дюнах (или битва при Дюнкерке в 1658 году) именно так они выглядели во время ареста суперинтенданта финансов Николя Фуке (французский олигарх и политический деятель в 1661 году, был арестован Д’Артаньяном как организатор заговора, направленного против короля).

Фактически во времена мушкетеров настоящей униформы не было, но некое единство стиля достигалось при помощи единства декоративных элементов и элементов одежды. Для мушкетера это значило, что он должен был носить синий плащ, в центре которого располагалось красное лучистое солнце, поверх которого был вышит белый крест. К сожалению точного описания этого элемента у нас нет, а разные источники по разному описывают мушкетерский символ. Так, например, в некоторых рукописях говорится о том, что солнечный диск был не красный, а золотой. В других случаях утверждается, что красное солнце все же было, но его носили лишь бойцы самых старых и заслуженных рот. Окантовка плаща была сделана из серебряной нити. Остальную одежду мушкетеры покупали самостоятельно и за свой счет.

«Мушкетерский меч» обычно был рапирой с латунным эфесом и широким длинным лезвием. В добавок к этому мушкетер был вооружен кремневым мушкетом и двумя пистолетами, которые большую часть времени находились в притороченных к седлу кобурах.

(с) Илья Садчиков
По материалам Rene Chartrand. Osprey - Warrior 168 - French Musketeers 1622-1775

Колет - это специфически военная одежда, и поэтому она обязательна на актерах в сценах боя, например в «Сирано де Бержераке», но совершенно исключена в сценах светских бесед или балов.

Шпага вставлялась в перевязь, перекинутую через левое плечо, и находилась справа за спиной поверх камзола.

Офицеры поверх колета повязывали длинные широкие шарфы из тафты, цвета которых соответствовали любимым цветам их дам. Шарф из тафты нередко отделывался кружевами, что составляло главное украшение костюма.

Штаны доходили до ботфорта сапога, отделывались кружевом, лентами и бантами. Раструбы ботфортов также могли быть украшены кружевами и бантами. Большая пряжка на сапоге поддерживала шпору.

Особое внимание мужчина уделял плащу - его цвету, подкладке и манере носить. Пока в моде были (в начале века) короткие испанские плащи, некто Баланьи учредил новую моду: он спустил плащ с правого плеча, вместо того чтобы надевать его на оба, как это было принято (см. рис. 99а). В начале века можно было плащи драпировать, обертывая их во-круг тела в самом живописном беспорядке. К 30-м годамXVII века в моду вошел более длинный солдатский плащ, выкроенный «полусолнцем», со стоячим воротником, застегивающимся у горла на пуговицу. В воротник вставляли куски тонкой кожи, поэтому концы его задорно торчали (рис. 100).

Плотный плащ, укрепленный на фигуре, на сцене живет и движется вместе с актером, подчеркивает его движения, красиво развеваясь при быстрых поворотах. Поэтому репетировать надо обязательно в плаще, чтобы научиться им владеть и управлять им в движении. Плащи с рукавами, расшитые шнурами (брандебуры), и венгерки, отороченные мехом, создавали большое разнообразие костюма (см. рис. 99б).

Это обстоятельство хочется подчеркнуть, тем более что в массовых сценах «Мушкетеров», где особенно много на сцене мужчин, разнообразие может быть достигнуто не только цветом костюма, вариациями его простежки и декоративной отделки (шнуры, ленты, галуны), бантов и шарфов, но разницей в надевании плащей, разнообразием верхней одежды, покроя штанов. Мушкетеры (личная гвардия королей Людовика XIII и Людовика XIV) в знак отличия носили поверх всего казак - накидку из двух половин, не сшитых по бокам, цвета которой подбирались в масть лошадям, серым и черным (рис. 101). Мушкетеры так и назывались: серые и черные. Сверху мог быть надет плащ-брандебур со шнурами, плащ без рукавов с отложным воротником, о котором упоминалось выше.

Дополняла костюм широкополая войлочная шляпа, украшенная страусовыми перьями, лентами, идущими вокруг тульи, и кружевом. Шляпы носили, заломив поля или сдвинув набок. Снимать их в помещении нужно было только в присутствии короля.

Отличительной особенностью этого костюма мушкетера является наличие специальной накидки, шляпы и шпаги. Сделать их своими руками не составит труда даже самой неопытной швее .

Костюм мушкетера для мальчика своими руками: накидка

Для того, что бы сшить накидку вам потребуются следующие материалы: ткань двух цветов (лучше, если это будет атлас), кружево или широкая атласная лента. Ширина атласной ленты должна быть не меньше 4 см., а длина не меньше 5 метров, так как потребуется небольшой отрезок на шляпу. По цветовой гамме материал должен быть синим или голубым, и сочетаться в этом диапазоне оттенков. Так, например, плащ будет синего цвета, а крест на нем и штаны голубого. При этом окантовка и воротник лучше сделать из ткани белого или светло-голубого цвета.

Крест здесь является украшением – символом ордена мушкетеров, его можно сделать из белой ткани. Еще одним красивым сочетанием цветов может быть темно-синяя накидка, белый крест, белый воротник и белая ажурная окантовка по краю всей накидки.

Этап 1

Снимите мерки с вашего мальчика. Для шитья вам необходимо узнать следующие значения: высота изделия (расстояние от плеча до самой нижней точки накидки), окружность ворота и длина руки. Так как у накидки не будет обозначено плечо, то мерка длина руки здесь будет расстояние от ворота до локтя или середины предплечья.

Этап 2

Разложите на плоской поверхности кусок ткани синего или голубого цвета для кроя накидки. Перенесите на нее размеры и отчертите контур выкройки.

Для выбора предлагается два варианта накидки с крестом и один вариант накидки-плаща.

Вариант 1:

Вариант 2:

Вариант 3:

Третий вариант, при желании, можно свободно сочетать со вторым вариантом. Это будет удобная композиция, так как на втором варианте накидки не предусмотрено рукавов.

Этап 3

Вырежьте из ткани ту форму накидки, которую выбрали для шитья своего костюма. Отдельно из белой ткани или более светлого тона, чем сама накидка вырезается воротник и крест.

Этап 4

На этом этапе пришивается окантовка накидки, которая будет выполнена либо из светлого кружева, либо из атласной ленты.

Если ваш выбор пал на кружево, тогда подверните и прострочите срезанный край по периметру всей детали. Так как ткань атласная, подворот лучше сделать двойной.

Если вы хорошо владеете навыками шитья, то можете одновременно подворачивать ткань и подкладывать кружево. А если сомневаетесь в своих способностях, тогда сначала подверните и прострочите ткань, а вторым швом поверх первого пристрочите кружево. При этом тот край кружева, который пристрачивается к ткани, прячется за ткань, а не наоборот.

Если в качестве окантовки используется атласная лента, то край ткани подворачивать не обязательно. Лента просто огибает срезанный край с двух сторон и пристрачивается по всему периметру накидки.

Этап 5

Так же, как и обшивалась накидка, обшейте и воротник. Прострочите воротник к горловине накидки. Для этого выверните накидку и положите на ровную поверхность лицевой стороной вниз. Сверху положите деталь воротника так же лицевой стороной вниз. Совместите вырез горловины воротника и накидки и прострочите его по всей окружности, отступив от края не больше 1 см.

Выверните накидку на лицевую сторону и через горловину выньте воротник на передний план. Расправьте его и проутюжьте так, чтобы не осталось заломов на ткани.

Этап 6

По центру передней стороны накидки пришивается крест. Для этого подверните края креста и наметайте его вручную. Посмотрите, ровно ли располагается крест, а только потом пристрачивайте его на швейной машинке, отступив от края меньше 0,5 см.

Перед тем, как начать наметывать, для пышности украшения по всему периметру креста между тканями можно проложить кружево. Оно будет делать изображение объемнее. А если заложить кружево равномерными складочками и прострочить, то это будет пик мастерства и очень красиво.

Костюм мушкетера для мальчика своими руками: брюки

Для этого костюма подойдут как брюки, так и бриджи. Назовем все одним словом «штаны», а их длину вы для своего костюма подберете сами. Они могут быть как коричневого или черного, так и голубого цвета.

Для шитья потребуется не только ткань, но и широкая резинка.

Этап 1

Для начала снимите мерки с ребенка. Необходимо узнать длину штанов (расстояние от пояса до нижней точки штанов), обхват бедер и обхват ноги.

Этап 2

Перенесите размеры на ткань и начертите выкройку. Самый простой вариант отлично подойдет для бриджей.

Можно предложить вот такую выкройку средней сложности.

Этап 3

Вырежьте и сшейте детали между собой. Вставьте резинку в пояс. При желании резинку можно вставить в обе штанины выше срезанного края и тогда у вас получится пышный низ штанов, либо по самому краю, в этом варианте к низу они будут сужаться, как показано на картинке ниже.

Костюм мушкетера для мальчика своими руками: шляпа

Для темно-синей накидки с голубым крестом на груди можно сделать как темно-синюю шляпу, так и голубую в сочетании с цветом креста. Так же цвет шляпы может быть в одной цветовой гамме с черными или коричневыми штанами.

Шляпу можно сделать из картона, а после обклеить замшевой или атласной тканью.

Этап 1

Вырежьте из картона детали: поля, тулья или высота и дно шляпы. Ширина тульи 10-15 см. плюс 4 см для подгиба.

Этап 2

Подогните тулью по 2 см. сверху и снизу и обмажьте подвернутые края клеем. Сделайте надрезы на длинной стороне от срезанного края до подворота. Соедините противоположные узкие края тульи и скрутите в окружность или трубку и закрепите их при помощи клея или степлера. Нужно, что бы она оставалась в таком положении и не разворачивалась.

Этап 3

Приклейте к тулье дно шляпы и поля. Дождитесь, пока клей высохнет.

Этап 4

На этом этапе шляпу можно декорировать тканью, поясом и пером.

Вырежьте из ткани точно такие же детали, из которых собиралась картонная шляпа. Только деталей из ткани должно быть больше, так как желательно обклеивать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону шляпы. Обмажьте картонную конструкцию клеем и обклейте тканью.

Дождитесь полного высыхания клея.

Этап 5

По внешнему краю полей проложите окантовку в виде полоски из атласной ленты. Сложите ленту пополам по всей длине и приклейте с загибом на нижнюю и на верхнюю сторону полей шляпы.

Низ тульи обмотайте широкой атласной лентой. Подсуньте под нее и приклейте перо. Лучше, если перо будет натуральным пышным, но его так же можно сделать из бумаги.

Вырежьте на белом листе бумаги форму пера и по всей длине сделайте частые надрезы от края к центру. Можно проделать то же самое с двумя или тремя листами бумаги, а после склеить их по центру по всей длине. В таком варианте перо получится в два-три раза пышнее, чем, если бы оно было только из одного слоя бумаги.

Костюм мушкетера для мальчика своими руками: шпага

Для того, что бы сделать шпагу вам потребуется картон, ножницы, маркер и фольга.

Этап 1

Вырежьте из картона гарду, рукоять и лезвие. Для лезвия картон вырезается в форме вытянутого прямоугольника. Для ручки картон вырезается в форме маленького прямоугольника 6?15 см.

Этап 2

Скрутите в трубку деталь для лезвия. Деталь, вырезанная для рукояти, огибает трубку из картона в форме лезвия с нижнего широкого края. Все это вставляется в отверстие гарды.

Этап 3

Сделайте на гарде маркером рисунок в виде узоров.

Для большей реалистичности, при желании можете обмотать лезвие шпаги фольгой. Так оно будет больше похоже на металлическое изделие. Даже, если оставить лезвие в не обмотанном варианте, то шпага все равно уже будет похожа на шпагу.

Времена короля Людовика XIII и кардинала Ришелье, которые сегодня для нас являются скорее временами «Трех мушкетеров», были довольно сложными для Франции. Совсем недавно закончились религиозные войны, подрывавшие и экономику, и демографию страны; Франция еще не полностью оправилась от понесенных потерь, и была вынуждена рационально использовать свои ресурсы. Именно поэтому еще король Генрих IV, отец будущего Людовика XIII, издал множество эдиктов и ордонансов, накладывающих ограничения на предметы роскоши, чтобы деньги, добытые кровавым потом народа, не тратились вельможами бездумно на «баловство».

В частности, указами Генриха запрещалось носить одежду из златотканых и сребротканых материй, украшать ее вышивками, шнуром, золотой нитью, одеваться в бархат, атлас или тафту с золотым шитьем. Правда, как это обычно бывает, запреты вызвали прямо противоположную реакцию: они только способствовали развитию контрабанды и играли на руку иностранным производителям. Потому пришедший к власти после гибели отца Людовик XIII повел дело иначе: своими эдиктами он запретил использование кружев и безделушек только заграничного производства, чтобы поощрять развитие отечественной индустрии роскоши. В результате во Франции стало развиваться свое производство богатых тканей: так, в Лионе ткали шелк, в Санлисе изготовляли кружева, в Руане - тонкие ткани.

Короли Франции: Генрих IV и его сын Людовик XIII


Главным предназначением одежды тогда считалась защита от холода, а ее лучшим качеством - удобство. Сам Людовик вполне разделял эти взгляды и одевался просто и неброско. Тем не менее, одежда дворянства значительно отличалась от одежды простого люда, ведь именно она была наиболее ярким и точным указателем социальной принадлежности ее владельца.
Крестьяне, как правило, носили одежду темных цветов - дешевую и немаркую (так как одежду обновляли редко); обувались крестьяне обычно в деревянные сабо или обувь из грубой кожи на деревянной подошве. Мужчины облачались в сорочки, штаны до колен, чулки и башмаки, дополняя этот наряд при выходе из дома курткой и шляпой; женщины носили корсажи и юбки с передниками (реже - платья), покрывая голову чепцом. Дети чаще всего донашивали одежду, доставшуюся им от взрослых. Мальчиков лет до пяти-шести наряжали в платьица, как девочек, а по достижении этого возраста они начинали одеваться, как взрослые мужчины. В разных районах детали одежды несколько различались, поэтому по костюму можно было довольно точно определить провинцию, откуда был родом его владелец.

Французские крестьяне


Костюм горожан-ремесленников не слишком отличался от крестьянского; буржуа тоже не гнались за модой, предпочитая практичную одежду темных расцветок из недорогого материала - сукна, шерсти, льна. Выходя на улицу, надевали накидку с капюшоном - chaperon. К началу XVII века она уже вышла из моды у знати, а у простонародья была довольно популярна. Именно такую накидку красного цвета сшила одна деревенская бабушка своей обожаемой внучке, но в переводе она стала называться «красной шапочкой» (Le Petit Chaperon Rouge).

Chaperon - накидка с капюшоном, весьма популярная у простонародья


Удобство было главным лозунгом и придворной моды во времена Людовика XIII, но оно дополнялось еще одним понятием: «элегантность». При этом король ввел в моду своего рода «стиль милитари», поскольку, по его мнению, настоящий мужчина прежде всего должен быть воином. Между прочим, в XVII веке в Европе еще не было единой военной формы: солдаты отличались от простонародья только кирасой; одевались же они в разномастные куртки и штаны, подобные крестьянским. Первые мундиры в некоторых полках начали появляться в период Тридцатилетней войны (1618—1648); их вводили в целях укрепления дисциплины и этот процесс растянулся на десятилетия. Так, при Людовике XIII лишь королевские мушкетеры должны были носить одинаковые голубые плащи с серебряным крестом, а гвардейцы кардинала - красные (причем одежда под плащом уже не регламентировалась и могла быть самой разнообразной). Короткий мушкетерский плащ отличался еще и тем, что его можно было превращать в одежду с длинными рукавами при помощи многочисленных застежек (до 150 пуговиц и петель).

Королевские мушкетеры стали первой воинской частью, получившей единую форму - голубые плащи


Мужской дворянский костюм периода «Трех мушкетеров» состоял из сорочки, на которую надевался камзол или колет, штанов (завязывавшихся шнурками), чулок, сапог или туфель; завершали наряд обязательная шляпа, накидка или плащ. В повседневной одежде преобладало сочетание желтого и коричневого цветов, более нарядным было сочетание синего и красного. Белый цвет был прерогативой короля; протестанты же с ног до головы одевались в черное.
Основными видами мужской верхней одежды являлись камзол и колет. Камзол первой половины 17 века шился из тканей и имел специфическую форму: талия его была сильно укорочена и обычно обозначалась рядом нашитых бантов. Полы камзола сзади были короткими, а спереди удлиненными в виде мыса. Рукава широкие, с разрезами во всю длину, через которые виднелась цветная подкладка и проглядывалась сорочка. Рукава были всегда немного укороченными и украшались великолепными кружевными манжетами; кроме того, камзол обычно украшался большим кружевным воротником.
Колет же представлял собой мужскую короткую приталенную куртку без рукавов, обычно из светлой кожи; у военных часто - из толстой промасленной бычьей или буйволиной кожи, неплохо защищавшей от ударов шпаг. В кожаных колетах зачастую делали прорези и отверстия - и для украшения и для посадки по фигуре. В середине 17-го столетия колеты имели высокую талию и длинные полы. Колет не стеснял движения, сверху застегивался на несколько пуговиц, спускался до пояса, где его полы расходились. Ворот был прямым, с отложным воротником или брыжами с неравными складками.

Дамы и кавалеры времен Людовика XIII. Придворный одет в камзол, военный - в колет


Плащ носили поверх камзола или колета, к зимним плащам пришивался капюшон. Панталоны спускались ниже колен, уходя в сапоги; парадные штаны были просторнее и короче, открывая красные чулки. Зимой надевали несколько пар шелковых чулок, одни поверх других, - для тепла.
Сапоги были высокие, на каблуке, с отворотами и накладками в области подъема в виде кожаных язычков или перемычек; шпоры зачастую не снимали даже во дворце. Раструбы парадных сапог были отделаны изнутри кружевами, они раскрывались, подобно вазам. Людовик XIII предпочитал сапоги с голенищами, облегающими ногу (он изображен в таких на парадном портрете). Наверняка они были удобнее для верховой езды, но как-то раз король во время охоты свалился с коня в реку, намокшие кожаные сапоги было невозможно снять, пришлось разрезать голенища ножом. На бал полагалось являться в туфлях с пряжками, бантами или розетками (те, кто мог себе это позволить, украшали их бриллиантами). Передвигаясь по парижским улицам, не отличавшимся чистотой, поверх туфель надевали грубые кожаные башмаки без задника на деревянной подошве - прообраз калош. Дома ходили в шлепанцах.

Людовик XIII и его фаворит де Люинь.
Людовик XIII ввел в моду «стиль милитари» и выглядел скромно, так как экономил на украшениях своей одежды. Чего не скажешь о его придворных, щеголявших в самых дорогих костюмах


Шляпы - мягкие и широкополые или с небольшими полями, но с высокой тульей - непременно украшали пышными страусиными перьями, которые нужно было уметь правильно завивать. Элегантным аксессуаром являлась широкая расшитая перевязь через плечо, на которой на бедре подвешивалась шпага. Мужчины носили длинные волосы, спадавшие до плеч, усы и бородку - «эспаньолку» или «каденетку» (последняя была названа в честь брата первого королевского фаворита де Люиня - Кадене, герцога де Шона, славившегося своей элегантностью).
Под конец царствования «кавалерственный» наряд вошел в моду и у придворных дам: например, темно-синяя атласная юбка колоколом и красный корсаж с накрахмаленным отложным воротником и с рукавами, доходящими до локтя и отороченными пышными кружевами; желтая кружевная косынка заколота на груди драгоценной брошью; на голове широкополая синяя шляпа с красным пером.
Обычный наряд аристократок состоял из нижнего платья «котт» (лиф или корсаж и юбка) и верхнего, распашного платья «роб» со шлейфом, застегивавшегося на петлицы и пуговицы и открывавшего весь перед нижнего платья. Поверх всего этого надевали накидку или плащ. Корсаж был натянут на костяной корсет (в дешевых корсетах использовались тонкие ивовые прутики). Идеалом фигуры были тонкая талия, крутые бедра и покатые плечи, подчеркиваемые пышными рукавами. Юбка должна была сочетаться с корсажем: быть из той же материи, того же цвета и рисунка. Воронкообразный металлический каркас «вертюгаден» (буквально: хранитель добродетели) остался в прошлом веке, теперь пышность нижней части платья придавали многочисленные накрахмаленные юбки.

Дворянские дети одевались так же, как взрослые, да и взрослели рано (женились уже в 14 лет). На данной картине девочка изображена в классическом женском наряде эпохи Людовика XIII - хорошо видны и «роб», и «котт»


«Роб» был с укороченными рукавами и завышенной линией талии, он должен был контрастировать по цвету с «коттом» и был, как правило, черным или другого темного цвета. Рукава часто перевязывали лентами и снабжали кружевными манжетами. Фасон «роба» варьировался в зависимости от случая, по которому его надевали: для дома, для верховой езды, для поездки в карете, для официальных церемоний, для бала, для мессы… Зимой его подбивали мехом.
Форма воротника со временем менялась: Мария Медичи предпочитала высокие стоячие воротники («воротник Медичи», названный так в честь ее двоюродной бабки Екатерины), в начале века носили также брыжи, в 1630-е годы - широкие отложные воротники, заимствованные из Голландии, накрахмаленные и отороченные кружевами, на смену которым пришли косынки из легких прозрачных тканей.

Два портрета королевы Франции Анны Австрийской показывают, как менялась форма воротника


Чересчур откровенное декольте не поощрялось: целомудренный Людовик XIII этого не любил. Однажды, во время банкета с участием короля, напротив него уселась молодая бойкая барышня в платье с открытыми плечами и грудью. Людовик старался не смотреть в ее сторону, надвинул шляпу глубоко на лоб, но под конец не выдержал и, в последний раз отхлебнув вина из кубка, плюнул ей прямо в декольте. В другой раз одна дама просила капитана гвардейцев пропустить ее к королю; тот уже было согласился, но, заметив, что у дамы чересчур открытое платье, сказал: «Сударыня, прикройтесь или уйдите. Королю это не понравится».

Подобные декольте смущали целомудренность короля и могли «выйти боком» даме…


Туфли должны были гармонировать по цвету с шелковыми чулками - чаще всего красными, голубыми или светло-зелеными. Женскую обувь шили из цветной кожи, парчи, бархата, атласа, украшали бантами, пряжками и розетками. Остроносые туфли имели высокий изогнутый каблук или покоились на высокой платформе: такой фасон предпочитала Анна Австрийская, которая была небольшого роста.
Дамские шляпы только начинали входить в моду. Волосы расчесывали на прямой пробор, завивали локонами и распускали по плечам или подбирали «шапочкой», дамы не первой молодости носили кружевные чепцы с украшениями.
Карманы не были предусмотрены; кошельки (небольшие мешочки, стягиваемые вверху шнурком) и мужчины, и женщины носили на шнурке на поясе; дамы прикрепляли к поясу так же небольшие зеркальца в дорогой оправе.
Повседневная одежда мужчин шилась из сукна и холста; король, привыкший на всем экономить в собственном быту, особенно в военное время, когда денег не хватало, не раз пенял своему фавориту Сен-Мару за то, что тот в будний день ходит в парчовом колете с огромным воротником из тонких кружев, и расшитых золотом штанах. Но щеголеватый «господин Главный» (так называли Сен-Мара по его должности главного распорядителя королевского гардероба) никогда не изменял себе: даже приговоренный к смерти, он отправился на эшафот в красивом костюме коричневого сукна с золотыми кружевами в два пальца шириной и в черной шляпе с фазаньим пером. Справедливости ради надо сказать, что и кардинал ни в чем себе не отказывал; как лицо духовное, он носил шелковую пурпурную сутану, а как главный министр - атласный костюм, сапоги и шляпу с перьями; особый вид вышивки, которой украшали края его воротников и манжет, получил название «вышивки Ришелье». Наряды придворных дам в основном шили из атласа, бархата, тафты и узорчатого шелка, нижние рубашки были из хлопка, холста или бумазеи, панталоны - из камчатного полотна.

Еще два модника и политических противника той эпохи: герцог Гастон Орлеанский - брат Людовика XIII, и кардинал герцог Ришелье


Мужчины не обременяли себя нижним бельем; ложась спать, они надевали длинную ночную сорочку и ночной колпак: в спальнях было нежарко, особенно зимой, а волосы, особенно редеющие, плохо хранят тепло. Утонченная маркиза де Рамбуйе находила, что нет ничего смешнее, чем мужчина в постели; ее дочь также не жалела едких слов, чтобы высмеять ночной колпак. В результате влюбленный в нее герцог де Монтозье спал без колпака, несмотря на уговоры жены его надеть. Выходя вечером из спальни (например, чтобы направиться в спальню жены), мужчина набрасывал сверху стеганый халат и надевал войлочные туфли. Женщины спали в чепцах.
Быть элегантной значило не быть, как все, но при этом выказывать хороший вкус. Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, использовали многочисленные аксессуары: маски и полумаски (Мария Медичи носила их почти постоянно), мушки самых разнообразных форм, кружевные носовые платки с золотой нитью, складные веера, кружевные воротники, наколки из гипюра, перчатки, пояса с золотой бахромой, белый или цветной передник с кружевами, рюшами или вышивкой. Одежду украшали лентами, галуном, шнуром, позументом из золотых и серебряных нитей; наконец, рисунок ткани представлял собой самые причудливые орнаменты из завитков, розеток, плодов, листьев, корон, ваз, корзин и т. д.
Украшения делали в основном из жемчуга и бриллиантов. Они ценились дорого, и даже самые знатные дамы не брезговали при случае блеснуть драгоценностями «с чужого плеча». После казни Леоноры Галигаи, бывшей фаворитки Марии Медичи и вдовы временщика Кончино Кончини, Людовик передал все ее бриллианты, жемчуга и другие украшения Анне Австрийской. Когда младший брат короля Гастон женился на мадемуазель де Монпансье, невеста пошла к алтарю в жемчугах, одолженных обеими королевами. Впоследствии Анна Австрийская «дала поносить» свои жемчужные украшения Марии де Гонзаг во время ее бракосочетания с польским королем.
Вот как описывал «Меркюр франсе» церемонию крещения дофина и двух его сестер в Фонтенбло 14 сентября 1606 года: «Погода стояла ясная, но плащи, шапочки, пуговицы и шпаги принцев и вельмож, украшенные драгоценными камнями, затмевали сияние дня: одна только гарда шпаги герцога д"Эпернона стоила более тридцати тысяч экю, уборы принцесс и придворных дам были великолепны… но в особенности платье королевы, усыпанное тридцатью двумя тысячами жемчужин и тремя тысячами бриллиантов».
Мария Медичи обожала драгоценности и никогда не расставалась со своими шкатулками: даже во время ночного побега из Блуа в 1619 году она держала их в руках (и одну потеряла, ее потом подобрала горничная). Мужчины не отставали от женщин. Например, герцог де Шеврез, состоявший в дальнем родстве со Стюартами, а потому представлявший английского короля на его заочном бракосочетании с Генриеттой-Марией, младшей сестрой Людовика XIII, явился на эту церемонию в черном костюме с полосами из бриллиантов и с подвесками, блистающими драгоценными камнями. На Генриетте-Марии было платье из серебряной и золотой парчи с вышитыми жемчугом лилиями. На церемонию венчания (11 мая 1625 года) герцог де Шеврез пришел в костюме из черного полотна, с перевязью, усыпанной бриллиантами, и в черной бархатной шапочке с бриллиантовой пряжкой.

Самыми популярными украшениями дам этой эпохи были жемчуг и бриллианты


Но ни один французский вельможа не мог сравниться по богатству украшений с герцогом Бекингемом, явившимся во Францию, чтобы сопровождать в Лондон супругу английского короля. В первый раз он предстал перед Людовиком, королевой-матерью и Ришелье в бархатном колете, расшитом бриллиантами, и в берете с белыми перьями, которые были прикреплены солитерами стоимостью в пятьсот тысяч ливров каждый. На одном из балов Бекингем поразил весь двор своей невероятной щедростью: он появился в роскошном костюме, к которому на тонких ниточках были пришиты крупные жемчужины. Задетые жесткими юбками дам, жемчужины неизменно отрывались, и когда сконфуженные красавицы бросались их подбирать, чтобы вернуть владельцу, герцог останавливал их жестом: «Полно, мадам, оставьте себе на память!»
Раз уж мы заговорили о Бекингеме, нельзя не упомянуть о знаменитой истории с алмазными подвесками Анны Австрийской, подаренными герцогу Бекингему, а потом с большим трудом возвращенными во Францию. Она известна исключительно из мемуаров герцога де Ларошфуко, который в царствование Людовика XIII был принцем Марсильяком и поклонником королевы. Никакими другими источниками она не подтверждается, но Александра Дюма подобное никогда не смущало.
Что же, собственно говоря, представляло собой это украшение, которое могли носить как женщины, так и мужчины? В Средние века края одежды соединялись шнурками и застежками; частично этот обычай сохранился и в рассматриваемую нами эпоху. Подвески - это наконечники шнурков, изготовлявшиеся из золота и серебра и покрывавшиеся эмалью. Часто их украшали мелкими жемчужинами или драгоценными камнями. В зависимости от того, завязывали шнурки бантом или продевали в дырочки, подвески были тройными, двойными или одинарными. Наибольшее распространение получила форма веретена.
Когда герцог приехал в Париж в 1625 году, он уже был влюблен во французскую королеву. Людовик плохо себя чувствовал и на балах не бывал; герцог же напропалую ухаживал за его супругой, и, похоже, ей это не было неприятно. Анна пренебрегла советом остаться в Париже вместе с мужем и поехала провожать золовку в дальний путь. Возможно, после одного из балов в Амьене в честь Генриетты-Марии, отплывающей в Англию, Анна Австрийская и передала Бекингему через герцогиню де Шеврез скромное украшение - голубой бант с алмазными подвесками, который был на ее груди во время первого приема, оказанного герцогу в Париже. Эти подвески ранее принадлежали Леоноре Галигаи. Для Бекингема они были ценны тем, что лента, которую они украшали, в куртуазной традиции считалась залогом любви.

Модник и транжира герцог Бекингем; Люси Перси, графиня Карлайл - прообраз Миледи в знаменитой книге Дюма


В Лондоне на одном из балов леди Карлайл (супруга английского посла во Франции, которую Ришелье сумел завербовать себе в агенты, и бывшая любовница Бекингема; она послужила прообразом Миледи) заметила на рукаве герцога голубой бант с алмазными подвесками, незаметно срезала два из них и послала Ришелье. Обнаружив пропажу, Бекингем велел закрыть все порты страны, немедленно приказал изготовить «дубликат» и отправил обратно Анне. Неизвестно, получил ли кардинал посылку от леди Карлайл. Во всяком случае, он никому о ней не рассказал.
Тем не менее Людовик, которому донесли о непростительных вольностях Бекингема в Амьене, запретил герцогу въезд во Францию, что побудило того поддержать мятежных гугенотов из Ла-Рошели. В каюте флагманского корабля, на котором он плыл к французским берегам, была устроена часовня: Бекингем молился, глядя на миниатюрный портрет Анны Австрийской, перед которым теплилась лампада…
По признанию самой королевы, заявлявшей, что она всю жизнь хранила верность своему супругу, герцог Бекингем был единственным мужчиной, способным пробудить ее любовь. Однако у королевы было множество поклонников, и в их число входил герцог Анри де Монморанси. Когда он, невольно втянутый в очередной заговор Гастоном Орлеанским, был тяжело ранен и пленен под Кастельнодари, при нем нашли бриллиантовый браслет, в который был вделан миниатюрный портрет Анны Австрийской. Злые языки говорили, что именно это обстоятельство склонило Людовика XIII в пользу смертного приговора герцогу, за которого заступались все, кто его знал.
Знатоки драгоценных камней приобретали не только алмазы. Коллекции рубинов кардинала Ришелье и Марии Медичи в свое время славились на всю Европу. Рубин - камень жизни; считалось, что он служит защитой от дьявола и от чумы; слабому здоровьем кардиналу он подходил по всем статьям, поэтому Ришелье не расставался с перстнем, в который был вделан этот самоцвет. Между прочим, полагают, что рубин вызывает у своих владельцев влечение к великому: судите сами, насколько это соответствует истине. Самоцветы поступали в Европу с Востока, из Индии и Бенгалии, но и во Франции, в Кантале, было месторождение сапфиров, от которого теперь осталось одно воспоминание. Белый природный жемчуг безупречной формы, символ чистоты, ценился даже выше, чем драгоценные камни; самые красивые жемчужины добывали на юге Индии и на побережье Персидского залива.
Украшения всегда использовались как залоги и доказательства любви, но ведь не каждое заигрывание и ухаживание - настоящее и сильное чувство. То же и с ювелирными изделиями: в то время как большинство из них были изготовлены из драгоценных камней и металлов, существовали и фальшивые драгоценности. Большим спросом пользовались качественные имитации из стекла, которыми (порой намеренно) украшали траурные королевские наряды. Из них делали также украшения для детей.
Венецианцы умели изготовлять не только «стразы», но и искусственный жемчуг. Рецепт его создания известен с 1300 года: для этой цели использовали стеклянный порошок, смешанный с альбумином (яичный белок) и слизью улитки. В 1630-е годы для украшения одежды использовалось огромное количество жемчуга. Жакен де Пари изобрел метод изготовления фальшивок: полые, для крепости заполненные воском стеклянные шарики он покрывал лаком, смешанным с переливчатой рыбьей чешуей. Благодаря этому методу Париж более чем на двести лет стал главным центром изготовления фальшивого жемчуга.
Самым важным украшением в XVII веке были серьги. Женщина носила серьги вне зависимости от того, как была одета. Днем в уши вставляли жемчужные серьги, к вечеру приберегали бриллианты. На рукава или юбки прикрепляли небольшие брошки. Высоко ценились жемчужные ожерелья, розетки, браслеты, диадемы: на многих портретах знатные дамы изображены с жемчужным колье на шее и с жемчужными же серьгами.
Модным и элегантным аксессуаром были также часы, которые тогда уже научились делать миниатюрными; правда, они были еще неточными, да и минутная стрелка в часах появилась только при Людовике XIII. Женщины носили часы на поясе, на шнурке или цепочке, вместе с ключиком; мужчины - в особом кармашке. Большим любителем часов был брат короля Гастон Орлеанский, он составил себе целую коллекцию. Рассказывают, что однажды, во время церемонии его пробуждения, когда в покои принца набилось множество придворных, он вдруг хватился своих любимых золотых часов с боем, которые неизвестно куда исчезли. Один из его фаворитов предложил запереть двери и всех обыскать, но принц, напротив, велел всем выйти, и поскорее, пока часы своим боем не выдали похитителя и не поставили его в неловкое положение. С 1630 года часы стали украшать росписью по эмали, используя стекловидные краски; для увеличения поверхности под роспись форму часов изменили с овальной на круглую и выпуклую.

в начале 17 века модным и элегантным аксессуаром стали карманные часы


В первой половине XVII века французский двор был царством блондинок; тон задавали Анна Австрийская, ее подруга герцогиня де Шеврез и фрейлина Мария де Отфор. Разумеется, что и в лице приветствовалась благородная бледность. Природную удавалось сохранить не всегда из-за обильного питания: пряная пища вызывала покраснение кожи, на лице выступали красные прожилки и т. д. Приходилось пользоваться косметикой, которую некоторые знатные дамы, особенно посетительницы утонченного салона маркизы де Рамбуйе, зачастую делали сами, сообразуясь со своими представлениями о химии: в дело шли природные компоненты белого цвета. Дамы обтирались водой, выпаренной из лилий, кувшинок, цветков фасоли, а также соком виноградной лозы, лимонным соком, дистиллированным на водной бане, выпаренным овечьим жиром; белились тальком и оксидом свинца (что оздоровлению кожи не способствовало и вызывало цепную реакцию: белила - прыщи - двойной слой белил). Наконец, во время прогулок носили маску из тонкой ткани, закрывавшую все лицо; чтобы она не взлетала от ветерка, ее удерживали за пуговицу зубами. Это мешало разговору, зато предупреждало нежелательный загар…

По книге: Глаголева Е.В., Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII

Одним из любимейших карнавальных нарядов с давних времён является костюм мушкетера. Наверное, огромное спасибо за это следует сказать Александру Дюма, так прославившего четвёрку отважных и находчивых парней. Возможно, дело и не только в этом. Но тем не менее костюм мушкетера обязательно кого-то да украсит на карнавале.

Шляпа - главный атрибут наряда

Костюм мушкетера состоит из плаща, накидки и высоких сапог. Важной составляющей наряда является оружие: шпага и мушкет.

Подготавливая шляпу как главный атрибут наряда, следует отнестись к процессу достаточно серьёзно. Можно воспользоваться имеющимся в доме головным убором. Но важно уяснить, что шляпа должна иметь широкие поля и быть украшена пером. Можно использовать яркую ленту с пряжкой - некоторое франтовство было свойственно мушкетерам.

Можно сделать головной убор из картона, склеив детали и покрасив его. Перо также делается своими руками из бумаги. Вырезав контур, нужно сделать частые надрезы по его краям. Распушив руками их, можно добиться эффекта натурального пера.

Костюм мушкетера для женщины

Очень сексуально выглядит представительница прекрасной половины человечества в таком наряде. Шляпу в этом случае можно украсить кружевами или вуалью. Обязательно потребуются высокие сапоги-ботфорты.

Плащ-накидка может быть использован в качестве основного одеяния. Тёмные колготки или лосины подчеркнут стройность женских ножек. Хотя вполне допустимы и колготы телесного цвета.

Можно и вовсе не использовать плащ в том случае, если изготавливается женский костюм мушкетера. Фото, представленные здесь, показывают, что имитируют накидку широкие рукава короткого платья. Также стоит отметить, что наряд может быть как чёрным, так и красным или синим. А вот эмблему мушкетеров нашить или накрасить на грудь необходимо.

Малыш-мушкетер - это креативно

Сотворить эффектный карнавальный наряд для малыша можно достаточно быстро. Костюм мушкетера для мальчика может сшить даже начинающая портниха. Выкройка накидки-плаща строится простым способом.

Прямоугольник по ширине должен быть чуть больше, чем плечи ребёнка. Вторая сторона его обычно равна удвоенной длине изделия в том случае, если планируется изготовить плащ без плечевых швов. По середине прямоугольника делается отверстие для головы. Края изделия обшивают кружевом, на груди и спине нашивается эмблема контрастного светлого цвета.

Можно сделать накидку сшивную. Тогда каждая половина кроится отдельно прямоугольниками с вырезами горловины. Плечи рекомендуется слегка скосить.

Можно под плащ подготовить рубаху с широкими пышными рукавами на резинке у запястья. Также иногда используют вариант этого вида одеяния, изготовленного из ткани накидки. Шьют его с широкими свободными рукавами, отделанными тем же кружевом.

Кружевные воротники, жабо - атрибуты тех лет, которыми не брезговали мушкетеры. Недаром же синонимом названия являются слова «пижон» и «франт».

Нарисованные или наклеенные усики дополнят наряд. А меч или саблю вполне можно найти в игрушках мальчика. Да и мушкет тоже частенько берётся из этих же закромов.

Сапоги для мушкетера

Если решено сделать костюм мушкетера своими руками, то следует позаботиться и о сапогах. К сожалению, для мужчин, юношей и мальчиков сегодня довольно трудно подыскать высокие ботфорты. Тогда можно использовать накладную «халяву» - верхнюю часть сапог. Её делают из кожи, кожзаменителя, картона, бумаги, ткани. Обычно она делается в форме усечённого конуса с широким раструбом, направленным вниз. Украшения из металлических деталей на обуви будут уместны. Это и заклёпки, и цепочки, и блестящие пуговицы.

Дополнительные атрибуты наряда мушкетера

Иногда костюмеры не ограничиваются только сапогами, шляпой, накидкой и оружием. Чтобы изготовить роскошный и интересный костюм мушкетера своими руками, нужно приложить фантазию.

Поэтому иной костюмер считает, что длинноволосый парик с тугими локонами, ниспадающими на плечи, будет просто необходим в данном наряде. Если же костюмер хорошо знает историю про знакомство трёх мушкетеров с Шарлем Ожье де Бац де Кастельмором, графом д’Артаньяном из Гасконии, то он наверняка снабдит своего персонажа роскошным кружевным платочком. Ведь именно из-за него и завязалась дуэль, которая стала кульминационным моментом знакомства неразлучных и верных в будущем друзей.

Подойдут для костюма мушкетера и специальные нарукавники, которые изготавливаются подобно «халяве» ботфортов. Они тоже имеют вид усечённых конусов, только надеваются на запястья. Можно на руки персонажам надеть кожаные перчатки с отрезанными пальцами.

Эмблема на накидку

Вообще-то, чаще всего для украшения плаща пользуются вариантом аппликации в виде креста с тремя отрогами на каждом конце. Но иногда костюмеры нашивают на накидку эмблему с крылатым львом или крестом с тремя верхними круглыми концами и одним ромбовидным внизу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.