Кто такой магеллан и что он открыл. Фернан Магеллан: история кругосветного путешествия.

(порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando de Magallanes, англ. Ferdinand Magellan) (1480-1521) - португальский мореплаватель, вошедший в историю, как человек, впервые совершивший путешествие вокруг Земли, а также, как первый европеец, переплывший из Атлантического океана — в Тихий. Он открыл пролив (574 км), соединяющий Тихий и Атлантический океаны, который впоследствии был именован в его честь. Fernão de Magalhães , исп. Fernando (Hernando) de Magallanes

Фернан Магеллан родился в Португалии, в городке Понти-да-Барка. Выходец некогда знатного, но со временем оскудевшего провинциального дворянского рода, Магеллан состоял пажом на службе при королевском дворе. В 1505 г. он был отправлен в Восточную Африку, где на протяжении 8 лет нес службу на флоте. Сражался в непрекращающихся столкновениях в Индии, был дважды ранен, после чего отозван на родину.

В Лиссабоне Магеллан работает над разработкой проекта, который впоследствии становится основным делом его жизни, - плавание к родине пряностей - Молуккским островам. Он решает добраться до островов западным путем, однако король отвергает его план. Не получив на родине ни материальной поддержки, ни признания, оскорбленный многолетними притеснениями и несправедливостью, в 1918 г. Магеллан перебирается в Испанию. В Севилье он выгодно женится и приобретает благосклонность молодого короля Карла I (впоследствии ставшего Карлом V - императором Римской империи), который согласился назначить Магеллана главнокомандующим флотилией, которая должна была направиться на поиск морского пути в Индию к Молуккским островам с запада.

Магеллан отплыл 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар. В экспедицию отправилось 265 человек, а флотилия состояла из 5 небольших судов: «Тринидад», «Консепсьйон», «Сантьяго», «Сан-Антонио» и «Виктория», которые не отличались необходимой маневренностью для плавания такого масштаба. Магеллан не пользовался морскими картами, но, не смотря на то, что по солнцу он с точностью умел определять широту, надежных приборов хотя бы для приблизительного определения долготы у него не имелось. На столь примитивных судах, оснащенных лишь компасом, песочными часами и астролябией (предшественницей секстанта), Магеллан и отправился в неизведанные моря.

Переход через Атлантический океан прошел сравнительно спокойно, хотя флотилия нередко попадала в сильные шторма. В конце ноября они достигли берегов Южной Америки и начали двигаться вниз по берегу. Уже в то время восточные берега Южноамериканского континента были тщательно изучены на тысячи километров. Плыть вдоль берега приходилось очень медленно: это было опасно, однако удаляться от берегов Магеллан категорически отказывался, боясь пропустить пролив в Южное море. Все бухты необходимо было обследовать тщательным образом.

Между тем, в Южном полушарии приближалась зима, и в конце марта 1520 г. корабли были вынуждены остановиться на зимовку почти на 4 месяца, высадившись в том месте, где ныне находится знаменитый город . Там они пополнили продовольственные запасы и тщательно обследовали берега и . Затем флотилия попала в череду непрекращающихся антарктических штормов. На «Сан-Антонио», «Консепсьоне» и «Виктории» поднялся мятеж, однако Магеллан смог переломить ситуацию и принять командование всей флотилией на себя, приказав убить капитанов взбунтовавшихся кораблей. В это время «Сантьяго» был отправлен на разведку, однако его ожидала страшная участь: он разбился о подводные скалы.


- 27 апреля 1521 , остров Мактан , Филиппины) - португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо . Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие . Открыл пролив , позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий.

Биография

Юность

Магеллан родился 20.11 (по другим данным, 17.10) 1480 года. Место его рождения спорно, основные авторы указывают в качестве такового город Саброза , но, возможно, он родился в городе Порту . О семье мореплавателя также известно немногое, в частности, то, что она принадлежала к дворянству. Предполагается, что отцом его был Руй или Родригу ди Магальяйнш (1433--1500), бывший одно время алькальдом крепости Авейру . Мать Алда де Москита (Мишкита). Кроме Магеллана у них было четверо детей. Об их жизни ничего не известно. В молодости Магеллан был пажом у королевы Леоноры Ависской , жены Жуана II .

Обычный для португальцев пятилетний срок пребывания в Индии подходил к концу, и Магеллан отправился на одной из флотилий в Португалию . Два корабля, на одном из которых плыл Магеллан, потерпели крушение на Падуанской банке у Лаккадивских островов . Команды спаслись на небольшом островке. Часть экипажа должна была отправиться на сохранившихся лодках за помощью, часть - остаться на острове. Так получилось, что все офицеры оказались среди уходящих на шлюпках, а на острове остались только матросы . Это вызвало возмущение команды и опасения, что они не вернутся за простыми людьми. Магеллан оказался единственным дворянином , согласившимся остаться на острове, и тем самым успокоил команду. Судя по всему, в то время его авторитет уже был достаточно великШаблон:Sfn .

Через 10 дней их спасли, и Магеллан вернулся в Индию, где, очевидно, занялся торговлей, поскольку известно, что в 1510 году он ссудил одному коммерсанту 200 крузаду , которые ему не вернули, и он сумел отсудить их только через 6 летШаблон:Sfn .

В эти годы португальцы захватывают Гоа , теряют его, и готовятся к новому походу на город. Для решения важного вопроса, использовать ли для нападения торговые корабли, вице-король Альбукерке собирает совет из 16 человек. Среди них - Магеллан, который ещё сравнительно недавно был всего лишь простым солдатом, а в описываемое время стал человеком, с мнением которого считался вице-король. Скорее всего, он был уже капитаном. Он, как и большинство участников совета, высказывается за то, чтобы торговые суда не участвовали в военном походе, а отправились в Европу , чтобы не пропустить муссон . Военные корабли идут одни и захватывают ГоаШаблон:Sfn .

Сразу после захвата Малакки Альбукерке направил экспедицию из трех кораблей к Островам Пряностей . Одним из трех кораблей командовал Франсишку Серран. Возможно, в экспедиции участвовал и Магеллан (сведения источников расходятся)Шаблон:Sfn . Корабль Серрана попал в катастрофу, а сам он спасся и поселился на острове Тидор , заняв высокую должность у местного владыкиШаблон:Sfn .

Португалия

Сложно сказать, когда у Магеллана появился замысел путешествия, которое его прославит. Друг Серран писал с Молукк письма, из которых можно было сделать вывод, что Острова Пряностей находятся очень далеко на Востоке и сравнительно близко от Америки . В одном из ответных писем Магеллан намекал ему, что может скоро прибыть на эти острова, «если не через Португалию , то через Кастилию » . Неизвестно, когда было написано это письмо, но вполне возможно, что ещё во время нахождения Магеллана в Португалии. В это время он изучает доступные ему португальские карты, беседует с капитанамиШаблон:Sfn .

Во время одной из аудиенций с Мануэлом I Магеллан просит дать ему морскую службу и отправить в плавание. Король отказывает. Тогда он спрашивает разрешения предложить свои услуги другим государствам. Король разрешает. Ему не нужен Магеллан. Некоторые источники утверждают, что Магеллан отрекся от подданства Португалии, но документов об этом не сохранилось. Вскоре из Португалии в Испанию перебирается целая группа португальских моряковШаблон:Sfn .

Испания

Магеллан излагает идею своей экспедиции в севильской «Палате Контрактов» (ведомстве, занимающемся организацией экспедиций). Он не встречает там поддержки, но Хуан де Аранда, один из руководителей Палаты, вступает в контакт с Магелланом и обещает ему свою поддержку за 20 % от будущих прибылей. Вскоре в Испанию прибывает соратник Магеллана астроном Руи Фалеру. С его помощью удается сторговаться на 1/8 прибыли, причитающейся Аранде. Договор был заверен у нотариуса . Вскоре Магеллан представил свой проект руководству Испании, и он был одобрен. Началась подготовка экспедицииШаблон:Sfn .

Путешествие вокруг света

В экспедицию готовилось пять кораблей по 30 человек с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения . Магеллан командовал «Тринидадом». «Сантьяго» командовал Жуан Серран - брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения о том, что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешаетШаблон:Sfn .

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии , а 26 декабря 1519 года - Ла-Платы , где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути моряки увидели пингвинов . Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года , дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан Шаблон:Sfn Шаблон:Sfn .

В мае Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус . Ещё через несколько дней, попав в бурю, корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.


Реферат на тему:

Магеллан, Фернан



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Кругосветное плавание Магеллана
    • 2.1 Подготовка плавания
    • 2.2 Состав и снаряжение экспедиции
    • 2.3 Начало экспедиции. Атлантический океан. Бразилия.
    • 2.4 Открытие Магелланова пролива
    • 2.5 Тихий океан
    • 2.6 Филиппинские острова. Гибель Фернана Магеллана.
    • 2.7 Разделение экспедиции. Обратный маршрут.
    • 2.8 Итоги экспедиции
      • 2.8.1 Потерянный день
  • 3 В честь Фернана Магеллана названы
  • Примечания
    Литература

Введение

Ферна́н Магелла́н (порт. Fernão de Magalhães , исп. Fernando (Hernando) de Magallanes [(f)eɾ"nando ðe maɣa"ʎanes] , лат. Ferdinandus Magellanus ; весна 1480, Саброза, область Траз-уж-Монтиш, Королевство Португалия - 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины) - португальский и испанский мореплаватель. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.


1. Биография

Магеллан по происхождению португалец. Место его рождения спорно, но некоторые источники указывают в качестве такого город Саброза в провинции Траз-уж-Монтиш. О семье мореплавателя также известно немногое, в частности то, что она принадлежала к дворянству. Отцом был Руй или Родригу ди Магальяйнш, либо же Педру Алфонсу. Рано осиротев, юный Магеллан стал пажом при дворе королевы Элеоноры, затем учился в знаменитой мореходной школе на мысе Сагреш. Повзрослев, поступил на флот в качестве sobresaliente - «сверхштатного» рядового воина. Участвовал в битве при Каннаноре (1506). Под начальством Франсишку Алмейды он участвовал в португальских экспедициях в Индийский океан (1509-1512 гг.), дважды доходил до Малакки (ныне в Малайзии) - в 1509 и 1511 годах.

Подпись Фернана Магеллана

Карта путешествия Магеллана и возвращения его спутников


2. Кругосветное плавание Магеллана

2.1. Подготовка плавания

Магеллан вместе с видным португальским космографом того времени Руем Фалейру (порт. Rui Faleiro ) разработал проект плавания западным путём к островам пряностей - Молуккским (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонён португальским королём в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь.

После этого Магеллан принимает решение эмигрировать в Испанию и перейти на службу к испанскому королю. Он поселился в Севилье и женился на дочери высокопоставленного горожанина Дьогу Барбозы, также португальца по происхождению. Однако его цель - найти западный путь к Молуккским островам - оставалась неизменной. В этом ему, как ни странно, много помогла неразвитость географии тех времен. Тогда принадлежность новооткрытых колоний определялась по Тордесильясскому договору: все земли, лежащие западнее меридиана, проходящего в 370 лигах (около 1770 км) западнее о-вов Зелёного мыса, принадлежали Испании, восточнее - Португалии. Размеры земного шара были плохо известны, а измерять долготу почти что не умели, поэтому многие картографы считали, что Молуккские острова должны принадлежать Испании, а не Португалии.

На самом деле линия Тордесильясского договора проходила по меридиану 49°33" з.д. - 130°27" в.д., то есть Молуккские острова должны были принадлежать Португалии. Магеллан этого не знал либо же делал вид, что не знал. Поскольку это было выгодно Испании, проект Магеллана в 1517 году был принят испанским королём Карлом I. В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова» .


2.2. Состав и снаряжение экспедиции

Флотилия Магеллана состояла из следующих кораблей: «Тринидад » водоизмещением 110 тонн под командованием адмирала Магеллана; «Сан-Антонио » , 120 тонн - капитаном был инспектор флота Хуан де Картахена; «Консепсьон » , 90 тонн - капитан Гаспар де Кассада; «Виктория » , 85 тонн - капитан, казначей флота Луис де Мендоса и «Сантьяго » , 75 тонн - капитан Жуан Серрано.
Команда всех этих судов составляла 265 человек.

Чтобы успешно вести в открытом океане столь «разнокалиберную» флотилию, Магелланом был разработан специальный язык световых сигналов. Капитан-генерал «требовал неуклонного соблюдения правил о сигналах и вахтах всеми кораблями, дабы тем обеспечить наиболее благоприятные условия для плавания» . Учитывая необходимость весьма длительного автономного плавания вдали от цивилизации, флотилия была снабжена всем необходимым. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис из расчёта на многие месяцы маршрута. На случай весьма вероятных вооружённых столкновений матросы были превосходно вооружены, а на кораблях было размещено в общей сложности шестьдесят пушек.

В качестве переводчика Магеллан взял своего раба-малайца Энрике; знанием же туземных языков Бразилии обладали несколько офицеров флотилии, в том числе соотечественники Магеллана Жуан Серрану и Жуан Карвалью.

Полный состав судов экспедиции Магеллана
Корабль Тоннаж Экипаж
Тринидад 110 55
Сан-Антонио 120 60
Консепсьон 90 45
Виктория 85 42
Сантьяго 75 32
Всего: 234

2.3. Начало экспедиции. Атлантический океан. Бразилия.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море» .

Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.


2.4. Открытие Магелланова пролива

В сентябре 1520 г. экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» потерпел крушение в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым; кроме того, «Сан-Антонио» , шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию.


2.5. Тихий океан

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури ». Более трёх месяцев продолжался этот переход по абсолютно пустынному и словно бы бескрайнему океану. Экипаж сильно страдал от голода, жажды и цинги.

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней , - отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, - мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие уголья и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать».


2.6. Филиппинские острова. Гибель Фернана Магеллана.

Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит вождём Лапу-Лапу в сражении 27 апреля.

Вероятно, наиболее достоверным из всех описаний последнего боя Магеллана является описание историографа экспедиции, Антонио Пигафетты:

Мы прыгнули в воду, доходившую нам до бедер, и прошли по ней расстояние вдвое больше того, какое может пролететь стрела, а лодки наши из-за рифов не могли следовать за нами. На берегу нас поджидало тысячи полторы островитян, разделенных на три отряда, и они тотчас с дикими воплями ринулись на нас. Две толпы атаковали нас с флангов, а третья - с фронта. Адмирал разделил команду на два отряда. Наши мушкетёры и арбалетчики в течение получаса палили издалека с лодок, но тщетно, ибо их пули, стрелы и копья не могли на таком дальнем расстоянии пробить деревянные щиты дикарей и разве что повреждали им руки.

Тогда адмирал громким голосом отдал приказ прекратить стрельбу, очевидно желая приберечь порох и пули для решающей схватки. Но его приказ не был выполнен. Островитяне же, убедившись, что наши выстрелы почти или даже вовсе не наносят им вреда, перестали отступать. Они только всё громче вопили и, прыгая из стороны в сторону, дабы увернуться от наших выстрелов, под прикрытием щитов придвигались все ближе, забрасывая нас стрелами, дротиками, закаленными на огне деревянными копьями, камнями и комьями грязи, так что мы с трудом от них оборонялись. Некоторые даже метали в нашего командира копья с железными наконечниками. Чтобы нагнать на них страху, адмирал послал нескольких воинов поджечь хижины туземцев. Но это только сильнее разъярило их. Часть дикарей кинулась к месту пожара, который уже успел уничтожить двадцать или тридцать хижин, и там они убили двоих из наших людей. Остальные с ещё большим ожесточением бросились на нас. Заметив, что туловища наши защищены, но ноги не прикрыты броней, они стали целиться в ноги. Отравленная стрела вонзилась в правую ногу адмирала, после чего он отдал приказ медленно, шаг за шагом, отступать. Но тем временем почти все наши люди обратились в беспорядочное бегство, так что около адмирала (а он, уже много лет хромой, теперь явно замедлял отступление) осталось не более семи или восьми человек. Теперь на нас со всех сторон сыпались дротики и камни, и мы уже не могли сопротивляться. Бомбарды, имевшиеся в наших лодках, были не в состоянии нам помочь, так как мелководье удерживало лодки вдали от берега.

Итак, мы отступали все дальше, стойко обороняясь, и уже были на расстоянии полета стрелы от берега и вода доходила нам до колен. Но островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьем ранить адмирала в лицо. Разъяренный, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьем, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать.

Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя».

Раджа острова Себу, только что присягнувший на верность королю Испании, воспользовался этим и заманил испанцев на торжественный обед, где устроил резню и убил несколько десятков человек. Кораблям пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.


2.7. Разделение экспедиции. Обратный маршрут.

Там были закуплены пряности и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились» ), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Здесь Пигафетта пишет:

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше»

Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия бы и не было.

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля Тринидад были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

18 выживших с Victoria , прибывшие в Севилью в 1522 году
Имя (Происхождение) Должность
Хуан Себастьян Элькано (Гуэтария) Капитан
Франсиско Альбо, грек(Аксиос, остров Родос) Лоцман
Мигель (Родас) Лоцман
Хуан де Акуриоо [Бермео] Лоцман
Антонио Ломбардо «Пигафетта» (Виченца) сверхштатный
Мартин де Худисибус (Генуя) Начальник по погрузке
Эрнандо де Бустаманте (Алькантара) Матрос
Николас Гриего [Грек] (Нафплион) Матрос
Мигель Санчес (Родас) Матрос
Антонио Эрнандес Кольменеро (Уэльва) Матрос
Франсиско Родригес, португалец (Севилья) Матрос
Хуан Родригес (Уэльва) Матрос
Диего Кармена Матрос
Ханс (Акисгран) Артиллерист
Хуан де Арратия [Бильбао] Матрос
Васко Гомес Гальего Португалец (Байона) Матрос
Хуане де Сантандер (Куэто, Кантабрия) Юнга
Хуан де Субилета (Баракальдо) Помощник юнги

Моряки с «Виктории», взятые в плен португальцами на островах Зеленого Мыса и освобожденные спустя пять месяцев.

  1. Маэстре Педро. Завербовался на Тенерифе. Сверхштатный участник экспедиции. Sobresaliente на «Сантьяго».
  2. Ришар де Фодис из Нормандии. Плотник на «Сантьяго». Неграмотный.
  3. Симон из Бургоса, португалец. Сверхштатный участник плавания, слуга капитана Мендосы на «Виктории». В 1523 году жил в Сьюдад-Родриго.
  4. Хуан Мартин из Агилар-де-Кампо. Сверхштатный участник плавания, слуга капитана Мендосы на «Виктории». Завербовался в возрасте примерно двадцати пяти лет.
  5. Мартин Мендес из Севильи. Контадор «Виктории». В 1525 году участвовал в экспедиции Себастьяна Кабота в Южную Америку.
  6. Рольдан де Арготе из Брюгге. Канонир на «Консепсьоне». Участвовал в 1525 году в экспедиции Лоайсы.
  7. Гомес Эрнандес из Уэльвы. Старший матрос на «Консепсьоне». Завербовался в возрасте примерно двадцати двух лет.
  8. Окасио Алонсо из Больулоса. Старший матрос на «Сантьяго». Завербовал­ся в возрасте тридцати лет.
  9. Педро де Толоса из Толосы в Гипускоа. Матрос на «Виктории».
  10. Фелипе де Родас с острова Родос. Старший матрос на «Виктории».
  11. Педро де Чиндарса из Борромео. Юнга на «Консепсьоне». Завербовался в возрасте пятнадцати лет.
  12. Баскито Гальего.
  13. Мануэль, индонезиец.

Члены команды «Тринидада», сумевшие вернуться в Европу

  1. Гонсало Гомес де Эспиноса из Эспиноса-де-лос-Монтерос. Главный альгуасил флотилии, «Тринидад».
  2. Хинес де Мафра из Хереса. Старший матрос на «Тринидаде».
  3. Леон Панкальдо из Савоны. Завербовался старшим матросом на «Тринидад». Многие считают его автором «Дневника генуэзского кормчего».
  4. Ганс Алеман (маэстре Ансе), немец. Главный канонир «Консепсьона», затем был переведен на «Тринидад». Умер в 1525 году в Лиссабонской тюрьме.
  5. Хуан Родригес («Глухой») из Севильи. Завербовался старшим матросом на «Консепсьон».

2.8. Итоги экспедиции

Продажа груза, привезённого «Викторией» , не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов. В 1523 был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции - венецианца Антонио Пигафетты.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей . Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.


2.8.1. Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день». В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях «христианнейшего» испанского короля, как полагается, для поддержания порядка вахт, счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников, велось счисление времени. Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень. Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке, то есть пересекало меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря, в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников. Но ведь каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы, настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда, моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики, но, как оказалось, по своему собственному календарю. В итоге, когда горстка измученных скитальцев морей вернулась в родную Испанию, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. То есть они неправильно праздновали воскресенья, святую Пасху и прочие праздники! Герои-моряки были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви. Лишь через некоторое время удалось разобраться в этой ситуации и моряков восстановили в правах.

Люди поняли и признали, что Земля имеет форму шара, тела с непрерывной поверхностью, и при путешествиях вдоль параллелей, то есть в плоскости её суточного вращения вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад, за Солнцем, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток, навстречу Солнцу, сутки, наоборот, укорачиваются.

Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат.

Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия на самолётах или скоростных поездах.


3. В честь Фернана Магеллана названы

  • Магеллановы облака
  • Магелланов пролив
  • Подводная возвышенность Магеллана в Тихом океане, возле Маршалловых островов
  • Магеллан (космический аппарат), 1990
  • Магеллан (космический аппарат) , .
    Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .

Португальский мореплаватель и исследователь вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля - круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину - он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута.


Фернандо Магеллан (20 ноября 1480 - 21 апреля 1521) португальский мореплаватель и исследователь вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля - круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину - он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута.

Фернандо Магеллан с детства любил море, с которым связал свою жизнь. В 1505 году он вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего первое плавание под флагом Испании на Восток. Благодаря этому путешествию Магеллан приобрел неоценимый опыт в морском деле, поскольку за время плавания на своем опыте изучил практически все корабельные профессии.

Достаточно продолжительное время Магеллан жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 году Магеллан возвратился в Лиссабон. В ходе военной операции против восстания в Марокко он был ранен и на всю жизнь остался хромым. В 1517 году Магеллан прибыл в Испанию, где поступил на службу к королю Карлу (будущему императору Карлу V).

Согласно булле Папы Римского 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу - Испании. Магеллану было предложено возглавить плавание на запад, чтобы получить доказательства того, что острова, богатые специями (Spice Islands), лежат к западу от линии демаркации и, соответственно, принадлежат Испании.

22 марта 1518 года это предприятие получило королевское одобрение. Магеллан был поставлен во главе флотилии. Согласно условиям плавания, все земли, открытые в ходе путешествия, становились собственностью испанской короны, а управление переходило в руки представителей Испании. Команда флотилии получала 1/20 от всех богатств, захваченных за время плавания.

Магеллан был уверен, что, плывя через Атлантику, они выйдут в Южное море и откроют пролив через "Твердую Землю". Идея такого маршрута не была нова: многие думали, что если корабли постоянно будут двигаться на Запад, они достигнут Востока, не огибая Мыса Доброй Надежды - очень опасного для моряков пункта, контролируемого Португалией. Так что целью Магеллана и Фалейро, капитана второго судна флотилии, было обнаружение этого пролива. В Севилье были подготовлены пять кораблей - "Тринидад" (флагманский корабль Магеллана), "Сан Антонио", "Концепсьон", "Виктория" и "Сантьяго". К сожалению, Фалейро не участвовал в плавании, так как у него начался приступ безумства.

20 сентября 1519 года Фернандо Магеллан попрощался на пристани со своей молодой женой Беатрис Барбоза и новорожденным сыном Родриго и приказал поднять якорь.

26 сентября мореплаватели достигли Тенерифе, а 3 октября взяли курс на Бразилию. 29 ноября они были на юго-западе от Мыса Св. Августина, 13 декабря вошли в бухту Рио де Жанейро, 31 марта 1520 года достигли порта Св. Хулиана. Там в время празднования Пасхи разразился конфликт между испанскими и партугальскими капитанами. Магеллан своим решением, достаточно жестким, приказал одного из капитанов лишить этого звания, а второго высадить на берег. 24 августа 1520 года флотилия покинула Св. Хулиан. Недалеко от Санта Круз "Сантьяго" потерпел кушение.

21 октября они обогнули залив Вирджиния и вошли в пролив, который, по расчетам Магеллана, и должен был быть тем долгожданным проливом, ради которого затевалось все путешествие. Позже это пролив был назван проливом Магеллана. Во время его прохождения потерпел кораблекрушение "Сан Антонио", так что восточный конец пролива достигли только три корабля.

28 ноября "Тринидад", "Концепсьон" и "Виктория" вошли в воды Южного моря, которое позже было названо Тихим океаном из-за спокойного прохождения его кораблями. Условия жизни на судах были ужасны, поскольку запасы воды были на исходе, продукты были испорчены крысами. Матросы начали употреблять в пищу кожаные корабельные снасти. До 18 декабря флотилия плыла вдоль чилийского побережья, а затем Магеллан взял курс на северо-восток. Только 24 января 1521 года корабли достигли архипелага Туамоту; 6 марта команда сошла на берег - на Марианских островах, где моряки впервые за 99 дней почувствовали под ногами твердую землю и попробовали свежую пищу.

9 марта Магеллан взял курс на запад-юго-запад в сторону островов, названных позже Филиппинами. Через два месяца он поистине райских мест, но во время схватки с местными жителями 21 апреля был убит.

Великим путешественником, впервые в мире совершившим кругосветное путешествие, был португалец . Родился он в Португалии в 1480 году, в семье знатного, но обедневшего рыцаря. С детских лет Магеллан мечтает о море, о дальних странствиях и удивительных открытиях. В 25 лет он нанимается на корабль, направляющийся в Индию, здесь он стремится освоить все корабельные профессии. До 1513 года он побывал в разных странах, участвовал в различных военных сражениях. Во время одной из военных экспедиций в Северной Африке, направленной на подавление восстания в Марокко, Магеллан был ранен копьем в левое колено. Ранение оказалось серьезным, хромота осталась на всю жизнь. В Мозамбике он стал капитаном и в 1513 году Магеллан возвращается в Португалию.

Магеллан высказывает предположение, что на юге Южной Америки имеется пролив, который позволяет добраться до Молуккских островов западным путем и в 1517 году он представляет проект маршрута к этим островам португальскому королю. Однако, Мануэль I посчитал этот проект невыгодным для Португалии и отклоняет его. Оскорбленный Магеллан решает предложить свои услуги испанскому королю. Весной 1518 года Карл I — король Испании подписывает документ, согласно которому Испания выделяет из государственной казны средства на путешествие Магеллана, для чего были снаряжены пять кораблей с припасами на два года. Магеллан также получает титул наместника всех земель, открытых им и 20-ю часть дохода от них. Магеллану предстоит преодолеть много трудностей по набору команды — ведь в успехе путешествия никто не был уверен, сомневался даже сам Магеллан. Приходилось пресекать и раздоры на суднах, где португальцы сеяли смуту, а некоторые испанские моряки отказывались подчиняться ему, т.к. он был португальцем.

Наконец, 20 сентября 1519 года флотилия состоящая из пяти кораблей и 270 человек экипажа вышла из порта Сан-Лукар. Суда, пересекая Атлантический океан, шли юго-западным курсом и через три месяца достигли Южной Америки. Они продолжают продвижение на юг вдоль побережья, пытаясь найти пролив в Тихий океан. В конце марта 1520 года во время зимовки в бухте Сан-Хулиан измученный и недовольный экипаж трех судов поднимает мятеж. Магеллан быстро и жестоко подавляет мятеж, бунтовщиков высаживает на берег. Наконец, в октябре 1520 года флотилия находит пролив, известный сегодня, как Магелланов пролив, и в ноябре 1520 года они вышли в океан, названный Магелланом Тихим. Они проходят самую пустынную часть океана, где открыли лишь два необитаемых острова. В марте 1521 года ими были открыты Марианские острова.

Путешествие проходит в невероятно сложных условиях — на кораблях заканчивались запасы воды и провианта, некоторые моряки начали умирать от цинги. У Магеллана осталось лишь три корабля после того, как один корабль дезертировал в Испанию в октябре 1520 г., а другой — утонул.

Наконец, 16 марта 1521 года экспедиция прибыла до Филиппинских островов. Чтобы запастись водой и продовольствием, а также дать отдохнуть своим людям, Магеллан останавливается на необитаемом острове Хомонхон. Жители соседнего острова сообщают испанцам, что здесь находится много островов, они приносят им фрукты, вино, кокосовые орехи. Магеллан стремится покорить открытые земли, занимается грабежами деревень, вмешивается в местные распри. Он заключает союз с правителем одного из островов и совместными усилиями они организуют карательную экспедицию на остров Мактан. Магеллан лично принимает участие в этом походе и 21 апреля 1521 года погибает в стычке с туземцами. Здесь, на острове Мактан, ему установят памятник из двух кубов, которые венчает шар. Лишь один корабль «Виктория» с 17 членами экипажа на борту вернулся в Испанию в сентябре 1522 года. Так завершилось первое кругосветное путешествие под командованием Великого путешественника Фернандо Магеллана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.