Почему жена лота обернулась. Cоляные столбы

Если вы однажды окажетесь в Иордании - поезжайте не по главной скоростной трассе №15, которая стрелой рассекает пустыню и гордо именуется "Королевским хайвеем", а попробуйте познать иорданские красоты и двигайтесь по менее быстрому, но гораздо более красивому шоссе №65. Эта дорога также соединяет север Иордании с её южной частью, но проходит по горным районам страны, а также позволяет насладиться красотами Мёртвого моря, вдоль которого она частично и пролегает.

Где-то на полпути, между городками Al"Mazraa и Madaba, любой иорданский водитель обязательно обратит ваше внимание на странный, похожий на торчащий палец или уродливый клык каменный столб, одиноко возвышающийся на крутой скале и расскажет, что на самом деле это не просто скала, а знаменитый соляной столп, в который согласно ветхозаветному библейскому сказанию, обратилась жена благочестивого Лота.

А расскажу-ка я вам сию интересную и поучительную историю.

Итак, всё началось с разговора пророка Авраама с Богом, который однажды изрёк праведнику: "Вопль содомский и гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, или нет."

Когда услышал эти слова прародитель иудеев Авраам, то пришёл в ужас - уж он-то точно знал, что содомляне прелюбодействуют, ходят во лжи и совершают множество других грехов. И ведь всего 400 лет минуло после великого потопа, истребившего греховный люд на земле! А ведь в Содоме жил и племянник Авраама, Лот, со своей семьёй - он ведь был благочестивым человеком. Так неужели же теперь вместе с грешниками должны погибнуть и праведники?

Тогда Господь сказал, что готов пощадить нечестивый город, если найдётся в нём хотя бы пятьдесят невинных и благочестивых людей. И тут начинается интересная история - Авраам, знавший (с одной стороны) крутой нрав Господа и (с другой), что столько непорочного народа в Содоме явно не удастся наскрести, стал активно торговаться с Богом - и в результате ему удалось сбить число праведников с 50 до всего 10 душ, после чего Богу эта торговля надоела и он просто вышел из спора.

Самое интересное, что Аврааму ничего за такой предерзостный спор с Самим не было - видно, действительно Господь любил его как великого праведника.

Чтобы проверить жалобу (то бишь вопль) на содомлян, Бог послал с инспекцией в город двух ангелов. Что же с ними там приключилось?

"И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: "Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши и встанете поутру и пойдёте в путь свой".

Следуя правилам благородного обхождения, ангелы долго отказывались, но в конце концов дали себя уговорить. Обрадованный хозяин приказал рабыням испечь хлебы и вдоволь накормить гостей. Только собрались они улечься на заботливо приготовленные ложа, как дом окружили множество городских жителей, "от молодого до старого", и громкими криками потребовали выдать им чужестранцев: "Где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам, мы познаем их ".

Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы было вызывающим: оно угрожало самому Лоту - нарушением его священного закона гостеприимства, а ещё больше его гостям - поруганием их чести, поскольку слова "мы познаем их" имеют в Библии весьма определённый, специфический смысл, связанный с половым актом. Проще говоря, к дому Лота сбежалось огромное количество агрессивных гомосексуалистов-содомитов. Какие уж там 10 праведников!

С опасностью для собственной жизни Лот вышел к этой озверевшей толпе и братскими увещеваниями попытался образумить их и отклонить от преступного намерения. Безуспешно. Тогда Лот решился на крайнее средство: ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних дочерей:

"Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего".

Однако агрессивные содомиты не унимались, а даже наоборот - хотели схватить за грудки самого Лота и попытались выломать двери в дом. Тогда ангелы втащили мужественного хозяина дома внутрь, затворили крепко дверь, а нападавших поразили слепотой. Ангелы-посланцы поняли, что их миссия завершена, "сигнал наверх" вполне подтвердился, и необходимо принимать экстренные меры.

Ангелы велели Лоту как можно скорее собраться и со всей своей семьёй в ближайшую ночь покинуть город. Когда взошла заря, они начали торопить Лота, говоря: "Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города". Однако Лот, по слабости своего характера, колебался и медлил, жалея оставлять свой дом и нажитое имущество - тогда ангелы, взяв их под локти, собственноручно вывели из города.

"Когда же вывели их вон, то один из них сказал: "Спасай душу свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть". И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих...

Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом."

Вот такая грозная ветхозаветная история.

Кстати, наказание жены Лота за ослушание - не аллегория, а скорее всего исторический факт. Исследователи полагают, что в тот самый момент, когда жена Лота (кстати, имя её - Ирит) остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным вулканическим вихрем, который не только мгновенно умертвил её, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; а с течением времени эта окаменелая форма покрылась соляными отложениями Мёртвого моря и превратилась таким образом в соляной столп...

Выжженные солнцем горы на юго-западном берегу Мертвого моря называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.

Совсем рядом с "женой Лота" от Мертвоморского шоссе ответвляется второстепенная горная дорога, ведущая через одноимённое живописное ущелье в заповедник Аль-Муджиб (Al Mujib Reserve).

Учёными уже обнаружено здесь 420 видов растений, 10 видов животных и 102 вида птиц, причём их исследования далеки от своего завершения. Именно здесь можно встретить пасущиеся на склонах ущелья стада чрезвычайно грациозных каменных козлов - ибексов.

А кому-то из особо внимательных путешественников, возможно, повезёт встретить здесь и местного хищника – одного из очень редких ныне представителей семейства кошачьих, каракала. Его чуткие уши с чёрными кисточками придают каракалу сходство с небольшой рысью.

Достопримечательностей на Мёртвом Море немало: Масада, Кумранские пещеры, где были найдены знаменитые свитки Мертвого моря, остатки первобытных поселений, найденные на склонах холмов.

Ещё одно популярное у туристов место – источник Давида, оканчивающийся великолепным водопадом, заросшим папоротником. И летом, и зимой вокруг источника толпятся туристы.

В нескольких километрах расположен легендарный Кумранский монастырь, сооруженный примерно в VIII веке до новой эры.

Знаменито Мёртвое Море и своими природными достопримечательностями - соляными "скульптурами", выросшими на берегах безмятежного моря.

Воду Мёртвого моря трудно назвать водой. Правильнее было бы сказать "крепкий раствор соли", поскольку концентрация всевозможных солей (Mg, Ca, K и т.д.) в воде достигает 30 % (для сравнения в Средиземном море - 4 %). Чтобы добиться такого эффекта в домашних условиях, придется засыпать в ванну три мешка соли и умудриться размешать её до полного растворения.

Вода моря, испаряясь, оставляет огромные нашлепки просоленной, потрескавшейся от зноя земли. Этот процесс идёт уже тысячелетия...

Вот почему параллельно Мертвому морю вытянулись Содомские горы, состоящие из чистой соли. Примерно в середине побережья южного бассейна Мертвого моря, рядом с шоссе № 90, высится гора Содом, завершающая эту, состоящую в основном из соляных пород, горную цепь, длина которой около 20 км. На вершине горы, над обрывом возвышается соляной столб, своими очертаниями напоминающий человеческую фигуру. Точнее, женскую фигуру, обратившуюся к Мертвому Морю. Он носит название "Жена Лота".

В Библии рассказывается о городах Содом и Гоморра, погрязших в грехах и пороках. Лот, человек богобоязненный и добродетельный, был предупрежден, что города будут во искупление этих грехов уничтожены, а он со своей семьей должен бежать. Но ни в коем случае никто из них не должен оглядываться. К несчастью, Лотова жена не смогла устоять перед искушением бросить последний взгляд назад и, по легенде, обратилась в большой соляной столп.

Надо признать, она дорого заплатила за порыв сострадания, который заставил её оглянуться на родной город. В городе, возможно, оставались ее родители. Обращение её в соляной столп подтверждалось некоторыми иудейскими и христианскими писателями первых веков нашей эры. Иудейский историк Иосиф Флавий уверяет в своей книге "Иудейские древности", что он видел этот столп и что в его времена этот столп показывали всем желающим.

Современные любопытствующие могут не только увидеть соляной столп "Жена Лота", но и сфотографироваться на его фоне.

Жена Лота и соляной столб
1

В Торе есть несколько сюжетов, которые меня волнуют личностно. Один из них - жена Лота. Почему она оглянулась? Почему Бог так странно наказал ее, превратив в соляной столб? Мог же он ее просто убить, или превратить в ящерицу. Почему существует такое понятие: уходя, не оглядывайся? Мне кажется это как-то связано с историей жены Лота.

Иерусалим

Считаю необходимым начать свой ответ с такого утверждения: Тора не является книгой, написанной человеком. Поэтому в ней очень много слоев, и мы попробуем разобраться в некоторых из них.

Кроме того - под Торой мы всегда подразумеваем и Письменную Тору и Устную.

Вводные сведения:

Лот был женат, а когда попал в Седом, (по-русски Содом), где правила жизни запрещали оказывать кому-либо гостеприимство, его жена вскоре была казнена, т.к. из дома дяди Лота - нашего праотца Авраама она вынесла традицию, согласно которой гостеприимство считалось делом чрезвычайной важности. Она переоценила тот почет, который седомитяне оказали ее мужу. И упорно принимала у себя в доме гостей-чужестранцев. В результате чего ее отдали под суд.

Затем Лот женился на дочери местного вельможи, по имени Ирит (об этом написано в Мидрашах: книгах Мидраш Танхума и Пиркей де-раби Элиэзер ). У них родились дети. Когда дети выросли, произошло то, о чем Вы прочли в тексте Торы.

Первый слой

Жена Лота оглянулась, потому что не могла поверить в полное разрушение того места (города), где прошло ее счастливое детство, где она вышла замуж и прожила долгие годы в браке (в Устной Торе ее жизнь описывается более подробно, но дополнительные детали для нас сейчас несущественны). И, конечно же, она не могла поверить в то, что запрет «не оглядывайтесь!» - столь серьезен. Ей казалось, если она на мгновение бросит взгляд на оставленный город - ведь это сущая «мелочь»! - ничего плохого не произойдет.

Второй слой

Духовный потенциал Ирит был огромен... Имя ее состоит из букв: аин , реш , йуд , тав . И образовано оно от корня аин , реш , hей (в женском роде добавляются йуд и тав ), что означает - «пробуждение», «возбуждение».

Иначе говоря, ее суть - «быть возбужденной», томиться желанием йихуда , соединения мужского и женского начал, которое служит символом-моделью Великого соединения Неба и Земли, Творца и сотворенного Мира. И Лот (не только племянник Авраама, но и - ученик!) был с нею счастлив. Он ощущал, что их совместная жизнь усиливает процесс подготовки Единения в Высших Мирах, приближая Миры к ожидаемому совершенству.

Поэтому суть распоряжения двух посланников Всевышнего, запретившего «оглянуться» - это отрыв Ирит (вообще семьи Лота) от сильной, но негативной духовности Седома. О мировоззрении жителей этого города в трактате Мишны Пиркей Авот сказано: «Их жизненная концепция: мое - это мое, твое - это твое». И если мы напишем слово «твое» с большой буквы («Твое»), нам в данном высказывании раскроется и другая грань Истины. Они, жители Седома, стремились (и преуспевали в этом!) к полноте жизни, в которой, однако (в земной жизни, обозначенной здесь местоимением «мое»), нет Творца («Твое, небесное - это для Тебя, а не для нас»).

От этого седомитянского мировоззрения такой женщине, как Ирит, обладающей высоким потенциалом духовности, следовало отделиться. Полностью и окончательно - «без оглядки».

Слой третий

Почему она превратилась именно в соляной столб?

Соль на иврите - мелах . В этом слове - два слога: ме и лах (на иврите слог может быть и однобуквенным, т.е. буква+огласовка).

Слог ме означает движение «от». Ме -ир , к примеру - движение, уход от города (на иврите - ир ).

Слог лах - «влажность». В целом слово мелах (соль) обозначает нечто, что уменьшает, сводит на нет влажность.

В соляных копях, пещерах, влажность равна нулю. И мясо кошеруют, посыпая на час солью, вытягивающую влажность крови.

Томление и желание женщины называется в наших книгах «маим нуквим » (женские воды). Жена Лота по имени Ирит (о значении имени - см. выше) не захотела подняться на высоту своего потенциала. Не захотела «отдаться», подчиниться распоряжению двух посланников, что должна была бы сделать, поверив в их истинность (а ведь они так ясно показали, кто они и от Кого они! - см. текст Торы о событиях в Седоме, предваряющих ситуацию с женой Лота). Она не проявила готовности пуститься вплавь по жизни без философии Седома. Иначе говоря, сохраняя некую связь с мировоззрением Седома, она как бы лишила себя возможности реализовать свою способность: желать и приближать истинное Единение. То есть - она «ушла от влажности» - ме-лах ...

Слой четвертый

Если слово «мелах » прочесть в обратном порядке (справа налево), получится слово «халом » («сон»). Жена Лота хотела воссоздать в своей жизни приятный сон, соединив привычный уклад жизни в г. Седоме с тем Единением, которое мог предложить ей Лот, думающий о Высших мирах. Но это в принципе - невозможно.

Она обернулась… И тем самым как бы предпочла «обратный порядок» - ее халом обратился в мелах .

Ирит превратилась в столб, в дорожный указатель. Напоминание нам...

Слой пятый

Здесь уже речь пойдет не о жене Лота, но опосредованно - и о ней.

Дочери Лота унаследовали от Ирит ее потенциал. В результате у старшей родился сын Моав, который стал родоначальником моавитян . В среде моавитян , примерно поколений через двенадцать, появилась Рут. Ее внук Ишай родил Давида - основателя процесса реализации Воли Творца. Вплоть до его, процесса, завершения - этапа Прихода Машиаха ...


Лоту было сказано выйти из Содома и не оглядываться.

26 ст 19 гл «И оглянулась жена его вспять и бысть соляной столп ». Столп в еврейском языке это не столб, а это тот, кто поставлен «нициф». Если человек поставлен на службу, то он приставник. Если многие поставлены, то они ставленники, гарнизон, пост, отряд. То есть, жена Лота преарстилась в пост соляной. Жена Лота как бы стоит на посту. Это, для нас, этот пост для нас знак. И мы должны его понимать. Что это не столб, а это пост, и он поставлен для того, чтобы служить нашему пониманию каких-то духовных истин.

Почему ангелы сказали Лоту «не озирайся вспять»? И почему обернулась жена? И почему она превратилась в соляной столп?

Если я смотрю на предмет, то я воздействовую на него. Следовательно, и он воздействует на меня. Так считали древние. Греки, например, полагали, что зрение есть истечение мельчайших частиц, оно идёт от глаза к предмету и от предмета к глазам. На некоторые вещи нельзя смотреть. В мифологии, когда герой выходит из предисподней, он не должен оборачиваться. Но всё-таки, почему обернулась жена? Возможно такое мнение: она не могла не обернуться. Один из русских писателей, величайших, их тех, кто много думал о природе греха, он в своей повести выйскивает причину страшной гибели героя от нечистой силы. Автор ищет как бы првопричину греха в человечестве. Первое греховное греховное движение души это неодолимое, почти непроизвольное движение взора, похоть очей, одно маленькое движение глаз – посмотрел и тебя увидели, увидели и убили. Это «Вий» Гоголя.

Однако, вот, эти все соображения, которые я привёл, это всё соображения по поводу. Соображений может быть много, а ключь к истолкованию символа «жена Лота» нужно искать в Евангелии. Жена Лота почему-то превратилась в соляной столп, почему?

Окрестность Содома была очищена. «Как было во дни Лота.. » Говорит Христос «…ели, пили покупали продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, одождил Господь огонь и серу с неба и погубил всех. Так будет в день, в который Сын человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, не обращайся вспять. Вспоминайте жену Лотову. » Это слова Христа (Лк 17 гл). Вспоминайте жену Лотову. Что говорит Господь? Бывает такое время в жизни человека, и такие периоды в истории, когда делом спасения нужно заниматься каждое мгновение. В истории такие периоды короткие. И не многим избранным Христос говорил: оставь всё и следуй за Мной. Однако, для каждого человека, когда приходит настоящая теснота, становится абсолютно необходимым оставить всё и идти по пути спасения. Раньше человек принуждал Бога оказать ему милость. Но приходит минута, и теперь милость принуждает человека спасаться. В тот день, решительный день, в тот день нужно вспомнить жену Лотову. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества . Приход Спасителя был событием чрезвычайным. И чтобы принять спасение от Спасителя, нужно быть готовым на то, чтобы покинуть естественное течение жизни. Приход Спасителя был событием чрезвычайным, и чтобы принять спасение, нужно выбиться из колеи, покинуть привычное естественное течение жизни. Спасение по смыслу слова предполагает необходимость чрезвычайных мер. Когда приходят вместе спасение и суд, это грань жизни, и тогда нужно с решимостью покинуть привычное и обжитое. Решимость спасаться абсолютно необходимо для спасения . Решимость спасаться это очень важное качество, необходимое. В противном случае само естество человека терпит превращение, превращается в соляной столп.


Когда ангелы говорили Лоту «не озирайся вспять» это означало «будь решителен и помни, что тебя помиловали, не оглядывайся на тех, кого не помиловали». А иначе что будет? А почему жена Лотова превратилась именно в соль? Окрестность Содома была очищена, а жизнь там уничтожена посредством серы и огня. Уничтожает и очищает сера, уничтожает и очищает огонь, уничтожает и очищает соль. Взглянув на то, что подлежит сере и огню, жена Лота превратилась в соль. Был человек стал столп соли. Это называется «превращением» или «катастрофа». Жена Лота превратилась в соляной пост. И нам необходимо помнить о ней, помнить о том, что спасение есть, всё таки, событие в нашей жизни чрезвычайное. И необходима решимость, чтобы спасаться, и в этот момент нужно не оглядываться, когда тебя помиловали, и не оглядываться на тех, кого не помиловали.

Жена Лота превратилась в соляной пост. Но не одна жена Лота посмотрела на Содом. Авраам также смотрел на Содом. Оба события происходили одновременно, утром.

27 ст 19 гл «Поднявшись же утром Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом ». Так, Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом. От Хеврона, где жил Авраам, до Содома, примерно 40 километров. Какую-то часть этого пути по направлению к Содому прошёл Авраам и оттуда увидел место катастрофы.

28 ст «И воззрел Авраам на лицо Содома и Гоморры и на лицо земли окрестной и увидел. И вот восходил пламень земли, как дым печи ». Картина жуткая. Не потому только, что печь имеется в виду плавильная, или для обжига (евр. «кефшан»), которая сильно дымит. Такая же печь упомянута при описании знамения на горе Синай. Это дым густой как туча. Авраам увидел картину того, что такое превращение или ниспровержение или карастрофа. Была круглая долина, где располагалось пятиградие. Она орошалась как Рай Божий. А в Раю пар восходил от Земли и орошал всё лицо Земли, сказано. Теперь же восходил дым земли как дым печи. Вот, катастрофа! Авраам увидел горящую и дымящуюся землю. Он видел то же, что видела жена Лота. Почему жена Лота погибла, а Авраам – нет? Давайте спросим. Почему жена Лота погибла, превратилась в соляной столп, Авраам смотрел на тот же самый предмет и остался жив?

Если Авраам и жена Лота видели одно и то же, то дело очевидно не в самой картине катастрофы. Жена Лота поззрела вспять, Авраам воззрел на лицо Содома и Гоморры, в этом различие? Или нет? Лоту с семейством было сказано не оборачиваться. Аврааму ничего такого не говорили, чтобы он туда не смотрел, в этом различие? Нет. Ответ где нужно искать ответ, когда мы сталкиваемся с серъезными затруднениями по смыслу? Где мы имеет ответ на сложные места в Ветхом Завете? Ответ в Евангелие.

Читаем в Евангелие, что спасение происходит через Сына Божьего. «И суд и спасение Отец отдал в одни руки » он отдал их Богу Сыну. Иначе быть не может. У кого спасение, у того и суд. Бог судит только после того, как Он спасающихся спас. Смотирте, Бог судит только после того, как Он тех, кто хотел спасаться, спас. Содом – пример того, как совершается суд для нечестивых. Это превращение, катастрофа, крайняя точка гнева Божьего. Весь суд, сказано в Евангелии от Иоанна 5 гл 22 ст «Весь суд» имеется в виду до конечной катастрофы «отец отдал Сыну». А с другой стороны, всякий, кто верит в Сына, как в Сына. Всякий. Суду не подлежит. Он не подсуден. (Ев. Иоанна 5 гл 24 ст) «Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь ». Вот какой человек Авраам. То, что Авраам смотрит на горящий Содом, как жена Лота, но она мертва, а он жив, есть свидетельство веры Авраамовой. Когда Аврааму явилась Троица, Господь сказал ему, что познал его. Но это значит, что и Авраам нечто познал в Боге. Если Бог познал Авраама, то и Авраам познал нечто в Боге. Авраам стал ходатаем о спасении: помните, как он заступался за жителей Содома. Авраам стал ходатаем о спасении, и вера Авраамова тогда сделала ещё один шаг. Это стала вера спасительная. Авраам – сын Божий, ещё ближе усыновился Богу. Вера спасительная это такая, когда человек не идёт на суд . Вот, что значит верить. Вот есть такой этап движения по пути веры, когда человек уже на суд не идёт. Это вера спасительная. Он достигает это. Человеку дано было это достичь. Ветхозаветному человеку, такому как Авраам.

И эту мысль нельзя потерять. Вера спасительная это такая, когда человек уже на суд не идёт. Нельзя потенять эту мысль, поэтому Писание делает обощающее заключение ко всей истории Содома. Лот спасён не потому, что был праведен. А Лот был праведен. Но Лот спасён не потому, что был праведен, а потому, что Бог вспомнил Авраама. Когда завершался Потоп, Бог вспомнил Ноя. Это 8 гл 1ст. Когда Бог судил Содом, Бог вспомнил Авраама. И вот, завершающий по смыслу весь эпизод стих это 29 ст 19 гл.

«И было, когда истребил Господь все города страны той, вспомнил Бог Авраама и выслал Лота из среды ниспроверщения, когда ниспроверг Господь города, в которых обитал Лот ». То есть, Лот был праведник. Лот был удивительный, удивляющий человек. Бог не погубит праведного с нечестивым, однако в спасении Лота из Содома, Писание выделает, что Лот получил спасение через Авраама. И всё сошлось у нас. Вера Авраама стала спасительной для Лота. Верующий человек становится источником веры для других .

Когда у человека вера спасительная, она спасительная для других. Стяжи веру спасительную и многие вокруг тебя спасутся . Что такое спасительная вера, Писание расскажет в отдельном богословском сюжете, когда Авраам и Сарра окажутся в Гераре. Это гл 20.

А сейчас другой сюжет, который тоже имеет отношение к теме спасения. Этот сюжет – дочери Лота. Мы рассказали о жене Лота, теперь – другой сюжет. Дочери Лота.

В истории семейства Лота тема спасения делает самый неожиданный поворот. Это история о дочерях Лота, которые пожелали избегнуть уничтожения их рода.

30 ст 19 гл «Поднялся же Лот из Сигора и поселился в горе сам и обе дочери его с ним ибо он убоялся селиться в Сигоре и вселился в пещеру сам и две дочери его с ним ». Ну замечательно, никакой благодарности. Спаситель Сигора. А ведь он спас Сигор. Этот город спас Лот, помните. Никакой благодарности спаситель Сигора не получил. И пришлось ему по слову ангелов по слову ангелов, та кему и сказали 17 ст 19 гл. Пришлось Лоту жить в горе (т.е. в пещере). Сказала же первородная к младшей. Это очень редкое слово употребление. Первородная по отношению к дочери. «Сказала же первородная к младшей: отец наш стар и никого нет на Земле, кто войдёт к нам, какой есть путь всей Земли » Никто не войдёт к нам, каков есть путь всей земли. Еврейское выражение «идти в путь всей земли» означает умирать. С такой же неизбежностью, как люди должны умирать, женщины должны рождать. Вот такое убеждение было у старшей дочери Лота, которая названа и ощущает себя как первородная. То есть, она также, с такой же неизбежностью, как люди умирают, с такой же неизбежностью они должны зачать и родить. Вот так она убеждена. То есть, ради спасения рода дело, которое она задумала… смотрите какой поворот сюжета. Ради спасения рода дело, которое она задумала не противоестественное, но естественное. А задумала она что?

«Приди, напоим отца нашего вином и приспим с ним и сохраним в живых от отца нашего семя ». Замечательная мысль. Сохраним вживых семя. На греческий перевели неудачно. «Восстановим семя». Неудачный перевод, потому что здесь речь о другом. Действительно был обычай восстановить семя умершему брату. Затем был закон восстановить имя умершему брату. Дочери Лота совсем другое делают. Они сохраняют вживых семя отца внутри себя как в Ковчеге. Именно так должен был делать Ной – вводить в Ковчег животных, чтобы сохранить в живых. Так сказано «сохранить в живых». Имеется в виду саму их породу. Эта параллель с историей Потопа говорит, что дочери Лота исполняли, как они его поняли свой долг – спасение рода человеческого. Замечательно, что и Златоуст так думает: «Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. То, что при других условиях было бы извращением, в контексте Библейской истории выглядит как подвиг».

33 ст «Напоили же они отца своего вином в ночь ту и вошедше первородная преспала с отцом своим той ночью и он не ведал, когда она приспала и когда встала. Было же наутро и сказала первородная младшей: вот я преспала вчера с отцом нашим, упоим его вином и в эту ночь и ты вошедши преспи с ним и сохраним в живых от отца нашего семя. Упоили же и в ту ночь отца своего вином и восшедше младшая преспала с отцом своим и он не ведал когда он преспала и когда встала. И зачали обе дочери Лота от отца своего и родила первородная сына и назвала имя ему Моав, говоря от отца моего. » Сей отец моавитян до нынешнего дня. «Родила же и младшая сына и назвала имя ему Бенами, сын народа моего» Сей отец аммонитян до нынешнего дня. Имя Моав «миав» означает «от отца». Моавитяне жили к юговостоку от Мертвого моря. И, кстати, Моавитянкой была Руфь, прорадительница царя Давида, она упомянута в родословии Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. «Бен ами» переводится «сын народа моего». Аммонитяне жили к северо-востоку от мертвого моря. То есть, и Моав (моавитяне) и Бенами (аммонитяне), они жили на востоке от мертвого моря.

Златоуст пишет так: «Никто да не дерзнёт осуждать праведника и дочерей его, как будто такое кровосмешение произошло от невоздержания. Обрати своё внимание на цель и ты освободишь их от всякого осудения. Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. Они говорят: чтобы не прекратился род наш и нам не подвергнуться совершенному уничтожению, упоим отца нашего вином, так как отец наш сам никогда не потерпит и слышать об этом. Лот же подвергся опьянению не столько от невоздержания, сколько от скорби душевной и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина он вовсе не знал случившегося». Таково рассуждение Златоуста. Обратим внимание, как святитель умеет избегнуть осуждения. Это качество его писаний. Златоуст мастер в этом отношении. Когда он рассуждает, он умеет не осуждать. И Златоусту вторит русский философ Розанов, он тоже не дерзает осуждать Лота и его дочерей и очень уместно добавляет, что ведь зачатие произошло и у старшей и у младшей дочери с одного разу, и они родили сыновей, и от сыновей произошли народы. Такие вещи не происходят сами собой.

Дочери Лота совершили противоестественное дело. На него можно взглянуть как на извращение. Тогда дочерей Лота нужно поместить в один разряд, или близко к нему, с жителями Содома. Также дочерей Лота можно сопоставить с их матерью. Жена Лота, когда увидела превращение Содома, жители которого превратили свою человеческую природу, сама превратилась в соляной столп, а после и её дочери решились на противоественное зачатие. Нет. Не об этом нам говорит Писание. И не так толкует нам Златоуст. Если осудить дочерей Лота, как виновниц кровосмешения, вот нельзя этого делать. Но если осудить дочерей Лота как виновниц кровосмешения, то потеряется богословский смысл этого сюжета . Писание помещает дочерей Лота в один разряд с Авраамом и Лотом. История с дочерями Лота занимает своё место в том разделе учения о Спасении, которое посвящено проработке сложной темы «спасение и суд». Вот куда вписывается этот богословский сюжет «дочери Лоты». Этот богословский сюжет вписывается в сложную тему «спасение и суд». После того, как Лот был спасён из города, подвергшегося суду, его дочери желают послужить спасению своего рода, и совершают дело с крайней степенью дерзновения. Дочери Лота представляют свои тела как кивот для семени отца. Поскольку речь заходит о спасении, у Авраама, у Лота, у дочерей Лота дерзновение есть общая черта. Дерзновение необходимо для спасения. Писание как бы говорит нам и повторяет как хороший учитель. Три раза повторяет. Чтобы спасаться нужна решимость. Эту решимость ничем нельзя ослабить. В каком-то смысле она должна быть безоглядной. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Чтобы спастись, нужно уметь с решимостью покинуть естественное течение жизни. Отсюда и происходит дерзновение Авраама пред Богом, дерзновение Лота пред Богом и против естества поведение дочерей Лота. Таким образом, тема «спасение и суд» в Книге Бытия исчерпана. Но тема спасения не исчерпана. Она продолжается. Тема спасения поднимается на следующую ступень. Это будет большая тема, тема многих бесед: «Ветхий завет и Спасение».

" ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ"

4
Жена Лота

Всё, что говорит нам Библия о жене Лота, это то, что она «...оглянулась назад и стала соляным столбом». Мы даже не
знаем её имени и не знаем откуда она. Не сказано нам, была ли она женой Лота до отделения его от Авраама или после, когда он «раскинул шатры до Содома», а возможно он взял жену как раз из Содома, и тогда это многое объясняет.
Избрав равнину Иордана и оставив восточную холмистую страну Аврааму, Лот совершил выгодную сделку, но (увы!) он был не первым, кто оценил процветающую легкую жизнь, предоставляемую плодоносной долиной Иордана. Здесь были города, занятые идолопоклонниками, такими же, которых Авраам оставил в Уре Халдейском. «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Лот раскинул свои шатры около Содома, но позже стал жить в доме внутри самого города.
Со временем развращенность Содома и Гоморры стала такой, что Бог не мог терпеть её долее. Он предупредил Авраама, что намерен уничтожить эти города вместе с их обитателями. Авраам вступился перед Богом за Содом во имя тех праведных, которые ещё могли там быть, и Бог уступил: если там найдется хоть десять праведников, он сбережет город. Но это условие, ясно, не состоялось. И тогда были посланы ангелы сказать Лоту, чтобы он бежал из Содома вместе с женой и со своей семьёй прежде, чем наступит страшное разрушение.
Лот колебался. Два его зятя отказались уходить с ним и, без сомнения, жена тоже не хотела оставлять город, поэтому ангелам пришлось ухватить и почти тащить из города Лота, его жену и двух его дочерей. И они были вынуждены бежать в горы. Очевидно, пожив в городских условиях, они страшились кочевой жизни, которая когда-то была нормальным образом жизни для Лота. Через ангелов он умолял Бога позволить им идти в Сигор - другой город, который находился неподалёку. Бог уступил этой мольбе, и они направились в Сигор. Тогда и «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли». (Быт 19:24,25)
Бытие 14 описывает войну в долине Сиддим, «где ныне море Соленое» - так в Библии именуется Мёртвое море, между царями или правителями разных городов, среди которых упоминаются Содом, Гоморра и Сигор. Долина эта изобиловала грязевыми ямами. Вернер Келлер в своей книге «Библия, как история» говорит о долине Иордана, как об огромном разломе в земной коре, который начинается далеко на севере Палестины и идет на юг, к Красному морю. Там, в долине Иордана есть изобилующие свидетельства землетрясений (Библия упоминает о них) и вулканических извержений: видимые на огромном протяжении массы лавы и базальта, кратеры потухших вулканов, маслянистые пятна битума на воде Мёртвого моря (в «Писнии» - грязь?), и запах нефти и серы. Учёными уже раскопаны многие библейские города, но Содома и Гоморры не обнаружено. Геологи полагают, что они лежат «...в районе, который теперь погружен под медленно поднимающимися водами южной части Мертвого моря, и что их разрушение явилось следствием мощного землетрясения, которое возможно сопровождали взрывы, молнии, выход природного газа и, главное, большие пожары».

Скверное предложение нечестивых

Вы когда-нибудь сожалели о жене Лота? Можете себе вообразить бедную женщину, которая, избежав пожара, оглянулась, чтобы посмотреть на свой объятый пламенем пожара дом, где в огне гибло всё то, что она создавала годами, о чём заботилась и ухаживала, что ценила и берегла, женщину, единственный грех которой был только в том, что она обернулась бросить последний взгляд на то, что она покидала навсегда?
Небольшое размышление на эту тему может стать для нас поучительным. Бытие 19 даёт краткое описание развращенных мужей Содома, с их извращёнными качествами. Нормальные люди приличного воспитания даже представить себе не могут весь тот ужас, который царил там. Эта развращённость более-менее открыто осуждается в наше время, хотя бессмысленно думать, что честное и объективное отношение сегодняшнего дня поможет заклеймить это зло, или что подрастающее поколение будет в меньшей опасности, если это зло будет разоблачено. Фактически это ознакомление послужит предупреждением для нас и поможет нам понять чувство отвращения Лота и его жены. Конечно, после той страшной ночи, осознавая опасность, которой подвергался её муж со стороны мужчин Содома и особенно обе её дочери, жена Лота могла бы не колеблясь стряхнуть пыль Содома с ног своих (то есть бежать из Содома), когда Бог через ангелов предложил им путь к спасению не только от Божьей кары, но и от отвратительной жизи в Содоме. Подлинность ангелов, посетивших их, была подтверждена ей чудом ослепления, всех осаждавших их дом мужчин, которое спасло по крайней мере в эту ночь Лота и его семью.
Но нет! Они ещё медлили, и их пришлось убеждать и подбадривать к бегству. Они просили, чтоб им позволили стать
в Сигоре, который из-за своей близости к Содому и Гоморре был, возможно, не намного безопаснее.

Промедление и взгляд назад

Без сомнения, жену Лота удерживал уютный дом и оседлый городской быт и страшил риск бездомной кочевой жизни. Должно быть, она полагала, что Бог, специально приславший ангелов, чтобы предупредить и спасти её хозяйство от разорения, может также оберегать их и дальше. Даже когда уже начался огненный дождь, и она должна была бы увериться, что нет места для сомнений, она всё ещё медлила и оглянулась. Это был не просто взгляд мельком, через плечо, в спешке. Слово, переведенное как «оглянулась», означает внимательный, долгий прощальный взгляд. И в этот момент не нужен был специальный акт наказания. Каждый промедливший в окрестностях Содома мог задохнуться в ядовитом дыме, который увидел Авраам следующим утром: «И дым поднимался с того места, как дым из печи». К этому моменту недвижимые предметы в Мертвом море покрылись солью. Таким образом, гибель жены Лота была неизбежной.
Изучающий Писание будет изумлён терпением Бога к Лоту и его семье. Для десяти праведников Он готов был пощадить город, готов был спасти зятей Лота, хотя они были неверующими, если б они последовали за Лотом. Когда Лот и его жена медлили с решением, ангелы понуждали и убеждали их до самой последней минуты, и даже пошли на компромисс, позволив им стать в Сигоре вместо бегства в горы.
Возможно в этом мы найдём для себя утешение, осознав,
как слабы и мягки мы и что Бог поможет нам, если только мы верим в Него.
В этом есть и серьёзное предупреждение для всех нас. Когда фарисеи спросили Иисуса о дне наступлении Царства Божьего, он ответил им, что этого не дано знать никому. Он проиллюстрировал это из истории народа, которую они хорошо знали, указывая им, что Божье Царство и Его суд грядут, - и для большинства людей неожиданно, - как нагрянул потоп во дни Ноя, или как был разрушен Содом во дни Лота.

«Помните Лотову жену»

Поражающей своей краткостью фразой, которая должна произноситься с впечатляющей силой, сказано: «Помните, Лотову жену».
Иезекииль однажды сравнил Иерусалим с Содомом, сказав: «Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». Здесь речь не о грубых грехах, которые стали синонимом слова «Содом», а о том виде греха, перед которым все мы склонились в эти дни изобилия, лени, жадности, эгоизма, грехов, о которых упоминал Иисус, предупреждая о дне суда: покупка и продажа, еда и питьё, посевы и строительство, женитьба и супружеская жизнь. Современными их двойниками могут быть сад, новый дом, безделье, амбициозные планы на детей и т. д. Ничто из этого не кажется злом само по себе. Но если что-то уводит нас от Бога и засасывает нуждами человечества – они так же смертельны, как грехи Содома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.