История России - федеральный портал История.РФ. Женщины и ракеты сергея королева.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Детство

Раннее детство провёл у дедушки и бабушки в г. Нежине Черниговской области.

Здесь в 1911 г. Сережа в первый раз увидел, как летчик управлял аэропланом, который был похож на грохочущую огромную птицу. Впечатлительный мальчик был потрясен этим зрелищем. То, что увидел, стало зародышем будущего призвания Сергея Королева.

Начальное образование получал сначала в Киевской гимназии, позднее в Одесской. После закрытия гимназии в Одессе учился на дому.

Родители

Отец Павел Яковлевич Королёв – учитель русской словесности.

Мать Мария Николаевна – дочь нежинского купца, учительница.

Отчим Григорий Михайлович Баланин имел педагогическое и инженерное образование.

Образование

В 1922 – 1924 гг. обучался в стройпрофшколе. Там сблизился с летчиками Одесского гидроотряда. Юноша трепетно следил за полетом крылатых машин над морем и воображал, как он поднимется на этом чуде в небо. Сергей все летнее время помогал готовить самолеты к полету. Основательно изучив мотор, Королев стал ценным работником, который был готов всегда помочь. Поэтому он понравился всем механикам и летчикам. В 17 лет создал и защитил первый проект безмоторного самолета К-5.

1924 – 1926 гг. обучался в Киевском политехническом институте на факультете авиационной техники.

1926 – 1929 гг. продолжил учиться в Московском высшем техническом училище им. Баумана. В училище спроектировал планеры «Коктебель» и «Жар-птица», проявил себя как способный авиаконструктор. Смело защитил дипломную работу по проекту легкого самолета СК-4. В дальнейшем по проекту Сергея было выпущено несколько самолетов СК-4 и «Красная звезда». На этих самолетах летчик-испытатель В.А.Степанчонок выполнял фигуры высшего пилотажа, мертвую петлю, на VII Всесоюзном планерном слете в Коктебеле в 1930 г.

Семья

Первая жена – Ксения Максимилиановна Винцентини, хирург, подруга детства С. Королева, учились вместе в Одесской стройпрофшколе.

Дочь – Наталия Сергеевна (1935), доктор медицинских наук.

Вторая жена – Котенкова Н.И. (1920-1999)


Деятельность и достижения Сергея Королёва

В 1929 г. проходили VI Всесоюзные планерные состязания в пос. Коктебель. Сергей Королев и его друг, и соратник Сергей Люшин представили планер, который был тяжелее, чем предыдущие. На нем Королев, которому было 22 года, установил рекорд парения – более 4 часов.

Перед С.П. Королевым и его коллегами была поставлена задача: создать ракету, которая поднялась бы в космос. Ракета была готова к испытаниям в начале 1957 г. все ждали успеха. Однако при запуске двигателя возник пожар и ракета взорвалась.

1931 г. – С.Королев и Ф.А.Цандер в Москве создали Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. В ней были созданы и запущены первейшие советские жидкостно-баллистические ракеты ГИРД-09, ГИРД-10.

1933 г. – образован Реактивный научно-исследовательский институт. В нем С.Королев был назначен руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

С 1935 по 1938 гг. С. Королевым разработаны проекты зенитных, с пороховым двигателем и дальнобойных ракет с жидкостным двигателем.

1938 г. – С. Королева арестовали и осудили. В заключении пробыл до 1940 года. Вернувшись в Москву, был осужден вторично и отправлен в спецтюрьму НКВД, позднее в тюремное конструкторское бюро /ОКБ-16/ при авиазаводе № 16 в г. Казани.

В период заключения С.Королев проектировал и конструировал бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, занимался усовершенствованием ракетных двигателей.

В 1944 г. С.Королев был досрочно освобожден, но не реабилитирован.

1946 – 195 гг. С.П.Королев разрабатывал баллистические ракеты дальнего действия. Спроектированы и сданы на вооружение межконтинентальные ракеты Р-1 дальность – 3000 км., также двухступенчатые баллистические ракеты Р-7 – 8000 км.

Одновременно зрели планы вывода искусственного спутника Земли, с помощью ракеты Р-7. 4 октября 1957 г. спутник был с успехом запушен, что стало грандиозным событием в истории Советского Союза.

На базе ракеты Р-7 созданы трехступенчатые ракеты-носители «Восток» и первый космический корабль с пилотом на борту «Восток 1». 12 апреля 1961 г. «Восток 1» стартовал, пилотируемый Юрием Гагариным.


Интересные факты из жизни Сергея Королёва

  • на первый космический полет претендовал не один Ю.Гагарин. Космонавтов отбирал сам Королев. Важно было многое: и рост, и вес, и здоровье, и… честность ответа С.П.Королеву на его вопрос о самочувствии будущего космонавта.
  • в 1968 г. самолет с Ю.Гагариным разбился, выполняя тренировочный полет. В кармане лётной курточки Ю.Гагарина нашли фотографию Королёва.
  • Чайка – такой позывной придумал для первой женщины-космонавта Валентины Терешковой Сергей Павлович Королёв.
  • до конца жизни имя С.П.Королева было засекречено, и во всех официальных сообщениях использовался псевдоним – Генеральный конструктор.

Любимые книги Сергея Королёва

С.Королев любил математику, но и книги читал с удовольствием. В школьные годы зачитывался Гоголем, Есениным, Пушкиным. «Войну и мир» Л.Толстого перечитывал и не переставал восхищаться.

Награды Сергея Королёва

  1. Дважды Герой Социалистического Труда
  2. Три ордена Ленина и орден «Знак почета»
  3. Лауреат Ленинской премии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) — 14 января 1966 года

Советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Основоположник практической космонавтики.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомире (ныне на Украине) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева (1877-1929). Ему было около трех лет, когда родители развелись.

В 1915 году С. П. Королев поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошел в первый класс гимназии в Одессе. После закрытия гимназии учился в Строительной профшколе, которую окончил в 1924 году, получив специальность строителя-черепичника.

В 1924-1927 годах С. П. Королев учился на аэромеханическом факультете МВТУ им. , в 1927 году начал работать на заводах Всесоюзного авиационного объединения. В 1929 году он окончил МВТУ, защитив под руководством авиаконструктора А. Н. Туполева дипломный проект легкомоторного самолета СК-4. В 1930 году С. П. Королев окончил Московскую школу летчиков. С июня 1930 года он был старшим инженером ЦАГИ. Разработал ряд конструкций успешно летавших планеров.

Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял С. П. Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд». С. П. Королев воспитал многих талантливых ученых и инженеров.

С. П. Королев был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956, 1961), награжден тремя орденами , орденом «Знак Почета». В 1957 году он стал лауреатом Ленинской премии.

С. П. Королев скончался в 14 января 1966 года в результате неудачно проведенной операции. Его прах захоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем на Красной площади.

В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха первых замечательных достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи С. П. Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике. Он был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники.

Имя С. П. Королева, как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны.


Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1924-1929 годах учился в МВТУ им. . В 1930 году С. П. Королев окончил Московскую школу летчиков. Работал в ЦАГИ, возглавлял ГИРД, затем РНИИ. В 1940-1942 годах отбывал заключение в московской спецтюрьме НКВД ЦКБ-29. Жил и работал в Москве в 1959-1966 годах. Скончался в Москве 14 января 1966 года, похоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем на Красной площади.

Сергей Павлович Королев – гениальный ученый, физик, инженер, конструктор. Он добился огромных результатов в сфере практической космонавтики и производства ракетно-космической техники.

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире. Его отец – Павел Яковлевич Королев, учитель русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко, дочь нежинского купца.

Когда ему было 3 года, мама покинула семью, и его отправили в город Нежин к бабушке и дедушке. Учился Сергей Павлович в Киеве, затем в Одессе.

Именно в Одессе он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями их ремесла. Смышленому юноше показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Учеба и первая работа

Последний совет Сергей Королев сразу усвоил и после школы продолжил обучение. Он поступил в Киевский политехнический институт. Однако программа обучения там его не совсем устраивала, и поэтому он перевелся в Высшее техническое училище в Москве .

По окончании училища Королев был направлен на работу в Центральный аэродинамический институт . В этот период он изучал труды Циолковского «Реактивный аэроплан».

Под впечатлением прочитанного он сменил место работы: в 1933 году Королев поступил на работу в новый Реактивный Научно-исследовательский Институт. Он стал заместителем начальника института по научной работе. Тогда ему было 26 лет, и он строил грандиозные планы на будущее.

Молодой конструктор и ученый верил в то, что будущее всей авиации за реактивными двигателями и реактивной техникой.

Арест и продолжение научной деятельности

В 1938 году в СССР проходила массовая чистка: искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Поездка в Германию

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году , а в 45-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2 .

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе . Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

Новый этап

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

Первый запуск в космос

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты. В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником .

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос , а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом – он жил своим любимым делом и отдавался ему полностью.

Сергей Павлович Королев планировал создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок и 14 января 1966 года скончался от сердечной недостаточности.

Имя: Сергей Королев (Sergey Korolev)

Дата рождения: 12 января 1907 г.

Возраст: 59 лет

Дата смерти: 14 января 1966 г.

Место рождения: Житомир, Украина

Деятельность: учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

Семейное положение: был женат

Сергей Королев: биография

Сергей Павлович Королев - выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.



Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.


  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.


  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.



Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.



В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.



Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.



Арест Сергея Королева | VitebskCity

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.



| HistoryTime

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.



| Канобу

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.



| HSL

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел .



| Коммерсантъ

В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.



| Аргументы и Факты

Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.



Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью | День Онлайн

В 1948 году семья распалась.



| Личности

Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

У многих иностранцев Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией Королев.

Сергей Павлович родился в январе 1907 года, в городе Житомир. Отец его, Павел Яковлевич, был простым учителем, в школе он преподавал русскую словесность. Мать Мария Николаевна Москаленко тоже была учителем.

Будучи ребенком, Сергей отличался от сверстников своей тягой к технике. Тяга эта была не лишена таланта. А увлечение, помноженное на талант всегда дает большие плоды.

Так вышло и с Королевым. В 17 лет он разработал проект своего первого летательного аппарата - безмоторный самолет.

В 1924 году Сергей Королев поступает в Киевский политехнический институт на факультет авиационной техники. За два года учебы освоил все общие инженерные предметы. В 1926 году он переехал в , и продолжил учебу в МВТУ - Московское высшее техническое училище.

Во время своего обучения, Сергей Павлович зарекомендовал себя как талантливого конструктора. Построил ряд летательных аппаратов: «Коктебель», «Красная звезда», а так же самолет СК-4.

Эти модели были интересны с точки зрения. Осенью 1931 года Королев совместно с Цандером создают, при разрешении сверху, группу изучения реактивного движения. Через год, эта группа стала де-факто государственной лабораторией занимающейся разработкой ракетно-летательных аппаратов.

В 1933 году был основан Реактивный исследовательский институт, руководителем которого становиться Клейменов. Сергей Павлович стал его заместителем. Судьба у Королева была сложной.

В 1938 году он попадает в тюрьму по сфабрикованному обвинению. Через два года государству все же понадобились его услуги. Находясь в заключении, он принимал большое участие в создание «ТУ-2».

В 1946 году Сергей Павлович был назначен главным конструктором баллистических ракет. Он в кратчайшие сроки разработал несколько поколений баллистических ракет, которые характерно в лучшую сторону отличались от своих аналогов.

Следующим шагом в его жизни, была разработка ракетоносителя для атомных боеголовок. С этим заданием он, опять же, блестяще справился. В 1956 году на вооружение была принята первая ракета отечественного производства с ядерной боеголовкой. В дальнейшем разработки в этом направление не прекращались и Королеву удалось создать несколько модификаций.

Вскоре в началась программа по освоению космоса. И здесь не обошлось без его знаний и умений. Сергей Павлович создал первый в мировой истории пилотируемый космический корабль. Название корабля - «Восток».

На этом корабле человек впервые полетел в космос. И этим человеком был Юрий . Под руководством Королева космическая программа продолжает развиваться, вслед за Гагариным, в космос летят Титов, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Леонов.

Бурное развитие космонавтики в СССР, не оканчивается только на разработке пилотируемых кораблей. Королев создает несколько беспилотников, имеющих научное назначение.

В космос выводятся спутники для изучения радиационных поясов Земли. Так же в космос выводятся спутники телесвязи и радиовещания.

Сергей Павлович тяжело болел и умер в начала 1966 года. Королев - Великий русский ученый, его вклад в развитие Космоса трудно переоценить. Благодаря своей научной деятельности, известен не только в , но и за рубежом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.