Мушкетерский стиль в моде XVII века. – Представительская роль. – «Война кружев». – Мушкетерские плащи. – Первые мундиры. – Знамена и музыка. – Военная форма XVIII века. Для всех и обо всем

Костюм мушкетёра

По моде XVII века, на голове д’Артаньяна красовалась широкополая фетровая шляпа с пучком пышных перьев. Отважный мушкетёр носил её не только на улице, но не снимал и в помещении, а часто не расставался с нею даже за столом. Шляпу д’Артаньян надвигал на ухо, на лоб или заламывал на затылок. – Это зависело от того, хотел ли он придать своей внешности выражение гнева, добродушия или удали.

Волосы из-под шляпы ниспадали до самых плеч, но это вовсе не значило, что герой романа обладал пышной шевелюрой. Незадолго до приезда д’Артаньяна в Париж, облысевший король Людовик XIII начал носить парик. Мода на парики быстро распространилась среди придворных.

На д’Артаньяне был камзол. Его застёгивали только на груди, а длинные расширяющиеся книзу полы топорщились на бёдрах. Из- под камзола выпускали наружу большой кружевной воротник и кружевные манжеты.

Короткие, украшенные множеством бантиков штаны, заканчивались подвязками для длинных чулок. Подвязки были особой гордостью кавалера, они делались из кружев и бахромой свисали ниже колен. Для того чтобы подвязки были видны, широченные голенища сапог имели огромные раструбы.

«Господин д’Артаньян состоит в гвардейской роте господина Дезэссара, а этот господин – мушкетёр из роты господина де Тревиля. Поглядите на его одежду, господин комиссар, поглядите на одежду!» – восклицает в романе господин Бонасье.

Вы можете подумать, что одежда мушкетёра отличалась от формы гвардейца. Ничего подобного.

В первой половине XVII века военный формы ещё не существовало, и даже солдаты враждующих армий не всегда отличали своих по одежде.

Лишь в конце XVII века, в период, описанный в романе «10 лет спустя», мушкетёры различных рот начали носить камзолы разного цвета-красные, серые, голубые. До этого мушкетёра можно было отличить лишь по маленькой букве «Л» («Людовик – король Франции»), вышитой на одежде.

В романе мушкетёры короля соперничают с гвардейцами кардинала Ришелье. Обычно на рисунках гвардейцев изображают с крестами на плащах, но и этот знак был введён гораздо позже, когда Ришелье уже давно не было в живых.

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Оружие мушкетёра Мушкетёр – солдат, вооружённый мушкетом. Мушкет, предок ружья, был так тяжёл, что для выстрела приходилось ставить его на специальную подставку – сошку. При стрельбе мушкет ударял в плечо с такой силой, что мушкетёрам приходилось подкладывать под

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Парадный костюм Парадные туалеты XVII века придавали гостям вид чопорный, важный, и пышный.Рёбра и талию женщин стягивал корсет на металлических планках. От этого верхняя часть туловища становилась похожей на рюмку. Юбка напоминала колокол. Чтобы сделать её по возможности

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Костюм богатого сеньора О том, каким был мужской костюм, обычный для королевского двора, мы знаем из описания того же вездесущего Рауля Глабера: «Около 1000 года, когда король Роберт только что женился на королеве Констанции, приехавшей из Аквитании, можно было видеть в

автора Пастуро Мишель

Мужской костюм Утром сеньор последовательно надевал брэ рубашку, шоссы туфли, пелиссон и блио. Если он собирался уезжать, то к этому добавлялись плащ, головной убор и сапоги. Отправляясь на войну, поверх обычной одежды он облачался в военное снаряжение.Брэ –

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Женский костюм Большинство элементов женского костюма ни по своему назначению, ни по покрою не отличалось от того, что носили мужчины. Однако здесь царило еще большее изобилие тканей и расцветок, а также узоров и аксессуаров.Впрочем, брэ женщины не носили, зато они ловко

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Три мушкетера Интересно, что друзья отважного гасконца – Атос, Портос и Арамис – тоже оказались непридуманными. Однако славная четверка могла общаться лишь несколько кратких месяцев 1643 года. В декабре этого года в одной из бесчисленных стычек был смертельно ранен Арман

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Мушкетеры-скандалисты («Д’Артаньян и три мушкетера») Во время съемок знаменитого телеблокбастера «Д’Артаньян и три мушкетера» было множество скандалов. Опишу лишь некоторые.Первый скандал случился в самом начале съемок – в апреле 1978 года: тогда взбунтовались актеры.

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Нефритовый костюм принца Лю Шена Резьба по камню – один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, горный хрусталь, аметист и

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы

Из книги Короткий век блистательной империи автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1. Как «три мушкетера» испугались Р-5М Планы строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, вынашивались еще египетскими фараонами. В XIX веке проектированием канала всерьез занялись французские и итальянские инженеры. Бывший французский вице-консул

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ С ЖЕСТКИМ ШЛЕМОМ В 1837 г. Зибе существенным образом усовершенствовал свое изобретение. Теперь водонепроницаемый костюм закрывал все тело водолаза (кроме рук), ноги были обуты в галоши, снабженные тяжелыми грузами, а установленный в шлеме выпускной

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Женский костюм За исключением «эфода» и «аддерета», женщины носят ту же одежду, что и мужчины. Однако разница в женской и мужской моде все же заметна, поскольку закон предписывает отличать в одежде пол. Различия состоят в качестве и цвете тканей, длине, украшении и крое.

Из книги Прощай, Россия! автора Кьеза Джульетто

Глава 3. Четыре мушкетёра Итак, настало время познакомиться с четырьмя мушкетерами реформы, рыцарями без страха и упрека, тайно обосновавшимися в номере 1120 на одиннадцатом этаже московского «Президент-отеля». Имя одного нам уже известно – Ричард Дрезнер. У этого

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Женский костюм Относительно женщин Ланда сообщает, что "индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они покрывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все

Из книги Амазонки, савроматы, сарматы – развенчанный миф. Версия 1.1 автора Севрюгин Сергей Анатольевич

Чувашский женский костюм О чувашском женском костюме писали многие известные учёные:Г. А Никитин с Т. А. Крюковым – книга «Чувашское народное изобразительное искусство»,1960; А. А. Трофимов с Э. Д. Меджитовой – книга «Чувашское народное искусство», 1981. Прекрасно

Когда молодой человек начинал карьеру во Французской армии 17 или 18 века он присоединялся к самой большой и современной военной машине Европы. По-другому и быть не могло, ведь Франция в то время была самой густонаселенной страной континента (20 млн. человек). Для сравнения в Австрийской империи проживало 8 млн.человек, в Испанской - 7 млн. человек, а в Британии 6 млн.человек.

Французская армия во времена Людовика XIII насчитывала 50,000 человек личного состава, включая гвардейцев. Людовик XIV увеличил численность войска до 125,000 человек (к 1667 году), и до 200,000 человек к 1677 году. Во время войн конца 17-го века численность французской армии достигала 450,000 человек. Королевские мушкетеры были составной часть армии и входили в состав maison militaire (гвардии) в maison de Roi (королевском имении).


Фактически - мушкетеры представляли собой малочисленную военную элиту страны. Во времена Людовика XIII гвардейские подразделения были поделены на Garde du dedans du Louvre (гвардейская часть, обеспечивающая охрану Лувра): Gardes du Corps, Cent-Suisses, Gardes de la Porte и охранные часть, выполнявшие функции дворцовых гвардейцев (они были вооружены алебардами) и на Garde du dehors du Louvre (гвардия за пределами Лувра).

В конце 1622 года армия Людовика XIII была направлена на подавление беспорядков в южной Франции. В ноябре или в начале декабря по пути в Авиньон король провел реформу гвардии. Новое элитное подразделение получило на вооружение мушкеты, а также нового командира - капитана Сьюр де Монталета. Для пополнения отряда, получившего название - Mousquetaires du Roi (Королевские мушкетеры) и состоящего из 100 человек было решено набрать добровольцев благородного происхождения (в основном выходцев из провинциальной аристократии). Отряд должен был уметь сражаться как в конном, так и в пешем строю. Все бойцы должны были уметь обращаться с мечами и мушкетами.

Отряд мушкетеров базировался в Париже, поблизости от Лувра - дома королевской семьи. Таким образом, свои непосредственные обязанности мушкетеры выполняли, когда король покидал свой дом. Людовик непрестанно заботился о своих любимцах. 3 октября 1634 года он провозгласил себя капитаном мушкетеров и занимал эту должность до тех пор, пока не передал ее графу Тревилю, который стал новым капитан-лейтенантом и командиром элитного подразделения. После смерти Ришелье и Людовика XIII (в начале 1646 года), мушкетеры остались без влиятельного покровителя. Вставший у руля страны кардинал Мазарини решил передать командование подразделением своему племяннику герцогу Неверу, но Тревиль отказался покидать должность. В результате мушкетеры были полностью расформированы. Это случилось 30 января 1646 года.

Королевские мушкетеры Людовика XIII оставили после себя столь яркий след славы, что их переформирование было делом времени. 10 января 1657 года Людовик XIV вновь сформировал элитный отряд из 100 человек и стал его формальным капитаном (фактическим командиром был капитан-лейтенант Филипп Манчини, герцог Невер). Как и раньше, мушкетеры служили в конном и пешем строю, а также одевались в синюю униформу с серебряным крестом. Новые мушкетеры должны были занять место устаревших жандармов и шэвалежоров, при этом численность подразделения увеличилась до 300 человек.


Людовик XIII в окружении Франции и Наварры.

В 1660 году Мазарини уступил свою персональную охрану королю, который включил новых бойцов в состав мушкетерского подразделения. В 1663 году мушкетеры предприняли поход в Лотарингию, а в конце 1664 года был сформирован второй полк мушкетеров, командиром которых стал король. Первый полк мушкетеров отныне назывался серым (по цвету мушкетерских лошадей), тогда как второй полк получил наименование «черного». Конечно же, 2-ой полк не был столь ярким, как первый, ибо за ним не тянулся длинный шлейф славы. Однако его бойцы обладали всеми привилегиями своих старших товарищей.

В 1680 году произошло забавный случай - внук Людовика XIV - герцог Бургундский - решил стать мушкетером. Между полками завязалась серьезная борьба за влиятельного новичка, ибо успех в противостоянии мог подарить полку серьезное политическое преимущество. В целях предотвращения внутренней борьбы король принял «соломоново решение» и герцог Бургундский начал служить в обоих полках попеременно, что позволило избежать столкновений между братьями по оружию.

Каждый мушкетерский полк насчитывал 300 человек, но в 1668 году численность мушкетеров в отряде уменьшилась до 250 человек. Полк мушкетеров находился под командованием капитан-лейтенанта, которому подчинялись суб-лейтенант, бригадиры и 15 суа-бригадиров (кавалерийский эквивалент пехотного сержанта), энсин (с флагом), шесть барабанщиков, четыре хатбуа (флейтисты нового образцы), комиссионер (снабженец), капеллан, фурье (квартермейстер сержант), хирург, фармацевт, кузнец, шорник и три казначея. Когда численность отряда вновь увеличилась до 280 человек, полк был разделен на 6 взводов. В 1693 году в каждом полку появились дополнительные суб-лейтенант, энсин и корнет. На протяжении царствования Людовика XV мушкетерские полки прошли через серию дополнительных реформ. К 1774 году каждая мушкетерская рота насчитывала 176 человек личного состава, плюс 7 офицеров, 10 marechaux des logis, 4 бригадиров, 18 суа-бригадиров, 4 хатбуа, 6 барабанщиков, 10 кандидатов в офицеры и капеллана. Как можно заметить, мушкетерский полк был равен по численности типовому кавалерийскому полку мирного времени.

До 1682 года полки мушкетеров квартировались в Париже и лишь потом переехали в Версаль. Во время ежедневной заутрени мушкетеры подходили к королю, дабы получить новые приказы и задания. Та же самая процедура повторялась вечером, когда король отходил ко сну. Частенько мушкетерская служба сводилась к банальной охране короля, но, временами, монарх отдавал секретные или тайные распоряжения. Когда король находился в Версале, мушкетеры охраняли вход в его покои. Когда король путешествовал на карете, 4 мушкетера всегда двигались вперед конной процессии.

Что касается музыки, то в промежутке с 1622 по 1642 год в полку служили трубач и барабанщик. В 1657 году в составе новых мушкетеров вновь появился трубач, но уже в 1663 году ему на смену пришли 5 барабанщиков и флейтист. В 1665 году три хатбуа были добавлены в оба полка, позже их стало 4, тогда как флейтист был замещен шестым барабанщиком. При этом в составе полков никогда не было конных барабанщиков (kettledrummer), частенько появляющихся на книжных рисунках и изображениях.

В военное время численность полка составляла несколько сотен человек, вследствие чего, провинциальные дворяне, ставшие мушкетерами, имели отличные шансы получить повышения и награды. Когда начиналась война, мушкетерская канцелярия оказывалась завалена письмами и рекомендациями со стороны молодых претендентов, которые могли отслужить в полку добровольцами и позже стать полноценными мушкетерами (естественно, платили таким героям лишь за участие в боевых действиях). Десять человек из числа добровольцев позже могли присоединиться к полку в качестве кандидатов в офицеры.

Для того, чтобы стать офицером в мушкетерском полку, претенденту требовалось выложить кругленькую сумму денег. Так, например, в 1672 году звание корнета мушкетеров обходилось в 100,000 фунтов. Со временем цены могли измениться. Например, Жозеф Де Монтескью, граф Д’Артаньян (дальний родственник известного героя Дюма) получил мушкетерский плащ всего за 40000 фунтов. Однако, когда Жозеф решил стать капитан-лейтенантом, взамен 80-ти летнего маркиза де Мопертье, ему пришлось выложить 150,000 фунтов. В том же году была попытка обуздать инфляцию, зафиксировав получение звания корнета на уровне 60,000 фунтов. Однако на протяжении 1720 года место в мушкетерском полку серьезно колебалось в цене от 40,000 до 150,000 фунтов. При этом некоторые должности вообще нельзя было купить. Начиная 1716 года, семья Монбоссье держала за собой место капитан-лейтенантов второго полка. Должность переходила от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. Из всего вышесказанного становится понятно, что многие должности нельзя было купить на жалование мушкетеров, а значит, претенденты на должности должны были иметь высокий доход за пределами службы.


Людовик XIII и кардинал Ришелье смотрят на позиции французской армии в горах Пас-де-Сюз. 6 марта 1629 года.

ВЕРБОВКА

Во время правления Людовика XIII, Людовика XIV и Людовика XV мушкетеры рекрутировались, в основном, из сельской местности. Это и неудивительно, поскольку 85% французского населения проживала за пределами городов. Многие мушкетеры имели в деревенской местности старое шато или особняк, в котором некогда проживали их предки. Больших доходов подобные поместья не приносили, вследствие чего потомки мелких дворян имели на выбор две возможные карьеры - духовную или армейскую.

Если вы помните роман Дюма «Три мушкетера», то вероятно, можете мысленно восстановить сцену, где молодой гасконец покидает отчий дом, дабы стать мушкетерским кадетом. Объективная реальность была намного мрачнее, мушкетеры-кадеты, не являлись наследниками своих отцов и не могли унаследовать имение. Фактически, джентльменом становился лишь старший сын, которому по наследству передавалось поместье и имущество отца. Менее удачливые братья отправлялись в армию или в презренный (по мнению французских аристократов) флот.

В царствование Людовика XIV и Людовика XV кандидатом в королевские мушкетеры мог стать молодой человек, способный держать оружие и которому исполнилось, хотя бы, 16 лет. Возрастной ценз, конечно же, мог быть понижен. В качестве примера можно привести историю Луиса Балтазара Де Жирардо, который стал мушкетером в 1750 году в возрасте 10 лет. В среднем, возраст начинающих мушкетеров находился в районе 17 лет, что было несколько ниже, чем в других частях гвардии (это было связано еще и с тем, что отряды королевских мушкетеров частично брали на себе обязанности военной академии). Мушкетер скромного происхождения долгие годы прослуживший в полку, мог просить короля о дворянстве. Шансы на успешное получение дворянства повышались, если предки просящего сами были мушкетерами и долгие годы находились на королевской службе.

Вопреки распространенному убеждению, будущие мушкетеры не обязаны были иметь «четверть дворянской крови». Это требование было обязательным для полков Gardes Du Corps и шевалежеров. Фактически, мушкетером мог стать любой отпрыск разночинцев способный вести «благородный образ жизни». Сам Людовик XIV считал, что мушкетером может стать человек, семья которого способна поддерживать его непроизводительный и тяжелый образ жизни. Кроме того, мушкетерами часто становились дети мушкетеров и сыновья офицеров, принятых в Орден Святого Людовика (который был создан в 1683 году).

Рекомендательные письма были важны для всякого будущего мушкетера. Этот момент хорошо показан в книге Дюма. Д’Артаньян приезжат в Париж, имея при себе рекомендательное письмо, написанное отцом и адресованное Де Тревилю. Имели значение и семейные связи. Потенциальный рекрут имел большие шансы на успех, если при нем было аттестационное письмо, написанное родственником или другом, имеющим вес в глазах гвардейского или мушкетерского начальства. Отец герцога Сен-Симона сделал в точности то, что сделал отец Д’Артаньян для своего сына. Он написал рекомендательное письмо своему другу капитан-лейтенанту Маупетриусу (1-ый мушкетерский полк), в котором просил принять в ряды мушкетеров своего сына. Очень часто в рамках одного полка служили сразу несколько родственников. Так, например, Жорж Монерон де ля Бусье - бригадир 1 полка, помог поступить на службу пяти своим племянникам. Бригадир 2-го полка Рене-Клод де Жирардо, сир де Ланей, обеспечил места 7 своим сыновьям и 4 внукам. Кроме того, одна из его дочерей была жената на мушкетере, вследствие чего семью Жирардо можно уверенно считать самой мушкетерской семьей за всю историю Франции. Как следствие, образ мушкетера как героя одиночки рассыпается под тяжестью неопровержимых фактов. Истина такова - многие мушкетеры служили в окружении ближайших родственников.


Смотр гвардейцев кардинала. 1620-ые годы.

ПОДГОТОВКА К СРАЖЕНИЯМ

Насмотревшись фильмов и начитавшись книг, люди начинают думать, что мушкетеры были отменно образованными 20-30 летними мужчинами, отличными фехтовальщиками, специалистами по верховой езде, имевшими обходительные манеры и всю жизнь прослужившими в одном и том же полку. Однако, как я уже писал выше, в полк изначально поступали не взрослые, а подростки, которым не было и 20 лет. Кадеты могли немного читать и писать, знали начальную математику и что-то смыслили в географии, истории и науке. Молодежь, имевшая репетиторов, могла обучиться фехтованию или конной езде до поступления на службу.

Большую часть времени мушкетеры проводили в изнурительных тренировках, необходимых для проведения эффектных парадов. Тренироваться приходилось, как в пешем строю (с мечом и мушкетом), так и в седле (с мечом). На тренировки мушкетер должен был приходить всегда в своем лучшем платье, так как за упражнениями мог наблюдать король. Людовик XIV проверял своих подопечных, как минимум, раз в год. При этом многие тренировки проводились во внешнем дворе Лувра. Мушкетеры знали, что Людовик XIV отлично разбирается в шагистике, и были в ужасе от одной лишь мысли о том, что что-то может пойти не так.

И действительно, иногда во время тренировок случались конфузы. В своих мемуарах политик Мирабо вспоминал, что его дед (когда был подростком-мушкетером) однажды оказался на упражнениях, за которыми наблюдал король. У деда Мирабо были очень тугие башмаки. Не долго думая, мушкетер подрезал их и только потом сообразил, что черные сапоги контрастируют с красными чулками. Для решения этой проблемы, юный талант решил замазать чулки чернилами, но ткань стала не черной, а фиолетовой. Когда на упражнения прибыл король, молодой человек поставил ноги таким образом, чтобы скрыть пятно. Это движение попалось Людовику XIV на глаза. Остановившись рядом с мушкетером, король заметил: «Твоя стойка - неправильна, мушкетер». Когда мушкетер сменил позу, король увидел пятно и рассмеялся. Для деда Мирабо этот случай завершился счастливо. Молодой человек продолжал служить и, в конце-концов, стал генералом.

Что касается принципов обучения, то герцог Сен-Симон (бывший мушкетером во времена правления Людовика XIV), считал, что бесконечные тренировки унижают достоинство аристократов, потому что их заставляют заниматься шагистикой точно также, как регулярных солдат и гренадеров. В действительности бесконечные упражнения были частью учебного плана, который позволял за короткое время превратить зеленых бойцов в умелых и дисциплинированных солдат.

Сыновья офицеров, традиционно становившиеся кадетами, обучались основам походной жизни в военных лагерях и походах. В 1622 году в полках начали внедряться первые «элементы» военной школы, но лишь во время возрождения мушкетеров, примитивная «школа» превратилась в более-менее приличную «военную академию». В рамках академии работали профессора, которые преподавали королевским гвардейцам искусства, науку и литературу. При этом считалось, что все означенные выше предметы необходимы мушкетеру, который хочет получить удачную военную карьеру. После двух лет подобной учебы молодой мушкетер мог приобрести капитанский чин в обычном линейном пехотном полку. Если же у семьи оказывались достаточные финансовые ресурсы, то молодой человек мог приобрести офицерский чин в более престижном мушкетерском полку.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ

Образ жизни королевских мушкетеров фактически был образом жизни, свойственным молодым джентльменам. У каждого мушкетера был хотя бы один слуга, который прибыл с господином из провинции и помогал ему в большинстве начинаний, а также ухаживал за лошадью.

В 17-ом веке королевские мушкетеры снимали комнаты в домах или тавернах, расположенных поблизости от дворца. Их лошади располагались в ближайших конюшнях. Людовик XIV изменил эту ситуацию и построил для своих любимчиков два отеля (казармы) с конюшнями. Первый из них предназначался для мушкетеров первого полка и располагался на улице Дю Бак в округе Сен-Жермен. Отель состоял из трех элегантных зданий, внутри которых был расположен открытый двор. Отель второго полка был построен в 1708 году на улице Шарентон в пригороде Сен-Антуана. Этот отель включал в себя четыре здания (340 комнат с очагами). Таким образом, каждый мушкетер, вместе со своими слугами, жил в хорошо отапливаемом помещении. Внутри отеля также располагался открытый двор - отличное место для тренировок, парадов и конных упражнений. Стоит отметить, что мушкетеры должны были проводить ночи внутри отелей, спать за пределами казарм можно было, получив предварительное разрешение от капитан-лейтенанта. Отряд из четырех мушкетеров находился под наблюдением бригадира или су-бригадира. Забота о лошадях осуществлялась мушкетерами по очереди. Подобный подход был действительно важен, ибо мушкетеры должны были быть хорошими всадниками, и они должны были понимать манеру поведения лошадей, как в бою, так и в мирное время.

После того, как король в 1682 году перебрался в Версаль, мушкетеры также сменили место жительства и поселились в Отеле Лимож, который располагался на улице Скео, возле дворцовых ворот. Возле отеля располагалась отменная арена для лошадей. Кроме того, мушкетерам было позволено посещать королевские сады в свободное от службы время.

Во время войны мушкетеры жили в домах местных жителей, которые, по идее, должны были иметь два спальных места (для мушкетера и его слуги), а также конюшню, в которой могли поместиться две лошади. Подобное вселение могло привести к конфликту, поскольку мушкетер рассчитывал на большой дом, тогда как принимающая семья не желала ни чем делиться с незнакомцем. Теоретически хозяева дома боялись со стороны мушкетеров бесчинств и краж. Однако частенько ситуация развивалась прямо противоположным образом. Например в 1730 году отряд мушкетеров остановился в Намюре. Маркиз де Шифревилль, энсин 2-ой роты заявил, что вдова Ле Рой не позволяла ему использовать кухню, обеденную комнату и кабинет, тогда как лошадям внутри конюшни было неудобно стоять из-за разбросанных повсюду бочек. Другой офицер - виконт Канильяк заметил, что его хозяин отказался давать комнату слуге несмотря на то, что в доме было полным-полно свободных комнат. Бывало и так, что хозяева отказывали постояльцам в комнатах с каминами или уменьшали число свободных кроватей.

ИНСПЕКЦИЯ КОРОЛЕВСКИХ РЕКРУТОВ, 1625-30

Молодой дворянин, ставший мушкетером, кардинально менял свой образ жизни. После поступления в полк он учился фехтовать, стрелять из мушкета, управляться с лошадью при помощи умелых учителей, имевших непосредственный опыт боевых действий. Мушкетеры должны были быть подвижным и сильными, ум и смекалка требовались им, чтобы преуспеть, как на службе, так и во время боевого столкновения с реальным врагом. При этом многие мушкетеры были не более чем тинейджерами 17-ти летнего возраста.

На изображении можно увидеть новобранца мушкетерского полка, в руках которого находится фитильный мушкет. Его синий плащ скрывает хранилище для пуль и пороха. Обратите внимание, что мушкет применялся в основном для стрельбы на дистанции, тогда как в ближнем бою мушкетеры использовали мечи. На заднем плане видны опытные мушкетеры, которые являются наставниками новобранца. Пройдет немного времени и представленный на рисунке молодой человек столкнется с многочисленными опасностями реальной жизни, которые закалят его дух и характер в лучших мушкетерских традициях.

УНИФОРМА КОРОЛЕВСКИХ МУШКЕТЕРОВ, 1657-64

Когда полк королевских мушкетеров был восстановлен (январь 1657), его бойцы вновь надели на свои плечи синие плащи с белыми крестами, подражая первому мушкетерскому призыву. На изображении можно увидеть мушкетера в боевом обмундировании. Именно в таком виде мушкетеры сражались во время битвы в Дюнах (или битва при Дюнкерке в 1658 году) именно так они выглядели во время ареста суперинтенданта финансов Николя Фуке (французский олигарх и политический деятель в 1661 году, был арестован Д’Артаньяном как организатор заговора, направленного против короля).

Фактически во времена мушкетеров настоящей униформы не было, но некое единство стиля достигалось при помощи единства декоративных элементов и элементов одежды. Для мушкетера это значило, что он должен был носить синий плащ, в центре которого располагалось красное лучистое солнце, поверх которого был вышит белый крест. К сожалению точного описания этого элемента у нас нет, а разные источники по разному описывают мушкетерский символ. Так, например, в некоторых рукописях говорится о том, что солнечный диск был не красный, а золотой. В других случаях утверждается, что красное солнце все же было, но его носили лишь бойцы самых старых и заслуженных рот. Окантовка плаща была сделана из серебряной нити. Остальную одежду мушкетеры покупали самостоятельно и за свой счет.

«Мушкетерский меч» обычно был рапирой с латунным эфесом и широким длинным лезвием. В добавок к этому мушкетер был вооружен кремневым мушкетом и двумя пистолетами, которые большую часть времени находились в притороченных к седлу кобурах.

(с) Илья Садчиков
По материалам Rene Chartrand. Osprey - Warrior 168 - French Musketeers 1622-1775

Если бы Господь спустился на землю, ему не нужно было бы гвардии лучше этой!

Слова, сказанные испанским министром доном Луисом де Харо при виде мушкетерской роты


Рота королевских мушкетеров была создана в силу военной необходимости. Ее «крестный отец» Людовик XIII был королем-воином, причем в большей степени интендантом, чем стратегом. Он следил за тем, чтобы войска были хорошо обучены, одеты и накормлены, а всяких «излишеств» не поощрял. Придворные праздники и развлечения он считал бесполезной тратой времени и денег и в повседневной жизни, по свидетельству современников, одевался «как простой мушкетер».

Мундиров тогда не было, и единственным отличительным знаком королевских мушкетеров служил короткий (выше колен) голубой плащ с серебряными крестами спереди и сзади. При необходимости его можно было превратить в одежду с длинными рукавами при помощи многочисленных застежек (до 150 пуговиц и петель). В остальном военные носили то же, что и штатские.

В первой трети XVII века мужской костюм состоял из сорочки, чулок, колета или камзола, штанов, куртки, накидки или плаща, сапог и шляпы. В повседневной одежде преобладало сочетание желтого и коричневого цветов, более нарядным было сочетание синего и красного. Белый цвет являлся прерогативой короля.

Сорочка из белого холста была просторной и длинной, выполняя роль и нательной рубахи, и кальсон. Она проглядывала в разрезы рукавов и ниспадала на пояс. Состоятельные люди украшали манжеты сорочки кружевами.

Колет не стеснял движений, вверху застегивался на несколько пуговиц, спускался до пояса, где его полы расходились, и был снабжен прорезями на рукавах. Суконный камзол к 1643 году едва достигал пояса; его рукава были разрезаны вдоль с внутренней стороны и плотно охватывали запястье; по низу шла короткая баска. Спереди камзол застегивали на множество пуговиц или завязывали шнурком; рукава тоже могли застегиваться на пуговицы; в баске иногда проделывали отверстия, чтобы можно было привязать к камзолу штаны. В середине XVII века в большой моде были ленты, которые повязывали бантами везде – на камзол и штаны, на воротник и шляпу и даже на сапоги. Концы лент и шнурков украшали металлическими подвесками или помпонами; богатые люди могли себе позволить вставить в подвески бриллианты. Элегантным аксессуаром являлась широкая расшитая перевязь через плечо.

Воротник был отложным; его надевали отдельно и завязывали спереди, украшали вышивкой или кружевами (или и тем и другим). К середине века его перестали крахмалить.

В зимнее время поверх камзола надевали онгрелин – подбитую мехом приталенную одежду из кожи или сукна, с четырьмя широкими басками, с просторными или короткими рукавами и без ворота; спереди онгрелин застегивали на пуговицы или зашнуровывали.

Штаны спускались ниже колен, уходя в сапоги, парадные были просторнее и короче, открывая красные чулки. Зимой надевали несколько пар шелковых или вязаных чулок – для тепла, подвязывая их под коленом шнурками или лентами. После 1635 года штаны шили более узкими и облегающими, их стали называть панталонами по имени персонажа итальянской комедии – Панталоне. По бокам их часто украшали пуговицами или лентами, спереди в петлях ширинки повязывали банты с подвесками. Сзади штаны тоже были на шнуровке, пояс спереди застегивался на три пуговицы.

Сапоги носили высокие, на каблуке, с отворотами и накладками в области подъема в виде кожаных язычков или перемычек. Находясь в помещении, шпоры не снимали, а только загибали кверху, чтобы ненароком не зацепить за подол и не испортить платье даме. Носки сапог были квадратными, а сама обувь, чаще всего, длиннее ступни. У парадных сапог шпоры были золочеными, а раструбы отделаны изнутри кружевами, они раскрывались, подобно вазам. Людовик XIII предпочитал сапоги с голенищами, облегающими ногу и доходящими до середины бедра, – наверняка они были удобнее для верховой езды.

Шляпы – мягкие и широкополые или с небольшими полями, но с высокой тульей – непременно украшали пышными страусовыми перьями, которые нужно было уметь правильно завивать. На крайний случай могло сойти и фазанье перо. Мужчины носили волосы до плеч, расчесанные на прямой пробор и иногда завитые на концах, тонкие усики и бородку. Пушок на подбородке, образовывавший «запятую», прозвали «мушкетеркой».

В современном французском языке до сих пор существуют термины «мушкетерский воротник» (широкий отложной воротник с заостренными концами), «мушкетерская манжета» (отворачивающаяся и застегивающаяся запонкой), «мушкетерские перчатки» (краги) и «мушкетерские сапоги» (с отворотами) – напоминание о моде первой половины XVII века.

Король одевался много скромнее некоторых своих подданных, но его пример не вызывал подражания. Королевские министры пытались обуздать непомерные расходы двора, принимая «законы против роскоши». Эти законы запрещали носить одежду из золотой и серебряной парчи, украшать ее вышивками, шнуром, золотой нитью, одеваться в бархат, атлас или тафту с золотым шитьем . Но, как это обычно бывает, запреты вызвали прямо противоположную реакцию, способствуя контрабанде и играя на руку иностранным производителям. Людовик XIII повел дело иначе: своими эдиктами он запретил использование кружев и безделушек заграничного производства, чтобы поощрять развитие отечественной индустрии роскоши. В результате кавалеры вслед за дамами стали рядиться в парчу и бархат, украшать себя кружевами, лентами и позументами. Производство тканей начало приобретать промышленный характер; шелк производили в Лионе, тонкие шерстяные ткани – в Руане. В моде были также атлас, тафта, муар с орнаментом в стиле барокко: крупные орнаментальные завитки, листья аканта, плоды граната и винограда, ромбовидная сетка с розетками, короны, вазы, корзины и т. д. По торжественным случаям король мог блеснуть пышным нарядом, но таких случаев было немного, да и скончался монарх рано: в сорок два года.

Сменивший его на троне Людовик XIV был красив, воспитан женщинами и придавал большое значение внешнему облику. В его правление мужской костюм сохранил «военные черты», мужчина должен был обладать хорошей выправкой, быть стройным и подтянутым, однако о спартанской простоте уже не было и речи. Сорочек теперь носили две: узкую нижнюю и широкую верхнюю из тонкого белого полотна, которая выглядывала в прорези рукавов и между полами колета. Ее богато украшали гофрированными оборками и кружевом. Короткую куртку-весту с рукавами по локоть тоже украшали кружевами и лентами; поверх парадных панталон надевали складчатую юбку – ренграву. На поясе, по боковым швам и по подолу ренгравы штаны украшали рюшами, оборками, бантами. Все эти одежды непременно должны были иметь в своем гардеробе члены военной свиты.

Своими мушкетерами король забавлялся, как любимой игрушкой, обучал их дисциплине, проводил учения, делил на эскадроны. После воссоздания мушкетерской роты в 1657 году парижане и «гости столицы» часто отправлялись, как на праздник, посмотреть на парад мушкетеров в Венсене или в Нейи, стараясь подгадать к тому дню, когда командовать ими будет сам король. Маркиз де Данжо не раз сообщает в своем дневнике, что после обеда его величество велел устроить смотр обеих мушкетерских рот в боевом порядке в самом Версале. Именно при нем мушкетерские роты стали играть «представительскую» роль.

В 1659 году Людовик отправился в Сен-Жан-де-Люс на бракосочетание с испанской инфантой и проследовал через всю Францию и обратно во главе пышного кортежа, в который входили мушкетеры. По такому случаю все они нарядились в роскошные одежды, шитые золотом, которые сверкали на солнце, и шляпы с роскошным плюмажем; офицеров было не отличить от принцев крови. Полюбоваться этим зрелищем в маленький городок, затерянный на юге Франции, съехалась вся провинция Бигорра, вдоль пути следования свадебного кортежа толпа стояла в несколько рядов. Торжественная церемония состоялась 9 июня 1660 года. Поохотившись в местных лесах, Людовик вернулся в столицу. Вот как описывали газеты того времени «Великолепный и роскошный въезд Короля и Королевы в город Париж»: «В четверг двадцать шестого августа Их Величества вступили в Париж… Кортеж продолжали мушкетеры, дефилировавшие по четверо двумя разными ротами. Первыми ехали малые мушкетеры под командованием г-на лейтенанта де Марсака в сопровождении двух офицеров… В роте было шесть конных барабанщиков: четверо впереди и два сзади. Плащи двухсот всадников, вооруженных мушкетами, были из голубого сукна с красным подбоем, с галуном по швам и белыми крестами с лилиями спереди и сзади.

Второй ротой конных мушкетеров из королевской гвардии командовал господин д"Артаньян; она выступала в четыре ряда со своими барабанщиками и старшими офицерами в бархатных плащах, впереди и сзади; примечательным было то, что костюмы старых мушкетеров из того же сукна и тех же цветов выглядели гораздо богаче из-за обилия позументов, крестов из лилий, вензелей и корон, вышитых золотом и серебром, а кони их были белыми. Помимо этого различия была еще одна особенность, по которой сама эта рота подразделялась на четыре бригады. У первых семидесяти шести лошади были украшены султанами из белых перьев; у следующих семидесяти двух – из белых, желтых и черных перьев; султаны третьей бригады из пятидесяти двух человек были бело-сине-черными, наконец, у последних шестидесяти – бело-зелеными; чепраки у большинства лошадей были под цвет перьев. Каждую бригаду возглавлял капрал, а в середине ехал прапорщик со значком».

«За лейб-гвардией короля следовала рота мушкетеров, которую Его Высокопреосвященство подарил Его Величеству: на добрых конях, в голубых плащах, расшитых серебряным галуном, с вензелем Его Величества, вышитым на рукавах и в четырех углах. Ими командовали господин де Марсак и маркиз де Монгайяр; первый ехал впереди, одетый в дорогие златотканые и сребротканые одежды, на красивом сером коне в лентах, а второй позади, в золотой парче и серебряных кружевах, на испанском гнедом со златотканым чепраком, тоже сплошь покрытым серебряными кружевами». Впрочем, господин д"Артаньян «на дорогом скакуне» не уступал им в роскоши.

Кружева были важным атрибутом парадного костюма. Поначалу их импортировали из Фландрии, где их производство прочно встало на ноги в конце XVI века; шитым кружевам с геометрическим узором пришли на смену плетеные на коклюшках. Особенно славились тонкие плетеные кружева «бенш», «валансьен», «малин» (названные так по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. Из-за Тридцатилетней войны и последующих военных конфликтов импорт прекратился, пришлось наладить отечественное производство. К 1669 году во Франции трудилось больше тридцати тысяч кружевниц. Шитый гипюр с изящным узором (мелкий растительный орнамент, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантане, Седане. Мастерицы из Кана, Шантийи, Байе, Ле-Пюи делали плетеные тюлевые кружева типов «блонды» (из золотистых и черных несученых шелковых нитей) и «шантийи» (из белых и черных крученых шелковых нитей). Обычно для плетеных кружев использовалась хлопковая или льняная нить, но в них иногда вплетали и золотую канитель. Стоили кружева очень дорого: так, в XVII веке за один кружевной платок, который держали в руке, просили 200 дукатов (700 граммов золота), а в XVIII веке Казанова заплатил за сорочку с манжетами, вышитыми мережкой, 50 луидоров (500 ливров, тогда как жалованье рядового мушкетера составляло 300 ливров в год). Но короля это беспокоило мало.

Когда у второй мушкетерской роты сменился командир, она быстро сделалась любимицей двора и всего Парижа. Композитор Люлли сочинил для нее марш. Граф де Молеврие, который был себялюбив, фатоват и довольно богат, вступил в соперничество с первой ротой под командованием д"Артаньяна, снабжая своих мушкетеров дорогими одеждами. Со своей стороны, «серые мушкетеры» залезали в долги, чтобы не уступать в роскоши «черным». Даже на войну отправлялись «при всем параде», что уж говорить про смотры в мирное время, которые сливались в один бесконечный конный балет.

В марте 1665 года король устроил общий смотр мушкетеров на Пре-о-Клер; в апреле того же года обе роты продефилировали в Сен-Дени перед всем двором и тридцатью тысячами зрителей. Итальянец Себастьяно Локателли так описывает это зрелище в своем сочинении «Путешествия по Франции»:

«За швейцарцами следовали старшие мушкетеры числом пять сотен, великолепно восседавшие на прекрасных лошадях, почти все из которых были белые или серые в яблоках. На мушкетерах были плащи из голубого сукна, украшенные серебряным галуном, образующим на спине и груди два креста с шитыми золотом лучами, и королевский вензель; эти кресты несколько напоминают кресты мальтийских рыцарей. Их украшенные и расшитые плащи… были надеты поверх прекрасных камзолов из голубого камлота с серебряным шитьем. Попоны их лошадей были красно-фиолетового цвета, и на них по четырем углам были вышиты четыре солнца, поскольку король взял своей эмблемой солнце с девизом "Ubique solus" («Всюду единственный». – Е. Г.). На шляпах у них были прекрасные султаны из перьев».

В феврале 1669 года Людовик XIV устроил смотр своим войскам в Булонском лесу, в марте – в долине Сены близ Коломба, чуть позже мушкетеры отправились в лагерь у окраины Сен-Жерменского леса, где после традиционного парада был устроен грандиозный праздник для придворных дам.

Смотры мушкетерских рот были ежегодными; по воле короля мушкетеры либо маршировали пешком, либо гарцевали на лошадях. Во время последних войн смотры всегда проводили в конном строю. «Последний большой парад свиты короля в апогее славы» состоялся в 1683 году под Безансоном, когда Людовик XIV вместе со своими мушкетерами отправился инспектировать военные укрепления в Эльзасе.

После осады Маастрихта в 1673 году король повелел, чтобы мушкетеры обеих рот одевались одинаково, только у первой галуны были золотые, а у второй – серебряные.

Парадная одежда отличалась от повседневной не только отделкой: например, знаменитые мушкетерские плащи для парада шили короткими, едва доходившими до седла. Именно в таких плащах мушкетеры щеголяли во время торжественного въезда Людовика XIV в Париж в 1660 году. Сразу после этого мушкетеры отправились на войну, и тогда уже их плащи были значительно длиннее – ниже колена. На плащах были четыре креста: сзади, по бокам и спереди.

Цвет мушкетерского плаща не был постоянным: он менялся в зависимости от праздников, в которых принимали участие королевские мушкетеры. Если король желал устроить какой-нибудь особенно яркий парад, он сам отдавал распоряжения относительно формы одежды. Например, однажды он велел, чтобы все мушкетеры облачились в костюмы из буйволовой кожи, а те, кто побогаче, украсили рукава бриллиантами. В другой раз было приказано нарядиться в черный бархат, в третий – в серые мундиры, отделанные золотым галуном. Разумеется, на мушкетерское жалованье такие наряды справить было невозможно, приходилось занимать денег, обращаться к родственникам и друзьям . «Когда Вы узнаете, что нам приказали достать бархатные камзолы и попоны и что мне следует одеться в черное и пошить себе костюм из дрогета и еще один для моего слуги, Вы поймете, что никто никого даром не одевает», – писал восемнадцатилетний Жозеф де Монтескью своему наставнику господину д"Озону. Парадные костюмы затем можно было продать или передать по наследству. В посмертной описи имущества д"Артаньяна перечисляются его многочисленные наряды: бархатные колеты, парчовые куртки, штаны из замши и голландского сукна, камзол из золотой парчи с цветочным узором и подкладкой из алого шелка с золотой нитью, коричневые замшевые перчатки с кружевами, плащи и накидки из черного бархата или испанского сукна, пряжки, ленты, шелковые чулки…

В плащах было неудобно выполнять боевые приемы в пешем строю, а в конном бою мушкетеры обычно забрасывали плащи за спину, поэтому их отличительные знаки не сразу можно было разглядеть. В 1685 году король приказал мушкетерам носить супервесты – голубые кафтанчики без рукавов, украшенные, как и плащи, двумя крестами из белого бархата: спереди и сзади; кресты были обшиты серебряным галуном, а по концам их вышиты лилии. Передняя и задняя части супервестов скреплялись по бокам застежками.

Такую накидку полагалось носить всем мушкетерам, даже младшим капралам, капралам и сержантам, только старшие офицеры могли обходиться без нее. Плащи и накидки первой роты отличались тем, что кресты на них у концов были украшены тремя алыми лучами, а у второй – «листьями» с пятью желтыми лучами. Кроме того, первая рота носила шляпы с золотым галуном, а вторая – с серебряным. Шляпы были черные, с черной же кокардой. Плащи и накидки выдавались из казны, и по выходе в отставку мушкетер был обязан их сдать.

В 1689 году в мушкетеры вступил внук короля, семилетний герцог Бургундский. Тогда роты были расквартированы в Версале; юный герцог участвовал в упражнениях в присутствии короля, а маркиз де Кенси, младший капрал второй роты, держал его за руку. Принцу больше нравилась первая рота, но, чтобы не вызывать ревности со стороны второй, он обзавелся двумя мундирами, которые носил попеременно, и «нейтральной» накидкой.

В конце XVII века появился новый вид одежды – жюстокор: облегающий расширенный книзу камзол с поясом-шарфом и застежкой на множество мелких пуговиц. Рукава были узкими, с широкими отложными манжетами. Воротника не было, его заменял широкий галстук из белой ткани с кружевными концами.

Использование галстуков в армии восходит к 1635 году Во Францию его принесли хорватские наемники-кавалеристы, и французские офицеры быстро переняли эту моду: галстук был гораздо удобнее в полевых условиях, чем накрахмаленные брыжи. Людовик XIV галстуки очень любил и даже ввел особую придворную должность хранителя королевских галстуков; король изображен в галстуке на монете в пол-экю, чеканившуюся в его правление. Галстуки делали из батиста или муслина с кружевами на концах; богатые люди носили полностью кружевные галстуки. Его оборачивали вокруг шеи один-два раза и завязывали спереди, иногда украшая узел разноцветными лентами. Повязывание кружевного галстука отнимало довольно много времени. В 1692 году во время войны Аугсбургской лиги французские позиции при Стенкеркене были внезапно атакованы англичанами; офицеры выскочили из палаток, наспех завязав галстук простым узлом и засунув один конец в петлю весты (шестую сверху). Узел «стейнкерк» оставался в моде до конца правления Людовика XIV, а затем уступил место «стоку» – прямоугольнику из белого муслина, который складывали узкой полоской, оборачивали вокруг поднятого ворота сорочки и закалывали булавкой. «Сток» туго сдавливал шею, затрудняя дыхание, но позволял держать голову высоко и прямо, поэтому такие галстуки (черного цвета) были приняты в большинстве европейских армий.

В жюстокоре впервые появились прорезные, низко расположенные карманы. Под жюстокор надевали камзол без рукавов и воротника, который был короче на 10-15 сантиметров и контрастировал с ним по цвету, а также кюлоты (штаны до колен) из бархата, шелка или шерсти, тоже с прорезными карманами, штанины внизу застегивались на пуговицу или пряжку.

Пуговицы при Людовике XIV превратились в предмет роскоши: их использовали как драгоценные украшения. Разорившиеся вельможи продавали пуговицы со своей одежды, чтобы свести концы с концами. В XVIII веке пуговицы стали настоящим произведением искусства: они были стеклянными с изображенными в глубине фигурками, пейзажами, нимфами, амурами и насекомыми; были из вышитого шелка или в виде хрустальных ларчиков, внутрь которых помещали насекомых или засушенные цветы. Ювелир Страсс ввел в моду стразы, которые получили широкое распространение и продавались в специальных лавках. Не меньший восторг вызывали пуговицы из полированной стали, блестевшие, точно самоцветы. Севрская мануфактура изготовляла фарфоровые пуговицы, а уже при Наполеоне появились перламутровые. Ту же роль играли старинные монеты в золотой оправе… Но мы слишком увлеклись.

Офицеры мушкетеров облачались в алый жюстокор с золотыми галуном, пуговицами и петлями, такую же куртку и короткие штаны. На каждом рукаве было по три золотые пуговицы, а карманы камзола украшали семь пуговиц. Чепраки и пистолетные сумки отделывали вышивкой. Мягкие широкополые шляпы со страусовыми перьями приобрели треугольную форму.

Изначально мушкетеры носили грубые кавалерийские сапоги, но с 1683 года по желанию короля их заменили на черные ботфорты из выделанной коровьей кожи со шпорами. Король также приказал, чтобы, заступая в караул, королевские мушкетеры обували короткие сапоги: поступь в них была легче. Сапоги (как, впрочем, и коня) мушкетер должен был покупать на собственные средства.

Офицеры, как уже говорилось, не носили супервест, однако в бою надевали двойную кирасу (на грудь и на спину). Это понятно: ведь они всегда шли впереди, увлекая за собою солдат. Рядовые же мушкетеры не носили кирасы, под которой одежда быстро истиралась и приходила в негодность.

С 1693 года рота королевских мушкетеров состояла из капитан-лейтенанта, двух поручиков, двух прапорщиков, двух корнетов, шести знаменосцев со штандартом (при перемещении верхом), одного знаменосца со знаменем (для передвижения в пешем строю), восьми сержантов, четырех капралов, шестнадцати младших капралов и рядовых. О чине можно было судить по ширине галунов: чем они были шире, тем выше должность. Кроме того, офицеры носили нашейник – белый платок, свободно повязанный вокруг шеи, а старшие командиры – белый шарф через плечо.

Пресловутыми мушкетами обе роты вооружались только для парадов; в обычной жизни их оружием были ружье, шпага и пистолеты. Мушкетами (пока они состояли на вооружении) их снабжал король, ружье приходилось приобретать самим.

Мушкетерские знамена были меньше пехотных, белого цвета. Белый цвет – символ французских королей. Белые знамена с 1616 года выдавали самым верным воинским частям, чтобы другие брали с них пример. Знамя и четыре штандарта каждой роты хранились у короля, их охраняли двенадцать мушкетеров, сменявшиеся каждые пять дней. И знамя, и штандарты были сделаны из белого атласа, обшитого золотом и серебром, и несли на себе эмблему полка. На квадратном штандарте первой роты был изображен фугас, вылетевший из жерла пушки и падающий на город, и девиз: «Quo ruit et lethum» («Куда падет – там смерть»). На штандарте второй роты были изображены двенадцать оперенных дротиков острием книзу и девиз: «Alterius Jovis altera tela» («Такой же Юпитер, такие же стрелы»), то есть король присовокупил вторую роту к первой, и она поможет ему разить врага.

В составе роты были шесть барабанщиков и четыре гобоиста. Последние носили перевязи, как у трубачей из королевской свиты. Во время парадов мушкетеры ехали верхом, по два или по четыре в ряд; впереди выступали барабанщики в парадной королевской ливрее, трубачи и флейтисты (до 1663 года). Барабаны мушкетеров – выкрашенные в голубой цвет и украшенные гербом Франции – были меньше, чем у пехоты, но гремели гораздо веселее: королевские мушкетеры были единственным подразделением военной свиты короля, не имевшим трубачей и литавр. Зато только у них были барабаны: впервые во французской армии появились барабанщики-кавалеристы!

Военная форма, впервые введенная Людовиком XIV, не претерпела серьезных изменений вплоть до 1760 года.

Армейские полки, принадлежавшие принцам и дворянам, носили мундиры серого цвета, королевские полки – синего, мушкетеры – красного, поверх которой надевали форменный супервест с крестами.

Мундир был широким, но приталенным, с двумя рядами пуговиц; под него можно было надеть нагрудник из буйволовой кожи. Отвороты пристегивались пуговицами. На один мундир уходило два с половиной аршина (три метра) сукна плюс еще четверть аршина на отвороты и обшлага, три аршина саржи на подкладку, тридцать восемь больших пуговиц и четыре маленьких. Необходимую длину определяли следующим образом: полы мундира должны отстоять на один дюйм от земли, когда его хозяин стоит на коленях. Когда он садился верхом, полы мундира поднимали и пристегивали пряжками и крючками, пришитыми к подкладке в двух дюймах от углов, на кусочках сукна в форме сердечек.

К «французскому» мундиру полагался кисейный галстук с лентами, дважды охватывающий шею, стягивая воротник высотой в дюйм; края галстука были подбиты холстом.

Поверх мундира носили суконную шинель того же цвета, с подкладкой из саржи. Под мундир надевали куртку из буйволовой кожи. Ее рукава, отороченные красным сукном, застегивали на пуговицы по всей длине. Во время упражнений кавалеристы оставались в одних кожаных куртках, а также надевали кожаные штаны с двойным поясом, доходившие до икр, а поверх – штаны из красного панбархата на холщовой подкладке.

На кожаную куртку надевали портупею, к которой цеплялась шпага. Ремни следовало отладить таким образом, чтобы, если опустить руку вдоль туловища, рукоять шпаги сама ложилась в ладонь. Портупея длиной три фуга шесть дюймов тоже была из буйволовой кожи и спереди затягивалась пряжкой. Кожаный ремень мушкетона был такой же ширины, что и пояс; в королевских войсках он был белого цвета, в прочих – желтого.

До 1737 года кавалеристы носили ботфорты, а затем в употребление вошли гетры.

При королевском дворе в моде были высокие напудренные парики, но в армейских условиях следовать ей было невозможно. Мушкетеры по-прежнему носили длинные волосы, иногда заплетая их в косичку, стягивая в хвост или убирая в сетку; правда, офицеры на парад надевали парики с косицей сзади, перевитой черной лентой. Чтобы парик не сбивался, использовали особый галстук «солитер», позаимствованный у англичан: узкая черная полоска ткани, повязанная поверх галстука-«стока», прихватывала волосы сзади. Усы и бороду было принято брить.

Шляпа с позументами весила 13-14 унций (примерно 390-420 граммов). До 1750 года внутри нее заключалась железная чашка, которую затем заменили ободом, чтобы шляпа не теряла формы. Чашка крепилась к тулье кожаными ремешками, в ней имелись три отверстия для шнурков, которыми подворачивали поля шляпы. Ее назначение заключалось не только в поддержании формы шляпы, но и в защите ее владельца: во время сражения при Неервиндене в 1693 году железная чашка спасла жизнь принцу де Конти, получившему удар саблей по голове. В XVIII веке шляпы носили уже не широкополыми, а в форме треуголки: передний угол должен был быть на дюйм короче двух остальных. Шляпу надвигали на лоб с таким расчетом, чтобы передний «угол» находился над левым глазом. Кокарду делали из черной шелковой ленты. Входя в помещение, треуголку полагалось снимать и держать под мышкой. Кожаные перчатки надевали только на парад.

По галуну, окаймлявшему края шляпы, можно было судить о чине ее владельца: у сержантов и офицеров он был вдвое шире, чем у рядовых. В остальном офицеры одевались так же, как и их подчиненные, разве что сукно их мундира было лучшего качества, а из-под рукавов выступали гофрированные манжеты тонкой батистовой сорочки. Кроме того, у офицеров были шпаги с позолоченной гардой. До 1759 года к петле на плече, сквозь которую пропускали ремень мушкетона, пришивали серебряную бахрому: для младших офицеров – простую, для командиров – в виде витого шнура. Эполеты, служащие для различения чинов, были введены только в 1763 году.

Серебряные позументы, обрамлявшие конские чепраки, тоже были разной ширины: для высших офицеров – 30 линий (6,75 сантиметра), для прочих – 24 линии (5,4 сантиметра), для знаменосцев – 18 линий (4,05 сантиметра) и т. д. Кстати, лошади были полноправными участниками парадов, и их соответствующим образом наряжали. Обычно мушкетерские кони были среднего роста – примерно четыре фута восемь дюймов (около 145 сантиметров) в холке, не моложе пяти, но и не старше шестнадцати лет. Особым ордонансом от 25 сентября 1680 года предписывалось, чтобы у всех лошадей был длинный хвост. Ддя смотров их гривы заплетали и прилаживали кокарду за правое ухо. Хвост тщательно расчесывали и у самого корня украшали большой розеткой из широкой ленты.

В XVIII столетии в парадах тоже не было недостатка, они входили в список придворных развлечений. Людовик XV упорядочил состав военных оркестров, дополнив традиционные флейты, гобои и фаготы кларнетом и рожком, а также ударными инструментами. Музыка должна была не только задавать темп во время марша, но и сопровождать представление знамени, вступление короля в город, военные молебны и т. д.

Коронация Людовика XVI 11 июня 1775 года стала, возможно, последней торжественной церемонией с участием королевских мушкетеров: годом позже обе роты были распущены.

В XIX веке мода испытывала сильное влияние Англии. Воссозданные мушкетерские роты обрядили в облегающие мундиры алого бархата с фалдами и голубым кантом. Ворот-стойка, два ряда пуговиц с мушкетерским крестом, подкладка из шелка цвета слоновой кости, эполеты с бахромой. На голове – треуголка из черного фетра с черными же перьями; кокарда из белых и серебряных нитей, петлица из золотого (или серебряного) галуна и пуговица с отчеканенным на ней крестом. На ногах – белые лосины, высокие черные сапоги со шпорами… Но щеголять в новой форме мушкетерам пришлось недолго: до 1 января 1816 года.

Б. Бродский

Дворянская молодежь придавала колоссальное значение своей внешности. Лучше было недоесть, нежели выйти на улицу не одетым надлежащим образом.
Туалет д’Артаньяна и его друзей занимал немало времени, особенно если они собирались на прогулку или на бал.
По моде XVII века на голове д’Артаньяна красовалась широкополая шляпа с пучком пышных перьев. Отважный мушкетер носил ее не только на улице, но не снимал и в помещении, а часто не расставался с нею даже за столом. Шляпу д’Артаньян надвигал на ухо, на лоб или заламывал на затылок - смотря по тому, хотел ли он придать своей внешности выражение гнева, добродушия или удали.
Волосы из-под шляпы ниспадали до самых плеч, но это совсем не значило, что герой романа обладал пышной шевелюрой. Незадолго до приезда д’Артаньяна в Париж облысевший король Людовик XIII начал носить парик. Мода на парики быстро распространилась среди придворных. Тот, у кого были достаточно красивые волосы, чтобы обходиться без парика, должен был тратить каждый день часы на прическу и завивку и спать, накрутив волосы на бумажные папильотки.
На д’Артаньяне был камзол. Его застегивали только на груди, а длинные расширяющиеся книзу полы топорщились на бедрах. Из-под камзола выпускали наружу большой кружевной воротник и кружевные манжеты. Поверх камзола носили длинный плащ или короткую епанчу.
Короткие, украшенные множеством бантиков штаны заканчивались подвязками для длинных чулок. Подвязки были особой гордостью кавалера, они делались из кружев и бахромой свисали ниже колен. Для того чтобы подвязки были видны, широченные голенища сапог имели огромные воронкообразные раструбы. К сапогам ремнями привязывали огромные кожаные галоши, из которых торчали тяжелые шпоры. Шпоры из серебра были предметом особой гордости владельца.
Без шпаги на широкой перевязи костюм мушкетера немыслим. Но кавалер, даже пеший, скорее вышел бы на улицу со шпагой без ножен, нежели в сапогах без шпор.
«Господин д’Артаньян состоит в гвардейской роте господина Дезэсара, а этот господин - мушкетер из роты господина де Тревиля. Поглядите на его одежду, господин!» - комиссар, поглядите на одежду! восклицает в романе господин Бонасье.
Вы можете подумать, что одежда мушкетера отличалась от формы гвардейцев. Ничего подобного. В первой половине XVII века военной формы еще не существовало, и даже солдаты враждующих армий не всегда отличали своих по одежде.
Лишь в конце XVII века, в период, описанный в романе «Десять лет спустя», мушкетеры различных рот начали носить камзолы разного цвета - черные, серые, голубые. До этого мушкетера можно было отличить лишь по маленькой букве «Л» (Людовик - король Франции), вышитой на одежде.
Впоследствии, когда д’Артаньян стал капитаном мушкетеров, он возглавлял отряд серых мушкетеров, носивших вышитое серебром серое платье и сидевших на мышиного цвета конях с короткими хвостами.
В романе, мушкетеры короля соперничают с гвардейцами кардинала Ришелье. Обычно на рисунках гвардейцев изображают с крестами на плащах, но и этот знак был введен гораздо позже, когда Ришелье уже давно не было в живых.

Б. Бродский. Вслед за героями книг. М.: Книга, 1966. С. 105-108.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.