Узоры хакасской вышивки XVIII. Презентация "хакасская вышивка"

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся символикой, орнаментом, цветом стилизацией в хакасской национальной вышивке, сетчатым швом, швом орбе, со швом чорбеен.
  2. Научить выполнять, сетчатый шов, шов орбе.
  3. Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность. Развивать творческую инициативу учащихся.

Оборудование: Образцы вышивок (Приложение1) , ткань, нитки (мулине), иглы, пяльцы, рисунки, трафареты, компьютерная презентация (Приложение 2, Приложение 3)

Ход урока

  1. Организация урока.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Проверка знаний по вышивке.
  4. Изучение нового материала. Объяснения учителя:

Хакасская вышивка - народный вид творчества, корни которого уходят в седую древность, до сего времени мало изучена.

Источником этого рукодельного искусства являются памятники истории и культуры, такие, как скульптурные каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, документы исследователей описывающие быт и материальную культуру хакасов, а также образцы вышивки, сохранившиеся в музеях и коллекциях.

Многие исследователи предполагают, что народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет четко выраженную космическую символику и магический смысл. Так, существует мнение, что служит в качестве оберега средства защиты от нечистых сил.

Историки утверждают:

Орнамент, ритм, цвет, композиция – составные хакасской вышивки.

Вышивка отражает сложное мировоззрение древних хакасов, их духовный мир, религиозные верования. Несомненно, каждый узор в вышивке несет тайную символику.

Эмоциональная выразительность хакасских вышитых изделий зависела от искусности народных мастериц.

В хакасской национальной вышивке применяются различные орнаменты: геометрический, растительный, зооморфный (образный), космологический. Элементы геометрического орнамента – треугольник, квадрат, круг, крест, зигзаг, ромб – характерны для вышивки в народной одежде, на изделиях из войлока.

Элементы растительного орнамента – спираль, волнообразный побег, цветок, розетка, древовидные узоры, 3-х, 5-листники характерны для одежды, для предметов быта (современных салфеток).

Плавные завитки от центральной фигуры вниз, вверх, различные вариации отростков, стеблей, один мотив плавно переходит в другой, соблюдается, как правило, симметрия.

Орнаменты Хакасии связаны с назначением, конструкцией предметов, которые они украшают. Признаком орнамента считается ритмическое повторение мотивов. Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.

Комбинации мотивов применяются в одежде: нательной, летней (легкой), зимней (верхней); в украшениях в обуви, головных уборах, кисетах, войлочных изделиях.

Место расположения вышивки в одежде: бордюр воротника, кайма на подоле, манжеты, линия талии, на спинке верхней одежды, на рукавицах, на кисетах, на линиях проймы в безрукавках, на погонах.

Сюжетный состав орнамента на протяжении многих лет не изменился. Образный строй хакасских вышивок проявлялся в соблюдении пропорций, плоскостного узорочья, во взаимосвязи мотивов орнамента, в переходе от мелких форм к крупным, в формировании центра, понимании мотива и ритма.

Существенным в орнаменте является цвет, мастерицы-вышивальщицы через цвет передают настроение, переживания.

В хакасской вышивке основными являются три цвета. Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на Земле. Голубой – цвет воды, неба. Зеленый – цвет растений.

Чаще всего фоном служит черный тон. Хакасские вышивальщицы чаще применяют ясные, сочные тона ниток. Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи.

Так, цветочные розеты допускают лепестки зеленого, красного, желтого тонов. Но всегда придерживаются зеркально-симметричного повторения цвета.

Тонкое художественное чутье мастериц определило создание удивительно гармоничных по колориту и красочной гамме узоров вышивок.

В современной хакасской вышивке наряду с основным цветом применяется разнообразная цветовая гамма. Многообразны варианты цветового решения орнаментальных мотивов. Декоративное звучание обогащено тем, что выделена цветом каждая фигура узора. Каждый мотив читается четко и определенно.

5. Практическая работа: Перевод трафаретов на ткань, решение цветовой гаммы, выполнение швов на основе рисунка. Сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 2 , Приложение 3)

Сетчатый шов (Рисунок 1) напоминает тамбурный шов “петля” (вприкреп, птичий глаз) и представляет собой ряды неизолированных петель, которые располагают поочередно справа налево. Для того, чтобы сделать первую петлю, нить закрепляют на вершине листика (лепестка и так далее). Отбрасывают нить вниз, придерживая ее для удобства большим пальцем левой руки. Иглу вкалывают рядом с закрепленной нитью, в зависимости от величины петли. Затем выводят иглу на лицевую сторону. После этого небольшим стежком закрепляют полученную петлю от одной вершины такой же петлей на противоположной стороне листика. Так получается первый ряд образовавшихся сплетенных между собой петель. Чтобы перейти на второй ряд, в последнюю образовавшуюся петлю, двигаясь вниз, вкалывают иглу почти в то самое место, откуда ее вывели. Теперь аналогично первому ряду двигаемся иглой налево.

Важно соблюдать следующие правила:

  1. стежки нужно делать небольшие, равной величины;
  2. необходимо следить, чтобы рабочая нить при вышивании все время падала с нужной стороны иглы, то есть если направление ряда идет слева направо, то нить должна ложиться с правой стороны, если же справа налево, то с левой стороны иглы.

Начиная со второго ряда (и все последующие ряды) петли выводим из петель предыдущего ряда, чтобы получились сплетенные между собой ажурные ячейки. Сетчатый шов используется не только для заполнения хакасских узоров, но и в других видах вышивки.

В хакасских изделиях применяется шов ОРБЕ (Рисунок 2) козлик, зигзагообразный, косая сетка, при шитье линии соединения рукавов с проймой в шубах, обуви. Искусно выполненный шов ОРБЕ служит декоративным украшением изделий.

Туюх орбе - разновидность косой сетки, при этом ткань схватывается у края контура узора, где затягивается петля (Рисунок 3).


Края шва имеют петельный рельеф, на обратной стороне стежки вьются по контуру рисунка, а на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразно расположенных нитей. Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов. В зависимости от толщины ниток, размеров сетки и фона узоры делали поверхность зернистой, прерывистой, дрожащей.

Наряду с ОРБЕ встречается у хакасов односторонний петельный шов ЧОРБЕЕН (Рисунок 4). Шьется он слева направо. Сначала иглу с нитью извлекают на лицевой стороне ткани, а затем ее вертикально вкалывают сверху вниз, поддерживая нить большим пальцем правой руки. В момент ввода иглы в ткань нить опускают, при этом нить должна остаться под иглой. Этот шов встречается в растительных композициях. Данный шов появился в хакасской вышивке после знакомства хакасов с русскими кашемировыми платками, органично вошедшими в хакасскую народную одежду.

6. Текущий инструктаж по технике безопасности труда.

7. Контроль, осуществляемый учителем и самоконтроль за правильностью выполнения швов.

8. Соблюдение здоровье-сохраняющих технологий.

9. Анализ и оценка результатов работы.

10. Домашнее задание – индивидуальное.

Описание презентации Хакасские узоры ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ: УСТИНОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ по слайдам

тамга ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв. , взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушакова метка как знак собственности (первоначально — в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамгаа - родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт, Народ его издревле бережёт. Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки хакасского календаря. . .

кружева Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это — вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади — показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Хакасский узор В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Откуда вообще возник узор? Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

Особенности хакасского узора Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Особенности южного хакасского узора для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

Особенности северного хакасского узора На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца — главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Особенности северного хакасского узора Второй тип трафаретов — алынча ульгу — отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы «алынча ульгу » можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

Особенности северного хакасского узора. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

Элементы хакасского женского костюма Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

ПОГО Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого» окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.

хос ызырга Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками - «хос ызырга» , изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении - они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

узумчук Иногда косички украшались подвесками - поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос» , изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос» , свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук» .

Выполнение образцов швов «орбе», сетчатый, тамбурный. получить представление о источниках, символике, орнаменте, цвете, видах хакасской вышивки; научиться выполнять швы «орбе», тамбурный и сетчатый; развивать эстетический вкус, внимание и аккуратность. воспитывать настойчивость и терпеливость. И... Т.... Н.... П..... Р...... Вышивка – самый развитый и распространённый вид хакасского национального творчества. Ею занимались многие женщины и даже мужчины. Она украшает одежду, головные уборы, обувь и предметы быта. Вышивка у хакасов называется ХООС. Хакасские мастерицы вышивали на выделанной овчине, войлоке, на сукне, ровдуге, шёлке. Основными составляющими любой вышивки являются: Источники Символика Орнамент Цвет Техника выполнения Хакасская вышивка – народный вид творчества. Корни её уходят в седую древность. Источником этого рукоделия являются каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, образцы вышивки сохранившиеся в музеях и коллекциях. Наскальные рисунки Народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет смысл. Историки утверждают, что каждый узор несёт тайную символику: круг, вписанный в квадрат, воплощает сущность двух начал - неба и Земли изображение ромба - символ солнца; ломаная линия - вода; прямая линия - поверхность Земли; треугольник - горы; лотос - символ мира. В хакасской национальной вышивке применяют различные орнаменты: Геометрический Растительный Зооморфный (образный) Бордюр воротника Кайма на подоле Манжеты На погонах На спинке На линиях проймы (в безрукавках) Головных уборах В хакасской вышивке мастерицы через цвет передают настроение и переживания. Основными являются три цвета: Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на земле. Голубой – цвет воды, неба. Зелёный – цвет травы, растений. Чаще всего фоном служит чёрный цвет. В современной хакасской вышивке наряду с основными цветами, применяется разнообразная цветовая гамма. Упражнение «Буратино» – для снятия усталости с глаз. Пальчиковая гимнастика: Наши алые цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит – лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. В настоящее время многие хакасские мастерицы продолжают развивать старинные народные традиции шитья и украшения хакасского платья вышивкой. Хакасские мастерицы используют для вышивки следующие швы: Тамбурный шов – шов «цепочка», Созирткен сетчатый. 1. Сетчатый 2. Шов орбе – «козлик» 3.Тамбурный – «цепочка» Тамбурный Древний восточный шов (шов «цепочка»). Вышивают по предварительно намеченному рисунку. Представляет непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется в основном для вышивания контура. Тамбурный Последовательность выполнения: 1. Вдень в иглу нить в два или три сложения. 2. Закрепи нить с изнаночной стороны. 3. Выведи иглу с ниткой на лицевую сторону в начале стебелька. 4. Уложи рабочую нить петлёй. 5. Прижми нить пальцем левой руки. 6. Введи иглу рядом с предыдущим проколом 7. Выведи иглу на лицевую сторону внутри петельки на расстоянии равном её длине. 8. Другие стежки выполняются аналогично. Сетчатый - напоминает тамбурный шов «петля». Представляет собой ряд петель, которые зацепляются друг за друга и располагаются поочерёдно то справа, то слева. Шов орбе – «козлик» применяется при шитье и для декоративного украшения изделий. Представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне и 2 ряда мелких стежков на изнанке. Подготовьте для практической работы: Пяльцы Ткань с рисунком Иголку Нитки в 2 -3 сложения Самоконтроль: При работе соблюдаем правила Т.Б. Пользуемся инструкционными картами Работу выполняем аккуратно, не выходя за контуры рисунка При выполнении тамбурного(«цепочка») и сетчатого шва следим за одинаковым размером петель Желаю удачи! Домашнее задание (тема «Причёски»): Рабочая тетрадь Расчёска Резинки, заколки Сообщение о причёсках Урок закончен, всем спасибо.

Слайд 2

тамга

ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв., взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушаковаметка как знак собственности (первоначально - в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамга́ - родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

Слайд 3

УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ

На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт,Народ его издревле бережёт.Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зряИ мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

Слайд 4

кружева

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Слайд 5

Хакасский узор

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Слайд 6

Откуда вообще возник узор?

Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

Слайд 7

Особенности хакасского узора

Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Слайд 8

Особенности южного хакасского узора

для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

Слайд 9

Особенности северного хакасского узора

На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Слайд 10

Второй тип трафаретов - алынчаульгу - отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы "алынчаульгу " можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

Слайд 11

Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

Слайд 12

Исторические элементы хакасского узора

Августаева Людмила Гавриловна Аскизский район, с. Усть-Чуль

Слайд 13

Кызласова Татьяна Колдовна, Аскизский район, с. Хойза

Слайд 14

Слайд 15

Толмашова Агафья Евграфовна, г.Абакан

Слайд 16

Тудоякова Эльвира Константиновна, г. Абакан ЧаптыковаАнисья Степановна, Бейский район, с. Чаптыково

Слайд 17

Исторические элементы хакасского узора в народном костюме

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Элементы хакасского женского костюма

    Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

    Слайд 20

    ПОГО

    Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого" окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.

    Слайд 21

    хос ызырга

    Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так как к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками - «хос ызырга», изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении - они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

    Слайд 22

    узумчук

    Иногда косички украшались подвесками - поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук».

    Посмотреть все слайды

     Вышивка отражает сложное мировоззрение древних хакасов, их духовный мир, религиозные верования. Учитель технологии МОУ Жемчужненская СОШ № 1 Васильева Н.А. Основные источники изучения народной вышивки: 1. Выбитые узоры на курганных плитах: Узоры хакасской вышивки XVIII- нач. XX вв.1 Оглахтинская плита Плита у Аёва. 2. «Наскальные писаницы»: на горе Сагыт Комарковская писаница. 3. Народные поэтические сказания: Достала дорогое сукно, Прекрасному юнцу Спинку кипа стала кроить. Ичен – Арыг была настоящая мастерица, Все части быстро скроила. Прекрасная Пичен – Арыг, Напевая, спускается с горы, Пятьдесят её косичек по надплечникам рассыпались… 4. Документы исследователей, описывающих быт и материальную культуру в конце 18 – 19 вв. (запись от 24 июля 1722 г на Уйбате из дневника путешественника Даниила Готлиба Мессершмидта, где он «вдохновенно описывает красивые соболиные наряды, расшитые яркими нитками») 5. Образцы вышивок, сохранившиеся в музее и в личных коллекциях:  Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл.  У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты.  Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.  Современный хакасский орнамент (еюсэрткен) подразделяется на узоры:  геометрические,  растительные,  образные Геометрические мотивы орнамента:  Зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Они располагаются в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах (мушкам), нижний бордюр наплечья (игбен) , по пройме и для резьбы в кухонной утвари. - ромб – символ солнца - ломанная линия – вода - треугольник – горы - круг, вписанный в квадрат – сущность двух начал (Неба и Солнца) ________ - прямая линия – поверхность Земли; Растительный орнамент: представляют мотивы:  Спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, почка, розеты, трехлепестковый узор и др - лотос – символ мира (как у многих народов Востока) Геометрический орнамент располагается по всей поверхности костюма Хакасский национальный орнамент: 1. Симметричный – на обшлагах, манжетах, на спинке сигедека, сикпена, шубы, кисетах (нанджах), рукавиц (мелей) и тд. 2. Ассиметричный орнамент: узор заполняет деталь костюма (например, надплечники женского платья). 3. Орнамент в квадрате: Эта композиция встречается в хакасских узорах при вышивании ковров подушек и др. 4. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Форма и содержание зависят:  от того, какие швы будут использованы (тамбурный (созiрткен), стебельчатый (номаак чiк), козлик (орбе), и др);  от назначения изделия (пого, обшлага, манжеты, и т.д.)  от расположения узора на изделии (в центре, в углу изделия, по краю);  от выбора цвета для его выполнения (чередование ярких и ослабленных тонов) Раппорт – это повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи. Традиционные цвета в хакасской вышивке: Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье, тепле, добре. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле 2. Голубой – цвет воды, неба. 3. Зеленый – цвет растений. Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли. «Традиционное» сочетание цветов:  Красный – зелёный – жёлтый  Зелёный – красный – белый  Зелёный – жёлтый – лиловый  Зелёный – синий – кирпичный  Зелёный – фиолетовый – жёлтый и др. По технике наложения нитки, шоввышивка бывает трёх типов:  1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов, в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента) (по-хакасски - еюсэрткен). 2. Вышивка, заполненная гладью (по-хакасски - толдырын хостон) Контурную гладь можно комбинировать со швами: козлик и усложненный козлик. Шов козлик - орбе  3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице). Стебельчатый шов: выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Он был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах и др. Односторонний петельный шов (чорбеен);  Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов. Место расположения вышивки в одежде:          бордюр воротника, кайма на подоле, манжеты, линия талии, на спинке верхней одежды, на рукавицах, на кисетах, на линиях проймы в безрукавках, на погонах. Хакасские национальные костюмы: -- женское платье; -- безрукавка (сигедек); -- платок (арчал); -- мужская рубашка (когенек). Нагрудное украшение ПОГО: Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера.

  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.