Сочельник традиции обычаи. Что приготовить на Рождество. Приметы на Сочельник

Вечер накануне Рождества, для каждого из нас - это обычно кутья и колядки, а также тихий семейный ужин.

Названий у этого праздника несколько - канун Рождества, Сочельник, Свят-вечер, Богатый Вечер, Богатая Кутья, Вилия, пишет vedmochka.net . Готовились же к зимним праздникам еще задолго до их наступления. Хозяйки готовили вкусный ужин и убирали в доме, а самое главное соблюдали строгий пост, который заканчивался 6 января в 12 часов ночи. Однако это не единственные традиции, которые сопровождали этот день, поэтому давайте окунемся в историю и разберемся в чем отличие современного Сочельника от Свят-вечера раньше.

Как известно существует два кануна Рождества - один католический, который отмечается 24 декабря, а другой православный и празднуют его 6 января. Но и тот и другой является символом усиленной подготовки к одному из важнейших праздников в году - Рождеству.

Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.

Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.

Церковные традиции на Сочельник

Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.

Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.

Славянские традиции в Свят вечер

Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.

Рождественский Дидух

Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе - посредине.

Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»

Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.

Праздничный стол на Сочельник

Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.

Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.

Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.

Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:

  1. кутья готовилась как символ принесенной жертвы и пролитой крови;
  2. горох считался знаком того, что после упадка человек возрождается снова, как Божья весна;
  3. капустник - капуста является символом простоты и надежности;
  4. борщ - так как хозяйка старается приготовить это блюдо из простых продуктов, то это является символом того, что рутинная работа и ежедневная суета воспитывает в нас силу воли. Помимо всего прочего он еще является напоминанием жестокого приказа царя Ирода об уничтожении младенцев;
  5. голубцы готовились как знак Божьей любви к человеку;
  6. рыба - издревле именно рыба являлась символом христианства и жертвы Христа;
  7. вареники - это блюдо являлось символом достатка, которое ждет верующих на небе;
  8. блины - означали солнце. Готовить блины в этот день скорее исходит от язычества, но сегодня это блюдо стало символом того, что Христос стал символом нового солнца, света;
  9. каша - стала символом продолжения рода;
  10. пирожки - символ здоровья и счастья;
  11. узвар - это символ жизни, которую нам подарил Бог, а также очищения от всего плохого;
  12. пампушки готовят как напоминание того, что ждет человека после смерти - вечная жизнь.

Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное - это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.

За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.

Колядование в Свят Вечер

После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи - гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.

Затем выбирали главного, кто руководит колядками - Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.

Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.

Приметы на Сочельник

  • - Плохим знаком было, когда в доме засыпали, чтобы этого не случилось, хозяева если и ложились на кровать, то в праздничной одежде, чтобы не заснуть. При этом старшее поколение и состоящие в браке старались из дому не выходить лишний раз - плохая примета, которая не несет ничего хорошего.
  • - Для свободной девушки и парня было хорошей приметой чихнуть во время праздничного ужина. Девушка в таком случае в грядущем году выйдет замуж, а парень станет хорошим казаком. При этом если такое случится, отцы иногда дарили своим детям подарки: девушкам - теленка, а парням - жеребенка.
  • - Также хозяева радовались, когда в этот вечер приходили в гости одинокие и неприкаянные люди, это означало, что в грядущем году в семье будет счастье, радость и достаток. Поэтому таких гостей щедро одаривали и угощали.
  • - Так как в Сочельник готовились к Рождеству, то старались всю еду приготовить к празднику еще до восхода Солнца. Тогда, согласно поверьям, в семье будет достаток и богатство.
  • - А снежный покров говорил о том, какой урожай будет в наступающем году. Так считалось, что чем больше в канун Рождества снега, тем богаче будет урожай. Если же перед 6 января выпал снег, но к Сочельнику растаял, то это говорит о том, что будет хороший урожай гречки. А вот если иней и сугробы, то это к хлебородию.
  • - Также следили внимательно и за звездами. Если, к примеру, на небе много звезд, то летом будет много гороха. А если звезд мало, то и ягод будет также не густо. Плохим знаком было и то, если млечный путь был тусклым - это к ненастью.
  • - На стол хозяева старались не скупиться, ведь чем обильнее будет ужин на Сочельник, тем богаче пройдет и грядущий год.
  • - Также старались с этого вечера не ссориться и избегать разногласий на весь период праздников. Ведь если с кем-то поссориться или поспорить в эти дни, весь год пройдет в ссорах и разногласиях.
  • - Нельзя было и охотиться и ловить рыб, иначе весь год пройдет в несчастьях и лишениях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вечер накануне Рождества, для каждого из нас – это обычно кутья и колядки, а также тихий семейный ужин. Названий у этого праздника несколько – канун Рождества, Сочельник, Свят-вечер, Богатый Вечер, Богатая Кутья, Вилия. Готовились же к зимним праздникам еще задолго до их наступления. Хозяйки готовили вкусный ужин и убирали в доме, а самое главное соблюдали строгий пост, который заканчивался 6 января в 12 часов ночи. Однако это не единственные традиции, которые сопровождали этот день, поэтому давайте окунемся в историю и разберемся в чем отличие современного Сочельника от Свят-вечера раньше.

Значение Сочельника

Как известно существует два кануна Рождества – один католический, который отмечается 24 декабря, а другой православный и празднуют его 6 января. Но и тот и другой является символом усиленной подготовки к одному из важнейших праздников в году – Рождеству.

Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.

Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.

Церковные традиции на Сочельник

Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.

Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.

Славянские традиции в Сочельник

Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.

Рождественский Дидух

Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе – посредине.

Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»

Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.

Праздничный стол на Сочельник

Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.

Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.

Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.

Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:

  1. кутья готовилась как символ принесенной жертвы и пролитой крови;
  2. горох считался знаком того, что после упадка человек возрождается снова, как Божья весна;
  3. капустник – капуста является символом простоты и надежности;
  4. борщ – так как хозяйка старается приготовить это блюдо из простых продуктов, то это является символом того, что рутинная работа и ежедневная суета воспитывает в нас силу воли. Помимо всего прочего он еще является напоминанием жестокого приказа царя Ирода об уничтожении младенцев;
  5. голубцы готовились как знак Божьей любви к человеку;
  6. рыба – издревле именно рыба являлась символом христианства и жертвы Христа;
  7. вареники – это блюдо являлось символом достатка, которое ждет верующих на небе;
  8. блины – означали солнце. Готовить блины в этот день скорее исходит от язычества, но сегодня это блюдо стало символом того, что Христос стал символом нового солнца, света;
  9. каша – стала символом продолжения рода;
  10. пирожки – символ здоровья и счастья;
  11. узвар – это символ жизни, которую нам подарил Бог, а также очищения от всего плохого;
  12. пампушки готовят как напоминание того, что ждет человека после смерти – вечная жизнь.

Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное – это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.

За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.

Колядование в Сочельник

После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи – гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.

Затем выбирали главного, кто руководит колядками – Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.

Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.

Приметы на Сочельник

  • Плохим знаком было, когда в доме засыпали, чтобы этого не случилось, хозяева если и ложились на кровать, то в праздничной одежде, чтобы не заснуть. При этом старшее поколение и состоящие в браке старались из дому не выходить лишний раз – плохая примета, которая не несет ничего хорошего.
  • Для свободной девушки и парня было хорошей приметой чихнуть во время праздничного ужина. Девушка в таком случае в грядущем году выйдет замуж, а парень станет хорошим казаком. При этом если такое случится, отцы иногда дарили своим детям подарки: девушкам – теленка, а парням – жеребенка.
  • Также хозяева радовались, когда в этот вечер приходили в гости одинокие и неприкаянные люди, это означало, что в грядущем году в семье будет счастье, радость и достаток. Поэтому таких гостей щедро одаривали и угощали.
  • Так как в Сочельник готовились к Рождеству, то старались всю еду приготовить к празднику еще до восхода Солнца. Тогда, согласно поверьям, в семье будет достаток и богатство.
  • А снежный покров говорил о том, какой урожай будет в наступающем году. Так считалось, что чем больше в канун Рождества снега, тем богаче будет урожай. Если же перед 6 января выпал снег, но к Сочельнику растаял, то это говорит о том, что будет хороший урожай гречки. А вот если иней и сугробы, то это к хлебородию.
  • Также следили внимательно и за звездами. Если, к примеру, на небе много звезд, то летом будет много гороха. А если звезд мало, то и ягод будет также не густо. Плохим знаком было и то, если млечный путь был тусклым – это к ненастью.
  • На стол хозяева старались не скупиться, ведь чем обильнее будет ужин на Сочельник, тем богаче пройдет и грядущий год.
  • Также старались с этого вечера не ссориться и избегать разногласий на весь период праздников. Ведь если с кем-то поссориться или поспорить в эти дни, весь год пройдет в ссорах и разногласиях.
  • Нельзя было и охотиться и ловить рыб, иначе весь год пройдет в несчастьях и лишениях.

Практически всем православным праздникам предшествует вечерняя литургия. Именно поэтому каждое великое празднество начинается с Навечерия. Крещение - не исключение. В сочельник очень важно правильно подготовиться к празднику, а для этого нужно знать о традициях и обычаях этого дня.

Накануне Крещения, 18 января, верующие стараются провести время с родственниками и любимыми людьми, чтобы вместе подготовиться к великому празднеству. Со временем образовались традиции крещенского сочельника , которые актуальны и по сей день. Традиционными занятиями принято считать приготовление постной пищи и проведение обрядов, которые помогут впустить в свое сердце Господа, а в жизнь — счастье.

История Крещенского сочельника

Крещенский сочельник — это вечер накануне Крещения Господнего. Называют его также Навечерием Богоявления. В этот день люди традиционно готовятся к празднику Крещения, который имеет древнюю историю и огромное значение для каждого верующего.

Согласно библейским писаниям, 19 января Спаситель посетил Иоанна Предтечу, названного позднее Крестителем, с решением пройти обряд крещения как истинно верующий человек. Конечно, новость о том, что сам Сын Божий решил окрестить себя, поразила пророка. Это говорило о том, что давнее предсказание сбылось, что перед ним Иисус — истинный Бог. Спаситель утверждал, что обряд посвящения в веру для всех один — крещение должен пройти каждый, поскольку так велит слово Божье.

Это важное событие навсегда изменило представление людей о Мессии. Можно сказать, что люди уверовали в Него с новой силой. Но Христос не только позволил окрестить Себя, но и освятил всю воду на земле, наделив ее чудодейственной силой. Именно поэтому главная из традиций Крещения — набирать крещенскую воду . По словам священнослужителей, такая вода не может испортиться, ведь она призвана исцелять абсолютно любые недуги. Помощь Спасителя не исчезла, ведь святая вода появилась по велению Господа, а значит, ее чудодейственная сила не может просто так иссякнуть.

Крещенский сочельник: православные традиции, приметы и обряды

Традиции. Навечерие Богоявления следует проводить в кругу семьи. Традиционным блюдом принято считать сочиво — кушанье из пшена, меда и изюма. Это вековая традиция, которая закрепилась еще на рассвете христианства. Не стоит забывать, что перед Крещением Господним соблюдается однодневный пост , поэтому праздничный стол следует украсить постными блюдами.

Крещенский сочельник иначе называют Голодной кутьей. Голодная она потому, что 18 января до вечера, пока не освятят воду, люди не вкушали ничего съестного. Остатки еды с праздничного стола отдавали курам.

Крещенские морозы. В старину морозы на Крещение были очень суровыми, поэтому люди старались задобрить зиму, приглашая мороз за праздничный стол. Хозяин дома вставал из-за стола, набирал ложку сочива и подносил к окну, приглашая тем самым мороз на ужин. Как ни странно, но после Крещения наступало ослабление морозов, поэтому данная традиция проводилась ежегодно.

Приметы:

  • снег идет — год будет хорошим и плодотворным;
  • снег выпал утром — к хорошему урожаю;
  • метель — счастье не за горами;
  • яркие звезды — мечтам суждено сбыться.

Обряды. Главными обрядами на крещенский сочельник принято считать чтение молитв , посещение храма, набирание святой воды и купание в проруби. Люди трижды окунаются в прорубь, чтобы укрепить не только свою веру, но и здоровье. Правда, нырять в ледяную прорубь не обязательно. Чтобы соблюсти традицию, достаточно умыться святой водой или набрать ее себе домой.

Необходимо помнить, что Крещение Господне — это один из самых значимых и главных праздников в православии. Именно поэтому церковнослужители призывают отнестись к нему со всей серьезностью и подготовиться заранее в отведенное для этого время — в крещенский сочельник. Бог обязательно подарит вам счастье, здоровье и Свое благословение, если ваше сердце будет открыто для Него. Мы желаем вам светлого праздника, крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.01.2018 03:21

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

День 6 января - последний день Рождественского поста и день накануне праздника Рождества Христова - имеет особенный ритм, традиции, и свое особое имя. Даже два имени: бытовое, домашнее - "Рождественский сочельник", и церковное - "Навечерие Рождества Христова".

Знакомое нам из русской классики название "сочельник" произошло от слова "сочиво" - блюда из вареной пшеницы с медом (сейчас, правда, чаще варят рис), блюда, которое принято есть в сочельник "после первой звезды". А вот слово "навечерие", читаем в словаре Даля, означает "день накануне праздника". Сочельник и сам можно было бы назвать праздником, настолько все 6 января пронизано предвкушением наступающего Рождества, но, все-таки, это время самого строгого поста.

Мы часто в своей суетливой нетерпеливости уже горим желанием с головой окунуться в атмосферу еще ненаступившего Рождества, но Церковь предуготавливает нас к встрече праздника постепенно, и это неслучайно. Давайте разберемся, в чем тут дело, и как правильно провести Рождественский сочельник.

1. Подготовка верующих к Рождеству началась за сорок дней до самого большого после Пасхи христианского праздника - праздника в честь родившегося Христа. Подготовка эта заключалась и в сорокадневном Рождественском посте, и в том, что неделя, предшествующая празднику Рождества Христова, была особо строгой, хоть и попадает она на наш светский-советский Новый год. А еще в том, что богослужения в Церкви постепенно и с нарастающим напряжением готовили нас к встрече с родившимся Христом. Рождение в нашем мире Богомладенца, Боговоплощение - вот центр праздника Рождества Христова, а вовсе не магазинная суета в поисках рождественских подарков, не рождественские скидки, и даже не рождественские утренники, или рождественский стол.

Как бы ни старались все маркетологи мира, розовощекий Санта Клаус с веселыми позывными "Джинг Беллз", и рядом не стоит с вестью о том, что две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи произошло событие, имеющее надмирное измерение - Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, он стал одним из нас, Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем, "Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом" - это и называется тайной Боговоплощения. Поэтому оставим околорождественскую мишуру на периферии сознания, и сосредоточимся на главном. Именно к главному и готовит нас Церковь. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова - Рождественский сочельник - день самого строго поста.

2. Теперь о том, что и когда можно есть в Сочельник? Установление о том, что есть можно только "после первой звезды" нигде не прописано. Это благочестивая традиция самих верующих, ей не одно столетие, и соблюдается она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Какую же звезду ждут верующие, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера мы уже ничего не едим. И кончается Рождественский пост праздничным застольем после ночной литургии, уже в сам день праздника Рождества. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что подобная строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа.

3. "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели, - читаем у И. С. Шмелева. - Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики)… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну.., будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях". Ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома стояла елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу.

4. Но главные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются т. н. "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа.

5. Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные - будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть свое сердце чуду Рождения Христа. "Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданье тайны…", впереди праздник.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.