Родильный дом. Перинатальный центр или роддом? Как рожают женщины в роддоме

Очень часто обсуждаемый вопрос типа мол роддома для чего придумали?
Не нашла про роддома в Европе, но в России - это однозначно было заведение для тех, кто детей этих оставлять не собирался.
Да и в дореволюционной России процент рожениц дома был большой.

История возникновения родильных домов

Первый родильный дом (родильный госпиталь) в Москве (и в России) был открыт в 1764 при Воспитательном доме и имел три отделения: “для секретно родящих”, “для рождающихся незаконных детей” и “для женщин замужних, но не желающих оставить ребёнка”. В 1801 профессор Московского университета В. М. Рихтер (1767-1822) основал и возглавил Повивальный институт с родильным госпиталем на 3 кровати. Первый городской родильный приют с бесплатным приёмом рожениц был создан в 1880 на Швивой горке. В 1903 в Москве было 12 родильных домов (на 138 кроватей). В 1906 открыт “образцово-показательный” родильный дом им. А. А. Абрикосовой (ныне родильный дом № 6), при котором были созданы женская и детская консультации. В 1907 на средства купца Лепёхина был открыт родильный дом (на 63 кровати), носивший его имя (впоследствии Родильный дом № 7 им. Г. Л. Грауэрмана). В 1907 открылась первая в Москве больница для послеродовых больных. В 1909 при Староекатерининской больнице открылся городской родильный дом в память С. Т. Морозова. На средства покойного Лепехина его племянница Милюкова устроила в Дегтярном переулке лечебницу, в которой позднее разместился родильный дом, а переулок получил название Лепехинского.

До 1917 родильные дома города могли принять лишь около половины рожениц (остальные рожали на дому). Значительный рост сети родильных домов произошёл после постановления ЦИК и СНК СССР о запрещении абортов (1936) и в 1960-85.

Показательна в этом смысле история Снигиревки до 1917 года
приведу цитату

За этот период в стенах института было обучено 168 повивальных бабок, которые после окончания специальной подготовки направлялись в различные губернии. В 1833 г. родильный госпиталь и Повивальный институт были объединены в одно родовспомогательное учреждение. С этого времени оно стало называться Санкт-Петербургское родовспомогательное заведение.
Родовспомогательное заведение тогда состояло из 5 отделений для: 1) "законных" бедных родильниц; 2) "секретных" родильниц; 3) "незаконных" родильниц; 4) повивальных воспитанниц (на 40 человек); 5) крестьянских учениц (на 20 человек).
Срок обучения в Повивальном институте был сокращен до 2 лет.
В Положении о родовспомогательном заведении были сформулировны цели этого учреждения, которые предусматривали:
прием беременных и рожениц как "законных", так и "незаконных", коим доставляется без всякой платы полное содержание, всякого рода акушерское и врачебное пособие до совершенного их выздоровления;
снабжение Государства сведущими и опытными повивальными бабками, которые получают воспитание и полное теоретическое и практическое образование в повивальном искусстве;
усовершенствование и распространение родовспомогательной науки.

Как видно из всего вышеперечисленного роды дома были обычной практикой и акушерок обучали в основном для этого.
Интересно было бы почитать когда практика родов в роддоме стала повсеместной.

По мере развития медицины государство стремилось взять такую важную область, как деторождение, под свой контроль. О том, как это происходило в дореволюционной России, и пойдёт речь в этой статье Ирины Мартыновой. Текст взят из её книги "Родиться по собственному желанию".

---
В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повивальные бабки славились своим умением, основанным на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный "мужской" подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное "женское" ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века "врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд" (В.П.Лебедева, 1934).

В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию "для народного известия".

Принимая Присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего:

- "днемъ и ночью, немедленно ходить къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были";
- "ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться";
- "къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ" и др.

29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества".

Первым профессором и преподавателем "бабичьего дела" в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну).

В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.

С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц. Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.

В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение - Родильный госпиталь - для бедных родильниц.

В 1771 году по предписанию Екатерины II в Санкт-Петербурге был открыт воспитательный дом, и при нем был учрежден первый повивальный госпиталь - для незамужних и неимущих родильниц (ныне - Родильный дом №6 им. проф. В. Ф. Снегирева).

В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.

Научное становление акушерства и улучшение преподавания "бабичьего дела" в Петербурге произошло благодаря Н. М. Максимовичу-Амбодику (1744-1812), которого справедливо называют "отцом русского акушерства". В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н. М. Максимович-Амбодик ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле", по которому обучались многие поколения русских акушеров.

Н. М. Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый ученый и педагог, горячо любивший свое дело, первый ввел преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России: Эпиграфом к своему "Искусству повивания" он поставил выведенные жирным шрифтом слова: "Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами".

С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи - всего 200 лет тому назад дали им "дотронуться" до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с ее законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан "Устав повивальным бабкам", по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно". В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.

В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение - Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). "Родильня" принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н.М. Максимович-Амбодик.

После смерти Марии Федоровны Николай I Указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название "Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем". При нем в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.

В 1806 году при Московском университете был открыт новый Повивальный институт и родильный госпиталь на три койки для бедных рожениц (ныне Московское Медучилище №1 "Павловское"). В 1820 году число коек увеличилось до шести.

После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также "за долговременное рачительное исполнение обязанностей" они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).

Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их".

На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.

Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки - раз в квартал.

Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.

Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.

Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.

Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.

Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась. Как уже отмечалось, согласно Уставу, "всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно". В учебном пособии "Полное руководство к изучению Повивального Искусства" от 1886г., докотора П.И.Добрынина, доцента при "Санкт-Петербургском Родовспомогательном Заведении" указано: "Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства".

С развитием общества росло и число подготовленных повивальных бабок, а не просто случайных помощниц - родственниц и соседок. В 1757 году по регистрации в Москве работало 4 повивальных бабки. В 1817 их было в Москве уже 40, а в 1840 году - уже 161 повивальная бабка. А в 1899 - 1900 учебном году одна только Военно-медицинская академия в Петербурге готовила около 500 повивальных бабок. В 1902 было уже 9000 повивальных бабок, из которых 6000 жили и работали в городах, а 3000 - в сельских местностях.

В XVIII веке начинают открываться родильные дома (Страсбург,1728; Берлин,1751; Москва,1761; Прага,1770; Петербург,1771; Париж,1797). Родовспомогательные заведения и родильные приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из недостаточных классов населения или для предоставления возможности за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Но вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением - "родильной горячкой", т. е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой "горячки" были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды XVIII - первой половины XIX веков от 10 до 40 - 80%.

В XIX веке два крупных научных открытия - введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, - а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней, сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно (см. Заметки повитухи. Кесарево сечение.). Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

Оперативное акушерство (посредством хирургического вмешательства) в России также имело национальные особенности. Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота об интересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственности по отношению к судьбе обеих жизней. Удалось избежать крайностей отдельных европейских акушерских школ (ультраконсервативной венской школы и чрезмерно активной немецкой школы Озиандера) и выработать самостоятельное направление, рассчитанное на максимальное использование физиологических усилий самой женщины в течение акта родов и разумное ограничение оперативных вмешательств размерами действительно необходимого в интересах матери и ребенка. Отдельные операции (например, рассечение лона, или кесарево сечение) с самого начала не встретили сочувствия со стороны большинства русских докторов-акушеров в силу калечащих результатов этих операций.

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома - по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании 100-летия Императорского Клинического повивального института Вел. Кн. Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: "98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!", или, другими словами, предпочитали рожать дома.

В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях - врача-акушера.

После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.

Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжала работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до нее. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы - там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.

На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.

Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200"000. По сравнению с царской Россией произошло 30-кратное увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.

Устав Повивальным Бабкам

1. Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытанна, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.

2. Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения.

3. Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить

4. Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие.

5. Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоде не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась.

6. Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять.

7. Когда родится странный, и не обыкновенный урод, то бабка об оном немедленно и обстоятельно рапортовать должна по удобности места, или Медицинской Коллегии, или оной Коллегии Канторе.

8. Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась не задолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.

9. Повивальные Бабки должны иметь при себе Помощниц, но оных без себя к родам не допущать, пока не получать о своем искустве свидетельства.

10. Дабы Помощницы вящшее прилагали к повивальному делу рачение, должна бабка в подаваемом Профессору повивальной науки, или Акушеру, по прошествии каждаго месяца рапорт, показывать их имена, поведение и прилежность.

11.Бабка в ежемесячных рапортах обязана по присяжной должности показывать, при коликих числом родах была сама, или ее помощница, сколько, и какого полу родившияся, были ли из оных мертвые, и были ли трудные роды, требовавшие помощь Акушера.

12. Каждая ученица повивальнаго искуства, должна знать Грамоту; не быть моложе осмьнадцати, ниже старше тридцатя лет.

13. Как скоро ученица по отаменной способности в повивальной науке довольно успеет, и знание свое на испытаниях, и при действительных родах покажет, то, не взирая на кратковременность обучения, будет повивальною бабкою удостоена.

14. Бабкам позволяется в сходных данных им при обучении, выписывать для роженицы и новорожденному самые легкие лекарства, как то розмарин, ромашку, миндальное масло, манну, ревенный сироп, коричную воду, также потребное на припарки и для промывательных.

15. В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи.

16. Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней.

17. Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрещения, и повинна о таковом беззаконном намеренни доносить куда следует.

18. Каждая Бабка, усердно и верно звание свое исполняющая, имеет ожидать от Государственной Медицинской Коллегии надлежащаго покровительства; с нерадивою же и предписания, в сем Уставе изображенные, престутившею, поступлено будет по строгости законов.

Из Государственной Медицинской Коллегии в Град Святаго Петра. Сентября 9 дня 1789 года.

ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ.

Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь."

(Собственноручная подпись).

Не секрет, что успех родов во многом зависит от того, насколько уверенно и комфортно чувствует себя будущая мама. Но большинство женщин волнуется перед родами, причем для некоторых стрессом становится приезд в родильный дом — ведь это совершенно незнакомое медицинское учреждение. Как же устроен роддом? Давайте подробнее изучим место, где появится наш долгожданный малыш.

Любой роддом начинается с приемного отделения. Именно сюда приходит женщина со схватками или с каким-либо осложнением беременности. Будущую маму, поступающую в роддом, первой встречает дежурная акушерка: она возьмет обменную карту, предложит переобуться, а затем проводит непосредственно в приемное отделение. Приемное отделение обычно состоит из двух изолированных друг от друга приемно-смотровых палат: в одной принимают пациенток, поступающих в родблок или отделение патологии, в другой — тех, кому необходимо лечь в обсервационное отделение (необследованных женщин без обменной карты или тех пациенток у которых есть какое-либо инфекционное заболевание). В каждой из приемно-смотровых палат находится смотровая комната с кушеткой для осмотра и помещение для гигиенических процедур с душем и туалетом. Здесь врач акушер-гинеколог осмотрит будущую маму, оформит ее документы, затем акушерка поможет ей сделать необходимые гигиенические процедуры (побреет промежность, поставит клизму), выдаст индивидуальный комплект белья — халат, сорочку, пеленку. Затем, в зависимости от результата осмотра, пациентка отправляется в одно из отделений роддома: родблок, операционный блок, отделение патологии беременных или обсервационное отделение.
Родильный блок — отделение, где происходят роды, в него поступают женщины со схватками. В современных роддомах родблок состоит из индивидуальных боксов, в каждом из которых рожает только одна женщина. В боксе есть кровать, на которой роженица может отдыхать во время I периода родов (когда идут схватки); специальное кресло (рахмановская кровать) — на нем и происходит непосредственно рождение малыша; аппарат КТГ и пеленальный стол с обогревающей лампой — здесь родившегося малыша взвесят, измерят, здесь он совершит свой первый туалет. Кроме того, в каждом боксе есть отдельный санузел и душевая. Благодаря такой системе боксов роды становятся индивидуальным событием: даже если сразу рожает несколько женщин, они не мешают друг другу, да и будущие папы смогут присутствовать при рождении малыша. В родильных домах старой проектировки родблок состоит из предродовых палат, в которых могут находиться несколько женщин, и общего родильного зала. В предродовой палате будущие мамы пережидают I период родов (схватки), а перед началом потуг женщину переводят в родильный зал, где она и рожает ребенка и послед. И предродовая палата, и родильный зал полностью оборудованы всем необходимым для роженицы и малыша. В родблоках с подобной проектировкой общий душ и туалет находятся в коридоре.
Первые два часа после родов мама проводит в родильном отделении: врачи в течение этого времени постоянно наблюдают за женщиной. Затем, убедившись в отсутствии осложнений, доктор дает добро на перемещение мамы в послеродовое отделение.
Операционный блок — в нем происходят роды при помощи кесарева сечения. В оперблок женщина может быть направлена из приемного отделения, если ей требуется срочное кесарево сечение, или из отделения патологии, когда предстоит плановая операция. Состоит оперблок из нескольких операционных палат и предоперационной, где врачи и акушерки готовятся к операции. Сразу после кесарева сечения женщину переводят в отделение или палату интенсивной терапии, которые оборудованы аппаратурой для постоянного наблюдения за состоянием пациентки. В палате интенсивной терапии постоянно находится врач или акушерка.
Послеродовое отделение — сюда поступают уже состоявшиеся мамочки — сразу из родблока или из палаты интенсивной терапии после операции кесарева сечения. В зависимости от роддома палаты, в которых находятся женщины после родов, могут быть одноместными, двуместными или многоместными. Если в роддоме не предусмотрено совместного пребывания мамы и малыша, то в послеродовом отделении имеется еще и «детская» палата, где под круглосуточным наблюдением детских медицинских сестер и врача-педиатра находятся новорожденные детки. Однако сегодня во многих родильных домах существуют палаты «мать и дитя», где мама постоянно лежит вместе с малышом. Кроме того, женщины заключившие контракт на роды, могут жить в комфортабельных «семейных» палатах вместе с папой или кем-нибудь из близких.
Также в послеродовом отделении обязательно есть смотровой и процедурный кабинеты, кабинет УЗИ и столовая.
Известно, что будущие мамы очень боятся слов «обсервационное отделение» — так называют отделение, где находятся необследованные пациентки или женщины с каким-либо инфекционным заболеванием (ОРВИ, грипп и др.). На самом деле ничего страшного в этом отделении нет. Обсервационное отделение — это мини-роддом в роддоме: со своим родильным блоком, операционной, послеродовым отделением. Единственное отличие от обычных палат — в обсервационном отделении все палаты всегда индивидуальные, а санитарная обработка всех помещений проводится чаще, чем в других отделениях (что только может порадовать родителей). В некоторых роддомах сюда даже пускают с визитами родственников; кроме того, нередко в обсервационном отделении есть и «семейные» палаты!
Отделение патологии беременности — в нем лежат женщины с каким-либо осложнением беременности (угроза прерывания, гестоз и др.). Оно обычно включает палаты, процедурные кабинеты, смотровую, столовую. Душ и туалет может быть как в каждой палате, так и один на всех.

Если до недавнего времени роддом был совершенно закрытым учреждением, в которое не пускали посторонних, то сегодня ситуация изменилась. Будущая мама может выбрать место, где родится ее ребенок, и условия, в которых это произойдет; познакомиться с врачом, принимающим роды, и обговорить с ним свои пожелания. У женщины есть возможность пригласить на роды близких (мужа, маму, подругу) или психолога, а также совершить предварительную экскурсию по роддому, для того чтобы побольше узнать о том месте, где пройдет одни из самых радостных дней в ее жизни.

Любой беременной женщине (а лучше еще на стадии планирования), следует задуматься о выборе роддома. Конечно, можно оставить все на самотек, а с наступлением схваток, вызвать карету скорой помощи, которая отвезет в ближайший роддом. Но будет ли там комфортно, смогут ли оказать должную медицинскую помощь женщине и ребенку в случае возникновения осложнений, и стоит ли рисковать самым дорогим, что есть на свете?

Роддом – лечебное учреждение, в котором созданы необходимые условия для пребывания беременной до родов и после, а также работает квалифицированный персонал, который будет помогать женщине в родоразрешении. В каждом городе есть роддом, в крупных населенных пунктах их несколько, они равномерно распределены по районам, так, чтобы не возникало больших нагрузок на какое-либо учреждение. Чаще всего, роддом – это обособленное учреждение, но может быть и структурным подразделением в крупных медицинских центрах.

В последнее время стало расти число частных клиник, имеющих родильное отделение. Такие учреждения оснащены современным оборудованием, палаты просторные и комфортные, квалифицированный персонал и врачи имеют высшую категорию.

Виды родильных домов

Не все родильные дома одинаковые. Есть небольшие учреждения, которые обслуживают 5–7 тысяч рожениц в год. Они не имеют перинатального центра и специального оборудования для выхаживания деток, родившихся прежде срока, с низкой массой тела.

Ко второй группе родильных домов относятся специализированные учреждения, которые принимают беременных пациенток с различными болезнями. Женщина, имеющая какое-либо заболевание, попадает в группу риска, поскольку могут возникнуть преждевременные роды или обострение хронически протекающей болезни, что может поставить под угрозу жизни матери и будущего ребенка. Существуют такие узкоспециализированные роддома:

  • кардиологические;
  • при нарушении работы эндокринной системы;
  • при болезнях крови или если есть резус-конфликт;
  • при болезнях почек;
  • при инфекционных заболеваниях.

Показания, к направлению в узкопрофильные учреждения:

  • гипертония;
  • наличие искусственного клапана или водителя ритма;
  • тахикардия;
  • порок сердца;
  • сахарный диабет;
  • болезни надпочечников;

  • дисфункция щитовидной железы;
  • анемия;
  • несовместимость по группе крови матери и ребенка;
  • мочекаменная болезнь;
  • цистит;

  • наличие различных аномалий почек;
  • гепатит;
  • грипп и ОРВИ;
  • ВИЧ и СПИД;
  • инфекции, передающиеся половым путем;
  • диарея.

Определить, какой роддом необходим женщине, решает ее лечащий врач. Если у беременной нет никаких осложнений, патологий и заболеваний, но она хочет рожать в специализированном роддоме, то это законодательно не запрещено. Многие узкопрофильные учреждения имеют платные палаты, в которых могут находиться здоровые женщины.

В неспециализированном роддоме есть такие отделения:

  • приемное;
  • родильный блок;
  • послеродовое отделение;
  • операционный блок;
  • отдел интенсивной терапии;
  • реанимационное отделение;
  • отделение патологии беременности;
  • женская консультация;
  • лаборатория.

В приемном отделении дежурная акушерка оформляет необходимые документы, измеряет давление, вес, рост, и направляет в смотровой кабинет, где ее ожидает врач-гинеколог. Если есть все предпосылки для родов, то беременную направляют на санитарно-гигиенические процедуры, а затем в родильный зал.

Родильный блок должен быть оснащен специальной кроватью, умывальником, пеленальным столом, аппаратом для прослушивания сердцебиения плода. Практически все роддома уже оснастили родовую комнату гимнастической стенкой, фитболом, специальными стульями, в некоторых предусмотрена ванная – все эти приспособления призваны облегчить женщине период интенсивных схваток. В родильный блок, по предварительной договоренности, разрешен вход мужу роженицы или ее доверенному лицу. В родзал можно брать с собой мобильный телефон, фото и видеоаппаратуру, если пара решила запечатлеть момент появления своего ребенка.

Послеродовое отделение – палаты пребывания матери и ребенка. Сейчас все учреждения практикуют совместное нахождение малыша с момента рождения, если у него нет патологий или осложнений у матери.

Послеродовые палаты бывают:

  • одноместные;
  • рассчитанные на пребывание двух и более рожениц;
  • повышенного комфорта - в них разрешается пребывание супруга или другого родственника.

В совместную палату помещают женщин, которые родили в одни сутки, чтобы снизить риски заболевания внутрибольничной инфекцией.

В палате должны быть:

  • кровать;
  • прикроватная тумбочка;
  • вещевой шкаф;
  • обеденный стол;
  • стул;
  • столик для пеленания малыша;
  • детская кровать-каталка;
  • должны быть розетки, чтобы зарядить телефон или воспользоваться электрочайником.

Палаты повышенной комфортности дополнительно оборудованы:

  • телевизором;
  • холодильником;
  • микроволновой печью;
  • санузлом;
  • диваном для посетителей.

Если женщина размещена в общую палату, то посещение родственников запрещено, в комнатах повышенной комфортности таких ограничений нет. Единственное условие для посетителей – нельзя брать с собой детей до 14 лет, поскольку они могут быть переносчиками различных инфекций, таких как краснуха или корь.

Для оказания экстренной помощи матери или ребенку после возникших родовых осложнений в родильном доме должны быть оборудованы реанимационные палаты.

Отделение патологии беременных предназначено для стационарного наблюдения за женщинами, у которых есть угроза выкидыша или прочие патологии.

В зависимости от того, какой роддом – специализированный или нет, могут быть дополнительные отделения:


Какие специалисты работают в роддоме

В родильном доме большой штат персонала, работающего посменно, чтобы обеспечить круглосуточную помощь беременным. Роды в роддоме будут проходить под присмотром следующих специалистов:

  • акушер-гинеколог. Это главный специалист, он оценивает состояние роженицы, степень раскрытие шейки матки, состояние плаценты, околоплодного пузыря, прослушивает сердцебиение. В случае возникновения осложнений или отсутствия активной родовой деятельности, он принимает решение о проведении кесарева сечения;
  • акушерка – помощница врача. Она непосредственно принимает роды, помогая ребенку появиться на свет;

  • анестезиолог – может понадобиться для обезболивания при болезненных схватках или при проведении операции;
  • неонатолог – специалист по новорожденным, оценивает их состояние, освобождает дыхательные пути от слизи, проводит первичный осмотр ребенка сразу после родов;
  • медсестра – помогает акушерке, ставит капельницу, измеряет давление, выполняет санитарно-гигиенические процедуры.

Все врачи в роддоме имеют соответствующее образование, должны регулярно посещать курсы повышения квалификации, чтобы совершенствовать свои навыки.

Что нужно знать для выбора родильного дома

Выбирая роддом, следует обратить внимание на:

  • специализацию учреждения (конечно, более предпочтительным считается перинатальный центр, имеющий все необходимое для оказания оперативной помощи в случае возникновения осложнений в родах);
  • чистоту и стерильность в палатах, родзале, других помещениях. Следует ознакомиться с расписанием плановых дезинфекций, а также уточнить, в какое время может быть закрыт роддом на ремонт или мойку;
  • оснащение учреждения диагностическим и реанимационным оборудованием;
  • организацию питания, наличие столовой или буфета, возможность хранить и разогревать продукты, привезенные родственниками.
  • репутацию учреждения;
  • квалификацию врачей.

Если есть предварительная договоренность с врачом, то следует заблаговременно взять его телефон, чтобы связаться при наступлении интенсивных схваток.

Что необходимо взять в роддом

На восьмом месяце беременности нужно собирать вещи в роддом. Они должны быть упакованы, чтобы в случае начала схваток не паниковать и переживать о том, что-то останется забытым. Список в роддом выдает врач, которой ведет наблюдение беременной, его также можно получить в женской консультации. В этот список обязательно должны входить предметы личной гигиены:

  • мыло;
  • бумажные полотенца;
  • одноразовые пеленки;
  • гигиенические прокладки;
  • туалетная бумага;
  • влажные салфетки;
  • косметика.

Обязательно следует позаботиться о вещах и взять:

  • полотенце банное;
  • халат;
  • бюстгальтер для кормления;
  • две ночные рубашки и белье на каждый день;
  • носки;
  • тапочки, лучше резиновые;
  • телефон и зарядное устройство;
  • одежду для выписки.

Список вещей, которые понадобятся для ухода за малышом:

  • влажные детские салфетки;
  • подгузники;
  • детское масло;
  • присыпка или детский крем;
  • электронный термометр;
  • одноразовые пеленки;
  • несколько комплектов одежды;
  • праздничный комплект для выписки;
  • одеяло или плед.

Кроме вещей и средств гигиены нужно будет еще приобрести родовой пакет. Он может содержать:

  • стерильные перчатки;
  • одноразовые пеленки;
  • жидкое мыло;
  • окситоцин;
  • зажим для пуповины;
  • физраствор для капельницы;
  • питьевая вода.

Многие учреждения, работающие на коммерческой основе, не требуют наличия родового пакета, потому что все медикаменты и средства гигиены выдаются на месте, по мере необходимости.

Как проходит выписка из родильного дома

Выписка из роддома осуществляется на 2–3 сутки после родов, если нет никаких выявленных патологий и отклонений, а самочувствие матери и ребенка хорошее. Если малыш сильно потерял в весе (более 10% от первоначальной массы), то женщину оставляют до выяснения причин этого. А после роддома она должна наблюдаться врачами поликлиники по месту жительства.

Если женщине делали кесарево сечение, то выписка из роддома назначается на 4–7 сутки после операции, в зависимости от самочувствия матери и ребенка.

Во многих роддомах проводят торжественную выписку с небольшой программой для родственников, фотосессией и видеосъемкой. Для этого оборудована специальная комната, и работают профессиональные фотографы.

Родильный дом I Роди́льный дом

лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания стационарной и амбулаторной помощи женщинам во время беременности, родов и при гинекологических заболеваниях, а также медицинской помощи новорожденным до момента выписки из родильного дома.

Основными задачами родильного дома являются оказание женщинам стационарной акушерской помощи в период беременности, родов и после родов; обеспечение надлежащего выхаживания новорожденных и квалифицированной лечебно-диагностической помощи заболевшим и недоношенным детям; оказание лечебно-диагностической помощи гинекологическим больным; работа по гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни; перевод больных по показаниям в другие лечебно-профилактические учреждения; осуществление реабилитационных мероприятий и выдача рекомендации по их проведению после выписки из акушерского стационара.

II Роди́льный дом

лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи женщинам и их лечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде; в состав Р. д. входят стационар и .


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Смотреть что такое "Родильный дом" в других словарях:

    Медицинское учреждение, оказывающее помощь беременным, роженицам и родильницам. Обычно при родильном доме имеются женские консультации, в крупных родильных домах гинекологические отделения … Большой Энциклопедический словарь

    Медицинское учреждение, оказывающее помощь беременным, роженицам и родильницам. Обычно при родильных домах имеются женские консультации, в крупных родильных домах гинекологические отделения. * * * РОДИЛЬНЫЙ ДОМ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ, медицинское… … Энциклопедический словарь

    Самый первый роддом в Северодвинске, ныне Северодвинский городской краеведческий музей Родильные дома обеспечивают квалифицированную медицинскую помощь женщинам во время … Википедия

    Лечебно профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи женщинам и их лечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде; в состав Р. д. входят стационар и женская консультация … Большой медицинский словарь

    В СССР, лечебно профилактическое учреждение, обеспечивающее квалифицированную медицинскую помощь женщинам во время беременности (См. Беременность), родов (См. Роды), послеродового периода (См. Послеродовой период) и при гинекологических… … Большая советская энциклопедия

    Лечебно профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь беременным, роженицам и родильницам. (

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.