Урок: «Образ Дины в новелле «Кавказский пленник

Тема урока: Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цели урока: - проследить за тем, как создается в рассказе образ Дины;

Решить вопрос о роли Дины в произведении;

Воспитание доброты, человечности.

Оборудование: : портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся.

ПЛАН И ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Изучение темы урока.

Слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

3.Работас текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

Портрет

Поступки

Взаимоотношения с другими персонажами

Отношение автора

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появляется перед читателем впервые. (Эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником.)

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

(Дина показана глазами Жилина)

О чем рассказывает ее одежда?

Как характеризуют ее движения?

Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

(От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит»)

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? (Они сдружились)

Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

(Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу.)

О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

(Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.)

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

(Побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят)

Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

(«Вдруг прямо ему на коленки…»)

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

(Она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить)

Почему она убежит, но потом вернется?

(Узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга)

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

(Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала».)

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

(Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят.)

Что нового узнаем о Дине?

(Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная.)

Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки»/«глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза»/«легко, как козочка»

руки/«ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

(Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала.)

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

(Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создаетсяпортрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью.)

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что рассказ написан Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

(Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.)

Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

Образ Дины в рассказе Кавказский пленник

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Войти Зарегистрироваться

Жилин и Дина принадлежат к разным народам. Жилин – русский офицер,
который попал в плен к татарам. Дина – дочь Абдул-Мурата, хозяина
Жилина. Их дружба началась не сразу. Жилин впервые увидел Дину, когда
она принесла ему воды. Автор так описывает девочку. Ей было тринадцать
лет, она была похожа на своего отца. Одета она была в синюю длинную
рубаху. У Дины длинные волосы. Сначала она испугалась Жилина, она
смотрела на Жилина, как на какого-то дикого зверя. Даже
ее отцу стало
смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как
дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал
мастерить разные поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в татарские
одежды и поставил на крышу. Дина увидела это и позвала других татарских
девочек. Потом она увидела, что Жилин ушел в сарай, и схватила куклу. У
Дины это была ее первая кукла. Но ее разбила злая старуха. Жилин понял,
что девочка огорчилась, и сделал куклу еще лучше. Так началась их
дружба. Дина тайком от всех носила Жилину еду. Она знала, что пленников
плохо кормят. Сначала это было козье молоко, потом сырные лепешки, а
однажды – кусок баранины. Дина, как и Жилин, любила помогать другим
людям. Если бы не Дина, Жилин никогда не смог бы сбежать второй раз. Их с
Костылиным посадили в глубокую яму, из которой пленникам не выбраться.
Жилин чувствовал, что Дина его не бросит. Он наделал девочке
из глины
разных фигурок лошадей, собак. Дина пришла на другой день к яме и
сказала Жилину, что Их хотят убить. Жилин попросил Дину помочь, но она
отказалась. Жилин подумал, что девочка испугалась. Однако ночью в яму
упала длинная палка. По ней и выбрался Жилин. Дина помогала русскому
офицеру сбить замок с кандалов. Когда у нее это не получилось, она
заплакала от горя. Девочка знала, что она больше никогда не увидит
Жилина, если даст ему убежать. Но она пожертвовала собой, своими
чувствами. Дина не только помогла ему бежать, но и приготовила немного
еды. Я думаю, что отношения Дины и Жилина можно назвать настоящей
дружбой. Тринадцатилетняя девочка сделала то, на что не могли решиться
взрослые люди. Она спасла Жилина от смерти. А тот подарил ей детство. Я
думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочки.

Ответить 03 Мар 2015

0

0


3)черты характера-
Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же. Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная.
4)отношение автора к герою
Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.
Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский) . Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир, меньше будет вражды и террористических атак, которые охватили нашу планету.

5) Главная мысль рассказа
Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.
Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения

Ответить 03 Мар 2015

0

Жизнь автора складывалась интересно. Он в возрасте 2 лет потерял маму. В семье было 4 детей, он младший. Говорили, что черты лица и характер унаследовал Лев. Когда Толстому исполнилось 13 лет, вся его семья переехала в Казань. Там состоялось обучение автора известных произведений.

Первая публикация рассказа «Кавказский пленник» состоялась в 1872 году. Лев Николаевич Толстой отдал около трех службе на Кавказе, попал он туда по наставлению брата Николая. Он был восхищен образом жизни людей, красотой пейзажей. Вдохновение он почерпнул из этого края. Он напишет много рассказов, в том числе «Кавказский пленник».

Главный герой служит на Кавказе в качестве офицера. Ему приходит письмо от мамы. После чего Жилин решает взять отпуск и съездить домой, навестить мать и жениться. В пути с ним находится товарищ Костылин. Из-за предательства и трусости этого человека, герой попадает в плен к татарам. Держится он достойной, не давая месту страхам. Пленного привели в дом к хозяину и потребовали, чтобы он написал письмо матушке, с просьбой о крупном выкупе. Герой понял, что он оставит семью без материальных средств. Он утверждал, что за него не заплатят, а позже указал неверный адрес доставки, тем самым оберегая родных.

Трус Костылин тоже попал в плен. Он сразу согласился оповестить близких людей о его положении.

Жилин нашел общий язык с местными жителями. Персонаж умел чинить и создавать вещи. О его рукоделии хорошо отзывались, приходили люди из ближних деревень, обращались за помощью к Жилину. Он нашел друга в дочке хозяина Дине. Сначала Дина боялась пленного, но потом прониклась сочувствием к нему. Она была маленькой, худой девочкой, ей было 13 лет. Его удивляло, как маленькая девочка может носить тяжести. Офицер мастерил красивых кукол девочке. Она старалась приносить ему полезную и вкусную еду, несмотря на запрет отца.

Через некоторое время русские солдаты убили уважаемого татарина. На пленников разозлился весь аул, пленных решено было убить. Герой решил бежать, уже давно он рыл подкоп. Костылина он взял с собой. Но из-за его лишнего веса и неповоротливости, их вскоре нагнали враги и вернули в плен.

Условия их содержания значительно ухудшились. Питание свелось к минимуму, солнечного света пленники не видели. Дина волновалась за Жилина. Она знала, что его хотят убить, и помогла ему сбежать. Дина принесла длинный шест и вытащила пленного из ямы. В дорогу она подала герою лепешки.

Расставание тяжело далось девочке, она чистой любовью была привязана к персонажу. Жилин говорил хорошие слова в адрес девчушки, он искренне благодарил ее за все. В итоге дочь хозяина заплакала и убежала. После долгого пути героя заметили враги, но казакам удалось отбить офицера. Он был очень рад оказаться в своей крепости.

Главный персонаж силен духом. Благодаря этому он прошел все испытания, и все же попал домой с честью. Память о девочке навсегда сохранится в его сердце. Дина является образцом смелости, доброты, чуткости.

Сочинение на тему Жилин и Дина (5 класс)

Автор рассказывает об офицере русской армии, который попал в плен. Там у главного героя начинается крепкая дружба с дочкой хозяина. Девочка смелая, добрая, искренняя. Она проникается к персонажу чистым, открытым сердцем. События разлучат их, но в памяти героя останется образ Дины.

Герою книги приходит письмо от матери, он решает взять отпуск и навестить родных, еще он подумывает о женитьбе. В дорогу он отправляется с товарищем по фамилии Костылин. По вине этого товарища оба персонажа попадают в плен к татарам.

Жилин проявил себя выдающимся человеком. Его поведение отличалось спокойствием и терпеливостью. Когда его привели к хозяину, он отказался писать письмо с просьбой выкупа, сказав, что за него ничего не дадут. Офицера вынудили отправить письмо, но он написал неверный адрес, желая уберечь от разорения мать.

Костылин, как только ему сообщили о требовании выкупа, незамедлительно написал письмо неприятного содержания.

В плену Жилин не бездействует. Он мастерит поделки, изготавливает кукол, шьет им наряды. О его умении быстро распространилась весть. Стали приходить люди из ближайших селений с просьбой починить что-нибудь. Офицеру симпатизировали жители аула.

Пленнику принесла кувшин воды маленькая, худая девочка, она смотрела на пленника недоверчиво. Когда герой вернул ей емкость, она отшатнулась. Это была Дина. Жилина впечатлило то, что такое хрупкое создание носит такие тяжелые ноши. Однажды он сделал самую красивую куклу и подарил девочке. Между ними начала завязываться дружба. Дина жалела героя, она носила ему молоко, позже хорошие продукты. Отец был против того, что делает его дочь. Но Дина не слушала призывы отца, это считалось грубым нарушением, ослушаться отца.

В один момент солдаты русской армии убили татарина, занимавшего высокое положение в обществе. Это усугубило положение пленников. Жители аула пожелали их смерти. Осторожный Жилин давно рыл подкоп, чтобы совершить побег. Взяв с собой Костылина, они сбежали. Но их нагнали татары, так как товарищ Жилина был медлительным.
Теперь стало тяжело находиться в плену: кормить почти перестали, доступ к свежему воздуху был закрыт. Отношение жителей аула было недоброжелательным.

Дина очень переживала за своего друга. Она очень привязалась к нему. Девочка узнала, что русских пленных хотят убить, и пошла на отчаянный шаг. Она взяла палку шест и с ее помощью вытащила пленного из ямы. Девчушка проводила героя, дав в дорогу ему лепешек. Жилину было трудно передвигаться, из-за того, что его ногу сковывал металл.

Прощание маленькой девочки с героем было трогательным. Он говорил ей добрые слова, выражал большую благодарность, за все, что она сделала для него. Дочь хозяина эмоционально отреагировала, в конце заплакала и побежала обратно, в аул.

Пройдя большое расстояние, офицера заметили 3 татар. Но, к его счастью, он был отбыт у них солдатами русской армии. Жилин был несказанно рад их видеть. Герой вернулся в свою крепость. Забывать такую нежную дружбу с Диной он не будет.

Автор создал великие книги: «Война и Мир», «Анна Каренина». Присутствие его произведений в школьной программе является обязательным.

Лев Николаевич Толстой провел 3 года на службе, по настоянию брата Николая. Пребывание в этих местах вдохновило автора на создание многих произведений. Одно из них «Кавказский пленник, опубликованное в 1872 году. Оно учит развитию положительных качеств: смелость, терпение, упорство, рассудительность. При любых обстоятельствах нужно оставаться непоколебимым. Ум всегда выручит.


Сейчас читают:

  • Базаров - нигилист сочинение по литературе

    Роман отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева издан в 1862. Сюжет произведения строится на борьбе двух идеологий либерально дворянской и разночинно демократической, к приверженцам которой относится Главный герой романа Евгений Базаров.

  • Образ Андрея Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение

    Ещё одним главным и важным персонажем в знаменитом произведении "Обломов" великого русского писателя Гончарова стал Андрей Штольц. Лучший друг Ильи Обломова и одновременно его полнейшая противоположность. Многие читая данное произведение

  • Сочинение Век живи век учись по пословице

    В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.

  • Стихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права

  • Сочинение по картине Пластова Летом 5 класс

    Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом.

  • История создания Преступление и наказание сочинение

    Федор Михайлович Достоевский является признанным гением психологических романов не только в России, но и за рубежом. Его произведения «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» выделяются среди остальных очень сложными,

литературы гимназии № 000

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;

Решить вопрос о роли Дины в произведении.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

2. Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

портрет

поступки

речь

отношение автора

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

/Дина показана глазами Жилина/

О чем рассказывает ее одежда?

Как характеризуют ее движения?

Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит» .

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/

- Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в новелле образ Дины; решить вопрос о роли Дины в произведении.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы - удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи - действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача - научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное - понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

поступки

взаимоотношения с другими персонажами

отношение автора

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает - смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

/Дина показана глазами Жилина/

О чем рассказывает ее одежда?
Как характеризуют ее движения?
Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?
Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит».

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале - любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их - чувство одиночества: Жилин - пленник, Дина - сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/

Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же - притихла: «посидела, помолчала»./

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе - о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля - воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина - татарка, Жилин - русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.